Рабочее время педагогического работника характеризуется как

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Рабочее время педагогического работника характеризуется как" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Приложение N 1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 22 декабря 2014 г. N 1601

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

[2]

педагогическим работникам, отнесенным к профессорско-преподавательскому составу*;

старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

мастерам производственного обучения;

инструкторам по труду;

методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

руководителям физического воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности;

инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2.2. Продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю устанавливается старшим воспитателям (за исключением старших воспитателей, указанных в пункте 2.1 настоящего Приложения).

2.3. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

2.5. Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья.

2.6. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

[1]

инструкторам по физической культуре;

воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее — медицинские организации и организации социального обслуживания), (за исключением воспитателей, предусмотренных в пунктах 2.5 и 2.7 настоящего Приложения).

2.7. Норма часов педагогической работы 36 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам среднего профессионального образования, а также осуществляющих присмотр и уход за детьми (за исключением воспитателей, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы предусмотрены пунктами 2.5 и 2.6 настоящего Приложения).

2.8. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной (преподавательской) работы).

2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;

педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;

логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;

преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).

2.8.2. Норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 2 июня 2019 г. — Приказ Минпросвещения России от 13 мая 2019 г. N 234

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

За педагогическую работу педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация в порядке, установленном частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.

Читайте так же:  Самовольное занятие земельного участка судебная практика

2. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, предусмотренные пунктами 2.3 — 2.7 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах. Нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, устанавливаются в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

3. Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 — 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

* Подраздел 1 раздела 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4381).

Продолжительность рабочего времени педагогов: новации

Вербицкая Ю. О., юрист МУ «Центр бухгалтерского и материально — технического обеспечения
муниципальных образовательных учреждений Верх — Исетского района»

Минобрнауки России разработало новые нормы продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников. Хотя в настоящее время они не вступили в силу, о новациях следует знать…

Основные изменения

Минобрнауки России утвердило приказ «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников». Однако пока данные нормы регулируются постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 (носящим одноименное наименование).

Определено, что, как только постановление № 191 будет признано утратившим силу, нормы постановления № 2075 начнут действовать. (В настоящее время нормативный акт, которым постановление № 191 признается утратившим силу, не издан.)

По своему содержанию новое постановление мало чем отличается от действовавшего прежде, большая часть норм совпадает. Однако новации все-таки есть.

Наиболее существенным изменением можно считать уменьшение нормы часов за ставку преподавательской работы у учителей 1–4 классов. Теперь для них норма такая же, как и для учителей старших классов, – 18 часов (ранее было 20).

Еще одно нововведение – отнесение к категории с нормой 36 часов тьюторов образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования). Для справки: тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов и выполняет другие функции, связанные с развитием детей (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих).

Стоит обратить внимание и на примечания

Круг сотрудников, у которых в норму часов включаются проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними, расширен (помимо педагогов дополнительного образования образовательных учреждений включены также тренеры-преподаватели).

Разъяснено, что за преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере. По-видимому, здесь речь идет не о сверхурочной работе, а о совместительстве, иначе это будет противоречить Трудовому кодексу РФ.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке.

Ранее данная формулировка ссылалась на должностные обязанности преподавателей, которые могли различаться в разных учреждениях. Теперь используются единые Квалификационные характеристики должностей работников образования.

Далее. Если раньше педагогических работников при уменьшении педагогической нагрузки должны были уведомить в течение года, то теперь этот срок сокращен до двух месяцев.

Если нагрузка у преподавателя была уменьшена в течение учебного года по не зависящим от него причинам, то до конца учебного года ему выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Продолжительность рабочего времени педагогов не может превышать 36 часов в неделю. Об уменьшении или увеличении учебной нагрузки педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.

6.2 Рабочее время как единица измерения педагогического труда

Единицей измерения труда педагогических работников выступает рабочее время.

С юридической точки зрения рабочее время – это часть суток, в течение которой человек работает на предприятии, в организации или учреждении.

С экономической точки зрения рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора исполняет свои должностные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

По действующему трудовому законодательству различают три вида рабочего времени: нормальное, сокращённое и неполное.

Продолжительность ежедневной рабочей смены в любом случае определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиком (расписанием) работы (сменности), утверждённым администрацией учреждения с учётом специфики работы, соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.

Читайте так же:  Порядок оформления налогового вычета при покупке квартиры

Трудовой кодекс РФ устанавливает, что норма рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю. При этом ст. 92 трудового кодекса РФ предусматривает, что для определённых категорий работников устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени:

● для работников в возрасте до 18 лет;

● для инвалидов I и II группы;

● для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Поэтому в соответствии с Трудовым кодексом и законом РФ «Об образовании» для педагогических работников установлена сокращённая продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

Следует отличать понятие «сокращённое рабочее время» от неполного рабочего времени. Разница заключается в том, что при работе на условиях неполного рабочего времени труд работника оплачивается пропорционально отработанному им времени или в зависимости от объёма выполненных работ, а при сокращённом – в полном объёме.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных учреждений определяется с учётом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание детей, пребывание их в течение определённого времени, сезона, сменности занятий и других особенностей работы образовательного учреждения).

18 часов в неделю продолжительность рабочего времени у учителей 5-11 классов образовательных учреждений, учителей дефектологов и логопедов учреждений здравоохранения и соцзащиты, педагогов дополнительного образования;

20 часов в неделю – у учителей-дефектологов и учителей-логопедов образовательных учреждений;

25 часов в неделю – у воспитателей специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

36 часов в неделю – у старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов-психологов и др.

Нормируемая часть рабочего времени определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы между учебным занятием, устанавливаемые для обучающихся. При этом продолжительность урока, занятия может быть как 45 мин, так и менее – 40 и даже 30 мин.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов между ними предусматриваются уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учётом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. За часы педагогической работы, выполненной сверх установленной нормы, производится дополнительная оплата из расчёта получаемой ставки (оклада) в одинарном размере.

Ставка заработной платы педагогическому работнику устанавливается, исходя из затрат времени в астрономических часах.

Другая часть педагогической работы работников, требующая затрат рабочего времени, но не конкретизирована по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными характеристиками. Она регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает в себя:

● выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

● организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

● время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

● периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдение за выполнением режима дня воспитанников, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени;

● выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплаты труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами).

Трудовой кодекс выделяет два возможных случая работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени:

● по инициативе работника – совместительство;

● по инициативе работодателя – сверхурочная работа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, работник имеет право заключить трудовой договор с другим работодателем для работы на условиях внешнего совместительства. Для этого разрешения администрации по основному месту работы не требуется.

Режим рабочего времени образовательного учреждения – это распределение работы в течение конкретного календарного периода (дня, недели, месяца).

Ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В отличие от других категорий работников у педагогов граница между рабочим и внерабочим временем очень подвижна. С экономической точки зрения внерабочее время включает в себя следующие периоды:

● время, связанное с работой в учреждении (передвижение к месту работы и обратно, обеденный перерыв);

● время на домашний труд и другие бытовые потребности (уборка по дому, приготовление пищи, уход за детьми и др.);

● время на удовлетворение физиологических потребностей человека (сон, еда, уход за собой);

● свободное время человека (активный отдых, чтение литературы и др.).

6.2 Рабочее время как единица измерения педагогического труда

Единицей измерения труда педагогических работников выступает рабочее время.

С юридической точки зрения рабочее время – это часть суток, в течение которой человек работает на предприятии, в организации или учреждении.

С экономической точки зрения рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора исполняет свои должностные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.

По действующему трудовому законодательству различают три вида рабочего времени: нормальное, сокращённое и неполное.

Читайте так же:  Услуги по сопровождению сделки купли продажи недвижимости

Продолжительность ежедневной рабочей смены в любом случае определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиком (расписанием) работы (сменности), утверждённым администрацией учреждения с учётом специфики работы, соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.

Трудовой кодекс РФ устанавливает, что норма рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю. При этом ст. 92 трудового кодекса РФ предусматривает, что для определённых категорий работников устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени:

● для работников в возрасте до 18 лет;

● для инвалидов I и II группы;

● для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Поэтому в соответствии с Трудовым кодексом и законом РФ «Об образовании» для педагогических работников установлена сокращённая продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

Следует отличать понятие «сокращённое рабочее время» от неполного рабочего времени. Разница заключается в том, что при работе на условиях неполного рабочего времени труд работника оплачивается пропорционально отработанному им времени или в зависимости от объёма выполненных работ, а при сокращённом – в полном объёме.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных учреждений определяется с учётом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание детей, пребывание их в течение определённого времени, сезона, сменности занятий и других особенностей работы образовательного учреждения).

18 часов в неделю продолжительность рабочего времени у учителей 5-11 классов образовательных учреждений, учителей дефектологов и логопедов учреждений здравоохранения и соцзащиты, педагогов дополнительного образования;

20 часов в неделю – у учителей-дефектологов и учителей-логопедов образовательных учреждений;

25 часов в неделю – у воспитателей специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

36 часов в неделю – у старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов-психологов и др.

Нормируемая часть рабочего времени определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы между учебным занятием, устанавливаемые для обучающихся. При этом продолжительность урока, занятия может быть как 45 мин, так и менее – 40 и даже 30 мин.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов между ними предусматриваются уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учётом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. За часы педагогической работы, выполненной сверх установленной нормы, производится дополнительная оплата из расчёта получаемой ставки (оклада) в одинарном размере.

Ставка заработной платы педагогическому работнику устанавливается, исходя из затрат времени в астрономических часах.

Другая часть педагогической работы работников, требующая затрат рабочего времени, но не конкретизирована по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными характеристиками. Она регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает в себя:

● выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;

● организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям, семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

● время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

● периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдение за выполнением режима дня воспитанников, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени;

● выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплаты труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами).

Трудовой кодекс выделяет два возможных случая работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени:

● по инициативе работника – совместительство;

● по инициативе работодателя – сверхурочная работа.

Кроме того, работник имеет право заключить трудовой договор с другим работодателем для работы на условиях внешнего совместительства. Для этого разрешения администрации по основному месту работы не требуется.

Режим рабочего времени образовательного учреждения – это распределение работы в течение конкретного календарного периода (дня, недели, месяца).

Ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

[3]

В отличие от других категорий работников у педагогов граница между рабочим и внерабочим временем очень подвижна. С экономической точки зрения внерабочее время включает в себя следующие периоды:

● время, связанное с работой в учреждении (передвижение к месту работы и обратно, обеденный перерыв);

● время на домашний труд и другие бытовые потребности (уборка по дому, приготовление пищи, уход за детьми и др.);

● время на удовлетворение физиологических потребностей человека (сон, еда, уход за собой);

● свободное время человека (активный отдых, чтение литературы и др.).

Рабочее время педагогических работников

На основании ст.91 ТК РФ рабочее время — это время, в течение которого работник согласно правилам внутреннего трудового распорядка и условиям трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему.

Для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст.333 ТК РФ). Аналогичная норма относительно рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений содержится в Законе об образовании.

Объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении. Этот объем определяется до фактического начала нового учебного года. Учебная нагрузка конкретного работника, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника. Верхний предел учебной нагрузки ограничивается в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

Читайте так же:  Порядок предоставления дополнительного отпуска за ненормированный

Объем учебной нагрузки конкретного работника указывается в его трудовом договоре (ст.333 ТК РФ). Соответственно, изменение учебной нагрузки означает изменение условий трудового договора и может быть произведено только по письменному соглашению сторон.

При установлении на новый учебный год учебной нагрузки учителей и других педагогических работников, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

Об изменении учебной нагрузки в новом учебном году администрация образовательного учреждения обязана предупредить работника не позднее чем за два месяца до его начала (ст.74 ТК РФ).

Установленный для педагогического работника объем учебной нагрузки определяет нормированную часть его рабочего времени. При этом количеству часов учебной нагрузки соответствует количество проводимых учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Другая часть педагогической работы учителей, не конкретизированная по количеству часов, регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника. Такая работа включает:

  • — выполнение обязанностей, связанных с работой педагогических, методических советов, с проведением родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
  • — организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
  • — время на непосредственную подготовку к работе по обучению и воспитанию, изучению индивидуальных способностей обучающихся, воспитанников, их интересов, склонностей, семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
  • — периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса. Указанные дежурства осуществляются в соответствии с графиком. При его составлении во избежание случаев длительного дежурства или дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна, учитывается сменность работы образовательного учреждения, рабочий режим каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий и общим планом мероприятий, а также другие особенности.

Дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий и выполнения иных обязанностей, которые регулируются графиками и планами, педагогические работники могут использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, в качестве так называемых методических дней и т.п.

Период каникул или период отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим и иным основаниям является для педагогических работников рабочим временем.

В целом режим рабочего времени педагогических работников и других работников образовательных учреждений определяется с учетом режима деятельности этих учреждений и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором в соответствии с действующим законодательством.

В трудовом договоре условие о режиме работы и времени отдыха указывается в случае, если для данного работника он отличается от установленного общими правилами, которые действуют у работодателя ( ч.2 ст.57 ТК РФ).

Работник должен быть ознакомлен под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка, расписанием занятий, графиками работы, дежурств и иными нормативными документами, регламентирующими режим его рабочего времени и времени отдыха (ст.68 ТК РФ).

Рабочее время педагогических работников

Статьи по теме

Учет рабочего времени педагогических работников на практике нередко вызывает затруднения, в том числе и при расчете оплаты. В этой статье ответим на ключевые вопросы по этой теме. Скачайте готовые образцы документов

Норма рабочего времени педагогических работников

В статье 333 Трудового Кодекса установлено, что рабочая неделя работников в области педагогики — это максимум 36 часов. То есть, их норма меньше, чем у большинства трудящихся граждан России. В дополнение к этому надо учитывать, что педработнику может быть установлена норма часов за ставку или определенная продолжительность рабочего времени в неделю. Это следует из приказа Министерства образования и науки № 1601 от 22.12.2014. В этом же документе описан порядок определения нагрузки педагогов.

Скачайте документы из статьи

Однако знания двух приведенных документов недостаточно для понимания всех тонкостей нормирования рабочего времени педагогов. Есть еще важные нормативные акты:

  • Глава 52 Трудового Кодекса России
  • Федеральный закон №273 от 29.12.2012
  • Приказ Минобразования и науки №536 от 11.05.2016

Согласно приказу №1601, недельная продолжительность рабочего времени для педагогических работников составляет:

  • Для профессорско-преподавательского звена, социальных педагогов, старших воспитателей дошкольных заведений и других работников из списка пункта 2.1 Приложения №1 к Приказу — 36 часов.
  • Для остальных старших воспитателей — 30 часов.
  • Для музруководителей — 24 часа.
  • Для логопедов и дефектологов — 20 часов.
  • Для специалистов из пункта 2.8.1 Приложения (это, например, преподаватели, работающие по дополнительным программам) установлена норма преподавательской работы (а не педагогической) — 18 часов.

Также есть должности, для которых определена ежегодная норма часов за ставку. Например, для преподавателей, которые работают в среднепрофессиональных заведениях, это 720 часов в год.

Норма рабочего времени устанавливается в астрономических часах. При этом преподавательская нагрузки рассчитывается, исходя из длительности занятия не больше 45 минут. Решение о количестве спаренных занятий и продолжительности перерывов фиксируется в локальных нормативных актах учреждения и должно соответствовать действующим санэпиднормам.

Как будем работать и отдыхать в 2020-м

Ненормированное время

Установленные нормы касаются непосредственно педагогической работы, такой как чтение лекций, проведение уроков или тренировочных занятий. А другая часть рабочего времени (РВ) связана с выполнением должностных обязанностей, и количество часов тут не конкретизировано.

Читайте так же:  Оформление права собственности на незавершенное строительство

Вот несколько примеров того, что входит в ненормированную часть:

  • Подготовка и проведение родительских собраний.
  • Участие в педсоветах.
  • Классное руководство.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий.
  • Дежурства в образовательных заведениях.
  • Проверка тестов и письменных работ.

Иногда учебное заведение не может загрузить сотрудника на полную норму преподавательской работы. Тогда работника «догружают» общей педагогической работой: ведением кружков, факультативов, групп продленного дня и др. Для этих часов не предусмотрена специальная доплата.

Работа в каникулы

Еще один важный момент, касающийся продолжительности рабочего времени в образовательных учреждениях — это период каникул. Если он не совпадает с ежегодным отпуском, то это тоже рабочее время. Причем сюда может войти как нормированные (педагогическая работа), так и ненормированные (решение оргвопросов, внеклассные мероприятия) часы. Они оплачиваются в установленном трудовым договором порядке (п.п 4.1 и 4.2 Приложения к приказу №536).

Перерывы в занятиях, связанные с погодными и санэпидемиологическими условиями — это тоже рабочее время преподавателей. Пока ученики остаются дома, педагоги занимаются методической, организационной и другой важной для учебного процесса работой.

Рабочая нагрузка устанавливается педагогам перед началом учебного года (или тренировочного сезона, если речь идет о спортивном образовании). Объем закрепляется в локальных нормативных актах и трудовых договорах. После этого работодатель будет не вправе уменьшить нормочасы преподавателя. Исключение — ситуации, когда происходит сокращение учебных планов. Это конкретизировано в Приложении 2 к приказу №1601.

Режим работы педагогов

Основы режима рабочего времени преподавателей определены в приложении к приказу №536 и статье 47 ФЗ №272. Вот они вкратце:

Режим работы и отдыха педагогов определяется, исходя из специфики работы образовательного заведения. Некоторые учреждения работают только в определенный сезон, некоторые по сменам, а некоторые рассчитаны на круглосуточное проживание учащихся.

Режим РВ устанавливается правилами внутреннего распорядка организации, коллективным договором и другими локальными актами. Он отражается в трудовом договоре и определяет график работы и расписание занятий.

Если режим труда одного или нескольких педагогов отличается от режима, принятого в учреждении, это обязательно надо указать в трудовом договоре. Таково требование статьи 57 Трудового Кодекса.

Поскольку образовательные учреждения функционируют по самым разным графикам, педагогическим работникам может быть установлен практически любой режим. Например:

  • сменный график;
  • пятидневка;
  • гибкий график;
  • с неполным или разделенным рабочим днем.

Немного подробнее — о разделении рабочего дня. Оно предусмотрено пунктом 3.2 Приложения к приказу №536 для учреждений, где воспитательная и учебная часть чередуются, как, например, в интернатах. В этих случаях допускается делать между частями рабочего дня перерывы в два или более часов. Этот перерыв не учитывается в рабочем времени. Принимая такое решение, руководитель должен учесть мнение профсоюза, если он есть. Компенсация неудобств, связанных с «рваным» графиком, должна осуществляться в соответствии с нормами коллективного договора.

На практике такой подход не очень удобен: работники тратят свое время, а работодатель — средства. Оптимальное решение — составить гибкий график и суммировать рабочее время в утренние и вечерние часы.

Эта особенность касается, главным образом, воспитателей. Для преподавателей в большинстве случаев устанавливается пяти- или шестидневка.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что при разработке режима времени работы и отдыха педагогических работников надо учитывать:

  • Режим работы и другие особенности образовательного учреждения.
  • Нормы часов и установленную законодательством продолжительность рабочего времени.
  • Затраты времени, необходимого для выполнения должностных обязанностей, на которые не распространяются нормочасы (воспитательная, исследовательская, творческая, организационная и другие работы).

Как оформить ненормированный день, чтобы не платить за переработки

Учет рабочего времени педагогических работников

В соответствии с трудовым законодательством (статья 91 ТК), работодатель должен учитывать время, которое фактически отработали сотрудники.

В табеле надо отмечать часы, отработанные в пределах установленной законом максимальной длительности рабочей недели (до 36 часов) или в рамках нормы часов за ставку. Форму и правила заполнения табеля регламентирует Приказ Минфина №52н от 30.03.2015.

В большинстве компаний ведение табеля — это ответственность сотрудника отдела кадров. В образовательных учреждениях этим, как правило, занимается заместитель директора по учебной или учебно-воспитательной работе. В любом случае это должен быть сотрудник, которому эту функцию назначили приказом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенность преподавательской работы такова, что нередко возникают отклонения от нормального использования рабочего времени (например, пришлось выйти на замену). Эти отклонения надо фиксировать в табеле, условно разделяя строку по горизонтали: в верхней части записать часы отклонения, а в нижней — его условное обозначение.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  2. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.

  3. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  4. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.
  5. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
Рабочее время педагогического работника характеризуется как
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here