При какой численности работников законодательство предусматривает

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "При какой численности работников законодательство предусматривает" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

При какой численности работников законодательство предусматривает

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Численность работающих в организации сотрудников превышает 50 человек. Обязан ли работодатель создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, или же предусмотрена возможность возложения функций по обеспечению охраны труда на иных лиц, иные органы или организации, например, посредством заключения гражданско-правового договора с организацией, оказывающей услуги в области охраны?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Статья 217. Служба охраны труда в организации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 217 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 217 ТК РФ

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

См. Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14

См. Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 г. N 7

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Обязательно ли создание службы по охране труда в организации

«Отдел кадров коммерческой организации», 2013, N 7

Вопрос: Обязательно ли создание службы по охране труда в организации?

Ответ: В организациях, численность работников которых превышает 50 человек, создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда обязательны.

Обоснование: На основании ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Отметим, что согласно ст. 209 ТК РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. То есть служба охраны труда или специалист по охране труда обязательны не только в цехах и производствах, но и при оказании услуг — туристических, юридических и пр.

Если численность работников организации не превышает 50 человек, решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда работодатель принимает с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Структуру службы охраны труда и ее численность определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 , и Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14.

«Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях».

Судебная практика. Апелляционное определение Иркутского областного суда от 22.08.2012 по делу N 33-6773/2012: исковые требования о защите трудовых прав удовлетворены, так как отсутствие должности специалиста по охране труда в организации нарушает нормы законодательства по охране труда.

Статья 224 ТК РФ. Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников

Новая редакция Ст. 224 ТК РФ

[3]

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.

Читайте так же:  Выплаты по уходу за престарелыми гражданами: механизм и условия получения

Комментарий к Статье 224 ТК РФ

Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников установлены статьей 224 Трудового кодекса РФ. В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан:

— соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам.

Напомним, что к тяжелым и вредным работам запрещено привлекать женщин (ст. 253 Трудового кодекса РФ). Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Также к таким работам нельзя привлечь лиц в возрасте до восемнадцати лет (ст. 265 Трудового кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

Работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации. Этим же Постановлением (N 162) утвержден перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда;

— переводить работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой.

Добавим, что согласно статье 182 Трудового кодекса РФ при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в соответствии с медицинским заключением за переводимым работником сохраняется его прежний средний месячный заработок в течение месяца со дня перевода. Однако учтите, если сотрудника переводят на более легкую работу по заключению врача только на определенное время, нормы статьи 182 не работают. И в данном случае работодатель вправе установить сотруднику меньшую зарплату. Поскольку заработная плата каждого работника зависит от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст. 132 Трудового кодекса РФ);

[1]

— устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время;

— создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Кроме того, согласно статье 179 Трудового кодекса РФ в случае сокращения численности или штата работников организации преимущественное право остаться на прежнем месте предоставлено сотрудникам, которые получили в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны, а также инвалидам боевых действий по защите Отечества;

— проводить другие мероприятия.

Другой комментарий к Ст. 224 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников регулируются разделом XII ТК, в частности, в отношении женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до 18 лет (см. статьи гл. 41 и 42 ТК РФ и комментарий к ним).

2. Под особой охраной находится и труд инвалидов. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает ряд мер, направленных на восстановление социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости и социальной адаптации.

Инвалидам предоставлены следующие гарантии трудовой занятости:

[2]

1) квота для приема на работу организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Федерации устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%);

2) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирование создания в организациях дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных) для трудоустройства инвалидов;

4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

5) льготная финансово-кредитная политика в отношении специализированных организаций, применяющих труд инвалидов;

6) организация обучения новым профессиям;

7) местные органы государственной власти и управления оказывают необходимую помощь инвалидам, работающим на дому, в предоставлении нежилых помещений для работы, в приобретении сырья и в сбыте продукции;

8) условия труда, в том числе оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного отпусков, устанавливаемые в коллективном или индивидуальном трудовом договоре, не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками;

9) в соответствии с медицинскими рекомендациями работодатель обязан устанавливать инвалидам неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

3. В ТК РФ также имеются специальные нормы, предусматривающие льготы и дополнительные гарантии работающим инвалидам.

Работодатель в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и медицинскими рекомендациями обязан создать для инвалидов за счет своих средств необходимые условия труда (ст. 224 ТК РФ).

Индивидуальная программа реабилитации инвалидов — это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Она разрабатывается на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы. Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утверждена Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56.

Для инвалидов I и II группы предусмотрено сокращенное рабочее время (35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда (см. ч. 3 ст. 23 ФЗ от 24 ноября 1995 г.; ст. 92 ТК РФ и комментарий к ней). Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (см. ст. ст. 96, 99 и 113 ТК РФ и комментарий к ним).

В соответствии с ч. 5 ст. 23 ФЗ от 24 ноября 1995 г. работающим инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. И еще по их письменному заявлению работодатель обязан предоставить им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Создание службы охраны труда в организации

В каких случаях создание службы охраны труда в организации является обязательным

В соответствии с требованиями трудового законодательства у каждого работодателя, осуществляющего производствен­ную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствую­щую подготовку или опыт работы в этой области.

Читайте так же:  Уменьшение страховых взносов: 5 способов оптимизации расходов

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель сам принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики производственной деятельности.

При отсутствии штатного специалиста по охране труда в организации, численность работников которой не превышает 50 человек, работодатель либо сам может исполнять его функции, либо приказом возложить функции специалиста по охране труда на одного из работников организации, либо заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Структура и численность работников службы охраны труда в организации

Структуру службы охраны труда и численность ее работников определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. № 10 с учетом мнения Федерации Независимых Профсоюзов России и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

В организациях с численностью более 700 человек создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3–5 единиц (включая начальника) или отдел – при штатной численности работников от 6 единиц.

Работодатель должен обеспечивать необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий. Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой и техническими средствами связи.

Организация труда работников службы охраны труда предусма­тривает закрепление за каждым из них определенных обязанностей и функций в их должностных инструкциях.

Должностные инструкции разрабатываются на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специ­алистов и других служащих, раздел «Квалификационные характери­стики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда».

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодате­лю или по его поручению одному из его заместителей. Ответствен­ность за деятельность службы несет работодатель.

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются трудовым законодательством, федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашения­ми (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными норма­тивными правовыми актами организации.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия (организации), комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченых работниками представительных органов.

Работодателю рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Работники службы охраны труда несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных Положением о Службе охраны труда и должностными инструкциями.

Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Статье 211 ТК РФ

В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

— порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Читайте так же:  Ответчик несовершеннолетний как указать в исковом заявлении

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

4. Для оказания помощи федеральным органам государственной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении данных правовых актов, а также инструкций по охране труда работников Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (БМТ РФ. 2003. N 5).

5. Срок действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, определен в пять лет. Они могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене данных актов может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации

Новая редакция Ст. 217 ТК РФ

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Статье 217 ТК РФ

Статья 217 Трудового кодекса РФ определяет вопросы создания службы по охране труда в организации. Часть первая указанной статьи обязывает работодателей, которые ведут производственную деятельность, создать такую службу или ввести штатную должность специалиста по охране труда. Обратите внимание: в названии статьи 217 Трудового кодекса РФ сказано, что такая службе только в организациях, однако в самом тексте статьи речь идет о работодателях. Получается, что ее нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

Создать службу по охране труда (ввести должность специалиста по охране труда) обязан каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек.

Приказ о создании службы выглядит так:

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:

1) Создать в организации (на предприятии) службу охраны труда.

2) Начальнику отдела кадров:

подготовить штатное расписание службы охраны труда как структурного подразделения организации;

подготовить «Положение о службе охраны труда».

3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.

Директор Иванов В.В.

Приказ о введении штатной должности может быть составлен так:

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:

1) Ввести на предприятии (в организации) должность специалиста по охране труда.

2) Начальнику отдела кадров:

ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;

подготовить «Должностные обязанности специалиста по охране труда».

3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.

Директор Васильева И.А.

Если у работодателя трудится меньше 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. Если такого решения не принято, то функции по охране труда осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник или работодатель — индивидуальный предприниматель. Допускается также заключение гражданско-правового договора с организацией или специалистом, оказывающим услуги в области охраны труда (ч. 3 ст. 217 Трудового кодекса РФ).

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, оказание которых подлежит аккредитации, и ее правила устанавливаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Последняя часть комментируемой статьи устанавливает, что структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Минздравсоцразвития России. Правда, в настоящее время все еще действуют Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, которые утверждены Постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14.

Другой комментарий к Ст. 217 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Минтруд России Постановлением от 8 февраля 2000 г. N 14 утвердил Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации (БМТ РФ. 2000. N 2).

Структура службы и численность ее специалистов определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).

2. Изменения в ТК, предусмотренные ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, ввели новые критерии в соотношение численности работников при создании службы охраны труда: вместо прежних 100 работников их численность установлена в 50 человек. Таким образом, если численность работников превышает 50 человек, то работодатель обязан создавать специализированное подразделение — службу охраны труда — или в соответствии со штатным расписанием принять на работу соответствующего специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы (специалиста) он (работодатель) или выполняет сам, или поручает их исполнение другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг.

Читайте так же:  Уведомление о прекращении совмещения должностей образец

3. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации, который и осуществляет управление охраной труда в организации.

Структура службы и численность ее работников определяются руководителем организации в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (БМТ РФ. 2002. N 5).

В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников создаются бюро охраны труда с численностью 3 — 5 специалистов или отдел охраны труда с численностью от 6 единиц и более.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, работники, имеющие квалификацию инженера, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника первой категории не менее трех лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. К тому же данные специалисты должны пройти специальное обучение по охране труда.

4. Специалисты службы имеют право в любое время беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться с документацией по вопросам охраны труда. Они имеют право предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам работодателя обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений правил охраны труда и контролировать их выполнение.

Комментарии к СТ 217 ТК РФ

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации

1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).

Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.

Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.

В соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации на службу охраны труда предлагается возложить следующие функции:

— учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

— разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами;

— оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

— участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

— оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;

— организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

— оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;

— организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

Читайте так же:  Обязанности функции достижения в резюме примеры водителя

— составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

— обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда и др.

5. Руководитель организации, численность работников которой не превышает 50 человек, может ввести должность специалиста по охране труда, на которую назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы три-пять лет. Все указанные лица должны пройти специальное обучение по охране труда.

6. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации (ч. 3 ст. 217).

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н. Данные Правила устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания ими услуг по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Для организаций, оказывающих такую услугу в области охраны труда, как проведение специальной оценки условий труда, порядок аккредитации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, определены ч. 1 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда. Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 19).

Организации, аккредитованные в соответствии с Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона о специальной оценке условий труда аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно. Указанные организации, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда, до 31.12.2014 включительно (ч. ч. 1, 2 ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда).

7. В организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с небольшой численностью работников и в структурных подразделениях организаций — уголка охраны труда. В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда. Решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда принимается руководителем организации (его представителем).

Для оказания помощи работодателям при формировании кабинета охраны труда и уголка охраны труда Постановлением Минтруда России от 17.01.2001 N 7 утверждены Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда. В указанном акте определены цели, основные направления работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, общие требования к процессу организации их работы.

8. С 01.07.2009 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.07.2007 N 169-ст введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования». Названный стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда. Рекомендации, содержащиеся в стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда.

Приказом Ростехрегулирования от 10.08.2009 N 283-ст утвержден ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению», в п. 4.3.1 которого указано, что система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников менее 50 человек накладывает на работодателя большой круг ответственности по выполнению обязанностей отсутствующих специалистов по охране труда. Замена специалистов может быть выполнена по договорам обслуживания, совместительства (в т.ч. по основному месту работы), услуги. Система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников более 50 человек обязывает работодателя создавать службу по охране труда (п. 4.3.1.2).

Видео (кликните для воспроизведения).

С учетом требований ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» и ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» в организациях разрабатываются собственные стандарты системы управления охраной труда. Так, например, распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2012 N 2744-р утвержден Стандарт ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения» (СТО РЖД 15.002-2012), который введен в действие с 01.03.2013.

Источники


  1. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.

  2. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.

  3. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
  4. Шумега, С.С Технология столярно- мебельного производства; М.: Лесная промышленность, 2012. — 288 c.
  5. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.
При какой численности работников законодательство предусматривает
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here