Передача дебиторской задолженности при ликвидации казенного учреждения

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Передача дебиторской задолженности при ликвидации казенного учреждения" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Реорганизация казенного учреждения (Булаев С.)

Дата размещения статьи: 26.08.2015

Казалось бы, казенные учреждения не относятся к тем, для кого реорганизация является одним из способов выживания в современных экономических условиях. Однако не стоит спешить с выводами: даже внешне благополучный банковский сектор не первый год лихорадят процессы слияния и поглощения. Опытные коллеги в курсе, что четкий стратегический план по реорганизации — залог успеха. В разработке плана должны принять участие специалисты из области финансов, права и экономики. Знания и опыт бухгалтера будут весьма полезны для принятия конструктивных решений и существенно повлияют на конечный результат этого ответственного мероприятия. Так что давайте вместе знакомиться с реорганизацией КУ.

Что такое реорганизация?

У непосвященного читателя может быть мнение, что понятие реорганизации связано с переходом учреждения из одной организационно-правовой формы в другую — например, это преобразование бюджетного учреждения в казенное или же смена учреждением статуса автономного на бюджетное. В то же время реорганизация предусматривает не только переустройство организационной структуры и управления учреждением, но и такие процессы, как слияние, поглощение, разделение однотипных юридических лиц при сохранении их активов, обязательств и экономического потенциала. При этом не стоит путать с реорганизацией передачу учреждения от одного главного распорядителя бюджетных средств другому (перемену подведомственности).

В гражданском законодательстве вопросам реорганизации юридических лиц уделено мало внимания. В частности, в ст. ст. 57 и 58 ГК РФ описаны лишь различия разных форм реорганизации.

Из нескольких учреждений (А и Б), прекращающих свою

деятельность, образуется новое учреждение (В)

К одному учреждению (А) присоединяется другое (Б),

прекращающее деятельность, в итоге остается одно

Одно учреждение (А) делится на несколько учреждений (А1,

Из одного учреждения (А) выделяется другое учреждение (Б),

при этом оба далее ведут свою деятельность

Учреждение одного вида (А) преобразуется в учреждение

другого вида (Б), при этом первое учреждение прекращает

Кроме того, есть еще ст. ст. 59 и 60 ГК РФ, в которых сказано о необходимости составления передаточного акта и разделительного баланса, а также указаны гарантии прав кредиторов реорганизуемого лица. Согласитесь, законодатель не преследовал цели разложить все по полочкам, а выделил лишь основное, что нужно учесть реорганизуемым лицам. Автор постарается показать структуру данного мероприятия, пройдясь по его основным этапам.

Этапы реорганизации

До сих пор нет нормативного документа, в котором четко был бы изложен порядок проведения реорганизации казенного учреждения, поэтому опишем данный процесс на основе отдельных сведений. Для начала выделим ключевые этапы реорганизации:

— составление промежуточной отчетности;

— принятие уполномоченными органами решения о реорганизации;

— уведомление госорганов и кредиторов;

— закрытие (открытие) лицевых счетов;

— внесение изменений в сводный реестр;

— передача выплат и поступлений, бюджетных обязательств;

— составление передаточного акта;

— составление окончательной отчетности.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Составление промежуточной отчетности

Реорганизуемое учреждение составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на дату начала проведения реорганизации (до принятия решения) в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином. Согласно п. 275 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (далее — Инструкция N 191н) на начало реорганизации составляются:

— разделительный баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503230);

— справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503125);

— справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503110);

— отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

— отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503121);

— пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503160).

Утверждена Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н.

Не будем напоминать, как заполняются отчеты. Скажем лишь, что пояснительная записка при реорганизации содержит сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств, об изменении остатков валюты баланса. Дополнительно в текстовой части пояснительной записки раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого участника бюджетной отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная существенная информация, характеризующая показатели реорганизуемого участника бюджетной отчетности за отчетный период (п. 281 Инструкции N 191н).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Остается добавить, что бухгалтерская отчетность представляется главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, главному администратору доходов бюджета, в ведении которого находилось реорганизуемое учреждение до принятия решения о его реорганизации (п. 277 Инструкции N 191н). Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств (п. 279 Инструкции N 191н). Порядок проведения инвентаризации описан в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Принятие решения о реорганизации

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539.

Уведомление госорганов и кредиторов

Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ). Таким органом является ФНС, в которую направляется сообщение о реорганизации (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Форма и формат сообщения утверждены Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

На заметку. Исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников). При этом реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов его правопреемником (правопреемниками) (п. п. 2, 3 ст. 50 НК РФ).

Не забудем о внебюджетных фондах. Казенные учреждения как плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов (ФСС и ПФР) о реорганизации в течение трех дней со дня принятия такого решения (пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в СМИ уведомление о своей реорганизации. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, порядок и условия заявления кредиторами их требований, иные сведения, предусмотренные законом. Кредиторы реорганизуемых юридических лиц в течение 30 дней с даты направления им уведомления или опубликования сообщения вправе письменно потребовать досрочного прекращения (исполнения) обязательств и возмещения им убытков. При этом требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией (п. п. 2, 3 ст. 60 ГК РФ).

Читайте так же:  Поручительство как способ обеспечения исполнения налоговой обязанности

Закрытие и открытие лицевых счетов

Данная операция производится в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами . Реорганизация является одним из оснований для закрытия лицевых счетов. При реорганизации учреждения в ОФК представляется копия документа о реорганизации. Для закрытия лицевого счета оформляется соответствующее заявление . Далее показатели с закрываемых лицевых счетов учреждения передаются на вновь открываемые, с применением акта приемки-передачи показателей лицевого счета получателей бюджетных средств . В нем отражаются бюджетные данные, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования, операции с бюджетными средствами и — отдельно — операции по оперативно-разыскной деятельности (актуально для казенных учреждений силовых структур). На основании документа производятся расчеты по перечислению неиспользованных остатков средств учреждения на вновь открываемые лицевые счета либо на лицевой счет принимающей стороны.

Утвержден Приказом Казначейства России от 07.10.2008 N 7н (далее — Приказ N 7н).

Приложение 18 к Приказу N 7н.

Приложения 33, 34 к Приказу N 7н.

На заметку. При изменении подведомственности учреждения, в том числе по результатам реорганизации, закрытие и переоформление соответствующих лицевых счетов, а также открытие новых лицевых счетов учреждений органами Федерального казначейства не требуется.

Внесение изменений в сводный реестр

Напомним, Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета утвержден Приказом Минфина России от 15.08.2008 N 80н. Он обязывает подать заявку на включение (изменение) реквизитов участников бюджетного процесса в сводный реестр (Приложение 4 к названному Приказу). Есть еще ряд документов, которые должны быть представлены вместе с заявкой (п. 3.3 названного Приказа). После внесения в установленном порядке изменений в сводный реестр и открытия (при необходимости) ОФК лицевых счетов принимающим распорядителям и получателям средств главный распорядитель формирует расходные расписания на отзываемую сумму бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также на доведение соответствующих сумм бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (п. 8.2 Приказа Минфина России от 30.09.2008 N 104н, далее — Приказ Минфина России N 104н). По сути, это не что иное, как доведение бюджетных данных до участников реорганизации учреждений.

Передача кассовых выплат и поступлений, бюджетных обязательств

Для оформления данной операции разработаны отдельные документы — акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса и акт приемки-передачи бюджетных обязательств (Приложения 7 и 6 к Приказу Минфина России N 104н). Орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета получателя бюджетных средств проверяет показатели, отраженные в названных актах, на соответствие данным лицевого счета, подлежащим передаче принимающей стороне. При несоответствии показателей ОФК возвращает акты реорганизуемому учреждению вместе с протоколом, в котором будет указана причина возврата (п. 8.20 Приказа Минфина России N 104н).

Приведем наиболее часто применяемые корреспонденции счетов, предусмотренные методологией Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета для реорганизации учреждений, подведомственных разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета.

Утверждена Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Сначала рассмотрим проводки передающей стороны.

Передача дебиторской задолженности при ликвидации казенного учреждения

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Казенное учреждение будет передавать остатки другому казенному учреждению в межотчетный период по счетам учета 205 21 000. Какими проводками следует отразить в бюджетном учете операции по передаче показателей дебиторской задолженности по доходам от аренды земельных участков от сельского поселения муниципальному району?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача показателей дебиторской задолженности по доходам от арендной платы за земельные участки между сельским поселением и муниципальным районом в связи с передачей полномочий по администрированию указанных доходов оформляется Извещением (ф. 0504805).
В бюджетном учете передающей стороны факт передачи дебиторской задолженности может быть отражен с применением счета 1 401 20 251 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям».

К сведению:
Операции по передаче показателей дебиторской задолженности по доходам от арендной платы за земельные участки подлежат отражению в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110), Справке по консолидированным расчетам (ф. 0503125) и Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Шершнева Анна

5 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как провести ликвидацию государственного учреждения

Государственное учреждение представлено некоммерческой организацией, частично или полностью финансируемой собственником. Она создается для осуществления социально-культурных, управленческих, образовательных или других некоммерческих целей. Какие особенности имеет ликвидация государственного (бюджетного) учреждения?

Читайте так же:  Разрешение органов опеки на продажу квартиры несовершеннолетнего

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Существуют следующие причины ликвидации государственного учреждения:

  • невыполнение возложенных задач, установленных в законодательстве;
  • наступление уголовной ответственности;
  • дефолт организации;
  • неспособность отвечать по кредитам, если образовались долги.

По этим причинам осуществляется также ликвидация филиала государственного учреждения. В соответствии со ст. 65 ГК РФ, в качестве причины прекращения деятельности организации может выступать решение суда. Это происходит в результате выявления грубых нарушений, которые является неустранимыми.

Детали процедуры

Пошаговые этапы

Пошаговая инструкция в 2019 году позволит правильно ликвидировать бюджетное учреждение. В первую очередь принимается соответствующее решение.

Оно принимается на основе следующей документации:

  • акта экспертной оценки по наступлению вероятных последствий ликвидационных мер;
  • решение совета города или постановления администрации муниципального района;
  • решения собрания жильцов, если планируется ликвидировать образовательное учреждение;
  • устава учредителя предприятия.

Обратите внимание! При ликвидации учебного заведения устанавливаются определенные правила. Ближайшая школа должна располагаться на расстоянии не более 4 км. Процесс ликвидации не может начинаться во время учебного года.

Затем создают ликвидационную комиссию. Ее члены уполномочены осуществить все действия, связанные с ликвидацией. На заседании утверждается ликвидационный управляющий и прорабатываются сроки проведения работы.

Комиссия должна разместить объявление в СМИ о ликвидации, а в самом объявлении указывается период, когда кредиторы могут обратиться за погашением долговых обязательств

Необходимо провести следующие действия:

  • проводится инвентаризация активов и обязательств, которые имеются у организации;
  • формируются списки по кредиторской и дебиторской задолженности;
  • постановление по ликвидации передается директору образовательного учреждения;
  • готовится приказ, и вручаются уведомления персоналу;
  • местная служба занятости уведомляется о предстоящем закрытии организации и увольнении большого количества сотрудников.

Составляется ликвидационный баланс. Когда период на предъявление кредитных претензий истечет, у ликвидационной комиссии появляется необходимость представления промежуточного ликвидационного баланс.

Его подают главному распорядителя, который управляет бюджетными средствами. Его составляют на основе инвентаризации активов и обязательств, а также реестра требований по кредитам.

Чтобы сформировать ликвидационный баланс, необходимо закрыть все лицевые счета, передать материальные ценности и закрыть все лицевые счета. Остатки средств важно перечислить на соответствующий счет, открытый в казначействе. Непогашенная дебиторская и кредитная задолженность может быть оспорена на основе решения, принятого главным распорядителем.

Выделяют следующие основания для списания кредиторской задолженности:

  • решение главного распорядителя;
  • решение ликвидационной комиссии;
  • результаты проведения инвентаризации.

Дебиторская задолженность признается безнадежной на следующих основаниях:

  • задолженность не ликвидируется из-за невозможности это сделать;
  • закрытие долговых обязательств невозможно из-за прекращения работы предприятия, являющегося должником;
  • непогашение обязательства подтверждается государственным актом.

Организационные мероприятия

Когда принимается решение по ликвидации, руководитель предприятия должен провести определенные организационные мероприятия. Согласно ст. 12 ФЗ № 129 «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 2006 года в ликвидируемой организации должна быть проведена полная инвентаризация.

В ее процессе осуществляются дополнительные меры:

  • производится сверка взаиморасчетов с кредиторами и дебиторами;
  • обеспечивается взыскание образовавшейся задолженности с дебиторов и вносятся средства по кредитам;
  • принимаются меры по списанию нереальной кредиторской или дебиторской задолженности, если она признана нереальной;
  • производятся выплаты сотрудникам;
  • производятся расчеты с налоговым органом, по исполнительным листам, бюджетным кредитам и единому социальному налогу, в результате чего пополняется федеральный бюджет;
  • остатки финансовых средств сдаются в орган федерального казначейства;
  • орган федерального казначейства предоставляет выписки из лицевых счетов по внебюджетным и бюджетным средствам.

Тонкости процедуры ликвидации ООО путем продажи рассмотрены по ссылке.

Финансовые вопросы при ликвидации государственного учреждения

Видео (кликните для воспроизведения).

Ликвидационная комиссия действует автономно. Она тщательно изучает промежуточный баланс.

В результате определяется сумма, необходимая для расчетов с кредиторами. Состояние баланса говорит о том, сможет ли организация оплачивать имеющиеся долговые обязательства.

Кредиторы должны предоставить документацию, в соответствии с которой можно судить о наличии конкретной задолженности. Затем можно расплатиться с имеющимися долгами. Если комиссия не соглашается с предъявляемыми претензиями от кредиторов, устанавливается собственный финансовый баланс.

Непризнанные или новые требования должны отражаться в специальном дополнении, которое составляется к балансу. Если в данный документ их не включили, кредиторы могут представить свои требования в судебном порядке.

В соответствии со ст. 64 ГК РФ, долг перед ними признается погашенным. В дальнейшем возможна частичная ликвидация основных средств.

Для получения основной или дополнительной суммы долга подается судебный иск. И только в случае положительного решения, сумма возвращается принудительно.

Промежуточный баланс должен утвердить орган, принимающий решение о прекращении деятельности компании. Затем в налоговый орган подается соответствующее заявление.

Если средств на балансе недостаточно, предприятие может получить дополнительные финансы, а выплаты начнутся, когда принятый правильным образом документ вступит в законную силу

Очерёдность расчетов

При ликвидации государственного учреждения устанавливается следующая очередность выплат:

Первая очередь Выплаты лицам, здоровью которых причинен вред.
Вторая очередь Выплаты лицам, которые работают в организации на основе трудового соглашения.
Третья очередь Платежи по обязательным выплатам в муниципальный и государственный бюджеты.
Четвертая очередь Погашение задолженности перед другими заимодавцами.

Юридическая сторона

Закон о коммерческих организациях применим ко всем некоммерческим структурам, которые создаются на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 7 устанавливаются особенности правового положения бюджетных учреждений. Законодательство устанавливает и порядок присоединения бюджетных организаций.

Согласно статьям с 15 по 21 Федерального закона №7 устанавливается общая последовательность действий при ликвидации некоммерческих организаций. Юридическое лицо подлежит ликвидации на основе решения его участников или учредителей. Также это может осуществляться на основе органа, уполномоченного на это юридическими документами.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 539 от 26 июля 2010 года принимается решение и проводятся мероприятия по ликвидации бюджетной организации. Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.

В принятом решении должна указываться следующая информация:

  • название учреждения с указанием его типа;
  • название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
  • название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
  • название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.
Читайте так же:  Проведение сделки купли продажи недвижимости в сбербанке

Готовится проект правового акта федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции учредителя. Данный проект касается ликвидации федерального учреждения, которое находится в ведении федерального агентства или федеральной службы, находящихся в ведомстве указанного федерального органа. Только на основе подготовленного проекта возможна передача имущества предприятия.

Подготовленный проект готовится одновременно с пояснительной запиской, которая содержит сведения о кредиторской задолженности и обоснование целесообразности планируемой ликвидации организации. Помимо этого, в пояснительной записке могут отражаться дополнительные сведения.

Есть возможность ликвидации федерального казенного учреждения, осуществляющего функции по государственному управлению. Информация о структуре, к которой данные функции перешли, появляется по завершении процедуры ликвидации.

Если на данное учреждение возложены публичные обязательства перед гражданами, появляется соответствующая информация. Указывается, какой орган будет отвечать по обязательствам, в том числе финансовым.

Таким образом, ликвидация государственного учреждения имеет определенную специфику. Важно, чтобы все действия выполнялись в строгом соответствии с установленными законодательными нормами.

Пошаговая инструкция разделения ООО на два ООО приведена тут.

Роль промежуточного ликвидационного баланса при ликвидации рассмотрена тут.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Нереальная к взысканию дебиторская задолженность (Лунина О.)

Дата размещения статьи: 02.11.2015

Ровно и гладко (без долгов и переплат) вести учет получается далеко не всегда. Учреждения, в том числе государственные, нередко попадают в ситуации, когда они, например, уплатили аванс за работы (услуги), а подрядчик к их исполнению так и не приступил. Часто имеют место факты переплат по заработной плате. Как такие и другие аналогичные ситуации отражаются в учете учреждения и что в этих случаях следует предпринимать, рассмотрим в данной статье.

Что такое дебиторская задолженность?

Дебиторская задолженность у учреждений возникает постоянно вследствие незавершенных взаимоотношений между контрагентами. Когда ее погашение затягивается на длительное время — это повод для проведения проверок и принятия мер к ее взысканию. В отдельных случаях дебиторская задолженность выявляется во время инвентаризации расчетов при подготовке к сдаче отчетности.

На необходимость инвентаризации указывает ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Она проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания N 49).

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета (п. 3.44 Методических указаний N 49).

По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов (кредиторская задолженность), а также суммы и причины возникновения переплат работникам (дебиторская задолженность) (п. 3.46 Методических указаний N 49).

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (п. 3.47 Методических указаний N 49).

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить (п. 3.48 Методических указаний N 49):

— правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельный баланс;

— правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;

— правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Результаты проведенной инвентаризации отражаются в инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), утвержденной Приказом N 52н . При заполнении данного документа в части дебиторской задолженности в нем отражаются:

— данные по переплатам учреждения в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

— номер счета бухгалтерского (бюджетного) учета;

— общая сумма задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе подтвержденная дебиторами (не подтвержденная дебиторами);

— сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Основания для признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию

Дебиторская задолженность, которая не может быть погашена, признается нереальной к взысканию. Условия, по которым дебиторская задолженность не может быть взыскана, определены Гражданским кодексом. Такими условиями являются, в частности:

— истечение срока исковой давности (ст. ст. 196, 197);

— ликвидация организации (ст. 419);

— смерть гражданина-должника (ст. 418);

— невозможность исполнения обязательства (когда это вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает) (ст. 416);

— принятие акта государственного органа о признании задолженности нереальной к взысканию (ст. 417).

Истечение срока исковой давности. Срок исковой давности, в соответствии со ст. 196 ГК РФ, составляет три года.

Отсчет срока исковой давности наступает с даты обязательного внесения платежа, установленного законодательством РФ.

Срок исковой давности, предусмотренный гражданским законодательством, может быть прерван. Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в суд в установленном порядке и совершением должником действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

[3]

К действиям должника, свидетельствующим о признании долга, относятся:

— признание долга (подписание акта сверки взаимных расчетов);

— частичная уплата должником или с его согласия другим лицом долга.

При личной подаче искового заявления в суд срок исковой давности прерывается в день, в который исковое заявление поступило в суд. Если исковое заявление пересылается по почте, то срок исковой давности прерывается с даты, указанной на почтовом штемпеле отделения связи.

Течение нового срока исковой давности начинается с даты вынесения судом решения о взыскании долга. Если поданный учреждением иск оставлен судом без рассмотрения, срок исковой давности прерванным не считается.

Читайте так же:  Проверить подлинность листка нетрудоспособности по номеру

Ликвидация организации. Ликвидация должника осуществляется в установленном законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей порядке. Документом, подтверждающим ликвидацию юридического лица и индивидуального предпринимателя, является выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

Прекращение обязательства в связи со смертью гражданина. Обязательство (задолженность) прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

Принятие акта о признании задолженности нереальной к взысканию. Такими документами являются решение суда о невозможности взыскания задолженности и постановление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания долга.

Задолженность, в отношении которой вступило в силу решение суда, подлежит взысканию в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задолженность, которая должна быть взыскана в порядке исполнительного производства, признается безнадежной и подлежит списанию только в случае невозможности ее взыскания, подтвержденной постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в связи с невозможностью установить местонахождение должника и его имущества, в случае отсутствия у должника имущества, денежных средств, иных ценностей, на которые может быть обращено взыскание, в случае ликвидации организации.

Невозможность исполнения обязательств по причинам, не зависящим от воли сторон. Обстоятельствами, не зависящими от сторон, являются форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, военные действия, теракты и т.п.).

Отражение в бухгалтерском учете нереальной к взысканию дебиторской задолженности

Согласно п. 339 Инструкции N 157н (в ред. Приказа Минфина России от 06.08.2015 N 124н) с момента признания задолженности в порядке, установленном законодательством РФ, в соответствии с актом главного администратора доходов бюджета нереальной к взысканию она списывается с балансового учета учреждения и принимается на забалансовый учет на счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Списание с балансового учета нереальной к взысканию дебиторской задолженности осуществляется на основании результатов инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя учреждения.

Учет названной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим закону способом.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением ее на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Задолженность с забалансового учета списывается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству РФ.

Аналитический учет по забалансовому счету 04 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам) с указанием их полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания (п. 340 Инструкции N 157н).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н:

— операции по списанию в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности, нереальной к взысканию (по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, предоставленным займам, ссудам), а также по списанию с балансового учета задолженности по принятым обязательствам, не востребованной кредиторами, следует относить на подстатью 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» КОСГУ;

— отнесение на уменьшение финансового результата суммы дебиторской задолженности по расходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (по произведенным авансовым платежам, по государственным и муниципальным гарантиям, по которым не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику), осуществляется по подстатье 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ.

Представим типовые корреспонденции счетов для различных видов учреждений по отражению в учете списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности.

Переход права требования дебиторской задолженности к учредителю в качестве расчетов за уставный капитал при ликвидации общества

Дебиторская задолженность по оплате товаров (работ, услуг), образовавшаяся на дату ликвидации организации, в доходах ликвидируемой организации, применяющей УСН, не учитывается

Единственный учредитель общества с ограниченной ответственностью принял решение о его добровольной ликвидации. Согласно ликвидационному балансу в активе общества числится дебиторская задолженность, равная величине пассива баланса, состоящего из величины уставного капитала. Таким образом, при ликвидации общества учредителю переходит дебиторская задолженность. Договор цессии с учредителем заключать не планируется. Общество применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (15%).

Является ли налогооблагаемым доходом для общества переход права требования дебиторской задолженности к учредителю в качестве расчетов за уставный капитал при ликвидации общества? Каким документом будет подтверждаться право учредителя на получение денежных средств от должника?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Дебиторская задолженность по оплате товаров (работ, услуг), образовавшаяся на дату ликвидации организации, в доходах ликвидируемой организации, применяющей УСН, не учитывается.

Передача участнику права требования долга осуществляется в рамках цессии.

Передача права требования участнику может быть осуществлена на основании акта приема-передачи или решения ликвидационной комиссии (ликвидатора).

А уже далее суд производит замену кредитора в порядке процессуального правопреемства.

Обоснование вывода:

В соответствии со п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация организации — это прекращение ее деятельности как юридического лица без перехода прав и обязанностей другим лицам. При этом ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

При ликвидации юридического лица его обязательства перед кредиторами, а также обязательства должников перед организацией прекращаются, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством исполнение обязательства возлагается на другое лицо (например, по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.) (ст. 419 ГК РФ).

Читайте так же:  Что прилагается к протоколу об административном правонарушении

Таким образом, после ликвидации Вашей организации обязательство должника перед обществом прекратится.

В силу ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях налогообложения относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

При этом включение организациями, применяющими УСН, в состав доходов сумм дебиторской задолженности положениями НК РФ не предусмотрено (письмо Минфина России от 23.09.2013 N 03-11-06/2/39230).

На основании п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Значит, организация, применяющая УСН, учитывает в составе доходов задолженность по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на дату получения денежных средств либо на дату погашения дебиторской задолженности иным способом. Причем каких-либо особенностей признания неоплаченных товаров (работ, услуг) в составе доходов при ликвидации организации-кредитора главой 26.2 НК РФ не предусмотрено.

В рассматриваемом случае обязательства должника перед Вашей организацией прекращаются в силу закона (ст. 419 ГК РФ). Мы считаем, что в целях п. 1 ст. 346.17 НК РФ под погашением задолженности иным способом понимается поступление имущества (имущественных прав) от покупателя (заказчика). В этой связи мы придерживаемся позиции, что прекращение обязательства покупателя по причине ликвидации Вашей организации не приводит к одновременному признанию дохода в целях налогообложения.

Разъяснениями уполномоченных органов, а также судебными решениями применительно к рассматриваемой ситуации мы не располагаем. Приведенная позиция является нашим экспертным мнением.

Как следует из вопроса, договор цессии с учредителем общества заключать не планируется. По данному вопросу хотелось бы отметить следующее.

Как установлено п. 1 ст. 382 ГК РФ, право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Согласно п. 1 ст. 387 ГК РФ права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств, в том числе обстоятельств, перечисленных в пп.пп. 1-4 п. 1 ст. 387 ГК РФ, а также в других случаях, предусмотренных законом (пп. 5 п. 1 ст. 387 ГК РФ).

Закон не называет ликвидацию юридического лица в качестве обстоятельства, влекущего за собой переход к участникам юридического лица прав в отношении его имущества, включая права требования. Из приведенных нормативных положений следует, что ликвидация на стадии завершения расчетов с кредиторами является основанием для распределения имущества ликвидируемой организации между ее участниками, совершаемого ликвидационной комиссией (ликвидатором). То есть не только дебиторская задолженность, но и иное имущество ликвидируемого общества не переходит к его участникам автоматически, в силу одного лишь факта прекращения общества в связи с его ликвидацией. Для того чтобы такой переход состоялся, должны быть совершены действия, направленные на передачу участникам имущества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 01.09.2016 N Ф06-12656/16). Такая передача по своему правовому характеру представляет собой сделку (ст. 153 ГК РФ, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 N 03АП-3689/14), что имеет отношение и к передаче прав на истребование дебиторской задолженности.

Иными словами, передача участнику ликвидируемого ООО принадлежащих этому обществу прав требования в отношении дебиторской задолженности осуществляется в рамках цессии. От имени общества сделку цессии совершает ликвидационная комиссия (ликвидатор). При этом конкретный способ оформления такой передачи закон не регламентирует.

На наш взгляд, передача права требования участнику может быть отражена в акте приема-передачи, составленном в отношении всего имущества ликвидируемого юридического лица. На основании такого акта или иного документа (например, решения ликвидационной комиссии (ликвидатора)) суд производит замену кредитора в порядке процессуального правопреемства (ст. 48 АПК РФ, ст. 44 ГПК РФ, смотрите также постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 02.03.2005 N Ф08-642/05, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 N 07АП-6251/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 N 08АП-3028/12).

Как видим, отсутствие универсального правопреемства в правах кредитора при ликвидации юридического лица не препятствует замене взыскателя в порядке процессуального правопреемства при передаче участнику ликвидируемого общества права на получение дебиторской задолженности, оставшегося у ликвидируемого общества после удовлетворения требований кредиторов.

Полагаем, что в случае передачи дебиторской задолженности учредителю в рамках цессии дохода в сумме дебиторской задолженности у ООО не возникает, поскольку в этом случае также не происходит погашения дебиторской задолженности покупателя.

Вместе с тем полученная при ликвидации организации дебиторская задолженность, по мнению представителей налогового ведомства, признается доходом участника — физического лица, полученным в натуральной форме (письмо ФНС России от 21.06.2016 N БС-4-11/11055@).

[2]

При этом дата фактического получения дохода в таком случае определяется как день передачи доходов в натуральной форме.

В этом случае ликвидируемая организация, в силу п.п. 1, 2 ст. 226 НК РФ, признается налоговым агентом по НДФЛ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:

Видео (кликните для воспроизведения).

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

[1]

Источники


  1. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.

  2. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.

  3. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
Передача дебиторской задолженности при ликвидации казенного учреждения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here