Что составляет имущество муниципального унитарного предприятия

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Что составляет имущество муниципального унитарного предприятия" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

МУП: купить имущество и не нарушить закон

(Уланов А.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 45)

МУП: КУПИТЬ ИМУЩЕСТВО И НЕ НАРУШИТЬ ЗАКОН

Андрей Уланов, юрист, г. Москва.

Как известно, унитарное предприятие не имеет права собственности на имущество, закрепленное за ним собственником . А вправе ли оно купить у коммерческой организации имущество, например долю в здании, и на каких условиях? ——————————— Статья 113 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Что составляет имущество муниципального унитарного предприятия

опубликовано: № 45 (1255) — ноябрь 2016, добавлено: 16.11.2016 комментарии

Тематики: Калейдоскоп. Все грани одной темы

Показано только начало документа. Для просмотра всего текста необходимо оформить подписку на журнал АМБ-Экспресс:

В редакцию периодически поступают вопросы об учете в муниципальных унитарных предприятиях.

Мы решили объединить ответы в одну статью.

Правовые основы

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Однако муниципальное унитарное предприятие (далее – МУП) может быть основано только на праве хозяйственного ведения.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

МУП, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ (ст. 294 ГК РФ).

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

МУП не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (ст. 296 ГК РФ).

Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

Законом № 161-ФЗ установлено, что имущество МУП формируется за счет:

– имущества, закрепленного за МУП на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

– иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за МУП на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества МУП, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества МУП.

Уставный фонд МУП

Уставным фондом МУП определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Размер уставного фонда МУП определяется в рублях.

Размер уставного фонда МУП должен составлять не менее чем 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Уставный фонд МУП должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации такого МУП.

Записи в бухучете при внесении в уставный фонд денежных средств:

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 80

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 75.

В соответствии с п. 9 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, в аналогичном порядке определяется первоначальная стоимость основных средств, полученных при формировании уставного фонда.

При этом указанными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете организации (в том числе государственного или муниципального унитарного предприятия), принимающей объект основных средств в хозяйственное ведение, сумм амортизации, начисленных организацией, передающей такой объект (письмо Минфина РФ от 29.01.2014 г. № 07-04-18/01).

Читайте так же:  Пример лицензионного договора на программное обеспечение

Если в уставный фонд МУП вносятся собственником основные средства, то в бухучете МУП это отразится следующим образом:

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 80

– отражена задолженность по созданию уставного фонда;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 75

– отражено получение имущества;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– имущество, внесенное собственником, принято к учету в составе основных средств.

Иные фонды

МУП за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли может создавать резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом МУП.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков МУП.

МУП за счет чистой прибыли может создавать также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом МУП.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы МУП только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом МУП.

Создание резервного фонда отражается:

ДЕБЕТ 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» КРЕДИТ 82 «Резервный капитал».

Оприходование имущества, полученного МУП от собственника в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда, отражается по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала (письмо Минфина РФ от 22.01.2016 г. № 07-04-09/2355).

Например, при получении объекта основных средств:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 83

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08.

Налогообложение

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, установлены ст. 251 НК РФ.

В соответствии с п.п. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитыва.

Данный раздел/документ открыт только зарегистрированным пользователям, которые оформили подписку на журнал АМБ-Экспресс!

Распоряжение имуществом унитарного предприятия и учреждения

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Способы использования имущества унитарного предприятия:

  • · хозяйственное ведение;
  • · оперативное управление.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • § имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • § иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • § прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • § заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • § амортизационные отчисления;
  • § капитальные вложения и дотации из бюджета;
  • § дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • § добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • § иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества (за исключением передачи его в аренду) осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 5 указанного постановления средства, полученные от продажи имущества (за вычетом связанных с его продажей затрат предприятия, которые определяют исходя из фактических затрат и не могут превышать 3% цены продажи имущества и его балансовой стоимости), подлежат перечислению в федеральный бюджетов течение 25 дней с даты оплаты имущества.

Распоряжение имуществом учреждения (Статья 298 ГК РФ):

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Читайте так же:  Как уйти от двойной сплошной штрафовки на дороге

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Вопрос об имущественных правах учреждения представляет большую практическую значимость. Учреждение является, пожалуй, наиболее распространенной организационно-правовой формой юридических лиц, охватывая сферы образования, здравоохранения, культуры и даже управления. Как правило, в силу конструктивных особенностей данной организации учреждения являются государственными или муниципальными в зависимости от формы собственности, на которой они основаны, хотя, конечно, могут быть и негосударственными. В настоящее время абсолютное большинство учреждений вынуждено искать дополнительные «внебюджетные» источники средств для своего существования. В результате возникают исключительно актуальные и даже злободневные теоретические и практические вопросы об имущественных правах учреждения на такие дополнительные финансовые и материальные средства. Все чаще такие вопросы встают и перед образовательными учреждениями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Всесторонний анализ правовой конструкции возникновения и прекращения права хозяйственного ведения и оперативного управления позволяет понять и оценить эффективность механизма, посредством которого государство участвует принадлежащим ему имуществом в гражданском обороте.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, которые представляют вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Вопрос об имущественных правах учреждения представляет большую практическую значимость. Учреждение является, пожалуй, наиболее распространенной организационно-правовой формой юридических лиц, охватывая сферы образования, здравоохранения, культуры и даже управления. Как правило, в силу конструктивных особенностей данной организации учреждения являются государственными или муниципальными в зависимости от формы собственности, на которой они основаны, хотя, конечно, могут быть и негосударственными. В настоящее время абсолютное большинство учреждений вынуждено искать дополнительные «внебюджетные» источники средств для своего существования. В результате возникают исключительно актуальные и даже злободневные теоретические и практические вопросы об имущественных правах учреждения на такие дополнительные финансовые и материальные средства. Все чаще такие вопросы встают и перед образовательными учреждениями.

Что составляет имущество муниципального унитарного предприятия

Муниципальное унитарное предприятие — не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме… … Российское избирательное право: словарь-справочник

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО — (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыли… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Банкротство — (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

Эмитент — (Issuer) Эмитент это любая организация или юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги Определение эмитента и его действия, по отношению к ценным бумагам, включая кредитные карточки, дорожные чеки Содержание >>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Компания — (Company) Содержание Содержание Юридические формы компании Понятие организации и предпринимательства. Основные признаки и классификации компаний Признаки фирмы Основные концепции организации Контрактная концепция фирмы Стратегическая концепция… … Энциклопедия инвестора

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между… … Административное право. Словарь-справочник

[2]

Унитарное предприятие — Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Читайте так же:  Считается ли подаренная квартира совместно нажитым имуществом

право хозяйственного ведения — в ст. 294 ГК одно из ограниченных вещных прав, субъектами которого могут быть только юридические лица в форме государственного или муниципального унитарного предприятия. Предприятие, которому имущество принадлежит на П.х.в., владеет, пользуется и … Большой юридический словарь

ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ — в гражданском законодательстве РФ особая разновидность вещных прав. В соответствии со ст. 294 ГК РФ субъектами П.х.в. могут быть только юридические лица в форме государственного или муниципального унитарного предприятия. Предприятие, которому… … Энциклопедический словарь экономики и права

Право хозяйственного ведения — одно из ограниченных вещных прав, субъектами которого могут быть только юридические лица в форме государственного или муниципального унитарного предприятия (ст. 294 ГК РФ). Предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного… … Бухгалтерская энциклопедия

Что составляет имущество муниципального унитарного предприятия

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Муниципальному унитарному предприятию (далее — МУП) органом, осуществляющим полномочия по управлению муниципальным имуществом, переданы объекты муниципального имущества. Передача имущества не связана с увеличением уставного фонда МУП.
Подлежит ли отражению в бюджетном учете собственника стоимость переданного МУП имущества в целях контроля его сохранности и использования? Если да, то на каком счете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующей методологией бюджетного учета не установлено требования об отражении стоимости имущества, учитываемого в реестре муниципального имущества, но закрепленного при этом за унитарными предприятиями, на каких-либо счетах балансового или забалансового учета.
Контроль за сохранностью и эффективным использованием имущества, закрепленного за МУП, может осуществляться на основании информации, содержащейся в реестре муниципального имущества.

К сведению:
Вложение объектов имущества казны в уставный фонд унитарного предприятия отражается в размере их остаточной стоимости по дебету счета 1 215 32 530 «Увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия» и кредиту счета 1 108 51 410 «Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну» (абз. 12 п. 38 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Что составляет имущество муниципального унитарного предприятия

имущество муниципального предприятия — Имущество, формируемое за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных источников; находится в собственности района, города, входящих в них… … Справочник технического переводчика

ИМУЩЕСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ — имущество, формируемое за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных источников; находится в собственности района, города, входящих в них… … Большой бухгалтерский словарь

Имущество муниципального унитарного предприятия — это имущество, закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходы унитарного предприятия от его деятельности; иные не противоречащие законодательству… … Большой юридический словарь

ИМУЩЕСТВО — (англ. property) – 1) совокупность вещей, материальных ценностей, денег, ценных бумаг, находящихся в собственности или оперативном управлении юридических и физических лиц. Круг объектов, входящих в состав И. зависит от формы собственности, к к… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Муниципальные предприятия — предприятия, которые создаются местными органами самоуправления. Имущество муниципального предприятия образуется за счет имущества и денег района, города, поселка или села, а также вкладов других муниципальных предприятий и полученных ими… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

Ликвидация предприятия — Ликвидация предприятия процесс, завершающий деятельность организации при отсутствии перехода прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидацию можно условно разделить на виды: добровольная ликвидация и принудительная ликвидация. Существуют… … Википедия

Метод муниципального права — способы, приемы, средства воздействия на участников муниципально правовых отношений. Метод отвечает на вопрос, как муниципально правовая норма осуществляет регулятивную роль. Для муниципального права характерны три метода регулирования… … Большой юридический словарь

Организации с участием государства или муниципального образования — 9) организации с участием государства или муниципального образования юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят… … Официальная терминология

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — по законодательству РФ учреждается местны ми Советами или другими органами местного самоуправления. имущество МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ или вклад местного Совета (органа местного са моуправления) в ПРЕДПРИЯТИЕ смешанной формы собственности… … Финансовый словарь

Муниципальная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного… … Большой юридический словарь

Читайте так же:  Положение о департаменте имущественных отношений министерства обороны

Такой вопрос: может ли муниципальное унитарное предприятие приобретать на праве собственности недвижимое имущество,

например жилые квартиры? Заранее благодарны.

Может, если это соответствует предмету и целям деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия (ст. 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Кроме этого, решение о приобретении имущества, стоимость которого составляет более 10 процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом МРОТ (крупная сделка), принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия (ст. 23 указанного Федерального закона).

Большое спасибо за оказанную консультацию

Муниципальное унитарное предприятие по определению не может быть собственником какого-либо имущества в силу прямого указания закона. На основании п.2 ст.299 Гражданского кодекса РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ или ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Таким образом, имущество, приобретенное МУП по любым основаниям автоматически становится муниципальным имуществом и поступает в хозяйственное ведение или оперативное управление МУПа, в зависимости от его статуса. Собственником такого имущества является само муниципальное образование.

Что составляет имущество муниципального унитарного предприятия

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

· имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

· доходов унитарного предприятия от его деятельности;

· иных не противоречащих законодательству источников [14, с. 14].

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации [5, с. 307].

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия [1, с. 6].

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи государственному или муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения [1, с. 8].

Увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

Решение об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

[1]

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия [1, с. 9].

Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда государственного или муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

Документы для государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц [10, с. 125].

Непредставление указанных в настоящем пункте документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав государственного или муниципального предприятия изменений.

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия [13, с. 101].

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного минимального размера уставного фонда.

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения.

Читайте так же:  Госпошлина за взыскание алиментов на ребенка: размер, порядок уплаты, особенности

В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия окажется меньше установленного настоящим Федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия [3, с. 98].

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется по данным бухгалтерского учета в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Если собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков [13, с. 85].

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия [14, с. 16].

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

[3]

Собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления [19, с. 83].


Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия [1, с. 12].

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, предприятие — это являющийся юридическим лицом самостоятельный хозяйственный субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, а унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Унитарные предприятия могут быть трех типов: Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП; Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации) и муниципальное унитарное предприятие — МУП (муниципального образования). Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

Источники


  1. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.

  2. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.

  3. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.
Что составляет имущество муниципального унитарного предприятия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here