Подписанный президентом рф закон должен быть обнародован

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Подписанный президентом рф закон должен быть обнародован" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г .* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

* СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801.

**См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г . // Российская газета. 1999. 25 окт.

Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется 11резиденту Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ ).

Выборы происходят на основе не только Конституции РФ , но и специального Федерального закона «О выборах депутатов Государственной … Поскольку принятый Думой закон нуждается в одобрении Совета Федерации и его подписании Президентом РФ , обладающим.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Президенту дается на подписание билля 10 дней (исключая воскресенья), по истечении которых, даже если Президент не отреагировал, билль становится.

– Подписание закона (председателем палаты, монархом, президентом , иным главой государства – в соответствии с конституцией, регламентом). … Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Принятие Конституции РФ в конце 1993 г . и на ее основе Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской … Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ .

семи дней после их подписания Президентом РФ . Для всех видов законов официальной является публикация, притом непременно. полного их текста, в » Российской газете» или в «Собрании законодательства.

7.2.5. Акты Президента Российской Федерации . Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. … Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

Совет Федерации либо одобряет, либо не одобряет представленный закон . В случае одобрения закон вместе с текстом постановления направляется в пятидневный срок Президенту РФ для подписания и обнародования.

Одобренный Советом Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете он передается.

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания . * Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г … См.: Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России .

Читайте так же:  Усыновление удочерение детей граждан рф иностранными гражданами

ОСНОВЫ ПРАВА

Президент Российской Федерации является главой государства. Он является гарантом Конституции, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Президент избирается на 4 года на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Президент назначает Председателя Правительства, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы Государственной Думы, подписывает и обнародует федеральные законы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны.

Президент издает указы и распоряжения. В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура. Президент может уйти в отставку.

Федеральное Собрание, или парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат -Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один — от представительного органа, другой от исполнительного органа государственной власти. Таким образом, Совет Федерации насчитывает 178 членов.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на срок 4 года. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности).

Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава своих Председателей.

Основная функция Федерального Собрания — принятие федеральных законов.

Проект закона поступает сначала в Государственную Думу, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течение 14 дней и принять простым большинством голосов от общего числа членов этой палаты. Если закон не рассмотрен Советом Федерации в указанный срок, то обычно он считается принятым (за исключением некоторых законов по бюджету, налогам и финансам, а также законов, касающихся международных договоров).

Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего-либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо Государственная Дума повторно его принимает, для чего требуется уже 2/3 голосов.

Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ, который должен в течение 14 дней подписать и обнародовать его.

Отклоненный Президентом закон может быть снова рассмотрен Федеральным Собранием. Если при повторном рассмотрении федеральный закон одобрен в ранее принятой редакции большинством 2/3 голосов как в одной, так и в другой палатах парламента, то он должен быть в течение 7 дней подписан Президентом.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть РФ. Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Председатель Правительства представляет Президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти.

Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику, единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

По вопросам своей компетенции Правительство принимает постановления и распоряжения. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие в России осуществляется только судами. Судьи являются независимыми и подчиняются только закону. Они несменяемы и обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (например, необходимость соблюдения государственной тайны).

Система судов состоит из трех частей: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ решает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда РФ, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских или районных) судов. Они рассматривают гражданские (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Арбитражные суды состоят из Высшего Арбитражого Суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов Федерации. Они рассматривают экономические споры.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы Прокуратуры РФ.

Подписание и обнародование законов Президентом Российской Федерации

Согласно Конституции РФ Президент РФ подписывает и обнародует законы, принятые Федеральным Собранием. Это право, известное в ряде стран под названием промульгации, превращает акты органа законодательной власти в акты государственной власти. Только после того, как глава государства обнародует принятый федеральный закон, этот закон приобретает юридическую силу, обязывающую исполнять его.

В силу ч. 2 ст. 107 Конституции РФ Президент РФ обязан подписать принятый федеральный закон, если в течение 14 дней с момента поступления не отклонит его. Он также не вправе не подписать отклоненный им ранее федеральный закон после повторного его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации в течение семи дней со дня получения постановлений палат Федерального Собрания об одобрении закона в первоначальной редакции и обязан обнародовать этот закон (п. «д» ст. 84, ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).

Президент РФ обладает правом вето, преодоление которого при повторном рассмотрении палатами Федерального Собрания требует большинства в две трети голосов депутатов (членов) в каждой палате. Право вето — действенное оружие в руках Президента РФ, он им довольно часто пользуется.

Однако, как отмечалось выше, Президент РФ участвует в законодательном процессе и на более ранних стадиях. Он имеет (и весьма часто реализует) право законодательной инициативы, дает заключение на законопроекты, принятые Государственной Думой в первом и втором чтении, участвует в законотворческой деятельности фактически на всех стадиях. Эта деятельность осуществляется в соответствии с Положением о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе, утвержденным Указом Президента РФ (в редакции от 4 марта 1998 г.). В Положении определяются конкретные действия полномочных представителей Президента РФ в Государственной Думе и Совете Федерации на всех стадиях законодательного процесса, порядок рассмотрения Администрацией Президента РФ вопросов, связанных с законодательной инициативой, отклонением законов, дачей заключений по законопроектам и т. д.

Читайте так же:  Сведения о правоустанавливающих документах на недвижимость

Порядок обнародования законов. Порядок обнародования и вступления в силу законов, принятых Федеральным Собранием, регулируется Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в редакции от 22 октября 1999 г.). В соответствии с этим Законом на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом законы направляются для официального опубликования Президентом РФ, а акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования Председателем соответствующей палаты или его заместителем. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Закон устанавливает порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания. Они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. «Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов. При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8683 — | 7443 — или читать все.

57. Подписание и обнародование законов.

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

Читайте так же:  Ответственный за обеспечение пожарной безопасности в организации

Статья 84 Конституции РФ

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Комментарий к Статье 84 Конституции РФ

А. Статья 84 закрепляет ряд основных полномочий Президента в его взаимоотношениях с Федеральным Собранием, прежде всего полномочие назначать выборы Государственной Думы. Оно обусловлено статусом главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указом Президента в соответствии с Конституцией, Законами об основных гарантиях, о выборах депутатов ГД ФС РФ.

Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает пятилетний конституционный срок (ч. 1 ст. 96 Конституции), на который была избрана Дума прежнего созыва. Исчисление данного конституционного срока начинается со дня избрания Государственной Думы в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

[3]

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Госдумы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов также подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией и федеральным законодательством, является обязательным. Если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленные сроки, выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (ч. 1 и 3 ст. 6 Закона о выборах депутатов ГД ФС РФ).

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после своего избрания. Однако Президент может созвать заседание Думы и ранее этого срока (ч. 2 ст. 99 Конституции).

Б. По буквальному смыслу комментируемого пункта, случаи и порядок роспуска Государственной Думы Президентом устанавливаются самой Конституцией. Данное правомочие Президента конкретизировано в ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции. В силу Конституции никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П*(972)). Исходя из этого Закон о референдуме запрещает выносить на референдум вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов депутатов Госдумы либо о перенесении сроков проведения таких выборов (п. 2 ч. 5 ст. 6).

Роспуск Государственной Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом и Государственной Думой при формировании Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции), а также между Государственной Думой и Правительством при выражении ею недоверия Правительству или отказе последнему в доверии (ч. 3 и 4 ст. 117) преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства или, соответственно, продолжение функционирования Правительства, поддерживаемого Президентом вопреки недоверию, выраженному Правительству Госдумой.

Федеральное Собрание определяется в ч. 1 ст. 99 Конституции как постоянно действующий орган. Чтобы гарантировать этот конституционный статус Федерального Собрания, на Президента возлагается обязанность одновременно с роспуском Государственной Думы (а в случае, предусмотренном ст. 111 Конституции, также одновременно с назначением Председателя Правительства) назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума, во всяком случае, собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска, как это предусмотрено ч. 2 ст. 109 Конституции. Таким образом, момент роспуска Государственной Думы совпадает с назначением даты новых выборов, а все избирательные действия и созыв вновь избранной Государственной Думы на первое заседание должны быть осуществлены в указанные в данной конституционной норме сроки.

Право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным. Статья 109 Конституции устанавливает случаи, ограничивающие право Президента по роспуску Думы. В частности, Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции, в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109). Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена: с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109); в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ч. 5 ст. 109). Конституция не предусматривает также и права Президента распускать Совет Федерации. Таким образом, Совет Федерации, к ведению которого относится решение таких важнейших вопросов, как введение чрезвычайного положения, использование Вооруженных Сил за пределами территории РФ, назначение выборов Президента, назначение на должность судей высших судов РФ и др. (ст. 102 Конституции), работает непрерывно.

Указанные нормы направлены на обеспечение стабильности и эффективности функционирования государственной власти.

В случае роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов, как это предусмотрено п. «б» ст. 84, ч. 1 и 2 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции, конституционные полномочия, принадлежащие Государственной Думе, не могут осуществляться ни Президентом, ни другой палатой Федерального Собрания — Советом Федерации. Превентивное значение конституционно-правовых последствий возможного роспуска Государственной Думы заключается в том, что они призваны удерживать Президента и Государственную Думу от конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти (см. Постановление КС РФ от 11.11.1999 N 15-П).

В. Данный пункт закрепляет право и обязанность Президента назначать референдум РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Референдум РФ — это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Читайте так же:  Как стать добросовестным приобретателем недвижимости: советы и рекомендации

Принятый во исполнение указанной нормы Конституции Закон о референдуме подчеркивает, что назначение референдума РФ является прерогативой именно Президента. Другие органы государственной власти не вправе назначать референдум РФ.

Закон о референдуме конкретизирует действия Президента, связанные с назначением референдума. Не позднее чем через 10 дней со дня получения документов, на основании которых согласно законодательству может быть назначен референдум, Президент направляет их в Конституционный Суд с запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) референдума. Конституционный Суд рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту. Решение Конституционного Суда подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.

Президент издает указ о назначении референдума. В нем определяется дата проведения референдума. Голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа. Не допускается одновременно с проведением референдума проведение выборов Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Руководствуясь ч. 2 ст. 80 Конституции и в соответствии с Законом об основных гарантиях Президент вправе также своим указом назначить референдум субъекта Федерации или местный референдум в случае, если закон субъекта РФ о референдуме субъекта Федерации, о местном референдуме отсутствует либо положение закона субъекта РФ не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, а имеющаяся правовая база является недостаточной (ч. 5 ст. 11). В частности, указанное полномочие было реализовано Президентом в 2002 г. при проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики и проектам законов Чеченской Республики «О выборах Президента Чеченской Республики» и «О выборах в Парламент Чеченской Республики» *(973).

Г. Президент обладает правом законодательной инициативы, т.е. внесения законопроектов в Государственную Думу. Глава государства имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134). Законодательная инициатива Президента не ограничивается вопросами его ведения.

Порядок и процедуры взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе установлены соответствующими актами главы государства*(974), а также Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Д. Конституция возлагает на Президента обязанность завершить законодательный процесс путем подписания и обнародования федеральных законов, придав тем самым закону обязательную силу. Сроки подписания и обнародования законов Президентом также установлены Конституцией: принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту (ч. 1 ст. 107), который в течение 14 дней либо подписывает и обнародует этот акт (ч. 2 ст. 107), либо отклоняет его и направляет на повторное рассмотрение (ч. 3 ст. 107).

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107).

Право президентского вето позволяет главе государства воспрепятствовать вступлению в силу федеральных законов, которые, по его мнению, содержат неприемлемые положения. Однако это вето носит не абсолютный, а отлагательный характер. Кроме того, в силу Конституции Президент не имеет права отклонить федеральный конституционный закон, принятый с соблюдением процедур, установленных ч. 2 ст. 108 Конституции. Президент также не вправе отказаться подписать и обнародовать закон РФ о поправке к Конституции, вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Федерации (см. Постановление КС РФ от 31.10.1995 N 2-П*(975)).

Согласно Федеральному закону от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в ред. от 22.10.1999) федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи дней после их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Им считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Зачастую с актом опубликования связан момент вступления закона в силу. Если в самом законе не сказано иного, то он вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования одновременно на всей территории РФ.

Е. Конституция предусматривает также обращения Президента к Федеральному Собранию в виде ежегодных посланий о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Институт посланий распространен во многих государствах с различной формой правления. По своему программному содержанию послания Президента РФ сходны с посланиями президентов в других президентских республиках (например, США). Раздел 3 ст. II Конституции США закрепляет, что «Президент периодически представляет Конгрессу информацию о состоянии Союза и предлагает на его усмотрение такие меры, которые сочтет необходимыми и полезными»*(976).

Послания Президента РФ — это акты политического характера, содержащие программные принципы развития страны, основных направлений внутренней и внешней политики государства*(977). Значение посланий главы государства Федеральному Собранию обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). Тексты посланий Президента Федеральному Собранию заслушиваются на совместных заседаниях палат Федерального Собрания (ч. 3 ст. 100 Конституции) и официально публикуются. Обращение Президента с посланиями к Федеральному Собранию не означает обязанности Федерального Собрания соглашаться со всеми идеями, высказанными главой государства в этих обращениях.

В соответствии со ст. 170 БК Президент направляет Федеральному Собранию свое Бюджетное послание. В Бюджетном послании Президента определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период*(978). Бюджетное послание Президента направляется Федеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Читайте так же:  Полномочия председателя гаражного кооператива: права, обязанности, ответственность

Подписание и обнародование законов Президентом РФ

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конститу­цией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федераль­ный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных за­конов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О по­рядке опубликования и вступления в силу федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, актов палат Федерально­го Собрания». В соответствии с ним на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы, которые официально опубли­кованы. Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней по­сле их подписания Президентом РФ. Федеральные конституцион­ные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Рассматриваемая стадия законодательного процесса является завершающей, если Президент РФ подписал закон. Однако если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федераль­ного закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Феде­рации вновь рассматривают этот закон (ч. 3 ст. 107 Конститу­ции РФ).

По итогам рассмотрения принимается рекомендация принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия федерального закона; принять федеральный закон с учетом предложений Президента; создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Прези­денту, и при необходимости Совету Федерации, направить для рабо­ты в ней своих представителей; одобрить федеральный закон в ра­нее принятой редакции.

Если на голосование палаты поставлен вопрос об одобрении фе­дерального закона в ранее принятой Государственной Думой ре­дакции, решение в этом случае принимается большинством не ме­нее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции феде­ральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

При повторном рассмотрении Советом Федерации федераль­ный закон считается одобренным, если решение об этом было при­нято большинством не менее чем 3/3 голосов от общего числа чле­нов палаты.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с текстом постановления Совета Федерации об одобрении закона направляется Президенту РФ для подписания в течение семи дней и обнародования.

Определенной спецификой характеризуется принятие феде­ральных конституционных законов. Согласно ст. 108 Конститу­ции РФ, федеральный конституционный закон считается приня­тым, если он одобрен большинством не менее 1/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Таким образом, в отличие от обычных федеральных законов на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ не распростра­няется.

Законодательная деятельность палат Федерального Собрания планируется.

Еще одним видом актов, принимаемых палатами Федерально­го Собрания, являются постановления.

Совет Федерации и Государственная Дума принимают поста­новления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

Государственная Дума и Совет Федерации вправе принимать заяв­ления и обращения, которые могут оформляться постановлением па­латы.

Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа соответст­венно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ или регламентами палат, и подписываются председателями соответствующих палат.

По процедурным вопросам решение принимается большинст­вом голосов членов палаты, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен регламентами палат.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Феде­рального Собрания определяется Федеральным законом «О поряд­ке опубликования и вступления в силу федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с ним на территории Российской Феде­рации применяются только те акты палат Федерального Собра­ния, которые официально опубликованы.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновре­менно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

ТЕМА 23. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
И ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

[2]

1. Конституционно-правовой статус депутата Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Депутатский запрос, право обращения с запросом к члену Прави­тельства Российской Федерации. Право на безотлагательный прием долж­ностными лицами, на получение и распространение информации.

3. Досрочное прекращение полномочий депутата. Ответственность за нарушение конституционно-правового статуса депутата.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[1]

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8335 — | 7269 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.

  2. Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.

  3. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.
Подписанный президентом рф закон должен быть обнародован
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here