Периодичность плановых проверок образовательных учреждений

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Периодичность плановых проверок образовательных учреждений" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Содержание

Бюджетные учреждения подвергаются многочисленным проверкам со стороны не только органов Росфиннадзора, но и других контролирующих органов. Разъясните, как часто и как долго могут проверять образовательные учреждения органы, осуществляющие гос

Ответ: Порядок проведения плановых и внеплановых контрольных мероприятий установлен Федеральным законом N 294-ФЗ . Данный нормативный акт регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля“.

Согласно общему порядку, изложенному в ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ, плановые проверки в отношении юридического лица могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Однако в п. 9 данной статьи есть оговорка, согласно которой в отношении видов деятельности в сферах здравоохранения, образования, социальной сфере плановые проверки возможны два и более раза в три года. Перечень видов деятельности и периодичность проведения плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 “Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью“.

Ниже в таблице приведена периодичность проведения плановых проверок органами, осуществляющими пожарный и санитарно-эпидемиологический надзор, а также лицензирование образовательной деятельности.

——————T————————————-T——————
Наименование вида¦ Органы, осуществляющие плановые ¦ Периодичность
деятельности ¦ проверки ¦ проведения
¦ ¦плановой проверки
——————+————————————-+——————
Дошкольное и ¦Органы, осуществляющие ¦Не чаще 1 раза
начальное ¦государственный пожарный надзор, ¦в год
образование ¦государственный санитарно- ¦
¦эпидемиологический надзор ¦
+————————————-+——————
¦Органы, осуществляющие лицензирование¦Не чаще 1 раза
¦образовательной деятельности ¦в 2 года
——————+————————————-+——————
Основное общее и ¦Органы, осуществляющие ¦Не чаще 1 раза
среднее (полное) ¦государственный пожарный надзор, ¦в год
общее образование¦государственный санитарно- ¦
¦эпидемиологический надзор ¦
+————————————-+——————
¦Органы, осуществляющие лицензирование¦Не чаще 1 раза
¦образовательной деятельности ¦в 2 года
——————+————————————-+——————
Деятельность ¦Органы, осуществляющие ¦1 раз перед
детских лагерей ¦государственный пожарный надзор, ¦началом каникул
на время каникул ¦государственный санитарно- ¦
¦эпидемиологический надзор ¦
——————+————————————-+——————

Обратите внимание! Срок проведения документарных и выездных проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица (п. 4 ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ).

Что касается длительности проведения проверок, то в соответствии со ст. 13 Федерального закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения

сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц органов государственного и муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Виды контроля (надзора)

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885; Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июля 2016 г. № 822; Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2016 г. № 1230; Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью от 17 ноября 2017 № 1134 Рособрнадзор осуществляет:

  • Федеральный государственный надзор в сфере образования;
  • Федеральный государственный контроль качества образования;
  • Лицензионный контроль за образовательной деятельностью;
  • Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от используемой в образовательном процессе информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Плановые и внеплановые проверки организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным Планом проведения плановых проверок юридических лиц, который утверждается руководителем Рособрнадзора.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

Мероприятие по надзору может проводиться в форме выездной или документарной проверки.

О проведении плановой проверки организации, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Читайте так же:  Предоставление доп доказательств в суде апелляционной инстанции

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » (ст. 93), Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля » (ст. 10) и Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности » (ст.19).

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организации, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляются Рособрнадзором не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Обращения граждан и юридических лиц

С вопросами или жалобами о нарушении законодательства могут обратиться как физические, так и юридические лица. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в Рособрнадзоре.

В случае, если вопросы, указанные в обращении, не входят в компетенцию Рособрнадзора, обращение направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением автора обращения о переадресации обращения.

Аттестация экспертов, привлекаемых Рособрнадзором к проведению мероприятий по контролю (надзору)

Нормативно-правовые акты для подготовки к квалификационному экзамену:

Проверки учреждений

Добрый день! Скажите сколько можно проводить проверок согласно действующему законодательству РФ( бухгалтерия проверяет 2 раз за месяц не имея при себе ни каких документов) и какие документы должны быть для проведения проверок у проверяющих.

У нас централизованная бухгалтерия , есть приказ о проведении инвентаризации. но гл.бух. 2 раза за месяц приезжала ко мне в учреждение и проводила проверку по накладным на мои вопрос а где приказ. мне не чего не отвечали. составлялись акты, копии которых я на руки не получал, я с ними только ознокамливался. И подскажите не должны ли меня уведомлять о проведении внеплановых проверок хотя бы за сутки

Ответы юристов ( 2 )

В соответствии с ФЗ «О защите прав юридичесих лиц и ИП при осуществлении гос. контроля. ) плановые проверки согласно ч.2 ст.9 проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям предусмотренным в ст.10 Закона и могут проводиться не ограниченное число раз. основаниями для проверки являются:

Хотелось бы уточнить что вы подразумевали под фразой: бухгалтерия проверяет 2 раза в месяц». Ваше предприятие проверяет ваша же бухгалтерия? на предмет чего? или вы имели аудиторскую проверку.

Если да то в соответствии с ч.2 ст5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится ежегодно.

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944
«Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

С изменениями и дополнениями от:

20 января 2011 г.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 января 2011 г. N 13 в настоящий перечень внесены изменения

Перечень
видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944)

С изменениями и дополнениями от:

20 января 2011 г.

Наименование вида деятельности

Органы, осуществляющие плановые проверки

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Оказание скорой медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях

органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности

Оптовая торговля лекарственными средствами

органы, осуществляющие лицензирование

Дошкольное и начальное общее образование

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности

Основное общее и среднее (полное) общее образование

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности

Деятельность детских лагерей на время каникул

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор

1 раз перед началом каникул

органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор

1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

органы, осуществляющие государственный надзор

в сфере здравоохранения и социального развития

Во исполнение Закона о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля Правительством РФ утвержден перечень видов деятельности, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

[2]

Так, органы госпожнадзора и санэпидемнадзора могут проверять лиц, оказывающих услуги в сфере образования и предоставляющих соцуслуги с обеспечением проживания, не чаще 1 раза в год. А в отношении лиц, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и санаторно-курортную медпомощь, такие проверки проводятся 1 раз в 2 года. Также установлено, что деятельность детских лагерей проверяется указанными органами 1 раз перед началом каникул.

Определено, что органы, лицензирующие медицинскую деятельность, проводят проверки лиц, оказывающих санаторно-курортную и скорую медпомощь, не чаще 1 раза в 2 года. Лица, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медпомощь, проверяются не чаще 1 раза в год.

Читайте так же:  При себе необходимо иметь документ удостоверяющий личность

Лица, торгующие лекарствами в розницу, могут проверяться органами, лицензирующими фармацевтическую деятельность, не чаще 1 раза в год (торгующие лекарствами оптом — не чаще 1 раза в 2 года).

Проверки лиц, оказывающих образовательные услуги, проводятся соответствующими лицензирующими органами не чаще 1 раза в 2 года.

С такой же периодичностью органы госнадзора в сфере здравоохранения и соцразвития проводят проверки лиц, предоставляющих соцуслуги с обеспечением проживания.

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 27 ноября 2009 г. N 226, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. N 48 ст. 5824

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 20 января 2011 г. N 13

Какова периодичность проверок образовательных организаций Роспотребнадзором?

Вопрос-ответ по теме

Какова периодичность проверок образовательных организаций Роспотребнадзором? Дело в том, что учреждения проверялись в 2016 году, в 2017 году опять они поставлены на контроль.

Отвечает Анна Ивлева, юрист-эксперт
Плановая проверка образовательной организации может проводиться Роспотребнадзором не чаще 1 раза в год.

Обоснование
В отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере образования плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении ОО, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общее образования, а также основного общее и среднего (полного) общее образования, вправе проводить плановые проверки образовательных организаций не чаще 1 раза в год (Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944).

Поэтому Роспотребнадзор может проводить проверку два года подряд.

Актуально сейчас:

Как перед ГИА подвести итоги работы с учениками, у которых разная мотивация к обучению
Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

Надзор и контроль в сфере образования

Методические рекомендации

Перечень локальных нормативных актов и иных документов образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», подлежащих проверке в рамках государственного контроля (надзора)

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и иным нормативным правовым актам в образовательной организации должны разрабатываться, приниматься, утверждаться и (или) быть приведены в соответствие с законом следующие локальные нормативные акты и (или) иные документы:

Наличие локального нормативного акта по регламентации данного вопроса

Ссылка на статью, часть статьи закона или иного нормативного правового акта

Обязательность локального нормативного акта для всех типов ОО (дошкольные и, общеобразовательные, профессионального, высшего и дополнительного образования)

Необязательность локального нормативного акта

Порядок получения образования на иностранном языке в соответствии с образовательной программой ОО

локальный нормативный акт необходим при реализации образовательной программы на иностранном языке

О языке, языках образования

язык обучения может быть определен уставом ОО, необязательно разрабатывать отдельный документ

Положение о структурном подразделении ОО

положение о структурном подразделении обязательно при наличии структурного подразделения в штатном расписании ОО

Положение о специализированном структурном образовательном подразделении, создаваемом в организации, осуществляющей обучение

Специализированное структурное подразделение создается не в ОО, а в организации, осуществляющей обучение

Правила внутреннего распорядка обучающихся ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Видео (кликните для воспроизведения).

Правила внутреннего трудового распорядка ОО

Пункт 1 части 3 статьи 28, часть 7 статьи 47, часть 3 статьи 52 закона; статьи 15, 189 и иные Трудового кодекса Российской Федерации

обязательный документ для всех типов ОО

Штатное расписание ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Образовательная программа ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Согласованная с учредителем программа развития ОО

Документы, регламентирующие правила приема обучающихся ОО

обязательный документ для всех типов ОО

Правила приема на обучение по дополнительным образовательным программам, а также на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами

обязательный документ для в случае реализации дополнительных образовательных программ

Документы, регламентирующие текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся ОО, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также сроки ликвидации академической задолженности обучающихся

(кроме дошкольных образовательных организаций)

Документы, регламентирующие поощрение обучающихся ОО за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности

принимается при поощрении обучающихся ОО

Документы, регламентирующие индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в ОО

(кроме дошкольных образовательных организаций)

Документы, регламентирующие проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в ОО

Документы, регламентирующие организация и проведение научных и методических конференций, семинаров в ОО

Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (ред. от 20.01.2011) «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 ноября 2009 г. N 944

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ

ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,

СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ

ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ,

В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПРОВОДЯТСЯ

Читайте так же:  Продление регистрации по трудовому договору гражданам казахстана

С УСТАНОВЛЕННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

от 23 ноября 2009 г. N 944

ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,

СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ

ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ,

В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПРОВОДЯТСЯ

С УСТАНОВЛЕННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 (ред. от 20.01.2011) «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

26. постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;

Следует учитывать, что в настоящее время сокращенные сроки между плановыми проверками установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 только в отношении утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации перечней видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, а перечни видов деятельности в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности не утверждены. Необходимо отметить, что сокращенные сроки распространяются только на виды государственного контроля (надзора), указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944.

В отношении отдельных организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения лекарственных средств, плановые проверки проводятся с установленной периодичностью согласно перечню видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5824; 2011, N 4, ст. 614);

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

10) постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5824; 2011, N 4, ст. 614);

9. Обратить внимание администрации общеобразовательных учреждений на то, что плановые проверки органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении общеобразовательных учреждений проводятся не чаще 1 раза в год; плановые проверки органов, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности, — не чаще 1 раза в 2 года (постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»).

— постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 944);

При подготовке и проведении летней оздоровительной кампании 2013 года плановые мероприятия по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность детских лагерей на время каникул, необходимо проводить в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также постановлений Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» и от 23.11.2009 N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5824; 2011, N 4, ст. 614);

В школу пришли контролеры из комитета по образованию

Н. Н. Сибилева, главный бухгалтер Управления по надзору и контролю
в сфере образования Курской области, к. э. н.

Как правило, школы проверяют региональные власти. Чтобы избежать проблем, учреждению нужно четко знать свои права. Например, по акту проверки можно составить возражение. В противном случае отстоять свою правоту в суде будет сложно. Подтверждает это арбитражная практика.

Что проверяют контролеры

[1]

Региональные власти имеют право проверять учебные заведения, которые находятся на подведомственных им территориях. Как правило, проверку проводит комитет или департамент по образованию администрации обрасти.

[3]

Прежде всего органы контроля проверяют то, как учреждения соблюдают законодательство в области образования. При этом учебные заведения, которые перечислены в подпункте 21 статьи 28 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон № 3266-1), контролеры проверять не вправе. Например, вузы. Проверкой таких учебных заведений занимается Рособрнадзор.

Читайте так же:  Уведомление арендодателя о расторжении договора аренды образец

Региональные власти могут проверить то, как учреждения соблюдают правила лицензирования и аккредитации, провести контроль качества образовательных услуг.

Проверки проходят по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116. Во время контрольных мероприятий проверяющие должны соблюдать требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Какие виды проверок бывают

Региональные органы образования могут проводить как выездные (инспекционные), так и камеральные проверки. Выездные проверки проходят по местонахождению учреждения.

При «камералках» проверяющие изучают документы учреждения на своей территории.

Методические рекомендации по выездным и камеральным проверкам приведены в письмах Рособрнадзора от 4 июня 2008 г. № 01-251/09-01 и от 4 июля 2008 г. № 01-298/09-01.

Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. В первом случае проверки проводятся на основании графика, но не чаще одного раза в два года. Поводом для внеплановой проверки могут послужить обращения граждан и юридических лиц с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов. Более того, контролеры обязаны отреагировать, если к ним поступит информация о нарушениях, подтвержденная документами и другими доказательствами. Внепланово региональные органы образования могут проверить и то, как учреждение исправило нарушение, выявленное во время предыдущей проверки. Также внеплановая проверка может быть проведена по поручению Рособрнадзора и иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией.

Ход проверки

На проведение проверки у контролеров должен быть приказ их руководителя или его заместителя. Там должны быть зафиксированы цель контрольных мероприятий, их объем, а также срок проверки. Для проверки обычно создается комиссия, назначается ее председатель и издается план-задание по контрольным мероприятиям.

И еще. Помните, что перед началом выездной проверки проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения.

Непосредственно процедура проверки зависит от ее целей и задач.

Контролеры имеют право:

– посещать проверяемую образовательную организацию;

– проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;

– приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;

– наблюдать за деятельностью проверяемой организации;

– запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;

– проводить экспертизу документов;

– при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;

– проводить экспертизу качества образования, тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

– выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.

Контролеры не могут проводить проверку в случае отсутствия должностных лиц учреждений. Им запрещено требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, изымать оригиналы документов. На выездную проверку контролерам отводится 20 рабочих дней. Но при этом установленные сроки проверки не могут быть превышены.

Контролеры имеют право затребовать учредительные документы, лицензию, свидетельство о государственной аккредитации. Также они могут попросить внутренние нормативные документы учреждения, которые регламентируют:

– структуру управления деятельностью организации;

– права и обязанности обучающихся, воспитанников, работников организации;

– внутренний распорядок организации;

– прием в организацию;

– организацию и осуществление образовательного процесса;

– оказание платных услуг;

– отчисление учащихся, восстановление и перевод;

– методы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

У учреждения могут быть затребованы документы по учету и хранению бланков аттестатов, а также документация по работе с обращениями физических и юридических лиц.

Сроки уведомления четко оговорены

Проверяющие должны уведомить о предстоящих контрольных мероприятиях заранее. Если речь идет о проверке на предмет соблюдения законодательства РФ об образовании, то это они должны сделать за пять рабочих дней. В адрес учреждения направляются уведомление, копия приказа и план-задание проверки. В такой же срок учебное заведение уведомляют, если проверка связана с вопросами лицензирования и аккредитации. В случае если мероприятие проводится в целях контроля качества образовательных услуг, уведомят учреждение за полтора месяца. Но только если проверка предусматривает тестирование, опрос учащихся либо иные формы контроля качества подготовки школьников. В противном случае учреждение извещается в стандартные сроки – пять рабочих дней.

Результаты проверки

Результаты контрольных мероприятий оформляют актом. Один экземпляр акта вручается руководителю проверяемой образовательной организации. Второй – остается у контролеров, на нем руководитель ставит подпись. В случае если он не согласен с фактами, изложенными в акте, можно составить письменные возражения (нелишним будет подтвердить обоснованность выводов документами или их копиями).

Обратите внимание: если этого не сделать своевременно, то отстоять свою правоту в суде будет сложно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 марта 2010 г. №А13-8136/2009).


На основании акта оформляется отчет о проверке, а также определяются меры, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений. При этом учреждению, допустившему нарушение, выдаются предписания, которые следует выполнить в установленный срок.

За нарушения могут наказать

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две статьи, которые напрямую предусматривают ответственность за нарушения законодательства об образовании. Во-первых, это статья 5.57, которая применяется, если нарушены права граждан на образование, а также права и свободы обучающихся и воспитанников учебных заведений. Во-вторых, если в ходе проверки будут выявлены нарушения требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, то учреждение могут оштрафовать по статье 19.30. Учреждение может быть привлечено к ответственности и за невыполнение в срок предписания контролеров (ст. 19.4, 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Срок выездной проверки составляет 20 рабочих дней. Уведомить о начале проверки учреждение должны за пять дней. Если во время контрольных мероприятий будет проводиться тестирование учащихся, то срок уведомления о проверке составляет полтора месяца.

Плановые проверки образовательных учреждений

Статьи по теме

Основные принципы проверок образовательных учреждений

Проверки образовательных учреждений государственными органами надзора и контроля могут иметь видовые различия. Это плановые проверки , документарные, и выездные. Вот перечень основных вопросов, связанных с проверками, ответы на которые дает 294-фз.

Читайте так же:  Ответственность работника за нарушение трудовой дисциплины

Для руководителя организации очень важно знать все основные процедуры. Чтобы отслеживать и понимать, что и как будет проходить во время проверки, и чтобы быть готовым для участия в ней и для дачи необходимых разъяснений. Форма, определенная законом — это прежде всего проверка образовательных учреждений, плановая или внеплановая, — они выездные и документарные, никакой другой формы не может быть в проведении контроля. Хотя стоит не упускать из внимания проект нового закона, который предполагает достаточно широкий спектр форм проведения контроля — их там будет насчитываться достаточно большое количество. Это тоже очень важно, мы должны понимать, что нам ожидать — только в форме проверки, в форме мониторинга, в форме аудита в организацию могут прийти. В любом случае они могут проводиться в соответствии с основаниями, которые установлены законодательно, и основные основания для нее те, которые зафиксированы прежде всего в 294 федеральном законе.

Формирования плана проверок образовательных учреждений

Плановая проверка образовательных учреждений может проводиться только в соответствии с ежегодным планом проведения проверки юридических лиц. При этом само формирование ежегодного плана — это тоже хорошо отрегулированная процедура. Постановлением правительства установлен порядок формирования ежегодного плана, и в свою очередь установлена форма, по какой формируется план, и каким образом происходит согласование и утверждение данного плана. Сама процедура подготовки начинается задолго до нового года, с которого будет осуществляться этот план — уже к первому сентября готовятся проекты на следующий год, участие и включения тех или иных юридических лиц, в отношении которых будет проведена проверка.

Планы сначала формируются на уровне уполномоченных органов, затем они направляются в прокуратуру, где на соответствующем уровне проходит согласование между всеми предложенными юридическими лицами в отношении возможностей включения в план проведения проверки образовательного учреждения. Это значит, что в этот момент, согласно установленным требованиям, от всех уполномоченных органов в прокуратуру поступает информация, и на уровне прокуратуры проходит согласование и уточнение, чтобы не было повтора и одновременности планирования процедур в отношении одной организации.

Именно на уровне прокуратуры отслеживается, чтобы по одному и тому же предмету не пришли в одну организацию два или три органа, уполномоченных на проведение проверки образовательных учреждений. Только после того, когда прокуратура посмотрит и согласует все планы, если появляются какие-то замечания и необходимые предложения, они их передают должностным лицам в уполномоченный орган, и уже там, если необходимо, проводится коррекция.

После этого план утверждается, вновь отправляется в прокуратуру, в вышестоящие органы, и вся эта информация обязательно предоставляется на официальных сайтах, как контролирующего органа, так и на сайте прокуратуры. То есть руководитель юридического лица и индивидуальный предприниматель, в конце года зайдя на официальный сайт органа контроля надзора или прокуратуры, обязательно может увидеть включено ли они в план проверок на следующий год.

Стоит так же обратить внимание, что постановление правительства так же четко зафиксировало основания для внесения изменений в план. Их всего два — это ликвидация организации или форс-мажорные обстоятельства, имеющие непреодолимую силу. Во всех остальных случаях проверка образовательных учреждений должна быть проведена. Иными словами, важно понимать, что ни какие-либо письма, жалобы, просьбы не могут внести изменения в план – или ликвидируется организация, или действуют форс-мажорные обстоятельства. При этом обстоятельства непреодолимой силы — это достаточно серьезный и весомый аргумент, они должны быть действительно непреодолимыми, чтобы они позволили отменить или перенести процедуру. При варианте ликвидации изменение вносится в реестр юридических лиц, то есть исключение юридического лица. Только после этого будет внесено изменение в план.

Оснований для включения в план тоже несколько, и они так же установлены 294 федеральным законом. Что касается непосредственно образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность — это истечение трех лет с последнего дня проведения проверки образовательного учреждения, или по истечении трех лет со дня регистрации юридического лица. Отметим, что три года отсчитывается с момента последнего дня последней процедуры, которая проводится, и не может проводиться плановый контроль чаще, чем один раз в три года.

Однако в отношении образовательных организаций может быть применена и проверка новым постановлением правительства Российской Федерации 544 о лицензировании, где ее можно провести в отношении организаций, ведущих программы дошкольного и общего образования не чаще, чем один раз в два года. Это четко зафиксированная постановлением норма в рамках лицензионного контроля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Тем не менее, обобщая все случаи и варианты, всю информацию о плановых проверках образовательного учреждения можно посмотреть, узнать и быть готовым к этому мероприятию.

Источники


  1. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.

  2. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.

  3. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
Периодичность плановых проверок образовательных учреждений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here