Содержание
- 1 Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении
- 2 Российское административное право
- 3 Энциклопедия решений. Обжалование постановления МВД России (суда) о назначении административного наказания
- 4 Арбитражный суд Республики Адыгея
- 5 Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- 6 Статья 30.2 КоАП РФ. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (действующая редакция)
- 7 Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- 8 Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
- 9 Срок обжалования постановления о назначении административного наказания
Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении
Пересмотр постановлений – это самостоятельная стадия, имеющая факультативный, необязательный характер. Его использование зависит от усмотрения лица, которому это право предоставлено. Инициировать пересмотр постановления могут заинтересованные в исходе процесса лица путем подачи жалобы, а также прокурор, вынося протест на постановление по делу о правонарушении. По существу это представляет собой новое разбирательство дела, в ходе которого проверяется законность и обоснованность принятого решения субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить в силе ранее принятый акт.
Возможность обжалования и опротестования постановлений, обязательность их рассмотрения компетентными органами позволяет на основе единообразного толкования и применения закона исправить и устранить допущенные ошибки. Эта стадия, с одной стороны, гарантирует гражданам соблюдение их прав и свобод, а с другой – дисциплинирует тех, кто призван применять административные взыскания.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется процесс по делу, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником и представителем в течение десяти суток со дня объявления, вручения или получения постановления, за исключением жалобы на постановление о наложении взыскания в виде административного ареста либо депортации, которая может быть подана в течение пяти суток (ст.12.1, ст.12.4 ПИКоАП). Жалоба может быть подана в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. С жалоб, подаваемых в суд, взимается государственная пошлина (ст.12.2 ПИКоАП).
В жалобе должна содержаться аргументация приводимых доводов со ссылками на нормативные правовые основания, которые, по мнению лица, ее подающего, уполномоченное должностное лицо должно при рассмотрении дела применить, но не сделало этого либо применило неправильно. Приводимое мнение должно быть подтверждено имеющимися в деле доказательствами. Жалоба, как правило, завершается изложением требований заявителя исходя из полномочий инстанции. Недостатки в ее содержании не являются поводом для ее нерасмотрения или наступления каких-либо неблагоприятных юридических последствий. Подача жалобы автоматически способствует принятию ее к рассмотрению и осуществлению адекватных процессуальных действий.
В случае пропуска по уважительным причинам срока подачи жалобы он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (протест). В случае восстановления пропущенного срока исполнение постановления о наложении взыскания приостанавливается до рассмотрения жалобы (протеста).
Жалоба (протест) на постановление рассматривается в месячный срок со дня ее поступления, а в случае наложения взыскания в виде административного ареста либо депортации – в трехдневный срок со дня поступления.
Одним из этапов рассматриваемой нами стадии административного процесса является подготовка к рассмотрению жалобы (протеста) на постановление по делу о правонарушении. Этот этап состоит из следующих действий:
· выясняются законность и обоснованность вынесенного постановления;
· выясняется, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
· разрешаются ходатайства, при необходимости назначается экспертиза;
· запрашиваются дополнительные материалы.
Неявка надлежащим образом извещенных участников процесса не является препятствием для рассмотрения жалобы. Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично. В остальном порядок ее рассмотрения такой же, как и при рассмотрении дела о правонарушении.
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) принимается решение:
1. об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) – без удовлетворения;
2. об отмене постановления и прекращении дела;
3. об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение;
4. об отмене постановления полностью или в части и разрешении вопроса по существу;
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
5. об изменении меры и вида взыскания таким образом, чтобы взыскание не было усилено;
6. об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если оно было неправильно определено;
7. о прекращении процесса по делу, если истек срок для привлечения к административной ответственности.
Решение по жалобе, состоит из тех же реквизитов, что и постановление. Его копия в течение трех суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а потерпевшему – по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста в тот же срок сообщается прокурору. Постановление вступает в законную силу немедленно после его вынесения (ст.12.9 ПИКоАП).
Вступившее в законную силу постановление тоже может быть обжаловано. Это обусловлено тем, что ошибка может быть допущена и при назначении наказания, и при рассмотрении жалобы. Пересмотр характеризуется двумя особенностями. Во-первых, в данном случае пересмотр производится только в судебном порядке и, во-вторых, объектом пересмотра является не только решение на постановление, но и само постановление. Жалоба (протест) может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу. По истечении указанного срока они рассмотрению не подлежат (ст.12.11 ПИКоАП). Жалоба (протест) рассматриваются в срок не более одного месяца со дня поступления.
Должностные лица, имеющие право пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу, имеют право истребовать дело об административном правонарушении для пересмотра постановления в срок – не позднее одного месяца со дня поступления материалов.
При рассмотрении жалобы (протеста) на вступившее в законную силу постановление по делу, законность, обоснованность и справедливость его подлежат проверке в объеме доводов, содержащихся в них. Если при этом будут установлены основания для улучшения положения лица, привлеченного к административной ответственности, постановление по делу может быть пересмотрено в соответствующей части и при отсутствии просьбы об этом в жалобе (протесте).
По результатам рассмотрения жалобы (протеста) принимается одно из решений:
1. об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) – без удовлетворения;
2. об отмене постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение;
3. об отмене постановления полностью или в части и прекращении производства по делу;
4. об отмене последнего по времени постановления и оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу постановлений;
5. об изменении постановления с тем, чтобы взыскание не было усилено.
При оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения об этом письменно сообщается лицу, подававшему жалобу или принесшему протест, с указанием мотивов отказа в пересмотре дела. Во всех остальных случаях решение по жалобе (протесту) выносится в виде постановления.
Отмена постановления по делу об административном правонарушении с прекращением дела влечет за собой возврат денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата конфискованного предмета возмещается его стоимость. Одновременно может быть сообщено по месту работы, учебы или жительства.
Российское административное право
Вступление в законную силу постановлений о назначении административных наказаний
Исполнение постановлений — заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. Выделение норм об исполнительном производстве в специальный раздел КоАП РФ обусловлено особенностями этой стадии. На ней наступает административная ответственность виновного, реально применяются административные наказания, а значит, фактически реализуются меры административного принуждения.
На трех предыдущих стадиях — возбуждения дела (административного расследования), рассмотрения дела, пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях — компетентные субъекты обязаны собрать, проанализировать обстоятельства дела, дать им правовую оценку, определить, как воздействовать на виновного. Результаты этой деятельности фиксируются в официальных документах: протоколах, постановлениях, решениях.
На стадии исполнения завершается производство, исполняются принятые по делам постановления, решения, осуществляется карательное воздействие. Поэтому на стадии исполнения появляется много новых участников производства, действуют особые принципы, специфичны и содержание деятельности субъектов власти и статус наказанного.
Отношения, возникающие на стадии исполнения постановлений о привлечении виновных юридических и физических лиц к административной ответственности, регулируются по отдельным вопросам и ГК РФ, и ГПК РФ, и принятыми на их основе постановлениями Правительства РФ.
Стадия исполнения таких постановлений (решений) состоит из трех этапов:
- обращения к исполнению (в ст. 31.4 КоАП РФ говорится о приведении в исполнение);
- реального исполнения наказания, назначенного постановлением (решением);
- окончания исполнения постановления (решения).
Важный юридический вопрос — время вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. С этого момента лицо официально признается правонарушителем, считается виновным, привлекавшимся к административной ответственности. Постановление вступает в законную силу, если оно не было обжаловано в установленный ст. 30.3 КоАП РФ 10-дневный срок со дня вручения или получения лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями копий постановления.
Подача жалобы на постановление (решение), а также его опротестование в 10-дневный срок прокурором приостанавливают вступление постановления в силу. Если постановление было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, или если судья (должностное лицо) восстановил пропущенный по уважительной причине срок обжалования и если затем по жалобе, протесту было принято решение, которым постановление было оставлено в силе, изменено, то постановление вступает в законную силу, если решение не было обжаловано, опротестовано в 10-дневный срок со дня его вручения или получения.
Кассационная судебная жалоба, протест на решение суда общей юрисдикции (должностного лица), принятого при рассмотрении дела во второй инстанции, приостанавливает вступление постановления (решения) в законную силу.
Если кассационная жалоба, протест на решение были рассмотрены судом субъекта РФ общей компетенции, военным судом округа (флота), то такое решение суда вступает в силу немедленно; немедленно вступает в силу и не отмененное кассационной инстанцией постановление.
Исполнение постановления завершает производство по делу об административном правонарушении.
Энциклопедия решений. Обжалование постановления МВД России (суда) о назначении административного наказания
Обжалование постановления МВД (до 1 июня 2016 г. — ФМС) России (суда) о назначении административного наказания
Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 Федеральная миграционная служба упразднена. Её функции и полномочия переданы МВД России. В настоящий момент нормативно-правовая база, регламентирующая проведение федерального миграционного надзора органами МВД, находится в стадии формирования.
Постановление о назначении административного наказания может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Если постановление по делу об административном правонарушении вынесено судом, то обжаловать его нужно в вышестоящем суде (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Если постановление вынесло должностное лицо органа МВД России, то обжаловать его можно как в суд, так и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). В случае пропуска срока обжалования он по ходатайству жалобщика может быть восстановлен судьей или должностным лицом, рассматривающим жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ). Об удовлетворении или отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления выносится мотивированное определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ).
Сведения о привлечении к административной ответственности, об обжаловании административного наказания и о результатах этого обжалования будут внесены в Единый реестр проверок не позднее пяти рабочих дней со дня поступления такой информации в орган МВД России (п. 5 ч. 3 ст. 13.3 Закона N 294-ФЗ, пп. «е», «ж» п. 13, п. 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 415).
Согласно КоАП РФ постановление о назначении административного наказания нельзя одновременно обжаловать всеми возможными способами. Если жалоба на такое постановление поступила в суд, в вышестоящий орган и вышестоящему должностному лицу, то жалобу рассматривает непосредственно суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).
Обжалование постановления в МВД
Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности в вышестоящий орган (должностному лицу) МВД России, то жалоба на постановление должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (ч. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).
Жалоба рассматривается единолично соответствующим должностным лицом (ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ).
Иерархия должностных лиц и органов МВД России, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, установлена ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел России вправе:
1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители (п. 1 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ);
2) руководитель подразделения центрального аппарата МВД РФ по вопросам миграции, его заместители (п.10 ч. 2 ст.23.3 КоАП РФ);
3) руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители (п. 11 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ);
4) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ (п. 2 ч.2 ст. 23.3 КоАП РФ).
Процедура рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении детально описана ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ.
Должностное лицо МВД России не связано доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):
— об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
— об изменении постановления;
— об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
— об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
— об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочным должностным лицом.
Принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось вышестоящим должностным лицом или органом МВД России, то это решение может быть обжаловано в суд, а принятое по жалобе решение суда — в вышестоящий суд (ч. 1 ст. 30.9, ч. 1 ст. 30.12 КоАП РФ).
Сложилась многолетняя практика обжалования в арбитражный суд постановлений МВД и ФМС, вынесенных в адрес организаций и предпринимателей. Они обжаловали такие постановления, руководствуясь ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, по правилам, установленным статьями 207 — 211 АПК РФ.
Учитывая вышесказанное, а также новую редакцию ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ (которая действует с 15 ноября 2014 года с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ), жалоба в арбитражный суд должна содержать также убедительную мотивировку того, что выявленные МВД правонарушения непосредственно связаны с осуществлением экономической деятельности заявителя. В противном случае за обжалованием целесообразно сразу же обращаться в районный суд (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).
Обжалование в арбитражном суде
Обжалование начинается с подачи заявления об оспаривании постановления МВД. В числе прочих сведений в нем обязательно указываются (ч. 1 ст. 209 АПК РФ): название, номер и дата постановления; нарушенные постановлением законные права и интересы заявителя; основания, по которым он оспаривает, и его требования (о признании незаконным и отмене полностью или в части, либо об изменении). Однако суд не будет связан доводами этого заявления и проверит дело в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя либо по месту нахождения органа МВД России, которым принято оспариваемое постановление (ч. 1 ст. 208 АПК РФ, п. 3 ч. 1 ст 30.1 в совокупности с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ) в течение 10 дней со дня его получения (ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Госпошлину платить не нужно (ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Копию заявления необходимо отослать в МВД (ч. 2 ст.209 АПК РФ).
Дело будет рассмотрено в течение двух месяцев единолично судьёй арбитражного суда (ч. 1 ст. 210 АПК РФ), причем орган МВД России будет обязан доказать перед судом событие и состав правонарушения (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
В зависимости от обстоятельств по делу будет принято решение о признании постановления незаконным и отмене полностью или в части, либо о его изменении, либо об отказе в удовлетворении требования заявителя (ч.ч. 2, 3 ст. 211 АПК РФ).
На данное решение арбитражного суда в течение 10 дней может быть подана апелляционная жалоба (ч.ч. 5, 5.1 ст. 211 АПК РФ). Если же одновременно обжаловались и постановление о наказании, и предписание, полученные по итогам одной проверки, то апелляционная жалоба по такому предмету обжалования может быть подана в течение месяца после принятия решения арбитражным судом первой инстанции (ч. 1 ст. 259 АПК РФ, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 307-АД16-20892).
Возможность дальнейшего обжалования зависит от санкции соответствующей статьи КоАП РФ и размера назначенного административного штрафа. Если наказание установлено статьей только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного штрафа не превышает для организаций 100 000 рублей, для ИП — 5 000 рублей, то возможности кассационного обжалования очень скудны (ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ): обжаловать можно только по основаниям ч. 4 ст. 288 АПК РФ, т.е. при условии грубейших нарушений АПК РФ).
Обжалование в суде общей юрисдикции
Процедура рассмотрения в районному суде жалобы на постановление по делу об административном правонарушении детально описана ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ. Жалоба на постановление МВД России подается в срок не позднее 10 суток со дня получения копии обжалуемого постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Жалоба подается в районный суд по месту совершения правонарушения (п. 3 ч. 1 ст 30.1 в совокупности с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ). Государственную пошлину платить не нужно (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения жалобы на постановление суд выносит одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ):
— об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение наказанного лица;
— об отмене постановления и о прекращении производства по делу по мотивам малозначительности проступка (ст. 2.9 КоАП РФ), обстоятельств, при которых производство по делу невозможно (ст. 24.5 КоАП РФ), а также при недоказанности;
— об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в МВД России, если ранее по делу была серьезно нарушена процедура, предусмотренная КоАП РФ;
— об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочным должностным лицом МВД России (например, с нарушением правил предметной компетенции).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Указанное решение судьи, в свою очередь, также может быть обжаловано в вышестоящем суде (ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ) в описанном выше порядке (ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ).
Если указанное решение суда и постановление МВД уже вступили в законную силу, то обжаловать их можно (ст. 30.12 КоАП РФ) только в суде соответствующего субъекта РФ — к ним относятся верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов (ч. 1 ст. 30.13 КоАП РФ), где их пересматривают председатели указанных судов и их заместители (ч. 2 ст. 30.13 КоАП РФ).
Арбитражный суд Республики Адыгея
Обзор судебной практики по рассмотрению дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Поскольку КоАП РФ предусматривает исчисление двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности без учета того, что последний день срока выпадает на выходной день, принятие административным органом постановления о привлечении общества к ответственности за пределами указанного срока ввиду переноса последнего дня срока на следующий ближайший рабочий день неправомерно.
Вынесенные административным органом несколько предписаний аналогичного содержания (обязывающих общество устранить одни и те же нарушения) являются самостоятельными ненормативно-правовыми актами, неисполнение каждого из которых в силу их обязательной силы влечет ответственность, предусмотренную нормами административного законодательства, что не исключает возможности привлечения общества к ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение каждого из вынесенных предписаний.
В случае, если предмет правонарушения, за которое общество привлечено к ответственности, частично совпадает, данное обстоятельство не препятствует привлечению общества к административной ответственности за совершение правонарушения, выявленного в ходе иной проверки деятельности общества, проведенной спустя год после привлечения общества к ответственности за совершение аналогичного право нарушения.
Не допускается такое изменение судом оспариваемого решения административного органа, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Для квалификации деяния общества в качестве правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, административным органом должно быть доказано, что обществом в декларацию включены заведомо искаженные данные.
Собранные по административному делу доказательства с нарушением закона не могут быть использованы в качестве доказательства наличия в действиях общества состава правонарушения.
Не указание в оспариваемом постановлении размера назначенного за совершение правонарушения наказания — административного штрафа, является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, предлагаю рассмотреть данное обобщение на заседании Президиума Арбитражного суда Республики Адыгея.
Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Комментарий к Ст. 30.3 КоАП РФ
1. Законодателем установлен десятидневный срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, который начинает исчисляться со дня вручения или получения копии постановления.
По общим правилам начало течения срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Установленный срок обжалования истекает в 24 часа последнего десятого дня, а в случае если этот день является нерабочим, то последним днем срока обжалования считается первый следующий за ним рабочий день. При направлении жалобы почтовым отправлением момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.
2. В случае пропуска срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом или должностным лицом, коллегиальным органом, правомочными рассматривать жалобу при представлении доказательств уважительности такого пропуска срока.
Пятидневный сокращенный срок обжалования постановлений установлен по делам о нарушениях избирательных прав граждан и законодательства о выборах и референдумах.
Статья 30.2 КоАП РФ. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (действующая редакция)
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 30.2 КоАП РФ
1. Частью 1 данной статьи определен порядок подачи жалобы на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, указанных в п. 1 — 3 ст. 24.5 КоАП, а также на постановление о назначении административного наказания.
Порядок обжалования решения по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП определяется § 2 гл. 25 АПК (см. также п. 4 комментария к ст. 30.1). В указанных случаях АПК предусмотрена подача заявления, согласно ст. 208 АПК заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.
Требования к указанному заявлению установлены ст. 209 АПК.
2. Жалоба на постановление об административном аресте, поданная судье, вынесшему указанное постановление, подлежит направлению в вышестоящий суд в день направления жалобы и в соответствии с ч. 3 ст. 30.5 КоАП подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, в отношении которого вынесено данное постановление, отбывает административный арест. О делах об административных правонарушениях, влекущих назначение административного наказания в виде административного ареста, см. комментарий к ст. 32.8.
3. О статусе лица, уполномоченного обжаловать постановление по делу, см. п. 1 комментария к ст. 30.1. Указанное лицо вправе подать жалобу на постановление по делу судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, либо непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать (см. п. 3 — 6 комментария к ст. 30.1).
4. В случае, если рассмотрение жалобы на постановление по делу не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым подана жалоба, она направляется на рассмотрение по подведомственности (см. п. 3 — 6 комментария к ст. 30.1, а также п. 3 ст. 30.4 КоАП).
5. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (см. п. 4, 5 ст. 28.1 КоАП) обжалуется в соответствии с порядком, предусмотренным гл. 30 КоАП для обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
6. Применительно к ч. 5 комментируемой статьи следует иметь в виду, что в соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, в силу ч. 4 ст. 208 АПК (ч. 5 ст. 30.2 КоАП) не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. При подаче такого заявления не применяются положения подп. 3 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).
Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.
60. Административное задержание: основания, порядок применения
Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица, совершившего административное правонарушение.
Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ) в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание, указан в статье 27.3 КоАП РФ. В него входят полицейские, сотрудники ведомственной и вневедомственной охраны, сотрудники военной автомобильной инспекции и другие.
Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, не может быть произвольно расширен. Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитникалибо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок.
Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).
Задержанному нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
Протокол об административном задержании подписывает должностное лицо, его составившее, и задержанный. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу только по его просьбе.
Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа.
Лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении:
— посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;
— о нарушении таможенных правил в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.
Также на 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.
Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ. Это могут быть изоляторы временного содержания или специальные помещения, например внутри здания районного отдела милиции.
Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержатся отдельно от взрослых.
64.Систему безопасностиобразуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Основными функциями системы безопасности являются:
— выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
— управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
— осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
Читайте также:
- I стадия. Возбуждение дела об административном правонарушении.
- II стадия. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
- L Постановления Правительства,
- В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
- В качестве апелляционной инстанции проверяет не вступившие в силу приговоры, постановления, решения мировых судей.
- Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
- Возбуждение дела об административном правонарушении
- Возбуждение дела об административном правонарушении
- Возбуждение дела об административном правонарушении.
- Возбуждение дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении
- Давность исполнения постановления о назначении административного наказания
- Действует особый порядок обжалования взысканий.
Порядок вручения копии постановления о наложении административного наказания предусматривает исчисление десятидневного срока для обжалования постановления в вышестоящий орган, суд. Если копия постановления вручена под расписку, то десятидневный срок подачи жалобы исчисляется с даты вручения, зафиксированной в производстве по делу об административном правонарушении. Если же копия постановления высылается по почте, об этом делается соответствующая запись в деле.
Статья не устанавливает исключений из общего правила исчисления срока подачи жалобы. Истекает срок, в течение которого может быть подана жалоба, в двенадцать часов ночи последних суток с момента вручения или получения копии постановления.При этом не может быть отказано в возбуждении дела по мотивам пропуска срока на подачу жалобы. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. о некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях указано, что недопустим отказ в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечение сроков наложения наказания, исполнения постановления. В случае пропуска десятидневного срока обращения по уважительной причине он может быть восстановлен соответствующим вышестоящим органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу, судьей по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление. Уважительной причиной пропуска могут быть признаны, например, болезнь, командировка, другие обстоятельства, помешавшие заинтересованному лицу подать жалобу в срок. Поэтому вопрос об уважительности причины пропуска решается в каждом конкретном случае индивидуально.
Рассмотрение вопроса о восстановлении пропущенного срока решается судьей, органом, должностным лицом, которым подается жалоба. Если ходатайство отклоняется, в этом случае выносится определение об отклонении ходатайства о восстановлении по делу об административном правонарушении.
В отличие от УПК, где факт подачи жалобы приостанавливает исполнение решения, в КоАП данный вопрос не находит закрепления. В этом случае следует руководствоваться общим правилом, установленным Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Согласно п.4 данного Закона, приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении. Ходатайство о приостановлении исполнения решения может быть изложено в жалобе.
Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 344 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Срок обжалования постановления о назначении административного наказания
Автострахование
Жилищные споры
Земельные споры
Административное право
Участие в долевом строительстве
Семейные споры
Гражданское право, ГК РФ
Защита прав потребителей
Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
- Восстановление сроков обжалования постановления по делу об административном правонарушении
Срок обжалования постановления
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска 10-дневного срока обжалования постановления по делу об администратином правонарушении, он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подается вместе с жалобой. Если обжалуется постановление мирового судьи, то ходатайство о восстановлении срока должен рассмотреть судья районного суда, если обжалуется решение судьи районного суда, то, ходатайство о восстановлении срока рассматривает, соответственно, судья вышестоящего суда (краевого, областного, и т.д.; см. подробнее п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Основания для восстановления срока обжалования
постановления об административном правонарушении
По общему правилу, основанием для восстановления процессуального срока является установление судом наличия исключительных обстоятельств, препятствующих своевременной подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Болезнь – уважительная причина пропуска срока?
Традиционно, таким обстоятельством является болезнь лица. Но не любой недуг суд расценит как препятствие в своевременной подаче жалобы. Например, амбулаторное лечение легкого простудного заболевания вряд ли можно назвать исключительным обстоятельством, помешавшим лицу отправить жалобу в суд.
Стационарное же лечение в лечебном учреждении, на наш взгляд, является уважительной причиной пропуска срока.
Командировка – уважительная причина пропуска срока?
Нахождение лица в командировке – также может быть расценено судом как препятствие, как уважительная причина пропуска срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, анализ судебной практики свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев, суды не склонны считать командировку тем самым исключительным обстоятельством, препятствующим…
Например, суд скорее укажет следующее: «доказательств того, что, находясь в командировке Т. был лишен возможности своевременно обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, в том числе направить жалобу в суд посредством почтовой связи, заявителем представлены не были..».
А если лицо, привлекаемое к административной ответственности, на стадии рассмотрения дела представлял защитник, то суд, отказывая в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы, укажет, к тому же, следующее: «..Кроме того, Т. имел возможность принять своевременные меры к обжалованию постановления в установленный законом срок и с помощью защитника…».
Иные уважительные причины пропуска срока
Еще в качестве уважительной причины пропуска срока может быть, например, уход за тяжелобольным членом семьи, какие-либо обстоятельства непреодолимой силы (к примеру, природного, техногенного характера).
Но в целом, можно констатировать, что суды, рассматривая ходатайства лиц о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления об административном правонарушении, не благосклонны к заявителям подобных жалоб и в большинстве случаев отказывают в удовлетворении ходатайств.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 15.04.2015г.
Источники
Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.
Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.
-
Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.