Содержание
- 1 Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
- 2 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- 3 Ответственность за нарушение закона об обращениях граждан
- 4 Что-то пошло не так
- 5 Прокуратура Московской области
- 6 За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность
- 7 Ответственность за нарушение сроков ответа 59-ФЗ от 02.06.2006
- 8 Прокуратура разъясняет — Федеральный закон от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
- 9 Статья 37. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рассмотрении обращений граждан
- 10 Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок направления и регистрации обращений граждан, сроки рассмотрения письменных обращений и иные особенности регулирования соответствующих правоотношений урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно ст. 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение, принимает меры, направленные на восстановление или защиту его нарушенных прав, свобод и законных интересов, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Общий срок, в течении которого государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в соответствии с их компетенцией, обязано рассмотреть обращение по существу составляет 30 дней.
В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 5.59 КоАП РФ).
Административная ответственность наступает, к примеру, за нарушение сроков рассмотрения обращения и дачи ответа на него, за непредставление ответа на обращение, за необоснованное оставление обращения без рассмотрения.
Следует отметить, что в силу ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ возбуждение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, относится к исключительной компетенции прокурора.
Если гражданин считает, что органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением или иной организацией, на которую возложено осуществление публично значимых функций, нарушены нормы указанного законодательства, ему необходимо обращаться с соответствующим заявлением в органы прокуратуры.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.
Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.
Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.
Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 11 мая 2006 г. N 70-71, в «Российской газете» от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ
Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Ответственность за нарушение закона об обращениях граждан
Разъясняет заместитель начальника управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры г. Москвы Наталья Анатольевна Емелькина
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
За его нарушение статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Возбуждение дел об административных правонарушениях указанной категории отнесено к исключительной компетенции органов прокуратуры.
Важно отметить, что привлечь чиновника к административной ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях можно лишь в определенных случаях.
Во-первых, под действие этой статьи подпадает на всякое обращение.
Например, решения лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, обжалуются в порядке, установленном главой 16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому несвоевременный ответ гражданину, обжалующему постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, состава административного правонарушения по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не образует.
По той же причине не может быть оштрафовано должностное лицо, рассматривающее жалобу на постановление по делу об административном правонарушении. Порядок действий в этом случае установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Во-вторых, законом определены категории лиц, не подлежащие административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений.
Так, в силу части 1 статьи 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектами данного правонарушения не могут быть сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания.
Аналогичное правило действует в отношении сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов.
Наличие иммунитета к административной санкции не освобождает виновных лиц от дисциплинарной ответственности.
Круг субъектов, которые могут быть оштрафованы по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не ограничивается лишь должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.
С мая 2013 года к ответственности могут быть привлечены также должностные лица государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций. К их числу относятся, например, дирекции единого заказчика и инженерные службы.
Что-то пошло не так
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал
Сделано в Санкт-Петербурге
© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна
Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.
Ошибка на сайте
Удаление аватара
Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?
Прокуратура Московской области
В последнее время участились случаи выявления прокуратурой области нарушений установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Статьёй 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций (ст. 5.59 КоАП РФ), предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность
Прокуратура города Севастополя разъясняет, что за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность.
Общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами предусмотрен Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 № 59-ФЗ (далее Закон РФ).
В соответствии со ст. 2 указанного Закона РФ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу положений ст. 5 Закона РФ при рассмотрении обращения гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; получать уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения и т.д.
Согласно ст. 12 Закона РФ письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. И только в исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Нарушение указанного порядка рассмотрения обращений граждан влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 5.59 КоАП РФ.
Статья 5.59, предусматривающая административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, введена в Кодекс об административных правонарушениях РФ Федеральным законом от 11.07.2011 № 199-ФЗ.
Мера ответственности за совершение данного правонарушения в виде административного штрафа может быть возложена исключительно на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Само определение понятия должностного лица дано в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, а также в пункте 5 ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 года № 59-ФЗ.
В соответствии с указанными положениями под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Понятие «публично-значимые функции» в законодательстве четко не определено, вместе с тем, под ними понимают направления деятельности различных субъектов, главным образом государства и муниципальных образований, по удовлетворению публичного, то есть общественного, интереса, признанного и охраняемого государством. Основным субъектом, который осуществляет публичные функции, является государство (муниципальное образование). В то же время, публичные функции могут осуществлять и осуществляют негосударственные структуры и организации: «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги», нотариусы, адвокаты, банки, аудиторы, средства массовой информации, отдельные граждане.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Следовательно, заявление о привлечении конкретного должностного лица к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ потерпевшему необходимо подавать на имя соответствующего прокурора.
Рассматриваются такие дела судьями (ст. 23.1 КоАП РФ).
Пределы назначения наказания в виде штрафа за совершение указанного правонарушения составляют от 5 до 10 тыс. руб.
Кроме того, как следует из положений ст. 16 Закона РФ, гражданин, права которого нарушены при рассмотрении его обращения, имеет право в судебном порядке потребовать возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
В то же время, необходимо помнить, что в случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Ответственность за нарушение сроков ответа 59-ФЗ от 02.06.2006
Ответственность за нарушение сроков ответа 59-ФЗ от 02.06.2006
Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан должностными лицами гос. органов и органов местного самоуправления предусмотрена ст.5.59 КоАП РФ.
Похожие вопросы по этой теме:
Сделано в Санкт-Петербурге
© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна
Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.
Ошибка на сайте
Удаление аватара
Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?
Прокуратура разъясняет — Федеральный закон от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет за гражданами право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и гарантирует эффективную защиту их других прав и законных интересов.
Федеральный закон от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон) возлагает на государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, на должностных лиц этих органов, учреждений и организаций обязанность по принятию и рассмотрению обращений граждан.
Порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с №59-ФЗ, обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления, в указанное выше учреждение или организацию, должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в указанные органы, учреждения или организации.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа, учреждения или организации, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости гражданин прилагает к письменному обращению документы или материалы/копии в подтверждение своих доводов.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в компетентный на решение изложенных вопросов орган или должностному лицу.
В течение 3-х дней письменное обращение подлежит обязательной регистрации и в течение 30 дней со дня регистрации рассматривается (в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением лица, направившего обращение).
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, учреждения, организации, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением этого обращения, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
Лица, виновные в нарушении Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, в виде штрафа за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором и рассматриваются судьей.
Работники прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, систематически проводят проверки исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Поводом для проведения такой проверки может послужить обращение гражданина, содержащее информацию о нарушении Закона.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции И.Ю. Яновская
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Статья 37. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рассмотрении обращений граждан
Статья 37. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рассмотрении обращений граждан
Ответственность должностных лиц наступает в следующих случаях нарушений прав граждан на обращения, а также порядка работы с обращениями граждан:
1) дискриминация при использовании гражданами права на обращения;
2) воспрепятствование осуществлению права граждан на обращения, а также воспрепятствование работе органов власти, должностных лиц по принятию и рассмотрению обращений граждан;
3) неправомерный отказ гражданам в принятии и рассмотрении их обращений;
5) направление гражданам ответа не по существу обращения, не по всем поставленным в обращении вопросам, или с иными нарушениями требований законодательства, предъявляемых к ответам на обращения граждан;
6) непроведение объективной, всесторонней и полной проверки сведений, изложенных в обращениях граждан;
7) нарушение права граждан участвовать в рассмотрении их обращений;
8) использование или распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия;
9) нарушение порядка обобщения обращений граждан и представления информации об итогах такого обобщения;
10) умышленное непредставление истребуемых доказательств либо нарушение порядка их исследования;
11) неправомерный отказ в удовлетворении законных требований граждан;
12) принятие немотивированного решения;
13) непринятие мер к устранению причин и условий, повлекших нарушения прав, свобод и законных интересов граждан;
14) преследование граждан в связи с их обращениями;
15) неисполнение решений, принятых по результатам рассмотрения обращений граждан;
16) необеспечение контроля за соблюдением законодательства об обращениях граждан;
17) нарушение правил о подведомственности рассмотрения обращений;
18) безосновательная передача обращения другим органам власти, должностным лицам;
Должностные лица, виновные в совершении названных действий, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
> Возмещение ущерба гражданину в связи с нарушением законодательства об обращениях граждан |
Содержание Проект федерального закона N 142018-4 «Об основных гарантиях права на обращения граждан Российской Федерации» (внесен. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ статья 5.59 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
Статья 5.59. Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
См. комментарии к статье 5.59 КоАП РФ
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
> (утратила силу) |
Содержание Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Штраф за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
В КРФобАП, появилась новая статья, которая занесена в разряд моих любимых методов воздействия на чиновников и служащих.
с 25.07.2011 года вступила в силу ст. 5.59 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность в виде штрафа с 5 до 10 тысяч рублей за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения обращений регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
.
Дела об указанных правонарушениях, согласно ст. 28.4 КоАП РФ вправе возбуждать только прокуроры, а рассматривать в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, мировые судьи.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления составляет 3 месяца с момента совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Впредь, в каждом случае выявления прокурором нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан будет рассматриваться вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ.
Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон).
Согласно ст. 2 Закона, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 8 Закона, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Согласно статьям 10, 12 Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п. п. 6.2, 7 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 18.07.2012 № 19-П, согласно пункту 3 статьи 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Будучи учредителем соответствующих организаций, создаваемых для обеспечения реализации публично значимых функций, субъект Российской Федерации вправе возлагать на такие организации обязанности, не противоречащие их определенному федеральным законодательством статусу.
Установление обязанности по рассмотрению обращений граждан государственными и муниципальными учреждениями как организациями, осуществляющими социально-культурные или иные функции некоммерческого
характера соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предполагается постольку, поскольку на такие организации возложено исполнение государственных или муниципальных публично значимых функций в рамках компетенции создавшего их публично-правового образования.
Публично значимые функции могут возлагаться также на предприятия, правовое положение которых определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», и на другие организации, деятельность которых не может рассматриваться в отрыве от публичных функций создавшего их публичного образования, а соответственно, имеются те же, что и применительно к учреждениям, обеспечивающим осуществление полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, основания для возложения на них обязанности рассматривать обращения граждан.
За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Наказание за указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ возбуждаются прокурором.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.59 КоАП РФ рассматриваются судом.
Например, прокуратурой Балаклавского района проверено исполнение законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан в ГУП г. Севастополя «Управляющая компания «Инкерман».
Установлено, что в управляющую компанию поступили обращения по вопросам перерасчета квартплаты, ремонта фасада дома, кровли, водопровода, которые надлежащим образом не рассмотрены. Ответы заявителям в установленный законом срок не предоставлены.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в отношении директора управляющей компании возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.59 КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан).
Рассмотрев материалы административного дела, суд признал руководителя виновным и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Кроме того, по результатам рассмотрения представления прокуратуры гражданам даны ответы на интересующие их вопросы. Виновное должностное лицо управляющей компании привлечено к дисциплинарной ответственности.
Работа прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан продолжается.
Информация подготовлена прокуратурой Балаклавского района города Севастополя.
Прокуратура разъясняет
Предусмотрена ли ответственность за нарушение сроков рассмотрения обращений граждан в органах власти?
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гарантирует реализацию указанного права. В частности, законом установлены конкретные сроки, в течение которых обращения граждан должны быть объективно и всесторонне рассмотрены.
С целью повышения ответственности должностных лиц Президентом России 11.07.2011 подписан Федеральный закон №199-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на них в размере от пяти до десяти тысяч рублей.
Положения данной статьи не распространяются на случаи отказа в представлении информации, за которые предусмотрена административная ответственность по статье 5.39 КоАП РФ.
С жалобами на нарушения в части порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления в соответствие с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ следует обращаться в органы прокуратуры.
Как и почему гражданам следует писать заявление об административном правонарушении чиновников.
Например, нарушают сроки рассмотрения обращений, предоставляют формальные отписки, которые не соответствуют сути и содержанию запросов и обращений граждан. Предоставляют недостоверную информацию, отказываются отвечать на обращения, передавая их другим лицам, или вовсе оставляют обращения граждан без ответов.
В таких случаях, как правило, граждане пишут слёзные, жалобные письма в прокуратуру и конечно же президенту, о том как чиновники игнорируют или вовсе плюют на их обращения. Такие слёзные жалобы не имеют дальнейшей юридической перспективы, поскольку не влекут никакой ответственности для нарушителей, поэтому они очень нравятся чиновникам.
Большинство граждан, из-за низкого уровня своих правовых знаний, даже не подозревает, что вышеуказанные действия (бездействия) чиновников, связанные с ненадлежащей обработкой обращений и запросов граждан, являются административными правонарушениями, которые предусмотрены статьёй 5.39 и статьёй 5.59 КоАП РФ.
Если вы правильно оформите свои заявления в прокуратуру, то чиновники обязательно будут привлечены к этой административной ответственности.
По всем таким фактам следует писать в прокуратуру не слёзные жалобы, а процессуальные ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ АДММИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ чиновников и прочих должностных лиц, на которых возложено осуществление публично значимых функций.
Ниже я привёл разъяснение по правильному применению законодательства, судебную практику и образцы заявлений.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок направления и регистрации обращений граждан, сроки рассмотрения письменных обращений и иные особенности таких правоотношений урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, включая местных депутатов, в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно статье 10 Федерального закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо (в том числе депутат) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение, принимает меры, направленные на восстановление или защиту его нарушенных прав, свобод и законных интересов, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Пернаправить запрос в другой государственный орган или другому должностному лицу могут не просто так, а только при наличие следующих оснований:
— если ответ на обращение не входит в компетенцию должностного лица, которому адресовано обращение,
— если ответ поручено подготовить другому должностному лицу, но только при наличие у этого лица документов, которые подтверждают его соответствующие полномочия и соответствующую квалификацию для подготовки ответа, а также при наличие докомунтов, которые подтверждают данное поручение.
При этом, Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом, которому былоадресовано обращение. Либо уполномоченным на то лицом, с обязательным указанием, кто и каким образом уполномочил это лицо.
Общий срок, в течении которого государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо (в том числе депутат), в соответствии с их компетенцией, обязано рассмотреть обращение по существу составляет 30 дней.
В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо (в том числе депутат) либо законным образом уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
За нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений (включая депутатов) и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей . Статья 5.59 КоАП РФ «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан» .
Также, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за Неправомерный отказ гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него запросом (адвокатским запросом ), и (или) организации в предоставлении информации, которую обязаны предоставлять согласно федеральному законодательству. Либо несвоевременное её предоставление или предоставление заведомо недостоверной информации. Статья 5.39 КоАП РФ . «Отказ в предоставлении информации»
Обязанность предоставления информации урегулирована следующими законами.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»
Федеральный закон N 149-ФЗ закрепляет общие принципы правового регулирования отношений в информационной сфере, в том числе о свободе поиска, получении, передаче, производстве и распространении информации любым законным способом;
Определены перечень видов информации, к которой не может быть ограничен доступ, порядок и условия доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, порядок обжалования неправомерных действий этих органов, а также ответственность за правонарушения в сфере информации (ч. ч. 1, 2, 4 — 6 ст. 8, ч. 1 ст. 17). Статьей 9 данного Закона регулируются основания ограничения доступа к информации.
Согласно ч.7 статьи 8 данного закона, В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством .
Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации (ч. 2 ст. 17, ФЗ № 149 ).
ИТАК, Административная ответственность должностных лиц наступает:
1) за нарушение сроков рассмотрения обращения и дачи ответа на него,
2) за непредставление ответа на обращение. Формальная отписка либо немотивированный ответ считается непредоставлением ответа по существу запроса.
3) за предоставление информации не соответствующей сути и содержанию запроса (формальная отписка)
4) за предоставление недостоверной информации
5) за необоснованное оставление обращения без рассмотрения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 5.39 и статьёй 5.59 КоАП РФ, рассматривают судьи (ст. 23.1), а возбуждают дела данной категории Прокуратура (ст. 28.4).
Если вы считаете, что орган местного самоуправления, государственное и муниципальное учреждение иное должностное лицо, (в том числе местный совет депутатов) или иная организация, на которую возложено осуществление публично значимых функций, не предоставило вам информацию по вашему запросу, либо предоставило формальную отписку или вообще не ответили на ваше обращение в установленные законом сроки, обращайтесь в органы прокуратуры и требуйте возбуждения дела об административном правонарушении.
К заявлению в прокуратуру следует приобщить копии запросов, обращений, на которые не были предоставлены ответы, либо были предоставлены формальные отписки.
Прокуратура, после проведения проверки обязана подготовить материалы об административном правонарушении и передать их в суд для принятия судебного решения.
—————————————- —————————————- ———————————-
Раменская городская прокуратура,
140100, Московская область, г.Раменское, ул.Ногина, д.8
от Белых Ивана Сергеевича
Адрес места жительства: _____________
Тел.: ______________________
E — mail : __________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
о возбуждении дела об административном правонарушении
по ст . 5.59 (ст.5.39) КоАП РФ
Сообщаю Вам о нарушении Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ. А также, о наличие в действиях(бездействии) должностных лиц ФИО, ИО, ФИО, правонарушений, которые предусмотрены статьёй 5.59 (ст.5.39) КоАП РФ.
18 марта 2013г. мною было направлено обращение начальнику управления коммунального хозяйства администрации Раменского муниципального района Лысенкову Александру Михайловичу с сайта http:// www . ramenskoye . ru
В форме обращения был указан мой E — mail и установлена галочка « Выслать копию ответа на e -mail »
Оригинал письменного ответа на мое обращение в момент составления данной жалобы не получен. Сделав несколько телефонных звонков в управление коммунального хозяйства, мне удалось добиться пересылки ответа в электронном виде. Копия ответа была получена мною 31 мая 2013 на указанный в обращении e — mail .
Ответ на мое обращение был написан заместителем главы администрации Раменского района Аубакировым Борисом Евгеньевичем
В тексте ответа фигурируют даты уже произошедших событий (25 апреля 2013 и 16 мая 2013) из чего следует, что обращение было рассмотрено не ранее 16 мая 2013, т.е. не был соблюден срок рассмотрения письменного обращения (30 дней).
Сообщаю так же, что я не получал никакого уведомления о продлении срока рассмотрения моего обращения.
Ответ должностных лиц не соответствует сути и содержанию моего обращения и не содержит ответа по существу на поставленный в моем обращении вопрос – отсутствует информация о работоспособности ТП-401 на момент составления обращения и дата ввода в эксплуатацию ТП-401, т.е. ничего, что могло подтвердить или опровергнуть информацию о том, что ТП-401 не функционировала в момент подачи обращения.
Упомянутое ООО «Мосэнергосбыт-Раменское» не имеет никакого отношения к договору №87 о технологическом присоединении, заключенным между мной и ОАО «Раменская электросеть» 22 марта 2012, в связи с невыполнением которого было подано обращение. Так же к этому договору не имеет никакого отношения заявка на увеличение мощности и новый проект договора и ТУ №104 от 25 апреля 2013.
ВСВЯЗИ С ВЫШЕИЗЛОЖЕННЫМ ПРОШУ:
1) возбудить дело об административном правонарушении по ст . 5.59 (ст.5.39) КоАП РФ;
2) привлечь Аубакирова Бориса Евгеньевича, Лысенкова Александра Михайловича и других ответственных лиц к административной ответственности по ст . 5.59 КоАП РФ;
5) подготовить соответствующие материалы об административном правонарушении и передать в суд для дальнейшего рассмотрения и принятия судебного решения.
Примечание : В случае вашего отказа в возбуждении дела об административном правонарушении прошу вынести мотивированное постановление и направить мне его копию.
Ответ на данное заявление и все последующие сообщения прошу направлять в письменном виде по адресу: 140102, Московская обл., Раменский р-н, с.Новое, ул.Садовая, д.9, Белых Ивану Сергеевичу.
ЕЩЁ ОДИН ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ по ссылке:
https://pravorub.ru/articles/34420.html
Видео (кликните для воспроизведения). |
Для тех, кто интересуется данной темой более глубоко и профессионально вот некоторое количество судебной практики.
Источники
Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.
Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.