Содержание
- 1 9. Транспортировка и перекладывание больного
- 2 Безопасная транспортировка больных
- 3 Способ транспортировки тяжелобольного внутри учреждения
- 4 транспортировка тяжелобольного внутри учреждения
- 5 Алгоритм транспортировки тяжелобольного внутри учреждения на каталке (носилках)
- 6 ТРАНСПОРТИРОВКА ПАЦИЕНТА ВНУТРИ УЧРЕЖДЕНИЯ НА КАТАЛКЕ ИЛИ НОСИЛКАХ
- 7 Технология выполнения простой медицинской услуги «Приготовление и смена белья тяжелобольному»
- 8 Виды транспортировки больных в лечебные отделения больницы
9. Транспортировка и перекладывание больного
Тяжесть состояния определяет способ транспортировки больного. Он может быть транспортирован на носилках вручную, на каталке, на кресле-каталке или пешком. Больные, находящиеся в удовлетворительном состоянии, направляются в отделение пешком, в сопровождении медицинского персонала. Ослабленных больных, инвалидов, пациентов пожилого и старческого возраста часто перевозят на кресле-каталке. Тяжелобольных транспортируют на носилках (вручную или на каталке) лёжа.
Противопоказаний для транспортировки в пределах стационара нет.
9.1. Транспортировка на каталке
Выполнение манипуляции:
— подготовить каталку к транспортировке, проверить её исправность;
— постелить на каталку простыню (при необходимости — клеёнку), положить подушку, одеяло;
— поставить каталку ножным концом под углом к головному концу кушетки или другим, более удобным в данной ситуации способом (рис. 79);
— приподнять пациента — один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой — под поясницу и ноги;
— уложить пациента на каталку;
— укрыть пациента второй половиной одеяла или простыней;
— один медработник должен встать спереди каталки спиной к пациенту, другой — сзади каталки лицом к пациенту;
— сообщить в отделение, что к ним транспортируется пациент;
— транспортировать пациента в отделение с историей болезни;
— поставить каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.
— снять одеяло с кровати;
— переложить пациента на кровать.
9.2. Транспортировка пациента в отделение на кресле-каталке
Выполнение манипуляции:
— подготовить кресло-каталку к транспортировке, проверить её исправность;
— наклонить кресло-каталку вперёд, наступив на подставку для ног;
— попросить пациента встать на подставку для ног, усадить, поддерживая его в кресле, прикрыть одеялом;
— придать креслу-каталке исходное положение (рис. 80);
— во время транспортировки следить, чтобы руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.
Транспортировать пациента на кресле-каталке можно в положении сидя, полулёжа и лёжа, меняя положение спинки и ножной панели.
9.3. Транспортировка на носилках
Для транспортировки на носилках следует приготовить:
— простыню;
— одеяло;
— подушку, клеёнку.
Пациенту необходимо объяснить особенности его поведения во время транспортировки.
При транспортировке носилок с больным вверх по лестнице, идущий впереди держит ручки носилок на опущенных руках, а идущий сзади — у себя на плечах. При спуске с лестницы действуют наоборот: идущий сзади держит ручки носилок на вытянутых руках, а идущий спереди — на своих плечах. Вверх по лестнице больного несут головой вперёд, а вниз — вперёд ногами.
9.4. Перекладывание больного
Выполнение манипуляции:
— перекладывание больного удобнее производить втроём. Поставить каталку (носилки) перпендикулярно кровати, чтобы головной конец подходил к её ножному концу кровати (рис. 81А);
— встать втроём около больного с одной стороны: один подводит руки под голову и лопатки больного, второй — под таз и верхнюю часть бёдер, третий — под середину бедер и голени (рис. 81Б);
— одновременно поднять больного, поворачиваясь вместе с ним на 90° в сторону каталки (рис. 81В):
— уложить больного на каталку, которая предварительно застилается одним концом одеяла, укрыть другим концом одеяла. Под голову подложить подушку;
— транспортировать больного в отделение головным концом вперёд (рис. 81 Г);
— в отделении: головной конец каталки подвести к ножному концу кровати. Втроём поднять больного и, повернувшись на 90°, положить его на кровать.
Нельзя перекладывать больного на простыне!
Существуют и другие способы расположения каталки по отношению к кровати: параллельно, последовательно, вплотную. Наиболее удобным является способ, при котором каталка располагается параллельно и вплотную к кровати.
Тестовые задания:
1. Противопоказаниями для транспортировки больного внутри стационара являются:
a. Тяжелое общее состояние больного.
b. Первые сутки после операции.
c. Острый инфаркт миокарда.
d. Противопоказаний нет.
2. Способ транспортировки больного определяется:
a. Длительностью его нахождения в стационаре.
b. Тяжестью состояния.
c. Характером заболевания.
d. Наличием дренажных трубок.
e. Целью транспортировки.
3. Перекладывать больного с койки на лежагую каталку:
a. Необходимо вдвоём.
b. Необходимо втроём.
c. Можно одному.
d. Можно на одеяле или простыне.
4. Для транспортировки больного на лежагей каталке необходимо:
a. Два медработника.
b. Один медработник.
c. Три или более медработников.
5. При транспортировке больного на носилках вниз по лестнице больного несут:
a. Головой вперёд.
b. Ногами вперёд.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Безопасная транспортировка больных
Быстрый переход по разделам страницы |
---|
1. Кто отвечает за перевозку больного внутри учреждения |
2. Транспортировка в клинику или домой после выписки |
3. Как проходит перевозка больных на дальние расстояния |
Одновременно учитываются требования безопасности медицинского персонала (состояние здоровья, техника безопасности, контроль за увеличением физической нагрузки, индивидуальные проявления состояния больного и многое другое).
Определяющим требованием при перемещении больного на каталке, функциональном кресле либо носилках (ручных либо с использованием модернизированного автоматического носилочного блока) является соответствие алгоритма перемещения пациента биомеханике его тела.
Транспортировка больного внутри учреждения
Перемещение пациента внутри медучреждения, как стационарного, так и амбулаторного, обусловлено необходимостью сдачи анализов, проведения рентгеновской съемки, а также доставки больного к аппаратуре, находящейся в специальных кабинетах.
Как и в случае с транспортировкой пациента, поступившего в приемное отделение, ответственной за безопасное перемещение является медицинская сестра.
В ее обязанности входит:
- информирование лечащего врача о точном времени доставки больного;
- уточнение номера палаты и особенностей койко-места;
- подготовка и передача истории болезни;
- обеспечение достаточного количества обученного персонала для безболезненного перекладывания пациента на кровать (подъем с кровати);
- своевременная доставка к койко-месту вспомогательных средств для транспортировки тяжелых больных: веревочной лестницы, трапеции, вращающихся дисков, страховочных поясов, эластичных пластин, скользящего белья, подъемников.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В ситуации, когда речь идет о перемещении больных с большой массой тела, медицинский работник, ответственный за перемещение пациента обязан принять все меры безопасности пациента, а также персонала, страхующие врачей, фельдшеров, водителей СМП, санитаров от перегрузок и травм позвоночника.
Безопасная транспортировка больных в медучреждение, в аэропорт, домой, после выписки
Способ транспортировки тяжелобольного внутри учреждения
Читайте также:
|
Видео (кликните для воспроизведения). |
Каталка или носилки или функциональное кресло-каталка.
Клеенка с пеленкой – при необходимости.
Алгоритм транспортировки тяжелобольного внутри учреждения на каталке (носилках)
I Подготовка к транспортировке:
1) Идентифицировать пациента, представиться, объяснить, как себя вести при транспортировке (если пациент без сознания – информация предоставляется доверенному лицу пациента).
2) Сообщить в соответствующее отделение факт транспортировки пациента, его состояние, уточнить номер палаты для пациента, приготовить его историю болезни
3) Определить готовность к транспортировке каталки, ее техническое состояние.
4) Постелить на каталку простыню, положить подушку, клеенку с пеленкой (при необходимости).
II. Выполнение транспортировки:
а) Перемещение пациента на каталку (должно осуществляться тремя медицинскими работниками)
1) Поставить каталку ножной частью под углом к изголовью кровать или другим способом, более удобным в данной ситуации. Отрегулировать высоту каталки по высоте кровати.
2) Приподнять пациента – один медицинский работник подводит руки под голову и лопатки пациента, второй – под таз и верхнюю часть бедер, третий – под середину бедер и голени.
3) Одновременно поднять пациента, вместе с ним повернуться в сторону каталки, уложить пациента на каталку. Положить руки пациента ему на грудь или живот.
4) Укрыть пациента одеялом.
б) Осуществление транспортировки на каталке
1) Встать у каталки – один медицинский работник спереди носилок, другой – сзади, лицом к пациенту. В таком положении осуществить транспортировку внутри учреждения.
2) Во время транспортировки осуществляется непрерывное наблюдение за состоянием пациента.
в) Осуществление транспортировки на носилках
1) Встать у носилок – два медицинских работника спереди каталки, два – сзади, лицом к пациенту. В таком положении осуществить транспортировку внутри учреждения.
2) Передвижение персонала при этом должно осуществляться не в ногу, а короткими шагами, слегка сгибая ноги в коленях, удерживая носилки.
3) Вниз по лестнице пациента необходимо нести ножным концом носилок вперед в горизонтальном положении. Вверх по лестнице пациента необходимо нести головным концом носилок вперед также в горизонтальном положении.
4) Во время транспортировки осуществляют непрерывное наблюдение за состоянием пациента.
III. Окончание транспортировки:
1) Поставить каталку так, как позволяет площадь палаты.
2) Снять с кровати одеяло, раскрыть пациента и доступным способом переложить его на кровать (на руках или на простыне).
3) Укрыть пациента и убедиться, что он чувствует себя комфортно (если пациент в сознании).
4) Уточнить у пациента о его самочувствии. Передать историю болезни дежурной палатной медицинской сестре. Дежурная медицинская сестра обязана срочно доложить о поступлении тяжелобольного пациента дежурному или лечащему врачу.
Алгоритм транспортировки тяжелобольного внутри учреждения на функциональном кресле-каталке
I. Подготовка к транспортировке:
1) Идентифицировать пациента, представиться, объяснить, как себя вести при транспортировке.
2) Сообщить в соответствующее отделение факт транспортировки пациента, его состояние, уточнить номер палаты для пациента, приготовить его историю болезни.
3) Определить готовность к транспортировке кресла-каталки.
II. Выполнение транспортировки:
а) Перемещение пациента на кресло-каталку (выполняется одной медицинской сестрой, если пациент может помочь)
1) Поставить кресло-каталку рядом с кроватью, закрепить тормоза. По возможности опустить кровать до уровня кресла.
2) Помочь пациенту занять сидячее положение на кровати.
3) Встать напротив пациента: ноги должны быть расставлены на ширину 30 см, согнуты в коленях, одна нога выдвинута вперед.
4) Поставить ногу, которая дальше от кресла-каталки, между коленями пациента коленом к нему, а другую ногу по направлению движения.
5) Прижав пациента к себе, плавно поднять его, не дергая и не поворачивая. Необходимо держать свою голову с той стороны головы пациента, где находится кресло-каталка.
6) Поставив пациента на ноги, поворачиваться одновременно с ним до тех пор, пока он не займет положение спиной к креслу-каталке.
7) Опустить пациента в кресло-каталку. Для этого: согнуть колени и придерживать ими колени пациента; держать спину прямо; пациент может помочь, если положит руки на подлокотники кресла-каталки, чтобы опуститься в него.
8) Отпустить пациента, только убедившись, что он надежно сидит в кресле. Попросить пациента поставить ноги на подставку для ног.
б) Осуществление транспортировки на кресле-каталке
1) Снять кресло-каталку с тормозов и транспортировать пациента.
2) Во время транспортировки осуществляется непрерывное наблюдение за состоянием пациента.
III. Окончание транспортировки на кресле-каталке:
1) Поставить кресло-каталку у кровати, закрепить тормоза.
2) Встать напротив пациента: ноги должны быть расставлены на ширину 30 см, согнуты в коленях, одна нога выдвинута вперед.
3) Прижав пациента к себе, плавно поднять его, не дергая и не поворачивая. Необходимо держать свою голову с той стороны головы пациента, где находится кровать.
4) Поставив пациента на ноги, поворачиваться одновременно с ним до тех пор, пока он не почувствует край кровати задней поверхностью бедер.
5) Посадить пациента на кровать.
6) Уложить пациента, укрыть одеялом, убедиться, что он чувствует себя комфортно.
7) Передать историю болезни дежурной палатной медицинской сестре. Дежурная медицинская сестра обязана срочно доложить о поступлении тяжелобольного пациента дежурному или лечащему врачу.
8) Провести дезинфекцию использованных для транспортировки средств. Пациента, находящегося в бессознательном состоянии дополнительно фиксируют с помощью специальных ремней или поручней каталки. Если они отсутствуют, то пациента придерживает при передвижении кто-нибудь из персонала. В случае отсутствия каталки или невозможности ее использования пациента переносят на носилках вручную не менее четырех человек. При появлении усталости у медицинского работника необходимо сообщить остальным участникам транспортировки, так как уставшие пальцы могут непроизвольно расслабиться. При транспортировке тяжелобольного пациента из операционной в отделение контроль за транспортировкой осуществляет медицинская сестра – анестезистка. Все перемещения осуществлять с соблюдением правил биомеханики тела.
Пациент (если он находится в сознании) или его родители/законные представители (для детей до 15 лет) должен быть информирован о предстоящей транспортировке. Информация, сообщаемая ему медицинским работником, включает сведения о цели транспортировки. Письменного подтверждения согласия пациента или его родственников (доверенных лиц) на транспортировку не требуется, так как данная услуга не является потенциально опасной для жизни и здоровья пациента. В случае выполнения простой медицинской услуги в составе комплексной медицинской услуги дополнительное информированное согласие не требуется.
Виды транспортировки больных в лечебные отделения больницы
Транспортировка – перевозка и переноска больных к месту оказания медицинской помощи и лечения. Способ транспортировки больного из приёмного покоя в отделение определяет врач, проводящий осмотр. Средства передвижения (каталки, носилки) обеспечиваются простынями и одеялами. Последние необходимо менять после каждого употребления. Больные, которые передвигаются самостоятельно, из приёмного отделения поступают в палату в сопровождении младшего медицинского персонала (младшей медицинской сестры, санитарок или санитаров).
Больных, которые не могут передвигаться, транспортируют в отделение на носилках или в кресле-каталке.
Транспортировка больного на носилках вручную
Нести больного на носилках следует без спешки и тряски, двигаясь не в ногу.
Вниз по лестнице больного следует нести ногами вперёд, причём ножной конец носилок нужно приподнять, а головной – несколько опустить (таким образом достигается горизонтальное положение носилок).При этом идущий сзади держит ручки носилок на выпрямленных в локтях руках, идущий спереди – на плечах.
Вверх по лестнице больного следует нести головой вперёд также в горизонтальном положении. При этом идущий впереди держит ручки носилок на выпрямленных в локтях руках, идущий сзади – на плечах.
Перекладывание больного с носилок (каталки) на кровать
1. Поставить головной конец носилок (каталку) перпендикулярно к ножному концу кровати. Если площадь палаты небольшая, поставить носилки параллельно кровати.
2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки больного, второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бёдер и голени. Если транспортировку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею и лопатки больного, второй – под поясницу и колени.
3. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повернуться на 90° (если носилки поставлены параллельно – на 180°) в сторону кровати и уложить на неё больного.
4. При расположении носилок вплотную к кровати, удерживать носилки на уровне кровати, вдвоём (втроём) подтянуть больного краю носилок на простыне, слегка приподнять его вверх и переложить больного на кровать.
Перекладывание больного с кровати на носилки (каталку)
1. Поставить носилки перпендикулярно кровати, чтобы их головной конец подходил к ножному концу кровати.
2. Подвести руки под больного: один санитар подводит руки под голову и лопатки больного, второй – под таз и верхнюю часть бёдер, третий – под середину бёдер и голени. Если транспортировку осуществляют два санитара, один из них подводит руки под шею лопатки больного, второй – под поясницу и колени.
3. Одновременно согласованными движениями поднять больного, вместе с ним повернуться на 90° в сторону носилок и уложить на них больного.
Усаживание больного в кресло-каталку
1. Наклонить кресло-каталку вперёд и наступить на подножку кресла.
2. Предложить пациенту встать на подножку и усадить его, поддерживая, в кресло. Проследить, чтобы руки пациента занимали правильное положение – во избежание травмы они не должны выходить за подлокотники кресла-каталки.
3. Вернуть кресло-каталку в правильное положение.
4. Осуществить транспортировку.
Особенности транспортировки больных зависят главным образом от характера и локализации заболевания.
При переломе костей черепа транспортировку производят на носилках в положении на спине с опущенным подголовником и без подушки. Вокруг головы укладывают валик из одеяла, одежды или умеренно надутого воздухом подкладного круга.
При переломах позвоночника в грудном и поясничном отделах на жестких носилках, на щите укладывают пострадавшего на спину лицом вверх.
При переломе таза пострадавшего укладывают на спину, под разведенные колени подкладывают валик, свернутое одеяло, подушку.
При переломах ребер больному придают полусидячее положение.
При кровотечениях из ран конечностей им придают возвышенное положение.
Больных с ожогами укладывают по возможности на неповрежденную сторону, тщательно укутывают одеялами, а обожженную поверхность закрывают стерильным бинтом или стерильной простыней.
При транспортировке больного, находящегося в бессознательном состоянии, необходимо следить, чтобы у него не западал язык, а при рвоте рвотные массы не попали в дыхательные пути. Для этого голову больного поворачивают на бок, нижнюю челюсть выдвигают вперед и удерживают в этом положении. Транспортировка таких больных производится исключительно на носилках.
Больных с сердечно-сосудистой и легочной недостаточностью из-за сильной одышки перевозят на носилках в полусидячем состоянии.
Если у больного налажена и работает система для длительней инфузии в центральную или периферическую вену, то при его перекладывании участвует еще одна медсестра, которая отвечает за сохранность системы и ее работоспособность. Она снимает флакон со стойки, держит его в левой руке и при перекладывании и транспортировке больного правой рукой контролирует и фиксирует положение иглы или катетера в вене. При этом необходима особенная слаженность в работе всех, кто принимает в ней участие. Следует соблюдать осторожность, избегать толчков.
Таким образом, приемный покой выполняет большой круг задач, важнейшие из которых связаны с подготовкой больного к лечению в плане предварительной диагностики-сортировки, необходимой санитарной обработки и транспортировки больных в отделения стационара.
Практические навыки по теме
1. Функциональные обязанности младшего (помощник медицинской сестры) и среднего (медицинская сестра) медицинского персонала.
2. Осмотр кожных и волосяных покровов больного в приемном отделении.
3. Стрижка волос, ногтей, бритьё.
4. Санитарно-гигиеническая обработка больных при поступлении в стационар.
5. Гигиеническая ванна и мытье под душем.
6. Транспортировка больных на каталке, носилках.
7. Перекладывание больного с носилок (каталки) на кровать.
Оснащение занятия
1. Фантом по общему уходу.
4. Функциональная кровать.
5. Ножницы, бритва.
Занятие проводится на базе приемного отделения.
Литература для подготовки к занятию
1. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике. – изд. Гэотар-Медиа, 2007. – 204 с.
2. Общий уход за терапевтическими больными: Учебное пособие для студентов /сост. А.Н. Калягин. Под ред. Ю.А. Гарляева. — М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006. – 233 с.
3. Джамбекова А.К., Клипина Т.Ю. Справочник медицинской сестры. – М: «Эксмо», 2008. – 448 с.
4. Гребнев А.Л. и соавт. Основы общего ухода за больными. – Москва, 1999. – 288 с.
5. Основы сестринского дела: Практикум /Т.П. Обуховец. – изд. 12-ое, стер. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 603 с.
6. Тоблер Рита Основные медсестринские процедуры./ Пер. с англ. А.В. Сучкова. – М: «Медицина», 2004. – 240 с.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Кафедра практической хирургии с курсом ухода за больными
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
По дисциплине: учебная практика «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля»
по специальности «ПЕДИАТРИЯ», 060103,65
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Структура и работа терапевтического отделения больницы. Основы ухода за больными терапевтического профиля.
1. Тема. Структура и работа терапевтического отделения больницы. Основы ухода за больными терапевтического профиля.
2. Учебная цель. Ознакомление обучающихся со следующими понятиями:
Общие сведения об уходе за больными в системе лечения терапевтических больных.
Устройство и оборудование терапевтического отделения. Внутренний распорядок терапевтического отделения. Лечебно-охранительный и санитарно-гигиенический режимы. Индивидуальный режим больного. Обязанности медицинской сестры отделения. Обязанности младшей медицинской сестры. Организация работы поста медицинской сестры. Приём и сдача дежурств. Медицинская документация. Общая оценка состояния больного. Антропометрия. Типы телосложения.
Санитарно-эпидемиологический режим терапевтического отделения. Внутрибольничная инфекция. Дезинфекция. Предупреждение профессиональных заболеваний медицинских сестёр при работе с кровью.
3. Продолжительность занятия — в соответствии с тематическим планом 180 минут.
4. Методика проведения занятия.Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и итоговой.
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы
Источники
Теория государства и права. — М.: Форум, Инфра-М, 2008. — 624 c.
Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.
Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2014. — 240 c.
-
Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.