Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Аналитика

Аналитические обзоры

Уголовная ответственность за антимонопольные нарушения: позитивные изменения

Юлия Полякова, Юрист Коммерческой группы

Ксения Подгузова, Юрист Коммерческой группы

8 марта 2015 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 45-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса РФ» (далее – Закон), существенным образом сужающий круг нарушений антимонопольного законодательства, которые могут повлечь за собой привлечение к уголовной ответственности. Закон вступает в силу 20 марта 2015 года.

Предыдущая редакция статьи 178 УК РФ предусматривала уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции в результате совершения следующих действий:

заключения картельного соглашения;

неоднократного (более двух раз в течение трех лет) злоупотребления доминирующим положением в форме установления и (или) поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены, необоснованного отказа или уклонения от заключения договора или ограничения доступа на рынок.

Помимо этого, необходимым условием привлечения к уголовной ответственности являлось извлечение дохода в крупном размере или причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству в результате совершения описанных выше действий.

Статья 178 УК РФ редко применялась на практике и случаи привлечения к уголовной ответственности по ней были единичны и касались только представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Тем не менее, существование потенциального риска привлечения к уголовной ответственности при зачастую формальном отношении антимонопольных органов к установлению фактов нарушения антимонопольного законодательства в ряде случаев оказывало влияние на принятие бизнес-решений.

В результате принятия Закона количество нарушений антимонопольного законодательства, которые потенциально могут повлечь привлечение к уголовной ответственности, значительно сократилось:

Закон исключает уголовную ответственность за действия по злоупотреблению доминирующим положением. Новая редакция статьи 178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность только за ограничение конкуренции путем заключения картельного соглашения;

Законом в 10 раз повышены значения, соответствующие доходам в крупном и особо крупном размере, а также крупному и особо крупному ущербу, являющимся необходимыми условиями для привлечения лица к уголовной ответственности.

В таблице ниже приводятся пороговые значения, достижение которых необходимо для привлечения лица к уголовной ответственности по статье 178 УК РФ, предусмотренные предшествующей и новой редакцией указанной статьи:

Пороговые значения, предусмотренные предшествующей редакцией ст. 178 УК РФ

Пороговые значения, предусмотренные новой редакцией ст. 178 УК РФ

Доход в крупном размере

Доход в особо крупном размере

Особо крупный ущерб

Таким образом, после принятия Закона риск привлечения к уголовной ответственности сохраняется только для случаев заключения картельных соглашений, повлекших извлечение дохода или причинение ущерба в значительном размере, определенном Законом.

Помимо указанных позитивных изменений Закон содержит положение, устанавливающее более строгие основания для освобождения от уголовной ответственности. Так, до принятия Закона освобождению от уголовной ответственности по статье 178 УК РФ подлежало лицо, способствовавшее раскрытию преступления, возместившее ущерб или иным образом загладившее вред, причиненный в результате его действий, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Теперь при соблюдении указанных выше условий от уголовной ответственности может быть освобождено только лицо, которое первым из числа соучастников добровольно сообщило о преступлении. Стоит отметить, что указанное изменение критиковалось Правовым управлением Государственной Думы РФ в связи с тем, что оно не учитывает возможность сообщения о совершении преступления в различных регионах страны (9 часовых зон) и в различные правоохранительные органы, однако этот комментарий не нашел своего отражения в Законе.

Таким образом, Закон существенно сократил количество антимонопольных нарушений, совершение которых может повлечь уголовную ответственность, сохранив ее лишь для наиболее серьезных из них.

Стоит отметить, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, имеет обратную силу. Это означает, что положения Закона распространяются не только на деяния, совершенные после его принятия, но и на те преступления, которые были совершены до вступления в силу Закона. Таким образом, на применение положений Закона в своих делах могут рассчитывать лица, совершившие деяния, квалифицируемые по статье 178 УК РФ, до вступления в силу Закона (независимо от того, были ли возбуждены уголовные дела или нет), в том числе лица, которые уже отбывают наказание, либо имеют судимость за совершение такого преступления.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Правовые последствия нарушения антимонопольного законодательства, влекущие административную и уголовную ответственность

В состав антимонопольного законодательства входят: Федеральный Закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 19 июля 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», водное, земельное, природоохранное законодательство и другие законодательные и нормативные правовые акты.

17 июля 2009 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подписал Федеральный Закон № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение требований антимонопольного законодательства введены новые редакции отдельных норм, дополнены действующие нормы КоАП РФ, а также введены ряд новых составов административных правонарушений, которые раньше не являлись административными правонарушениями.

Перечень норм КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

— статья 7.30. Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

— статья 7.31. Предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков

— статья 7.31.1. Нарушение сроков возврата денежных средств, порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника размещения заказа, порядка ведения реестра участников размещения заказа, правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме

Читайте так же:  Порядок расторжения договора подряда по инициативе заказчика

— статья 7.32. Нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

— статья 9.15. Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии

— статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

— статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

— статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

— статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления

— статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке

— статья 14.31.1. Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов

— статья 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности

— статья 14.33. Недобросовестная конкуренция

— статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)

— статья 19.7. Непредставление сведений (информации)

— статья 19.7.2. Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

— статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов

— статья 19.8. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля.

Кроме того, за нарушение антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (недопущение, ограничение или устранение конкуренции) предусмотрена уголовная ответственность.

Федеральным законом от 29.07.2009 № 216

-ФЗ, который вступил в силу с 28 октября 2009 года, в данную норму внесены изменения.

В новой редакции основанием для привлечения к уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства является не только крупный ущерб, но и получение дохода от преступной деятельности в крупном размере.

Крупным ущербом теперь будет считаться сумма от 1 млн. рублей, а особо крупным признается ущерб от 3 млн. рублей.

Крупным доходом считается доход в размере 5 млн. рублей, а особо крупный доход – 25 млн. рублей.

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, наказываются штрафом в размере до полумиллиона (или доход осужденного за два года), либо лишением свободы с лишением права занимать определенные должности в течении одного года.

За особо крупный ущерб и доход санкции увеличиваются: может применяться лишение свободы на срок до 6 лет с одновременным наложением штрафа до 1 млн. рублей или в размере заработной платы (иного дохода) за период до 5 лет.За аналогичные действия, совершенные с применением насилия или угрозы его применения, срок лишения свободы может составить 7 лет.

Злоупотребление доминирующим положением признается уголовно наказуемым деянием, если оно совершено неоднократно.

Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ («Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»).

В соответствии с данной статьей недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, —

· штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период от одного года до двух лет, либо

· принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо

· лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 5 миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — 25 миллионов рублей.

Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 миллион рублей, а особо крупным ущербом — 3 миллиона рублей.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно

1. способствовало раскрытию этого преступления,

2. возместило ущерб или

3. иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более 2 раз в течение 3 лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности.

Привлечение к ответственности данных лиц, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонопольного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять другие предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

11. Правовое положение субъектов гражданских правоотношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9169 — | 7243 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Комментарий к статье 37

1. Часть 1 комментируемой статьи не содержит четкого указания на нормы права (их виды) в зависимости от отраслевой принадлежности.

Читайте так же:  Платить ли алименты с продажи квартиры: правила и обязательства

Статья 22.1 Закона о конкуренции 1991 г.

В комментируемой статье не обозначены даже границы негативных последствий нарушения ее диспозиции, т.е. мы не можем говорить о применении санкции данной статьи как способа обеспечения общеобязательности данной правовой нормы.

Являясь бланкетной, комментируемая статья не только не отсылает к конкретной статье какого-либо нормативного акта, но и не разграничивает отраслевую принадлежность норм, к которым отсылает. В ч. 1 комментируемой статьи лишь упоминается термин «законодательство Российской Федерации», т.е. ответственность в ней понимается в максимально широком смысле, хотя, по сути, никакой ответственности она не вводит.

При таком подходе законодателя любое изменение в законодательстве РФ правил поведения должно изменять и содержание бланкетной нормы ч. 1 комментируемой статьи как отсылающей к правилу поведения в широком смысле слова.

Следует также отметить, что в ч. 1 комментируемой статьи диспозиция представлена в урезанном виде, таким образом, что субъект, к которому статья обращена, получает представление лишь о целях законодателя в связи с фактом «нарушения антимонопольного законодательства» и самой возможностью некоего правового поведения. Диспозиция имеет в данном случае абстрактный характер, законодатель не уточнил, как именно может нарушаться антимонопольное законодательство.

Часть 1 комментируемой статьи, являясь бланкетной нормой, отсылает к иным бланкетным нормам других нормативных правовых актов. Так, ст. 34 Закона о рекламе для установления санкции за непредставление в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимых документов, материалов, объяснений, информации в письменной и (или) устной форме отсылает к законодательству РФ об административных правонарушениях.

По отношению к диспозиции нормы, сформулированной в ч. 1 комментируемой статьи, можно указать на несколько различных санкций как в статьях разных нормативных правовых актов, так и в одном правовом акте, но его разных статьях. Речь идет о санкциях, предусматривающих ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции, недопущение, ограничение или устранение конкуренции при отягчающих обстоятельствах (ст. 178 УК РФ), злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ), недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33 КоАП РФ) и др.

СЗ РФ. 2009. N 28. Ст. 3581.

Включение в комментируемую статью п. 3 связано с необходимостью уравновесить публичные и частные интересы. Очевидно, что содержанием комментируемой статьи не исчерпываются все возможные способы защиты гражданских прав лиц, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства. Часть 3 комментируемой статьи провозглашает дифференциацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. Этим государство, с одной стороны, подтверждает публично-правовой характер ответственности нарушающего антимонопольное законодательство субъекта, с другой стороны, отрицает любое снижение гарантий защиты конкуренции в сфере предпринимательской деятельности в качестве частноправового института, опосредующего реализацию права собственности и свободу экономической деятельности (п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. N 11-П).

§ 3. Уголовная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

Напомним, что цели уголовного наказания, установленного в УК РФ, в полной мере свойственны наказаниям, установленным за недопущение, ограничение и устранение конкуренции: 1) превенция (предупреждение совершения новых преступлений), 2) правовосстано- вительная направленность (восстановление социальной справедливо­сти) и 3) реабилитационная направленность (исправление осужденно­го) (ст. 43 УК РФ «Понятие и цели наказания»).

В российском законодательстве предусмотрено 12 видов уголовных наказаний, три из них являются санкциями за преступления, связанные с недопущением, ограничением или устранением конкуренции. Это:

2) лишение права занимать определенные должности или занимать­ся определенной деятельностью;

3) лишение свободы на определенный срок.

Штраф. Характеристики штрафа как вида уголовного наказания со­держатся в ст. 46 УК РФ. Штраф есть денежное взыскание, налагаемое на виновное лицо. Такое взыскание может предусматриваться в фик­сированном исчислении (минимальный размер штрафа — 2500 руб­лей, максимальный — 1 млн рублей), в доходном исчислении (в разме­ре заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет), а также в кратном исчислении либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого под­купа или взятки. Кратный штраф устанавливается в размере заработ­ной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенно­го преступления и имущественного положения осужденного и его се­мьи, а также возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Согласно ст. 47 УК РФ, лишение пра­ва занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государ­ственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может устанавливаться в качестве основ­ного и дополнительного наказания.

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве основного наказания данное наказание устанавливается на срок от одного года до пяти лет, в качестве дополнительного — от шести месяцев до трех лет.

В исключительных случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавлива­ется на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания.

Если суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного признает невоз­можным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то он может назначить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида нака­зания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей ста­тьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление.

Лишение свободы на определенный срок. Лишение свободы является наиболее суровым видом уголовного наказания. В настоящее время политика государства направлена на гуманизацию уголовного законо­дательства. Существует вероятность, что лишение свободы в качестве наказания за преступления в экономической сфере будет заменено дру­гими более гуманными видами наказаний, например штрафами.

Лишение свободы согласно ст. 56 УК РФ заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Читайте так же:  Как взять кредит на погашение долгов приставам: советы и рекомендации

Минимальный срок лишения свободы — два месяца, максималь­ный — 20 лет.

6 декабря 2011 года принят Федеральный закон № 401-ФЗ «О вне­сении изменении в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статьей 4 указанного Закона изменена редакция ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции».

В новой редакции ч. 1 ст. 178 УК РФ предусматривает ответствен­ность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции пу­тем заключения хозяйствующими субъектами — конкурентами огра­ничивающего конкуренцию соглашения (картеля)[226], неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в уста­новлении и (или) поддержании монопольно высокой или монополь­но низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от за­ключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере. Указанные дея­ния наказываются штрафом в размере от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного годалибо без такового.

В соответствии со ст.178 УК РФ уголовно наказуемыми признаются три вида действий, связанных с нарушением публично-конкурентного баланса. Это действия, направленные на 1) недопущение, 2) ограниче­ние или 3) устранение конкуренции. Указанные действия могут реали- зовываться путем:

1) заключения ограничивающих конкуренцию соглашений;

2) осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий;

3) неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в установлении и (или) поддержании монопольно вы­сокой или монопольно низкой цены товара, в необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, в ограничении доступа на ры­нок.

Данный состав является материальным: для наступления уголов­ной ответственности за указанные действия необходимо 1) причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо 2) из­влечение дохода в крупном размере. В качестве специальных признаков состава преступления отсутствуют прямое указание в статье на форму вины и мотив преступления, однако, как и в рассмотренных выше слу­чаях привлечения к административной ответственности, суд должен установить умысел, направленный на ограничение, недопущение или устранение конкуренции в действиях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

Квалифицирующими признаками преступления названы:

1) использование своего служебного положения;

2) уничтожение или повреждение чужого имущества либо угроза его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогатель­ства;

3) причинение особо крупного ущерба либо извлечение дохода в особо крупном размере.

При наличии всей совокупности необходимых признаков преступ­ления оно наказывается 1) штрафом в размере а) от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или б) в размере заработной платы или в) иного дохода осужден­ного за период от одного года до двух лет либо 2) лишением свободы на срок до трех лет, сопряженным с лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью до одного годалибо без такового.

Если преступление причинило крупный ущерб либо виновное лицо извлекло доход, наказание увеличивается и составляет: 1) лишение сво­боды на срок до шести лет со а) штрафом в размере до 1 млн рублей или б) в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового с в) лишением права занимать опреде­ленные должности или г) заниматься определенной деятельностью от одного года до трех лет либо д) без такового.

Специальные условия ответственности предусмотрены для совер­шения преступления с применением насилия или с угрозой его при­менения: здесь наказания возрастают до 1) лишения свободы на срок до семи лет с а) лишением права занимать определенные должности или б) заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет. В Уголовном кодексе Российской Федерации установлены специальные критерии в отношении дохода в крупном размере и круп­ного ущерба применительно к составу ст. 178 УК РФ.

Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого пре­вышает 25 млн рублей, доходом в особо крупном размере — 25 млн руб­лей.

Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн рублей, а особо крупным ущербом — 3 млн рублей.

Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением является совершение лицом злоупотребления доминирующим положе­нием более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо ранее было привлечено к административной ответственности.

Де-юре, с учетом ст. 19, 20, 21 УК РФ, субъектом преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет. Однако де-факто, с учетом специфики про­тивоправных действий (бездействия), уголовные дела возбуждаются в отношении индивидуальных предпринимателей, руководителей и должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, их объединений, а также должностных лиц органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления.

12.5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

За нарушения антимонопольного законодательства, должност­ные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или пра­вами указанных органов власти органов или организаций, коммер­ческие и некоммерческие организации или их руководители, а так­же физические лица, в том числе индивидуальные предпринимате­ли, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правона­рушениях непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в органы регулирования естественных монополий, если представле­ние таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обяза­тельным в соответствии с законодательством Российской Федера­ции о естественных монополиях, представление ходатайств и уве­домлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведе­ния, а равно нарушение установленных законодательством Россий­ской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков по­дачи ходатайств и уведомлений (заявлений) влечет наложение адми­нистративного штрафа:

• на граждан — в размере от 1500 до 2500 руб.;

• на должностных лиц — от 3000 до 5000 руб.;

• на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Непредставление в органы регулирования естественных моно­полий или органы, уполномоченные в области экспортного контро­ля, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законода­тельством Российской Федерации о естественных монополиях, об экспортном контроле, либо представление заведомо недостоверных сведений, за исключением вышуказанных случаев, влечет наложе­ние административного штрафа:

Читайте так же:  Передача в доверительное управление недвижимого имущества

• на граждан — в размере от 1000 до 1500 руб.;

• на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.;

• на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его

территориальный орган ходатайств, предусмотренных антимоно­польным законодательством Российской Федерации, представление ходатайств, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи ходатайств влечет наложение административного штрафа:

• на граждан — в размере от 1500 до 2500 руб.;

• на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб.;

• на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

[3]

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его

территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимоно­польным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а рав­но нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений вле­чет наложение административного штрафа:

• на граждан — в размере от 800 до 1200 руб.;

• на должностных лиц — от 5000 до 7500 руб.;

• на юридических лиц — от 150 000 тыс.

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его

территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. КоАП РФ, а равно представление в федеральный антимоно­польный орган, его территориальный орган заведомо недостовер­ных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа:

• на граждан — в размере от 1500 до 2500 руб.;

• на должностных лиц — от 10 000 до 15 000 руб.;

• на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

Непредоставление сведений или предоставление заведомо лож­ных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубли­кование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъекта­ми естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких све­дений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стан­дартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъ­ектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, влечет наложение административного штрафа:

• на должностных лиц — в размере от 5000 до 20 000 руб.;

• на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Совершение данного административного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному на­казанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Привлечение к ответственности не освобождает от обязанности исполнить решение или предписание антимонопольного органа, пред­ставить ходатайство (уведомление) для рассмотрения или совершить предусмотренные антимонопольным законодательством действия.

Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного за­конодательства предусмотрена ст. 178 УК РФ («Недопущение, ог­раничение или устранение конкуренции»). В соответствии с данной статьей (п. 1) недопущение, ограничение или устранение конкурен­ции путем установления или поддержания монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической дея­тельности, установления или поддержания единых цен, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, наказываются штрафом в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо аре­стом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сго­вору, наказываются штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Те же деяния, совершенные с применением насилия или с угро­зой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или поврежде­ния, при отсутствии признаков вымогательства, либо организован­ной группой, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зара­ботной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Крупным ущербом в ст. 178 УК РФ признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн руб.

Привлечение к ответственности данных лиц, не освобождает их от обязанности исполнять решения и предписания антимонополь­ного органа, представлять в антимонопольный орган ходатайства или уведомления для рассмотрения либо осуществлять другие пре­дусмотренные антимонопольным законодательством действия.

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерче­ской организацией, а также некоммерческой организацией, осуще­ствляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску анти­монопольного органа (в отношении кредитной организации по ис­ку антимонопольного органа по согласованию с Центральным бан­ком РФ) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций.

Созданные в результате принудительного разделения организа­ции не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой ор­ганизации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

• существует возможность обособления структурных подразде­лений коммерческой организации;

• отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема про­изводимой структурным подразделением продукции, выпол­няемых работ, оказываемых услуг потребляется другими структурными подразделениями этой коммерческой органи­зации);

• существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, соз­данных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой ор­ганизации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организа­ции, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подле­жит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных принятым решением, и в срок, который определен данным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

Коммерческие и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должност­ные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправле­ния (их должностные лица), другие осуществляющие функции та­ких органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные ли­ца), физические лица, в том числе индивидуальные предпринима­тели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его моти­вированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, состав­ляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществле­ния контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

Читайте так же:  Неустойка за просрочку доставки мебели по Закону о ЗПП: что говорит законодательство?

По запросу в письменной форме федерального антимонополь­ного органа Центральный банк Российской Федерации обязан представить принятые им нормативные акты, а также информацию (за исключением информации, составляющей банковскую тайну), необходимую для проведения федеральным антимонопольным ор­ганом анализа состояния конкуренции на рынке услуг кредитных организаций и осуществления контроля за ее состоянием.

Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федераль­ными законами.

[2]

Экспертные статьи

8 марта 2015 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 45-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса РФ», значительным образом сокращающий перечень нарушений антимонопольного законодательства, которые могут повлечь за собой наступление уголовной ответственности. Закон вступил в силу 20 марта 2015 года.

Ситуация до изменений

Предыдущая редакция ст.178 УК РФ предусматривала уголовную ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем совершения следующих действий:

— заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля);

— неоднократного (более двух раз в течение трех лет, за которые лицо было привлечено к административной ответственности) злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

При этом для привлечения к уголовной ответственности эти действия должны были причинить крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлечь извлечение дохода в крупном размере.

Практика применения ст.178 УК РФ была незначительной и в основном касалась только представителей малого бизнеса. Однако при принятии бизнес-решений всем хозяйствующим субъектам приходилось учитывать потенциальный риск привлечения к уголовной ответственности.

Изменения

Принятие Закона концентрирует правоприменителя на борьбе с крупными и крупнейшими картелями.

Во-первых, новая редакция ст.178 УК РФ предусматривает уголовную ответственность только за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Закон исключает уголовную ответственность за действия по злоупотреблению доминирующим положением. Статья 178 УК РФ получила наименование «Ограничение конкуренции», что соответствует Закону о защите конкуренции.

Во-вторых, в 10 раз повышен уровень пороговых значений размеров ущерба и дохода для квалификации деяний по ст.178 УК. Для признания ограничения конкуренции преступлением необходимо наличие причиненного гражданам, организациям или государству ущерба, сумма которого превышает 10 миллионов рублей (крупный ущерб) либо извлечение дохода, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей (доход в крупном размере). Размер особо крупного ущерба, при наличии которого предусматривается более строгая ответственность, должен превышать 30 миллионов рублей. А доходом в особо крупном размере теперь признается сумма, превышающая 250 миллионов рублей.

Сокращение количества антимонопольных нарушений, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность, с одновременным увеличением порога материальных последствий для признания нарушения преступлением является позитивным изменением. Смысл уголовного законодательства заключается в запрете под угрозой наказания наиболее общественно опасных деяний (например, ограничения конкуренции путем заключения картельных соглашений).

Помимо указанных положительных моментов, Закон содержит правило, усложняющее процедуру освобождения от уголовной ответственности за совершенное преступление.

До принятия изменений предусматривалось, что освобождение от уголовной ответственности возможно для лица, совершившего преступление, если такое лицо:

— активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;

— возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред;

— в его действиях не содержится иного состава преступления.

Теперь при соблюдении вышеуказанных условий от уголовной ответственности может быть освобождено только лицо, которое первым из числа соучастников добровольно сообщило о преступлении.

Данное положение является новацией законодателя, так как в Уголовном кодексе РФ не предусмотрено такого основания освобождения от уголовной ответственности. В ходе обсуждения законопроекта рядом профильных комитетов Государственной Думы РФ высказывались опасения, что данное изменение не учитывает возможность сообщения о совершении преступления в разных регионах страны (с учетом наличия часовых зон) и в различные правоохранительные органы, однако данная критика не нашла отражения в Законе.

Последствия

[1]

После вступления в силу Закона риск привлечения к уголовной ответственности сохраняется только для случаев заключения картельных соглашений, повлекших извлечение дохода или причинение ущерба в значительных размерах, но при этом устанавливаются более строгие основания для освобождения от уголовной ответственности.

Следует отметить, что особое внимание законодателя к картельным соглашениям должно побудить бизнес-сообщество к более детальному анализу вопросов уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Андрей Комиссаров, основатель коллегии адвокатов «Комиссаров и Партнеры»

Источники


  1. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.

  2. Ушаков, Н.А. Международное право; Institutiones, 2011. — 304 c.

  3. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here