Потенциальные преференции в части сроков ее представления

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Потенциальные преференции в части сроков ее представления" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Содержание

  • На основании выданной в целях проведения фундаментальных научных исследований муниципальной преференции (акта органа местного самоуправления) с организацией без проведения торгов заключен договор аренды муниципального имущества сроком на один год. При этом срок выданной преференции составляет два года. Антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявления на предоставление муниципальной преференции принято решение о даче согласия на предоставление данной преференции. Правомерно ли по окончании срока договора аренды указанных помещений заключение его на новый срок без проведения торгов? Если да, то на какой срок?

    Ответ: При условии, что соблюдены требования ч. 9 — 11 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ), считаем правомерным заключение на новый срок рассматриваемого договора без проведения торгов. При этом договор может быть заключен сроком еще на один год, то есть не более срока действия муниципальной преференции.

    Обоснование: В соответствии с положениями п. 9 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в порядке, установленном гл. 5 Закона N 135-ФЗ.

    Положения ч. 9 — 11 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ устанавливают условия и порядок заключения на новый срок договоров, в том числе предусмотренных в ч. 1 указанной статьи.

    В силу ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды, указанного в ч. 1 и 3 названной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

    [3]

    1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

    2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

    Согласно ч. 10 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в ч. 9 названной статьи, за исключением следующих случаев:

    1) принятия в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;

    2) наличия у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.

    В соответствии с ч. 11 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ в случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды, указанного в ч. 1 и 3 названной статьи, по основаниям, не предусмотренным ч. 10 названной статьи, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    В силу п. 3 ст. 610 Гражданского кодекса РФ законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

    Как следует из ч. 1 ст. 19 Закона N 135-ФЗ, государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в определенных Законом N 135-ФЗ целях.

    В силу ч. 3 ст. 19 Закона N 135-ФЗ государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением некоторых случаев.

    В соответствии с порядком предоставления государственной или муниципальной преференции, установленным ст. 20 Закона N 135-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

    В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, документы и принимает одно из указанных в ч. 3 рассматриваемой статьи решений в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявления и документов.

    В случае если решение о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции дано с ограничениями, заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, перечень которых устанавливается антимонопольным органом, в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции (ч. 4 ст. 20 Закона N 135-ФЗ).

    Читайте так же:  Предсменных предрейсовых и послесменных послерейсовых медицинских осмотров

    Следовательно, возможность заключения на новый срок договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения торгов может быть ограничена положениями договора или законодательством Российской Федерации. Так, в отношении договоров, заключаемых в порядке, установленном гл. 5 Закона N 135-ФЗ, таким ограничением правомерно признать сам срок выданной преференции (установленный актом соответствующего органа или введенный ограничением антимонопольного органа).

    В ситуации, рассматриваемой в вопросе, максимальным (предельным) сроком такого договора следует рассматривать срок действия муниципальной преференции, установленный актом муниципального образования (антимонопольный орган исходя из условий вопроса принял решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, не ограничив предельный срок преференции). При этом именно указанный максимальный срок (в данном случае срок действия преференции, установленный актом органа МСУ и составляющий два года) невозможно продлить по правилам, закрепленным в положениях ч. 9 — 11 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, в то время как первоначальный срок действия договора (меньший, чем его предельный срок) может продлеваться в пределах максимального срока в установленном Законом N 135-ФЗ порядке.

    Разъяснения ФАС России от 05.06.2012 по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 N 732 и от 30.03.2012 N 203), подтверждают, что именно максимальный срок договора аренды, заключенного по основаниям, установленным п. п. 9 — 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, ограничен законодательством и не может быть изменен (продлен) по правилам, предусмотренным ч. 9 — 11 указанной статьи. При этом невозможность изменения максимального срока договора аренды в указанном порядке не может означать невозможность при соблюдении законодательных требований изменить срок договора в его максимальных пределах, то есть в данном случае еще на один год.

    Порядок предоставления государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам (Чорновол Е.П.)

    Дата размещения статьи: 15.11.2017

    Среди правовых мер антимонопольной политики России особое место занимает регулирование предоставления хозяйствующим субъектам преференций. Данный правовой институт сформировался недавно, не получил разработки в науке конкурентного права. Между тем в деятельности и антимонопольных , и судебных органов по этому вопросу не выработана единая практика. Поэтому изучение указанной процедуры имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.
    ———————————
    См.: План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2579-р // СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 110.
    Доклад ФАС России о состоянии конкуренции в РФ за 2015 год. URL: http://fas.gov.ru/.
    Любченко И.С., Гулинский А.А. Предоставление государственных и муниципальных преференций — практика применения судами положений главы 5 Федерального закона «О защите конкуренции» // Арбитражные споры. 2014. N 1. С. 66 — 79.

    Поскольку всем им присуща гражданско-правовая природа, постольку при их определении следует исходить из норм ГК РФ. Поэтому нельзя согласиться, что объектами преференции не могут быть нематериальные блага . Конечно, те из них, которые принадлежат личности как таковой и от нее неотделимы (ст. 150 ГК РФ, п. 2 письма ФАС РФ от 12 сентября 2007 г. N ИА/16263 ), не могут являться преференцией. Но закон и доктрина не исключают в качестве таковой результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
    ———————————
    Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Холкина М.Г. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2014.
    СПС «КонсультантПлюс», 2016.
    См.: Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2015 г. N 117 «О передаче федеральному казенному предприятию «Союзплодоимпорт» исключительных прав на товарные знаки на алкогольную и спиртосодержащую продукцию» // СЗ РФ. 2015. N 7. Ст. 1054.
    См.: Протокол N 8 заседания рабочей группы Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам от 18 февраля 2015 г. // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

    Преференции предоставляются на основании правовых актов органов публичной власти (ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции), которые, по мнению А.Н. Кайль, носят общий характер, предусматривающий условия передачи хозяйствующим субъектам преференций, и частный — конкретизирующий основания их предоставления конкретному субъекту . Очевидно, законодатель имеет здесь ввиду нормативно-правовые предпосылки и юридические факты (ч. 1 ст. 19 и ч. 1 ст. 20 Закона о конкуренции).
    ———————————
    Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Холкина М.Г. Указ. соч.

    Представление преференции протекает в форме материальных и процессуальных правовых связей. Первые складываются между органом, предоставляющим преференцию хозяйствующему субъекту, и хозяйствующим субъектом, претендующим на ее получение, и регулируются гражданским и бюджетным правом. Вторые возникают между органом, намеренным предоставить преференцию хозяйствующему субъекту, и ФАС РФ (его подразделением) о согласовании ее представления, а также между ФАС РФ (его подразделением) и хозяйствующим субъектом, получившем преференции о ее целевом использовании, и регламентируются конкурентным правом. Но это не означает, что в предмет института преференций не входят материальные отношения . Законодательство о конкуренции содержит как материальные, так и процессуальные нормы. Причем они предопределяют субъектов и условия материально-правовых связей по передаче органом публичной власти преференции хозяйствующему субъекту (ст. 20 Закона о конкуренции).
    ———————————
    Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Холкина М.Г. Указ. соч.

    Собственно процедура согласования с антимонопольным органом предоставления преференции определена ст. 20 Закона о конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденным Приказом ФАС РФ от 16 декабря 2009 г. N 841 (далее — Приказ ФАС РФ N 841). Но их положения, как правило, не распространяются на случаи государственной поддержки хозяйствующих субъектов, которые не являются преференцией (ч. 4 ст. 19 Закона о конкуренции). Также не требуется согласия антимонопольного органа, если преференция предоставляется хозяйствующему субъекту в силу подп. 1 — 4 ч. 3 ст. 19 Закона о конкуренции, хотя некоторые из этих положений вызывают вопросы.
    ———————————
    Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 14.

    Читайте так же:  Регистрация договора купли продажи недвижимости через мфц

    Так, если согласно первому из них законом субъекта РФ и нормативным актом органа местного самоуправления, не предназначенным для регулирования бюджетных связей, предусмотрено предоставление преференций, то для этого необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа, что влечет вопреки принципу разделения властей осуществление контроля со стороны антимонопольного органа за органами законодательной власти . Разрешение коллизии видится в закреплении права предоставления преференций на уровне этих субъектов за их исполнительными органами.
    ———————————
    Еременко В.И. Очередные изменения в антимонопольном законодательстве Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс», 2016.

    Литература

    О правомерности передачи прав владения, пользования коммунальными объектами путем предоставления преференции — разъяснение ФАС России (2013)

    В Федеральную антимонопольную службу поступают обращения юридических лиц, в том числе территориальных органов ФАС России, о разъяснении правомерности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного, водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности (далее — Объекты), путем предоставления, государственной или муниципальной преференции (далее — преференции), то есть без проведения соответствующих процедур торгов. В целях единообразного применения антимонопольного законодательства ФАС России направляет настоящие разъяснения, одобренные Методическим советом ФАС России (протокол № 13 от 18.11.2013).

    Анализ практики территориальных органов ФАС России по согласованию предоставления преференций в порядке, установленном главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), свидетельствует о широком распространении случаев предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; и органами, местного самоуправления (далее для целей настоящих разъяснений — органы власти, заявители) преференций в. виде передачи хозяйствующим субъектам прав владения и (или) пользования Объектами. При этом органы власти зачастую бездействуют в части проведения предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации процедур торгов и соответствующей оценки государственного или муниципального имущества.

    Возможность предоставления указанных преференций мотивируется органами власти плохим техническим состоянием Объектов, что требует значительных финансовых вложений для обеспечения окупаемости вида деятельности, при котором они используются, а также временными и финансовыми затратами, связанными с процедурами оценки и регистрации имущества, необходимыми для проведения торгов на право заключения договоров владения и (или) пользования Объектами.

    Вместе с тем, передача прав на указанные Объекты хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное или муниципальное имущество, и интересы потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.

    Федеральным законом от 07.05.2013 № ЮЗ-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», устанавливающие особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

    В частности, в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

    Частью 5 статьи 28.1 указанного Федерального закона установлено, что договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

    В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных указанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 указанного Федерального закона.

    Частью 6 статьи 41.1 данного Федерального закона установлено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

    Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

    Читайте так же:  Сколько длится отпуск без содержания: нормы и правила

    В силу положений статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №. 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы власти обязаны осуществлять полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении» и полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

    Согласно положениям части 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции преференциями являются действия органов власти по предоставлению отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, в том числе путем предоставления государственного или муниципального имущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности. Преференции могут быть предоставлены исключительно в целях и порядке, установленных, соответственно, частью 1 статьи 19 и статьей 20 Закона о защите конкуренции.

    Как правило, в заявлениях о даче согласия на предоставление преференций в качестве целей предоставления таких преференций органы власти указывают установленные частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции цели, в том числе: охраны здоровья граждан (п. 12 ч. 1 ст. 19), защиты окружающей среды (п. 4 ч. 1 ст. 19), поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19), обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 1 ч. 1 ст. 19).

    При рассмотрении таких заявлений о даче согласия на предоставление преференций антимонопольным органам необходимо оценить соответствуют ли мероприятия, осуществляемые хозяйствующими субъектами (в отношении которых органами власти имеются намерения предоставить преференцию) в процессе их хозяйственной деятельности целям предоставления преференции.

    В случае если в ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление преференции, возможно, не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и необходимо получить дополнительную информацию для принятия решения, предусмотренного частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе, на основании пункта 2 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, продлить срок рассмотрения заявления и запросить необходимую информацию, В частности, целесообразно запросить у заявителя документы и информацию об обосновании предоставления хозяйствующему субъекту указанного преимущества, о мероприятиях, проведенных органом власти по исполнению норм действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами, соответственно, теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также о периоде времени, необходимом для осуществления органом власти таких мероприятий.

    В случае если по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции в виде передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности (в том числе по итогам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции) антимонопольный орган придет к выводу о том, что предоставление такой преференции соответствует целям, установленным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции и не может привести к устранению или недопущению конкуренции, антимонопольный орган может принять решение о даче согласия на предоставление такой преференции исключительно при установлении в соответствующем решении ограничений, предусмотренных положениями пункта 4 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции, а именно в совокупности:

    1) Предельный срок предоставления преференции может составлять не более 1 года,

    2) В течение указанного срока органу власти необходимо осуществить мероприятия, направленные на проведение конкурсных и иных процедур на право заключения договоров владения и (или) пользования указанным имуществом (в том числе по оценке и регистрации имущества) в соответствии с Федеральными законами от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и провести торги.

    В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о защите конкуренции, орган власти, по заявлению которого принято такое решение антимонопольного органа, обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, в месячный срок с даты предоставления преференции.

    В случае неисполнения органом власти указанных ограничений, введенных решением антимонопольного органа, необходимо применять меры антимонопольного реагирования, в том числе в соответствии со статьей 21 Закона о защите конкуренции.

    Преимущества и преференции по 44-ФЗ

    Преференция: что это значит по 44 ФЗ

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

    Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

    В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказ Минэкономразвития от 25.03.2014.

    На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

    • конкурсе;
    • аукционе;
    • запросе котировок;
    • запросе предложений.

    На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

    • конкурсных заявок;
    • заявок на запрос котировок;
    • окончательных решений при запросе предложений.

    Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

    Читайте так же:  Перечень заболеваний опорно двигательного аппарата для инвалидности

    Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

    При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

    [2]

    Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

    Статьи ЗКС о преимуществах

    Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28–30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

    • уголовно-исполнительной системы (УИС).
    • инвалидов (ОИ).
    • малого предпринимательства (СМП).
    • социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

    За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

    При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).

    Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительства утвердило 15.04.2014.

    При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

    • конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
    • аукционов;
    • запросов котировок и предложений.

    На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

    При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

    Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).

    Потенциальные преференции в части сроков ее представления

    Дата документа 03.11.2015
    Метки Методика

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

    По общему правилу государственные или муниципальные преференции предоставляются с предварительного письменного согласия антимонопольного органа. Редакция статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ предлагает довольно широкий перечень целей, для которых эти преференции могут предоставляться. Подробнее об этом — читайте в представленном материале.

    Взамен ранее использовавшегося термина «государственная и муниципальная помощь» законодатель ввел новый — «государственные или муниципальные преференции», под которыми Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) понимает предоставление органами власти и органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
    Закон N 135-ФЗ уточняет порядок предоставления органами государственной власти и местного самоуправления государственных или муниципальных преференций. При этом Закон N 135-ФЗ исходит из того, что получение отдельными хозяйствующими субъектами государственных или муниципальных преференций негативно сказывается на состоянии конкуренции на товарных рынках, в связи с чем возможности предоставления таких преференций существенно ограничены.

    Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

    В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
    Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
    Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

    [1]

    Преференции и преимущества в контрактной системе

    Преференции и преимущества в контрактной системе: в чем разница

    В широком смысле слова, преференции контрактной системы — это преимущества в отношении цены контракта, которые предоставляются следующим группам участников:

    Более подробная информация представлена в таблице.

    Учреждения и предприятия УИС
    (ст. 28 Закона №44-ФЗ)

    Организации инвалидов
    (ст. 29 Закона №44-ФЗ) СМП и СОНКО
    (ст. 30 Закона №44-ФЗ) Суть
    преференции

    Если победитель — УИС, цена может быть увеличена по требованию
    победителя до 15%, но не более НМЦК.

    Если победитель — организация инвалидов, цена может быть увеличена по требованию победителя до 15%, но не более НМЦК. Вариант 1. В закупке участвуют только
    СМП и СОНКО.
    Вариант 2. Устанавливается требование о
    привлечении соисполнителей,
    субподрядчиков из числа СМП и СОНКО (ч. 5 ст. 30 Закона №44-ФЗ). Когда заказчик
    обязан
    предоставить
    преимущества Закупаются товары, работа или услуги, включенные в
    перечень, утвержденный
    постановлением Правительства РФ
    от 14.07.2014 № 649.

    Закупка товаров, работ или услуг из перечня для предоставления преференции инвалидам по 44 ФЗ (постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341).

    При заказе любых товаров, работ или услуг в объеме не менее 15% от СГОЗ, рассчитанного с учетом требований ст. 30 Закона № 44-ФЗ, кроме заказа:
    1) услуг по предоставлению кредитов;
    2) у единственного поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Способ закупки Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у
    единственного поставщика. Все способы, кроме двухэтапного конкурса и закупки у
    единственного поставщика. Вариант 1. Все способы закупки, кроме
    закупки у единственного поставщика
    (подрядчика, исполнителя).
    Вариант 2. Все способы закупки.
    Читайте так же:  Статья 302. Принуждение к даче показаний: описание и санкции

    Преимущества отечественному проиводителю

    Кроме вышеперечисленного приоритет имеют участники, которые предлагают товары, произведенные в России или в странах — участниках Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Механизм предоставления преимуществ в данном случае реализуется через приказ МЭР от 25.03.2014 № 155. Документ также содержит перечень продукции, на которую распространяется такое правило.

    Порядок предоставления преференции (155 приказ) заключается в следующем:

    • при проведении конкурса, запроса предложений и запроса котировок участники, предложившие российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, получают приоритет по критерию «цена контракта». Такое предложение оценивается с применением 15% скидки. При этом контракт заключается по предложенной таким участником изначальной цене;
    • при проведении аукциона стандартным для этой процедуры путем определяется победитель. Затем, если это товар иностранного происхождения, цена предложения будет снижена на 15% и по ней будет заключен контракт. Если это российский товар или товар, произведенный в ЕАЭС, предложенная победителем госзакупки цена останется без изменений.

    Подробно об этом мы писали в статье о преференциях.

    Обращаем внимание, что оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 в рамках 223-ФЗ производится с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. При этом, в отличие от Приказа МЭР № 155, заказчик самостоятельно определяет перечень товаров, которые получат преимущества.

    Налоговые преференции

    Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются налогоплательщику, если тот выполняет необходимые условия (ст. 395 НК РФ). Например, участвует в благотворительности. Они бывают:

    • территориальные;
    • отраслевые;
    • срочные;
    • целевые;
    • интравекторные и функциональные.

    Например, территориальные направлены на поддержку и развитие определенных территорий, а отраслевые — отраслей производства. Выражаются они в налоговых льготах, сниженной ставке, отсрочке по платежам или полном освобождении от уплаты налогов.

    К сожалению, для сферы госзакупок налоговых льгот не предусмотрено.

    Как установить преференции в 2019 году

    Преференции и приказ МЭР № 155 от 25.03.2014

    Закон о контрактной системе позволяет создать благоприятные условия для поставки товаров отечественного производства. Для этого поставщикам, которые предлагают к закупке российскую продукцию, дают преференции.

    Льготный режим предусмотрен для членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В него входят Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан.

    Условия допуска определяет Приказ Минэкономразвития 155 от 25.03.2014. Перечень продукции, на которую распространяется действие преференций, включает, в том числе:

    • продукты питания;
    • бумагу;
    • лекарственные средства;
    • офисную мебель;
    • компьютерное оборудование и прочее.

    155 Приказ Минэкономразвития в 2019 году не утратил силу, не отменен и продолжает применяться, хотя полномочия федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок переданы Минфину.

    Приказ Минэкономразвития 155 от 25.03.2014

    Как применяется

    Согласно Приказу МЭР № 155 от 25.03.2014, при закупке из перечня к участию в процедуре определения поставщика допускаются все поданные заявки. Но те из них, которые содержат предложение о поставке отечественного товара или производства стран евразийского союза, получают ценовое преимущество, по сравнению с предлагающими иностранную продукцию.

    В зависимости от способа закупки различен и механизм применения преимуществ.

    Если проводится конкурс, запрос предложений и запрос котировок, то преимущество предоставляется при рассмотрении и оценке по критерию «цена контракта». Заявка, которая содержит предложение о поставке продукции, произведенной на территории государств — членов ЕАЭС, оценивается с применением понижающего 15 % коэффициента. При этом контракт заключается по предложенной участником стоимости.

    В примере победителем будет признан участник, заявка которого содержит предложение о поставке российских товаров, так как для оценки применяется понижающий коэффициент. Контракт с ним будет заключен по цене 100 рублей.

    Если проводится аукцион, преимущества предоставляются в другом порядке. Победитель определяется обычным путем — это будет тот, кто предложил наименьшую стоимость. Но затем, если победитель аукциона поставляет продукцию иностранного происхождения (за исключением той, которую произвели в государствах — членах ЕАЭС), контракт заключается по цене, сниженной на 15 % от той, что указана в его предложении. Если же побеждает участник, который поставляет товары производства России и стран ЕАЭС, цена контракта не снижается.

    Победителем становится участник, заявка которого содержит предложение о поставке китайских товаров, потому что он предложил наименьшую стоимость. Но контракт с ним будет заключен по цене 76,5 рубля.

    С 01.07.2018 в заявке участники закупок указывают наименование страны происхождения товара, только если закупка подпадает под условия допуска.

    Исключения из правил

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Приказ МЭР 155 не применяется в следующих случаях:

    Источники


    1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

    2. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.

    3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
    4. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.
    5. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.
    Потенциальные преференции в части сроков ее представления
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here