Содержание
- 1 Что проверяет земельная проверка, если сервисный центр находится вблизи реки?
- 2 Проведение проверок и обследований земель в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ
- 3 Земельныйэксперт
- 4 Проверка соблюдения требований земельного законодательства
- 5 Плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства
- 6 Внеплановая проверка земельного участка физического лица
- 7 Земельныйэксперт
- 8 Общественный земельный контроль
- 9 Инспектора три года ждут
Что проверяет земельная проверка, если сервисный центр находится вблизи реки?
Добрый день,наша компания(юр.лицо) имеет в собственности сервисный центр,он расположен в 150 м от реки,сейчас назначенна земельная проверка плановая,вопрос такой,может ли на территории сервисного центра находится техника,например ,комбайн?
Ответы юристов ( 1 )
- 10,0 рейтинг
- 5470 отзывов эксперт
Кто Вас должен проверять Росреестр или муниципальный контроль?
Земельный контроль в первую очередь проверяет соблюдение Вами земельного законодательства, не используете ли Вы территорию за пределами Вашего земельного участка, используется ли Ваш земельный участок по назначению.
а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; б) порядка переуступки права пользования землей; в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; д) порядка предоставления сведений о состоянии земель; е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.
2. По поводу нахождения на земельном участке техники, комбайна, всегда можно сказать, что хранение временное. Однако, лучше на время проверки технику убрать.
Проведение проверок и обследований земель в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ
В условиях развития земельной реформы Российскому государству и обществу необходим земельный контроль как инструмент управления, обеспечивающий функционирование правовых механизмов в сфере земельных отношений.
Главное место в структуре земельных правонарушений занимали бесхозяйственное использование угодий, самовольный захват участков и захламление земель производственными и бытовыми отходами. Было выявлено немало случаев неиспользования земли в крестьянских хозяйствах, садово-огородных кооперативах, частично объясняемых невозможностью приобрести для обработки своих участков необходимые основные и оборотные средства, причем удельный вес таких нарушений увеличивался вместе с ценами на материально-технические ресурсы. Кроме того, повторные обследования показали, что предупреждения выполняют не всегда. Хуже всего обстояла ситуация с уничтожением последствий захламления земель, с возвратом самовольно захваченных и временно используемых участков, из которых более 30 % предупрежденных лиц нарушения не устраняли. [10, 118-119]
Государственный земельный контроль проводят в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке, на основании предписания (распоряжения) руководителя органа, осуществляющего государственный земельный контроль, с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Плановые проверки каждого земельного участка проводят не чаще одного раза в два года.
Внеплановые проверки проводят:
· для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;
· в случае обнаружения государственными инспекторами по использованию и охране земель достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.
Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводят в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». [4]
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) разрабатывает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утверждает в установленном порядке нормативные, инструктивно-методические и другие документы по вопросам организации и проведения государственного земельного контроля.
Порядок взаимодействия Росреестр с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам осуществления государственного земельного контроля, предусматривающий, в частности, совместное планирование и проведение проверок, ведение учета и обмен соответствующей информацией, определяют указанные органы.
Государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право:
· посещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения);
· давать обязательные для исполнения предписания по соблюдению требований земельного законодательства, а также акты об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок;
· составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собеседников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков;
· составлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
· безвозмездно получать сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие право на землю, необходимые для государственного земельного контроля;
· обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению инспекторами законной деятельности, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства;
Земельный
эксперт
Бесплатная горячая линия
+7 (800) 550-38-47 Россия
Государственный контроль
Москва |
+7 499 553-09-05 |
Санкт-Петербург |
+7 812 448-61-02 |
Россия |
+7 (800) 550-38-47 |
Проверка соблюдения требований земельного законодательства
Содержание статьи:
Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства
Принятый в 2001 году ЗК РФ установил определенные правила на внутреннем рынке земли. Существующий порядок проведения проверок исполнения действующего земельного законодательства описан в статье ЗК РФ 71.1. В 2011 году Минюстом был издан Приказ № 22094, который утвердил регламент данных проверок.
Существует два вида проводимых проверок, которые выполняют органы надзора — плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с разработанным и утвержденным графиком не реже одного раза в три года. Они должны согласовываться с органами прокуратуры. Основная цель проведения таких проверок — контроль за соблюдением норм действующего законодательства в сфере регулирования земельных отношений.
В число объектов контроля входят права на земельные участки и их использование юридическими и физическими лицами. Службы надзора за исполнением земельного законодательства не должны допустить самовольного захвата участков. На них возлагается ответственность контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и их экологической безопасностью. Следят они и за межеванием, рекультивацией, использованием земель по определенному в кадастре типу и категории. Нарушение земельного законодательства, действующего в стране, влечет за собой административную и уголовную ответственность, которая определяется в соответствии с УК и КоАП РФ.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
В ходе проверок выявляются нарушения и формируется их доказательная база. Процедуру проведения всех видов проверок можно подразделить на три этапа:
- подготовительный;
- проведение проверки;
- формирование результатов проверки.
Проводятся все проверки на основании распоряжения руководителя надзорной организации. Выявленные в ходе них нарушения оформляются в форме протокола, который подписывается представителями проверяющей и контролируемой стороны. По итогам проведенных проверок и выявления нарушений, проверяемой стороне выносится Постановление с перечнем обнаруженных нарушений, которые необходимо устранить в определенные документом сроки.
Разработка ежегодного плана проверки
График плановых проверок составляется ежегодно. В перечень проверок входят все субъекты РФ. Порядок разработки документов, связанных с плановыми проверками описан в Положении о государственном земельном надзоре. Этот документ утверждается Правительством РФ. В сфере внимания надзорных органов может оказаться как проверка соблюдения земельного законодательства физическим лицом, так и исполнение его юридическими лицами.
Проверка муниципалитетами соблюдения земельного законодательства проводится на основании разработанных администрациями этих образований регламентов. Они определяют правила проведения проверок, ответственных лиц за составление ежегодных планов и их согласование. Положения местного регламента не должны противоречить Федеральному законодательству.
Вся информация о плановых проверках включается в Росреестр. Он является единым для всей страны. Порядок проведения проверок определен постановлением Правительства № 489. Оно было принято в 2010 году. Согласно этому документу, проверки могут проводиться органом надзора на основании затребованных документов или в выездной форме. Лица, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства при проведении проверки должны иметь, помимо распоряжения о её проведении, должностное удостоверение, подтверждающее их статус и полномочия.
Основания проведения внеплановых проверок
Внеплановые проверки не входят в состав ежегодного плана. Статья 71.1 ЗК РФ разрешила проводить такого рода проверки без согласования с прокуратурой. Но принятый позже ФЗ ограничил возможность проведения внеплановых проверок без согласования с прокуратурой только для тех случаев, когда они проводятся по заявлению о нарушении прав потребителя. Такие проверки носят уведомительный характер. Поводом для проверки могут служить обращения граждан или юридических лиц, заявляющих органам надзора о фактах нарушения законодательства.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
Порядок проведения таких проверок описан в статье 12 ФЗ № 294. Согласование их проводится аналогично порядку, предусмотренному для ежегодных плановых проверок. Проводится внеплановая проверка на основании распоряжения руководителя надзорной организации, которое имеет типовую форму. Образец распоряжения можно найти на сайте ФС.
Предметы внеплановой проверки описаны статей 10 ФЗ № 294. Не требуется согласовывать такого рода мероприятия с органами прокуратуры по основаниям, описанным в пункте 2 статьи 10 данного ФЗ. К исключительным случаям относятся заявления граждан о нарушении их прав потребителей. О проведении такой проверки прокуратура лишь информируется.
Порядок проверки соблюдения требований земельного законодательства
В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.
Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:
- Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
- Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
- Внесение в единую базу всероссийского реестра.
- Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
- Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
- Проведение проверок, выявление нарушений.
- Составление актов проверок, вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
- Проверка выполнения Постановления.
- Составление документов на взыскание с виновных лиц.
Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.
Пример по проверке соблюдения требований земельного законодательства
В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.
Заключение
- Контроль над соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными органами надзора.
- Порядок проведения проверок определен статьей 71.1 ЗК РФ. А их продолжительность и частота — в Административном регламенте.
- Все виды проверок согласовываются с прокуратурой.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по проверке соблюдения требований земельного законодательства
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я являюсь директором небольшой компании, занимаемся мы поставкой канцелярских принадлежностей. Дело в том, что пришедшая на предприятие комиссия для проверки использования земель не дает расслабиться уже третью неделю. В распоряжении указывался срок проверки 10 дней. Скажите, имеют ли право члены комиссии превышать сроки своих проверок? Предприятие является ООО с 52 сотрудниками.
Ответ: Добрый день, Алексей. Общий срок проведения проверок имеет свои ограничения. Определяются они Административным регламентом. Для объектов малого предпринимательства он установлен в 20 рабочих дней или 50 часов. Для микропредприятия — 15 часов. Отсчет времени проверки начинается с момента её начала и заканчивается составлением акта. Этот показатель устанавливается в совокупности за 1 год.
Сложные проверки имеют более длительные сроки. Продлить их может главный инспектор, но не больше чем на 20 дней для малых предприятий и 15 дней для микро. Если юридическое лицо ведет свою деятельность в различных регионах страны, сроки проверки устанавливаются отдельно для каждого филиала компании.
Плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства
Работа в России
Министерство юстиции Российской Федерации
корпорация
Кадастровая палата
Порядок проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства в отношении физических лиц
Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования.
Проведение государственного земельного надзора предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Государственный земельный надзор осуществляется в виде проверок соблюдения земельного законодательства, о порядке проведения которых пойдет далее речь.
Зачастую граждане, используя земельные участки, не предполагают, что могут нарушать земельное законодательство. За совершение земельного правонарушения физическое лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности, привлечение виновного лица к ответственности не освобождает его от обязанности загладить причиненный вред.
Например, в документах, подтверждающих право на земельный участок, указана одна площадь, а фактически гражданин огородил земельный участок, и пользуется большей площадью, это будет нарушение земельного законодательства – самовольное занятие земельного участка. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа, размер которого составит от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости, в случае, если кадастровая стоимость определена, но не менее пяти тысяч рублей (ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”– далее КоАП РФ).
Причиной нарушения земельного законодательства также может стать нецелевое использование земельного участка. Допустим, Вам принадлежит садовый участок, предназначенный для выращивания овощей и кустарников, а Вы на нем построили мастерскую по ремонту автомобилей или магазин, что тоже является административным правонарушением, влекущим наложение штрафа в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, если кадастровая стоимость определена, но не менее десяти тысяч рублей (п.1 ст. 8.8. КоАП РФ).
Как уже отмечалось ранее, земельный надзор осуществляется в виде проверок, которые бывают плановые и внеплановые.
Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами, утвержденными органами государственного земельного надзора. Основанием для включения физического лица, являющегося правообладателем земельного участка, в ежегодный план проведения плановых проверок граждан является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.
Внеплановые проверки соблюдения гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ проводятся в случаях:
- обнаружения обстоятельств, которые позволяют предполагать нарушение земельного законодательства;
- получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц или граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства;
- контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства.
Лицо, в отношении которого проводится проверка, уведомляется о времени проведения проверки путем направления копии распоряжения о проведении проверки не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения, посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Физические лица, в отношении которых проводится проверка, обязаны обеспечить государственным инспекторам доступ на участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки. Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного надзора, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.
Независимо от того, проводит ли госинспектор плановую проверку или внеплановую, закон дает ему право совершать ряд правовых действий: проверку законности оснований пользования земельным участком; обследование фактического состояния использования или неиспользования данного объекта; проверку его использования в соответствии с его целевым назначением.
По результатам проверок государственный инспектор по использованию и охране земель составляет акты проверок. В случае выявления в ходе проверок нарушений требований законодательства РФ также выносится предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
Чтобы не стать нарушителем, следует не дожидаться проверок соблюдения земельного законодательства, а использовать земельный участок только в границах, указанных в правоудостоверяющих документах на земельный участок, и в соответствии с разрешенным видом использования.
Внеплановая проверка земельного участка физического лица
Муниципальный земельный контроль
Главная » Земля » Согласно статье 72 вышеуказанного кодекса, органы местного самоуправления либо уполномоченные ими органы в пределах отдельных муниципальных образований, контролируют процессы землепользования. Помимо отмеченного, для соблюдения мер по государственному контролю, установлено сотрудничество государственной и местной власти, включая совместный мониторинг, а также проведение определенных экспертиз.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кто проводит межевание земельного участка?
О решении земельных вопросов читайте тут.
Главное назначение процедур по муниципальному земельному контролю состоит в контролировании исполнения различными организациями и гражданами следующих моментов: Кроме того, его функции заключаются в: Итогами мероприятий по муниципальному контролю за использованием земель выступают следующие: На основании статьи 42 Земельного кодекса РФ, на землевладельцев и землепользователей возлагаются такого рода обязанности: Именно проверками происходит осуществление муниципального земельного контроля. Подобные мероприятия направлены на поддержание выполнения законодательных норм в сфере землепользования и согласно разработанным планам проверок, которые утверждает глава местной администрации.
Проверки выполнения предписаний норм, установленных земельным законодательством направлены на контролирование таких вопросов: Проведение плановых проверок в отношении граждан, предпринимателей и организаций, допускается единожды в течение трехлетнего периода. Запланированные мероприятия по проверке граждан, организаций, и лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, происходят посредством выезда либо правовой экспертизы соответствующих документов на землю. За препятствование исполнению процедур по муниципальному земельному контролю, с угрозами насилия или его применением в отношении специалиста, влечет возложение ответственности, предусмотренной отечественным законодательством.
Как проходит проверка Росреестра о целевом использовании участка?
Пришло письмо о том, что в отношении ЗУ принадлежащих Ооо проводиться проверка по факту их целевого использования. Что будут конкретно проверять пои выходе на учесток? Это земли населенных пунктов для пром стпоительства.
Порядок проверки и нормативные акты указаны в Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 (ред. от 15.12.2016)
«Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре»
Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г.
Контроль землепользования
В этом случае копия протокола направляется гражданину заказной почтой с уведомлением о вручении.
Внеплановая проверка земельного участка физического лица
+7 812 309 43 30 Санкт-Петербург В ходе проверок выявляются нарушения и формируется их доказательная база.
Процедуру проведения всех видов проверок можно подразделить на три этапа: Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов: Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.
- Контроль над соблюдением земельного законодательства осуществляется государственными органами надзора.
- Порядок проведения проверок определен статьей 71.1 ЗК РФ. А их продолжительность и частота — в Административном регламенте.
- Все виды проверок согласовываются с прокуратурой.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по проверке соблюдения требований земельного законодательства
За что штрафуют владельцев земельных участков
Своя земля во все времена считалась наивысшей ценностью. Но ценность может принести и хлопоты, и разочарования.
О нарушениях в земельном законодательстве и их последствиях мы решили поговорить с экспертами. В 2014 инспекторами проведено свыше 8000 проверок, выявлено свыше 3000 нарушений земельного законодательства и столько же нарушителей привлечено к ответственности – наложены штрафы на сумму более 5 млн. руб. Если говорить о годе нынешнем, то на сегодняшний день проведено более 5000 проверок, выявлено более 2000 нарушений, привлечено к административной ответственности 1500 человек, наложены штрафы на сумму более 8 млн.
руб. Основным видом земельного надзора и контроля является проверка. Сама процедура проверки такова.
Третий вид – проверка по обращению граждан о нарушении имущественных прав. Правда, есть в законе и серьезные правовые пробелы. Пока что простые граждане – частные собственники — находятся в более ущемленном положении, чем юридические лица и бизнес.
В целом же отмечаются положительные тенденции в работе земельного законодательства. — Сейчас люди стали внимательнее к нарушениям законодательства, – считает Гуляев.
Сейчас готовится новый административный регламент, где будет четко прописана процедура проверок для граждан, будут увязаны законы и конституционные права.
Много споров принесла «дачная амнистия».
В итоге – спор. Обычно он решается с приходом кадастрового инженера, который после обмера вносит изменения в кадастровый учет. Но возникает другая проблема. — У нас нет обязанности оформлять земельный участок.
Право есть, а обязанности нет, — рассказал Владимир Гуляев.
— И многие пользуются землей, не регистрируя ее, чтобы не платить налоги.
Кто может и должен проводить проверки земельных угодий
Прежде всего, стоит понять, что именно будет проверять тот или иной контролирующий орган, какие правонарушения в ходе проверки могут быть выявлены. Итак, из государственных структур земельный контроль может проводиться федеральными и муниципальными органами исполнительной власти.
Для начала следует определить цель проводимой проверки.
Прежде всего–это осуществление контроля за соблюдением организациями, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Санкт-Петербург, Владимирский пр., д. 17, оф. 420 Тел. (812) 633-06-46
За что штрафуют владельцев земельных участков
руб.; — для должностных лиц — от 70 до 100 тыс.
Земельный
эксперт
Бесплатная горячая линия
+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург
+7 (800) 550-38-47 Россия
Государственный контроль
Москва |
+7 499 553-09-05 |
Санкт-Петербург |
+7 812 448-61-02 |
Россия |
+7 (800) 550-38-47 |
Общественный земельный контроль
Содержание статьи:
Основные понятия общественного земельного контроля
Помимо муниципального и государственного надзора в сфере землепользования следует выделить еще и общественный земельный контроль.
В статье 72.1 ЗК РФ раскрыто определение данного понятия. Под этим термином следует понимать деятельность физических лиц, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций, которая осуществляется для наблюдения за деятельностью государственных и муниципальных ведомств по принятию ими решений, затрагивающих интересы граждан и юридических лиц.
Общественный земельный контроль осуществляется в форме проверки общественного характера, а затем анализа и оценки издаваемых, уполномоченными органами актов и решений. Такой вид надзора позволяет защитить интересы землепользователей при издании не вполне рациональных законодательных норм, а также отстоять их точку зрения во время вынесения решений, содержащих положения, идущие вразрез с российским законодательством.
Порядок осуществления общественного земельного контроля
Данная надзорная процедура выполняется согласно установленному российским законодательством регламенту. Как правило, общественные организации и граждане выполняют контролирующие функции после того, как на действия того или иного сотрудника муниципалитета поступила жалоба.
После этого, уполномоченный представитель изучает вопрос, исследует конкретный законодательный акт или решение и приходит к определенному выводу.
Общественный деятель выполняет необходимый анализ и оценку вынесенных постановлений или решений исполнительного ведомства. Также порядок осуществления данной процедуры предусматривает обращение к экспертам по отдельным вопросам.
Результаты проверки
Общественная организация, прежде чем вынести окончательно решение по поданной жалобе на действия муниципалитета, должна провести ряд мероприятий, направленных на выявление нарушений в действиях уполномоченного ведомства.
Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
В случае выявления правонарушения надзорный орган составляет акт проверки, где указывает допущенные неточности или их отсутствие. После этого выносится предписание об исправлении нарушений в определенный срок.
В случае неустранения проблемы, данный акт передается в течение 30 дней после вынесения в уполномоченный государственный орган, который, в свою очередь, имеет право обратиться в суд для оспаривания документа или действий, совершенных ответственным ведомством.
Заключение
В итоге можно сформулировать несколько выводов:
- Общественный надзор выполняется соответствующей некоммерческой и негосударственной организацией либо гражданами.
- Целью проведения процедуры является выявление нарушений со стороны муниципалитета или иных уполномоченных ведомств.
- Процесс проверки предусматривает использование таких форм, как всестороннее изучение вопроса, анализ полученных сведений, выполнение оценки деятельности административного органа.
- Данный вид проверки позволяет защитить интересы граждан и организаций от нерациональной и противозаконной деятельности уполномоченного ведомства.
- Порядок проведения процедуры установлен российским законодательством.
- Так же как и при муниципальном надзоре, выполняется оформление специального акта и вынесение решения о совершенном правонарушении. В случае неустранения недостатков в работе, надзорный орган оставляет за собой право обращения в суд.
- Результаты проверки предоставляются виновному органу, а также направляются в орган государственного надзора, где выносится соответствующее решение о привлечении к ответственности, если это необходимо.
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по общественному земельному контролю
Вопрос: Добрый день. Меня зовут, Анастасия. Недавно я приобрела земельный участок в собственность, однако, через месяц получила уведомление от администрации поселения, что, дескать, я нарушаю целевое назначение объекта, тем, что использую его не только в виде дачного участка, но и посадила там огород. В заключение письма было сказано, что если я не внесу исправления в течение 30 дней с момента получения письма, то мой земельный участок будет изъят.
Насколько я знаю, данная претензия абсолютно неправомерна и поэтому я обратилась к сотруднику администрации за разъяснениями. Внятного объяснения я не услышала и единственное, что смогла понять, так это то, что вынесенное решение было составлено на основании федерального акта.
Подскажите, могу ли я оставить огород и одновременно решить вопрос с администрацией? Что мне для этого сделать и куда обратиться?
Ответ: Здравствуйте, Анастасия. Судя по тем сведениям, которые вы предоставили, сотрудник местной администрации нарушил положения Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, которые указывают на то, что, прежде чем выносить решение, необходимо определить степень вины владельца земли. В данном случае никакого правонарушения с вашей стороны нет, поскольку ведение дачного хозяйства предполагает разбивку сада и организацию огорода. Разумеется, требования муниципалитета в данном случае неправомерны.
Чтобы решить проблему, вы можете действовать двумя путями. Вновь обратиться в администрацию и попросить разобрать ваш вопрос повторно. А можете подать жалобу на действие административного органа в общественную организацию, осуществляющую общественный контроль в сфере землепользования.
Второй вариант предпочтительнее, поскольку будет проведена полная проверка деятельности администрации в вашем вопросе и вынесено объективное решение.
Инспектора три года ждут
Вслед за упрощением процедуры получения земли от государства серьезно усилен надзор за ее использованием. Законопроект об этом принят Госдумой в первом чтении, сейчас идет подготовка поправок ко второму чтению. То, к чему мы так долго шли, наконец свершилось. Хотя очевидно, что усиление надзора за таким важным ресурсом, как земельный, необходимо. Поэтому впервые столь важный вид надзора урегулирован на основе федеральных законов. Раньше положения государственного земельного надзора устанавливались на уровне подзаконных актов.
Теперь законом установлен исчерпывающий перечень земельных правонарушений, при которых осуществляется земельный надзор.
Действующие нормы очень абстрактно определяют понятие государственного земельного надзора. В новой же редакции предмет и его понятие сформулированы предельно конкретно. Это, безусловно, и обеспечивает защиту прав проверяемых, и позволяет эффективно провести надзор.
Кроме того, документ уравнивает права всех правообладателей земельных участков при проведении надзорных мероприятий. Действующие гарантии распространяются только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вопрос осуществления земельного надзора в отношении граждан, органов государственной власти, местного самоуправления на законодательном уровне до сих пор урегулирован не был. То есть если к юридическому лицу с плановой проверкой на участок земельный инспектор мог прийти не чаще одного раза в три года, то к гражданам можно было приходить каждый год, а то и чаще.
Еще хуже с внеплановыми проверками — если в отношении юридических лиц все основания для проведения внеплановых проверок были предусмотрены законом, то в отношении граждан таких норм не существовало — фактически любая жалоба соседей и даже надуманный повод могли стать основанием для внеплановой проверки. Благодаря внесенным изменениям ситуация изменится — при осуществлении государственного земельного надзора на граждан будут распространяться те же гарантии, что и на юридических лиц, с учетом отдельных особенностей, установленных в Земельном кодексе.
Это особенности, установленные в части внеплановых проверок, проведение которых в отношении граждан и органов власти не надо будет согласовывать с прокуратурой.
— Но законом расширяются случаи проведения внеплановых проверок как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц. Зачем это было сделано?
Павел Королев, заместитель министра экономического развития РФ: Перечень действующих оснований для внеплановых проверок, установленный в федеральном законе о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, явно недостаточен. Так, кроме поручений президента, правительства, требований прокурора и проверки выполнения ранее выданных предписаний основаниями для внеплановой проверки было лишь получение информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Соответственно, если нарушение земельного законодательства не влечет угрозы причинения вреда, то и оснований для внеплановой проверки нет.
Характерный пример — захват чужой земли (самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. — «РГБ»). Это самое распространенное земельное правонарушение, каждое второе нарушение — самовольное занятие. Так вот при совершении этого деяния нарушаются имущественные права, однако вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде не возникает. То есть оснований для внеплановой проверки и, соответственно, привлечения виновных к ответственности нет. Проверку раньше можно было провести только планово в следующем году, предварительно включив ее в план, и, соответственно, только через год виновных можно было привлечь к ответственности. В этой связи новый закон предусматривает в качестве дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок поступление информации о нарушении имущественных прав, а также выявление признаков нарушений после проведения административного обследования объекта земельных отношений.
— Понятие «административное обследование объекта земельных отношений» — это новая процедура?
Королев: Это действительно новая процедура, вводимая законом. Суть ее заключается в том, чтобы должностные лица земельного надзора самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований исследовали состояние и способы использования объекта земельных отношений на основании информации во всех доступных, подчеркну, легальных источниках. При этом должностные лица не взаимодействуют с правообладателями земель.
На практике она будет выглядеть так: земельный инспектор, изучая открытые источники информации, обнаруживает факт нецелевого использования земельного участка — он предназначен для индивидуального жилищного строительства, а там построен магазин, ведется коммерческая деятельность. Инспектор с помощью данных кадастра недвижимости, публичной кадастровой карты, правил землепользования и застройки, единого государственного реестра прав устанавливает юридические обстоятельства, составляет акт административного обследования, представляет его на утверждение. Затем в случае необходимости проводится внеплановая проверка в установленном порядке. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверка проводится после согласования с прокуратурой.
— Не станет ли такая процедура основанием для злоупотреблений со стороны недобросовестных инспекторов?
Королев: Мы рассчитываем, что не станет, так как выявление нарушения земельного законодательства при проведении административного обследования лишь основание для проведения внеплановой проверки. Окончательные же выводы о наличии факта нарушения и привлечении виновных лиц к ответственности будут сделаны только по ее итогам. Законопослушным правообладателям совершенно точно опасаться нечего. Процедура административного обследования объекта земельных отношений не дает возможностей для необоснованного привлечения к ответственности. В отношении же нарушителей у земельных инспекторов появится новый мощный инструмент фиксации нарушений.
— Закон совершенствует не только механизмы проведения государственного, но и муниципального, а также общественного земельного контроля. В чем суть?
Королев: Определяется предмет и территория муниципального земельного контроля. Главное нововведение — это обязательное рассмотрение органами государственного земельного надзора материалов проверок по итогам муниципального земельного контроля. При этом итогом такого рассмотрения станет возбуждение дела об административном правонарушении или в случае отсутствия оснований — решение об отказе в этом.
Кроме того, упраздняется устаревший и неэффективный механизм производственного земельного контроля. Сейчас обязанность проводить этот контроль закреплена за правообладателем земельного участка, который, по сути, контролирует сам себя на соблюдение требований земельного законодательства. Но контроль за собственными действиями явно не нуждается в дополнительном законодательном регулировании, в связи с чем производственный земельный контроль был упразднен.
— Будет ли совершенствоваться ответственность за земельные нарушения? Размеры штрафов за отдельные правонарушения сейчас просто смехотворны.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Королев: Мы подготовили проект федерального закона, не только увеличивающий размер штрафов за отдельные нарушения земельного законодательства, но и устанавливающий новый подход к его исчислению в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Считать штрафы таким образом планируется в случае самовольного занятия земельного участка и использования их не по целевому назначению. Правда, предложение об увеличении ответственности идет так называемым вторым пакетом, прежде будут совершенствоваться процедура и порядок, определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.
Источники
Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.
CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 2. — Москва: РГГУ, 2016. — 451 c.
Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.