Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;

2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;

4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;

5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;

7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;

12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;

13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Комментарий к Ст. 27 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Сотрудник полиции принимает меры к пресечению правонарушений независимо от территории их совершения. Одной из таких мер признается составление протокола об административном правонарушении .
———————————
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 апреля 2000 г. N А23-22/14-2000-А.

2. Полномочия сотрудников местной полиции, в том числе оперативно-начальствующего состава, идентичны правам и обязанностям, предоставленным комментируемым Федеральным законом сотрудникам полиции .
———————————
См.: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 августа 1998 г. N Ф04/1195-296/А70-98.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. В части 2 комментируемой статьи употреблен термин «задержание». Это понятие означает кратковременное ограничение возможности лица по своему усмотрению осуществлять определенного рода телодвижения в целях обеспечения его доставления в полицию. Данное задержание должно быть сопровождено доставлением задержанного в полицию. Поэтому, если кроме сотрудника полиции некому осуществить доставление задержанного, таковое должен произвести первый.

4. Для выполнения служебных обязанностей, установленных ч. 2 комментируемой статьи, сотрудник полиции может использовать права полиции, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вне зависимости от того, какую он должность занимает и какова, соответственно, его по этой должности компетенция.

5. В описанной в п. 2 ч. 2 комментируемой статьи ситуации помимо перечисленных здесь действий сотрудник полиции в строгом соответствии с требованиями о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях обязан осуществить действия по приему и регистрации сообщения о происшествии.

6. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

7. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

8. О понятии «подозреваемый» см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

10. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

11. См. также комментарий к ст. ст. 2, 3, 5 — 8, 12, 25, 29, 30, 33, 38, 39 настоящего Федерального закона.

Статья 33. Ответственность сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Особенности трудового договора с дистанционным работником

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 33 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Противоправными в значении, которое использовано законодателем в комментируемой статье 33 закона О Полиции, действие и (или) бездействие будут лишь в том случае, если имел место не только данный признак правонарушения, но и все обязательные признаки состава правонарушения, а в ряде случаев и состава преступления.

2. Инициатором привлечения сотрудника полиции к ответственности может быть как физическое, так и юридическое лицо .
———————————
По аналогии. См.: По запросу Центрального районного суда города Челябинска о проверке конституционности статей 239.1 и 239.4 Гражданского процессуального кодекса РСФСР: Определение Конституционного Суда РФ от 1 марта 2001 г. N 67-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 4.

3. Ответственность — это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за совершение деяния, содержащего состав правонарушения.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи 33 ФЗ «О полиции» за совершение преступления ли иного правонарушения сотрудник полиции может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

5. К уголовной ответственности, в частности, сотрудник полиции может быть привлечен за получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) и др.

[3]

6. На него может быть наложено дисциплинарное взыскание. В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации названное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

7. Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел (п. 13.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

8. В соответствии с п. 13.9 указанной Инструкции к сотрудникам полиции, имеющим дисциплинарные взыскания, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

9. Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные правила привлечения сотрудников полиции как сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Так, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, может быть осуществлено только после смены виновного сотрудника с дежурства, караула, поста или после его замены другими лицами.

10. При привлечении сотрудника к ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получать какие-либо объяснения от сотрудника полиции, предположительно находящегося в состоянии опьянения, до его вытрезвления запрещается.

11. Наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

12. Наложенное дисциплинарное взыскание сотрудником полиции может быть обжаловано в суд и (или) вышестоящему в порядке подчиненности начальнику. Между тем подачей такой жалобы не приостанавливается приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания.
———————————
См.: Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 4.

13. Если в результате незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции, к примеру сотрудника вневедомственной охраны, кому-либо причинен вред в виде повреждения здоровья, такой вред возмещается в порядке ст. 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации .
———————————
По аналогии. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 г.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 7.

15. См. также комментарий к ст. ст. 6, 12 — 13, 26 — 28 настоящего Федерального закона.

Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Получить выписку о кадастровой стоимости земельного участка

6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Комментарий к Ст. 30 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Прямыми начальниками являются лица, которым сотрудники полиции подчинены по службе, в том числе временно. Ближайший к подчиненному прямой начальник сотрудника полиции является его непосредственным начальником (ч. ч. 1 — 3 ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1). Никто, кроме прямых и непосредственных начальников, не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников полиции.

2. Сотрудники полиции, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется специальным званием, а при равных званиях — занимаемой должностью. Между тем не являющийся прямым начальником старший сотрудник полиции также не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции.

3. Исполнение приказа или распоряжения является обстоятельством, исключающим преступность совершенного сотрудником полиции деяния. Исходя из содержания ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам сотрудником полиции, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Несмотря на наличие такого основания освобождения от уголовной ответственности, законодатель закрепил еще два уточнения к нему:

— лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях;

— неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

4. Закрепленное в ч. 2 комментируемой статьи правовое положение продублировано и конкретизировано ч. 3 ст. 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части правового статуса сотрудников полиции, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

5. Незаконное принуждение сотрудников полиции к осуществлению каких-либо действий может быть уголовно или административно наказуемым, в зависимости от степени общественной опасности примененной формы принуждения. Так, уголовно наказуемым считается посягательство на жизнь сотрудника полиции, а равно его близких в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни (ст. 317 УК РФ).

6. Средством вмешательства в законную деятельность сотрудника полиции могут выступать применение к нему насилия либо угроза применения такового. Применение в отношении сотрудника полиции или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей насилия, опасного для их жизни или здоровья, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет (ч. 2 ст. 318 УК РФ).

7. В процессе вмешательства в законную деятельность сотрудника полиции может иметь место его публичное оскорбление. Такого рода оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года (ст. 319 УК РФ).

8. К административной ответственности может быть привлечено лицо, виновное в воспрепятствовании исполнению сотрудником полиции своих служебных обязанностей, а равно в неповиновении его законному распоряжению или требованию в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ совершение такого административного проступка влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до одной тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.

9. Сотрудник полиции может быть дознавателем либо должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении. Умышленное невыполнение требований такого должностного лица является административным правонарушением. О наказании за таковое см. комментарий к п. 4 ст. 12 настоящего Федерального закона.

10. Буквальное толкование ч. 3 комментируемой статьи приводит к выводу, что незаконные требования сотрудника полиции не обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Со всеми вытекающими из данного правила правовыми последствиями.

11. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

12. См. также комментарий к ст. ст. 6, 18 настоящего Федерального закона.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только

страница 29/57
Дата 28.04.2019
Размер 224.5 Kb.
Название файла test_PPSP.doc
    Навигация по данной странице:
  • 78. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан
  • 79. Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать
  • 77. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только:

    1. непосредственному или прямому начальнику

    2. главе муниципального образования

    3. министру внутренних дел

    Видео (кликните для воспроизведения).

    78. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан:

    1. выполнить приказ, после чего рапортом доложить вышестоящему руководителю

    2. выполнить приказ

    3. руководствоваться законом.

    79. Сотрудники полиции в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов вправе объединяться или вступать:

    1. в профессиональные союзы (ассоциации).

    2. политические партии

    3. ассоциации сотрудников правоохранительных органов

    80. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет:

    1. дисциплинарную ответственность

    2. материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации

    Служебные права и обязанности сотрудника органов внутренних дел РФ

    Читайте также:

    1. A. Материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения
    2. Bonorum posessio(преторский наследник) – владение наследственным имуществом. Для защиты своего права на наследство получал интердикт quorum bonorum
    3. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
    4. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 1 страница
    5. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 10 страница
    6. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 11 страница
    7. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 12 страница
    8. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 13 страница
    9. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 14 страница
    10. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 15 страница
    11. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 2 страница
    12. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 3 страница

    Ст 166 укрф

    об.общ. отн. защищ. право собственности

    предмет— ТС

    об. стор. оод неправомерное завладение ТС

    состав формальный — окончено с момента начала движ. ТС.

    суб. физическое вминяемое лицо достигшее 14 лет. возр.

    суб. сторона вина в форме прямого умысла.

    цель- любая, кроме цели хищения.

    1. Сотрудник полиции имеет право:

    Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 803 ; Нарушение авторских прав? ;

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

    1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

    Об использовании информации сайта

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

    1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

    2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

    3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

    4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

    В деятельность сотрудника полиции

    Вмешаться — означает стать участником чужого дела, ввязаться в него, принять в нем участие с целью изменения его хода. Комментируемая статья, говоря о недопустимости незаконного вмешательства в деятельность сотрудника полиции, по существу, закрепляет гарантии надлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

    Понятия прямого и непосредственного начальников, которым подчиняется сотрудник полиции при выполнении возложенных на него обязанностей, определены Положением о службе в органах внутренних дел.

    Прямыми начальниками

    являются начальники, которым лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы и временно.

    Ближайший к подчиненному прямой

    начальник является непосредственным начальником. Лица рядового и начальствующего состава, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется специальными званиями.

    Старшие по званию во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими дисциплины, формы одежды и правил отдания чести.

    При совместном несении службы лицами рядового и начальствующего состава, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены начальником, старший из них по должности, а при равных должностях — старший по званию является начальником и пользуется дисциплинарной властью (т.е. полномочиями применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания), предоставленной ему по занимаемой должности.

    По общему правилу применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания могут лишь прямые начальники. Однако в случае нарушения дисциплины лицом рядового или начальствующего состава органов внутренних дел при следовании по железнодорожным, воздушным, водным или другим путям сообщения, а также при нахождении в отпуске, командировке или на излечении начальник местного органа внутренних дел, которому стало известно о нарушении дисциплины, принимает меры к прекращению нарушения и сообщает о происшедшем по месту службы лица, совершившего проступок.

    В исключительных случаях, когда проступок выразился в нарушении общественного порядка, начальник местного органа внутренних дел может наложить на виновного дисциплинарное взыскание в пределах предоставленных ему прав, о чем сообщает начальнику органа внутренних дел по месту службы совершившего проступок.

    Сотрудник полиции по прибытии к месту службы обязан доложить своему непосредственному начальнику о наложенном на него взыскании. Сотрудник, не доложивший о взыскании, несет за это ответственность в дисциплинарном порядке.

    Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие либо бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд, которые обладают необходимыми полномочиями для того, чтобы должным образом отреагировать на незаконные решения либо действия сотрудников полиции.

    Приказания по вопросам служебной деятельности лицам рядового и начальствующего состава отдают только их прямые начальники устно или письменно. Они должны быть четкими и понятными для исполнителя.

    Приказания отдаются, как правило, в порядке подчиненности. Если ввиду крайней необходимости старший начальник отдает подчиненному приказание, минуя его непосредственного начальника, то получивший приказание выполняет его и докладывает об этом своему непосредственному начальнику.

    Указания следователям по находящимся у них в производстве уголовным делам могут даваться только начальниками следственных аппаратов в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

    Если подчиненный, выполняющий приказание, получит от другого, старшего по должности, начальника новое приказание, которое не позволяет выполнить первое, он докладывает об этом начальнику, отдавшему второе приказание, и в случае его подтверждения выполняет последнее. Отдавший новое приказание сообщает об этом начальнику, отдавшему первое приказание.

    При необходимости убедиться в правильном понимании подчиненными полученного приказания начальник требует краткого его повторения.

    Получивший приказание отвечает и затем выполняет его. О выполнении приказания он обязан доложить начальнику, отдавшему приказание. Доклад должен быть четким, конкретным, без ненужных деталей и подробностей.

    Старшие по званию, не являющиеся прямыми начальниками, имеют право требовать от младших по званию соблюдения дисциплины, общественного порядка, формы одежды, правил поведения и отдания чести, а также, если это необходимо, участия в пресечении преступлений и оказании помощи гражданам при чрезвычайных обстоятельствах. Эти требования обязательны для исполнения младшими по званию.

    Гарантии надлежащего исполнения сотрудником полиции своих служебных обязанностей, ограждающие его от актов незаконного вмешательства, детализируются и порой даже усиливаются ведомственными нормативными актами. Патрульный (постовой) является лицом неприкосновенным. Его неприкосновенность заключается в охране законом его прав, чести и личного достоинства, в подчинении его строго определенным должностным лицам — начальнику горрайлиноргана, его заместителю — начальнику полиции общественной безопасности, командиру подразделения патрульно-постовой службы полиции и его заместителям, дежурному по горрайлиноргану. Только эти лица имеют право давать ему указания о проведении каких-либо действий в интересах охраны общественного порядка (охраны объектов), снять его с маршрута (поста) или изменить место несения службы. Во время несения службы патрульный (постовой) дисциплинарным взысканиям не подвергается.

    [1]

    За грубое нарушение требований Устава патрульно-постовой службы наряд полиции может быть снят с маршрута (поста) лицами, которым он подчинен, с докладом начальнику горрайлиноргана (командиру строевого подразделения полиции) и уведомлением дежурного.

    В ряде случаев возможность известного вмешательства тех или иных лиц в законную деятельность полиции предусматривается ее договорами. Например, согласно Наставлению по организации деятельности строевых подразделений полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденному приказом МВД России от 15 июня 1994 г. N 201, руководители охраняемых вневедомственной охраной объектов и их заместители в соответствии с заключенными договорами имеют право:

    · давать указания о временном усилении охраны отдельных мест хранения материальных ценностей в пределах установленной численности постов полиции;

    · проверять качество несения службы нарядами, охраняющими объекты, объявлять тревогу в присутствии начальника органа внутренних дел, подразделения вневедомственной охраны, командира строевого подразделения полиции или его заместителей;

    · требовать от должностных лиц вневедомственной охраны предоставления информации о происшествиях, связанных с охраной объектов.

    При этом все указания по вопросам охраны, а также замечания о недостатках в ее организации и несении службы руководитель охраняемого объекта может делать только через начальника управления (отдела, отделения) вневедомственной охраны, командира строевого подразделения полиции, сопровождающего его во время проверки.

    Не следует рассматривать в качестве вмешательства в законную деятельность полиции действия должностных лиц и граждан, осуществляемые ими в порядке реализации своего служебного, профессионального статуса, создающие сотрудникам полиции дополнительные трудности в исполнении возложенных на них обязанностей и подчас вызывающие у них внутренний протест. Так, в соответствии с ст. 47, 50 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» журналист имеет право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; производить записи, в том числе с использованием (как открытым, так и скрытым способом) средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки. Съемка и запись действий сотрудников полиции в указанных обстоятельствах со стороны журналистов не являются вмешательством в деятельность полиции, соответствуют общепризнанным международным нормам взаимоотношений полиции (полиции) с представителями средств массовой информации и не должны пресекаться.

    Не является вмешательством в деятельность сотрудников полиции их привлечение к административной ответственности в соответствии с ст. 2.5 КоАП РФ, а также использование депутатами, судьями, прокурорами и следователями прокуратуры, сотрудниками органов федеральной службы безопасности и другими лицами предоставленного им Законом иммунитета от применения к ним полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

    Вывод: надзор за законностью деятельности полиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, наделенные в этих целях соответствующими правами. Так, в соответствии с ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе посещать в любое время органы и учреждения, в которых содержатся задержанные, заключенные под стражу, осужденные и другие лица; опрашивать их; требовать от администрации создания надлежащих условий их содержания и обращения с ними и т.д. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося в указанных учреждениях без законных оснований либо в нарушение закона подвергнутого задержанию. Соответствующие постановления и требования прокурора подлежат обязательному исполнению должностными лицами органов внутренних дел.

    Правовое положение сотрудника полиции

    Правовое положение сотрудника полиции закреплено в законе «О полиции» и предусматривает основные права и обязанности, а также гарантии правовой защиты сотрудника полиции и его ответственность.

    Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.

    Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак.

    [2]

    Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой. Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств.

    Сотрудник полиции имеет право:

    • — на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
    • — на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
    • — на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;
    • — на защиту своих персональных данных;
    • — на продвижение по службе в полиции;
    • — на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;
    • — на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;
    • — на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;
    • — применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, предусмотренном законом «О полиции», а также ряд других прав, закрепленных в ст. 28 закона.

    Сотрудник полиции обязан:

    Кроме этого, сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:

    • — оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
    • — в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

    Сотруднику полиции законом предоставлены следующие гарантии:

    В соответствии с законом «О полиции» сотрудник полиции, как и все граждане России, несет персональную ответственность за свои действия:

    • — Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.
    • — За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.
    • — Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    • — За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

    Правовой анализ норм Федерального закона «О полиции» показал, что с одной стороны, правовой статус полиции может быть реализован только в рамках ее назначения. С другой — вышеуказанное назначение полиция может воплощать в жизнь только путем осуществления ею правомерной деятельности. Правомерной же деятельность полиции будет только тогда, когда она использует лишь предоставленные законом «О полиции» или иными нормативными правовыми актами полномочия Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». М. 2011г. С.11.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Законом «О полиции» в Российской Федерации была создана правовая основа организации и деятельности полиции в соответствии с новыми общественными реалиями.

    Источники


    1. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.

    2. Медик, В. А. Заболеваемость населения. История, современное состояние и методология изучения / В.А. Медик. — М.: Медицина, 2016. — 512 c.

    3. Прыкин, Б.В. Компактэкономика. Курс лекций; М.: Academia, 2011. — 500 c.
    4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
    Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here