Регистрация права собственности на земельные участки осуществляется

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Регистрация права собственности на земельные участки осуществляется" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Статья 30.1. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю

Статья 30.1. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю

В соответствии со статьей 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю

а) к федеральной собственности относятся:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

— земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;

— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли;

б) к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

в) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

— земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

— иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах «б», «в» и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с комментируемой статьей Правительством Российской Федерации постановлением от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Среди таких документов:

1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок;

Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

[2]

3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый паспорт земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, — в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4. Иные документы — в случаях, установленных федеральными законами.

По общему правилу, право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Однако существуют два исключения из этого правила.

Они касаются, во-первых, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, (столицами) субъектов Российской Федерации. Распоряжение названными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Во-вторых, исключение из общего правила установлено в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, — население непосредственно, органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Регистрация права собственности на землю: процедура оформления

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержатся сведения о многочисленных земельных участках, принадлежащих конкретным лицам. Регистрация права собственности на землю осуществляется для того, чтобы участок земли внести в этот документ. В результате регистрационных действий выдается свидетельство. На основании его гражданин становится полноправным собственником недвижимости и может реализовывать свои полномочия. Это пользование и распоряжение, а также владение землей. На практике это выражается в том, что гражданин имеет полное право продать или обменять свой земельный участок, сдать в залог и т.д.

Насколько обязательна регистрация земельных участков для всех их категорий?

Отметим, что существуют земли, выкуп которых у государства запрещен, так как они имеют особое значение. В настоящее время среди пользователей услугами существует мнение, что регистрация недвижимости является обязательной процедурой. Это не совсем так. Если документы на участок были оформлены после введения в действие ФЗ-122, то право собственности, возникшее до января 1998 года, признается действительным с юридической точки зрения и не требует прохождения новых процедур. Старое свидетельство, выдаваемое до 1998 года, приравнивается к обновленным документам.

Читайте так же:  Коллективные трудовые споры: порядок рассмотрения споров и процедура разрешения

Какие документы необходимо представить в регистрирующий орган?

  1. Кадастровый план земли, если он был оформлен до 2008 года. Документ является одним из важнейших, так как при постановке по кадастровому номеру, присеваемому каждому земельному участку, осуществляется его идентификация, то есть выделение объекта из ряда себе подобных. На основании сведений, которые зафиксированы в кадастровом документе, уплачиваются налоги. Межевание – это процедура, необходимая для получения границ земельного участка, которые фиксируются в паспорте. В том случае, если участок не прошел межевания, то Росреестр выдаст паспорт категории В1. На практике это означает, что земля предназначена только для ведения огородничества и строительства, дачного строительства и подсобного хозяйства.
  2. Заявление на регистрацию, которое может подаваться заинтересованным лицом или его представителем. Иные лица не имеют права подавать заявление.
  3. Документ, который выступает обязательным основанием для регистрации:
    • акт о предоставлении участка земли;
    • свидетельство;
    • выписка из хозяйственной книги от органов местного самоуправления;
    • иной документ, закрепляющий право на этот участок.
  4. Квитанция, свидетельствующая об оплате государственной пошлины.

Требования к документам

Регистрация права собственности на землю сопровождается долгим сбором документов. Следует знать, что документы должны быть в подлинниках и содержать в себе все необходимые данные. Тексты, написанные собственноручно, должны быть разборчивы. Персональные данные физических лиц (Ф.И.О, местожительство) должны быть написаны разборчиво, с возможностью идентификации. Документы не должны содержать в себе помарки и приписки, исправлений и зачеркнутых слов. Для качественной помощи по регистрации прав собственности на землю лучше всего обратиться в юридическую консультацию.

Регистрация права собственности на земельный участок

Современное законодательство представляет собой очень сложный механизм для регулирования имущественных и личных неимущественных отношений между людьми. Если у человека или организации есть какое-либо имущество оно должно быть оформлено в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства, так как только своевременное надлежащее оформление позволяет беспрепятственно и комфортно им пользоваться. Особенно это касается недвижимости!

Скольких судов и споров можно было бы избежать, если бы люди уделяли этому вопросу достаточное внимание.

Чтобы лицо владеющее землей получило право, распоряжаться ей на законных основаниях, необходимо оформить, зарегистрировать право собственности или иное право, предусмотренное действующим законодательством.

Для чего требует обязательное оформление

Необходимо понимать, что своевременное и правильное оформление, предусмотренных законом документов является, в сущности, не столько правом сколько обязанностью, так как соблюдение законодательства страны (государства) в которой живет гражданин или осуществляет деятельность организация является безоговорочной обязанностью таковых гражданина или организации.

Также следует обратить внимание и на то обстоятельство, что успешно отстаивать свои права может только тот гражданин или та организация, которые надлежащим образом выполняют свои обязанности по оформлению предусмотренных законом документов.

Из этого следует, что оформление права собственности на землю дает человеку, физическому лицу или организации возможность дальнейшего беспрепятственного распоряжения землей по собственному усмотрению.

Следует привести подробный перечень ситуаций, где просто необходимы документы о праве собственности на землю.

После ознакомления с этим перечнем, становится очевидным необходимость такой процедуры, как государственная регистрация права собственности на землю.

Сделать это достаточно просто, если у гражданина (физического лица) или организации (юридического лица) есть законные основания для государственной регистрации права и имеются все необходимые документы.

Перечень документов необходимых для регистрации

Для того чтобы законно зарегистрировать право собственности на землю необходимо собрать предусмотренный действующим законодательством пакет документов.

Следует подробно перечислить, какие именно документы требуются для этого оформления:

  1. Правоустанавливающая документация может быть следующая:
    • акт передачи земельного участка в пользование гражданину или организации, который выдан местной администрацией, если у нее есть такие полномочия
    • свидетельство о праве владения земельным участком, которое было выдано на основании ранее действовавших законодательных и нормативных актов.
    • заверенная выписка из хозяйственной книги местного самоуправления, которая подтверждает передачу прав на землю
    • либо другой документ подтверждающий право владения земельным участком

* Отдельно надо сказать, что любой из этих документов должен подтверждать право пожизненного или бессрочного владения земельным участком. Регистрационная палата принимает, и те документы, где точно не указывается вид права владения.

  • Правоустанавливающая документация может быть следующая:
  • Кадастровый паспорт земельного участка, который можно оформить в Кадастровой палате по месту нахождения земельного участка.
  • Необходимо оформить заявление, которое подается в регистрирующий орган, территориальное подразделение Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.
  • Подлинник квитанции или платежного поручения, подтверждающего оплату госпошлины за государственную регистрацию права.
  • Удостоверяющий личность заявителя документ, обычно паспорт. Если в органы регистрации обращается представитель собственника, то у него на руках должна быть доверенность на ведение таких дел заверенная нотариально.
  • Если на земельном участке имеется строение, то нужно предъявлять документацию и на него, обычно это технический паспорт.
  • Надо понимать, что для оформления лучше предоставить лишнее документы, которые отсеет специалист в палате, чем будет чего-то не хватать.

    Виды разрешенного пользования земель

    Отдельно следует сказать о том, что существует несколько категорий земель на которые может быть оформлено право собственности. Все эти виды подразумевают использование земельного участка по совершенно, различным направлениям. Поэтому при государственной регистрации права собственности на землю нужно непременно учитывать этот факт.

    Итак, следует привести перечень категорий земель, на которые оформляется право собственности:

    • Право собственности на землю с целью ведения личного подсобного хозяйства. Такие участки относятся к категории земель ЛПХ, и на них разрешается разводить скот и заниматься сельским хозяйством в крупных масштабах.
    • Право собственности на землю с целью дачного хозяйства. Эти земли относятся к категории садоводческих товариществ, и на них разрешается заниматься садоводством и огородничеством. Существуют даже отдельные виды собственности на огородничество и садоводство.
    • Право собственности на землю для ведение индивидуального жилого строительства. Эти земельные участки относятся к категории земель ИЖС и подразумевают постройку индивидуального жилого дома.
    • Право собственности земли на ведение индивидуального гаражного строительства. Эти земли относятся к категории ИГС и подразумевают возведение на земельном участке гаража.
    Читайте так же:  Положения о лицензировании фармацевтической деятельности

    Надо отметить, что строить индивидуальный жилой дом на участке, который оформлен, например, по огородничество нельзя. Земельные участки должны использоваться по тому назначению, которое указано в свидетельстве. Сама регистрация права собственности на землю подразумевает указание в свидетельстве о праве собственности на ту или иную категорию земель.

    Статья 22.2. Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 22.2, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Статья 22.2. Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков

    См. комментарии к статье 22.2 настоящего Федерального закона

    По вопросу применения положений статьи 22.2 см. письмо Минэкономразвития РФ от 20 января 2009 г. N Д23-100

    1. Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ подпункт 1 пункта 1 статьи 22.2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

    1) решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также решение о безвозмездной передаче земельного участка, находящегося в федеральной собственности и подлежащего образованию, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации;

    2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 2.1, вступающим в силу с 1 апреля 2015 г.

    2.1) решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок образован в целях изъятия для государственных или муниципальных нужд;

    3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 2 статьи 22.2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

    2. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации или в отношении которых принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная регистрация прав на образуемые земельные участки осуществляется на основании заявления лица, с которым заключено соглашение об указанном перераспределении.

    [3]

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 22.2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1

    2.1. Государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (далее — земельная доля), может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола данного общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.

    3. Обязательными приложениями к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, являются:

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ в подпункт 1 пункта 3 статьи 22.2 настоящего Федерального закона внесены изменения

    1) правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки (далее — исходный земельный участок). Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

    2) утратил силу с 1 марта 2010 г.;

    Информация об изменениях:

    3) согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 22.2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу с 1 июля 2011 г.

    3.1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены:

    1) заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения;

    Читайте так же:  Уведомление работника об изменении должностной инструкции образец

    2) соглашение об образовании общей долевой собственности на такой земельный участок или соглашение об образовании общей совместной собственности на такой земельный участок в случае, если подано заявление о государственной регистрации права общей собственности на образуемый земельный участок.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 22.2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.2, вступающим в силу с 1 июля 2011 г.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    3.2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, предоставление согласия арендатора или залогодержателя права аренды исходного земельного участка на образование земельного участка не требуется.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 250-ФЗ в пункт 4 статьи 22.2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2013 г.

    4. Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков.

    Положения настоящего пункта не применяются при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при разделе земельного участка в случае сохранения в измененных границах земельного участка, раздел которого осуществлен.

    5. Одновременно с государственной регистрацией права собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ в пункт 6 статьи 22.2 настоящего Федерального закона внесены изменения

    6. Отсутствие государственной регистрации права на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. В случае, если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, зарегистрировано в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременений) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 7 статьи 22.2 настоящего Федерального закона внесены изменения

    [1]

    7. Одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация возникновения, перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 22.2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 1 июля 2011 г.

    8. Размер земельной доли может быть определен в виде простой правильной дроби или иным способом, предусмотренным Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ статья 22.2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 9, вступающим в силу с 1 июля 2011 г.

    9. В случае, если право на исходный земельный участок, находящийся в долевой собственности, зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, при государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, в Единый государственный реестр прав в отношении исходного земельного участка без заявления о государственной регистрации прав вносятся изменения, уточняющие состав участников долевой собственности и размеры принадлежащих им земельных долей, выраженных в виде простой правильной дроби.

    >
    Особенности государственной регистрации права собственности на искусственно созданный земельный участок и образованный из.
    Содержание
    Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Регистрация права собственности на земельный участок

    21 июля 1997 году в нашей стране произошло знаковое событие – Государственная Дума приняла ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Впервые в современной истории отношения по оформлению прав на недвижимость были приведены в единую систему, определяющую исчерпывающий перечень прав и обязанностей регистрирующих органов, субъектов правоотношений, а также полный список требований для регистрации прав.

    Понятие государственной регистрации

    Земельный участок, как объект правоотношений, представляет из себя часть поверхности территории земли, границы которого определены, описаны и надлежащим образом удостоверены. Право собственности на участок земли, как объект недвижимости, является ключевым вещным правом на землю. Право собственности предоставляет собственнику весь комплекс правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

    Для реализации этих полномочий право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

    Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что регистрация прав — это совершение уполномоченными органами определенного юридического акта (действия), влекущего за собой юридические последствия. На практике такое определение означает, что право собственности на любое недвижимое имущество, в том числе и земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на него.

    Основными признаками, отличающими государственную регистрацию от иных юридически значимых действий, являются:

    • 1) проведение регистрации уполномоченным государственным органом;
    • 2) проведение регистрации в рамках процедуры (регламента), единого для каждого субъекта правоотношений;
    • 3) обязательный характер последствий регистрации права для всех субъектов;
    • 4) итогом регистрации является юридический акт подтверждения и удостоверения правовых фактов на объект регистрации.
    Читайте так же:  Льготы Героев России: полный список и плюсы

    Органы, уполномоченные на совершение действий по государственной регистрации прав

    Так как процедура регистрации прав регламентируется государством и представляет из себя единую систему, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» четко определен перечень органов, имеющих полномочия на проведение регистрационных действий в отношении прав.

    Система таких органов была определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 и изменениями в ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    На данный момент органом, уполномоченным на проведение рассматриваемых мероприятий, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая находится в ведении Министерства юстиции РФ. Данная структура имеет официальное укороченное название – Росреестр.

    В каждом субъекте РФ действуют Территориальные Управления Росреестра.

    Порядок проведения регистрационных действий

    Процесс совершения регистрационных действий в отношении права собственности на земельный участок состоит из нескольких этапов:

    • 1) прием от субъектов необходимых документов для проведения регистрационных действий;
    • 2) юридическая экспертиза комплекта документов, проверка их законности;
    • 3) внесение сведений в ЕГРП в виде соответствующих записей;
    • 4) выдача субъектам документов, удостоверяющих факт проведения регистрации.

    Процедура регистрации права считается завершенной с момента внесения сведений (записи) в Единый реестр прав и выдачи документов заявителям.

    Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен перечень обязательных документов, предоставляемых субъектами для государственной регистрации. В этот перечень входят:

    • 1) заявление о регистрации (заполняется субъектами при обращении в органы регистрации);
    • 2) документы, подтверждающие полномочия субъектов (паспорт, доверенности и иные документы);
    • 3) документы, подтверждающие факт права пользования; план объекта;
    • 4) документ, подтверждающий оплату госпошлины.

    Указанные документы заявители представляют в территориальный орган Росреестра по месту нахождения земельного участка, право собственности на который подлежит регистрации. Также в каждом регистрационном округе созданы Многофункциональные центры оказания услуг (МФЦ), которые уполномочены на прием и выдачу документов. Однако МФЦ не обладают полномочиями по совершению конкретных юридически значимых действий и не выполняют функцию регистрации прав.

    Стоимость услуги по регистрации права собственности на земельный участок определена налоговым законодательством и в настоящее время составляет для граждан в размере 2 тысячи рублей, а для организаций и предприятий 22 тысячи рублей (ст. 333.33 НК РФ). Есть ряд исключений из этих правил, установленные НК РФ:

    • 1) при регистрационных действиях в отношении права собственности граждан на земельный участок для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства заявитель должен уплатить 350 рублей;
    • 2) в случае регистрационных действий в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения заявитель уплачивает пошлину в размере 350 рублей;
    • 3) регистрационные действия в отношении доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельхозназначения обойдется заявителю в 100 рублей.
    • Общий срок проведения регистрационных процедур в отношении права собственности на земельный участок составляет 18 календарных дней.

    Приостановление и отказ в государственной регистрации

    В отношении регистрации права собственности на земельный участок основаниями для приостановления являются:

    1) поступление от обладателя права или субъекта правоотношения (сделки) соответствующего письменного заявления с разъяснением причин и срока приостановления;

    2) в случае поступления от одного из субъектов заявления о возврате комплекта документов без проведения регистрационных процедур, если второй субъект не обращался с таким заявлением;

    3) наличие акта судебных органов о приостановлении;

    4) наличие акта уполномоченных органов о наложении ареста на земельный участок или установления запрета на совершение с ним определенных действий;

    5) наличие у регистратора обоснованных сомнений в наличии основания для проведения регистрационных процедур (оформляется процессуальным решением регистратора).

    Перечень ситуаций, при которых может быть вынесен отказ в проведении регистрационных процедур, предусмотрен ст. 20 Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

    1) право на земельный участок, для регистрации которого обратился заявитель, не является правом, в отношении которых могут проводиться регистрационные процедуры;

    2) признание недействительным акта уполномоченного государственного органа, на основании которого возникло правоотношение собственности;

    3) отсутствие у субъекта полномочий на распоряжение правом собственности на ЗУ;

    4) непредставление субъектами документов, являющихся обязательными для проведения регистрационных процедур;

    5) имеющиеся противоречия между регистрируемым и ранее зарегистрированными правами на земельный участок.

    Регистрация права собственности на земельный участок

    Юридическое сопровождение по вопросам оформления права собственности на земельные участки, имеют целый ряд своих особенностей, которые многие просто не учитывают по тем или иным причинам. Именно поэтому, например, при продаже земельного участка, при заключении договора аренды на земельные участки лучше воспользоваться квалифицированной помощью опытных юристов. Просто свяжитесь с представителями ООО «Центр Права и Защиты» по телефону +7 (495) 543-44-61, и мы предоставим вам целый комплекс юридических услуг по сопровождению таких сделок.

    Юристы ООО «Центр Права и Защиты» работают по различным видам сделок с земельными участками: купля-продажа, залог участка, наследование, мена одного участка на другой, дарение, передача участка или прав на него в качестве вклада в уставный капитал, передача участка по договору ренты или пожизненного содержания с иждивением. В соответствии с Федеральным законом (о регистрации объектов недвижимости) все сделки с земельными участками подлежат обязательной государственной регистрации в Управлении Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

    Важно знать: каждый из этих случаев требует правового сопровождения сделок с землёй. И дело не только в том, что вас могут обмануть, но и в том, что наши специалисты избавят вас от «бумажной волокиты», связанной с оформлением документов на землю.

    Но это еще не всё. Земельные отношения интересны тем, что государство и муниципалитеты могут предоставить продать землю или предоставить её в пользование на правах аренды или бесплатно. В Земельном кодексе говорится о таких возможностях:

    1) продажа земель на торгах или без проведения торгов (статья 39.3 Земельного кодекса);

    2) предоставление земли в собственность бесплатно (статья 39.5 Земельного кодекса);

    Читайте так же:  Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве

    3) предоставление земли в аренду на торгах или без торгов (статья 39.6 Земельного кодекса);

    4) предоставление земли в бесплатное пользование (статья 39.10 Земельного кодекса).

    Для разрешения Вашего вопроса необходимы следующие документы:

    · кадастровый паспорт (часть 1 статьи 37 ЗК РФ);

    · свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН (часть 1 статьи 14 закона «О государственной регистрации»);

    · документ, подтверждающий право продавца на этот участок. Это может быть договор купли-продажи, завещание, договор мены и т.п.

    Юристы ООО «Центр Права и Защиты» помогут Вам составить договор купли-продажи земельного участка. У нас вы можете получить комплексную услугу по сопровождению сделок с земельными участками. В соответствующем договоре мы укажем: кто является сторонами договора; предмет договора (данные о земельном участке, его кадастровый номер, площадь, вид использования); цену (без этого договор не считается заключённым, так указано в статье 555 ГК РФ, Росреестр не зарегистрирует такой договор); права и обязанности сторон (они простые — покупатель должен оплатить и принять участок, а продавец — передать участок); сведения об обременениях участка (продавец обязан указать эти обременения в соответствии со статьёй 37 ЗК РФ); порядок передачи участка.

    Также в наш комплекс по сопровождению юридической помощи входит этап государственной регистрации земельного участка в Росреестре. Соберем все необходимые документы: заявление на регистрацию; договор купли продажи; документы, удостоверяющие личности участников сделки и доверенность; нотариально заверенное согласие супруга/супруги продавца участка; свидетельство о праве собственности на участок или выписку ЕГРН; кадастровый паспорт; правоустанавливающие документы продавца на участок; возможно, иные документы. Обращаем Ваше внимание на то, что каждый случай индивидуален и требует определенных действий со стороны юриста.

    Также необходимо будет заплатить государственную пошлину — 350 рублей или 2000 рублей в зависимости от целей покупки участка.

    ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ К ЮРИСТУ:

    Способов обмана предостаточно — фальшивые документы, лживые обещания — все это есть, а особенно там, где земля ценится высоко.

    Еще один популярный путь обмана – «Двойная продажа»: договор заключается с двумя (или даже несколькими) покупателями, но собственником станет только тот, кто первым зарегистрирует сделку в Росреестре. А платили-то все, хотя бы аванс.

    Несоответствие результатов топографической съёмки участка – по документам участок становится больше, чем он есть в реальности.

    Не уведомление о подземных коммуникациях (газо-, водопроводе и других), из-за чего строить на участке становится практически невозможно, т.к. коммуникации придётся переносить за свой счёт.

    Это только часть методов обмана при продаже земельного участка. Но правовое сопровождение сделок с землёй нужно ещё и для того, чтобы избавить себя от проверки всех этих документов, заказывать выписки из ЕГРН, регистрации в Росреестре и прочих утомительных вещей.

    УСЛУГИ НАШИХ ЮРИСТОВ

    · бесплатная юридическая консультация по правовому сопровождению сделок с землёй;

    · бесплатная консультация по возможностям получения земельного участка в собственность от государства бесплатно, в аренду, в безвозмездное пользование;

    · проверка «юридической чистоты» участка — имеются ли обременения;

    · установление собственника участка — является ли собственником лицо, которое себя за него выдаёт;

    · оценка возможности использования участка в соответствии с вашими целями (разные типы участков можно использовать по-разному);

    · установление соответствия границ и размеров участка границам и размерам, указанным в его кадастровом паспорте;

    · правовая оценка договоров по обеспечению участка коммунальными ресурсами;

    · подготовка документов для совершения сделки;

    · разработка договора купли продажи земельного участка;

    · участие при подписании договора, проверка полномочий представителя другой стороны, сверка копий документов с их оригиналами;

    · сбор документов для представления в Росреестр, подача документов, получение выписки ЕГРН, свидетельствующей о праве собственности на участок.

    · Представление интересов в судах по оспариванию решений Росреестра, в случае получения отказа в регистрационных действиях объекта недвижимого имущества.

    После консультации вы получите письменное заключение, составленное нашими юристами по земельному праву. В этом заключении будет дана характеристика земельного участка, данные об обременениях, о соответствии назначения участка вашим целям, а также другие существенные юридические факты.

    Покупка земельного участка без юриста — всё равно, что хождение по минному полю. Даже с квартирами вариантов обмана меньше. Когда покупатель смотрит квартиру, он хотя бы видит её границы. С землёй иначе — подделать кадастровый паспорт и можно «продавать» участок в разы больше реального. Вот почему так важно правовое сопровождение сделок с землёй.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Все юридические консультации проходят анонимно. Предоставленная вами персональная информация обрабатывается в соответствии с законом «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г. и «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» №63-ФЗ от 31 мая 2002 г. Никакая часть полученных сведений не может быть передана третьим лицам или стать общедоступной.

    Источники


    1. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.

    2. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

    3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2001. — 528 c.
    4. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
    Регистрация права собственности на земельные участки осуществляется
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here