Содержание
- 1 Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам»
- 2 Автотранспорт — правила, нормы, положения
- 3 Обязанности ответственного за БДД в организации
- 4 Образец приказа о назначении ответственного за безопасность дорожного движения
- 5 Кого можно назначить ответственным за БДД на предприятии?
- 6 Ответственный за безопасность дорожного движения
Нужен ли специалист БДД «неперевозчикам»
Наверное, чаще всего от клиентов мы слышим такой вопрос: «А если у нас вот совсем маленькая организация, 5-7-15 единиц техники, и перевозки не являются нашим видом деятельности, а просто для работы используется техника, то вот этот ответственный БДД — его обязательно назначать, да? И кто еще нужен, кроме него, какие еще нужны «корочки»? А то везде звоним и везде разное говорят».
Если коротко – обученный и аттестованный в УГАДН специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения в организации (или специалист БДД) нужен всем без исключения перевозчикам, а также всем без исключения организациям и ИП – владельцам грузового транспорта и автобусов (согласно последней, от 30.10.2018, редакции Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая вступает в силу 30 декабря 2018 года).
Да, специалист БДД нужен, даже если организации (или ИП) — владельцы грузовых автомобилей или автобусов — используют транспорт исключительно для собственных нужд.
Если же у организации или ИП на балансе только легковые автомобили, и используются исключительно для своих нужд, то ответственный за БДД в данном случае не нужен.
Давайте еще раз: деление на тех, кому нужен ответственный за БДД, а кому нет, проходит не по количеству автомобилей или величине организации, а частично по видам деятельности (для себя перевозятся грузы или пассажиры, или по договору перевозки), и по видам автомобилей – если у организации (или ИП) в собственности грузовой автомобиль или автобус, то такую организацию (или ИП) касаются все требования как статьи 20 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», так и спецактов Минтранса.
Почему все так сложно и запутано с этими требованиями к специалисту БДД
Причин для путаницы в этом вопросе много: требования к тому же ответственному за БДД описаны в приказе Минтранса № 287, при этом название его очень четко сформулировано «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Про «неперевозчиков» ничего тут не сказано, и отдельного приказа с квалификационными требованиями для работников «неперевозчиков» не было.
Соответственно, проверяющие трактовали эти требования приблизительно так: раз есть только такие требования, значит, их должны выполнять все. Организации, конечно же, трактовали в свою пользу – раз мы не являемся перевозчиками, то и не надо оно нам. А судебная практика периодически склоняется то в одну, то в другую сторону. Точнее, склонялась изначально в пользу субъектов предпринимательской деятельности, но в 2017 году Верховный суд поставил точку – не в их пользу.
Потом ситуация изменилась – Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон о безопасности дорожного движения» № 398-ФЗ был принят, одобрен, подписан и 21 декабря 2018 года вступает в силу. Согласно редакции 20 декабря 2017 года уравняли в требованиях вообще всех – как имеющих на балансе один легковой автомобиль, так и транспортные компании с огромным автопарком.
А дальше, чтобы запутать уже всех окончательно, 30 октября 2018 года его отредактировали, но в этот раз получился более, скажем так, справедливый вариант – неперевозчики, использующие исключительно легковой транспорт исключительно для своих нужд, освобождены от требования назначать ответственного за БДД, проводить ежегодное обучение водителей, обучать контролера и диспетчера, и от прочих требований, которые перечислены в п.2 статьи 20 196-ФЗ редакция 31.10.2018г
А полный перечень необходимого или так называемый чек-лист для проверки — Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13 сентября 2017 г. N ВБ-883фс, можно скачать здесь .
Автотранспорт — правила, нормы, положения
эксплуатация автомобильного транспорта
16. Ответственный за безопасность дорожного движения
Ответственный за безопасность дорожного движения.
1. Ответственный за безопасность дорожного движения назначается (вводится) каждым юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (статья 20 закона о безопасности дорожного движения).
2. Ответственный за безопасность дорожного движения может исполнять свои обязанности при назначении на должность инженера по безопасности дорожного движения или специалиста по безопасности дорожного движения (то есть выполнять трудовые функции только по этим должностям).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
3. Оветственным за безопасность дорожного движения может быть назначен специалист субъекта транспортной деятельности с исполнением обязанностей по вопросам безопасности дорожного движения наряду со своими трудовыми обязанностями по другой должности.
4. К ответственному за безопасность дорожного движения в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,» предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
4.1. Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:
— нормативные акты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и перевозки пассажиров и грузов;
— основы трудового законодательства;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, безопасности дорожного движения и противопожарной защиты;
— назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
— правила технической эксплуатации транспортных средств;
— методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
— организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
— порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
4.2. Ответственный за безопасность дорожного движения должен уметь:
— разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
— анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
— осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
— разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;
— организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
— информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
— устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
— контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
— контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;
— организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;
— контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;
— организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
4.3. К ответственному за безопасность дорожного движения предъявляется одно из следующих требований:
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
5. Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения производится на основании программ профессиональной переподготовки в объеме не менее 250 часов (приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).
Квалификационную переподготовку проходят лица с высшим образованием неавтомобильного профиля.
Программа профессиональной переподготовки для ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя следующие темы:
5.1. Нормативно-правовая база в области безопасности дорожного движения.
5.2. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности
колесных транспортных средств».
5.3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».
5.4. Технический надзор органов ГИБДД РФ.
5.5. Основные нормативно-технические документы по обеспечению безопасности дорожного движения (закон о БДД, Правила дорожного движения и т.д.).
5.6. Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств.
5.7. Противопожарная защита автотранспортных средств.
5.8. Соблюдение режима труда и отдыха водительского состава.
5.9. Перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
5.10. Транспортный процесс перевозки грузов, в том числе крупногабаритных, тяжеловесных и опасных.
5.11. Надежность водителя и безопасность движения.
5.12. Организация стажировки водителей и работы водителей-наставников.
5.13. Организация проведения медицинских осмотров водителей.
5.14. Служебное расследование, учет и анализ дорожно-транспортных происшествий.
5.15. Охрана окружающей среды от неблагоприятного воздействия транспорта
5.16. Страхование ответственности перевозчика, пассажиров и грузов.
5.17. Виды водительских удостоверений.
6. Ответственный за безопасность дорожного движения в случае выполнения своих функций на должности инженера (специалиста) по безопасности дорожного движения должен работать на основании одноименной должностной инструкции, содержащей разделы: квалификационные требования, должен знать, функции, должностные обязанности, права и ответственность. Должностная инструкция утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Основой для разработки должностной инструкции служат квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе 4 настоящей статьи.
6.1. Ответственный за безопасность дорожного движения в случае выполнения своих функций при совмещении профессий (должностей) должен исполнять свои обязанности (по безопасности движения) на основании приказа (распоряжения) руководителя субъекта транспортной деятельности.
Обязанности ответственного за БДД в организации
Если у организации на балансе есть служебный автомобиль и он используется в хозяйственной деятельности, нужен сотрудник, который будет за него отвечать. Специалист по БДД обязанности несет в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995. Мы расскажем, что именно требуется от занимающего эту должность.
Законодательная база
Часть 2 упомянутой статьи гласит: если компания применяет в работе транспортное средство, она обязана иметь в штате сотрудника, который возьмет на себя обязанности ответственного по БДД. Это может быть:
- специалист в этой сфере;
- инженер по БДД;
- сотрудник, занимающий другую должность, но взявший на себя эти функции по совместительству.
Квалификационные требования можно найти в части 16 Приказа Минтранса № 287 от 28.09.2015. Там же указано, что он должен знать и уметь. Опираясь на пункт 16.2, можно сформулировать и обязанности ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
Кто может занять должность
Как следует из выше обозначенного нормативно-правового акта, это должен быть специалист с высшим образованием. Если он прошел обучение по направлению «Техника и технология наземного транспорта», то достаточно пройти аттестацию и подтвердить свою профпригодность.
Если же образование у сотрудника по другой специальности, сначала ему придется пройти профпереподготовку в объеме не менее 250 часов. Только после этого можно переходить к аттестации. Требований относительно продолжительности работы в Приказе нет.
Должностные обязанности специалиста по БДД на предприятии
Пункт 16.2 Приказа содержит перечень того, что он должен уметь. Соответственно, все это он и будет осуществлять в процессе трудовой деятельности.
Работу этого специалиста можно охарактеризовать как организационно-координационную. Это и агитация по предупреждению аварий, и информирование водителей и инженеров о состоянии транспорта, и стажировки шоферов-новичков.
Обязанности специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения, включают в себя также разработку:
- мероприятий по предотвращению ДТП;
- отчетов об их проведении и полученных результатах;
- проектов внутренних нормативных актов;
- материалов для инструктажей водителей.
На этого сотрудника возлагаются функции контроля соблюдения водителями режима труда и отдыха, прохождения ими медосмотров. Также он проводит анализ причин произошедших аварий и формулирует предложения по снижению негативной динамики.
Должностные обязанности ответственного за БДД на предприятии следует закрепить в инструкции. Также там нужно указать меры его ответственности. Так, например, его аттестацию могут аннулировать в случае доказанной вины в произошедшем ДТП.
Образец приказа о назначении ответственного за безопасность дорожного движения
Образец приказа ответственного за БДД на предприятии нужен организации или индивидуальному предпринимателю, использующему в своей деятельности транспорт. Этот документ наделяет соответствующими полномочиями сотрудника, который будет организовывать и контролировать эксплуатацию автомобилей. Мы расскажем, как правильно его составить.
Законодательная база
- Изучить Приказ Минтранса № 287 от 28.09.2015 и убедиться, что претендент соответствует квалификационным требованиям, приведенным в части 16.
- Если у него нет профильного образования, обеспечить его профессиональную переподготовку.
- Направить его на аттестацию в соответствии с Приказом Минтранса № 106 от 20.03.2017.
- Составить должностную инструкцию, где указать основные обязанности, права и меры ответственности такого специалиста.
После этого можно начинать документ о назначении ответственного за безопасность дорожного движения.
Содержание
Каждая организация имеет право оформлять его так, как предписывают локальные нормативные акты. Форма приказа об ответственном за БДД законодательно не регламентируется, поскольку документ этот внутрифирменный.
В шапке следует указать название фирмы, дату и место издания, а также номер распоряжения. Желательно, чтобы текст включал следующие компоненты:
- Ссылка на закон, соблюдению которого способствует назначение этого должностного лица.
- Ф.И.О. специалиста.
- Если он совмещает профессии, его основную должность.
- Ссылка на должностную инструкцию.
- Лица, ответственные за исполнение.
- Подпись руководителя.
Если обязанностей будет немного, можно прописать их непосредственно в тексте. Тогда должностную инструкцию можно не упоминать.
Внесение исправлений
Нередко возникает необходимость внести изменения. Например, работник уволился или не прошел очередную аттестацию. Снятие ответственности за безопасность движения не означает расторжение трудового договора. Значит, уволить одного и взять другого не получится.
В такой ситуации руководителю необходимо издать новый приказ об ответственном за БДД и первым пунктом отменить действие предыдущего. Можно указать причину, по которой старый сотрудник освобожден от должности.
Вносить правки в исходный текст (зачеркнуть одну фамилию и вписать другую) запрещается.
Принципы хранения
Такого рода документы необходимо регистрировать. Соответственно, понадобится их реестр. Он ведется на протяжении года. И если на предприятии есть транспортная служба, у нее может быть свой собственный журнал регистрации. Небольшие компании включают такого рода бумаги в общий регистр распоряжений.
Поскольку такие бумаги относятся к основной деятельности организации, хранить их необходимо на протяжении всего ее существования. Но стоит учесть, что они касаются трудовых отношений. А это значит, что срок их хранения, в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона № 125-ФЗ от 22.10.2004, — 75 лет.
Кого можно назначить ответственным за БДД на предприятии?
Каковы требования по квалификации и как проводится аттестация?
Какие обязанности выполняет сотрудник, назначенный на эту должность?
Главная > Библиотека > Статьи > Кого назначить ответственным по БДД > Дата публикации: 2017-08-24 11:54:00
Обеспечение БДД на предприятии.
Обеспечение безопасности движения на дорогах общего пользования – одна из приоритетных государственных задач. Государство, учитывая, что транспортировка грузов и пассажиров является одним из ключевых звеньев в процессе производства валового национального продукта, ставит перед работодателем цели в достижении профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. И один из главнейших вопросов – это усиление контроля за соблюдением водительским составом требований правил дорожного движения. Для этих целей работодатель обязан ввести в штатное расписание единицу ответственного за обеспечение БДД.
Назначение специалиста по БДД
Обеспечение БДД – процесс не одного дня, и ни одного года. Это планомерная, постоянная профилактическая работа. Безопасность на дороге зависит не только от технического состояния автотранспортного парка, от исполнения графика планово-предупредительного ремонта ТС, но и от реакции водителя на действия других участников движения. Это требует тщательного отбора водителей, их регулярного инструктирования, проведения стажировок, обучения навыкам безаварийного вождения, контроля за психоэмоциональным и физическим состоянием их здоровья.
ВАЖНО! Сверхурочная работа, неправильный режим дня, физические и эмоциональные перегрузки, не организованное питание, могут привести к истощению нервной системы, к утомляемости и в конечном итоге – к ДТП.
Транспортное средство – источник повышенной опасности. По данным статистики, за второй квартал 2017 года наблюдается рост числа ДТП в Российской Федерации. Наибольший удельный вес в росте ДТП занимают регионы с развитым промышленным производством, добычей и переработкой природных ресурсов, а также регионы со сложной транспортной доступностью в связи с климатическими условиями.
Данные с сайта статистики ГИБДД:
Перевозки людей автобусами и троллейбусами, трамваями и такси, управление грузовым транспортом являются частью производственного и социально-экономического процесса. Для задач профилактики ДТП, взаимодействия с ГИБДД и УГАДН по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в каждой организации создается служба БДД при транспортном цехе или назначается ответственный за обеспечение БДД.
Как правило, хотя бывают и исключения, таким лицом назначается начальник транспортного участка. Совмещение должностей руководителя организации и ответственного за безопасность дорожного движения является неправомерным, т.к. субъектом транспортной деятельности или уполномоченным им лицом в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, проводятся проверки. Но проверять самого себя является мероприятием малоэффективным. Руководитель должен развивать производство, а не заниматься ежедневной рутинной работой, связанной с большим документооборотом и неустанным контролем за работой транспортного цеха.
Учитывая вышеизложенное, руководитель организации обязан обеспечивать контроль за деятельностью должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, что исключает выполнение руководителем функций данного должностного лица. Примеры судебных актов, поддерживающих данную точку зрения:
- Решение АС Саратовской области от 14.03.2016 № А57-2758/2016;
- Решение АС Алтайского края от 18.02.2016 № А03-25158/2015.
Именно поэтому мы также не рекомендуем назначать на должность ответственного за БДД специалистов в области охраны труда. Контроль за деятельностью конкретного должностного лица, ответственного за БДД, исключает выполнение специалистом по ОТ функций данного должностного лица. Нельзя проверять самого себя. Это вредит работе, вредит делу и производству.
Требования по квалификации и аттестации к специалисту по БДД:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Специалист, назначенный ответственным за обеспечение БДД, должен иметь диплом ВУЗа по ремонту и эксплуатации транспортных средств, а также по организации грузовых и пассажирских перевозок. При отсутствии такой подготовки работник подлежит профессиональной переподготовке в объеме не менее 250 часов. Стоимость профпереподготовки также должен оплатить работодатель, если только инициатива повысить свой уровень не шла от самого работника. В этом случае и аттестацию, и профпереподготовку может оплатить сам работник, правила аттестации это позволяют.
Требования к наличию производственного стажа в транспортном цехе не предъявляются, но это не означает, что на эту должность нужно ставить малоопытного выпускника транспортного вуза. Специалист БДД возглавляет работу диспетчеров и контролеров ТС. Для этого нужны знания, авторитет, практика работы контролером ТС, большой производственный опыт и хорошие знания логистики и экономики перевозок.
Аттестация ответственного за обеспечение БДД проводится в комиссии УГАДН. Госпошлина составляет 1300 рублей. Заявка на аттестацию подается на сайте территориального УГАДН.
Должностная инструкция ответственного за БДД.
При составлении должностной инструкции необходимо руководствоваться чек-листом УГАДН. Список контрольных вопросов для проверки можно найти на сайте ФБУ «Росавтонадзор». Пакет документации по БДД обширный, но в нем нет ни одного документа, не имеющего отношения к грузо- и пассажирским перевозкам.
В должностной инструкции следует указать трудовую функцию ответственного за БДД, перечень его обязанностей, пределы ответственности, совокупность знаний и профессионального опыта, которыми он должен обладать, и т. д. Поскольку объем обязанностей ответственного за обеспечение БДД значителен, следует назначать на эту должность либо начальника транспортного цеха, либо выделить в штатном расписании отдельную единицу, так как совмещение должностей не рекомендуется. Именно ответственный за БДД подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе после проведенной стажировки.
Это огромная ответственность. Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД понесет дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность, может подвергнуться дисквалификации или внеочередной аттестации по БДД.
ВАЖНО! Ответственный за обеспечение БДД разделяет всю полноту административной и уголовной ответственности наряду с руководителем организации, являясь должностным лицом.
Обязанности ответственного за БДД.
Для снижения вероятности травматизма на дорогах с большими человеческими жертвами и материальными потерями к предпринимателям и организациям, занимающимся автоперевозками, предъявляются повышенные требования безопасности. Контролирующим органом в этом случае является УГАДН – Управление государственного автодорожного надзора. Наряду с ГИБДД, УГАДН имеет право привлечь к административной ответственности работодателей, допускающих в рейс неподготовленных в достаточном объеме водителей, выпускающих на линию машины с неисправностями, при которых эксплуатация ТС не допускается вообще. УГАДН осуществляет надзор за тем, как работодатель создает условия для отдыха водителя, чтобы уснувший за рулем водитель автобуса не стал виновником в большом числе человеческих жертв. Для этих целей установлен государственный тахографический контроль.
Ответственный за БДД несет персональную ответственность за ведение технической документации по эксплуатации транспортных средств. Транспортные средства должны иметь диагностические карты ТО, путевые листы должны быть пронумерованы, учет их ведется в журнале, хранение путевых листов должно соответствовать номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ должны соответствовать летним и зимним нормам выдачи. Каждая замена шин, замена трансмиссионного и моторного масел должны быть зарегистрированы в журнале по ТО транспортного средства.
Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, технологическую карту транспортных потоков по территории организации. На особом контроле у ответственного по БДД находятся вопросы допуска водителей к рейсу.
Кандидат на должность водителя должен иметь нужную категорию в водительском удостоверении и не иметь противопоказаний по состоянию здоровья, особенно – психиатрического. Поэтому психиатрический осмотр водителя предшествует предварительному медицинскому осмотру. Некоторые ответственные по БДД ошибаются, полагая, что водительская справка, которую хранит при себе каждый водитель, и есть основание считать водителя пригодным к управлению ТС в организации. Это не так. Цели водительской справки – убедить выдать водительское удостоверение. Цель предварительного медосмотра – оценить риск получения профзаболевания в конкретных производственных условиях конкретного работодателя.
Каждый водитель после приема на работу должен пройти в службе охраны труда вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж на рабочем месте водитель проходит непосредственно в транспортном цехе, инструктирует его главный механик. После первичного инструктажа по ОТ на рабочем месте водитель направляется на стажировку. Как правило, продолжительность такой стажировки зависит от знаний и навыков, от манеры вождения водителя, от умения быстро переключаться на новые модификации ТС.
После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда.
За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе (распоряжении) о закреплении ТС. Проконтролировать соблюдение этих требований – одна из многочисленных задач ответственного за БДД.
Служба охраны труда оказывает методическую помощь и осуществляет надзор за соблюдением охраны труда на транспортном участке. Ответственный за обеспечение БДД обязан исполнять предписания службы охраны труда. Одной из главных функций ответственного за БДД является проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Для этого ответственный должен тщательно анализировать все причины ДТП, проводить инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников.
Формальное проведение стажировки водительского состава – это наиболее частая ошибка коллег. В случае ДТП Транснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводился допуск водителя к управлению ТС – источника повышенной опасности.
Ответственный за БДД контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету, проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Для этого он должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля, оказывать диспетчеру методическую помощь и проводить обучение на рабочем месте.
Административная ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей зависит от фактора повторности нарушения (рецидива). Административная ответственность за нарушение труда и отдыха водителей
Ответственный за безопасность дорожного движения
Если организация занимается перевозкой грузов или пассажиров, то в штате обязан быть ответственный за безопасность дорожного движения. Для этих организаций есть закон, обязывающий назначить и аттестовать такое лицо.
Если организация не ориентирована на коммерческие перевозки, то закон не обязывает назначать специальное лицо, но ответственность в этом случая возлагается на руководителя фирмы или предприятия. То есть, в случае возникновения ДТП, руководитель или директор по умолчанию возлагает на себя выполнение функций лица, либо назначает ответственного человека из числа работников или нанимает со стороны.
К ответственному за безопасность дорожного движения предъявляется одно из следующих требований:
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
— требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
Специалисту по обеспечению БДД запрещено:
1.Давать допуск к управлению автомобилем водителям, не имеющим или с истекшим сроком водительского удостоверения, в котором отраженно наличие соответствующей категории.
2. Принуждать водителей нарушать ПДД либо поощрять данные действия.
Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:
— трудовое законодательство, его основные положения;
— законы, которые нацелены на БДД;
— основные технико-экономические показатели транспортных средств и их назначение;
— основные правила и нормы технического использования транспортных средств;
— способы учёта и планирования автомобильных перевозок;
— методы организации перевозок, обеспечивающие выполнение норм труда и отдыха водителей и других работников, обеспечивающих исправную эксплуатацию транспортных средств.
Ответственный за БДД должен уметь:
— проводить анализ причинно-следственных связей нарушения ПДД, совершения ДТП водителями;
— доносить информацию до водителей, инженерно-технических работников и руководства организации о причинах дорожно-транспортных пришествий и об аварийной обстановке в целом по предприятию;
— устанавливать обстоятельства и причины ДТП, выяснять какие пункты правил были нарушены и каковы причины не соблюдения требований ПДД;
— разрабатывать проекты, обеспечивающие БДД при перевозке людей, опасных и крупногабаритных грузов;
— проводить занятия для водителей, разъясняя им особенности управления автотранспортом и обслуживания авто в разных погодных условиях.
Ответственный за БДД обязан:
— предоставлять отчёт о мероприятиях, проведённых по факту совершения дорожно-транспортного пришествия и о принятых мерах;
— разрабатывать мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
— вести учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями организации, анализировать причины их возникновения;
— разрабатывать и представлять руководителю организации на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложения по предотвращению дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения;
— систематически осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав организации, с данными ГИБДД;
— разрабатывать или участвовать в разработке проектов приказов, указаний и других документов организации по вопросам обеспечения безопасности движения;
— систематически информировать водительский состав, инженерно-технических работников, руководство организации о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
— совместно с отделом кадров оформлять и представлять руководству организации материалы о награждении отличившихся водителей;
— принимать участие в установлении причин и обстоятельств возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также в выявлении нарушении установленных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в работе организации;
— организовать в коллективе организации рассмотрение совершенных водителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств;
— контролировать допуск водителей к управлению только теми транспортными средствами, право управления которыми предоставлено в соответствии с водительскими удостоверениями;
— осуществлять контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования;
— осуществлять контроль за использованием транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда;
— осуществлять контроль за стажировкой водителей;
— организовывать ежегодные занятия с водителями по 20-часовой программе;
— оказывать методическую помощь руководителям служб и подразделений организации в проведении занятий, бесед, инструктажей водителей по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
— участвовать в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей;
— принимать участие в работе соответствующих комиссий по обследованию автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта организации;
— немедленно сообщать в органы ГИБДД о дорожно-транспортных происшествиях с подвижным составом организации, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями;
— проводить проверки работы других служб и подразделений организации в части, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
— отстранять в установленном законодательством порядке от работы водителей и других работников ведомственного транспорта, состояние или действия которых угрожают безопасности движения;
— запрещать выпуск на линию подвижного состава организации или возвращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих безопасности движения.
В своей деятельности ответственный за безопасность дорожного движения должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ(ADR) (заключено в г. Женеве 30.09.1957)
Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации
Конвенция о дорожном движении (Заключена в г. Вене 08.11.1968)
Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»
Постановление Правительства РФ от 16.10.2001 N 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автоперевозок»
Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 N 934» О возмещении вреда причиняемого ТС, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов по автодорогам РФ»
Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»
Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 N 1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок»
Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными ТС при проезде по федеральным автодорогам (утв. Минтрансом РФ 30.04.1997)
Приказ Минавто РСФСР от 31.12.1981 N 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте»
Приказ Минтранса РФ от 02.04.1996 N 22 «О Форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств»
Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»
Приказ Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.1998 N 1563)
Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 N 15 «Об утверждении Требований по обеспечению БДД, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на АТ»
Приказ Минтранса РФ N 13-11 от 11.03.1994 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта»
Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (утв. ФДС РФ 29.05.1998)
РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей
Рекомендации для предприятий пассажирского АТ но профилактическим мерам и действиям работников этих предприятий в ситуациях обнаружения признаков террористических актов
Указ Президента РФ от 07.07.1992 N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров»
Учебно-методический план и программа ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций
ФЗ N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС»
ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
ФЗ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Видео (кликните для воспроизведения). |
ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автоперевозок и ответственности за нарушение порядка их выполнения»
Источники
Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
Подхолзин, Б.А. Договоры, обязательства, сделки. Юридический комментарий. Судебная практика. Образцы договоров / Б.А. Подхолзин. — М.: Ось-89, 2014. — 350 c.
Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.