Принудительное изъятие земельного участка предусматривает

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Принудительное изъятие земельного участка предусматривает" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Перечень оснований для принудительного изъятия земельного участка может быть расширен

funnyangel / Shutterstock.com

Законодательное Собрание Тверской области предлагает установить правило, согласно которому земельный участок подлежит принудительному изъятию у собственника, если он используется не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием 1 . В то время как сегодня в качестве основания принудительного изъятия установлено его нецелевое использование, без уточнений (ст. 275 Гражданского кодекса). Речь идет о случае, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ).

Другим разработанным региональными депутатами законопроектом 2 планируется предоставить право органам муниципального земельного контроля составлять административные протоколы при выявлении нецелевого использования земельных участков. Для этого планируется внести дополнения в ч. 7 ст. 28.3 КоАП.

Как объясняют авторы этой инициативы, цель нововведений – урегулировать вопрос использования земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с их разрешенным использованием, а также повысить результативность проверок, проводимых в рамках осуществления муниципального земельного контроля.

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Обзор изменений».

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании «Сити-XXI век» Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». – Ред.], могут возникнуть проблемы. «Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника», – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Читайте так же:  Что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании «Найдем Адвоката» Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. «Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже», – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием

Государство может не только предоставить гражданину земельный участок, но и изъять его в связи с неиспользованием. Ст. 284 ГК РФ предполагает возможность изъятия земельного участка у владельца, если его участок, который был предназначен для жилищного строительства или сельскохозяйственных работ не используется в соответствующих целях в течение трех лет. В данный период не входит время, которое необходимо собственнику для освоения земельного участка, также учитывается время в которое участок не мог использоваться в связи с обстоятельствами которые препятствовали его использованию, например в связи со стихийными бедствиями.

Читайте так же:  Сколько стоит аренда земельного участка у администрации

В соответствии с поправкой 3 ст.6 закона о «Обороте земли сельскохозяйственного назначения» участок земли, который предназначен непосредственно для сельскохозяйственного использования может быть изъят у владельца только в судебном порядке, причиной для изъятия может послужить несоответствующее использование или полное неиспользование данного земельного участка в течение установленного срока (3 года). Факты ненадлежащего использование участка земли определяются Земельным Кодексом.

Органы гос. власти или местного самоуправления могут направить соответствующее заявление, по поводу изъятия участка земли в суд. Решение об изъятии участка может быть принято в соответствии с ст.284 и 286 ГК РФ, при этом органы власти обязаны в официальной форме предупредить хозяина участка о нарушении им соответствующих норм земельного законодательства.

При наличии письменного согласия собственника участка земли на его изъятие, участок может быть продан на публичных торгах. В случае несогласия собственника с изъятием участка, орган, потребовавший изъятия может обратиться в суд для правового решения этого вопроса.

Законодательством РФ установлены принципы земельного контроля, которые описывают необходимые нормы охраны и использования земельных участков. Федеральные кадастровые агентства должны осуществлять должный контроль за соблюдением выполнения установленных требований и правил использования участков земли, и соблюдением норм которые позволяют использовать и сохранять земельные участки в пригодном для их целевого назначения состоянии.

Впрочем, законодательством предусмотрено и наложение административного штрафа на собственников, которые не используют свои земли по назначению или не используют их вообще. Вместе с требованием оплаты штрафа, гражданину выдается соответствующее предписание о необходимости устранить выявленное нарушение земельного законодательства в виде использования не по назначению или неиспользования земельного участка, предписание должно содержать сроки отведенные собственнику для исправления ситуации. Если же гражданин не устранит правонарушение в нужный срок, в отношении него может быть составлен соответствующий протокол административного нарушения, который впоследствии направляется в суд. Одновременно с этим подготавливаются материалы лишения права собственности на данный земельный участок, которые направляются на рассмотрение должностными лицами органов гос. земельного контроля.

Стоит обратить внимание на следующее:

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием – это четко прописанная процедура, однако на практике этот процесс изъятия затрудняется рядом существенных причин. Согласно ГК РФ в случае выявления ненадлежащего использования или неиспользования участка земли собственником, соответствующие органы власти должны прежде предупредить владельца участка о нарушении, однако четкая норма этого процесса не прописана в законе. Более того сам процесс изъятия участка обязательно должен включать в себя факт привлечения нарушителя к административной ответственности за несоответствующее использование или неиспользование участка, однако, в настоящее время административное законодательство не предусматривает подобных правонарушений.

Более того земельное и административное законодательство в данный момент не содержит четких определений того, какие именно нарушения использования земельного участка являются «грубыми» нарушениями, которые ведут к нанесению вреда конкретному участку земли. Поэтому квалифицировать такое нарушение правил пользования землей и притянуть собственника к админ. ответственности довольно сложно, особенно если он обратится в суд с целью оспаривания выписанного ему штрафа.

Само изъятие земельного участка в связи с неиспользованием возможно только (если на это нет согласия самого собственника) в результате соответствующего судебного решения. Следовательно, в суде государственным службам придется предоставить достаточный спектр доказательств для лишения права собственности.

Принудительное изъятие земельного участка у собственника

земля собственник изъятие законодательный

В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка:

  • 1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (например, в порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок);
  • 2) отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу (в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если земельный участок был унаследован иностранным гражданином, то он должен быть отчужден. В противном случае уполномоченный орган власти вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранного гражданина к отчуждению земельного участка на торгах);
  • 3) реквизиция, конфискация или национализация земельного участка;
  • 4) отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в случае невозможности выдела доли в натуре при условии выплаты соответствующей денежной компенсации;
  • 5) изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • 6) изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных:

  • 1) с выполнением международных обязательств Российской Федерации;
  • 2) с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень таких объектов);
  • 3) в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, — в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда. Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Однако собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о его выкупе.

В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Читайте так же:  Расторжение международного договора в одностороннем порядке

Земельным кодексом РФ предусматривается возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Лицо, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать в судебном порядке возврата ему реквизированного земельного участка.

[2]

Принудительное изъятие земельного участка у собственника как специальная земельно-правовая ответственность

Аверьянова Н.Н., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как известно, земельный участок — это специфический объект имущественных отношений. Поэтому на собственника или лицо, использующее земельный участок на другом праве, законом возложены определенные обязанности, связанные с его особым использованием и охраной. Так, использовать земельный участок можно только по целевому назначению, рационально и бережно, не ухудшая его качественные характеристики (ст. 42 Земельного кодекса РФ); участникам земельных отношений необходимо также проводить соответствующие мероприятия по его охране (ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ).

Там, где есть обязанность, возложенная законом, всегда должна присутствовать ответственность обязанных лиц за ее нарушение. Так и в земельном законодательстве. Что касается арендаторов, землевладельцев и пользователей земельных участков, т.е. лиц, не являющихся их собственниками, то в отношении их ст. 45 — 47 Земельного кодекса РФ установлено положение о том, что при несоблюдении вышеуказанных обязанностей по использованию и охране земельного участка он может быть у них изъят в принудительном порядке по правилам ст. 54 Земельного кодекса РФ.

Возникает вопрос о том, можно ли принудительно лишить собственника земельного участка его имущества за нарушение требований природоохранного законодательства.

Земельный кодекс РФ эту тему не затрагивает. Лишь ст. 44 говорит о том, что принудительное изъятие у собственника его земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, и не более того.

В Гражданском кодексе РФ существуют ст. 284, 285, которые предусматривают, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, а также если земельный участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

В настоящее время применение этой нормы на практике становится крайне затруднительным, так как отсутствует механизм реализации этой процедуры. Например, ст. 286 Гражданского кодекса РФ предусматривает порядок такого изъятия в общем виде, в остальном отсылая к земельному законодательству, которое, в свою очередь, как отмечалось, этот вопрос оставило без урегулирования.

Кроме того, положения ст. 286 Гражданского кодекса РФ, на наш взгляд, противоречат Конституции РФ, так как в ней предусмотрена возможность для органов государственной власти или местного самоуправления принимать решение о принудительном изъятии земельного участка. Собственник же, не согласный с этим решением, может обжаловать его в суд. Между тем ст. 35 Конституции РФ говорит о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Здесь имущество изымается не для государственных нужд, а в качестве ответственности за совершенное правонарушение, следовательно, без решения суда государственный или муниципальный орган власти такое решение принять не может.

Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» существует положение о том, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (ст. 6 Федерального закона). Но здесь также отсутствует механизм этой процедуры. То есть не ясно: должны ли соблюдаться досудебные — предупредительные процедуры, их сроки и порядок проверки результатов и др.

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2882; СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2711; СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 3993; СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5276; СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 758; СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3098.

[3]

В научной литературе данная проблема поднималась . Но ее решения в настоящее время не предлагается. Самым лучшим выходом из этой проблемы стало бы, конечно, внесение соответствующих изменений и дополнений в нормативные правовые акты. Но в ближайшее время изменения в Гражданский и Земельный кодексы РФ будут приняты вряд ли. Ведь с 2001 г., когда вступил в действие Земельный кодекс РФ и были вскрыты серьезные противоречия с Гражданским кодексом РФ, законодатель не предпринял ни единой попытки исправить ситуацию, внеся соответствующие поправки.

См., напр.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. В.П. Мозолина, М.Н. Малеиной. М., 2004. С. 78.

Тем не менее могут возникнуть ситуации, когда в условиях ныне действующего несовершенного законодательства будет необходимо решить вопрос о принудительном изъятии земельного участка у его собственника за нарушение требований природоохранного законодательства.

На наш взгляд, вопрос об изъятии у собственника земельного участка за грубое нарушение норм земельного законодательства должен решаться по аналогии закона.

Так, можно констатировать, что в соответствии со ст. 284, 285 Гражданского кодекса РФ возможно изъятие земельного участка у его собственника за нарушение норм земельного законодательства. Процедура такого изъятия должна быть осуществлена в соответствии со ст. 54 Земельного кодекса РФ, предусматривающей условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок для лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка, т.е. по аналогии закона.

Читайте так же:  Что является незаконной предпринимательской деятельностью

По сути, в данном вопросе статус собственника земельного участка ничем не отличается от статуса лиц, использующих земельный участок на иных правах. Здесь дифференциация положения собственника земельного участка по сравнению с другими лицами, на наш взгляд, может выделяться только в вопросе о денежной компенсации за изъятый земельный участок.

Ни в законодательстве, ни в научной литературе об этом речи не идет. То есть участок изымается безвозмездно. И это, по-видимому, правильно. Ведь лицо совершает правонарушение, и эта мера рассматривается как ответственность этого лица. Приобретя право собственности на изъятый земельный участок, органы государственной власти или местного самоуправления, скорее всего, продадут его с публичных торгов. В вырученную сумму будут включены затраты на мероприятия, связанные с лишением права собственности и проведением торгов. К тому же возможно предположить, что предусмотренные выше нарушения земельного законодательства допускают, как правило, собственники, имеющие малоценные земельные участки, соответствующее использование которых им маловыгодно. Поэтому можно предположить, что в большинстве случаев их стоимость будет невелика.

Можно сделать вывод, что в случае если собственник допускает нарушение земельного законодательства, у него земельный участок может быть также изъят, как и у арендаторов, землевладельцев и землепользователей, без каких-либо привилегий и особенностей.

Изъятие земельного участка по решению суда и при ненадлежащем использовании

Изъятие земельного участка по решению суда

Земельный участок может быть изъят принудительно по решению суда :

  1. с возмещением — для государственных или муниципальных нужд, е сли правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии (ст. 282 ГК РФ);
  2. безвозмездно — в виде санкции за совершение преступления (конфискация) (ст. 243 ГК РФ, ст. 50 ЗК РФ).

Иск о принудит ельном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения 90 дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В случае принудительного изъятия земельного участка судом определяются:

  • с роки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Временное изъятие земельного участка (реквизиция)

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции (ст. 51 ЗК РФ).

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику

    • возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, или
    • по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке (ст. 242 ГК РФ).

Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

Изъятие земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Ст. 286 ГК РФ определяет, что порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования установлен земельным законодательством, причем:

  1. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
  2. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка, установлен ст. 54 ЗК РФ.

Ненадлежащее использование земельного участка ( ст. 45 ЗК РФ):

    • использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
    • порча земель;
    • невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
    • невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
    • неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение 3 лет , если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование .

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным выше, осуществляется на основании:

    1. вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания);
    2. решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка), предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений),.

Об административной ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, см. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, после получения данных материалов направляет в суд требование об изъятии земельного участка или принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

Читайте так же:  Уведомление о введении профессиональных стандартов пример

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Принудительное изъятие земельного участка

Принудительное изъятие земельного участка представляет собой одно из оснований для прекращения права собственности лица на землю. Принудительное изъятие возможно только в строго определенном порядке и в указанных законом случаях. К ним относятся выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обращение взыскания на земельный участок по обязательствам, реквизиция и изъятие земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования. Рассмотрим особенности каждого вида изъятия земельных участков.

Выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Законодательство позволяет властям проводить принудительное изъятие земли для государственных нужд, но при условии компенсации потери собственникам, а также иным обладателям имущественных прав.

Государственные органы либо органы местного самоуправления обязаны обращаться в суд в тех случаях, когда собственник не соглашается на выкуп принадлежащей ему недвижимости. Если же с собственником было достигнуто соглашение о выкупе недвижимости, то он будет происходить в административном порядке. Обращение в суд обязательно и в тех случаях, когда с собственником не было достигнуто соглашение о цене либо иных условиях выкупа.

Действующим законодательством предусмотрена следующая схема изъятия земли для государственных нужд:

1. Уполномоченный орган принимает решение об изъятии земельных участков и прекращении права собственности на недвижимое имущество на данном участке.

2. Собственник или правообладатель уведомляется об изъятии не менее, чем за год до предполагаемой даты изъятия.

3. Решение об изъятии регистрируется в Едином государственном реестре прав.

4. С собственником земель заключается соглашение о выкупе, при отсутствии такого соглашения выкуп происходит по решению суда после того, как пройдет год с момента уведомления.

5. Проходит государственная регистрация прав на недвижимость новым владельцем.

Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам

Изъятие земель путем обращения взыскания на них по обязательствам собственника производится на основании судебного решения, если иной порядок не предусматривается законом или договором. Право собственности лица на земельный участок прекращается с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у того лица, к которому оно переходит. Наши юристы помогут вам сохранить вашу собственность и найти выход из столь сложной ситуации.

Реквизиция

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, при стихийных бедствиях, авариях, эпидемии, эпизоотии и иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти. Делается это для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с данными чрезвычайными обстоятельствами угроз — с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

То есть, реквизиция носит временный характер. После прекращения реквизиции земельный участок должен быть возвращен собственнику с возмещением ему убытков, причиненных данным изъятием.

Изъятие земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования

Такое изъятие возможно в том случае, если собственник не использует земельный участок в соответствии с его назначением, либо использует его с нарушением действующего законодательства.

Земельный участок может быть изъят у собственника в следующих случаях:

  • если участок предназначен для сельскохозяйственного производства или строительства, но не используется для этих целей более трех лет;
  • если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством. К примеру, использование участка приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки.

Если собственник земельного участка согласен с решением о принудительном изъятии у него участка, то недвижимость подлежит продаже с публичных торгов. В любом другом случае изъятие участка возможно только по судебному решению. При возникновении такой ситуации имейте в виду: для отстаивания своего права собственности лучше всего воспользоваться помощью квалифицированного юриста.

Преимущества привлечения юриста при процедуре изъятия земельного участка

Наша компания «Правовой стандарт», основанная в 1992 году, имеет многолетнюю положительную практику решения любых земельных споров. Доверившись нашим специалистам, вы можете забыть о возможных неприятностях и ошибках, которые, увы, не редкость в процессе решения вопроса об изъятии земельных участков.

Каждое обращение в нашу компанию начинается с бесплатной консультации, в которую входит комплексный анализ имеющихся документов, оценка возможного исхода дела, после чего следует выработка тактики поведения в суде.

Наш юрист возьмет на себя все хлопоты, связанные с составлением иска в случае несогласия собственников с изъятием земли, представит ваши интересы на судебном заседании и не только выиграет дело, но и возьмет под контроль исполнение решения суда.

У Вас есть вопросы? Обратитесь к нашим экспертам и получите бесплатную консультацию!

Получите консультацию юриста по телефону (499) 408-36-53 и (499) 409-06-71 или заполните форму обратной связи !

Персональная консультация это:

правовое заключение специалиста по вашей ситуации; ответы на все вопросы, касающиеся процедуры обращения в суд; рекомендации и советы компетентных юристов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обратитесь к нам за защитой своих прав прямо сейчас и получите консультацию юриста бесплатно!

Источники


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.

  2. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.

  3. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
  4. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
  5. Оксамытный, В.В. Теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. — 563 c.
Принудительное изъятие земельного участка предусматривает
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here