Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 13.14, являются отношения в области связи и информации.

2. Объективная сторона административного правонарушения состоит в том, что виновный разглашает (т.е. сообщает неопределенному кругу лиц либо лицам, от которых необходимо защитить информацию) информацию, доступ к которой ограничен федеральным законом. Примерами могут служить случаи разглашения сведений:

1) составляющих налоговую тайну (см. об этом в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

2) конфиденциального характера. Следует учесть, что в соответствии с Законом об информации и Законом о гостайне Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.97 N 188;

3) тайну следствия и судоустройства (в соответствии с нормами действующих УПК, АПК, ГПК);

4) служебную тайну. Это сведения, доступ к которым ограничен госорганами в соответствии с номами части 4 ГК;

5) коммерческую тайну. При этом необходимо руководствоваться Перечнем сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (утв. постановлением Правительства РФ от 05.12.91 N 35) и ст. 5 Закона о коммерческой тайне;

7) иной информации с ограниченным доступом (например, тайны завещания, врачебной тайны, аудиторской тайны, адвокатской тайны и др.).

Объективная сторона данного правонарушения налицо только в том случае, если за разглашение упомянутой информации не установлена уголовная ответственность, например:

а) ст. 138 УК «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений»;

б) ст. 183 УК «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну»;

в) ст. 283 УК «Разглашение государственной тайны»;

г) ст. 310 УК «Разглашение данных предварительного расследования».

Оконченным это деяние считается с момента разглашения упомянутой информации (способ разглашения роли не играет). Оно совершается только в форме действий.

3. Субъектами данного правонарушения могут быть:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (например, главврач больницы), см. коммент. к ст. 2.4, 2.5.

4. Субъективная сторона этого правонарушения характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. По ст. 13.14 назначается лишь один вид административного наказания — штраф. Он налагается судьей (см. коммент. к ст. 23.1).

См. также коммент. к ст. 13.15, 13.20, 13.21. Предусмотренные в этих статьях правонарушения отличаются от анализируемого объективной стороной и субъектом.

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в статью 13.14 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

См. комментарии к статье 13.14 КоАП РФ

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ статья 13.14 настоящего Кодекса дополнено примечанием

Примечание. Адвокаты, совершившие административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.

[2]

Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, —

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

(в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 45-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Примечание. Адвокаты, совершившие административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.

(примечание введено Федеральным законом от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

Административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ

Косякин Андрей Валентинович — соискатель АНО «Международная академия предпринимательства (институт)».

Информация играет важную роль в жизнедеятельности человека, общества, кроме того, информация необходима для осуществления публичного управления. Информация, а также содержащиеся в ней сведения носят неоднородный характер, в этой связи существует объективная необходимость создавать особый правовой режим использования, хранения и передачи информации. Для охраны информации используются различные технические, организационные, а также правовые меры. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. ——————————— См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.

Кроме того, законом могут устанавливаться условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. В юридической литературе даются определения различных видов тайн. Как отмечает М. Костенко, «. налоговая тайна — это охраняемая федеральным законом необщедоступная информация о налогоплательщике и ином лице, ставшая известной налоговому и иному органу государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам, а также любому другому лицу, в силу исполнения прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством» . ——————————— См.: Костенко М. Налоговая тайна. М., 2003. С. 9.

В свою очередь, Н. В. Лисицина пишет о том, что «. банковская тайна — это вид охраняемой законом тайны, состоящий из получаемых в процессе банковской деятельности сведений о клиентах и (или) корреспондентах кредитной организации, об их банковских счетах, банковских вкладах, операциях и других банковских сделках, а также иных сведений, устанавливаемых кредитной организацией» . ——————————— См.: Лисицина Н. В. Банковская тайна как объект правового регулирования: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 20.

Все виды тайны объединяет то, что они содержат в себе конфиденциальную информацию. В литературе конфиденциальная информация определяется как информация, состоящая из совокупности полученных из разных источников каких-либо доверительных секретных сведений, не подлежащих огласке, доступ к которым ограничен федеральным законом, за исключением информации, составляющей государственную тайну . ——————————— См.: Швецов А. В. Защита информации в сфере служебной тайны в деятельности ОВД (правовой аспект): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. С. 14.

Читайте так же:  Уменьшение ук путем погашения доли принадлежащей обществу

Таким образом, можно сказать, что тайна — это специальная информация. Как отмечает А. А. Фатьянов, «. в самом широком ее толковании тайна — это сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия либо понимания» . ——————————— См.: Фатьянов А. А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. N 6. С. 5.

КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12), незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13), разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю (ст. 14.30), использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21), разглашение сведений о мерах безопасности (ст. 17.13), нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.23), незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (ст. 20.24). Как отмечает Е. В. Климович, «. административная ответственность является неотъемлемой частью системы правовой защиты информации» . ——————————— См.: Климович Е. В. Указ. соч. С. 45.

Следует сказать, что информация, за разглашение которой предусмотрены меры административной ответственности, имеет важное социальное значение. Данная информация несет в себе определенную тайну. Необходимо сказать, что действующее законодательство предусматривает различные виды тайны. Указ Президента России от 6 марта 1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» к сведениям конфиденциального характера относит следующие: ——————————— См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» определяет, что государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством (ст. 2). ——————————— См.: Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» определяет, что коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду; информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (ст. 3). ——————————— См.: Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Информация, которая составляет коммерческую тайну, охраняется ее обладателем, данная информация не является общеизвестной. Как отмечает О. Шерстнева, информация, являющаяся коммерческой тайной, должна одновременно отвечать трем признакам: — информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность; — к данной информации нет свободного доступа; — обладатель информации принимает меры по охране ее конфиденциальности . ——————————— См.: Шерстнева О. Защита коммерческой тайны // Право и экономика. 2006. N 10. С. 65.

В. А. Северин отмечает, что коммерчески значимой информацией следует считать совокупность сведений технического, технологического и делового характера, составляющих коммерческую тайну, включая и секреты производства (ноу-хау), которые участвуют в гражданском (торговом) обороте с учетом присущих им особенностей гражданско-правового режима и являются связующим звеном во всех направлениях деятельности организаций . ——————————— См.: Северин В. А. Правовое регулирование и обеспечение охраны коммерческой тайны в России: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 16.

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» определяет, что информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не должна разглашаться, использоваться должностными лицами указанных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 15). ——————————— См.: Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3774.

1. Векленко С. В., Бавсун И. Г. Проблемы административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом // Вопросы правовой теории и практики. Омск, 2005. 2. Городов О. А. Информационное право. М., 2009. 3. Костенко М. Налоговая тайна. М., 2003. 4. Климович Е. В. Административная ответственность как средство юридической защиты конфиденциальной информации // Омский научный вестник. 2006. N 5 (40). 5. Лисицина Н. В. Банковская тайна как объект правового регулирования: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. 6. Северин В. А. Правовое регулирование и обеспечение охраны коммерческой тайны в России: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2007. 7. Снытников А. А. К вопросу о служебной тайне // Административное и информационное право. М., 2003. 8. Швецов А. В. Защита информации в сфере служебной тайны в деятельности ОВД (правовой аспект): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Воронеж, 2005. 9. Шерстнева О. Защита коммерческой тайны // Право и экономика. 2006. N 10. 10. Фатьянов А. А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. N 6.

Разглашение конфиденциальной информации и персональных данных

Существуют определённые виды сведений, несанкционированный доступ к которым запрещён в соответствии с положениями российского законодательства. Ответственность за разглашение информации подобного рода предусмотрена положениями гражданского, административного или уголовного кодексов. Перечень сведений, охраняемых законом РФ от свободного доступа, содержится в соответствующих нормативных актах.

Что такое конфиденциальные сведения?

Исчерпывающее определение термину «конфиденциальные сведения» даёт ФЗ «О защите информации», принятый в 2006 г. Согласно этому законодательному акт, любые информационные данные, касающиеся простых граждан, организаций или государства подразделяются на общедоступные, и сведения, доступ к которым ограничен или полностью закрыт.

Свободный доступ к любым информационным сведениям ограничивается или полностью запрещается только на основании федерального законодательства. Попытка несанкционированного сокрытия прочей информации от широкой общественности преследуется по закону.

К закрытой, или секретной, информации относят все сведения, особо важные для безопасности государства. Они составляют государственную или военную тайну: это документы и сведения стратегического значения. Ответственность за разглашение информации, имеющей статус гос.тайны, установлена Уголовным кодексом. Подобные преступления относятся к разряду тяжких и особо тяжких, и наказываются реальными сроками заключения, вплоть до высшей меры.

Ограниченно закрытая информация называется конфиденциальной. Она не подлежит публичному разглашению, и доступ к ней имеют только соответствующие правоохранительные и надзорные органы в случаях, прописанных законом. Конфиденциальной считается любая информация, содержащая следующие сведения:

  • О деталях следствия, судебного производства.
  • О личной жизни и персональных данных человека.
  • Личная переписка и телефонные разговоры гражданина.
  • Сведения, являющиеся коммерческой тайной как юридического лица, так и физ.лица. Статус коммерческой тайны определяется законом, или положениями нормативных актов предприятия.
  • Сведения, не подлежащие разглашению, доверяемые населением или организациями работникам ряда специальностей – врачам, адвокатам, сотрудникам правоохранительных органов.
Читайте так же:  Посылка наложенным платежом проверка содержимого до оплаты

Что такое разглашение информации?

Каждый человек или организация имеют право, а в ряде случаев просто обязаны, предпринять все доступные меры к охране конфиденциальной информации. К примеру, организация может потребовать удовлетворения иска относительно разглашения секретных данных только в том случае, если её руководством были приняты все разумные меры к её сохранности.

К таким мерам относятся:

  • Хранить документацию, содержащую конфиденциальные данные в закрытых помещениях с ограниченным доступом или в сейфах.
  • Электронные данные должны защищаться паролями или электронными ключами доступа.
  • Все подобные документы должны быть промаркированы грифами «секретно», «только для внутреннего пользования». Это как к печатной, так и к электронной документации.
  • В трудовом договоре, заключаемом с сотрудниками организации, должен быть прописан отдельный пункт о сохранении корпоративной тайны.
  • Внутренним приказом должен быть определён круг работников, которым разрешён доступ к закрытой информации и несущих ответственность за сохранность тайны.

Разглашение конфиденциальной информации и персональных данных подразумевает преступные действия, или же бездействие определённого лица, имеющего к ним доступ, в результате чего закрытая информация попала в распоряжение третьих лиц без разрешения на то её правообладателя. В качестве примера разглашения закрытых данных можно привести:

  • Единовременная передача сотрудником коммерческой информации компании-конкуренту за определённое вознаграждение.
  • Предоставление доступа к закрытым данным злоумышленникам. При этом доступ может быть предоставлен как умышленно, из корыстных побуждений, так и нечаянно, в результате халатного отношения работником к своим обязанностям.
  • «Излишняя болтливость» работника, в результате чего секретные данные становятся известны окружающим.
  • Регулярное тайное хищение закрытых сведений с целью их продажи и получения иных выгод. Сюда относится такое преступление, как «промышленный шпионаж», который может квалифицироваться как уголовное деяние.

Наказание за разглашение закрытой информации

В случае несанкционированного разглашения закрытых данных пострадавшее лицо вправе обратиться за защитой в правоохранительные или судебные органы. При этом заявитель должен будет доказать в судебном порядке наличие факта разглашения данных.

В качестве доказательной базы может выступать:

  • Факт пересылки сотрудником электронной документации третьим лицам. Зафиксировать это можно с помощью системных администраторов компании, отследив IP-адреса отправителя и получателя.
  • Свидетельские показания других работников компании.
  • Обнаружение у сотрудника копий конфиденциальных документов, сделанные им по собственной инициативе без соответствующего распоряжения начальства.
  • Записи камер видеонаблюдения, на которых работник без разрешения вынимает документы из хранилища, передаёт их кому-либо, снимает с них копию, фотографирует.
  • Косвенные признаки. Например, когда установлен явный факт утечки, в то время как доступ к информации имел только один человек.

Российское законодательство предусматривает за подобное преступное деяние целый комплекс различных наказаний, в зависимости от вида проступка и его последствий:

Любой вид законного наказания может назначаться только в результате соответствующего судебного постановления. То есть, для наложения на виновника разглашения взыскания, потребуется доказать, что в утечке данных виноват именно он. Вообще, разглашение конфиденциальной информации и персональных данных, является преступленным деянием весьма сложного состава. При рассмотрении и ведении подобных дел очень часто допускаются различные ошибки относительно правоприменения статей законодательства.

Ещё сложнее бывает пострадавшему защитить свои законные интересы. В этом случае необходимо правильно определить состав преступления, правильно подготовить исковое заявление, собрать всю необходимую доказательную базу. Всё это бывает крайне сложно произвести гражданину, далёкому от юридической практики. Лишь обратившись за помощью к квалифицированному специалисту, можно получить всю необходимую информацию по существу проблемы.

Также опытному юристу можно доверить вести своё дело в суде «под ключ», предоставив ему сбор всей необходимой документации и право представления в инстанциях. Подобный вариант не только позволит сберечь множество нервов, сил и времени, но также существенно увеличит шансы на благоприятный исход тяжбы.

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Примечание. Адвокаты, совершившие административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.

Комментарий к Ст. 13.14 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения по поводу обеспечения порядка использования информации с ограниченным доступом при исполнении служебных или профессиональных обязанностей. Предметом правонарушения является содержание документов, файлов, баз данных и т.д., сведения в которых недоступны всем, доступны только тому лицу, которое ими владеет (доверитель), и лицу, которому их выдали для выполнения трудовых, служебных функций (конфиденту). Важной характеристикой информации является ее недоступность (третьим) лицам, которым она не адресована. Доступ понимается как реализация информационных правомочий получения информации использования.

Объективная сторона правонарушения заключается в совершении нарушающих установленный правовой режим различных действий, например: распространение, разглашение, передача информации за пределы ограниченного круга лиц, имеющих право законного доступа.

Другим признаком является совершение действий в связи с исполнением обязанностей по службе или работе или при выполнении профессиональных обязанностей. Кроме того доступ лица (конфидента) к информации должен быть выполнен на основании закона, договора или иного документа. Способ совершения действий, направленных на разглашение, в данном случае для квалификации значения не имеет.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

— гражданин в возрасте от 16 лет;

— должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями), в круг должностных обязанностей которого входит работа с информацией ограниченного доступа.

Субъективная сторона правонарушения — умысел.

Протокол о совершении проступка, предусмотренного комментируемой статьей, составляют (возбуждают дело) должностные лица органов внутренних дел (полиции). Кроме того, дело может быть возбуждено прокурором.

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется судом.

Ответственность за нарушения в области работы с информацией

Лабораторная работа 16

  1. Российское законодательство определяет информацию как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления» (ст.2 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 №24-ФЗ). Однако данное определение не общепринято и не бесспорно, т.к., по сути, оно просто заменяет слово «информация» синонимом — «сведения». В специализированном курсе «Информатика» утверждается, что термины «сообщение» и «информация» — основные понятия информатики, однако «содержание указанных понятий не может быть достигнуто с помощью определения, так как последнее лишь сводило бы эти понятия к другим не определенным основным понятиям

Ответственность за нарушения в области работы с информацией

· 3-01-2011, 14:09
Категория — Советы по выбору CRM

Информация является все более ценным активом в современном мире, а иногда имеет даже чрезвычайное значение. А увеличение оборота подразумевает и увеличение злоупотреблений в работе с ней. Замалчивание, сокрытие и искажение ее нарушают конституционные права каждого человека.

Статья 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — административный штраф, подлежащий наложению на граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Читайте так же:  Ответственность сторон по договору купли продажи недвижимости

Порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах установлен в ряде нормативных документов в разных областях жизнедеятельности общества. Так, в соответствии со ст. 946 ГК РФ страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц (см. также гл. 14 «Защита персональных данных работника» Трудового кодекса РФ, ст. 85.1 «Персональные данные пассажиров воздушных судов» Воздушного кодекса РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Объективную сторону правонарушений согласно ст. 13.12 КоАП РФ составляют:
— нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации, за исключением информации, составляющей государственную тайну (Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 957 «Об утверждении Положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами», от 15.08.2006 N 504 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации», от 31.08.2006 N 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»);

— использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации, за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.05.2009 по делу N А43-30500/2008-1-415, ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2009 по делу N А21-759/2009);
— нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну (ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»; Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»; Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»);

— использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну (Приказ ФСБ России от 13.11.1999 N 564 «Об утверждении Положений о системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности для сведений, составляющих государственную тайну, и о ее знаках соответствия»);

— грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну). В примечании к рассматриваемой статье КоАП РФ отмечается, что понятие «грубое нарушение» устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 957).

Согласно ст. 13.13 КоАП РФ административной ответственности подлежит занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), а также занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2008 N Ф03-А73/08-2/3277 по делу N А73-1030/2008-74АП, ФАС Уральского округа от 25.05.2010 N Ф09-3862/10-С1 по делу N А60-52431/2009-С8).

Статья 13.14 КоАП РФ регламентирует ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, то есть информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением им служебных или профессиональных обязанностей. Как усматривается из дефиниции этой нормы, субъект данного правонарушения является специальным (ст. 1123 ГК РФ, ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1).

[1]

Объективную сторону правонарушений, указанных в ст. 13.15 КоАП РФ, составляют:
— изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье;

— распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена (ст. 9 указанного Закона).

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания влечет в соответствии со ст. 13.16 КоАП РФ наложение административного штрафа:
— на граждан — от 300 до 500 руб.;
— на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
— на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.

Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации является административным правонарушением, наказуемым в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.2010 по делу N А32-16291/2009-34/225-85АЖ, ФАС Центрального округа от 25.07.2008 по делу N А54-5427/2007-С22, Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета»).

Федеральным законом от 31.05.2010 N 108-ФЗ в КоАП РФ были внесены два важных изменения.
1. Статья 13.27 КоАП РФ предусматривает теперь ответственность за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет», которая выражается:
— в нарушении требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления;

— в неразмещении в сети «Интернет» информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети «Интернет» установлена федеральным законом.

2. Статья 13.28 КоАП РФ закрепляет ответственность за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, либо за незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, либо за нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена.

Глава 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» Уголовного кодекса РФ включает три самостоятельные статьи, объектами которых являются общественные отношения в сфере компьютерной информации, общественная безопасность и общественный порядок.
Статья 272 УК РФ данной главы устанавливает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

Читайте так же:  Равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе

Квалифицированный состав регламентирует более жесткое наказание за то же деяние, совершенное альтернативно:
— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети.
В соответствии со ст. 273 УК РФ создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами наказываются лишением свободы на срок до трех лет с выплатой штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев.
Квалифицирующий признак этой нормы — наступление тяжких последствий по неосторожности. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, подлежит наказанию согласно ст. 274 УК РФ.
Наступление в результате такого деяния тяжких последствий по неосторожности влечет более строгое наказание.

2. Контроль за размещением заказов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа

1.16. Ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом

Кодекс Российской Федерации

об административных правонарушениях

от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

на должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом

1. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок получения информации с ограниченным доступом.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действии, представляющем собой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Запрещено привлекать к ответственности за разглашение и относить к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне».

Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном отраслевым законодательством Российской Федерации (гражданским, административным и т. д.).

3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица.

4. Вина в совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и неосторожной.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, —

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан —

наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, —

наказывается штрафом в размере от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.

3. Незаконные производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, —

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Читайте так же:  Статья 267 УК РФ. Преступление против транспортного сектора: негодность транспортных средств и путей сообщения

Статья 147. Нарушение изобретательских и патентных прав

1. Незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 155. Разглашение тайны усыновления (удочерения)

Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, —

наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —

наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —

наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.».

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 310. Разглашение данных предварительного расследования

[3]

Разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, —

наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Статья 311. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, —

наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа

1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности, —

наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев либо арестом на срок до четырех месяцев.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Источники


  1. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.

  2. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  3. Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
Ответственность за разглашение информации ограниченного доступа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here