Передача выморочного имущества в муниципальную собственность

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Передача выморочного имущества в муниципальную собственность" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Содержание

Взыскание задолженности в отношении выморочного имущества

Есть такие категории квартир, в которых после смерти собственника отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, а также, если никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

В соответствии со ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) такие жилые помещения будут являться выморочным имуществом.

Для управляющих организаций данный жилой фонд нередко становится обременительным, поскольку задолженность по оплате ЖКУ может копиться годами, а уполномоченные на оформление выморочного имущества лица могут не торопиться с его оформлением.

Необходимо учитывать, что новыми собственниками выморочного имущества будут являться городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). При этом такие жилые помещения включаются в соответствующий жилищный фонд социального использования (ч. 2 ст. 1151 ГК РФ).

Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом (ч. 3 ст. 1151 ГК РФ).

Однако в настоящее время отсутствует специальный закон, определяющий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований (ч. 3 ст. 1151 ГК РФ).

Таким образом, наследование выморочного имущества осуществляется согласно общим правилам о наследовании, установленным гражданским законодательством, с учетом некоторых особенностей. При этом для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется (ч. 1 ст. 1152 ГК РФ), также не допускается отказ РФ, субъекта РФ или муниципального образования от принятия выморочного имущества (ч. 1 ст. 1157 ГК РФ).

В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (далее – Постановление № 9) разъясняется, что выморочное имущество со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, муниципального образования, городов федерального значения в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Для получения свидетельства о праве на наследство на выморочное имущество, муниципальному образованию достаточно обратиться в общем порядке с заявлением о выдаче такого свидетельства к нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностному лицу по месту открытия наследства (ч. 1 ст. 1162 ГК РФ).

Кроме того, в пункте 34 Постановления № 9 также разъяснено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия, считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Согласно пункту 49 Постановления № 9 неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.).

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая отсутствие у РФ, ее субъектов или муниципальных образований права на отказ от принятия выморочного имущества, можно сделать вывод о том, что неполучение свидетельства о праве на наследство в отношении выморочного имущества не освобождает РФ, ее субъекты или муниципальные образования от возникших обязанностей, в том числе и по погашению долгов наследодателя за жилищно-коммунальные услуги.

Данный вывод находит свое подтверждение и в судебной практике.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.06.2017 № Ф06-20737/2017 по делу № А57-13339/2016:

«По смыслу указанных норм недвижимое имущество считается находящимся в собственности наследника со дня смерти должника. Особенность наследования выморочного имущества состоит в том, что его наследник заранее выразил в нормативной форме волю на приобретение любого выморочного имущества (статьи 1151, 1152, 1154, 1157 и 1162 ГК РФ).

Таким образом, принятие выморочного имущества в собственность муниципального образования происходит «автоматически» в силу закона, поскольку переход к муниципальному образованию имущества прямо установлен статьями 1151, 1152 ГК РФ и не поставлен в зависимость от каких-либо его действий

С учетом изложенного апелляционный суд правильно определил момент возникновения права собственности муниципального образования на спорную квартиру — со дня открытия наследства (дата смерти собственника05.02.2011)».

Читайте так же:  Покупка и продажа собственного жилого недвижимого имущества

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2017 по делу № А11-26/2016:

«Следовательно, государство или муниципальное образование может быть признано ответчиком по иску кредитора наследодателя вне зависимости от получения в общем порядке у нотариуса в соответствии с пунктом 1 статьи 1162 ГК РФ свидетельства о праве на наследство.

В связи, с чем вывод суда о необходимости получения свидетельства о праве наследования на выморочное имущество и регистрации права не соответствует нормам права.

Ссылка ответчика на то, что спорное имущество не признано выморочным и муниципальное образование не вступило в права наследования, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения, в силу прямого указания закона переходит в порядке наследования по закону в собственность соответствующего муниципального образования».

В любом случае, при рассмотрении иска о взыскании задолженности с муниципального образования судом будет выясняться вопрос о переходе права собственности на спорные помещения путем направления запросов нотариусам и вполне вероятно, что на данном этапе могут объявиться и наследники. Главное здесь взыскать задолженность, а с кого именно – ОМСУ или наследника не имеет столь принципиального значения.

26 апреля компания «Бурмистр.ру» проведет вебинар «Проверка по 294-ФЗ. Эпизод первый: Скрытая угроза. От жалобы к протоколу». Заявка на мероприятие тут .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

[1]

а также наших статей

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Читайте так же:  Срок вынесения мотивированного решения арбитражного суда

Принятие выморочного имущества в муниципальную собственность

Принятие выморочного имущества в муниципальную собственность

Выморочным называется имущество, оставшееся после смерти бывшего владельца, у которого не оказалось наследников. Наследование выморочного имущества (жилых помещений) муниципальными образованиями реально может помочь частично решить проблему нехватки жилья, предоставляемого по договору социального найма гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий.

Федеральный закон -ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации»вступил в силу 15 декабря 2007 г. Данным законом введены новые редакции ст. 1116, 1151, 1162, 1175 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), касающихся перехода права собственности на выморочное жилое помещение. В ранее действовавшей редакции ст. 1151 ГК РФ была предусмотрена возможность наследования выморочного имущества только Российской Федерацией.

Указанный федеральный закон установил, что такое выморочное имущество, как жилое помещение, переходит в порядке наследования по закону в собственность того муниципального образования, на территории которого указанное жилое помещение расположено. В связи с тем что Жилищным кодексом РФ на муниципальное образование возложена обязанность по решению вопроса об обеспечении малоимущих граждан жильем, принятые изменения логичны и рациональны.

Необходимо отметить, что для городского округа Шуя жилые помещения в составе выморочного имущества являются наиболее ценными, т. к. для города принятие имущества в собственность — это реальная возможность решения такой острой социальной проблемы, как нехватка жилья для нуждающихся граждан.

[2]

В правилах п. 1 ст. 1151 ГК РФ дается легальное определение выморочного имущества. Признаки выморочного имущества следующие:

    отсутствуют наследники по завещанию; нет и наследников по закону; ни один из наследников (по закону или по завещанию) при отказе от наследства не указал лицо, в пользу которого такой отказ произошел; никто из наследников, хотя прямо и не отказался от наследства, но и не принял его (в порядке и сроки, установленные в ст. 1152-1155 ГК РФ).

Порядок наследования выморочного имущества

Что делать, если после смерти владельца остается жилое помещение, находившееся в его собственности?

Выморочное жилое помещение (после перехода в порядке наследования по закону) подлежит включению в жилищный фонд социального использования.

Основной проблемой наследования выморочного имущества является отсутствие специального закона, определяющего порядок его наследования, учета и передачи в собственность муниципальных образований. До настоящего времени отсутствие должного законодательного урегулирования поставленных вопросов вызывает немало практических проблем. Наличие этих и других вопросов наследования муниципальным образованием выморочного имущества свидетельствует об объективной необходимости совершенствования законодательства.

Согласно п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества (ст. 1151 ГК РФ) принятие наследства не требуется. Это означает, что при переходе выморочного имущества в собственность муниципального образования акта принятия наследства не требуется: считается, что муниципальное образование приобрело наследство в силу действия ст. 1151 ГК РФ.

Статья 1153 ГК РФ определяет способы принятия наследства. Так, по общему правилу принятие наследства осуществляется путем подачи нотариусу по месту открытия наследства письменного заявления, в котором наследник просит в письменной форме выдать свидетельство о праве на наследство.

Однако Комитет по управлению муниципальным имуществом (далее — КУМИ) администрации городского округа Шуя столкнулся с определенными проблемами при работе с выморочным имуществом. Для обращения к нотариусу необходимо предоставить ряд документов, оговоренных в Законе РФ -1″Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»(далее — Закон РФ ) (в ред. от 01.01.2001). В число таких документов входят свидетельство о смерти и документ, подтверждающий, что наследство умершего не принято.

На основании Федерального закона -ФЗ»Об актах гражданского состояния» органы ЗАГС отказывают в предоставлении информации о государственной регистрации смерти гражданина.

Согласно ст. 5 Закона РФ нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в т. ч. и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.

Таким образом, законодательно не урегулирован вопрос о процедуре получения вышеуказанных сведений органами местного самоуправления.

Кроме того, нотариусы отказываются выдавать свидетельство о праве на наследство умершего в связи с тем, что не представлены доказательства, подтверждающие, что имущество является выморочным.

Так, при обращении к нотариусу Шуйского нотариального округа Ивановской области о выдаче свидетельства о праве на наследство на имя администрации городского округа Шуя на выморочное имущество, состоящее из квартиры в г. Шуя, было выдано постановление об отказе в совершении нотариального действия в связи с тем, что в представленных документах не имеется доказательств отсутствия у умершего гражданина каких-либо наследников и, как следствие, нет оснований для признания имущества выморочным.

Для принятия имущества в муниципальную собственность необходимо подтвердить факт выморочного имущества, однако в силу законодательства Российской Федерации такие сведения органам местного самоуправления не предоставляются.

Таким образом, уточненный порядок наследования выморочного имущества не снял ряд бюрократических проблем, возникающих при оформлении права собственности на него. В связи с этим приходится обращаться в суд и устанавливать юридический факт того, что имущество является выморочным. При этом по запросу суда требуется информация от нотариуса об отсутствии наследников, а также подтверждение сведений о смерти собственников спорного помещения из органов ЗАГС.

КУМИ администрации городского округа Шуя обратился в Шуйский городской суд с заявлением о признании имуществом выморочным. В данном заявлении для признания имущества выморочным КУМИ просил суд истребовать из регистрационной службы Ивановской области (ЗАГС) копии свидетельства о смерти собственника, а также истребовать из Шуйского нотариального округа Ивановской области сведения о наличии наследников и наследственного дела.

В связи с тем, что судебная практика по вопросам признания имущества выморочным в значительной мере еще не наработана, не всегда выморочность имущества бесспорно можно подтвердить.

Читайте так же:  Полис оферта добровольного страхования клиентов финансовых организаций
Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимое условие оформления прав на выморочное имущество — подтверждение отсутствия наследников как по завещанию, так и по закону, невозможность или нежелание принятия ими наследства. На первый взгляд, констатировать отсутствие лиц, желающих принять наследство, можно, если в течение шести месяцев после смерти наследодателя не подано заявлений о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство. Однако принятие наследства может осуществляться не только с помощью подачи заявления, но и путем совершения действий фактического характера, свидетельствующих о принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ). Совершение предусмотренных ст. 1153 ГК РФ фактических действий создает презумпцию принятия наследства. Что касается получения свидетельства о праве на наследство, то это — право, а не обязанность наследника.

Наличие кого-либо из наследников по закону или по завещанию, имеющих право или желающих получить наследство, исключает выморочность имущества. Поэтому в ситуации, когда наследник вступил в свои права фактически, но не оформил их, он вправе требовать передачи ему наследственного имущества, даже если права на него как на выморочное имущество были оформлены надлежащим образом.

Для решения указанной проблемы КУМИ администрации городского округа Шуя разыскивает свидетелей, как правило, лиц, проживающих в жилых помещениях, граничащих с выморочным имуществом, которые могут подтвердить отсутствие фактического принятия наследства (например, отсутствие проживания наследников, отсутствие факта погребения умершего потенциальными наследниками).

Кроме того, фактическое принятие наследства опровергается наличием сведений миграционной службы либо сведениями МП ЖКХ г. Шуи (поквартирная карточка) об отсутствии зарегистрированных лиц в спорном помещении.

В настоящее время КУМИ администрации городского округа Шуя проведена работа по признанию имущества выморочным в отношении 21 объекта, расположенного на территории муниципального образования. На данный момент судом вынесены положительные решения по признанию имущества выморочным по всем вышеуказанным объектам.

По жилым помещениям, признанным выморочными, формируется пакет документов для предоставления в нотариальную контору с целью получения муниципальным образованием Тородской округ Шуя»свидетельства о праве на наследство.

На сегодняшний день КУМИ администрации городского округа Шуя получены свидетельства о регистрации права муниципальной собственности на несколько объектов. Пакет документов на одну из квартир находится в управлении регистрационной службы по Ивановской области.

В заключение хотелось бы отметить, что новое, подлежащее освоению направление работы по вопросу принятия в муниципальную собственность выморочного имущества приведет к позитивным сдвигам в решении проблемы увеличения муниципального жилищного фонда, что в свою очередь позволит снизить социальную напряженность.

Необходимо отметить также экономическую эффективность этой работы. В настоящее время проблема нуждающихся в улучшении жилищных условий является наиболее острой, и муниципалитету приходится самостоятельно решать вопрос нехватки жилья. На данный момент город не располагает средствами для строительства новых домов, данная проблема решается за счет предоставления территории для застройки частным строительным фирмам (которые выделяют при этом часть квартир в собственность), а также за счет расходов местного бюджета для покупки жилых помещений. Принятие выморочного имущества в собственность городского округа Шуя позволит сократить вышеуказанные расходы. Учитывая, что средняя рыночная стоимость 1 м2 общей площади жилья по Ивановской области составляет 23 750 руб., за счет выморочного имущества было сохранено более 3 млн руб.

Статья 1151. Наследование выморочного имущества

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 281-ФЗ в статью 1151 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 1151. Наследование выморочного имущества

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 1151 ГК РФ

1. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 333-ФЗ в пункт 2 статьи 1151 настоящего Кодекса внесены изменения

2. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:

земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

3. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

См. Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное постановлением СМ СССР от 29 июня 1984 г. N 683, а также Инструкция Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов»

Передача выморочного имущества в муниципальную собственность

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок наследования муниципальным образованием выморочного имущества (земельного участка)?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

28 апреля 2018 г.

Читайте так же:  Ответственность за отсутствие программы производственного контроля

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья 6. Порядок передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Статья 6. Порядок передачи выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

1. В случае, если по истечении шести месяцев со дня открытия наследства установлено отсутствие наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления обращается с предложением к уполномоченному органу о передаче выморочного имущества, указанного в статье 5 настоящего Федерального закона, в собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

2. Решения о передаче выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо об отказе в передаче имущества принимаются уполномоченным органом в двухмесячный срок с момента получения соответствующего предложения.

3. Указанное в пункте 2 настоящей статьи решение о передаче выморочного имущества в собственность является основанием возникновения права государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности на выморочное имущество.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче выморочного имущества в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный орган обязан передать, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанного в настоящей статье решения о передаче выморочного имущества в собственность в соответствии с передаточным актом, оформленным в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным органом.

Подписанный уполномоченным лицом уполномоченного органа передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанного в настоящей статье решения о передаче выморочного имущества в собственность в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, осуществляющий принятие имущества, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен уполномоченному органу в трехнедельный срок.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен уполномоченному органу, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Права на переданные в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанного в настоящей статье решения о передаче выморочного имущества в собственность, подписанного передаточного акта и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанным в настоящей статье решением о передаче выморочного имущества в собственность.

4. В случае реализации наследником права на принятие наследства по истечении установленного законом срока в соответствии со статьей 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации уполномоченный орган отменяет решение о передаче соответствующего выморочного имущества в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

>
Заключительные положения
Содержание
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 января 2007 г. N 2844-П «О законодательной инициативе.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

[3]

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Об утверждении Положения «О порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность выморочного имущества»

Российская Федерация

Новгородская область Новгородский район

Администрация Савинского сельского поселения

От 15.06.2017 № 000

Об утверждении Положения «О порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность выморочного имущества»

В соответствии с Федеральным законом -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 125, 1151 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом -ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок ним», Уставом Савинского сельского поселения, Администрация Савинского сельского поселения

1. Утвердить положение «О порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность выморочного имущества» согласно Приложению 1.

2. Опубликовать постановление в периодическом печатном издании «Савинский вестник» и разместить на официальном сайте Савинского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава сельского поселения

к постановлению Администрации

Савинского сельского поселения

ПРИНЯТИЯ, УЧЕТА И ОФОРМЛЕНИЯ ВЫМОРОЧНОГО ИМУЩЕСТВА В СОБСТВЕННОСТЬ САВИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано в целях упорядочения учета, сохранности, оценки и реализации выморочных земельных участков, а также расположенных на них зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества (доли в них), переходящих в порядке наследования по закону в собственность Савинского сельского поселения, на основании статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Решением Совета депутатов Савинского сельского поселения «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом Савинского сельского поселения и в соответствии с Уставом Савинского сельского поселения.

1.2. Положение распространяется на находящиеся в пределах Савинского сельского поселения земельные участки, а также расположенные на них здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества (доли в них), переходящие по праву наследования в собственность Савинского сельского поселения (далее — выморочное имущество).

1.3. К выморочному имуществу, переходящему по праву наследования в собственность Савинского сельского поселения по закону, относятся земельные участки, а также расположенные на них здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества (доли в них), принадлежащие гражданам на праве собственности и освобождающиеся после их смерти при отсутствии у умершего гражданина наследников по закону и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, либо все наследники лишены наследодателем наследства, а также если имущество завещано Савинскому сельскому поселению или передано в собственность Савинского сельского поселения по решению или приговору суда.

Читайте так же:  Как получить выписку со старого адреса при прописке на новый адрес: советы и инструкции

При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (статья 1157 ГК РФ).

2. Порядок оформления документов на выморочное имущество, переходящее в порядке наследования в собственность Савинского сельского поселения.
2.1. Администрация Савинского сельского поселения (далее — Администрация) в случае поступления информации от организаций и (или) физических лиц о выявлении факта смерти гражданина, имевшего земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества (доли в них) на праве собственности, находящиеся на территории Савинского сельского поселения, при отсутствии у умершего гражданина наследников в течение 30 рабочих дней направляет запросы в соответствующие органы и организации о выдаче следующих документов:

— свидетельства (справки) о смерти, выданного учреждениями ЗАГС;

— правоустанавливающих и (или) правоподтверждающих документов о праве собственности умершего гражданина на земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества (доли в них) в ФГУП «Ростехинвентаризация» — Федеральное БТИ»;

— выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр), удостоверяющей внесение в Реестр записи о праве собственности умершего гражданина на земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества (доли в них);

— кадастрового и технического паспорта на земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества (доли в них);

— запроса нотариусу по месту нахождения земельного участка, а также расположенных на нем зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества (долей в них) о наличии или отсутствии открытых наследственных дел.

2.2. После поступления в Администрацию указанных в подразделе 2.1 документов данные документы, а также справка о стоимости здания, сооружения, иного объекта недвижимого имущества, выданная организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию недвижимого имущества, справка о кадастровой стоимости земельного участка или отчет о независимой оценке имущества направляются нотариусу по месту открытия наследства для оформления свидетельства о праве на наследство по истечении 6-месячного срока со дня смерти собственника земельного участка, а также расположенных на нем зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества (долей в них), для оформления свидетельства о праве на наследство по закону.

В случае отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство Администрация обращается с иском в суд о признании права муниципальной собственности Савинского сельского поселения на выморочное имущество.

2.3. Администрация в течение 30 рабочих дней после поступления информации об отказе в предоставлении документов, указанных в подразделе 2.1. по причине их отсутствия обращается с исковым заявлением в суд о признании на выморочное имущество права собственности Савинского сельского поселения.

2.4. Администрация в течение 10 (десяти) календарных дней с даты получения свидетельства о праве Савинского сельского поселения на наследство или вступления в законную силу решения суда о признании права собственности Савинского сельского поселения на выморочное имущество:

— готовит проект постановления администрации Савинского сельского поселения о приеме в муниципальную собственность Савинского сельского поселения выморочного имущества;

— обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации права муниципальной собственности Савинского сельского поселения на выморочное имущество.

3. Учет объектов выморочного имущества

3.1. Сведения по земельным участкам, а также расположенным на них зданиям, сооружениям, иным объектам недвижимого имущества (долям в них), являющимся выморочными, право собственности на которые зарегистрировано за Савинским сельским поселением, вносятся в состав казны Савинского сельского поселения.

3.2. Свидетельство о государственной регистрации права собственности Савинского сельского поселения хранится в Администрации. Администрация Савинского сельского поселения принимает решение по дальнейшему распоряжению земельными участками, а также расположенными на них зданиями, сооружениями, иными объектами недвижимого имущества (долями в них) в соответствии с действующим законодательством.

3.3. С целью освобождения земельного участка, а также расположенного на нем здания, сооружения, иных объектов недвижимого имущества (доли в них) от вещей и последующего ремонта Администрация по месту нахождения выморочного имущества создает комиссию для описи имущества, находящегося в нежилом помещении, после чего принимает решение об утилизации или передаче на хранение вещей.

В состав комиссии входят специалисты администрации Савинского сельского поселения, на территории которого выявлено выморочное имущество, специалисты МКУ «Служба заказчика по строительству и хозяйственному обеспечению.

Видео (кликните для воспроизведения).

3.4. Все, что не урегулировано настоящим Положением, регулируется действующим законодательством Российской Федерации.

Источники


  1. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.

  2. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.

  3. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
Передача выморочного имущества в муниципальную собственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here