Разрешены ли светодиодные светильники в детских учреждениях

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Разрешены ли светодиодные светильники в детских учреждениях" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

В помещениях детских дошкольных учреждений нежелательно использовать светодиодные источники освещения при организации систем искусственного освещения

Роспотребнадзор информирует, что в настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве.

В частности, сообщается, что по результатам проведенного научного исследования были подготовлены и 25.12.2013 утверждены в установленном порядке изменения N 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10, разрешающие использование светодиодов в школах.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» в п. 2.4.2.3 допускают использование разных светильников, имеющих определенные светотехнические характеристики и конструктивное исполнение. Требования к типу источника света, а также к запрету использования светодиодов не предъявляются.

Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» также не содержат ограничений по применению светодиодов на рабочих местах.

Таким образом, в настоящее время санитарное законодательство ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждений.

Требования к светодиодным светильникам в образовательных учреждениях. Нормативные акты и «подводные камни».

Последние изменения в «СанПиН об условиях организации обучения» были утверждены в 2013-м году и в них по сей день нет ясного определения того, какие требования следует предъявлять к светодиодным источникам света в искусственном освещении учебных помещений.
Полный документ тут:
http://education.simcat.ru/school33/files/1391068930_sanpin_shkola.pdf

Также, казалось бы, нет никаких четких указаний по поводу обязательного внедрения светодиодных источников света в общеобразовательных учреждениях и в программе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», утвержденной в 2010-м году. В этом можете удостовериться самостоятельно:
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fwww.minenergo.gov.ru%2Fupload%2Fdocs%2Fee%2Fb612746a17.

Ну а, так как четких регламентирующих документов вроде бы нет, светодиодная индустрия моментально начала настойчиво продвигать все свои продукты в школы и университеты, в детские сады и интернаты, расхваливая и доказывая экономичность и энергоэффективность на все лады.

Кто-то из руководителей образовательных учреждений не торопится заменять освещение на светодиодное, кто-то ждет четких разъяснений или распоряжений со стороны госструктур, а кто-то уже вынужден менять светильники в связи с истекшим сроком эксплуатации текущего освещения, и зачастую, не имея четкой и прозрачной системы требований, ставит в своих учреждениях то, что по сути не соответствует даже ныне утвержденным нормам.

Как определить, какие светодиодные светильники разрешено устанавливать в образовательных учреждениях?

Давайте включим логику и почитаем действующие санитарные правила и нормы более вдумчиво, чтобы спрогнозировать изменения, которые будут более корректно регламентировать использование светодиодных светильников в образовательных учреждениях, когда Министерство Здравоохранения закончит все работы над следующими поправками к действующему СанПиНу.

Какие конкретные типы текущих светодиодных светильников наиболее близко соответствуют тем требованиям, которые ныне действуют для освещения школ и детских садов, а также прочих образовательных учреждений?

Для этого достаточно более детально разобрать каждый подпункт соответствующего СанПин.

Ряд сегодняшних производителей светодиодного освещения ограничивается для этого первым пунктом:
7.2.1. Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
То есть, получают общий сертификат ТС, который объединил в себе ранее используемые Сертификат Соответствия и Гигиенический Сертификат. И с этим документом пытаются доказать директорам школ, что, мол, все в соответствии с нормами.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Но по факту отнюдь не все светильники на самом деле подойдут для освещения в классах и аудиториях.
Для этого достаточно внимательно изучить прочие пункты СанПин.

К примеру, буквально следующий пункт следует разобрать со всей тщательностью:
7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.

1) Спектр цветоизлучения в данном пункте указан весьма нечетко. С чем это связано на данный момент, догадаться несложно — большая часть текущего СанПиНа унаследовала текст из ранней версии, так как более конкретная классификация у люминесцентных ламп отсутствовала.
Теперь же, с появлением светодиодных аналогов и разнообразием их цветопередачи стоит заметить, что в данном случае следует применять светодиодные светильники с цветностью света от 2700К до 5000К. Именно этот диапазон температуры цвета принято относить к значениям тепло-белый (2700К-3500К), белый (4000К-5000К), естественно-белый (3500К-4500К).

С чем это связано?
Данный диапазон наиболее близок к естественному освещению в дневное время, и комфортно воспринимается зрением.
Если более мягкий и уютный тепло-белый (2700К-3500К) более рекомендован к установке в дошкольных учреждениях, то все прочие (от 3500К до 5000К) — к установке в классах школ и аудиториях ВУЗов.
Это связано напрямую с особенностями человеческого восприятия — тепло-белый цвет свечения действует на нас успокаивающе, умиротворяюще, ассоциируется с уютом и комфортом, а естественный белый повышает работоспособность, восприятие, тонизирует мозговую активность.

Следует отметить, что есть еще одна разновидность — холодный белый (свыше 5000К). Это свечение является наиболее ярким и высококонтрастным, но повышает утомляемость и при длительном воздействии в течение дня действует на человека угнетающе. Поэтому светильники с цветностью свыше 5000К не рекомендованы для образовательных учреждений.

2) Также очень важный параметр — индекс цветопередачи Ra. О нем напрямую не говорится в самом СанПиНе (так как косвенно это относится к пункту 7.2.1), но есть четкая градация помещений по характеристикам зрительной работы. О ней говорится в достаточно старом, но действующем документе СНиП 23-05-95, на который и ссылается данный СанПиН:
http://www.docload.ru/Basesdoc/1/1898/#i772208
И, согласно таблице из этого документа, светильники в помещениях образовательных учреждений должны обладать индексом Ra>80.

Читайте так же:  Прекращение уголовного дела в связи деятельным раскаиванием

3) Еще одна крайне важная деталь — показатель дискомфорта Мт. Это критерий оценки дискомфортной блескости, вызывающей неприятные ощущения при неравномерном распределении яркостей в поле зрения. Показатель дискомфорта (М) характеризует степень неудобства или напряженности при наличии в поле зрения точечных источников повышенной яркости.
Именно поэтому все осветительные приборы (или источники света) в помещениях длительного пребывания людей имеют матовую защитную оболочку. В случае с лампами накаливания — это матовые плафоны, в случае с люминесцентными лампами — непосредственно колбы самих ламп.

Таким образом, чтобы соответствовать указанному показателю, все светодиодные источники света в помещениях образовательных учреждений необходимо также скрывать за матовым рассеивателем, так как точечная яркость светодиодов недостаточно комфортно нивелируется другими типами рассеивателей (призма, микропризма, колотый лед и прочее).

4) Опосредованно к показателю дискомфорта следует относить также и коэффициент пульсации. Он характеризует относительную глубину пульсации освещенности (в %) в заданной точке помещения при питании ламп от сети переменного тока. Неконтролируемая пульсация освещенности приводит к повышенной опасности травматизма при работе с движущимися и, в особенности, с вращающимися объектами, а также к зрительному утомлению. В нормах России для большинства зрительных работ установлено значение Кп не более 20.

Что касается светодиодных источников света, то все они работают от постоянного напряжения, и коэффициент пульсации светодиодных светильников, как правило, связан с тем, насколько качественно драйвер (блок питания светильника) преобразует переменный ток в постоянный. В подавляющем большинстве случаев, коэффициент пульсации светодиодных светильников 80
4) Коэффициент пульсации минимальная сумма заказа на сайте составляет 15 тысяч рублей , так как на сайте выложены оптовые цены. При формировании запросов на сумму ниже обозначенного минимума будьте готовы к установлению розничной наценки +25%.

Разрешены ли светодиодные светильники в детских учреждениях

Светодиодные светильники для детского сада

Светодиодные светильники для детского сада сертифицированные тут http://stsled.ru/ofisnye-svetilniki/189/?clear_cache=Y
Что касается к требованию светильников в детских садах и их учреждениях, то для них в принципе одинаковые запросы СанПиНа что и в школах.
С февраля по март 2017 года вступили в силу новые строительные правила подготовленные Минстроем России, а именно СП-251 и СП-261, в них есть интересные и даже кардинальные сообщения по части возможности использования светодиодных LED светильников в медицинских и образовательных учреждениях, а именно:

«5.3.7 Для общего освещения учреждений дошкольного, школьного и профессионально- технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (включая компактные) лампы и лампы накаливания, в том числе галогенные. Применение светодиодных источников света в указанных помещениях не допускается»

Такие нормативы были утверждены еще два года назад летом 2016 года, но в силу вступили только сейчас, поэтому в последние месяц мы стали не однократно слышать от наших партнеров то что проект в котором изначально были заложены светодиодные LED светильники пересогласовывается на люминисцентные светильники.

Но 19 января 2017 состоялась конференция по вопросу применения светодиодных LED светильников в общественных помещениях, на котором было принято что СП 251.1325800.2016 и СП 256.1325800.2016
являются документами рекомендательного характера, а не обязательного и не могут препятствовать их применению
Руководствоваться следует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, который уточнен Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 октября 2012 г. N 01/11157-12-32 «Об организации санитарного надзора за использованием энергосберегающих источников света», где говорится:

Органы управления образованием по субъектам Российской Федерации, юридические лица и индивидуальных предпринимателей, образовательные и детские оздоровительные организации, проектные организации должны быть уведомлены о возможности обеспечения гигиенических норм освещенности, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», в учреждениях общего и начального профессионального образования, а также в детских оздоровительных учреждениях, путем применения светодиодных источников света и осветительных приборов на их основе.

Также в постановление правительства от 28 августа 2015 г. N 898 прописаны ТРЕБОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

» запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 — 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;

запрет на приобретение дуговых ртутных люминесцентных ламп;

запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом (компактных люминесцентных ламп)»

Если подвести итоги, то все остается как и раньше, при надобности
ссылайтесь на протокол Минстроя 19.01.2017, он вносит необходимые коррективы в напугавшие многие пункты СП 256 и СП 251.
У нас многолетний опыт в подборе светильников для образовательных учреждениях, вам достаточно только сказать какое помещение вам необходимо осветить и наши специалисты предложат вам эконом вариант, для этого вам необходимо оставить заявку на нашей почте.

Роспотребнадзор-разрешил-использовать светодиодное освещение в школах

Светодиодное освещение может использоваться в учебных учреждениях: школах, лицеях и институтах. Такая информация профигурировала в разъясняющем письме на официальном сайте Роспотребнадзора. Письмо с уточнениями, может подстегнуть не только изготовителей светильников, но и производителей светодиодных линз.

До этого момента, вопрос о возможности оборудования школ светодиодными светильниками был неясен. Дело в том, что в 2016 году появился Свод Правил 256.1325800.2016, который вызвал множество споров и дискуссий. В пункте 5.3.7 свод указывал применять люминесцентные светильники и лампы накаливания. Светодиодное освещение запрещалось.

Дело в том, что в обществе неоднократно вставал вопрос, как влияет светодиодное освещение на несформировавшуюся сетчатку глаза. И постоянно проводилось сравнение в этом контексте, обычных люминесцентных и светодиодных светильников.

Однако, недавно Роспотребнадзор решил уточнить, предыдущий свод правил.

В письме указано

«В настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в общеобразовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве.»

Перед публикацией письма было проведено несколько исследований. В частности в них участвовал «Национальный научно-практический центр здоровья детей» и Минздрав.

По результатам проведенного научного исследования были подготовлены и утверждены в установленном порядке изменения № 2 в СанПиН 2.4.2.2821-10, разрешающие использование светодиодов в школах.

Читайте так же:  После прекращения исполнительного производства прошло 3 года

Однако в этой связи стоит отметить, что разрешение получили только образовательные учреждения, в которых учатся подростки. Это школы, колледжи, лицеи и дома творчества. В детских садах, яслях и учреждениях где готовят дошкольников, светодиодные светильники устанавливать по прежнему нельзя.

Суть постановления о замене люминесцентных ламп на светодиодные

Если коротко – к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, добавляется очень важное требование по замене светильников. Доля осветительных приборов с исп. светодиодов, т.е. светодиодных светильников, должна составлять:

  • в 2017 году – более 10% от всего объёма осветительных приборов;
  • в 2018 году – более 30% от всего объёма осветительных приборов;
  • в 2019 году – более 50% от всего объёма осветительных приборов;
  • в 2020 году – более 75% от всего объёма осветительных приборов.

Зачем нужно постановление о светодиодных лампах

Получается, что в 2016 году Правительство РФ запустило процедуру перехода государственных структур на светодиодное освещение. Несомненно, чтобы удовлетворить требование из постановления правительства о применении светодиодных светильников, потребуются очень большие финансовые вложения, но у замены светильников на светодиодные есть экономическое обоснование. Современное освещение не требует обслуживания (замены ламп) и тратит в 2-3 раза меньше электроэнергии, соответственно не нужно будет платить за обслуживание и существенно снизится плата за электричество.

Замена светильников на светодиодные, как энергосберегающая программа

Давайте посчитаем на конкретном примере, сколько средств поможет сэкономить это требование о замене ламп. Потребление обычного растрового светильника типа ЛПО 4х18 ≈ 99 Вт. (72 Вт – потребление 4-ёх ламп по 18 Вт каждая, остальное дополнительно потребляет ПРА(дроссели)). Световой поток такого светильника составляет приблизительно 2800 Лм. Такая модель требует периодическую замену вышедших из строя ламп/дросселей – приблизительно 70 рублей в год (стоимость 1 дросселя и 1 лампы в сумме). В качестве альтернативы рассмотрим современную модель светильник светодиодный Пересвет ОФИС-600х600-27. Потребляет он 27 Вт, световой поток 3200 Лм. Расходы на обслуживание такого светильника – 0 рублей в год.

Стоимость электроэнергии возьмём 4 рубля 50 копеек за киловатт – она очень сильно разнится, обычно в крупных городах она дороже в небольших – дешевле. В 2018 году будет 247 рабочих дней. Каждый рабочий день светильники будут работать по 9 часов. Если всё перемножить, то получим такие данные:

Для ЛПО 4х18 – 99 * 9 * 247 = 220 киловатт. 220 * 4,5 = 990 рублей

Для Пересвет ОФИС-600х600-27 – 27 * 9 * 247 = 60 киловатт. 60 * 4,5 = 270 рублей

К расходам на ЛПО 4х18 добавим расходы на обслуживание – 70 рублей в год. Получится, что на ЛПО 4х18 мы за год израсходуем 990 + 70 = 1060 рублей, а на Пересвет ОФИС-600х600-27 всего лишь 270 рублей.

Разница составила 790 рублей – именно столько рублей в год можно экономить, проведя замену люминесцентных светильников армстронг на светодиодные. Но даже если проводить замену светильников в небольшом здании какой-либо гос структуры, там будет не 1 светильник, а 50 – 100 штук. Возьмём среднее – 75 штук:

790 * 75 = 59 250 рублей – экономия за год.

Для полноты картины, посчитаем за какой период окупится это капиталовложение. Стоимость замены светильников на светодиодные (для потолков армстронг) составляет около 200 рублей за штуку. Посчитаем, сколько будет стоить покупка 75 светильников MBRLED ОФИС-600х600-27 и установка их вместо старых ЛПО 4х18:

75 * 200 + 75 * 1500 = 127 500 рублей

Если поделить эту сумму на 59 250 рублей, то получим примерный срок, за который окупится замена светильников на светодиодные:

127 500 / 59 250 = 2,15 (2 года и 2 месяца)

[3]

В нашем случае получается, что примерно на 2-ой год и 3-ий месяц постановление правительства о замене светильников на светодиодные начнёт приносить прибыль в 59 250 рублей каждый год, а если учесть, что электроэнергия с каждым годом дорожает, то эта цифра будет увеличиваться.

Влияние на рынок освещения

Постановление, которое часто по ошибке называют закон о переходе на светодиодное освещение, существенно повлияет и на рынок светотехники, который и без этого последние несколько лет постоянно растёт. Данный факт положительно скажется на экономике нашей страны, возможно даже возобновятся разработки Российских светодиодов.

Энергоэффективные светодиодные светильники на замену люминесцентным

Наша компания предлагает приобрести качественные осветительные приборы по выгодной цене. Мы не используем китайских комплектующих при производстве, все комплектующие кроме светодиодов производятся в России. Сами светодиоды(LG) производятся в Южной Корее – фирма LG известна во всём мире, как надёжный производитель бытовой техники, мобильных телефонов, различной техники для дома, помимо этого они производят и качественные светодиоды. Для заказа вы можете позвонить по телефону +7 (343) 346-38-20 или отправить запрос на электронную почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Наши специалисты оперативно Вам ответят. Для бюджетных организаций мы предоставляем отсрочку платежа, а так же возможна отправка тестового светильника на 1 месяц, для того чтобы Вы могли убедиться в качестве нашей продукции.

О компании «Е-Светильник»

Мы являемся официальным дилером и партнером ведущих производителей светодиодных светильников в РФ и продаём светодиодные светильники высокого качества на территории Екатеринбурга, Свердловской области, а так же в других регионах России.

На нашем сайте присутствуют как светильники премиум сегмента, так и недорогие светильники, что позволяет каждому покупателю подобрать для себя товар.

Постановление правительства о замене освещения на светодиодное

Пора устанавливать светодиодные светильники

27 сентября 2016 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации №971 (скачать постановление). Правительство обязало компании, на деятельность которых распространяется госрегулирование тарифов, к 2017 году увеличить долю используемых светодиодных светильников до 10%, к 2018 – до 30%, к 2019 – до 50%, а к 2020 году до 75%.

Видео (кликните для воспроизведения).

На наш взгляд, это решение связано с тем, что современное освещение гораздо более эффективно, чем устаревшие люминесцентные, ртутные или натриевые лампы. К примеру, если сравнить светильник Байкал 48.2700.24 ДК Duray и обычный люминесцентный светильник 4х18, то мы увидим, что светодиодный собрат эффективнее люминесцентного почти в 4 раза.

Сравнение светодиодного светильника с люминесцентным

Байкал от компании DURAY поможет выполнить постановление максимально эффективно!

Светодиодные светильники Байкал предназначены для освещения офисных, административных помещений, также они отлично подходят для установки в детских садах, школах, медицинских учреждениях и в целом в любых госучреждениях. Почему это так? На продукцию этой серии распространяется гарантия 5 лет, она имеет все необходимые сертификаты, соответствует всем необходимым требованиям, а на Евразийской светотехнической премии 2015, проходящей в рамках международного энергетического форума, учрежденного Минэнерго РФ ENES-2015, светильник Байкал 64.3600.32 был признан лучшим в номинациях: «Энергоэффективность», «Оптимальный выбор» и «Осветительный прибор с лучшими параметрами».

Читайте так же:  Сообщают ли на работу об административном правонарушении

Хорошо это или плохо?

Несомненно, мнения у всех будут разными, но ясно одно – правительство стремится не только снизить расход электроэнергии, тем самым высвободив часть занятых сейчас мощностей и снизив потребление природных ресурсов, но также не оставляет без внимания такой важный момент, как комфорт сотрудника на рабочем месте, ведь это факт, что качественный свет, у которого нет мерцаний и пульсаций, способствует увеличению производительности труда сотрудника.

Чтобы выполнить постановление правительства, Вы можете купить светодиодные светильники у нас на сайте. Специалисты компании МБР-групп готовы составить светотехнический расчёт при необходимости и подобрать подходящие модели светильников.

Широкий ассортимент МБР-групп

Помимо освещения офисно-административных помещений, ассортимент нашей компании включает в себя уличные, промышленные, торговые, жкх, для школ и медицинских учреждений, и другие светильники, отвечающие мировым стандартам качества. Эта светотехника поможет выполнить постановление правительства о замене освещения на светодиодное.

Само постановление Вы можете скачать по ссылке.

Применение светодиодов для освещения школ

(по состоянию на 12 июня 2017 г.)

В настоящее время имеются нормативные документы и Федеральные Законы, как запрещающие, так и разрешающие использование светодиодных источников света для освещения школьных классов. Но, уже в скором времени данная коллизия, возможно, будет устранена.

Применение светодиодов разрешено в :

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года). В соответствие с 7.2.2 данного СанПиН:

«7.2.2. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый».

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение». Введен в действие для добровольного применения с 8 мая 2017 г. Приказом Минстроя РФ от 7 ноября 2016 года N 777/пр. В данном основополагающем нормативном документе запрет на применение светодиодных источников света для освещения школ отсутствует.

Применение светодиодов запрещено:

СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования». Данный свод правил допускает использование светодиодных светильников только с удаленным люминофором.

СП 256.132500.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». В данном своде правил, светодиодные источники света для освещения школ запрещены.

В настоящее время в указанные своды правил вносятся изменения по приведению их требований к освещению школ в соответствие с требованиями СП 52.13330.2016.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». В соответствии с 3.1.5 (5 абзац) данного СанПиН: «В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания».

В соответствии с 1.4 и 1.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03:

«1.4. Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией зданий.

1.6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации».

Таким образом, Госсанэпидемнадзор имеет право запретить проведение учебного процесса в общеобразовательных учебных учреждениях, в которых установлены светодиодные светильники, не смотря на то, что имеются разрешительные нормативные документы.

В настоящее время в некоторых школах светодиодные светильники установлены, не смотря на имеющиеся запреты. В случае использования светодиодных светильников в школах будет не лишним согласовать принятые технические решения с региональным отделением Госсанэпидемнадзора, что бы их представители дали официальное разрешение на несоблюдение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03.

СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение».

В Приказе Минстроя РФ от 10 февраля 2017 года N 86/пр «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» сказано:

«Пункт 2 приказа Минстроя России от 7 ноября 2016 г. N 777/пр «Об утверждении СП 52.13330 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» изложить в следующей редакции:

«2. С момента введения в действие СП 52.13330 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» признать не подлежащим применению СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 783, за исключением пунктов СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение», включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (далее — Перечень), до внесения соответствующих изменений в Перечень.».»

Таким образом, в указанном Перечне пока присутствует 7.18 свода правил СП 52.13330.2011, в соответствии с которым:

«7.18 Выбор источников света по цветовым характеристикам для общественных, жилых и вспомогательных помещений следует производить на основании приложения И с учетом 7.3 и 7.4.

В учреждениях дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять люминесцентные (в том числе компактные) лампы и галогенные лампы накаливания.

В остальных общественных помещениях использование галогенных ламп накаливания для общего освещения допускается только для обеспечения архитектурно-художественных требований.».

То есть, до замены свода правил СП 52.13330.2011 на СП 52.13330.2016 в указанном Перечне применение светодиодных светильников в школах является прямым нарушением Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», принятом Государственной Думой 23 декабря 2009 года и одобренном Советом Федерации 25 декабря 2009 года.

В своде правил СП 52.13330.2016, введенном в действие с 8 мая 2017 г. светодиодные светильники в школах не запрещены. Но в 7.3.1 имеется запрет на использование светодиодов в дошкольных образовательных учреждениях и в основных функциональных помещениях лечебно – профилактических учреждений.

Учитывая, что свод правил СП 52.13330.2016 со временем заменит свод правил СП 52.13330.2011 в Перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», то в ближайшие годы использование светодиодных светильников в детских садах и в основных функциональных помещениях лечебно – профилактических учреждений будет запрещено на уровне Федерального Закона.

Читайте так же:  Обязанности управляющей организации по управлению многоквартирным домом

Отстаивая возможность применения светодиодов в школах, часто ссылаются на Постановлении Правительства РФ №898 от 28.08.2015 г.

В Постановлении Правительства №898 от 28.08.2015 г. отсутствует запрет на применение люминесцентных светильников в образовательных учреждениях (школах).

Согласно данного Постановления (4 абзац пункта ж)): «запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света«.

В соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, как было отмечено выше, для учреждений школьного и профессионально-технического образования, а также в основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует применять разрядные лампы и лампы накаливания.

В Постановлении Правительства №898 от 28.08.2015 года имеется запрет на:

— приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26-38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13;

— запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп;

— запрет на приобретение светильников для дуговых ртутных люминесцентных ламп.

Проблемы по применению светодиодов в школах, судя по всему, начнутся после снятия ограничений по их использованию в нормативных документах. По существу в скором времени свод правил СП 52.13330.2011 будет заменен в Перечне обязательных документов на СП 52.13330.2016. И запретительным документом будет только СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Но в ближайшем будущем и в него могут быть внесены соответствующие изменения.

Предположительно, в этот СанПиН будут внесены конкретные требования к светодиодному освещению по цветовой температуре, максимальной мощности светодиода и т.д. И многие уже смонтированные светодиодные осветительные установки в школах могут оказаться не удовлетворяющими этим требованиям.

Стоит обратить внимание на стандарт Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе СТО.69159079-01-2017 «Светильники светодиодные. Требования к техническим и эксплуатационным параметрам». В этом стандарте сформулированы многие требования к светодиодным светильникам для школ и крайне желательно не использовать светильники с параметрами, уступающими рекомендациям данного документа.

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

О возможности использования светодиодного освещения в детских учреждениях — RSS

О возможности использования светодиодного освещения в детских учреждениях

О возможности использования светодиодного освещения в детских учреждениях

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, в связи с поступающими обращениями по вопросам использования светодиодного освещения в образовательных учреждениях сообщает.

[1]

В настоящее время в действующих санитарных правилах и нормах отсутствуют требования, запрещающие использовать светодиодное освещение в жилых, общественных зданиях, в образовательных организациях и учреждениях начального профессионального образования, а также на производстве. Светодиодное освещение — одно из перспективных направлений технологий искусственного освещения, основанное на использовании светодиодов в качестве источника света. Развитие светодиодного освещения непосредственно связано с достижениями в технологии белых светодиодов. Разработаны так называемые сверхъяркие светодиоды, специально предназначенные для искусственного освещения.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» в соответствии с п.1.3. распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания и в соответствии с п.3.1.5 предъявляют гигиенические требования к световым приборам для общего и местного освещения, предназначенным к эксплуатации со светодиодами.

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» пункт 7.2.2. разрешают использование светодиодов в системах общего освещения, которое обеспечивается потолочными светильниками. В пункте 7.2.5. указаны условия размещения светильников со светодиодами.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования» п.2.4.2.3. допускают использование разных светильников, имеющих определенные характеристики и конструктивное исполнение. Требования к типу источника света, а также к запрету использования светодиодов не предъявляются.

Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» также не содержит ограничений по применению светодиодов на рабочих местах.

Таким образом, в настоящее время санитарное законодательство ограничивает возможность использования светодиодных источников освещения при организации систем искусственного освещения только в помещениях детских дошкольных учреждениях.

© Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области, 2006-2019 г.

Адрес: 454092, г.Челябинск, ул.Елькина, 73

Тел.: +7 (351) 261-54-65 (телефон для справок)

Тел.: +7 (351) 263-64-90 (телефон для записи
на личный прием к рукводителю и
заместителю руководителя)

О внедрении безопасных светодиодных ламп в дошкольные и школьные учебные и лечебные учреждения

ОТ РЕДАКЦИИ : Публикуя две предыдущие статьи (см. ссылки ниже — прим. ред.), мы не могли оставить без внимания точку зрения ведущих экспертов в области офтальмологии и гигиены зрения. Публикуем их ответное мнение о возможности применения светодиодного освещения в учреждениях образования и здравоохранения страны.

И.Н. Кошиц, генеральный директор ЗАО «Питерком-Сети / МС Консультационная группа», г. Санкт-Петербург
О.В. Светлова, д.м.н., профессор кафедры офтальмологии СЗГМУ
им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург
Ф.Н. Макаров, профессор, д.м.н., зав. лабораторией нейроморфологии Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, г. Санкт-Петербург
М.Г. Гусева, врач-офтальмолог высшей категории, Лечебно-диагностический центр «Водоканал Санкт-Петербурга»
А.Н. Артемьев, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский институт охраны труда в г. Иваново

Мы искренне благодарны редакции за предоставленную возможность высказать наше экспертное мнение по вопросу ускоренного внедрения в дошкольные, школьные и лечебные учреждения светодиодных ламп первого поколения с повышенной интенсивностью в синей части излучаемого ими спектра. Сегодня «как воздух» необходима широкая дискуссия по такому непростому вопросу среди специалистов из разных областей знаний.

Две статьи в этом номере журнала, представленные для экспертной оценки, носят дискуссионный характер. И это хорошо, поскольку привлечет внимание широкой общественности к обсуждаемому вопросу. Но любую открытую научную дискуссию следует вести максимально корректно, компетентно разбираясь в сути вопроса в каждой конкретной области знаний.

Чего, к сожалению, нельзя сказать о статье А.А. Богданова и Д.А. Николаева в части понимания современных основ физиологии зрения, морфологических и офтальмологических понятий. Мы бы даже затруднились считать эту статью в полной мере научной. «Околонаучный напор» авторов по-настоящему огорчает, и нам, к сожалению, неизвестны результаты их самостоятельных исследований в области психологии зрительного восприятия или офтальмологических исследований в области функционирования исполнительных механизмов аккомодации и структур зрительного тракта, а также патогенеза миопии.

Читайте так же:  Материальная помощь на ремонт жилья инвалида: подробная инструкция

И только общественная важность задачи о безопасности источников светодиодного освещения заставила нас высказать свое мнение.

То, что за видео-безопасными энергосберегающими светодиодными источниками света (СДИС) – будущее, не подлежит сомнению. И в этом смысле мы с полным одобрением относимся к серьезным усилиям производителей СДИС и Минэнерго по организации их быстрого внедрения в нашу повседневную жизнь.

А то, что партия «Единая Россия» взяла эту проблему «под свое крыло», не может не радовать и подтверждает ее по-настоящему государственный уровень. Проблема фактически затрагивает все стороны жизни нашей страны и главный ее жизненный ресурс – здоровье наших соотечественников. Сохранность и сбережение этого ресурса – важнейшая задача государства и руководящей партии «Единая Россия».

Кроме того, необходимо отметить, что безопасность и конкурентоспособность нашей страны напрямую зависят от сохранности зрения не только ее детей и подростков, но и взрослого работоспособного населения и, в конечном счете – от мобильности и боеспособности военнослужащих ее армии, которым необходимо качественное зрение.

И здесь следует обратить внимание на то, что согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также действующей в РФ Международной классификации болезней (МКБ-10), близорукость (миопия) любой степени считаются болезнью, что влечет за собой лечение и обоснованные ограничения в трудоустройстве миопов (миоп – близорукий человек – прим. ред.) согласно обширному перечню профессий, а также при службе в армии. Учитывая значительное снижение фактической численности трудоспособного населения в РФ в ближайшие десятилетия по демографическим причинам, к проблеме предотвращения развития миопии в нашей стране следует относиться с особым вниманием.

К сожалению, человечество ожидает «пандемия близорукости», ведь уже в 2000 г. число миопов в мире составило 1,2 млрд, из них с миопией высокой степени – более 100 млн человек. И это в разы больше, чем число больных, страдающих самым массовым глазным заболеванием – глаукомой. Объективный прогноз развития близорукости в мире показывает, что к 2050 году половина населения Земли (5 млрд) станет миопами, а в высокоразвитых странах их доля уже сегодня превышает уровень 65%. Это крайне тревожная тенденция, особенно для РФ. И некачественное или опасное для глаз освещение играет не последнюю роль в проблеме развития близорукости.

Сегодня под эгидой Ассоциации российских врачей-офтальмологов и при участии специалистов РАН создается междисциплинарная экспертная группа по выявлению опасных для органа зрения тенденций и разработке рекомендаций при внедрении в дошкольные, школьные и другие учебные и лечебные учреждения светодиодов первого и последующих поколений.

[2]

Можно понять желание отечественных производителей быстро окупить уже сделанные вложения в средства производства современных небезопасных СДИС первого поколения именно за счет широкого распространения этой «инновационной продукции» в нашей стране через программу по энергосбережению Минэнерго.

Но внедрение в РФ небезопасных СДИС первого поколения в школы и больницы по вышеуказанным причинам без сомнения должно быть закрыто. Ведь если это произойдет, то увеличение затрат государства на борьбу с миопией может значительно возрасти, а конкурентоспособность и безопасность нашей страны может существенно снизится. И то, что в партии «Единая Россия» и в Минстрое РФ это понимают, нас радует.

Однако, судя по статье А.А. Богданова и Д.А. Николаева, сами производители СДИС первого поколения опасности своих сегодняшних предложений пока явно не понимают. Попытки инженеров-разработчиков некорректно привлечь в качестве «поддерживающей аргументации» единичные западные статьи о полнейшей безопасности для органа зрения СДИС первого поколения вызывают недоумение. Если это продолжится, то эти попытки обязательно будут подвергнуты серьезному анализу и критике со стороны многих профессиональных офтальмологов и специалистов по физиологии зрения, причем количество объективных публикаций «против» при этом возрастет в разы. А еще у многих из нас есть дети и внуки, которые не должны становиться миопами.

Необходимо также иметь в виду, что сохраняется возможность судебных исков «о причинении вреда здоровью» к производителям опасных светодиодных источников первого поколения и к разрешившим их применение надзорным организациям. И вот в этой «войне» победителей не будет.

Поэтому кампаниям-производителям СДИС придется разработать и наладить выпуск инновационных безопасных для органа зрения светодиодов со спектром излучения, близким к солнечному, и без значительной дозы синего. Такие разработки уже выполнены в Японии и США.

В нашей стране серьезных, масштабных исследований по рассматриваемой проблеме не проводилось, поэтому не обойтись без соответствующих широких офтальмологических, физиологических и психофизиологических междисциплинарных исследований с привлечением специалистов по охране труда и военных экспертов в области безопасного освещения, в том числе – на оборонных объектах.

Видео (кликните для воспроизведения).

На наш взгляд, это целесообразно сделать под эгидой партии «Единая Россия» в рамках создания национальной программы «Видео-безопасность современных условий труда» или в рамках национального проекта «Внедрение безопасных энергосберегающих светодиодных источников в РФ».

Источники


  1. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.

  2. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.

  3. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.
  4. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.
  5. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
Разрешены ли светодиодные светильники в детских учреждениях
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here