Периодичность повышения квалификации педагогических работников

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Периодичность повышения квалификации педагогических работников" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Периодичность повышения квалификации педагогических работников

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

  • Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации». Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО). По определению ТК РФ (ст. 195.1 ) «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки. Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании). Посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Кто относится к педагогическим работникам

К педагогическим работникам относятся работники, которые работают по трудовому договору и выполняют обязанности по обучению, воспитанию детей и организации образовательной деятельности (п.21 ст.2 ФЗ от 29.12.2012 № 274- ФЗ). Должности педагогов перечислены в Номенклатуре, утвержденной постановлением Правительства от 08.08.2013 №678.

Право педагогического работника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников

Персонифицированная модель повышения квалификации – повышение квалификации работников ОУ, осуществляемое по образовательным программам повышения квалификации, включенным в реестр заказа Комитета по образованию.

Персонифицированная модель повышения квалификации — это повышение квалификации, обеспечивающее возможность выбора обучающимися работниками образования индивидуальных образовательных траекторий обучения.

В 2018 году в Санкт- Петербурге продолжается реализация персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт- Петербурга. Приём заявок от образовательных организаций на реализацию образовательных программ повышения квалификации и слушателей на обучение по программам повышения квалификации осуществляет Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт- Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» (Вознесенский, д. 34 А).

Направления повышения квалификации:

  • Русский язык и литература
  • История и обществознание
  • Астрономия
  • Начальные классы
  • Педагогика дополнительного образования
  • Психологическое сопровождение детей и подростков
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Физическая культура
  • Теория и методика дошкольного образования
  • Содержание образования в области профессионального образования
  • Современный образовательный менеджмент
  • Информационные технологии для преподавателей- предметников, педагогов дошкольных образовательных учреждений, в том числе в дистанционном режиме.

Уважаемые педагоги! Если Вы планируете пройти курсы повышения квалификации по персонифицированной модели повышения квалификации, то Вам необходимо:
1. Заполнить форму заявления.
2. Согласовать заявление с руководителем Вашего образовательного учреждения.
3. Направить заверенное заявление в Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт- Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий» (пр. Вознесенский, д. 34 А).
4. Пройти процедуру on- line регистрации на сайте http://ppk.rcokoit.ru/ , выбрав направление и программу повышения квалификации.
По итогам комплектования групп на программы повышения квалификации Вам сообщат время и место проведения обучения.

Читайте так же:  Сайт путина официальный сайт написать письмо зарегистрироваться

Нормативно- правовые документы

Как выбрать курсы

  • Выберите курсы повышения квалификации на сайте организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования или иной организации, которая вправе заниматься повышением квалификации педагогов.
  • Убедитесь, что программа курса соответствует профилю деятельности педагога.
  • Проверьте содержание программы. Программа должна учитывать положения профессионального стандарта и квалификационные требования по должности, которые приведены в Квалификационном справочнике, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 26.08.2010 № 761 н.
  • Учиться на курсах повышения квалификации можно очно, очно- заочно и дистанционно. Выберите ту форму обучения, которая позволит получить новые знания и навыки и не помешает работе школы.

Как записаться на курсы

Для записи на курсы повышения квалификации:

  • Выберите интересующую Вас образовательную программу (перечень располагается на этом сайте на соответствующих страницах этого раздела либо на сайтах тех организаций, которые предлагают программу) и убедитесь, что предлагаемый режим обучения Вас устраивает.
  • Обратитесь к ответственному за повышение квалификации лицея.
  • Ответственный за повышение квалификации учреждения формирует заявку от лицея установленной формы и направляет её в ГБОУ ИМЦ Московского района в установленные сроки. О конкретных сроках подачи заявок ответственный за повышение квалификации в лицее информируются по официальной электронной почте ОУ.
  • После завершения приёма заявок на курсы и их обработки ответственный получит от ГБОУ ИМЦ письмо на официальную электронную почту ОУ со списком направленных на курсы повышения квалификации.
  • Дальнейшие уточнения по поводу места, сроков, времени обучения — в тех организациях, куда направлены на курсы.

Планы повышения квалификации

Ответственные лица за повышение квалификации педагогических и руководящих работников

ГБОУ лицей №373 – Васильева Эльвира Васильевна , заместитель директора по УВР

ГБОУ ИМЦ Московского района – Кириллова Анна Викторовна

Телефон: +7 (812) 241- 37- 94

Часы работы: понедельник — пятница, с 9.30 до 17.30, обед с 13.00 до 14.00

Ответы на самые важные вопросы по аттестации педагогических работников

Повышение квалификации педагогов

Вопрос-ответ

Повышение профессионального уровня призвано помочь педагогам, воспитателям и другим педагогическим работникам осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять формы и методы обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образования. Оно реализуется через систему дополнительного профессионального образования: разнообразные программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.

Однако необходимость систематически повышать квалификацию, закрепленная в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вызывает массу вопросов – для чего, как часто, а главное, где проходить курсы повышения квалификации и как много времени на это потребуется?

Нужно ли проходить курсы повышения квалификации для педагогов?

Да, систематическое повышение профессионального уровня через прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки является необходимым условием педагогической деятельности (ст. 48 ФЗ «Об образовании).

Зачем нужно повышать квалификацию?

Квалификация – это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Повышение профессионального уровня призвано обеспечить непрерывное профессиональное развитие и соответствие квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 78 ФЗ «Об образовании»).

Как часто необходимо проходить курсы повышения квалификации?

Требования к периодичности освоения программ дополнительного профессионального образования устанавливаются самими образовательными учреждениями, однако законодательно закреплена периодичность не реже, чем один раз в три года (ст. 47 ФЗ «Об образовании»). Необходимо помнить, что профессиональное развитие – процесс непрерывный. Меняющиеся условия профессиональной деятельности требуют от современного педагога открытости инновационным технологиям и своевременного внедрения их практику обучения и воспитания.

Что получает педагог после прохождения курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?

Освоение программы курса завершается итоговой аттестацией, форма которой определяется организацией – это может быть тестирование, экзамен и т. п. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (ст. 76 ФЗ «Об образовании»). Образец бланка документа о квалификации устанавливается организацией самостоятельно.

Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации. Он дает право заниматься определенной профессиональной деятельностью и выполнять конкретные трудовые функции, для которых определены обязательные требования к наличию квалификации (ст. 60 ФЗ «Об образовании»).

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации (получившим неудовлетворительные результаты или освоившим лишь часть дополнительной профессиональной программы), выдается справка об обучении или о периоде обучения.

Какова продолжительность одного курса повышения квалификации или профессиональной переподготовки?

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании (ст. 76 ФЗ «Об образовании»). Продолжительность курса зависит от количества часов, обеспечивающих достижение планируемых результатов образовательной программы и получение новой компетенции или квалификации. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовкименее 250 часов (согласно Приказу Минобрнауки «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»).

Читайте так же:  Образец положения о премировании работников бюджетных учреждений

Обратите внимание, что краткосрочные образовательные мероприятия, такие как лекции, семинары, круглые столы, мастер-классы и т. п., не являются курсами повышения квалификации!

Необходимо ли педагогу проходить курсы повышения квалификации, если он прошел переподготовку?

Обратите внимание на различия между данными двумя программами дополнительного профессионального образования:

Программа повышения квалификациинаправлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовкинаправлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (ст. 76 ФЗ «Об образовании»).

В случае, если педагогический работник получил диплом о профессиональной переподготовке, однако освоил не все компетенции, требуемые для профессиональной деятельности, ему необходимо пройти соответствующий курс повышения квалификации. Например, педагог освоил курс профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «учитель биологии», однако в программе данного курса не было предусмотрено получение компетенции по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. В случае, если данная компетентность требуется педагогу для реализации профессиональной деятельности, ему следует дополнительно пройти курс повышения квалификации по работе с учащимися с ОВЗ. Необходимость прохождения тех или иных программ дополнительного профессионального образования определяется спецификой профессиональной деятельности и организации.

Какие курсы повышения квалификации обязательны для педагогов?

Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимость прохождения тех или иных курсов дополнительного профессионального образования определяется спецификой профессиональной деятельности и организации. В наиболее общем виде предъявляемые требования к умениям и знаниям педагогического работника определены Профессиональным стандартом. Педагогу необходимо повышать квалификацию как в области преподаваемого предмета, так и по общепедагогическим компетенциям.

Наиболее актуальными направлениями повышения квалификации на данный момент являются:

Нужны ли курсы повышения квалификации для прохождения аттестации?

Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности (один раз в пять лет) и по желанию педагогических работников в целях установления квалификационной категории (ст. 49 ФЗ «Об образовании»). Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» определяет в числе необходимых сведений о педагогическом работнике, предоставляемых аттестационной комиссии, информацию о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности. Таким образом прохождение курсов повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки является обязательным условием аттестации педагога. Количество курсов или объем часов освоенных программ дополнительного профессионального образования, требуемых для успешного прохождения аттестации, законодательно не закреплены.

Где пройти курсы повышения квалификации?

К организациям дополнительного образования предъявляются следующие требования: организация должна иметь лицензию, подтверждающую право оказания услуг в области дополнительного профессионального образования, и выдавать по итогам обучения документ установленного образца о повышении квалификации или профессиональной переподготовке. При этом проходить повышение квалификации или профессиональную переподготовку слушатель может вне зависимости от территориальной расположенности образовательной организации.

Обучение может проводиться как в очной, так и заочной (дистанционной) форме. Дистанционная форма является наиболее гибкой, поскольку позволяет слушателю освоить материалы курса в определяемый им самим срок, в удобное время и в любом месте.

Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации учителю?

Расходы на курсы повышения квалификации педагогов закладываются в бюджет и обязать сотрудника самостоятельно платить за курсы, входящие в положенный «минимум», администрация учебного заведения не вправе.

Исключением являются лишь длительные (от 250 часов) программы переподготовки, когда речь идет по сути о получении образования «с нуля». Этот вопрос стал актуален в связи с введением новых профессиональных стандартов педагогов, согласно которому для работы с детьми в обязательном порядке требуется педагогическое образование. Поэтому выпускники, к примеру, биофаков «академических» вузов, преподающие в школе биологию, или же инженеры, ведущие детские кружки технической направленности, столкнулись с тем, что их образование перестало соответствовать занимаемой должности. В таком случае педагогическая переподготовка осуществляется за счет самих сотрудников – образовательная организация вправе полностью или частично профинансировать курсы, но не обязана это делать.

Если педагогическое образование у сотрудника имеется, но администрация школы хочет, чтобы он «расширил профиль», освоил смежную профессию и взялся за преподавание новых предметов – переобучение должно проходить за счет образовательной организации.

Наши курсы прошли уже более 20 000 педагогов и воспитателей из всех регионов РФ. Отзывы об обучении на курсах можно прочитать здесь

Получите качественное обучение и официальные документы об образовании дистанционно на наших курсах повышения квалификации по самым доступным ценам, не выходя из дома.

Повышение квалификации
по самым актуальным
темам

Скидка -50%
на все курсы

Комфортное обучение
в удобное время

Бесплатная
доставка документов

Для кого курсы повышения квалификации: Директор, Руководитель, Заведующий, Заместитель руководителя, Заместитель директора по УВР, Логопед, Дефектолог, Преподаватель, Педагог, Учитель-предметник, Педагог дополнительного образования, Тьютор, Педагог инклюзивного образования, Специалист по охране труда, Методист, Классный руководитель, Воспитатель, Социальный педагог, Психолог, Библиотекарь, Инструктор по физической культуре, Музыкальный руководитель, Учитель начальных классов, Мастер производственного обучения, Преподаватель-организатор ОБЖ, Педагог-организатор, Олигофренопедагог, Вожатый, Воспитатель группы продленного дня.

Читайте так же:  Судебные извещения и вызовы в административном судопроизводстве

Курсы повышения квалификации по предмету: ИЗО (Изобразительное искусство), Иностранный язык, Литературное чтение, МХК (Мировая художественная культура), ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики), Физическая культура, Алгебра, Астрономия, Биология, География, Экология, Геометрия, Информатика, История, Литература, Математика, Музыка, Обществознание, Окружающий мир, Природоведение, Русский язык, Технология, Труд, Физика, Химия, Основы финансовой грамотности, Кубановедение, Английский язык, Немецкий язык, ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России), Родной язык, Родная литература.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

Повышение квалификации педагогов

Руководство повышением квалификации учителей, воспитателей, школьных руководителей – одно из важных и существенных направлений управленческой деятельности в образовании. Наиболее важными составляющими компонентами данной работы являются:

  • • совершенствование мастерства учителей и воспитателей в овладении и использовании ими методов и форм учебной и воспитательной работы с учащимися, обеспечивающей освоение постоянно усложняющегося содержания образования;
  • • обеспечение более высокого уровня методического оснащения учебно-воспитательного процесса в школе и инновационной деятельности на всех уровнях;
  • • совершенствование деятельности педагогических коллективов по определению направления развития школ.

Все специалисты в ходе своей профессиональной деятельности должны совершенствовать педагогическое мастерство на специальных курсах, семинарах, в образовательных учреждениях повышения квалификации. Для этой цели организуются:

  • • краткосрочное тематическое обучение, проводимое по месту основной работы и заканчивающееся сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата по конкретным вопросам профессиональной деятельности (может проводиться без отрыва от работы);
  • • среднесрочные тематические и проблемные семинары на уровне отрасли, организации, учреждения (могут проводиться без отрыва от работы);
  • • длительное обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации по профилю профессиональной деятельности.

Для получения дополнительных знаний и умений по новым программам, для освоения нового содержания профессиональной деятельности и новых технологий организуется профессиональная переподготовка (получение второго образования).

По результатам переподготовки выдается диплом государственного образца, удостоверяющий право вести работу в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

Задачи аттестации педагогов

Система аттестации работников школ является эффективным средством мотивации их труда. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой либо высшей), или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Основными задачами аттестации являются:

  • 1) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
  • 2) повышение эффективности и качества педагогического труда;
  • 3) выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • 4) учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
  • 5) определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • 6) обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

В современных условиях аттестация приобретает особую значимость, так как в эпоху быстрой смены технологий необходима принципиально новая система непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится готовность к переобучению.

Аттестация осуществляется на принципах коллегиальности, гласности, открытости, обеспечивающих объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

[3]

В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 аттестация педагогических работников:

  • образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования;
  • федеральных государственных образовательных учреждений – аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся.

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.

Успех аттестации определяется ее организацией, наличием необходимой информации о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспертизы, созданием деловой доброжелательной атмосферы. Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и тактики научно-методической работы в школе.

Аттестация педагога и повышение квалификации

Как известно, кадры решают все, а квалифицированные кадры — в особенности. Но квалификацию, какой бы высокой она ни была, необходимо поддерживать. Следовательно, специалистов нужно постоянно обучать. Какие требования установлены к квалификации педагогических работников, мы рассмотрим в настоящей статье.

Обязательность повышения квалификации

О.Б. Емельянова,
эксперт журнала «Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, июнь 2009 г.

————————————————————————
*(1) Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610.
*(2) Утверждено Приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 N 1908.
*(3) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».
*(4) Письмо Минобрнауки РФ от 07.08.2007 N 03-1720.
*(5) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
*(6) Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
*(7) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.
*(8) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
*(9) Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Читайте так же:  Реализация основных программ профессионального обучения

Периодичность повышения квалификации педагогических работников

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2014 года №253 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 года №954» внесены дополнения в Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов образования. Срок получения дополнительного образования взрослых в очной форме получения образования составляет 1 неделю; периодичность повышения квалификации педагогических работников должна быть не реже одного раза в три года. приказ [417,65 Kb] (cкачиваний: 760)

Периодичность повышения квалификации педагогических работников

1.2.1. Статус учреждений в которых осуществляется повышение квалификации (академий, институтов повышения квалификации, курсов (школ, центров) повышения квалификации, учебных центров) урегулирован типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства РФ Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610.

Согласно указанному положению образовательное учреждение повышения квалификации или образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее именуется — образовательное учреждение повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

[2]

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку. Таким образом повышение квалификации выступает как один из видов дополнительного профессионального образования.

1.2.2. По вопросу о квалификации педагогических и иных работников следует опираться, прежде всего, на нормы ТК РФ. Согласно статье 1 ТК одной из основных задач трудового законодательства являются правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

При этом, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст.187 ТК РФ).

При этом, согласно 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Он же определяет формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с учетом мнения представительного органа работников. Условия и порядок повышения квалификации устанавливается принимаемыми на различных уровнях актами социального партнерства — коллективными договорами, соглашениями, а также трудовым договором между работодателем и работником. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. (ст. 196 ТК РФ).

Важным моментом является норма статьи 196 ТК РФ о том, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников , если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. То есть обязанность работодателя по проведению повышения квалификации должна быть предусмотрена на федеральном уровне.

Возможно привести примеры, связанные с установлением федеральными законами обязательности повышения квалификации тех или иных работников в соответствующий период времени, в частности Федеральный закон РФ от 24 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно п.5 статьи 62 указанного закона повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Так же Федеральный Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 21 содержит указание на государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не реже чем один раз в пять лет научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений и научно-педагогических работников государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Читайте так же:  Расписка о получении денежных средств заверенная нотариусом

При этом согласно статье 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Согласно пункту 16 статьи 29 Закона РФ «Об образовании» организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников относится к компетенции субъектов Российской Федерации. При этом, статья 28 Закона РФ «Об образовании», регулирующая компетенцию Российской Федерации в области образования включает в нее организацию федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием, но не упоминает о повышении квалификации работников учреждений субъекта федерации и муниципальных учреждений. Очевидно, что статья 29 указанного закона, в части, касающейся повышения квалификации относится, прежде всего к образовательным учреждениям субъекта федерации и муниципальным образовательным учреждениям.

К компетенции образовательного учреждения отнесены подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации (статья 32 Закона РФ «Об образовании»).

[1]

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 наделяет работников общеобразовательного учреждения правом на повышение квалификации (п.64). При этом закрепляется норма о том, что администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

Тем не менее, анализ не позволяет выявить федеральные нормы, обязывающие работников общеобразовательных учреждений систематически осуществлять повышение квалификации.

В то же время, на уровне субъектов федерации также принимаются акты, регламентирующие повышение квалификации педагогических работников. В качестве примера на наш взгляд следует отметить два региона — Санкт-Петербург и Хабаровский край, опыт которых возможно использовать при подготовке аналогичных актов в иных субъектах федерации.

Так, например, решением коллегии Министерства образования Хабаровского края от 28 июля 2006 года № 2 «О повышении квалификации и методической поддержке профессиональной деятельности педагогических и руководящих кадров» утверждена так называемая адаптивная модель системы повышения квалификации и методической поддержки педагогических кадров Хабаровского края», урегулированы система профессиональной переподготовки и повышения квалификации, система методической поддержки и помощи в профессиональных затруднениях, система обобщения, презентации и распространения передового педагогического опыта на территории Хабаровского края.

Согласно приложению 1 к указанному решению коллегии повышение квалификации и профессиональная переподготовка осуществляется как в традиционных формах (краткосрочные и длительные курсы, учебные семинары — с полным или частичным отрывом или без отрыва от работы, по индивидуальному плану и т.п.) и в инновационных (каскадное обучение, дистанционное обучение на бумажных и на электронных носителях, проблемные семинары, курсы на месте заказчика, очно — заочное обучение с дистанционной поддержкой, заочно через предметные журналы, накопительная система учета образовательных достижений). Положение об организации повышения квалификации работников образования Хабаровского края по индивидуальному плану в Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров(приложение № 2 к решению указанной коллегии) в п. 1.2. содержит указание на то, что обучение по индивидуальному плану является одной из форм повышения квалификации, проводится не реже одного раза в пять лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Комитет по образованию Правительства Санкт — Петербурга принял распоряжение от 25 января 2005 года № 24-р «О повышении квалификации педагогических кадров Санкт-Петербурга и утверждении положения о накопительной системе повышения квалификации». Указанное положение о накопительной системе повышения квалификации педагогических кадров (далее по тексту — Положение) определяет основные цели, правила построения, порядок осуществления индивидуального образовательного маршрута (образовательной программы) повышения квалификации педагогов, устанавливает систему и формы аттестации слушателей и порядок взаимодействия учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, руководителей образовательных учреждений и самих педагогов в организации образовательного процесса. Указанная накопительная система повышения квалификации педагогов вводится с целью создания условий для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих профессиональных потребностей, проблем и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки его реализации.

Источники


  1. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.

  2. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.

  3. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
Периодичность повышения квалификации педагогических работников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here