Ответственность сотрудников полиции за административные правонарушения

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Ответственность сотрудников полиции за административные правонарушения" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 33 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Противоправными в значении, которое использовано законодателем в комментируемой статье 33 закона О Полиции, действие и (или) бездействие будут лишь в том случае, если имел место не только данный признак правонарушения, но и все обязательные признаки состава правонарушения, а в ряде случаев и состава преступления.

2. Инициатором привлечения сотрудника полиции к ответственности может быть как физическое, так и юридическое лицо .
———————————
По аналогии. См.: По запросу Центрального районного суда города Челябинска о проверке конституционности статей 239.1 и 239.4 Гражданского процессуального кодекса РСФСР: Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2001 г. N 67-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 4.

3. Ответственность — это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за совершение деяния, содержащего состав правонарушения.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи 33 ФЗ «О полиции» за совершение преступления ли иного правонарушения сотрудник полиции может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

5. К уголовной ответственности, в частности, сотрудник полиции может быть привлечен за получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) и др.

6. На него может быть наложено дисциплинарное взыскание. В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации названное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

7. Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел (п. 13.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

8. В соответствии с п. 13.9 указанной Инструкции к сотрудникам полиции, имеющим дисциплинарные взыскания, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

9. Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные правила привлечения сотрудников полиции как сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Так, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, может быть осуществлено только после смены виновного сотрудника с дежурства, караула, поста или после его замены другими лицами.

10. При привлечении сотрудника к ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получать какие-либо объяснения от сотрудника полиции, предположительно находящегося в состоянии опьянения, до его вытрезвления запрещается.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

11. Наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

12. Наложенное дисциплинарное взыскание сотрудником полиции может быть обжаловано в суд и (или) вышестоящему в порядке подчиненности начальнику. Между тем подачей такой жалобы не приостанавливается приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания.
———————————
См.: Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 4.

13. Если в результате незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции, к примеру сотрудника вневедомственной охраны, кому-либо причинен вред в виде повреждения здоровья, такой вред возмещается в порядке ст. 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации .
———————————
По аналогии. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 г.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 7.

15. См. также комментарий к ст. ст. 6, 12 — 13, 26 — 28 настоящего Федерального закона.

Ответственность сотрудников полиции за административные правонарушения

Oдним из важных элементов правового статуса выступает ответственность, пpeдписания относительно которой закреплены в ст.33 Закона «O полиции Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции» // СПС «Консультант — Плюс»».

Как и в Законе о милиции, ее нормы носят отсылочный характер. Но в Законе о полиции положения об ответственности более развернутые и конкретные.

[1]

Ocoбо оговорено, что oтветственнoсть сотрудника полиции наступает независимо от замещаемой дoлжнocти (ч.1 ст.33) См. там же. . Иными слoвами, и подчиненный, и начальник в равной степени несут oтветственнocть за свoи противoправные деяния.

В cooтветствии с закoном «O полиции» coтрудник пoлиции, как и все граждане России, несет персональную ответственность за свoи действия:

Coтрудник полиции независимo oт замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бeздействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

Читайте так же:  Регистрация дополнительного соглашения к договору купли продажи

За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

Врeд, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Poccийской Федерации.

За ущеpб, причиненный федеpальному оpгану исполнительной власти в сфере внутренних дел, теppитоpиальному оpгану, подpазделению полиции либо оpганизации, входящей в систему указанного федеpального органа, сотрудник полиции несет матеpиальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Poccийской Федерации.

Новеллoй является указание на oтветственность за незакoнные приказы и распоряжения. Конечно, в ширoком плане приказы и распоряжения — это форма действия. Нo, рассматривая пoступки (поведение) и приказы (распоряжения) как разнопoрядковые категoрии, законодатель тем самым акцентирует внимание на oтветственнoсти рукoводителей всех урoвней, управленческие peшeния которых дoлжны быть закoнными и принятыми в пределах предоставленных пoлномoчий.

[3]

Как известнo, в настoящее время yстановлена ответственность сотрудника органов внyтренних дел за yмышленное неисполнение приказа начальника, если в резyльтате этого причинен сyщественный yщерб пpавам и закoнным интересам граждан или организаций либо охраняемым интересам общества или гoсудаpства (ст.286.1 УК РФ) 21 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 N 63-ФЗ // СПС «Консультант — Плюс».

Умышленнoе неиспoлнение oтданного пpиказа, не пpoтиворечащего закону, причинившее существенный вpед пpавам и законным интересам общества или государства, наказывается аpестом на сpок до шести месяцев либо лишением свободы на сpок до двух лет с отнятием права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такoвогo.

Тo же деяние, совершенное группой лиц, в том числе по предварительному сговору или oрганизованной группoй, а равно повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свобoды на срoк дo пяти лет (ст.286.1 УК РФ).

Однако явно нeзаконный приказ или распоряжение не подлежат исполнению (ч.2 ст.30 Закона «O полиции» Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции» // СПС «Консультант — Плюс»).

В целях oбеспечения качества oтдаваемых приказoв и распoряжений и введена данная норма. При этoм pечь идет именнo о директивных документах, носящих внутрисистемный (ведoмственный) характер. Что касается взаимоотношений с иными субъектами права, то Закон использует в качестве операционного понятия термин «требoвание». «Закoнные требования сотрудника полиции, — гласит ч.2 ст.30 ФЗ «O полиции», — обязательны для выполнения гражданами и дoлжнoстными лицами» Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции» // СПС «Консультант — Плюс».

Закон о полиции дал ответ и на другую дискуссиoнную тему: пo каким правилам сoтрудник oрганов внутренних дел должен нести материальную ответственность за ущерб, причиненный oргану (подразделению). Необходимы ли здесь свои правила — либo в этих вопросах следует руководствоваться военным законодательствoм? Румянцев Н.В. Российская полиция: историко-правовой анализ // Вестник Московского университета МВД России. — М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2012, № 1.С. 127.

Закoн гласит: сотрудники полиции за ущерб, причиненный органу внутренних дел, несут материальную oтветственность в cooтветствии с трудовым законодательством Poccийской Федерации (ч.4 ст.33) См. там же. .

За сoвершенное по службе правoнарушение сoтрудник пoлиции несет дисциплинарную, уголовную и материальную oтветственность.

Дисциплинаpная ответственность наступает за совеpшение должностных пpоступков (дисциплинарных пpавонаpушений) и заключается в наложении на него дисциплинаpных взысканий А.В. Гриненко. Правоохранительные органы в вопросах и ответах: Учебное пособие. — М., Проспект. 2013. — с. 156.

Следует также заметить, что дисциплинарная ответственность сотpудника полиции наступает за совеpшение администpативных правонарушений.

В соответствии со ст.2.5 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12.2001 N 195-ФЗ. // СПС «Консультант — Плюс» военнoслужащие и лица, имеющие специальные звания, за административные правoнарушения несут дисциплинарную ответственность. Исключение cocтавляют правонарушения, перечисленные в части второй этой статьи.

[2]

Уголoвнoе законодательствo предусматривает несколько групп общественно опасных деяний, за сoвершение котoрых сотрудник полиции вследствие ненадлежащего исполнения служебных oбязанностей может нести уголовную oтветственность.

Первую группу oбразуют преступления прoтив государственной власти и интересов государственной службы: злоупотребление должностными полномочиями, их повышение, присвоение пoлномoчий должностного лица, неисполнение приказа начальника, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатнoсть (ст.285 — 293 УК РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 N 63-ФЗ // СПС «Консультант — Плюс»).

Дрyгая грyппа — это престyпления против правосyдия, предусмотренные ст.299 — 304, 310 — 312, 315, 316 УК РФ См. там же. . Это привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражy или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые дрyгие составы преступлений.

Yголовную ответственность влекyт также общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конститyционные права и свободы граждан. Конкретными их видами являются: нарyшение неприкосновенности частной жизни, нарyшение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарyшение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданинy информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или yчастию в них (ст.137 — 140, 149 УК РФ См. там же. ).

Материальная ответственность сотрудника полиции наступает за ущерб, причиненный органам внутренних дел. В соответствии с ч.4 ст.33 Федерального закона «О полиции» Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции» // СПС «Консультант — Плюс» она применяется согласно трудовому законодательству — главе 39 Трудового кодекса РФ. Трудовой Кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант — Плюс»

Что касается вреда в отношении граждан и организаций, причиненного противоправным действием или бездействием сотрудника полиции, то ущерб подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством, в частности ст.1069 и 1070 ГК РФ Гражданский Кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант — Плюс».

Разъяснение законодательства

Вопрос: В апреле 2018 году я обратился в отдел полиции нашего города с заявлением по вопросу распространения в сети «Интернет» информации о пропаганде насилия среди несовершеннолетних. До настоящего времени ответа на свое обращение я не получил, в связи с чем в мае написал повторное обращение. Аналогичная ситуация повторилась и со вторым моим заявлением. Подскажите, может ли прокуратура привлечь к ответственности сотрудников полиции за нарушение порядка рассмотрения моих обращений?

Читайте так же:  Снежинск челябинская область закрытый город как попасть

Отвечает помощник прокурора города Курска Екатерина Шуляк: Согласно ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Административная ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ наступает за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 2.5 КоАП РФ предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, несут дисциплинарную ответственность за административные правонарушения, не указанные в ч.2 настоящей статьи.

Поскольку ст. 5.59 КоАП РФ не входит в перечень административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, за которые указанные в ч.1 данной статьи должностные лица несут административную ответственность на общих основаниях, прокуратурой в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении сотрудников полиции будет отказано по основанию п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Вместе с тем, если по результатам проверки будут установлены нарушения действующего законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, прокуратура вправе рассмотреть вопрос о внесении в отдел полиции представления об устранении нарушений действующего законодательства.

Ответственность сотрудников полиции за административные правонарушения

Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 15. Ответственность сотрудника органов внутренних дел

1. За совершение преступления сотрудник органов внутренних дел несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. За совершение административного правонарушения сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. За нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 — 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.

4. За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 50 настоящего Федерального закона.

5. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

6. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

Статья 318 УК РФ: невыполнение законных требований сотрудника полиции

Всем российским гражданам должно быть известно, что требования представителей полицейской структуры являются обязательными для исполнения. А что может повлечь за собой невыполнение законных требований сотрудников полиции? Какая ответственность установлена за подобное нарушение правовых норм? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Какими правами наделена полиция?

Для начала стоит подробно рассказать про полномочия полиции, установленные законом. Согласно Федеральному закону «О полиции», все представители рассматриваемой структуры наделены рядом обязанностей и прав. Стоит выделить основные виды полномочий полицейских:

  • проверка документов граждан, если имеются конкретные подозрения в причастности к совершению правонарушений;
  • выдвижение требования покинуть место совершения преступления;
  • приглашение или принудительное доставление граждан в полицейский участок в связи с расследованием того или иного дела;
  • выдвижение требований прекратить совершение нарушающих закон действий;
  • применение физической силы и огнестрельного оружия в целях самозащиты или пресечения сопротивления;
  • доставление граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в больницу;
  • посещение отдельных организаций для ознакомления с документацией, необходимой для проведения расследования, а также запрос документов для расследования у обычных граждан.

Безусловно, это далеко не все функции и обязанности, которыми обладает представитель полицейской структуры. При этом наказания за невыполнение законных требований сотрудника полиции избежать не удастся. Выражаться такое наказание может в двух формах: административной ответственности и уголовной. О каждой из форм будет подробно рассказано далее.

Об административной ответственности за невыполнение законных требований сотрудника полиции

Видео (кликните для воспроизведения).

В Кодексе об административных нарушениях права (далее КоАП) имеется статья 19.3. В части 1 этой статьи речь идет о штрафных санкциях за неповиновение сотрудникам полицейской структуры, которые предъявляли к гражданину законные требования. Когда наступает ответственность за представленное правонарушение? Здесь стоит отметить:

  • отказ со стороны гражданина выполнять законные и обоснованные распоряжения представителя полиции, если последний занят охраной общественного порядка и безопасности;
  • намеренное создание любых препятствий сотруднику правоохранительной структуры при осуществлении последним своих профессиональных обязанностей.
Читайте так же:  Фиксированная сумма вознаграждения финансового управляющего

Таким образом, любой отказ гражданина удовлетворить легальные требования полицейского при выполнении последним своих должностных функций будет расцениваться как нарушение права. При этом административная ответственность будет возложена на гражданина за невыполнение законных требований, как сотрудника полиции, так и представителей ФСБ, органов миграции, ФСКН и ФСИН.

Уголовная ответственность: статья 318 УК РФ

Если наложение административной ответственности влечет за собой относительно «легкие» санкции в виде штрафов или непродолжительных арестов, то ответственность уголовного характера будет иметь гораздо более серьезные и тяжелые последствия. Но как судебные инстанции разграничивают нарушения права административного и уголовного характера? Если кратко, то задерживаемый гражданин, физически сопротивляющийся сотрудникам полиции (например, отказавшийся пройти в отделение, залезть в автозак или предъявить документы) будет подвержен ответственности административного характера. А человек, который не только сопротивлялся, но и пытался нанести физический урон полицейским или оскорбить их, будет подвержен ответственности уголовной.

Таким образом, невыполнение законных требований сотрудника полиции по КоАП и УК РФ сильно различаются. Значительно разнятся здесь и последующие виды санкций.

О незаконных требованиях полицейских

Российская Федерация является государством с громадным количеством сотрудников полиции. Естественно, в любой «полицейской» стране нередким явлением будет нарушение сотрудниками правоохранительной области своих должностных обязанностей. Если с невыполнением законных требований сотрудников полиции все более-менее понятно, то что делать в ситуации, когда полицейский предъявляет не соответствующие официальным нормам требования? Последуют ли за неповиновение какие-то санкции?

Ситуация, надо сказать, довольно сложная. Самым частым нарушением со стороны сотрудников полиции является требование документов без всяких на то оснований. Зачастую простые граждане любят задать вопрос о причине такой проверки. Результат здесь почти всегда один: насильственное доставление в отдел полиции, где составляется протокол о неповиновении. Несложно догадаться, что доказательств у гражданина в подобной ситуации может быть не так уж и много. Полицейские же являются должностными лицами, а потому суд склонен доверять именно им, нежели простому гражданину.

Разрешение ситуации с незаконными требованиями

Вопреки распространенному мнению, в обязанности российских граждан не входит постоянное ношение с собой удостоверения личности. Гражданин не должен нести никакой ответственности в случаях, когда он не имеет возможности предъявить соответствующий документ сотруднику полиции.

Как должна быть реализована просьба полицейских предъявить документы? По закону, представитель правоохранительной системы обязан представиться и назвать четкую причину проверки документов. Если гражданин пожелает, то сотрудником должно быть показано удостоверение. Разъяснение о причине проверки должно носить примерно следующий характер:

  • лицо, по версии полицейского, могло совершить побег из места лишения свободы;
  • гражданин похож на нарушителя с фоторобота;
  • лицо проникло на частную или охраняемую территорию;
  • у гражданина могло быть замечено психическое расстройство и т.д.

Если же ситуация складывается не лучшим образом, и гражданин у «шьют» незаконное обвинение за неповиновение, то единственным и самым оптимальным вариантом будет обращение к проверенному адвокату.

Есть ли разница между неповиновением и сопротивлением?

Казалось бы, невыполнение законных требований сотрудника полиции по КоАП РФ или по УК — одно и то же нарушающее право деяние, в более или менее преступной форме. При этом юристы делят представленное понятие на два вида: сопротивление и неповиновение. Неповиновение, согласно утверждениям специалистов, носит пассивный характер. Это простой отказ подчиняться требованиям представителей органов, то есть нарушающее право бездействие. Как правило, именно за неповиновение выносится административный протокол невыполнения законных требований сотрудника полиции.

Если же речь идет о сопротивлении, то нужно указать на умышленные и целенаправленные действия, как правило, с применением физической силы. За это на виновных граждан возлагаются санкции по УК РФ, ст. 318 «невыполнение законных требований сотрудника полиции».

Об административных санкциях

За осуществление действий или бездействий, которые могли бы помешать сотруднику полиции реализовывать свои профессиональные обязанности, на гражданина будет возложен штраф в размере до 1 тыс. рублей. Несложно догадаться, что санкция эта прописана в КоАП РФ. Есть здесь и не самая приятная альтернатива — административный арест до 15 суток.

Во всех случаях дела будет решать судья первой инстанции — так называемый мировой судья. Районный же суд решает дела, связанные с уголовной ответственностью, о санкциях которой будет рассказано далее.

Об уголовных санкциях

Оскорбление полицейского, согласно статье 319 УК РФ, повлечет за собой штраф в размере 40 тыс. рублей или трехмесячной заработной платы. За неповиновение сотруднику правоохранительных органов, которое было расценено судебной инстанцией как преступление, могут быть назначены следующие наказания:

  • арест на полгода;
  • работы принудительного характера продолжительностью до 5 лет;
  • тюремное заключение до 10 лет;
  • особо крупные денежные штрафы.

В УК РФ, № 318 статье «невыполнение законных требований сотрудника полиции» говорится также о сопротивлении. Здесь штраф может достигать 1 млн. рублей, а принудительные работы могут составить семилетний срок — так же, как и тюремное заключение.

О полномочиях сотрудников ГИБДД

Гораздо чаще российские граждане вступают в контакт даже не с обычными полицейскими, а с сотрудниками ГАИ. Здесь также возможно такое явление, как невыполнение законных требований сотрудника полиции. Об остановке граждан представителями полицейской структуры ГИБДД и их полномочиях будет рассказано далее.

Согласно закону, сотрудник ГИБДД имеет право:

  • на проверку документов у граждан, которые могут быть причастны к нарушениям права;
  • на запрос документации для реализации проверок;
  • на обращение к прохожим с просьбой покинуть место нарушения права;
  • на сопровождение граждан в медицинские учреждения и т.д.

Когда сотрудник ГИБДД останавливает того или иного водителя, он обязан представиться, предъявить удостоверение и четко сформулировать свои требования.

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

Читайте так же:  Смерть индивидуального предпринимателя правовые последствия

3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Комментарий к Ст. 30 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Прямыми начальниками являются лица, которым сотрудники полиции подчинены по службе, в том числе временно. Ближайший к подчиненному прямой начальник сотрудника полиции является его непосредственным начальником (ч. ч. 1 — 3 ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1). Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников полиции.

2. Сотрудники полиции, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется специальным званием, а при равных званиях — занимаемой должностью. Между тем не являющийся прямым начальником старший сотрудник полиции также не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции.

3. Исполнение приказа или распоряжения является обстоятельством, исключающим преступность совершенного сотрудником полиции деяния. Исходя из содержания ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам сотрудником полиции, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Несмотря на наличие такого основания освобождения от уголовной ответственности, законодатель закрепил еще два уточнения к нему:

— лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях;

— неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

4. Закрепленное в ч. 2 комментируемой статьи правовое положение продублировано и конкретизировано ч. 3 ст. 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части правового статуса сотрудников полиции, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

5. Незаконное принуждение сотрудников полиции к осуществлению каких-либо действий может быть уголовно или административно наказуемым, в зависимости от степени общественной опасности примененной формы принуждения. Так, уголовно наказуемым считается посягательство на жизнь сотрудника полиции, а равно его близких в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни (ст. 317 УК РФ).

6. Средством вмешательства в законную деятельность сотрудника полиции могут выступать применение к нему насилия либо угроза применения такового. Применение в отношении сотрудника полиции или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей насилия, опасного для их жизни или здоровья, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет (ч. 2 ст. 318 УК РФ).

7. В процессе вмешательства в законную деятельность сотрудника полиции может иметь место его публичное оскорбление. Такого рода оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года (ст. 319 УК РФ).

8. К административной ответственности может быть привлечено лицо, виновное в воспрепятствовании исполнению сотрудником полиции своих служебных обязанностей, а равно в неповиновении его законному распоряжению или требованию в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ совершение такого административного проступка влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до одной тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.

9. Сотрудник полиции может быть дознавателем либо должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении. Умышленное невыполнение требований такого должностного лица является административным правонарушением. О наказании за таковое см. комментарий к п. 4 ст. 12 настоящего Федерального закона.

10. Буквальное толкование ч. 3 комментируемой статьи приводит к выводу, что незаконные требования сотрудника полиции не обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Со всеми вытекающими из данного правила правовыми последствиями.

11. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

12. См. также комментарий к ст. ст. 6, 18 настоящего Федерального закона.

Административная ответственность сотрудников полиции: особенности, нарушения и закон

Сотрудники полиции — это государственные служащие, которые обязаны соблюдать действующее законодательство в процессе осуществления своей профессиональной деятельности. При совершении правонарушения по отношению к ним выбирается мера наказания. Ответственность сотрудников полиции строго регламентируется КоАП и рядом других документов.

Читайте так же:  Правильные границы на картах: защита территориальной целостности РФ

Нормативная база

Все действия государственных служащих, осуществляющих контроль за правопорядком, а также наказания за неисполнение своих обязанностей отражены в Федеральных Законах и Приказах. Основным документом, регламентирующим ответственность сотрудников полиции, является ФЗ, утвержденный в 2011 году. Он называется «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные акты РФ».

В ч. 1 ст. 15 отражена информация относительно уголовной ответственности сотрудников полиции. Ч. 2 регламентирует порядок действий при совершении административного правонарушения. В ч. 3 описаны возможные нарушения дисциплины и определен порядок наложения соответствующих взысканий.

Кроме того, государственные служащие подлежат и материальной ответственности. Этот вопрос регулируется ФЗ №342, в частности ст. 15 ч. 5. Касаемо компенсации материального ущерба. Все это подкреплено Конституцией РФ (ст. 52, 53).

Вторым по значимости документом является КоАП. Статьей 2.5 регламентируется административная ответственность сотрудников полиции. В кодексе указаны как признаки совершенного правонарушения, так и меры наказания.

Административная ответственность госслужащих: понятие

Под этим термином понимается применение к сотрудникам полиции санкций, которые накладываются непосредственно за нарушение их профессиональных обязанностей. Все возможные меры наказания указаны в КоАП.

Привлечение сотрудников полиции к ответственности происходит в том случае, если их действие соответствует сразу трем критериям. Признаки административного правонарушения:

  1. Противоправность. Этот критерий является основополагающим. Его суть заключается в совершении сотрудником полиции деяния, которое запрещено на уровне действующего законодательства.
  2. Виновность. Это такая характеристика, которая подтверждает необходимость наложения ответственности. Уполномоченными лицами проводятся мероприятия, результатом которых является подтверждение или исключение вины.
  3. Наказуемость. Последний признак совершенного нарушения. Под этим термином понимается возможность определения меры наказания для государственного служащего.

Таким образом, административная ответственность на сотрудников полиции накладывается в том случае, если выявлено нарушение и доказана вина уполномоченного лица. При этом за совершенное деяние должна быть определена мера наказания.

Когда накладывается административная ответственность

Существует несколько условий, при наличии которых в отношении сотрудника полиции избирается мера пресечения. К административной ответственности привлекаются государственные служащие в следующих случаях:

  • За совершение действий, которые не соответствуют правилам поведения уполномоченных лиц.
  • За издание приказов, распоряжений и иных документов, нарушающих действующие правила, то есть не соответствующие им.
  • За невыполнение возложенных на них обязанностей, в том числе по осуществлению контроля за подчиненными лицами.
  • За превышение полномочий. Возложенные на сотрудников полиции обязанности отражены в нормативной документации и должностных инструкциях.

Основанием для наложения ответственности является состав выявленного правонарушения.

Меры наказания

Этот вопрос регламентируется КоАП, Конституцией РФ и дисциплинарным уставом. Привлекают к административной ответственности сотрудников полиции, деяния которых носят противоправный характер.

Основные меры наказания:

  • Предупреждение. Это самый мягкий способ воздействия на нарушителя. Согласно механизму правоотношений административного характера, государство не стремится сразу жестко воздействовать на провинившееся уполномоченное лицо. Естественно, при этом учитывается такой фактор, как социальная опасность проступка. Если полицейский совершил мелкое нарушение, оно не создало угрозу для окружающих людей и среды, и это деяние было осуществлено впервые, это считается смягчающими обстоятельствами. Сотрудник получает предупреждение в письменной форме.
  • Административный штраф. Размер его зависит от совершенного нарушения. Согласно КоАП, штраф накладывается на сотрудников, совершивших деяния средней степени тяжести, но при этом серьезной угрозы для окружающих людей не возникло.
  • Дисквалификация. Как правило, основанием для увольнения полицейского является деяние, которое порочит честь и достоинство сотрудника. Ярким примером является управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Важно знать о том, что за совершенные правонарушения может быть наложена дисциплинарная ответственность. Сотруднику полиции, например, добавят количество дежурств. Административный арест в отношении государственных служащих не применяется.

Уголовная ответственность

Согласно действующему законодательству, она наступает при совершении проступков, которые представляют опасность для общества. Предусмотрена уголовная ответственность сотрудников полиции за нарушения, которые расцениваются как преступления против государства. К ним можно отнести взяточничество, злоупотребление полномочиями, служебный подлог, игнорирование приказов начальства. В подобных ситуациях регламентирующим документом является Уголовный кодекс.

Этот вид ответственности наступает и тогда, когда сотрудник посягает на свободу и права граждан. Например, он нарушает тайну телефонных переговоров, неприкосновенность частной жизни, отказывает в предоставлении информации.

За совершение тяжких преступлений, например, за убийство, совершение ДТП со смертельным исходом, воровство и пр. сотрудников полиции судят так же, как и рядовых граждан. Должность лица не является смягчающим обстоятельством при выносе приговора.

Материальная ответственность

Она наступает за ущерб, который был причинен сотрудником органам внутренних дел. Этот вопрос регулируется не только ФЗ «О полиции», но и Трудовым кодексом. Согласно этим документам, сотрудник обязан в полной мере возместить нанесенный ущерб. Материальная ответственность наступает и при совершении нарушений по отношению к рядовым гражданам.

В заключение

Видео (кликните для воспроизведения).

Сотрудники полиции — это государственные служащие, которые, независимо от занимаемой должности, должны нести наказания за совершенные проступки. По отношении к ним может применяться любой из видов ответственности: административная, материальная, дисциплинарная, уголовная. Мера пресечения избирается в соответствии с тяжестью проступка.

Источники


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.

  2. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.

  3. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект). — М.: Юрайт, 2014. — 184 c.
Ответственность сотрудников полиции за административные правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here