Отношение к субъектам малого и среднего предпринимательства

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Отношение к субъектам малого и среднего предпринимательства" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Малое предприятие 2016

Какие предприятия относятся к малым и средним, определяется Законом, а также Постановлением Правительства.

Субъекты малого предпринимательства

В 2016 году субъектами малого предпринимательства являются организации, у которых одновременно соблюдаются три условия (ч. 1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 № 702):

1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в их уставном капитале не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных организация и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%;

2) средняя численность работников за 2015 год не превышает 100 человек;

3) доход без учета НДС за 2015 год не превышает 800 млн руб.

Статус малого предприятия теряется, если показатели организации выше или ниже указанных выше предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим (ч. 4 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Статус малого предприятия не зависит от системы налогообложения.

Предприниматель относится к малому бизнесу при соблюдении условий о численности работников (не более 100 человек) и доходе (не более 800 млн руб.).

Субъекты среднего предпринимательства

Субъектами среднего предпринимательства в 2016 году являются организации, у которых (ч. 1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.07.2015 № 702

1) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в их уставном капитале не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных организация и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%;

2) средняя численность работников за 2015 год не превышает 250 человек;

3) доход без учета НДС за 2015 год не превышает 2 млрд руб.

Реестр малого и среднего предпринимательства

Реестр малого и среднего предпринимательства как таковой не ведется. Организация или ИП автоматически является субъектом малого или среднего предпринимательства при соблюдении вышеприведенных критериев.

Льготы малым предприятиям

Малые предприятия имеют право на следующие льготы:

  • можно сдавать баланс и отчет о финансовых результатах по упрощенным формам;
  • можно не применять некоторые ПБУ (например, ПБУ 18/02 );
  • можно вести бухучет кассовым методом. Образец учетной политики малого предприятия можно посмотреть на нашем сайте;
  • могут не устанавливать лимит остатка наличных в кассе;
  • сроки проведения выездных проверок (неналоговых) у МП сокращенные.

Налоговые льготы малых предприятий как таковые отсутствуют. Однако при соблюдении некоторых критериев малые предприятия могут применять специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патент у ИП), что позволит уплачивать минимальные налоги.

О том, какую отчетность сдавать в статистику малому предприятию, можно прочитать на нашем сайте.

  • Общая информация
  • Поставщики
  • Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
  • Субъекты малого и среднего предпринимательства

Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

1 для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);

от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно:

Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 указанной части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 указанной части;

Читайте так же:  Оспаривание протокола об административном правонарушении в суде

3 доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отношение к субъектам малого и среднего предпринимательства

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Какова процедура получения предприятием статуса малого или среднего предпринимательства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства является поименование организации в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на официальном сайте ФНС России (https://ofd.nalog.ru/). Данный реестр формируется автоматически на основании налоговой отчетности, данных из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), других сведений, предоставляемых в адрес ФНС России.

Обоснование вывода:

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — СМП) относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (ИП).

В соответствии с нормами части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ для признания хозяйственного общества СМП необходимо, чтобы оно отвечало одновременно трем критериям:

1) должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований, указанных в п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Так, для обществ с ограниченной ответственностью суммарная доля участия в уставном капитале следующих лиц не должна превышать (пп. «а» п. 1 ст. 1.1 Закона N 209-ФЗ):

— субъектов Российской Федерации,

— общественных и религиозных организаций (объединений),

— благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов),

[1]

— иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся СМП.

Причем ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся СМП, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в пп.пп. «в»-«д» п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;

2) среднесписочная численность работников хозяйственного общества за предшествующий календарный год не должна превышать пределов, установленных пп.пп. «а»-«б» п. 2 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ;

3) доход хозяйственного общества за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории СМП (п. 3 части 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

С 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к малым и средним, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — Единый реестр), за ведение которого отвечает ФНС России (часть 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса СМП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов.

Как определено частью 6 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ, первое размещение сведений, содержащихся в Едином реестре, в сети Интернет на официальном сайте ФНС России осуществлено 01.08.2016. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в Едином реестре, в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа осуществляется ежемесячно начиная с 10.09.2016.

В соответствии с частью 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и ИП в Единый реестр и исключение таких сведений из Единого реестра осуществляются на основании:

— сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

— представленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

— сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;

— сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;

— сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.

Одновременно отметим, что согласно абзацу шестому п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией (ИП, привлекавшим в указанный период наемных работников) в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174 (код формы по КНД 1180011), в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства ИП).

Читайте так же:  Приостановка исполнительного производства по заявлению должника

А сведения о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, организации указывают в налоговых декларациях (расчетах) за налоговый период (ст. 19, пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Таким образом, внесение сведений о юридических лицах и ИП в Единый реестр и исключение таких сведений из Единого реестра осуществляется ФНС России.

Дополнительно с помощью специального электронного сервиса субъектов малого и среднего предпринимательства в добровольном порядке могут быть сообщены сведения о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства. При этом необходимость подачи специальных заявлений для присвоения статуса СМП в настоящий момент действующим законодательством не предусмотрена.

Соответственно, поименование ООО в Едином реестре является подтверждением его статуса СМП.

Проверить, включено ли ООО в Единый реестр в текущем периоде, можно благодаря тому, что сведения из реестра являются общедоступными, поскольку размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://ofd.nalog.ru/). Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Сроки внесения в Единый реестр (исключения из Единого реестра) сведений зависят от вида сведений (п. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ):

— общие сведения, имеющиеся у налогового органа, вносятся ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года;

— сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных ИП отвечающих условиям отнесения к СМП, а также о прекращении ими деятельности вносятся 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

— изменения содержащихся сведений — 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

— исключение сведений в случае, если такие юридические лица, ИП не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, ИП перестали отвечать установленным критериям, производится 10 августа текущего календарного года.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. «Субъекты малого и среднего предпринимательства».

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Отношение к субъектам малого и среднего предпринимательства

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом.

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

До 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные настоящей статьей, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ

[2]

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Часть 1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Информация об изменениях:

Часть 1.1 изменена с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

Информация об изменениях:

Подпункт «а» изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ

Подпункт «а» изменен с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

Читайте так же:  Схема границ балансовой принадлежности электрических сетей

на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д» настоящего пункта;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;

е) утратил силу с 1 декабря 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ

Критерии малого предприятия 2019: таблица

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Быть СМП и особенно малым предприятием удобно, ведь малые предприятия, к примеру, могут в общем случае вести упрощенный бухучет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У ). На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС) (ч. 3.1 ст. 1, ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ ).

Средние и малые предприятия: критерии 2019

Критерии малых предприятий в 2019 году установлены ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ .

Для предприятий малого и среднего бизнеса критерии 2019 сгруппируем в таблицах.

При этом такие критерии разобьем на 3 группы: критерии юридические, критерии по численности и критерии по доходу. Если хозяйственное общество или хозяйственное партнерство соответствует хотя бы одному из юридических критериев, нужно сверить их соответствие критерию численности (а точнее среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год) и критерию дохода. А вот для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Юридические критерии

Для хозяйственных обществ и партнерств юридические критерии отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства следующие.

Малые и средние предприятия: критерии 2019 по численности

Тип СМП Среднесписочная численность работников за 2018 год Примечание
Микропредприятие До 15 человек включительно — Малое предприятие От 16 до 100 человек включительно — Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно — От 251 до 1000 человек включительно Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412

Предприятия малого и среднего бизнеса: критерии по доходу

Тип СМП Предельное значение дохода за 2018 год Примечание
Микропредприятие 120 млн. рублей Доход определяется по данным налогового учета путем суммирования доходов по всем осуществляемым видам деятельности и применяемым налоговым режимам Малое предприятие 800 млн. рублей Среднее предприятие 2 млрд. рублей

Обращаем внимание, что категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ). Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Кто является субъектами малого и среднего предпринимательства?

Субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Наличие статуса субъекта малого или среднего предпринимательства позволяет воспользоваться государственной и (или) муниципальной поддержкой.

Читайте так же:  Что означает статус оформление загранпаспорта на госуслугах

Внимание! Субъектами малого и среднего предпринимательства могут быть признаны коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:

1. Для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25%, доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%.

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает следующих предельных значений:

— 101-250 человек для средних предприятий,

— до 100 человек для малых предприятий, в составе малых выделяются микропредприятия – до 15 человек.

3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не превышает следующих предельных значений:

— 1000 млн. рублей для средних предприятий,

— 400 млн. рублей для малых предприятий,

— 60 млн. рублей для микропредприятий.

Выводы

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться гражданами, зарегистрированными в установленном порядке, и организациями.

2. Организация может быть коммерческой или некоммерческой.

3. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность только в той мере, в которой это необходимо для достижения целей ее основной деятельности. Коммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность без ограничений.

4. ИП и ООО – полноправные участники гражданского оборота, однако каждая из этих форм имеет свои особенности.

[3]

5. Существует понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. Для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства предприятию необходимо соответствовать установленным признакам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8634 —

| 7087 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства

Основным нормативным актом, регулирующим правовое положение субъектов малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». Данный Закон называет субъектов малого и среднего предпринимательства хозяйствующими субъектами, не раскрывая данного значения.

Понятие «хозяйствующий субъект» раскрывается в Федеральном законе «О защите конкуренции» через деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

При этом хозяйствующими субъектами данный Закон называет коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, приносящую им доход, индивидуального предпринимателя и иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность (например, адвокат).

Весь предложенный перечень субъектов не может быть взят за основу определения субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» формирует условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

1. Правовые формы выражения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исходя из анализа ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» кроме осуществления деятельности, приносящей доход, субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим требованиям: для физических лиц — эго наличие статуса индивидуального предпринимателя, а для юридических лиц — установленная организационно-правовая форма — хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, крестьянское (фермерское) хозяйство, хозяйственные партнерства, кооперативы. Стоит обратить внимание на то, что Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» называет среди субъектов малого и среднего предпринимательства потребительский кооператив, который п. 3 ст. 50 ГК отнесен к некоммерческим юридическим лицам.

В то же время ст. 2 ГК в качестве одного из обязательных признаков субъекта малого и среднего предпринимательства называет осуществление деятельности, систематически приносящей прибыль. Очевидно, что законодатель различает предпринимательскую деятельность как деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и деятельность, приносящую доход. В связи с этим прямое указание на потребительские кооперативы в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства» указывает на включение в состав субъектов малого и среднего предпринимательства данных некоммерческих организаций.

  • 2. Предельные доли участия в уставном капитале определенных юридических лиц.
  • Так, публичные субъекты вместе с иностранными юридическими лицами, общественными и религиозными организациями (объединениями), благотворительными и иными фондами должны обладать не более чем 25% в уставном капитале. Установленная доля запрета в уставном капитале относится также к юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • 3. Требования к численности работников. Требование в установлении предельного значения средней численности работников за предыдущий календарный год (например, до 100 человек включительно для малых предприятий) относится как к юридическим лицам, так и к индивидуальным предпринимателям.
  • 4. Требования к предельному значению выручки от реализации товаров (работ, услуг). Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год рассчитывается без учета налога на добавленную стоимость в порядке, установленном НК.

Предельные значения к выручке установлены постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Данные значения составляют:

  • — микропредприятия — 60 млн руб.;
  • — малые предприятия — 400 млн руб.;
  • — средние предприятия — 1000 млн руб.

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов в настоящее время не сформирована.

Данные показатели к выручке, равно как и к остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для фиксирования наличия таких субъектов федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства.

Читайте так же:  Утеряно свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Согласно постановлению Правительства РФ от 06.05.2008 № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого п среднего предпринимательства — получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» реестры должны вестись в электронном виде с соблюдением изложенных в постановлении требований на основании решения государственного или муниципального органа об оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В реестре должны быть отражены сведения о субъектах (лицо, предоставляющее поддержку, и лицо, которому оказывают поддержку): номер реестровой записи и дата включения органом сведений о получателе поддержки в реестр: сведения о виде, форме, размере и сроках предоставления поддержки; иная информация.

Выделение среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваемых категорий необходимо для формирования условий развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и, прежде всего со стороны государства.

Особенности правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства формируются в силу реализации данных условий со стороны публичных субъектов.

Сформировав благоприятные условия для субъектов малого и среднего предпринимательства, государство решает также социальные, имущественные и иные вопросы, в частности связанные с обеспечением занятости населения, увеличением доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства государство проводит соответствующую политику посредством реализации правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер.

Формами реализации данных мер выступают:

А. Финансовая поддержка осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам данных субъектов.

Так, согласно ст. 78 БК субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление средств в качестве финансовой поддержки направлено на реализацию определенных целей. Нарушение целевого использования средств влечет за собой необходимость возврата предоставленного имущества.

В определении ВАС РФ от 10.12.2012 № ВАС-16439/12 по делу № А67-2857/2011 указано на обязанность ответчика о возврате в областной бюджет суммы субсидии, израсходованной не по целевому назначению.

Б. Имущественная поддержка состоит в передаче на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях государственного или муниципального имущества. Таким имуществом могут быть основные и оборотные средства.

Данная поддержка имеет определенные условия:

  • — использовать имущество возможно только по целевому назначению;
  • — установлен запрет на распоряжение полученным имуществом путем продажи, передачи в залог, уступки права на имущество, в том числе путем внесения в качестве вклада в уставный капитал иных хозяйствующих субъектов;
  • — минимальный срок предоставления имущества на основании договора должен быть не менее пяти лет.

Данные права на получение имущественной поддержки защищаются в судебном порядке.

В определении ВС РФ от 07.10.2014 по делу № 305-ЭС14-101, А41- 46038/13 указано на то, что действия администрации после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по закреплению за созданным ею муниципальным учреждением спорного имущества нарушают права и законные интересы общества, отнесенного к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» и препятствуют реализации его преимущественного права на выкуй помещения.

В. Информационная поддержка осуществляется путем формирования официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети Интернет, других информационно-телекоммуникационных сетях, создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем. Владельцами данных систем и сайтов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Указанные информационно-телекоммуникационные сети и системы должны содержать информацию (экономическую, правовую, статистическую, производственно-технологическую и иную), необходимую для успешного осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, например о государственном п муниципальном имуществе, переданном указанным субъектам.

Г. Консультационная поддержка как путем непосредственного консультирования соответствующими организациями, созданными органами государственной власти и органами местного самоуправления, так и посредством возмещения затрат на оплату консультационных услуг.

Для реализации указанных форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства формируется система коммерческих и некоммерческих организаций (инфраструктура), целью создания которых в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства различного уровня.

Кроме общей поддержки, оказываемой в отношении всех субъектов малого и среднего предпринимательства, выделяют также поддержку в соответствующих областях производства.

Видео (кликните для воспроизведения).

В области инноваций и промышленного производства поддержка осуществляется путем содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений; а в области ремесленной деятельности — посредством создания палаты ремесел, центров ремесел и обеспечения их деятельности.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  2. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.

  3. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.
Отношение к субъектам малого и среднего предпринимательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here