Профстандарт специалист в области библиотечно информационной деятельности

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Профстандарт специалист в области библиотечно информационной деятельности" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

РБА одобрила проект профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»

Проект профессионального стандарта разрабатывался на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 и в соответствии со следующими нормативными актами:

— распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 г. № 2204-р о Плане разработки профессиональных стандартов на 2012 -2015 годы;

— приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 г. № 565 о Плане-графике подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 г. № 23 о Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

Проект профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» был разработан рабочей группой, сформированной с участием РБА, в составе: Н.Ю. Дементьева (Директор Института информационных коммуникаций и библиотек (МГУКИ), В.К. Клюев (зав. кафедрой управления библиотечным делом (МГУКИ), Т.Я. Кузнецова, Председатель секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА, зав. кафедрой библиотековедения и информатики (АПРИКТ), И.С. Пилко член Совета РБА, проректор по учебной работе (КемГУКИ). Работа над документом осуществлялась при непосредственном кураторстве Совета РБА и при активном участии Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования.

Проект профессионального стандарта нацелен на повышение результативности профессиональной деятельности, развитие творческих созидательных способностей библиотечных специалистов. Он содержит систему обобщенных и конкретных трудовых функций, которые позволят значительно обогатить и расширить направления деятельности библиотек с учетом их развития как интеллектуальных информационных и культурно-просветительских центров.

В стандарте раскрываются трудовые действия, выполняемые в рамках конкретных трудовых функций, необходимые умения и знания, которыми должны обладать соответствующие работники, номенклатура должностей библиотечно-информационных специалистов и уровни квалификаций.

Проект стандарта широко обсуждался профессиональной общественностью на различных мероприятиях федерального и регионального уровней, научно-практических конференциях и семинарах, круглых столах, библиотечных школах и получил положительную оценку.

В настоящее время Стандарт получил одобрительное заключение РБА и передан 26.12 2013 г., в соответствии с установленным регламентом, передан в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда).

Следующие этапы работы над проектом стандарта: общественное обсуждение на официальном сайте Минтруда, экспертиза федерального органа исполнительной власти, утверждение документа Минтруда.

Т.Я. Кузнецова, Председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования

Профстандарт специалист в области библиотечно информационной деятельности

Министерство труда
и социальной защиты

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от 10.01.2017 № 10н

Специалист в области воспитания

Регистрационный номер
Общие сведения

I. Общие сведения

Педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей

Отнесение к видам экономической деятельности:

Образование начальное общее

Образование основное общее

Образование среднее общее

Образование профессиональное среднее

Образование дополнительное детей и взрослых

Профстандарт специалист в области библиотечно информационной деятельности

Уважаемые коллеги. С июля 2016 г. вступили в силу новые положения Трудового кодекса РФ о профстандартах. Глава 31 ТК РФ была дополнена статьями 195.1–195.3, которые ввели понятия квалификация работника и профессиональный стандарт, а также определили порядок разработки и применения профессиональных стандартов.

Профессиональный стандарт представляет собой многофункциональный документ, составленный по утвержденному макету, содержащий

— характеристику профессиональных навыков, опыта, умений и знаний, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, описывающих в соответствии с макетом содержание конкретных трудовых функций (через «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия»);

— требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника.

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя.

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу только в следующих случаях:

— если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (согласно части второй статьи 57 ТК РФ);

— если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (согласно статье 195.3 ТК РФ).

Примечание: под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минкультуры РФ и др.).

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Если не соблюдены указанные обязательные требования законодательства, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Часто задаваемые вопросы о Профстандарте «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»

Что такое профстандарт?

Трудовое законодательство, давая определение профессиональному стандарту, устанавливает его как характеристику совокупности данных, составляющих квалификацию работников и требующихся им для исполнения трудовых функций. Под квалификацией при этом понимаются знания, умения, профессиональные навыки и опыт работы определенного уровня, необходимые для занятия должности.

Разработано и утверждено около 800 профессиональных стандартов, относящихся к различным видам трудовой деятельности и профессий. С 1 июля 2016 года они рекомендованы к применению работодателям при выборе трудовых кадров, а для некоторых видов деятельности следование положениям профстандартов и вовсе является обязательным.

Принят ли профессиональный стандарт библиотекаря?

В настоящий момент профстандарт в области библиотечно-информационной деятельности не принят. Можно познакомиться с проектом профстандарта (смотри ссылку выше). Трудовые функции, перечисленные в этом документе, близки к традиционной деятельности библиотекаря: комплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми информационными ресурсами, организация электронных каталогов и т. д.

Читайте так же:  Российское консульство в уральске программа переселения

Содержание профессионального стандарта библиотекаря.

Структурно каждый профессиональный стандарт состоит из единиц, каждая из которых соотносится с определенной трудовой функцией и определенным уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, с точки зрения необходимых знаний, умений, уровней ответственности, самостоятельности и сложности

Каждая единица профессионального стандарта четко описывает следующие параметры:

название трудовой функции/единицы профессионального стандарта;

действия, обеспечивающие выполнение этой функции;

характеристики квалификационного уровня;

требуемые знания и умения

Как применять условия профстандарта на практике?

[3]

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Обратите внимание: эта квалификация не желаемая или рекомендуемая, а именно необходимая.

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления

Нужно ли учитывать профстандарты при трудоустройстве новых работников?

Работодатель не вправе принять на работу человека, который не соответствует требованиям профессиональных стандартов, в случаях, предусмотренных положениями части 2 статьи 57 и статьи 195.3 ТК РФ. В других ситуациях требования профстандартов носят рекомендательный характер (п. 6 Информации Минтруда от 05.04.16).

Можно ли уволить работника, если уровень его образования или стаж работы не соответствуют требованиям профстандарта?

Вступление в силу профессионального стандарта не является основанием для увольнения работников, которые не соответствуют его требованиям (п. 10 Информации Минтруда от 05.04.16).

Принятие нового профстандарта является основанием для автоматического изменения обязанностей работника?

Обязанности работников не могут изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта (п. 10 Информации Минтруда от 05.04.16).

Требуется ли менять трудовые договоры и должностные инструкции работников согласно профстандарта?

Законодательство не обязывает работодателей привести трудовые договоры и должностные инструкции работников в соответствие с требованиями профстандартов, если их применение не является обязательным (п. 9 Информации Минтруда от 05.04.16).

Если работодатель решит направить работников на курсы повышения квалификации или переподготовку, то кто должен оплачивать такое обучение?

Вопрос об оплате обучения должен решаться на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (п. 11 Информации Минтруда от 05.04.16).

Можно ли по итогам аттестации работников назначить на должность человека, который не соответствует требованиям профстандарта (если законодательство РФ не устанавливает обязательных требований к этой должности)?

Даже если человек не имеет специальной подготовки или стажа работы, которые установлены в квалификационном справочнике или профстандарте, но обладает достаточным практическим опытом, качественно и в полном объеме выполняет должностные обязанности, он может быть назначен на соответствующую должность по рекомендации аттестационной комиссии (п. 10 Информации Минтруда от 05.04.16).

Профстандарт специалист в области библиотечно информационной деятельности

Создание новой профессии «Педагог-библиотекарь» потребовало разработки профессионального образовательного стандарта. За его создание взялся профессор СПбГУКИ А.В.Соколов. Были намечены три блока дисциплин: общекультурный, общепрофессиональный и профессиональный. Однако скоро стало ясно, что в качестве основы образовательного стандарта новой профессии должен быть положен Стандарт самой профессии «педагог-библиотекарь», ядром которого стала бы профессиограмма нового специалиста, раскрывающая содержание его труда: основные цели, функции, виды деятельности, требования к образовательной подготовке (знания, умения, навыки, компетенции) применительно к условиям формирующегося информационного общества и общества знаний.

Профессиональный стандарт — важнейший нормативный документ, рождающийся в результате коллективного творчества ученых и практиков. Это корпоративный инструмент, позволяющий лоббировать интересы библиотечных специалистов в государственных и общественных организациях, налаживать и регулировать связи с международными ассоциациями школьных библиотекарей и с многотысячной армией школьных библиотекарей России. Это системный продукт, представляющий школьную библиотеку как когнитивный ресурс инновационных образовательных процессов в школе. Это связующий инструмент вузов культуры, взявших на себя подготовку кадров для школьных библиотек.

Цель Стандарта продемонстрировать новую реальность для школьных библиотекарей, партнерство с социумом, стать движущей силой перемен, показать учителям, родителям учащимся и обществу в целом ценность продукта своего труда, защитить саму профессию и ее уникальность.

Стандарты профессии «педагог–библиотекарь» существуют во многих странах. В России он создается впервые. Создателями его являются Русская школьная библиотечная ассоциация, во взаимодействии с Центром развития межличностных коммуникаций. Требование к созданию отечественного Стандарта состоит в том, чтобы он отвечал российским культурным традициям, был тесно связан с гуманистическим воспитанием школьников, обеспечивал существующие образовательные программы и был устремлен к образованию завтрашнего дня.

Следует заметить, что новый статус, какой получил школьный библиотекарь символичен. В нем заложен интегральный смысл — соединение двух социальных институтов — образования и библиотечного дела. Это не просто сложение двух составляющих: педагог плюс библиотекарь, это специалист в школе, который осуществляет педагогическую деятельность библиотечными ресурсами и методами, а библиотечные ресурсы и методы реализует для совершенствования образовательного процесса и воспитания учащихся.

Профессии «педагог-библиотекарь» и «учитель» это разные профессии. Для учителя характерен предметоцентризм и оперирование оценками по пятибалльной шкале. Педагог-библиотекарь это надпредметная профессия, она шире, чем учитель. Этой профессии присущ особый демократизм взаимодействия с детьми и взрослыми, обеспечивающий свободу неформального общения, свободу выбора литературы для чтения и свободу интерпретации прочитанного, отличающиеся от стандартизированного диалога на уроке. Сама профессия «педагог-библиотекарь» олицетворяет тенденцию школьного образования на интеграцию, на межпредметные связи, на соединение печатных и электронных средств информации и потому направлена на перспективу образования, на его будущее.

Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно информационной деятельности

Библиотеки не утрачивают актуальности даже сейчас, когда любую информацию можно найти в интернете. Они помогают читателям сориентироваться в разнообразии книжных и периодических изданий.

Обязанности специалиста

Профессия библиотекаря относится к разряду служащих. Главной его задачей является создание надлежащих условий для пользования библиотечным фондом. Библиотекарь оказывает посетителям библиотеки помощь в подборе требуемых книг и документации, он должен хорошо разбираться в художественной, научно-популярной, специальной литературе.

В обязанности сотрудника библиотеки входит:
  • знание количественного и качественного состава библиотечного фонда;
  • уметь правильно оказывать консультативную услугу читателям;
  • принимать и оформлять книги и документы;
  • формировать библиотечный фонд с учетом читательских интересов;
  • вести учет движения и выдачи книг читателям, ведение картотеки;
  • обеспечивать сохранность книг;
  • знать библиографоведение и библиотековедение;
  • владеть современными информационно коммуникативными технологиями и навыками работы в интернете;
  • взаимодействовать с другими библиотекарями и изучать опыт передовых библиотек;
  • оформлять тематические стенды;
  • обслуживать разные категории читателей, создавать условия для реализации их творческих способностей;
  • организовывать встречи читателей с писателями;
  • уметь работать с краеведческим материалом;
  • организовывать и проводить мероприятия, выставки, конференции, связанные с деятельностью библиотеки;
  • вести внутреннюю нормативную документацию.
Читайте так же:  Уведомление о снятии с регистрации иностранного гражданина

Библиотекарь несет полную материальную ответственность за сохранность всех книг.

Какую квалификацию и образование должен иметь библиотекарь

На должность библиотекаря принимают людей, имеющих средне-специальное образование. Не обязательно при этом иметь специальность библиотекаря, на эту должность берут людей с гуманитарным образованием. Профессию можно освоить в библиотечном колледже, Институте культуры и искусства, где есть библиотечное отделение. Также возможно прохождение высших библиотечных курсов.

Работать в должности библиотекаря могут лица:

  • имеющие средне-специальное образование, окончившие колледж культуры и искусства по специальности библиотекарь, специалист по документационному управлению и архивоведению;
  • выпускники высших специальных заведений, имеющих специальность библиографа, сотрудника библиотеки, научного работника библиотеки;
  • непрофильное образование – любое высшее образование в гуманитарной области.

Библиотекарским делом могут заниматься лица, имеющие специальность архивариуса, музеолога, филолога, культуроведа, документоведа. На рабочем месте регулярно проводится аттестация работников библиотеки. Сотрудникам присваиваются следующие квалификации:

  • ведущий библиотекарь – специалист, имеющий высшее профессиональное образование, оно может быть связано с библиотечной деятельностью, культурой, искусством, педагогикой, чтобы стать ведущим библиотекарем, необходим трехлетний стаж в данной области;
  • библиотекарь 1 категории также имеет высшее образование, стаж работы не меньше трех лет;
  • библиотекарь 2 категории может иметь как высшее, так и среднее профессиональное образование в области библиотечного дела, культуры, искусства, при наличии высшего образования стаж не обязателен, при среднем образовании стаж должен составлять три года;
  • библиотекарь должен иметь среднее профессиональное или полное среднее образование, к стажу требований нет.

Особенности работы педагога-библиотекаря

Деятельность педагога-библиотекаря связана с работой в общеобразовательных учреждениях. В большинстве случаев для такой работы берут специалистов с высшим педагогическим образованием.

Деятельность педагога-библиотекаря связана с проведением учебно-методической работы, специалист сопровождает образовательный процесс. Библиотекарь обслуживает и учащихся, и преподавательский состав. К педагогу-библиотекарю предъявляются следующие требования:

  • знание приоритетных направлений развития системы образования РФ и законодательство о библиотечном деле;
  • хорошо ориентироваться в содержании художественной, научно-популярной литературы, периодических изданиях в рамках специфики образовательного учреждения;
  • уметь осуществлять информационно-библиотечную деятельность в образовательной сфере;
  • знать основы возрастной педагогики и индивидуальные аспекты развития детей разных возрастов.

Педагог-библиотекарь принимает участие в реализации образовательного процесса: начального, среднего, общего. А также поддерживает интерес учащихся к чтению и литературе, способствует формированию культурной личности.

Педагог-библиотекарь должен уметь входить в контакт с учащимися, привлекать их к самообразовательной деятельности внутри учебного заведения.

Представленная профессия требует хорошего образования, разностороннего развития, высокого культурного уровня, не менее важен личностный уровень развития и высокий уровень коммуникабельности, поскольку работа предполагает общение с людьми. Эта на первый взгляд легкая профессия требует наличия много знаний и умений, трудолюбия и ответственности. Библиотекарь – это высоко эрудированная личность, знаток литературы и искусства.

Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К. Клюев, — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемРуслан Тейковцев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К. Клюев,» — Транскрипт:

1 Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К. Клюев, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель УМС вузов России по библиотечно- информационному образованию, Почётный работник высшего профессионального образования РФ Рязань, 20 мая 2014 г.

2 Что такое «профессиональный стандарт» Профессиональный стандарт – «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности»; «квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (ТК РФ, ст )

3 Нормативные основания Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (поставлена задача разработать и утвердить к 2015 г. не менее 800 профстандартов) План мероприятий («дорожная карта») на гг. «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (Распоряжение Правительства РФ от р)

4 Нормативные основания Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. 147-н «Об утверждении макета профессионального стандарта» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. 148-н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

5 Нормативные основания Приказы Минтруда РФ от 8 мая 2013 г. 200 и от 4 июня 2013 г. 294 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счёт средств федерального бюджета» (в их число включены 13 стандартов специалистов в области культуры, в т.ч. специалиста БИД) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2011 г. 251-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»)

6 Задачи профессионального стандарта взаимодействие сферы труда и системы образования; поддержка непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; учет требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения; унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определение квалификационных требований к работникам; подтверждение и оценка профессиональной квалификации работников и выпускников организаций профессионального образования;

7 Задачи профессионального стандарта совершенствование деятельности по подбору подходящей работы, профессиональную ориентацию; оценка качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирование трудовых ресурсов, согласование требований рынка труда и развитие сферы профессионального образования и обучения.

8 Работодателями – при формировании кадровой политики и управлении персоналом, разработки должностных инструкций, установлении оплаты труда, организации обучения и аттестации работников; Организациями-разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов; Образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ. Профессиональные стандарты должны применяться

9 Макет профессионального стандарта Четыре раздела: 1. Общие сведения 2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 3. Характеристика обобщённых трудовых функций 4. Сведения об организациях-разработчиках

Читайте так же:  Что означает статус оформление загранпаспорта на госуслугах

10 Макет профессионального стандарта Логическая цепочка: Цель вида профессиональной деятельности Обобщённые трудовые функции Трудовые действия Необходимые умения и знания Способы приобретения необходимых знаний и умений

11 Разработчики профессионального стандарта Н.Ю. Дементьева – председатель Рабочей группы (директор Института информационных коммуникаций и библиотек МГУКИ), В.К. Клюев (заведующий кафедрой управления информационно- библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель Учебно- методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности), Т.Я. Кузнецова (заведующий кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА); И.С. Пилко (проректор по учебной работе КемГУКИ, член Совета РБА)

12 Задачи рабочей группы формирование экспертного коллектива и разработка проекта функциональной карты, определение первичного перечня знаний, умений и ключевых компетенций специалиста БИД (с учётом анализа развития профессиональной библиотечной деятельности в России и за рубежом); организация, проведение и обобщение данных репрезентативного целевого анкетного опроса представителей разных уровней профессиональной деятельности для анализа и объективирования трудовых функций, операционализации их в виде трудовых действий, выявления необходимых специалисту ключевых знаний и умений;

13 Задачи рабочей группы подготовка первичного (базового) варианта проекта профстандарта; организация публичного обсуждения проекта профстандарта (научно-практические мероприятия; размещение проектов документа в интернет-ресурсах; публикация информации о ходе разработки документа в федеральных отраслевых изданиях); комплексный анализ замечаний и предложений профессионального сообщества; доработка собственно проекта профессионального стандарта с учетом высказанных замечаний;

14 Задачи рабочей группы получение разносторонней внешней экспертной оценки подготовленного итогового проекта профстандарта (в том числе от лидеров общественного мнения отрасли), заключения РБА в качестве коллективного отраслевого работодателя, согласования с Минкультуры РФ и профессиональными союзами федерального уровня (Российским профсоюзом работников культуры, Федеральной палатой культуры как общероссийским объединением работодателей); представление проекта профессионального в Экспертный совет Минтруда России.

15 ТЗ к Госконтракту по разработке профстандарта специалиста БИД «П одготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций, относящихся не менее чем к двум уровням (подуровням) квалификации и включающих описание деятельности главного библиотекаря, главного библиографа, библиотекаря, библиотекаря- каталогизатора, библиографа, эксперта по комплектованию библиотечного фонда, методиста централизованной библиотечной системы (библиотеки)»

16 Дополнительно введённая должность по инициативе Рабочей группы – «библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда»

17 Обобщённые трудовые функции специалиста БИД Соотнесены с логической цепочкой технологических процессов в библиотеке: -Формирование и организация фонда -Организация СПА -Справочно-библиографическое и информационное обслуживание -Библиотечное обслуживание -Культурно-просветительная и досуговая деятельность -Научно-методическое обеспечение профдеятельности

18 Уровни квалификации специалистов 6-й уровень – бакалавриат или специалисты среднего звена 7-й уровень – магистратура или специалитет 8-й уровень – аспирантура, магистратура или специалитет

19 Обобщённые трудовые функции, должности и уровни образования Код Обобщённые трудовые функции Должности Уровни квалификации AФормирование библиотечного фонда Библиотекарь-комплектатор, эксперт по комплектованию библиотечного фонда 6 B Осуществление работ по сохранению библиотечного фонда Библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда 7 C Организация справочно-поискового аппарата библиотеки Библиотекарь-каталогизатор, библиограф, главный библиограф 6, 7 D Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей Библиограф, главный библиограф 6, 7 E Библиотечное обслуживание пользователей Библиотекарь, главный библиотекарь 6 F Предоставление культурно- просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки Библиотекарь главный библиотекарь 6 G Научно-аналитическая, методическая и консультационная работа в области библиотечно-информационной деятельности Методист библиотеки 8

25 Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта Московский государственный университет культуры и искусств; Кемеровский государственный университет культуры и искусств; Академия переподготовки работников культуры, искусств и туризма; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;

26 Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта Российская государственная библиотека; Российская государственная библиотека для молодёжи; Российская государственная детская библиотека Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова (Москва)

29 Благодарю за внимание! Клюев Владимир Константинович Эл. почта:

Информация Минтруда России

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации комплексов и систем заправки ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов компонентами ракетного топлива»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по абонентному обслуживанию потребителей»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по управлению многоквартирным домом»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации водозаборных сооружений»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации воздушных и кабельных линий электропередачи, напряжением»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации котлов работающих на твердом топливе»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации насосных станций водопровода»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации очистных сооружений водоотведения»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации станций водоподготовки»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по эксплуатации элементов оборудования домовых систем газоснабжения»

29 ноября 2013 г.

14 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста в области библиотечно-информационной деятельности»

30 ноября 2013 г.

15 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по химмотологическому обеспечению разработки и эксплуатации ракетно-космической техники»

2 декабря 2013 г.

17 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по дефектации изделий ракетной и космической техники»

Читайте так же:  Приказ генерального прокурора решение о проведении проверки

2 декабря 2013 г.

17 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта дежурного по переезду»

2 декабря 2013 г.

17 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта дежурного стрелочного поста»

2 декабря 2013 г.

17 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта работника по контролю за состоянием железнодорожного пути»

2 декабря 2013 г.

17 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта наладчика железнодорожно-строительных машин и механизмов»

2 декабря 2013 г.

17 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта оператора поста централизации, оператор сортировочной горки»

2 декабря 2013 г.

17 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта осмотрщика-ремонтника вагонов, осмотрщика вагонов»

2 декабря 2013 г.

17 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта специалиста по неразрушающему контролю»

3 декабря 2013 г.

18 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по внутренним болезням»»

5 декабря 2013 г.

20 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по агромелиорации»»

6 декабря 2013 г.

21 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области механизации сельского хозяйства»»

6 декабря 2013 г.

21 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Токарь»»

9 декабря 2013 г.

24 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта гидрохимика»

10 декабря 2013 г.

25 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта микробиолога»

10 декабря 2013 г.

25 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Дефектоскопист»»

12 декабря 2013 г.


27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Ветеринарный врач»»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области декоративного садоводства»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Животновод»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

«Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Обработчик шкур»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм»»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Оператор по искусственному осеменению животных и птиц»»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Оператор машинного доения»»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Оператор цехов по приготовлению кормов»»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Птицевод»»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Пчеловод»»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Растениевод»»

[2]

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Садовод»»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»

12 декабря 2013 г.

27 декабря 2013 г.

Ведомственный приказ «Об утверждении профессионального стандарта «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Профстандарты. в деятельности библиотек

    Валерий Броневский 1 лет назад Просмотров:

1 Профстандарты в деятельности библиотек Ховятская Елена Сергеевна, зав. отделом прогнозирования и развития библиотечного дела КемОБН им.в.д. Федорова раб. тел. 8 (3842) , моб. тел , skype: gbuk kemonb Белово 2017

2 Профессиональный стандарт это характеристика квалификации, которая необходима работнику для ведения его профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

3 Статья Порядок применения профессиональных стандартов Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

4 ВНИМАНИЕ! Если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или федеральным законом с выполнением работ по каким-либо должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, то: наименование этих должностей, профессий, специальностей; квалификационные требования к ним; требования к образованию и стажу работников должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

5 Профессиональный стандарт представляет собой многофункциональный документ, составленный по утвержденному макету, содержащий: характеристику профессиональных навыков, опыта, умений и знаний, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, описывающих в соответствии с макетом содержание конкретных трудовых функций (через «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия»); требования к квалификации, образованию и обучению, опыту практической работы, необходимым знаниям и умениям работника.

6 I этап — Подготовительный По библиотечному учреждению необходимо принять распорядительные документы, которые утверждают комплекс организационных мероприятий по внедрению профессиональных стандартов. Иными словами, издаем приказ о создании комиссии по внедрению профессиональных стандартов, которой вменяется разработка Планаграфика внедрения профстандартов, а также создается аттестационная комиссия для аттестации работников на соответствие их квалификации профстандартам.

7 План-график п/п Мероприятия Ожидаемый результат Сроки Ответственные 1 Издание приказа о проведении мероприятий по внедрению профессиональных стандартов Приказ 2 Доведение до работников библиотеки информации о нормативных актах, регулирующих введение профессиональных стандартов, и порядке их введения Информация на доске объявлений для специалистов, выступление на общем собрании коллектива, рассылка по электронной почте

8 План-график п/п Мероприятия Ожидаемый результат Сроки Ответственные 3 Определение перечня локальных нормативных актов библиотеки, в которые необходимо внести изменения в связи с введением профессиональных стандартов Перечень локальных нормативных актов библиотеки 4 Внесение изменений в локальные нормативные акты библиотеки в связи с введением профессиональных стандартов Документы с внесенными изменениям 5 Создание аттестационной комиссии для проверки соответствия квалификации работников квалификационным требованиям профессиональных стандартов Приказ. Положение об аттестационной комиссии

9 План-график п/п Мероприятия Ожидаемый результат Сроки Ответственные 6 Подготовка организационных документов по проведению аттестации работников библиотеки 7 Издание приказа по библиотеке по результатам аттестации работников библиотеки 8 Определение профессиональных стандартов, планируемых к использованию в библиотеке Положение об аттестации в связи с введением профстандартов. График проведения аттестации Приказ Таблица должностей (профессий) и соответствия профессиональных стандартов, в т.ч. обязательных к применению

Читайте так же:  Перевод в собственность арендованного земельного участка

10 План-график п/п Мероприятия Ожидаемый результат Сроки Ответственные 9 Определение необходимости профессиональной подготовки (переподготовки, обучения, дополнительной профессиональной подготовки) работников библиотеки на основе анализа квалификационных требований профессиональных стандартов Список работников, которым необходимо пройти профессиона льную подготовку и т. д. 10 Разработка и реализация плана профессиональной подготовки (переподготовки, обучения, дополнительной профессиональной подготовки) работников библиотеки с учетом требований профессиональных стандартов Документы с внесенными изменениям

11 План-график п/п Мероприятия Ожидаемый результат Сроки Ответственные 11 Внедрение профессиональных стандартов: — внедрение профессиональных стандартов руководящего звена библиотеки ; — внедрение профессиональных стандартов основного персонала библиотеки — внедрение профессиональных стандартов служащих ; — внедрение профессиональных стандартов по рабочим профессиям План-график внедрения профстандартов Документы из графы «Ожидаемый результат» станут подтверждением работы библиотеки по внедрению профстандартов

12 Список разработанных профстандартов Код Раздел Наименование стандарта Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт Связь, информационные и коммуникационные технологии Административноуправленческая и офисная деятельность Программист Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией Специалист по управлению персоналом Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. 679н Приказ Минтруда России от 6 мая 2015 г. 276н Приказ Минтруда России от 6 октября 2015 г. 691н

13 Список разработанных профстандартов Код Раздел Наименование стандарта Финансы и экономика Бухгалтер Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт Приказ Минтруда России от 22 декабря 2014 г. 1061н Специалист по закупкам Приказ Минтруда России от 6 сентября 2015 г. 625н Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности Специалист по охране труда Специалист по противопожарной профилактике Приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. 524н Приказ Минтруда России от 28 октября 2014 г. 814н

14 II этап — Основной На этом этапе должны быть реализованы все позиции Плана-графика внедрения профессиональных стандартов и других организационно-управленческих документов библиотеки по введению профессиональных стандартов. После выхода профессионального стандарта директору ЦБС необходимо в первую очередь обратить внимание на дату, с которого он вводится в действие, и изучить квалификационные требования, прописанные в нем, а также как описана трудовая функция и трудовые действия.

15 ВНИМАНИЕ! В случае если у работника есть документы, которые подтверждают соответствие его квалификации профстандарту, проверять его другими способами аттестацией или независимой оценкой работодатель не обязан. Закон этого не требует.

16 ВНИМАНИЕ! Если требования к образованию изменились уже после того, как сотрудник поступил на работу в библиотеку, а профстандарт является обязательным, администрация библиотеки обязана направить работника на обучение(ч. 4 ст. 196 ТК РФ).

17 ВНИМАНИЕ! Если работник отказывается от обучения или отсутствует возможность его обучения, администрация может направить его на независимую оценку или провести аттестацию, чтобы проверить или подтвердить его квалификацию. При этом администрация библиотеки должна получить согласие работника, оплатить услуги ЦОК, освободить сотрудника от работы, сохранить за ним среднюю заработную плату и оплатить командировочные расходы (ст. 187 ТК РФ).

18 ВНИМАНИЕ! Работодатель не может уволить работника за несоответствие его квалификации требованиям профессионального стандарта, в том числе и по результатам независимой оценки. Прекратить трудовые отношения можно только по результатам аттестации, выявившей несоответствие работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации. (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

19 ВНИМАНИЕ! Если работник отказывается и от обучения, и от проверки квалификации, администрация вправе предложить ему перевод на вакантную должность, которая соответствует его квалификации. Сделать это можно только с его согласия.

[1]

20 ВНИМАНИЕ! Если работник не согласен на перевод или нет подходящей вакантной должности, администрация должна уволить его по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, для чего необходимо провести аттестацию.

21 Если наименование должности не соответствует профстандартам: ЦБС будет оштрафована, если с выполнением работы по этим должностям связаны льготы, компенсации и ограничения. Необходимо привести названия должностей в соответствие с требованиями профстандарта, т. е. переименовать должности. Это не перевод на другую работу и не изменение других условий трудового договора. У работника ничего не меняется, кроме названия должности.

22 Должностные инструкции не соответствуют профстандартам: ЦБС будет оштрафована за несоответствие должностной инструкции обязательному профстандарту в части наименования должности и требований к квалификации. Следует иметь в виду, что в должностную инструкцию включаются те виды трудовых действий, закрепленные в профстандарте, которые осуществляет в рамках своих должностных обязанностей работник данной должности. В данном разделе изменения претерпят только формулировки.

23 Функции одного сотрудника перечислены в нескольких профстандартах ЦБС будет оштрафована с возможным судебным разбирательством, так как на работника возложено выполнение дополнительной работы без доплаты. Возможны несколько вариантов решения проблемы: 1. Необходимо проверить, как оформлена и оплачивается дополнительная работа, и, соответственно, исправить эти нарушения. 2. Скорректировать во всех документах функции сотрудника в соответствии с одним из профстандартов.

Видео (кликните для воспроизведения).

24 ВНИМАНИЕ! Вопросы, возникающие на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, ответственность по принятию кадровых решений, относятся к полномочиям работодателей.

Источники


  1. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.

  2. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

  3. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  4. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
  5. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
Профстандарт специалист в области библиотечно информационной деятельности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here