Сроки уведомления родителей или законных представителей несовершеннолетних

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Сроки уведомления родителей или законных представителей несовершеннолетних" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Кто является законным представителем несовершеннолетнего?

Законный представитель несовершеннолетнего ребенка – это человек, который представляет интересы недееспособного ребенка и с этим должны считаться все участники процесса.

Какие права и обязанности есть у законного представителя, кто может им быть, а также как им стать?

Законный представитель ребёнка: кто это такой?

Чаще всего законным представителем несовершеннолетнего выступают его родители – отец и/или мать, вписанные в свидетельство о рождении ребенка.

Родители представляют интересы несовершеннолетнего во всех инстанциях, пока ребенку не исполнится 18 лет.

Также законным представителем может выступать попечитель или опекун.

Законный представитель ребенка обязан воспитывать его, заботиться о его физическом, психическом развитии, о здоровье.

Он обязан обеспечить ребенку получение общего образования, а также обязательно должен защищать права и интересы несовершеннолетнего в различных инстанциях.

Кто является законным представителем несовершеннолетнего в уголовном производстве?

Согласно ст. 48 Уголовного кодекса РФ по уголовным делам, совершаемым несовершеннолетними лицами, к участию в уголовном деле привлекаются законные представители ребенка. Это могут быть родители, опекуны, попечители или усыновители.

Законные представители ребенка, которого обвиняют в уголовном деянии, допускаются к участию в уголовном процессе на основании постановления следователя.

Представитель ребенка обязан присутствовать на заседаниях, участвовать в допросе обвиняемого, в судовом процессе (знакомиться с материалами дела, приносить жалобы, ходатайствовать, отводить, предоставлять доказательства и др.).

Если суд поставит, что законный представитель действует не в интересах ребенка, тогда судья может принять решение отстранить его от участия в судебном процессе, назначить другого представителя несовершеннолетнему подсудимому ребенку.

Документ, удостоверяющий положение законного представителя

Для того чтобы представлять интересы детей, у родителей, усыновителей или опекунов должны быть на руках документы, на основании которых они могут выступать в различных инстанциях от имени ребенка.

Такими документами могут быть:
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • паспорта родителей;
  • удостоверение опекуна;
  • свидетельство об усыновлении ребенка или копия решения суда об усыновлении;
  • решение органа опеки об установлении опеки или попечительства.

В исключительных случаях (родители ребенка длительно отсутствуют, они сильно больны, близких родственников у ребенка нет) интересы ребенка представляют органы опеки по решению суда.

Законные представители ребенка по Семейному кодексу: статья

В ст. 64 Семейного кодекса РФ четко прописано, что законными представителями ребенка являются его родители.

Если ребенок является сиротой или родителей лишили родительских прав в судебном порядке, тогда представителем ребенка является опекун, усыновитель, попечитель или приемные родители.

Законные представители должны защищать и представлять интересы ребенка во всех инстанциях, решать наследственные, земельные, жилищные, трудовые и другие споры, представлять интересы ребенка в суде и т. д.

Родители или лица, их замещающие (опекуны, попечители и т. д.) должны действовать в интересах ребенка.

Если между родителями и детьми есть противоречия, разногласия, тогда органы опеки назначают представителя для защиты прав и интересов ребенка.

Как стать законным представителем ребенка в 2019 году?

Родители становятся законными представителями ребенка уже при его рождении, то есть, по умолчанию.

Если у ребенка нет родителей либо они лишены родительских прав, тогда над ребенком устанавливается попечительство (для детей в возрасте от 14 до 18 лет) либо опека (до 14 лет).

Для того чтобы стать законным представителям ребенка, то есть опекуном или попечителем, необходимо обратиться в органы опеки по месту прописки несовершеннолетнего, предоставив необходимые документы.

После рассмотрения заявления претендента, одобрения его кандидатуры на роль опекуна или попечителя, ему выдается соответствующее решение.

При этом органы опеки обязаны выдать опекуну все документы, причитающиеся ребенку: его свидетельство о рождении, данные о родителях (акт о лишении родительских прав, свидетельства о смерти), документы на квартиру, которая закрепляется за ребенком, опись имущества и другие.

Может ли бабушка являться законным представителем ребенка, если она проживает с ним вместе?

Исходя из данных Семейного кодекса, бабушка не может быть законным представителем ребенка при живых дееспособных родителях, даже если она проживает с ними вместе.

Однако нередко случается, что родители уезжают на заработки либо попадают в больницу и тогда интересы ребенка может представлять бабушка.

Но для этого нужно оформить на нее доверенность.

Является ли отчим законным представителем несовершеннолетнего?

По закону не может, поскольку, с юридической точки зрения, отчим является ребенку чужим человеком и даже не близким родственником.

Он может представлять интересы ребенка только в том случае, если усыновит/удочерит ребенка.

Даже если отчим женится на матери ребенка, то он все равно не сможет стать представителем ребенка. Ему в обязательном порядке необходимо усыновить несовершеннолетнего.

[3]

Кто является представителем ребенка-сироты, обучающегося в техникуме?

Согласно ст. 123 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без родителей, не имеющих опекунов и попечителей, которые пошли учиться в организацию для детей-сирот, должны находиться под опекой органов попечительства.

Обязанности опекуна временно возлагаются именно на этот орган.

В случае, когда ребенок поступил в техникум, живет в общежитии техникума, а учебное заведение специализируется на воспитании детей-сирот, тогда оно и будет являться законным представителем ребенка.

Законный представитель для ребенка, поступающего в ВУЗ, колледж, техникум

При поступлении ребенка в образовательную организацию, представитель несовершеннолетнего обязательно должен подать заявление от своего имени, а также предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Также необходимо предъявить документ, подтверждающий родство с ребенком (свидетельство о рождении – для родителей или заключение – для попечителя).

Права и обязанности представителей обучающихся детей прописаны в ст. 44 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».

Согласно этому закону, представители несовершеннолетнего ребенка имеют право выбирать образовательное учреждение с учетом пожеланий ребенка, рекомендаций медико-педагогической комиссии.

Они обязаны вникать в образовательный процесс, знакомиться с оценками и успеваемостью ребенка, оказывать ему поддержку в обучении, соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, в котором учится ребенок.

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей, законные представители несовершеннолетних обучающихся несут ответственность согласно законодательству РФ.

Когда права и обязанности законного представителя прекращаются?

Ребенок самостоятельно отвечает за свои поступки, выступает от своего имени в различных инстанциях без поддержки законного представителя в таких случаях:
  • Если он уже достиг совершеннолетия – ему исполнилось 18 лет.
  • Если несовершеннолетний заключил брак (женился/вышла замуж).
Читайте так же:  Образец составления протокола об административном правонарушении

Законом РФ предусмотрен ограниченный перечень лиц, которые могут выступать в роли законных представителей несовершеннолетнего ребенка: родители, опекуны, попечители, усыновители. На них возлагаются права и обязанности по воспитанию и образованию детей.

Также законные представители несут ответственность (административную, гражданскую, уголовную) перед законом за действия несовершеннолетних детей.

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Комментарий к статье 45 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. Комментируемая статья регламентирует способы защиты прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Защиту прав несовершеннолетних осуществляют их родители (законные представители). Они могут осуществлять защиту как лично в своих интересах и интересах своих детей, так и через представителей. Полномочия представителей при этом должны быть надлежащим образом оформлены и подтверждаться доверенностью. Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенности от имени малолетних выдают их законные представители.

Совершеннолетние дееспособные граждане осуществляют защиту своих прав самостоятельно.

В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность,обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника. Порядок создания данной комиссии урегулирован последующими пунктами комментируемой статьи;

3) использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов. В данном случае могут применяться нормы семейного, административного, гражданского права. Самым распространенным способом защиты прав в сфере образования является направление жалобы в уполномоченный исполнительный орган государственной власти в области образования регионального и федерального уровня, в орган местного самоуправления, учредителю образовательного учреждения, государственную инспекцию в области труда. При существенном нарушении прав может иметь место подача заявления в правоохранительные органы, прокуратуру или суд. Уполномоченные органы обязаны в установленный срок рассмотреть заявление (жалобу) и дать заявителю ответ о подтверждении фактов, на основании которых заявитель обратился за защитой прав и (или) предпринятых мерах для восстановления нарушенных прав. Рассмотрение заявления в судебном порядке регламентируется ГПК РФ, КоАП РФ или УПК РФ в зависимости от состава правонарушения, следствием которого явилось нарушение прав обучающегося.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей:

1) совершеннолетних обучающихся;

2) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение комиссии оформляется протоколом, является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном порядке (в прокуратуру или суд).

Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии). Согласно ч. 6 ст. 26 Советы обучающихся, советы родителей рассматривают в установленном образовательной организацией порядке проекты локальных нормативных актов, что позволяет учесть их мнение еще на стадии разработки проекта, — в теории это способно снять ряд потенциальных конфликтов на стадии доработки текста локального нормативного акта.

Скажите пожалуйста, сын учится на 3 курсе железнодорожного техникума, через

месяц будет суд, статья 158 часть 3, если будет судимость, могут ли отчислить из техникума.

Нет закон не предусматривает такого основания для отчисления, как получение судимости.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 61. Прекращение образовательных отношений

1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.

2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Евразийский юридический портал

Бесплатная юридическая консультация онлайн, помощь юриста и услуги адвоката

Подразделения по делам несовершеннолетних как субъект системы профилактики безнадзорности и административных правонарушений

Система профилактики безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних представляет собой совокупность органов и учреждений, деятельность которых, направлена на реализацию задач закрепленных в действующем законода­тельстве. Основным нормативным правовым актом, регламен­тирующим деятельность системы профилактики является, Фе­деральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних».

Согласно данному закону в систему профилактики вхо­дит довольно большое количество субъектов, одним из кото­рых является подразделения по делам несовершеннолетних.

Подразделения по делам несовершеннолетних являются структурным подразделением территориальных органов вну­тренних дел, в том числе закрытых административно-террито­риальных образований, а также подразделений на транспорте.

Во вторую группу лиц, в отношении которых осуществля­ется проведение индивидуальной профилактической работы, можно отнести родителей и иных законных представителей несовершеннолетних, которые своим поведением и образом жизни оказывают отрицательное влияние на поведение несо­вершеннолетних, имеет место жестокого обращения или не исполнения своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.

Читайте так же:  Общая продолжительность сверхурочных работ не должна превышать

И третья категория — это несовершеннолетние, их родите­ли и законные представители, которые не были указаны в пер­вых двух категориях, но проведение профилактических меро­приятий необходимо, с целью недопущения совершения ими противоправных действия, либо для оказания социальной помощи, реабилитации. Проведение данной индивидуальной профилактической работы возможно только с согласия на­чальника территориального органа внутренних дел, либо его заместителя.

Кроме проведения индивидуальной профилактической работы, подразделения по делам несовершеннолетних выпол­няют следующие задачи, которые направлены на профилакти­ку безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Осуществляют работу по выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение противоправных дей­ствий, а также установлению родителей и законных предста­вителей несовершеннолетних, которые не исполняют, или ненадлежащим образом исполняют своих обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию. В отношении данных лиц сотрудники ПДН вносят предложения о применении к ним мер предусмотренных действующим уголовным и адми­нистративным законодательством.

В пределах своих компетенций организуют мероприятия по выявлению несовершеннолетних находящихся в розыске, а также направляют в органы и учреждения системы профилак­тики лиц, которые нуждаются в помощи государства. К дан­ным органам и учреждениям можно отнести специализиро­ванные учреждения для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной реабилитации. В них находятся лица, которые остались без попечения родителей, или законных представи­телей, проживающие в семьях, которые находятся в социально опасном положении. Также можно выделить и медицинские организации, в которые направляются несовершеннолетние в соответствии с действующим законодательством.

Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях, а так­же преступления совершенные несовершеннолетними, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответствен­ности. Аналогичные обращения также рассматриваются в от­ношении родителей или законных представителей, которые не исполняют, либо не должным образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несо­вершеннолетних.

Подготавливают материалы в отношении лиц указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних», для направле­ния их в центры временного содержания для несовершенно­летних овд.

Участвуют в подготовке материалов для внесения предло­жений в суд о применении в отношении несовершеннолетних, их родителей и законных представителей, установленных дей­ствующим законодательством мер воздействия.

Осуществляют взаимодействие с уголовно-исполнитель­ными инспекциями, по вопросам применения мер воздей­ствия в отношении несовершеннолетних осужденных, состоя­щих на учете.

Информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способствующих.

Уведомляют родителей или законных представителей не­совершеннолетних о случаях их доставления в подразделения по делам несовершеннолетних, в связи с их беспризорностью, безнадзорностью, а также в случаях совершения противоправ­ных действия.

Решение задач, которые законодатель установил для под­разделений по делам несовершеннолетних, проходит, в том числе и путем взаимодействия между иными участниками системы профилактики. Оно выражается в проведение меро­приятий, направленных на привлечение несовершеннолетних в совместную общественную полезную деятельность. Приме­ром такого взаимодействия могут являться следующие меро­приятия:

Летом 2016 года сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних Республики Башкортостан была орга­низована профильная смена под названием «Код безопасных каникул. Регион 102», направленная на организацию отдыха в загородном детском лагере «Ручеек». Здесь отдохнули несо­вершеннолетние, состоящие на учете в ОВД, а также лица на­ходящиеся в социально-опасном положении.

Также сотрудники подразделений по делам несовершен­нолетних активно взаимодействуют с иными субъектами си­стемы профилактики. Примером может послужить совместно проведенный с сотрудниками Центра общественной безопас­ности профилактический рейд. В ходе рейда сотрудниками была проведена разъяснительная работа с несовершеннолет­ними, которые употребляли алкогольную продукцию, рас­сказали об административной и уголовной ответственности за правонарушения. Родители юных нарушителей получили приглашение на комиссию, где будет определяться размер ад­министративного штрафа.

Регулярно в Республике Башкортостан проводится со­вместная акция «Полиция и дети». В мероприятиях принима­ют участие сотрудники полиции, работники других ведомств и представители общественности. В ходе проведения данной акции уделяется большое внимание правовой культуре уча­щихся. Сотрудниками полиции проводятся выступления в школах, в ходе которых ребята получают не только правовые знания, но и помощь, в случае если ребенок оказался в слож­ной жизненной ситуации.

Таким образом, подразделения по делам несовершенно­летних являются самостоятельным субъектом системы про­филактики, с четко определенными задачами и кругом лиц, в отношении которых они осуществляют свою деятельность.

Законен ли опрос несовершеннолетнего без уведомления родителей?

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязаны ли уведомить родителей 9-ти летнего ребенка, если в школе его вызвал на допрос дознаватель? При разговоре присутствовал социальный педагог. Почему родители узнают информацию от ребенка, а не от классного родителя или сотрудников полиции?

Ответы юристов ( 3 )

  • 8,2 рейтинг
  • 418 отзывов

Здравствуйте! Если ребенка допрашивали в рамках уголовного дела как свидетеля или потерпевшего, то порядок следующий.

здравствуйте. Если при допросе несовершенолетнего присутствовал соц. педагог даже без ведома родителей, то это законно. Соц. педогога могут призать даже предстаителем потерпевшего, если он является нарушителем или наоборот потерпевшим.

согласно ст. 191 УПК РФ При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Порядок допроса несовершеннолетних, подозреваемых в совершении преступлений регулируется ст.ст.425, 426 УПК РФ. Ст.425 предусматривает обязательное участие защитника на таком допросе, который вправе задавать своему подзащитному вопросы, знакомиться с протоколом, делать замечания о правильности и полноте сведений. Что касается законных представителей несовершеннолетнего, к которым относятся и родители, то они допускаются к участию в деле на овновании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.
На практике частно работники полиции практикуют не допрос, а так называемую «беседу», в ходе котрой они выясняют интересующие их сведения. В любом случае доказательства, добытые незаконным путём должны быть исключены из доказательной базы по уголовному делу (ст.75 УПК РФ «Недопустимые доказательства»).

Но я так понимаю, что речь не идет об уголовном деле и это был не допрос а опрос или беседа, поэтому все процессуальные нормы соблюдены, вас не обязаны были вызывать. Но если все же дело серьезное рекомендую обратиться к опытному адвокату, чтобы избежать неприятностей.

Читайте так же:  С какой суммы ущерба начинается уголовная ответственность

Задержание несовершеннолетнего полицией

Несовершеннолетние могут быть доставлены в органы внутренних дел в нескольких случаях.

  1. Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность.
  2. Безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства для последующего их направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних, а также заблудившиеся и подкинутые.
  3. Самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
  4. Направляемые в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Заблудившиеся или подкинутые дети в возрасте до 14 лет, доставленные в органы внутренних дел, отправляются в учреждения органов здравоохранения, где они проходят медицинское обследование и дожидаются прибытия родителей (опекунов) либо представителей органов опеки. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет в случае отсутствия показаний к направлению в медицинское учреждение ожидают прибытия родителей (опекунов) либо представителей органов опеки в помещении территориального органа внутренних дел, в который они были доставлены сотрудниками полиции.

В статье 2.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП) установлен возраст 16 лет, по достижении которого лицо подлежит административной ответственности. В соответствии со статьей 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В отношении несовершеннолетних такими мерами являются:

  1. Доставление;
  2. Фдминистративное задержание;
  3. Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящегося при физическом лице;
  4. Изъятие вещей и документов;
  5. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
  6. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
  7. Задержание транспортного средства;
  8. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
  9. Привод.

Административное доставление, то есть принудительное сопровождение физического лица в дежурные части территориальных органов полиции, в целях составления протокола осуществляется в том случае, если протокол об административном правонарушении невозможно составить на месте выявления административного правонарушения. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок. При доставлении несовершеннолетнего в полицию сотрудники полиции должны установить данные, характеризующие личность доставленного, сведения о его родителях или законных представителях, выяснить обстоятельства совершения правонарушения; оформить материалы, необходимые для привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности; направить доставленного в лечебное учреждение в случае его нахождения в состоянии наркотического опьянения или в тяжелой степени алкогольного опьянения, а также при необходимости в случае телесных повреждений; передать несовершеннолетнего родителям или законным представителям.

Несовершеннолетний не может быть подвергнут административному аресту, однако в исключительных случаях, он может быть подвергнут административному задержанию на срок не более 3 часов с целью установления личности правонарушителя и составления протокола об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его совершения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества и место жительства свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие административного правонарушения. Несовершеннолетний вправе отказаться от подписания протокола без указания причин, о чем в протоколе будет сделана соответствующая запись.

Материал подготовлен методистом ГБОУ ГМЦ ДОгМ Кокшаровой А.А.

Рассмотрение дела на заседании Комиссии

В какие сроки должно быть рассмотрено дело об административном правонарушении?

В течение 15 дней. Дни отсчитываются с того дня, когда КДН получила материал из полиции.

Могут продлить до одного месяца. Это случится, если будут заявлены ходатайства (например, сделать запрос, получить дополнительные справки, которые вы считаете нужными, но сами не можете получить) или нужно будет дополнительно выяснять обстоятельства дела.

Может ли КДН рассматривать дела несовершеннолетних без участия их родителей?

Нет. Присутствие несовершеннолетнего и его родителей при рассмотрении дела обязательно (ст. 34 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних).

При подготовке к рассмотрению дела в обязательном порядке должны уведомить несовершеннолетнего, его родителей/законных представителей, а также защитника, если о нем уже имеются сведения в деле. КДН не вправе отказать в присутствии адвоката или иного лица, имеющего доверенность на представление интересов. Защищать интересы вместо адвоката могут родители/законные представители.

Если несовершеннолетний и/или его родители/законные представители не могут участвовать в рассмотрении дела (командировка, болезнь и т.д.), то необходимо направить в КДН ходатайство с просьбой отложить рассмотрение на другой день и время. В этом ходатайстве нужно указать причины неявки и приложить подтверждающие документы.

Может комиссия выносить определение о приводе несовершеннолетнего на рассмотрение его дела и о приводе его родителей?

Да.

Комиссия по делам несовершеннолетних имеет право выносить такие определения. Привод будут исполнять органы внутренних дел. Привод может касаться подростков, родителей и свидетелей по делу.

Обязательно ли вручать постановление об административном правонарушении сразу при рассмотрении под расписку или можно высылать по почте в течение недели?

Нет, не обязательно. Копия постановления может высылаться подростку по почте в трехдневный срок.

Определение по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.

Какие требования предъявляются к оформлению протокола заседания КДН?

Ведение протокола обязательно во время рассмотрения дела.

Протокол подписывается председательствующим и секретарем заседания. То есть не ответственным секретарем, а лицом, ведущим протокол на заседании комиссии.

Какой порядок обжалования постановлений КДН?

Решения КДН принимается в форме постановления. Вы можете подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.

Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Необходимо обратить внимание

При задержании сотрудники полиции могут предложить Вам пройти дактилоскопирование («откатать пальцы») и фотографирование.

1.

Дактилоскопирование — это фиксация особенностей строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность.

Дактилоскопирование до постановления суда о признании Вас виновным в административном правонарушении и применении в отношении Вас санкции в виде административного ареста в большинстве случаев проводится добровольно, то есть только при наличии Вашего согласия.

Читайте так же:  Отложение составления протокола об административном правонарушении

Принудительно до указанного судебного постановления она может быть проведена в случаях, если Вы:

1. Задержаны, и установить Вашу личность иным способом невозможно (например, отсутствуют документы, удостоверяющие вашу личность);

2. Задержаны по подозрению в совершении преступления;

3. Подвергнуты административному аресту (назначается только решением суда);

4. Являетесь иностранным гражданином или лицом без гражданства и незаконно находитесь на территории России;

5. Являетесь иностранным гражданином и у Вас имеется разрешение на временное проживание;

Если постановлением суда Вы были признаны виновным и подверглись административному аресту дактилоскопирование проводится без Вашего согласия.

Следует иметь в виду, что дактилоскопирование осуществляется (не только, но в том числе) с помощью валика и типографской краски.

2.

Фотографирование. Полиция может фотографировать гражданина, но только по тем же основаниям, что и дактилоскопировать. В остальных случаях — нет.

Сам факт доставления гражданина в органы внутренних дел не является основанием для его фотографирования. Фотографирование как до суда, так и после вынесения судебного постановления, может производиться только при наличии вашего согласия.

Наличие при себе документа, удостоверяющего личность, позволяет отсечь основание фотографирования.

Правонарушения родителей или иных законных представителей несовершеннолетних

ПРАВОНАРУШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЛЕТНИХ

Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

1.Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.

Статья 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ

1. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18 настоящего Кодекса, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ

[2]

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ-

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

[1]

Статья 69 Семейного кодекса Российской Федерации:

В случае уклонения от выполнения обязанностей родителей (в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов), злоупотреблении своими правами, жестокого обращения с детьми; если родители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией может быть инициировании вопрос о лишении родительских прав.

Административная ответственность родителей

Законодательством, и прежде всего Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрено наказание для нерадивых родителей и иных законных представителей несовершеннолетних.
Привлечь к ответственности за всё сразу

Частью 1 статьи 5.35. КоАП РФ предусмотрен всеобъемлющий состав: «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». Все жизненные ситуации подходят под это определение. Ребенок прогуливает школу – родители не обеспечивают процесс его обучения, хулиганит – родители не обеспечивают его воспитание, ребенок нуждается в госпитализации и серьезном лечении, а родители являются сторонниками народной медицины – действия родителей наносят вред ребенку и нарушают его права на оказание медицинской помощи, и так далее до бесконечности.
Частью 2 той же статьи предусмотрено наказание за более конкретные действия – лишение возможности общаться с родителями или близкими родственниками; неисполнение судебного решения об определении места жительства детей; неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав; воспрепятствование родителям в осуществлении ими прав на воспитание и образование детей, защиту их интересов.

То есть законом предусмотрены случаи, когда в результате семейных конфликтов один из родителей, а то и бабушка или дедушка, забирает ребенка, никому больше не дает общаться с ребенком, не говорит, где находится ребенок, а судебные решения попросту игнорирует.

Такие случаи — не редкость, и именно в целях повышения ответственности за подобные правонарушения были введены в 2011 году в действие части 2 и 3 статьи 5.35, которая ранее состояла только из одной части.

Частью третьей статьи 5.35. предусмотрена ответственность за повторное совершение нарушений, предусмотренных второй частью той же статьи.
Также статьей 20.22 КоАП РФпредусмотрена ответственность родителей или иных законных представителей за появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, а также за распитие ими пива, алкогольной продукции, употребление наркотических и одурманивающих веществ в общественных местах.

Почему речь только о тех, кто не достиг возраста 16 лет? Потому что с 16 лет несовершеннолетний уже сам несет административную ответственность за эти правонарушения.
Региональная специфика

Федеральное законодательство позволяет регионам формировать своё, областное или краевое законодательство об административной ответственности. Такое законодательство есть в Москве, Санкт-Петербурге и многих других регионах страны. Среди прочих правонарушений в региональном законодательстве могут быть предусмотрены и правонарушения, предусматривающие ответственность родителей и законных представителей. Так, в Санкт-Петербурге предусмотрена ответственность за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих. Схожая норма содержится в законодательстве Ленинградской области и других регионов страны.
Кто может быть привлечен к ответственности?

Читайте так же:  Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта

Помимо родителей, к ответственности могут быть привлечены опекуны и попечители, приемные родители (приемная семья как форма осуществления опеки на возмездных условиях), лица, усыновившие (удочерившие) детей в судебном порядке, то есть де-юре ставшие для ребенка родителями.
Не могут быть привлечены к ответственности лица, лишенные родительских прав (речь идет именно о том ребенке, в отношении которого осуществлено лишение прав), опекуны и попечители, чьи полномочия были прекращены к тому моменту, когда случилось событие, ставшее причиной привлечения к ответственности.

Иначе говоря, нельзя привлечь к ответственности лицо, которое хоть и являлось на протяжении какого-то времени законным представителем несовершеннолетнего, но перестало быть таковым ко времени наступления события, послужившего основанием к привлечению к ответственности. Например, если подросток угнал машину, а возраста привлечения к уголовной ответственности он еще не достиг, то должны привлечь к административной ответственности родителей, но поскольку те к моменту угона уже были лишены родительских прав, то к ответственности будут привлекать опекуна.
Как накажут?

За совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и 2 статьи 5.35 и статьей20.22 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа. Размер штрафа невелик – от 100 до 500 рублей (ч. 1 ст. 5.35) и от 300 до 500 рублей (ч.20.22). Часть 2 ст. 5.35 предусматривает наложение штрафа от 2 до 3 тысяч рублей.

Логика проста: штраф будет выплачиваться из бюджета той же семьи, в которой живет несовершеннолетний, а значит, в итоге негативно отразится и на содержании ребенка. С другой стороны, нарушение прав и интересов ребенка недопустимо, равно как недопустимо неисполнение судебных решений. Поэтому частью 2 статьи 5.35 предусмотрен уже более значительный размер штрафа.

Частью третьей статьи 5.35. предусмотрено увеличение размера штрафа до 5 тысяч рублей, также предусмотрено наказание в виде административного ареста.
Срок давности

Существует общее правило, предусмотренное статьей 4.5. КоАП РФ, в соответствии с которым постановление об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по делу, рассматриваемому судьей – позднее трех месяцев.
Кто принимает решение?

Органом, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35. и 20.22 Кодекса об административных правонарушениях, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.35 может также быть рассмотрено судьей. Комиссии по делам несовершеннолетних (так называемые КДН) были созданы еще в советские годы, и не потеряли своей актуальности в настоящее время.
По итогам рассмотрения материала об административном правонарушении комиссия выносит постановление либо о прекращении производства по делу, либо о привлечении к ответственности с указанием вида и размера наказания. На рассмотрение КДН или судьи поступает уже готовый материал, в основе которого лежит протокол о совершении административного правонарушения, а его еще надо составить.
Кто может составлять протокол?

Если в части органа, уполномоченного рассматривать дела нашей категории, закон не предусматривает разнообразия, то в части лиц, уполномоченных составлять протоколы о совершении вышеуказанных правонарушений, закон (а речь идет о Кодексе РФ об административных правонарушениях) наделяет соответствующими полномочиями сотрудников полиции, членов комиссий по делам несовершеннолетних, и судебных приставов.

Приставы наделены полномочиями по составлению протоколов о совершении правонарушений, предусмотренных только частями 2 и 3 статьи 5.35 КоАП. Федеральной службой судебных приставов изданы Методические рекомендации о порядке применения частей 2 и 3 статьи 5.35 КоАП (от 29.09.2011 г. № 04-15). Рекомендации содержат разъяснения как по существу самих правонарушений, предусмотренных указанными нормами права, так и относительно действий судебных приставов по выявлению и фиксации фактов совершения этих правонарушений. На практике буквально все протоколы поступают на рассмотрение в КДН из органов внутренних дел.
Причины и последствия привлечения к ответственности
Вспомните, когда вы сами прогуливали школу, разве родителей за это штрафовали? Или когда участковый разгонял вашу веселую компанию, сидящую во дворе с магнитофоном и вином – разве это заканчивалось протоколом? Ну вызовут родителей в школу, ну придет домой участковый с беседой о моральном облике советской молодежи…

На практике до привлечения к административной ответственности родителей или иных законных представителей доходит лишь в исключительных случаях, когда все другие «меры профилактики» не помогают. Как правило, семья уже включена в списки «неблагополучных», состоит на учете в социальных службах, однако родители свое отношение к выполнению своих обязанностей не меняют.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также не стоит забывать и о «палочной» системе оценки деятельности органов полиции. Количество оформленных протоколов – один из показателей эффективности работы, особенно в рамках проведения каких-нибудь рейдов, общегородских профилактических мероприятий по профилактике детской безнадзорности и прочих подобных кампаний. После двух-трех фактов привлечения к административной ответственности решается вопрос о лишении родительских прав.

Источники


  1. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

  2. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  3. Додонов Большой юридический словарь / Додонов, В.Н. и. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 790 c.
  4. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.
Сроки уведомления родителей или законных представителей несовершеннолетних
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here