Содержание
- 1 Порядок заключения договора управления многоквартирным домом
- 2 Какой порядок заключения договора управления многоквартирным домом?
- 3 Статья 162. Договор управления многоквартирным домом
- 4 Понятие и характеристика договора управления многоквартирным домом
- 5 Общие вопросы договора управления многоквартирным домом
- 6 Какой порядок заключения договора управления многоквартирным домом?
Порядок заключения договора управления многоквартирным домом
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Управляющая организация избрана на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая компания обязана заключить договор управления многоквартирным домом с каждым собственником.
1. Обязан ли собственник подписать такой договор?
2. В случае передачи квартиры в оперативное управление договор подписывает собственник или организация, которой передан объект в оперативное управление?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
19 сентября 2018 г.
————————————————————————-
*(1) Открытый конкурс по отбору управляющей организации проводится в случаях, указанных в ч. 13 ст. 161 и ч. 5 ст. 200 ЖК РФ, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ).
*(2) Справедливости ради заметим, что отдельные суды обязывают собственников заключить договор с управляющей организацией, даже если решение об ее избрании принято на общем собрании домовладельцев (смотрите, например, решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.07.2007 по делу N А53-5212/07). Полагаем, что такой подход не согласуется с основополагающим гражданско-правовым принципом свободы договора, закрепленным в п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ.
Какой порядок заключения договора управления многоквартирным домом?
Мы выбрали наиболее общий из них — о порядке заключения договора управления многоквартирным домом, и предлагаем вам краткий ответ на него.
Как мы с вами определились ранее, одним из способов управления многоквартирным домом, предлагаемым собственникам помещений, является управление управляющей организацией.
Управляющая организация — это юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Такое определение управляющей организации содержат Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 580 от 29.07.2010) .
Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, что установлено пунктом 3 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, причем решение общего собрания является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статья 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников жилья.
Многоквартирный дом в соответствии с пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации может управляться только одной управляющей организацией.
Договор управления заключается в письменной форме путем составления одного (единого) документа , подписанного сторонами.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников с каждым из них заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
В договоре управления на основании п. 3 ст. 162 ЖК РФ должны быть указаны следующие данные:
— состав общего имущества дома, в отношении которого будет осуществляться управление, адрес дома;
— перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме, порядок изменения этого перечня, а также перечень предоставляемых управляющей организацией коммунальных услуг;
— порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы;
При заключении договора собственникам помещений необходимо помнить, что они одновременно являются сособственниками земельного участка под таким домом и общего имущества дома (это например, крыши, лифт, лестничные марши и т.д.).
Оформление каких-либо отдельных документов о собственности для этого не требуется.
Так вот, если на стене дома располагается реклама , в общем подвале — магазинчик, на крыше дома — оборудование сотовых операторов, а на общей придомовой территории ларек по продаже овощей и фруктов, собственникам имущества необходимо срочно поручить управляющей компании – разобраться: кто, куда и в какой сумме оплачивает деньги за аренду общего имущества.
ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ!
Эти денежные средства должны поступать в общую кассу и расходоваться на общие нужды по ремонту и содержанию многоквартирного дома.
Отметим, что под порядком определения цены договора по разъяснениям, приведенным в письме Минрегиона России от 6 марта 2009 г. N 6174-АД/14, следует понимать формулировку порядка (методику) определения (расчета) общей стоимости указанных в договоре в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в течение всего срока действия договора управления.
Под порядком определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения следует понимать формулировку порядка (методику) определения (расчета) стоимости указанных в договоре в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ услуг и работ по содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Под порядком определения размера платы за коммунальные услуги следует понимать указание в договоре управления на порядок определения и изменения размера платы за коммунальные услуги с использованием регулируемых тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения в соответствии с пунктом 13 статьи 155 и статьей 157 Жилищного кодекса РФ, а также нормами раздела III и VII Правил предоставления коммунальных услуг.
При заключении договора не должно остаться так называемых «темных пятен». Приведем простой пример. Перед нами газетка одной из управляющих компаний за март 2011 года.
Так вот, отвечая на вопрос собственников жилых помещений об оплате по квитанциям неких дополнительных услуг, управляющая компания ссылается на пункт договора, который звучит таким образом: «…управляющая организация вправе оказывать иные услуги и выполнять иные работы, не вошедшие в утвержденный перечень услуг», кстати, четко предусмотренный этим же договором. И еще на один пункт договора имеется ссылка. Процитируем дословно в качестве примера. «Затраты, связанные с выполнением управляющей организацией не оговоренных настоящим договором работ, возникших по объективным причинам, … оплачиваются собственниками дополнительно».
Вот такая формулировка. Под такие и подобные им формулировки в городе Тюмени в 2010-2011 году «модно» включать платежи, они порой доходят до 200-250 рублей в месяц с обычной двухкомнатной квартиры (а берутся с квадратного метра жилья) за вывоз … снега. Зима действительно была снежная. Но собственники (исходя из рассматриваемого для примера договора) не предоставляли полномочий управляющей компании вывозить снег, да и вывозился он или нет, не всегда сразу можно определить, это требует специальной фиксации и отчета. Есть, например, ряд управляющих компаний города, которые заранее информировали жильцов — уберите транспорт , завтра будет произведена уборка и вывоз снега.
Итак, еще раз повторим важную мысль!
В силу пункта 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны – печень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня (!), а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Все предельно ясно.
Более того, необходимо разобраться с вопросом – а не за счет ли муниципального бюджета проводилась на придомовой территории уборка снега и не пытается ли управляющая компания взять оплату за те услуги, которые она сама не оказывала и не организовывала.
Договор не должен вызывать двусмысленное понимание. Это как доверенность, выданная другому лицу на права распоряжения нашими средствами или имуществом. В договоре на управление должно быть исчерпывающе прописано все четко и конкретно.
Договор заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. Если управляющая организация выбрана по результатам открытого конкурса , то договор управления с такой организацией заключается на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Следует обратить внимание на то, что способ управления может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания, т.е. законодатель предоставил собственникам право в любое время изменить способ управления домом.
Если собственники многоквартирного дома сочтут избранный ими ранее способ управления недостаточно эффективным, то они вправе своим решением изменить его.
А момент сейчас самый подходящий, поскольку в силу пункта 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (если иные сроки не установлены договором) управляющая организация в течении первого квартала текущего года должна представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Статья 162. Договор управления многоквартирным домом
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 251-ФЗ в статью 162 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 162. Договор управления многоквартирным домом
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 162 ЖК РФ
Информация об изменениях:
Часть 1 изменена с 26 июля 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 214-ФЗ
1. Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 38-ФЗ статья 162 настоящего Кодекса дополнена частью 1.1
1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.
Информация об изменениях:
Часть 2 изменена с 3 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ
Действие положений статьи 162 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров управления многоквартирным домом, заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 263-ФЗ статья 162 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1
2.1. Договор управления многоквартирным домом, заключенный в порядке, установленном настоящей статьей, должен быть размещен управляющей организацией в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 3 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ
Действие положений статьи 162 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров управления многоквартирным домом, заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 3 апреля 2018 г. — Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ
Действие положений статьи 162 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из договоров управления многоквартирным домом, заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 38-ФЗ часть 5 статьи 162 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
5. Договор управления многоквартирным домом заключается:
1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;
2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;
3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.
6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Информация об изменениях:
Часть 7 изменена с 11 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ
7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Видео (кликните для воспроизведения). |
8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ в часть 8.1 статьи 162 настоящего Кодекса внесены изменения
8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ в часть 8.2 статьи 162 настоящего Кодекса внесены изменения
8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.
Информация об изменениях:
Часть 10 изменена с 11 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ
10. Управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 263-ФЗ в часть 11 статьи 162 настоящего Кодекса внесены изменения
Информация об изменениях:
Статья 162 дополнена частью 12 с 11 января 2018 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 485-ФЗ
12. Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.
Понятие и характеристика договора управления многоквартирным домом
Договор управления многоквартирным домом (далее — договор управления) — это соглашение, по которому управляющая организация, действующая на основании лицензии, по заданию собственников помещений в многоквартирном доме либо органов управления ТСЖ, либо органов управления жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо лиц, принявших от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному ак- туили иному документу о передаче (дольщиков) либо застройщика в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По характеристике договор управления многоквартирным домом является двусторонним, возмездным, консенсуальным и договором присоединения.
Двусторонний договор управления предполагает наличие двух участников (субъектов), вступающих в правоотношение. С одной стороны, это всегда управляющая организация. С другой стороны, это могут быть собственники жилых/нежилых помещений; орган управления товарищества собственников жилья (далее — ТСЖ) или иного специализированного жилищного кооператива; дольщики; застройщик.
Управляющая организация — это коммерческая организация, оказывающая услуги по управлению многоквартирным домом на основании лицензии (п. 1.3 ст. 161 ЖК РФ).
Получение лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — МКД) для управляющей организации стало обязательным с 01.05.2015 года. Лицензия выдается органом государственного жилищного надзора (Госжилинспекцией) на основании решения лицензионной комиссии.
Лицензия предоставляется без ограничения срока ее действия и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она выдана (п. 4 ст. 192 ЖК РФ).
Чтобы получить лицензию, управляющая организация, как соискатель лицензии, должна удовлетворять лицензионным требованиям, перечисленным в ЖК РФ.
Лицензионные требования к управляющей организации | ||
N | Требование | Содержание |
“ | Регистрация в качестве коммерческой организации или индивидуального предпринимателя на территории РФ. | Сведения о соискателе лицен- зии/лицензиате должны содержаться в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также быть размещены в открытом доступе на сайте ФНС РФ — http://www.nalog.ru). Иностранные лица не допускаются к деятельности по управлению МКД. Вместе с тем закон не предъявляет никаких требований к составу участников и структуре уставного капитала организации. |
6 ст. 195 ЖК РФ). Таким образом, по истечении трех лет после наложения наказания дисквалификация должностного лица уже не будет препятствием для получения лицензии на управление МКД.__________________________
— о соблюдении законодательства РФ в соответствующей сфере деятельности в целом;
— требования законодательства РФ, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта;
— требования к объему выполненных работ, оказанных услуг.____________
Если действие лицензии прекращено или лицензия аннулирована, управляющая организация обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД до дня:
1) возникновения обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной на общем собрании собственников или отобранной по результатам открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления МКД, заключенному управляющей организацией с ТСЖ, ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в п. п. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ;
4) государственной регистрации ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива.
Общие вопросы договора управления многоквартирным домом
Основания заключения договора управления многоквартирным домом
Жилищный кодекс РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирных жилых домах право выбора способа управления многоквартирным жилым домом. Выбор способа управления многоквартирным домом — новелла жилищного законодательства. Ранее действовавшие нормативные правовые акты практически не касались этого важного круга жилищных отношений. ЖК РФ свел воедино нормы об управлении многоквартирным домом. При этом свое новое отражение нашли как ранее известные методики, так и новые способы.
Жилищный кодекс установил единый принцип для всех способов управления многоквартирными домами. Такое управление должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Способами управления многоквартирным домом являются:
- — непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- — управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- — управление управляющей организацией.
Решение о выборе одного из указанных способов принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Одним из наиболее перспективных и распространенных способов управления является управление многоквартирным домом специализированной управляющей организацией. Распространение данного способа управления связано также с тем, что он несколько в иной форме существовал и ранее. Ст. 22 ЖК РСФСР устанавливала, что для эксплуатации государственного и общественного жилищного фонда создаются жилищно-эксплуатационные организации, деятельность которых осуществляется на основе хозяйственного расчета, действующие на основании типового положения об организациях данного вида. Так, в Москве для управления жилыми домами были созданы дирекции единого заказчика в форме государственных унитарных предприятий.
На жилищно-эксплуатационные организации возлагалась обязанность по содержанию и ремонту многоквартирных домов, заключению договоров с организациями, оказывающими коммунальные услуги. Изначально при управлении многоквартирными домами соблюдался принцип, сохраненный и в настоящее время — многоквартирный дом может управляться только одной эксплуатирующей организацией. Однако ранее не было возможности выбора управляющей организации. Такие организации создавались централизованно. Многоквартирные дома передавались им не только в управление, а в хозяйственное ведение, на баланс.
Решение о выборе способа управления многоквартирным домом порождает обязанность собственников заключить договор управления многоквартирным домом. Однако данная обязанность возникает не по отношению к управляющей организации, а в отношении других собственников. Сама управляющая организация не вправе понуждать собственников заключить с ней договор управления на условиях, утвержденных общим собранием собственников. Правило о применении к отношениям между управляющей организацией и собственниками положений ст. 445 ГК РФ установлено только для случаев, когда договор заключается по результатам открытого конкурса, организованного органом местного самоуправления (п. 5 ст. 161 ЖК РФ).
Какой порядок заключения договора управления многоквартирным домом?
Мы выбрали наиболее общий из них — о порядке заключения договора управления многоквартирным домом, и предлагаем вам краткий ответ на него.
Как мы с вами определились ранее, одним из способов управления многоквартирным домом, предлагаемым собственникам помещений, является управление управляющей организацией.
Управляющая организация — это юридическое лицо независимо от организационно- правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Такое определение управляющей организации содержат Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации № 580 от 29.07.2010) .
Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, что установлено пунктом 3 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации, причем решение общего собрания является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статья 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников жилья.
Многоквартирный дом в соответствии с пунктом 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации может управляться только одной управляющей организацией.
Договор управления заключается в письменной форме путем составления одного (единого) документа , подписанного сторонами.
При выборе управляющей организации общим собранием собственников с каждым из них заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
— состав общего имущества дома, в отношении которого будет осуществляться управление, адрес дома;
— перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме, порядок изменения этого перечня, а также перечень предоставляемых управляющей организацией коммунальных услуг;
— порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги, порядок внесения такой платы;
— порядок осуществления контроля над выполнением управляющей организацией обязательств по договору управления.
При заключении договора собственникам помещений необходимо помнить, что они одновременно являются сособственниками земельного участка под таким домом и общего имущества дома (это например, крыши, лифт, лестничные марши и т.д.).
Оформление каких-либо отдельных документов о собственности для этого не требуется.
Так вот, если на стене дома располагается реклама , в общем подвале — магазинчик, на крыше дома — оборудование сотовых операторов, а на общей придомовой территории ларек по продаже овощей и фруктов, собственникам имущества необходимо срочно поручить управляющей компании – разобраться: кто, куда и в какой сумме оплачивает деньги за аренду общего имущества.
ОБРАТИМ ВНИМАНИЕ!
Эти денежные средства должны поступать в общую кассу и расходоваться на общие нужды по ремонту и содержанию многоквартирного дома.
Отметим, что под порядком определения цены договора по разъяснениям, приведенным в письме Минрегиона России от 6 марта 2009 г. N 6174-АД/14, следует понимать формулировку порядка (методику) определения (расчета) общей стоимости указанных в договоре в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в течение всего срока действия договора управления.
Под порядком определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения следует понимать формулировку порядка (методику) определения (расчета) стоимости указанных в договоре в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 162 Жилищного Кодекса РФ услуг и работ по содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Под порядком определения размера платы за коммунальные услуги следует понимать указание в договоре управления на порядок определения и изменения размера платы за коммунальные услуги с использованием регулируемых тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения в соответствии с пунктом 13 статьи 155 и статьей 157 Жилищного кодекса РФ, а также нормами раздела III и VII Правил предоставления коммунальных услуг.
При заключении договора не должно остаться так называемых «темных пятен». Приведем простой пример. Перед нами газетка одной из управляющих компаний за март 2011 года.
Так вот, отвечая на вопрос собственников жилых помещений об оплате по квитанциям неких дополнительных услуг, управляющая компания ссылается на пункт договора, который звучит таким образом: «…управляющая организация вправе оказывать иные услуги и выполнять иные работы, не вошедшие в утвержденный перечень услуг», кстати, четко предусмотренный этим же договором. И еще на один пункт договора имеется ссылка. Процитируем дословно в качестве примера. «Затраты, связанные с выполнением управляющей организацией не оговоренных настоящим договором работ, возникших по объективным причинам, … оплачиваются собственниками дополнительно».
Вот такая формулировка. Под такие и подобные им формулировки в городе Тюмени в 2010-2011 году «модно» включать платежи, они порой доходят до 200-250 рублей в месяц с обычной двухкомнатной квартиры (а берутся с квадратного метра жилья) за вывоз … снега. Зима действительно была снежная. Но собственники (исходя из рассматриваемого для примера договора) не предоставляли полномочий управляющей компании вывозить снег, да и вывозился он или нет, не всегда сразу можно определить, это требует специальной фиксации и отчета. Есть, например, ряд управляющих компаний города, которые заранее информировали жильцов — уберите транспорт , завтра будет произведена уборка и вывоз снега.
Итак, еще раз повторим важную мысль!
В силу пункта 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны – печень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня (!), а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Все предельно ясно.
Более того, необходимо разобраться с вопросом – а не за счет ли муниципального бюджета проводилась на придомовой территории уборка снега и не пытается ли управляющая компания взять оплату за те услуги, которые она сама не оказывала и не организовывала.
Договор не должен вызывать двусмысленное понимание. Это как доверенность, выданная другому лицу на права распоряжения нашими средствами или имуществом. В договоре на управление должно быть исчерпывающе прописано все четко и конкретно.
Договор заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет. Если управляющая организация выбрана по результатам открытого конкурса , то договор управления с такой организацией заключается на срок не менее чем один год и не более чем три года.
Следует обратить внимание на то, что способ управления может быть выбран и изменен в любое время на основании решения общего собрания, т.е. законодатель предоставил собственникам право в любое время изменить способ управления домом.
Если собственники многоквартирного дома сочтут избранный ими ранее способ управления недостаточно эффективным, то они вправе своим решением изменить его.
Видео (кликните для воспроизведения). |
А момент сейчас самый подходящий, поскольку в силу пункта 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (если иные сроки не установлены договором) управляющая организация в течении первого квартала текущего года должна представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Источники
Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
Чепурнова, Н. М. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект / Н.М. Чепурнова, Д.В. Белоусов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 168 c.
-
Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
-
Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.