Справедливая стоимость по договору безвозмездного пользования

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Справедливая стоимость по договору безвозмездного пользования" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Содержание

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Необходимость применения положений СГС «Аренда», а также порядок учета полученного в безвозмездное пользование имущества зависит от наличия и содержания распорядительных документов, устанавливающих обязанности по содержанию данного имущества сторонами договора.
Законом не установлено, какой из сторон (ссудополучателем или ссудодателем) должна определяться справедливая стоимость арендных платежей. При заключении договора безвозмездного пользования имуществом между учреждениями госсектора определять справедливую стоимость арендных платежей необходимо и ссудодателю, и ссудополучателю.
В случае классификации недвижимого имущества (помещения) в качестве объекта операционной аренды, его учет ссудополучателем осуществляется на счете 0 111 42 000 «Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

17 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Как разграничить операционную и финансовую аренду смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Как организовать учет по СГС «Аренда» (для госсектора).
*(2) Причем рыночную стоимость аренды можно запросить в органе по управлению имущества, если в рамках соответствующего публично-правового образования он наделен соответствующими полномочиями. Подробнее о порядке определения справедливой стоимости арендных платежей смотрите в материалах: Энциклопедия решений. Как организовать учет по СГС «Аренда» (для госсектора); Энциклопедия решений. Как определить справедливую стоимость объекта основных средств для целей бухгалтерского учета? Памятка бухгалтеру госсектора.
*(3) Если в 22, 23 разрядах номера счета бухгалтерского учета указано «ХХ», то при формировании бухгалтерских записей должен применяться код группы синтетического счета объекта учета, соответствующий экономическому содержанию конкретной операции.

Справедливая стоимость по договору безвозмездного пользования

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

При возникновении арендных отношений на льготных условиях учреждение должно отражать объект учета аренды по справедливой стоимости. Это верно и для арендодателя, и для арендатора. Если обеими сторонами льготного договора аренды являются организации госсектора, учет такого объекта имеет свои особенности.

Объект аренды и справедливая стоимость

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Справедливая стоимость по договору безвозмездного пользования

На вопросы отвечала
Е.П. Кравченко,
эксперт в области бухгалтерского учета и отчетности учреждений госсектора

В редакцию приходит много вопросов по применению федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в частности стандарта «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда»).

Вопрос. По какой цене учитывать стоимость операционной аренды по договору безвозмездного пользования (минимальной, максимальной, средней), если торгово-промышленная палата дала справку о стоимости арендной платы 1 м2 имущества на территории муниципального образования в диапазоне от минимальной до максимальной?

Ответ. Полагаем, в данном случае конкретный размер ставки арендной платы для целей бухгалтерского учета объектов арендных отношений по договорам безвозмездного пользования следует определить и закрепить в учетной политике, выбрав один из предложенных вариантов действующих ставок в публично-правовом образовании.
При оценке объектов арендных отношений договоров безвозмездного пользования считаем необходимым ее согласование с другой стороной (ссудодателем или ссудополучателем) договора.

Вопрос. Краевым органом исполнительной власти (арендодатель) заключен тройственный договор аренды недвижимого имущества (по площади, на которой установлен банкомат) с кредитной организацией (арендатор) с согласия департамента имущественных отношений края.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

3 шага по определению справедливой стоимости арендных платежей для бюджетного учреждения

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 322-02-63 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

С началом действия СГС «Аренда» отношения в рамках договоров безвозмездного пользования для целей бухгалтерского учета должны иметь стоимостную оценку. Рассмотрим пошагово, какие действия должно предпринять учреждение при определении справедливой стоимости арендных платежей:

Шаг 1. Согласовываем справедливую стоимость арендных платежей с контрагентом

Может возникнуть вопрос: а должна ли сумма справедливых арендных платежей быть одинаковой у обеих сторон договора? В настоящее время обязанности отражать в учете ссудодателя и ссудополучателя идентичные данные о справедливой стоимости арендных платежей имущества, передаваемого/ получаемого в безвозмездное пользование, нет. Однако в случае, когда сторонами договора безвозмездного пользования являются организации государственного сектора, целесообразно, чтобы стоимостные оценки объектов учета аренды были идентичны. Это позволит обеспечить сопоставимость данных бухгалтерского учета и повысить эффективность расходов бюджета.

Читайте так же:  Что делать если продавец отказывается принимать претензию

Шаг 2. Определяем справедливую стоимость арендных платежей методом рыночных цен

Если же по запросу информация о стоимостных оценках передаваемого имущества не предоставлена или у контрагента ее попросту нет, можно воспользоваться одним из методов определения справедливой рыночной стоимости:

  • изучение предложений по аналогичным или схожим объектам из Интернета, в т. ч. информации с порталов местных администраций о сдаче в аренду муниципального имущества;
  • запрос в орган по управлению имуществом;
  • использование данных ЕИС о контрактах/договорах других учреждений, и т. д.

Шаг 3. При невозможности определить справедливую стоимость – временно учитываем объект в условной оценке

На практике не всегда получается определить справедливую стоимость в короткий срок. Если данные о текущих рыночных ценах на аналогичные либо схожие активы по каким-либо причинам получить не удалось, допускается принятие к учету объектов нефинансовых активов в условной оценке, равной одному рублю. Однако следует понимать, что данная мера – временная, и после получения необходимых данных балансовая стоимость объекта должна быть пересмотрена. На это Минфин России указывал в своих разъяснениях (письмо Минфина России от 21 сентября 2018 г. № 02-06-10/67818).

Справедливая стоимость при отсутствии рыночных цен

В письме от 3 октября 2018 г. № 02-06-10/70949 Минфин России разъяснил вопрос об определении справедливой стоимости арендных платежей в целях бухучета организациями госсектора.

Согласно СГС «Аренда» объекты учета аренды, признаваемые в составе НФА и возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или аренды на льготных условиях, отражаются в бухучете по справедливой стоимости на дату классификации таких объектов учета методом рыночных цен, то есть как на рыночных условиях.

При отсутствии данных о рыночных ценах на аналогичные либо схожие активы допускается принятие их к учету по цене один рубль за единицу. При получении данных о рыночной цене актива комиссией субъекта учета осуществляется пересмотр балансовой стоимости такого объекта.

Таким образом, учет объектов нефинансовых активов и, в частности, объектов учета аренды в условной оценке (один рубль) является временной мерой до момента определения справедливой стоимости арендных платежей, по которой в соответствии с СГС «Аренда» данные объекты должны учитываться на счетах бухгалтерского учета.

Информация, предоставленная в первичных учетных документах и регистрах бухучета, а также содержащаяся в бухгалтерской отчетности должна обладать прогностической или подтверждающей ценностью, что позволяет ее использовать для финансовой оценки будущих событий и для подтверждения или корректировки ранее сделанных выводов.

Справедливая стоимость муниципального имущества

Минфин России в письме от 4 марта 2019 г. № 02-07-10/14328 разъяснил вопрос об определении справедливой стоимости муниципального имущества, полученного в безвозмездное пользование от учредителя, для целей бухучета.

[1]

Муниципальным имуществом является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления.

В безвозмездное пользование муниципальное имущество предоставляется путем проведения торгов на право заключения договора. Без проведения указанных торгов муниципальное имущество передается на основании постановления администрации города после согласования с городской Думой.

Согласно СГС «Аренда» при предоставлении объектов имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости либо в рамках договоров безвозмездного пользования, они отражаются в учете по их справедливой стоимости, определяемой на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен — как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях. Для целей бухучета рыночной признается цена, которая может быть уплачена (получена) при заключении договора на аналогичное имущество между независимыми участниками сделки. Для определения справедливой стоимости используются документально подтвержденные сведения о рыночных ценах, сформированные субъектом учета самостоятельно.

Согласно СГС «Концептуальные основы» увеличение полезного потенциала, связанное с вкладами учредителя, не признается доходом.

Таким образом, в случае закрепления за муниципальными учреждениями имущества, составляющего муниципальную казну, на праве безвозмездного пользования в целях имущественного обеспечения их деятельности не возникает объектов учета аренды и положения СГС «Аренда» не применяются.

В случае отсутствия данных о стоимости замещения объектов учета допускается их отражение в бухучете в условной оценке — один объект, один рубль. При определении справедливой стоимости следует руководствоваться принципом осмотрительности.

Как учесть имущество, находящееся в безвозмездном пользовании?

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

У муниципального казенного учреждения в безвозмездном пользовании находится автомобиль (числится на забалансовом счете 01). Как учитывается этот объект в связи со вступлением в силу СГС «Аренда»? Надо ли его переводить с забаланса на баланс учреждения?

Ответ:

С 01.01.2018 при отражении операций по получению (передаче) в безвозмездное пользование имущества следует руководствоваться СГС «Аренда», СГС «Основные средства» и СГС «Концептуальные основы».

Согласно п. 8 СГС «Аренда» объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются в качестве объектов учета аренды. Такие объекты относятся для целей бухгалтерского учета либо к объектам учета операционной аренды, либо к объектам учета неоперационной (финансовой) аренды – в зависимости от предполагаемого срока использования имущества по отношению к оставшемуся сроку полезного использования передаваемого объекта, величины арендных платежей по отношению к справедливой стоимости объекта учета аренды и соблюдения иных условий, предусмотренных п. 12 – 14 СГС «Аренда».

Обратите внимание: объекты бухгалтерского учета, возникающие при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за учреждениями с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций), не классифицируются в качестве объектов учета аренды (п. 10 СГС «Аренда»).

Отметим, что классификация объектов учета аренды производится посредством оценки договорных условий пользования имуществом и его содержания.

Читайте так же:  Обязанность получать корреспонденцию по юридическому адресу

Например, в силу положений СГС «Аренда» при заключении договора безвозмездного бессрочного пользования автомобилем возникают отношения по неоперационной (финансовой) аренде (см. письма Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 и от 30.11.2017 № 02-07-07/79257). А автомобиль, полученный учреждением по договору безвозмездного пользования, заключенному на определенный срок, может учитываться в качестве объекта операционной аренды.

То есть, принимая во внимание положения СГС «Аренда», важно правильно классифицировать объекты учета аренды с разделением их на операционную и финансовую аренду, поскольку учитываются в бюджетном учете такие объекты по-разному.

К сведению: в целях перехода на применение СГС «Аренда» рекомендуем воспользоваться методическими указаниями (рекомендациями) Минфина, доведенными письмами от 13.12.2017 № 02-07-07/83463 и № 02-07-07/83464.

До применения СГС «Аренда» автомобиль, полученный учреждением в безвозмездное пользование, следовало учитывать на забалансовом счете 01 «Имущество в пользовании» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником), или в условной оценке: один объект – 1 руб. (если это установлено учетной политикой).

С 01.01.2018 автомобиль в зависимости от принадлежности его к объекту операционной либо финансовой аренды необходимо учитывать на счетах бюджетного учета 1 111 45 000 «Права пользования транспортными средствами», 1 101 35 000 «Транспортные средства – иное движимое имущество учреждения» соответственно (п. 5, 41.1 Инструкции № 162н).

Отражать на балансе указанный объект следует по справедливой стоимости, определяемой на дату его классификации методом рыночных цен, – как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее – справедливая стоимость арендных платежей) (п. 26 СГС «Аренда», Письмо Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-07-08/30805).

Разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей признается отложенными доходами (доходами будущих периодов) от предоставления права пользования активом (п. 27.1, 28.1 СГС «Аренда»).

В течение срока пользования имуществом отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также амортизация на учтенное право пользования активом (при операционной аренде) или основное средство (при финансовой аренде) равномерно (ежемесячно) признаются в составе финансового результата текущего периода (п. 27.1, 28.2 СГС «Аренда»).

Для перехода на применение СГС «Аренда» в рассматриваемой ситуации рекомендуем:

провести инвентаризацию имущества с целью выявления фактического наличия автомобиля, полученного в безвозмездное пользование по договору, заключенному до 1 января 2018 года;

определить оставшийся срок полезного использования автомобиля (оставшийся срок пользования объектом или оставшийся срок его выкупа, если это объект финансовой аренды);

определить суммы ежемесячных арендных платежей, рассчитанных исходя из справедливой (рыночной) стоимости объекта, за оставшийся срок полезного использования автомобиля (начиная с 2018 года и до завершения сроков использования объекта);

сформировать бухгалтерскую справку (ф. 0504833) для отражения в межотчетный период (по состоянию на 1 января 2018 года) входящих остатков по объекту учета аренды.

С учетом вышесказанного и на основании положений п. 7, 19, 41.1, 120, 123 Инструкции № 162н в бюджетном учете казенного учреждения необходимо сформировать следующие бухгалтерские записи:

1. В межотчетный период:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списан объект (автомобиль), находящийся в безвозмездном пользовании, с забалансового учета

Операционная аренда

Принято право пользования автомобилем – объектом операционной аренды

1 111 45 350
1 401 30 000

1 401 30 000
1 401 40 182

Финансовая аренда

Принят к учету автомобиль – объект финансовой аренды

1 101 35 310
1 401 30 000

1 401 30 000
1 401 40 182

2. Ежемесячно в течение оставшегося срока полезного использования автомобиля:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Признаны доходы текущего финансового года в размере ежемесячного арендного платежа, рассчитанного исходя из справедливой (рыночной) стоимости автомобиля

Операционная аренда

Начислена амортизация на учтенное право пользования автомобилем

1 109 х0 224
1 401 20 224

Финансовая аренда

Начислена амортизация на автомобиль – объект финансовой аренды

[2]

Справедливая стоимость по договору безвозмездного пользования

Видео (кликните для воспроизведения).

Новости Статьи Консультация Законодательство ПО Книги Юмор Поездки Знакомства

Темы новостей

Вычеты

Долги

Касса

Компенсации

Налоговый кодекс

НДС

НДФЛ

Оплата труда

Отчетность

Проверки

Расходы

ФНС

все темы

namtipStudio / Shutterstock.com

С началом применения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора появилась необходимость определения справедливой стоимости объектов учета.

Выбор метода определения справедливой стоимости зависит от вида актива или обязательства и хозяйственной ситуации. Применять надо тот метод, который позволяет достоверно оценить справедливую стоимость объекта бухгалтерского учета при определенных условиях, либо метод, предусмотренный для соответствующего объекта бухгалтерского учета, федеральными стандартами и иными нормативными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рассмотрим некоторые примеры хозяйственных ситуаций, для которых федеральными стандартами установлены методы определения справедливой стоимости.

[3]

Пример 1. Для случая отчуждения (продажи, передачи) основного средства организации не госсектора предусмотрена переоценка этого объекта до справедливой стоимости только методом рыночных цен (п. 29, п. 30 стандарта «Основные средства»).

Пример 2. В ситуации, когда основное средство приобретается путем обмена на другой актив (неденежные расчеты) справедливая стоимость передаваемого актива может быть определена не только методом рыночных цен, но и методом амортизированной стоимости замещения. В данном случае п. 21 стандарта «Основные средства» не установлен метод определения справедливой стоимости. Поэтому организация сама выбирает тот метод, который позволит наиболее достоверно оценить справедливую стоимость актива.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пример 3. При определении справедливой стоимости в случае выявления признаков обесценения нефинансовых активов или при наличии признаков снижения убытка от обесценения актива организация госсектора вправе использовать любой из двух методов (п. 11 стандарта «Обесценение активов»).

Пример 4. Справедливая стоимость по объектам учета аренды в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости определяется методом рыночных цен (п. 26 стандарта «Аренда»).

Об утверждении Положения о порядке определения справедливой стоимости при передаче муниципального имущества Петропавловского сельского поселения в рамках договоров безвозмездного пользования или договоров аренды на льготных условиях

150 от 23.10.2018

АДМИНИСТРАЦИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

КУРГАНИНСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23.10.2018 № 150

Об утверждении Положения о порядке определения

справедливой стоимости при передаче муниципального

имущества Петропавловского сельского поселения

в рамках договоров безвозмездного пользования

или договоров аренды на льготных условиях

В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказами министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», от 31 декабря 2016 года № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», от 31 декабря 2016 года № 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда» п о с т а н о в л я ю:

  1. Утвердить Положение о порядке определения справедливой стоимости при передаче муниципального имущества Петропавловского сельского поселения в рамках договоров безвозмездного пользования или договоров аренды на льготных условиях (прилагается).
  2. Опубликовать настоящее постановление в периодичном печатном средстве массовой информации «Вестник органом местного самоуправления Петропавловского сельского поселения Курганинского района» и разместить на официальном сайте администрации Петропавловского сельского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
  4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Исполняющий обязанности главы

Петропавловского сельского поселения С.В. Ковалевская

поселения Курганинского района

от 23.10.2018 № 150

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке определения справедливой стоимости при

передаче муниципального имущества Петропавловского

сельского поселения в рамках договоров безвозмездного

пользования или договоров аренды на льготных условиях

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказами министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», от 31 декабря 2016 года № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», от 31 декабря 2016 года № 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда».

1.2. Требования настоящего Положения обязательны для определения справедливой стоимости при передаче муниципального имущества Петропавловского сельского поселения в рамках договоров безвозмездного пользования или договоров аренды на льготных условиях.

  1. Порядок определения размера справедливой стоимости

объектов учета аренды, возникающих в рамках и договоров

безвозмездного пользования муниципальным имуществом

и договоров аренды на льготных условиях

2.1. Определение размера справедливой стоимости объектов учета аренды, возникающих в рамках и договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом и договоров аренды на льготных условиях осуществляется в соответствии с Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организации государственного сектора «Аренда».

2.1.1. Размер справедливой стоимости объектов учета аренды, возникающих в рамках договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом определяется по формуле:

С = Ар / 365 х Кд, где:

С — справедливая стоимость (руб.);

Ар – рыночная стоимость годовой арендной платы (руб.);

Кд – количество календарных дней с даты классификации объекта учета аренды до дня окончания срока действия договора.

2.1.2. Размер справедливой стоимости объектов учета аренды, возникающих в рамках договоров аренды, заключенных на льготных условиях определяется по формуле:

С = Ал / 365 х Кд, где:

С — справедливая стоимость (руб.);

Ал – величина годовой арендной платы, которая бы применялась, если бы договор был заключен без каких-либо льгот (руб.);

Кд – количество календарных дней с даты классификации объекта учета аренды до дня окончания срока действия договора.

2.2. В случае если, срок действия договора не определен, либо договор заключен бессрочно, величина Кд рассчитывается с учетом бюджетного цикла – 3 года.

Таким образом, Кд = количество календарных дней с даты классификации объекта учета аренды до дня окончания 3-х летнего бюджетного цикла.

  • В случаях, когда объектом учета аренды является движимое имущество, расчет справедливой стоимости производится в отношении каждой единицы движимого имущества.
  1. Порядок определения рыночной стоимости годовой арендной платы

3.1.При определении справедливой стоимости объектов учета аренды, администрация Петропавловского сельского поселения руководствуется методом рыночных цен (рыночной стоимости) (письмо Минфина России от 8 мая 2018 года № 02-07-08/30805 «Об определении справедливой стоимости объекта учета аренды на льготных условиях) ежегодно, не позднее 15 января года, следующего за отчетным годом, направляет в Курганинскую Торгово-промышленную палату запрос о величине средней рыночной стоимости годовой арендной платы за отчетный год. Сведения, предоставленные Курганинской Торгово-промышленной палатой являются исходными для расчета справедливой стоимости.

В случае непредставления запрашиваемых сведений Курганинской Торгово-промышленной палатой, администрация вправе определить справедливую стоимость объектов аренды самостоятельно, основываясь на информации из иных источников (средства массовой информации, интернет и т.д.).

3.2. Расчет справедливой стоимости осуществляется администрацией в соответствии с разделом 2 настоящей Методики.

  • Требования настоящего Положения могут быть дополнены, изменены или отменены в связи с изменением законодательства.
  • В случаях, не предусмотренных настоящей Методикой необходимо руководствоваться действующим законодательством.

3 шага по определению справедливой стоимости арендных платежей для бюджетного учреждения

AndreyPopov / Depositphotos.com

С началом действия СГС «Аренда» отношения в рамках договоров безвозмездного пользования для целей бухгалтерского учета должны иметь стоимостную оценку. Рассмотрим пошагово, какие действия должно предпринять учреждение при определении справедливой стоимости арендных платежей:

Шаг 1. Согласовываем справедливую стоимость арендных платежей с контрагентом

Может возникнуть вопрос: а должна ли сумма справедливых арендных платежей быть одинаковой у обеих сторон договора? В настоящее время обязанности отражать в учете ссудодателя и ссудополучателя идентичные данные о справедливой стоимости арендных платежей имущества, передаваемого/ получаемого в безвозмездное пользование, нет. Однако в случае, когда сторонами договора безвозмездного пользования являются организации государственного сектора, целесообразно, чтобы стоимостные оценки объектов учета аренды были идентичны. Это позволит обеспечить сопоставимость данных бухгалтерского учета и повысить эффективность расходов бюджета.

Шаг 2. Определяем справедливую стоимость арендных платежей методом рыночных цен

Если же по запросу информация о стоимостных оценках передаваемого имущества не предоставлена или у контрагента ее попросту нет, можно воспользоваться одним из методов определения справедливой рыночной стоимости:

  • изучение предложений по аналогичным или схожим объектам из Интернета, в т. ч. информации с порталов местных администраций о сдаче в аренду муниципального имущества;
  • запрос в орган по управлению имуществом;
  • использование данных ЕИС о контрактах/договорах других учреждений, и т. д.

Шаг 3. При невозможности определить справедливую стоимость – временно учитываем объект в условной оценке

На практике не всегда получается определить справедливую стоимость в короткий срок. Если данные о текущих рыночных ценах на аналогичные либо схожие активы по каким-либо причинам получить не удалось, допускается принятие к учету объектов нефинансовых активов в условной оценке, равной одному рублю. Однако следует понимать, что данная мера – временная, и после получения необходимых данных балансовая стоимость объекта должна быть пересмотрена. На это Минфин России указывал в своих разъяснениях (письмо Минфина России от 21 сентября 2018 г. № 02-06-10/67818).

Учет объектов финансовой аренды учреждениями госсектора с 01.01.2018

С 01.01.2018 меняется порядок учета учреждениями госсектора объектов, полученных в аренду (безвозмездное пользование).

При организации учета таких объектов учреждениям необходимо ориентироваться, в первую очередь, на положения стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:
— «Аренда», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н;
— «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н.

Кроме того, отдельные разъяснения по поводу учета арендованных объектов с 01.01.2018, а также по переходу на данный учет даны в письмах Минфина России от 13.12.2017:
— N 02-07-07/83463 (Методические указания по переходным положениям СГС «Аренда» при первом применении);
— N 02-07-07/83464 (Методические указания по применению СГС «Аренда»).

В данной статье остановимся на особенностях учета объектов финансовой аренды.

Какие объекты относятся к объектам финансовой аренды?

Стандартом «Аренда» предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:

  • объекты учета операционной аренды;
  • объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Арендованные (полученные в безвозмездное пользование) объекты классифицируются как объекты финансовой аренды при выполнении одного или нескольких из условий:

а) срок пользования имуществом сопоставим с оставшимся сроком его полезного использования;

б) сумма всех арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью имущества;

в) передача права собственности на арендованное имущество арендатору по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены;

г) передаваемое в пользование имущество носит специализированный характер, позволяющий только пользователю (арендатору) использовать его без существенных изменений (реконструкций (модификации);

д) передаваемое в пользование имущество не может быть заменено другим имуществом без дополнительных финансовых расходов;

е) приоритетное право арендатора на продление договора аренды на дополнительный срок при сохранении прежнего уровня арендных платежей либо арендной платы, в том числе ниже рыночного;

ж) убытки (прибыль) от изменений справедливой стоимости передаваемого в пользование имущества в течении срока договора относятся на пользователя такого имущества.

Так, полученное по договору лизинга имущества классифицируется в качестве объекта финансовой аренды.

Объекты, в отношении которых ни одно из выше перечисленных условий не выполняется, классифицируются в качестве объектов операционной аренды. Если арендные платежи являются только платой за пользование арендованным имуществом (арендной платой), то соответствующие арендованные объекты классифицируются как объекты учета операционной аренды.

На каких счетах бюджетного (бухгалтерского) учета учитываются объекты финансовой аренды с 01.01.2018?

1. Учет у арендатора (пользователя) имущества.

Объекты финансовой аренды отражаются арендатором (пользователем) в составе нефинансовых активов как самостоятельные объекты бухгалтерского учета на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Одновременно с признанием в бухгалтерском учете актива признаются обязательства арендатора (пользователя) перед арендатором (правообладателем) с применением счета 0 302 24 000 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом».

Процентные расходы, входящие в состав арендных платежей по финансовой (неоперационной) аренде, отражаются в качестве расходов текущего года бухгалтерской записью по дебету счета 0 401 20 234 «Расходы текущего финансового года по процентным расходам по финансовой аренде» и кредиту 0 302 24 730 «Увеличение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом».

2. Учет у арендодателя (правообладателя) имущества.

У арендодателя (правообладателя) имущества передача объектов финансовой аренды отражается как выбытие объекта с балансовых счетов учета. Одновременно отражается увеличение на забалансовых счетах 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» или 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Предстоящие доходы от предоставления права пользования активом учитываются на счетах 0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды», 0 401 40 122 «Доходы будущих периодов от финансовой аренды».

Процентные доходы, входящие в состав арендных платежей по финансовой (неоперационной) аренде, отражаются в качестве доходов текущего периода бухгалтерской записью по дебету счета 0 205 22 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от финансовой аренды» и кредиту счета 0 401 10 122 «Доходы будущих периодов от финансовой аренды».

По какой стоимости осуществляется учет объектов финансовой (неоперационной) аренды?

Первоначальная стоимость объекта финансовой аренды складывается из:

  • арендных обязательств пользователя (арендатора) в оценке дисконтированной стоимости арендных платежей (при условии, что дисконтированная стоимость арендных платежей меньше справедливой стоимости имущества, предоставляемого в пользование);
  • затрат, непосредственно связанных с ведением переговоров по заключению договора аренды (договора безвозмездного пользования), включающих расходы по уплате агентских вознаграждений, юридических услуг и иные расходы, связанные исключительно с ведением переговоров, подготовкой и (или) заключением договора (в том числе собственные расходы субъекта учета на указанные цели);
  • выкупной стоимости имущества.

Дисконтированная стоимость арендных платежей рассчитывается исходя из суммы ежемесячного платежа и процентной ставки. В случае отсутствия процентной ставки она приравнивается к ключевой ставке банка России.

Для наглядности обозначим сумму ежегодного платежа: P, процентную ставку — m (выражена в долях единиц).

Дисконтированная сумма за первый год будет равна P/(1+m), за второй год — P/(1+m)^2 и т. д.

Общая дисконтированная стоимость арендных платежей будет равна сумме дисконтированных стоимостей за все годы нахождения объекта в аренде.

Пример. Объект находится у бюджетного учреждения в финансовой аренде продолжительностью 5 лет. Сумма ежегодного платежа — 200 000 рублей. Процентная ставка — 10%. Необходимо рассчитать дисконтированную стоимость арендных платежей для принятия объекта к учету в составе основных средств.

За первый год дисконтированная сумма арендного платежа будет равна:
200 000/(1+0,1) = 181 818,18 (рублей).
За второй год:
200 000/(1+0,1)^2 = 165 289,26 (рублей).
За третий год:
200 000/(1+0,1)^3 = 150 262,96 (рублей).
За четвертый год:
200 000/(1+0,1)^4 = 136 602,69 (рублей).
За пятый год:
200 000/(1+0,1)^5 = 124 184,26 (рублей).

Дисконтированная сумма арендных платежей составит 758 157,35 (рублей). Размер процентов за 5 лет — 241 842,65 рублей.

Статья подготовлена

Источники


  1. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». — М.: Проспект, 2013. — 156 c.

  2. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.

  3. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.
  4. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 766 c.
Справедливая стоимость по договору безвозмездного пользования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here