Ответственный за безопасность дорожного движения в организации

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Ответственный за безопасность дорожного движения в организации" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Ответственный за безопасность дорожного движения в организации

Представленные вопросы предназначены для аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью

Аттестация должна проводиться в соответствии с «Порядком аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью», утвержденным приказом Минтранса России от 20.03.2017 г. N 106, однако не все аттестационные комиссии его соблюдают. Например:
— Некоторые комиссии изменяют вопросы, которые должны соответствовать перечню вопросов размещенному на сайте Агентства автомобильного транспорта (п. 36 вышеуказанного порядка).
— С марта 2017 года в некоторые нормативные акты, знание которых проверяется на аттестации, внесены изменения. Некоторые комиссии эти изменения игнорируют, и признают правильными ответы соответствующие ранее действующим нормативным актам. Эти вопросы перечислены ниже. В самих вопросах представлены соответствующие комментарии.
— Ответы на некоторые вопросы в различных регионах отличаются, хотя все эти вопросы направлены на проверку знаний федеральных норм и правил. Эти вопросы так же перечислены ниже.

Вопросы, размещенные на нашем сайте, соответствуют перечню вопросов, размещенному на сайте Агентства автомобильного транспорта. Ответы на эти вопросы соответствуют действующим нормативным актам. Вопросы, по которым возникают споры мы выделили желтым цветом: 4 вопрос 1 темы, 19 вопрос 2 темы, 8 вопрос 3 темы, 11 вопрос 3 темы, 19 вопрос 3 темы, 5 вопрос 4 темы, 12 вопрос 6 темы,14 вопрос 7 темы, 2 вопрос 9 темы, 11 вопрос 12 темы

Ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения. Служба безопасности дорожного движения

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Одним из основных и важнейших требований Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» является требование наличия в организации осуществляющей перевозки пассажиров на основании договора (коммерческие перевозки), а также осуществляющей перемещение лиц и материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями для собственных нужд (перевозки для собственных нужд), должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.

При этом следует иметь в виду, что данное требование не означает обязательного наличия соответствующей должности в штатном расписании организации. Речь идет о возложении приказом по организации на того или иного сотрудника соответствующих обязанностей и об отражении этих обязанностей в его должностной инструкции. Именно эти документы являются объектом проверок, проводимых надзорными органами.

Основными функциями лица, ответственного за безопасность дорожного движения, являются:

  • разработка мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, планирование и контроль их выполнения;
  • ведение всей необходимой документации, связанной с обеспечением БДД;
  • непосредственная работа с персоналом организации, чья деятельность так или иначе влияет на обеспечение безопасности дорожного движения;
  • взаимодействие от имени организации с органами ГИБДД, УГАДН и другими структурами по вопросам БДД.

На практике часто возникает вопрос — на какое именно должностное лицо организации должны возлагаться соответствующие обязанности?

Если в штатном расписании организации имеются должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, связанных с БДД, а именно: руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения, начальники отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, предприятий транспорта, колонн (маршрутов), отрядов, диспетчеры, механики отдела технического контроля, механики колонн, отрядов, — то целесообразно возложение данных обязанностей на одного из этих руководителей или специалистов.

Если таких должностей в штатном расписании не имеется, то соответствующие обязанности могут быть возложены на любого сотрудника предприятия, чьи функции близки к функциям перечисленных выше категорий работников.

Требование наличия в организации ответственного за обеспечение БДД, является минимальным. В организациях с большим количеством водителей, ответственный за БДД, совмещающий эту работу с выполнением иных функций, может просто не справиться со своими обязанностями. В этом случае необходима выделенная штатная единица или специальное подразделение – служба обеспечения безопасности движения.

При решении вопроса о формировании подразделения БДД рекомендуется ориентироваться на следующие показатели:

  • при численности водителей менее 50 человек допускается работу по обеспечению БДД возложить на сотрудника, совмещающего ее с другими обязанностями;
  • при численности водителей 51 – 200 человек необходимо наличие специальной штатной единицы ответственного за БДД;
  • при численности водителей 201 – 500 человек целесообразно создание службы (отдела) численностью не менее 2 человек;
  • при численности водителей свыше 500 человек в службе БДД на каждые 250 водителей должна вводиться дополнительная штатная единица.

Эти цифры не являются требованием каких либо действующих нормативных документов, это только рекомендации основанные на опыте, которые могут значительно облегчить работу по организации обеспечения БДД.

Лицо, ответственное за обеспечение безопасности движения, должно иметь соответствующую квалификацию и пройти аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью.

Порядок аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 20 марта 2017 г. № 106 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью».

Аттестация специалиста проводится в целях проверки его знаний и умений на соответствие Профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Проведение аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, создаваемыми распоряжением Министерства транспорта РФ, с указанием субъектов Российской Федерации, на территории которых действуют комиссии.

Если в организации выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями, может быть проведена досрочная аттестация.

Аттестация проводится с целью определения пригодности к работе по обеспечению безопасности движения на автомобильном транспорте. В процессе аттестации проверяется уровень знаний нормативно-правовых актов и технических норм по безопасности движения, способность применять эти знания в практической деятельности.

Читайте так же:  Покупка квартиры по заниженной стоимости риски покупателя

Если организация выполняет международные перевозки, подготовка специалистов проводится по особой программе.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Штрафные санкции за отсутствие специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения

Согласно 398 ФЗ от 20.12.17 “О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”, который вступит в силу 21 декабря 2018 г.: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), кроме того, обязаны:

— назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

— обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Профессиональные и квалификационные требования к работникам автомобильного транспорта установлены Приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;

— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

К контролеру технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики на городском наземном электрическом транспорте» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики на городском наземном электрическом транспорте», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания транспортных средств городского наземного электрического транспорта не менее одного года;

— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

К консультанту по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203 «Об утверждении Порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»;

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203;

Читайте так же:  Торговые платформы бинарных опционов с минимальным депозитом

— наличие диплома о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203;

— наличие диплома о среднем профессиональном образовании по программам подготовки специалистов среднего звена, за исключением специальностей, входящих в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации консультанта по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и свидетельства о подготовке консультанта по вопросам безопасности перевозок опасных грузов, выданного в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 9 июля 2012 г. N 203.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена, предъявляются требования к стажу работы в области организации перевозок и управлению автомобильным транспортом не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

Таким образом, в каждом автотранспортном предприятии диспетчер, контролер технического состояния, ответственный за БДД и консультант по перевозке опасных грузов (если предприятие занимается перевозкой опасных грузов) должны иметь соответствующее образование.

Для ИП контролер, ответственный и консультант могут совмещать эти должности, но в обязательном порядке должны иметь соответствующее образование или пройти переобучение, например у нас))).

Что касается штрафов, то согласно КоАП РФ статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом: «Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, — влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере 20 000 рублей;

— на юридических лиц — 100 000 рублей».

Ответственный за БДД. Инструкция

«____» _______________ 20__ г.

ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения

  1. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения назначается приказом руководителя организации.
  2. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен иметь диплом о высшем образовании по направлению подготовки, входящий в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», или иметь диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
  3. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен пройти в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
  4. Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения подчиняется руководителю организации и в своей работе руководствуется Законодательными актами РФ, приказами и распоряжениями Минтранса РФ, и другими нормативными документами, действующими в сфере безопасности дорожного движения, а также настоящей должностной инструкцией.

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен знать:

  1. Нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов.
  2. Основы трудового законодательства.
  3. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты.
  4. Назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок.
  5. Правила технической эксплуатации транспортных средств.
  6. Методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок.
  7. Организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта.
  8. Порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения должен уметь:

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения обязан:

Ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения имеет право:

Планирование работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий

  1. Планы работы по предупреждению ДТП, разрабатываются работниками, отвечающими за обеспечение безопасной, безаварийной работы автотранспорта и утверждаются руководителем организации.
  2. Планы отражают деятельность организации по снижению уровня аварийности и разрабатываются на основе нормативных актов, регламентирующих работу автотранспорта в транспортно-дорожном комплексе.

С инструкцией ознакомлен: _________________________ подпись «___»___________201_г.

Что входит в обязанности ответственного за БДД

Ответственный за БДД организует работу контролера технического состояния автомобилей, диспетчера (если такая должность предусмотрена), водителей.

Участвует в разработке локальных актов в сфере своей деятельности.

Составляет план мероприятий по предупреждению ДТП и осуществляет контроль за его выполнением.

Не допускает переработок водительским составом, контролирует соблюдение режима труда и отдыха.

Разрабатывает программы и положение о стажировках. Организовывает и контролирует проведение стажировок водителями-наставниками с водителями.

Проводит инструктажи об особенностях управления транспортом в различных погодных условиях.

Большая роль в деятельности ответственного по БДД является выявление причин и предотвращения ДТП связанных с эксплуатацией транспорта организации. Выявляет причины и обстоятельства, при которых было совершено ДТП, принимает меры по их устранению — подробнее об этом в статье «Как действовать в случае ДТП с участием «служебного» транспорта»

Составляет отчеты о ДТП, производит сверку с ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях правил дорожного движения транспортом предприятия.

Проводит агитационную работу с водительским составом по предупреждению ДТП.

Производит допуск водителей к самостоятельной работе согласно соответствующим категориям ТС.

Контролирует прохождение всеми водителями медицинских осмотров

Какую документацию ведет специалист, ответственный за БДД:

  • План мероприятий по БДД на текущий год
  • Акт служебного расследования по факту ДТП
  • Учет ДТП раздел 1
  • Учет ДТП раздел 2
  • Журнал инструктажей
  • Стажировочный лист

Какие мероприятия проводит специалист по БДД и как часто

Ответственный за БДД проводит мероприятия по предупреждению ДТП согласно плана.

План мероприятий составляется на текущий год.

Нет единого шаблона составления плана, ответственный по бдд составляет план согласно с текущим положением , спецификой и профилем работы своей организации .

Основные моменты которые должны учитываться в плане это :

  • Инструктажи с водительским составом
  • Стажировка водителей
  • Регулярное обучение и повышение квалификации водителей
  • Прохождение медицинских осмотров
  • Закрепление транспортных средств за водителями
  • Проверка организации труда и отдыха
  • Проверка периодичности ТО и ремонта ТС
Читайте так же:  Оспаривание протокола об административном правонарушении в суде

Пройти обучение по специальности «Ответственный за БДД»

Что такое служба БДД (безопасности дорожного движения)

Если на балансе предприятия (или у ИП) есть хотя бы один автомобиль, то автоматически возникает обязанность руководителя организовать так называемую “службу (отдел) по безопасности дорожного движения (далее служба БДД)”. Транспорт при этом может быть как собственный, так и арендованный — большой роли это не играет. Это требование законодательства касается не только транспортных компаний, делающих прибыль на перевозках — служба БДД должна быть и у тех организаций, которые используют транспорт для своих личных нужд например, для развозки сотрудников, или доставки товара (п.4 ст.20 № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения»).

Если на предприятии не организована служба БДД, то:

при проверке УГАДН (Ространснадзор) и ГИБДД могут оштрафовать юридическое лицо на сумму от 100 тысяч рублей, и еще 20 тысяч на должностное лицо (Ст. 12.31.1 КоАП РФ).

если автомобиль организации попадет в ДТП, то выплата страхового возмещения по ОСАГО или КАСКО под большим вопросом. А если речь идет о пассажироперевозчиках, то при ДТП все затраты по несчастному случаю, которые обычно покрывает страховка, лягут непосредственно на перевозчика.

налоговая служба имеет право не признать расходы на гсм и содержание автотранспорта.

Как правильно организовать службу БДД на предприятии

1. Первое и главное для всех организаций, имеющими в собственности автотранспорт – назначить специалиста, ответственного за обеспечение БДД в организации. Именно он, согласно своей должностной инструкции, должен разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению ДТП, анализировать причины их возникновения, проводить инструктажи с водителями и другими сотрудниками отдела. Это ключевой специалист, так как он контролирует работу водителей, диспетчера и контролера.

Специалистом, ответственным за обеспечение БДД в организации может стать либо сотрудник с высшим транспортным образованием (входящим в укрупненную группу 23.00.00), либо с любым другим высшим образованием, но прошедший обучение на курсах дополнительного профессионального образования по специальности «Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения» и аттестацию в УГАДН (подробнее об аттестации ответственных за БДД написано здесь)

2. Водителем может быть назначен как штатный водитель, так и любой другой сотрудник. Даже если на балансе организации имеется всего один автомобиль, за рулем которого директор ездит лично, то он автоматически становится водителем с точки зрения законодательства. А это значит, что необходимо оформить Приказом совмещение функций (как работу по совместительству) и обязательно сделать должностную инструкцию водителя.

Кроме этого, каждый водитель должен ежегодно проходить Техминимум и инструктаж по правильной эксплуатации автомобиля.

3. Контролер технического состояния автотранспортных средств отвечает за техническое состояние автомобилей при выпуске на линию.

[3]

Кто может быть контролером технического состояния

Контролером может быть сотрудник с дипломом не ниже среднего профессионального по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (23.02.03). При наличии такого диплома опыт работы, согласно Приказу Минтранса 287, не является обязательным.

Если у потенциального контролера диплом об образовании (не ниже среднего профессионального) по любой другой специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 (Техника и технологии наземного транспорта), кроме специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», то для назначения на должность контролера ему необходим стаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не меньше одного года.

Или же контролером может быть любой сотрудник организации, у которого есть образование не ниже среднего профессионального – в таком случае ему необходимо получить диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Контролер технического состояния автотранспортных средств». В этом случае опыт опять же необязателен.

4. Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Этот специалист занимается путевой документацией и распределением водителей по маршрутам. Именно в его задачи входит контроль за правильным «движением» топлива на предприятии и за соблюдением водителями режима труда и отдыха. Диспетчером может стать сотрудник с наличием диплома об образовании не ниже среднего профессионального образования по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.

Если есть диплом не ниже среднего профессионального по любой другой специальности – необходимо получить диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта».

Требований к опыту работы данных специалистов, согласно Приказу Минтранса, нет.

Кто несет ответственность за безопасность дорожного движения на предприятии

Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения

Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.

Видео (кликните для воспроизведения).

По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.

Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:

  • отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
  • свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.

Ответственный за БДД на предприятии, требования 2019

При подборе и назначении специалиста работодатель руководствуется Приказом Минтранса РФ № 287 от 28.09.2015.

Главное требование к ответственному по БДД — наличие специализированного образования:

Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения на предприятии, должен знать:

Также специалист, ответственный за обеспечение БДД, должен уметь:

Кого назначить

Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.

Читайте так же:  Председатель выборгского районного суда санкт петербурга

На предприятиях с большим автопарком, специализирующихся на перевозках, зачастую создаются целые службы по обеспечению безопасности на дороге. При этом важно учитывать, что все назначенные сотрудники обязаны соответствовать квалификационным требованиям, обозначенным в Приказе № 287, а аттестовать нужно только начальствующее лицо.

Как назначить

Лицо, ответственное за БДД на предприятии, назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации. Трудовой договор заключается с сотрудником, назначаемым на данную должность, во всех случаях, кроме тех, когда обязанности возлагаются в порядке совмещения должностей. При совмещении оформляется дополнительное соглашение к существующему трудовому договору работника.

План по обеспечению безопасности дорожного движения

Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.

В план могут быть включены следующие направления:

  • работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
  • работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
  • работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.

Права и обязанности работодателя и специалиста по обеспечению БДД

Обязанности ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения чаще всего закрепляются в трудовом договоре либо в каком-нибудь локальном нормативном акте предприятия, например должностной инструкции.

Должностная инструкция специалиста по БДД в организации

Образец является типовым и может быть взят за основу для разработки собственной инструкции.

Должностная инструкция оформляется с учетом сложившейся на предприятии практики делопроизводства, утверждается руководителем и обязательно доводится до работника под подпись. Ознакомить с ней соискателя необходимо еще до подписания с ним трудового договора.

Права и обязанности руководителя предприятия в области БДД, за исключением случая, когда он лично отвечает за этот участок работы (что характерно для мелких предприятий), не такие обширные и сводятся к следующим:

  • организация работы, в том числе назначение на соответствующие должности и освобождение от них;
  • организация аттестации и обучения, утверждение планов работы;
  • проверка ответственных лиц и наложение на них дисциплинарных взысканий.

Ответственность руководителя и специалиста

Сотрудника, в обязанности которого входит обеспечение дорожной безопасности, за неудовлетворительное их исполнение допустимо наказывать только в рамках трудового законодательства. Это может быть дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора, а в исключительных случаях — увольнение по соответствующему основанию.

Если же специалист по БДД отсутствует или не соответствует требованиям, за дорожную безопасность в организации отвечает ее руководитель. Он является должностным лицом, которого контролирующие органы могут наказать в рамках ст. 12.31.1 КоАП.

Ответственный за безопасность дорожного движения

Если организация занимается перевозкой грузов или пассажиров, то в штате обязан быть ответственный за безопасность дорожного движения. Для этих организаций есть закон, обязывающий назначить и аттестовать такое лицо.

Если организация не ориентирована на коммерческие перевозки, то закон не обязывает назначать специальное лицо, но ответственность в этом случая возлагается на руководителя фирмы или предприятия. То есть, в случае возникновения ДТП, руководитель или директор по умолчанию возлагает на себя выполнение функций лица, либо назначает ответственного человека из числа работников или нанимает со стороны.

К ответственному за безопасность дорожного движения предъявляется одно из следующих требований:

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

— требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Специалисту по обеспечению БДД запрещено:

1.Давать допуск к управлению автомобилем водителям, не имеющим или с истекшим сроком водительского удостоверения, в котором отраженно наличие соответствующей категории.

2. Принуждать водителей нарушать ПДД либо поощрять данные действия.

Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:

— трудовое законодательство, его основные положения;

— законы, которые нацелены на БДД;

— основные технико-экономические показатели транспортных средств и их назначение;

— основные правила и нормы технического использования транспортных средств;

— способы учёта и планирования автомобильных перевозок;

— методы организации перевозок, обеспечивающие выполнение норм труда и отдыха водителей и других работников, обеспечивающих исправную эксплуатацию транспортных средств.

Ответственный за БДД должен уметь:

— проводить анализ причинно-следственных связей нарушения ПДД, совершения ДТП водителями;

— доносить информацию до водителей, инженерно-технических работников и руководства организации о причинах дорожно-транспортных пришествий и об аварийной обстановке в целом по предприятию;

— устанавливать обстоятельства и причины ДТП, выяснять какие пункты правил были нарушены и каковы причины не соблюдения требований ПДД;

— разрабатывать проекты, обеспечивающие БДД при перевозке людей, опасных и крупногабаритных грузов;

— проводить занятия для водителей, разъясняя им особенности управления автотранспортом и обслуживания авто в разных погодных условиях.

Ответственный за БДД обязан:

— предоставлять отчёт о мероприятиях, проведённых по факту совершения дорожно-транспортного пришествия и о принятых мерах;

— разрабатывать мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;

— вести учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями организации, анализировать причины их возникновения;

— разрабатывать и представлять руководителю организации на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложения по предотвращению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения;

— систематически осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав организации, с данными ГИБДД;

— разрабатывать или участвовать в разработке проектов приказов, указаний и других документов организации по вопросам обеспечения безопасности движения;

Читайте так же:  Перевод в собственность арендованного земельного участка

— систематически информировать водительский состав, инженерно-технических работников, руководство организации о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;

— совместно с отделом кадров оформлять и представлять руководству организации материалы о награждении отличившихся водителей;

— принимать участие в установлении причин и обстоятельств возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также в выявлении нарушении установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в работе организации;

— организовать в коллективе организации рассмотрение совершенных водителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств;

— контролировать допуск водителей к управлению только теми транспортными средствами, право управления которыми предоставлено в соответствии с водительскими удостоверениями;

— осуществлять контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования;

— осуществлять контроль за организацией проведения службой эксплуатации инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учетом дорожных и климатических условий;

— осуществлять контроль за использованием транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда;

— осуществлять контроль за стажировкой водителей;

— организовывать ежегодные занятия с водителями по 20-часовой программе;

— оказывать методическую помощь руководителям служб и подразделений организации в проведении занятий, бесед, инструктажей водителей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

— участвовать в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей;

— принимать участие в работе соответствующих комиссий по обследованию автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта организации;

— немедленно сообщать в органы ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях с подвижным составом организации, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями;

— проводить проверки работы других служб и подразделений организации в части, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

— отстранять в установленном законодательством порядке от работы водителей и других работников ведомственного транспорта, состояние или действия которых угрожают безопасности движения;

— запрещать выпуск на линию подвижного состава организации или воз­вращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих безопасности движения.

В своей деятельности ответственный за безопасность дорожного движения должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ(ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957)

Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации

Конвенция о дорожном движении (Заключена в г. Вене 08.11.1968)

Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»

Постановление Правительства РФ от 16.10.2001 N 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автоперевозок»

Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 N 934» О возмещении вреда причиняемого ТС, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов по автодорогам РФ»

Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»

Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 N 1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок»

Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными ТС при проезде по федеральным автодорогам (утв. Минтрансом РФ 30.04.1997)

Приказ Минавто РСФСР от 31.12.1981 N 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте»

Приказ Минтранса РФ от 02.04.1996 N 22 «О Форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств»

Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами»

[2]

Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»

Приказ Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.1998 N 1563)

Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 «Об утверждении Требований по обеспечению БДД, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на АТ»

Приказ Минтранса РФ N 13-11 от 11.03.1994 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта»

Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (утв. ФДС РФ 29.05.1998)

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей

Рекомендации для предприятий пассажирского АТ но профилактическим мерам и действиям работников этих предприятий в ситуациях обнаружения признаков террористических актов

Указ Президента РФ от 07.07.1992 N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров»

Учебно-методический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций

ФЗ N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС»

ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

ФЗ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Видео (кликните для воспроизведения).

ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автоперевозок и ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Источники


  1. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист, 1998. — 624 c.

  2. Котенев А. А., Лекарев С. В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. Секьюрити; Ягуар — М., 2013. — 504 c.

  3. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
Ответственный за безопасность дорожного движения в организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here