Содержание
Последствия отказа от обработки персональных данных
Чем грозит отказ от обработки персональных данных? Последствия для человека будут? Гражданин отказывается давать согласие на обработку персданных. Что делать организации? Как принудить человека подписать документ? Какая ответственность предусмотрена законом? На эти и другие вопросы ответим в материале.
Согласие не принципиально
Даже если сотрудник дал отказ от обработки персональных данных, последствий, кратко говоря, для компании не будет. Дело в том, что работодатель может обрабатывать персональные данные гражданина без всякого согласия в ряде случаев.
Так, можно без проблем обрабатывать данные человека, чтобы:
- исполнять заключенный с ним трудовой договор;
- достичь целей, установленных законом для осуществления и выполнения на оператора обязанностей и функций, возложенных действующим законодательством.
В частности, можно передавать персональные данные сотрудника без его согласия (ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):
- в Пенсионный фонд;
- Федеральную налоговую службу;
- военные комиссариаты;
- другие органы, обязанность передачи персональных сведений которым утверждена законодательством (например, органы прокуратуры).
Помимо этого обработка персональных данных без согласия работника производится в следующих случаях (п. 1-5 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.2012):
- обработка данных предусмотрена законодательством, в частности, публикация сведений о работнике в Интернете;
- обработка персональных сведений близких родственников работника в соответствии с личной карточкой по форме № Т-2;
- обработка информации в целях получения алиментов, а также оформления социальных выплат и допуска к государственной тайне;
- обработка сведений о здоровье сотрудника осуществляется для проверки возможности выполнения им своих должностных обязанностей;
- обработка персональных сведений связана с выполнением трудовых обязанностей;
- обработка в целях осуществления пропускного режима на предприятии, если работодатель осуществляет эту функцию самостоятельно.
Последствия отказа
Спектр возможностей для обработки персональных сведений достаточно широк, чтобы работодатель мог осуществлять все необходимые действия для ведения своей деятельности, не нарушая законодательство.
Можно без проблем заключить трудовой или гражданско-правовой договор, направлять отчетность в Пенсионный фонд и ИФНС и хранить документы с персональными данными работников. Только лишь для осуществления иных действий с персданными придется получить согласие человека на их обработку.
Подробнее об этом см.
Есть ли последствия отказа от обработки персональных данных для самого человека? Конечно, нет. Ведь действующее законодательство не заставляет человека обязательно соглашаться на обработку персональной информации. Следовательно, отказ от обработки не может считаться нарушением и основанием для незаключения трудового (гражданско-правового договора) с кандидатом.
Что касается действующих работников предприятия, то их также нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности за отказ от обработки их персональных данных.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В чём смысл отказа от обработки персональных данных?
Варианта тут два, как и с ИНН.
Соглашаешься — значит соглашаешься [фактически] на то, что раньше подразумевалось без всяких бумажек.
Отказываешься от обработки — значит отказываешься от услуг организации. Ведь как она будет тебя учитывать, если данные о тебе не хранятся и не обрабатываются? Но зачем подписывать отказ, если легче просто развернуться и уйти?
Или тут согласие только на _автоматизацию_ обработки? Т.е. отказываешься — и данные о тебе не будут загоняться в компьютер, будут храниться в бумажном виде.
При отказе данные должны быть удалены в течении какого-то там времени емнип. Хотя фактически это отказ от услуг ибо никто не заморачивается.
Добро пожаловать в мир ИБ. Всегда есть документ, регламентирующий цели обработки. Если не нравится — не соглашаешся.
Подобные вещи — всегда компромисс между необходимостью получения услуги и порядочностью организации. Если беспокоит утечка твоих данных — заведи журнал, в который записываются факты передачи персональных данных с указанием принимающего лица.
Или тут согласие только на _автоматизацию_ обработки? Т.е. отказываешься — и данные о тебе не будут загоняться в компьютер, будут храниться в бумажном виде.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Смысла в отказе нет, ибо это отказ от услуг. Смысла в согласии тоже нет — практического. Есть другой смысл — ты должен не просто лизать зад, а изображать удовольствие, и подписать документ, в котором сказано, что ты будешь лизать зад добровольно и с удовольствием.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Это формальность. Ты не можешь отказаться если у тебя нет миллиона в кармане. Лицемерие капитализма как оно есть.
Смысл в том, что тебя явно уведомляют что твои данные слиты и с ними будут делать всё что хотят. Раньше ты мог пойти в суд и сказать — а меня не предупреждали, а я не знал, проклятые инфоторговцы продали мои данные спамерам. А сейчас тебе покажут бумажку, где ты расписался под словами «продавайте мои данные кому хотите, я не против».
Это формальность. Ты не можешь отказаться если у тебя нет миллиона в кармане.
Я не понял пассажа, если честно.
Раньше, никто ничего не спрашивал, но по факту с ПД работали ровно столько же и ровно те же, что и сейчас. Только ответственность за разглашение и ненадлежащую обработку прописана не была.
А сейчас, работая с ПД граждан, организация обязана уведомить о начале и об окончании обработки его ПД. Вот, они формально и требуют соглашения на обработку, чтоб потом их граждане не троллили по поводу и без.
Хочешь услугу — соглашаешься, не соглашаешься — организация тебе отказывает в услуге. И не потому что она такая плохая, а потому что её в ином случае накернят серьёзно.
Смысл в том, что тебя явно уведомляют что твои данные слиты и с ними будут делать всё что хотят.
Ровно наоборот. Если в соглашении на обработку не было прописано «отдаем ПД третьим лицам без разбору», то тогда при попадании данных спамерам, тот кто их слил попадает и серьезно.
В любом соглашении на обработку ПД есть цель, для которой эти ПД собирают. Если цель не прописана, можно смело кляузничать регуляторам — Роскомнадзор, ФСТЭК, ФСБ.
Хочешь услугу — соглашаешься, не соглашаешься — организация тебе отказывает в услуге. И не потому что она такая плохая, а потому что её в ином случае накернят серьёзно.
Но разве требование формального согласия изменило безопасность обработки информации. Всё равно я соглашусь если у меня нет много денег для оплаты альтернативных поставщиков социальных услуг. Сомнительно что они усовершенствовали безопасность баз данных или перестали ставить трояны на рабочие компьютеры.
Так что разница в том что теперь тебя честно предупреждают «Возможно мы (нечаянно) сольём твои данные».
Но разве требование формального согласия изменило безопасность обработки информации.
если у меня нет много денег для оплаты альтернативных поставщиков социальных услуг.
Смыл в том, что в первом случае, если твои данные слили — они нарушили федеральный закон. И соответственно, могут понести наказание.
Во втором случае, если сольют, тебе и предъявить будет не чего и не кому.
Так что разница в том что теперь тебя честно предупреждают «Возможно мы (нечаянно) сольём твои данные».
Читайте согласия внимательно, там должно быть что, для чего и как будут обрабатывать. И просто имейте в виду, что если будет по другому — нарушение закона со стороны организации.
Данные сливали и раньше, сливают и сейчас. Но сейчас есть закон 152-ФЗ, по которому, в теории, можно наказывать. Этот закон не в коей мере не регламентирует распространение ПД, а наоборот, использование исключительно для заявленных целей.
Если в соглашении на обработку не было прописано «отдаем ПД третьим лицам без разбору», то тогда при попадании данных спамерам, тот кто их слил попадает и серьезно.
Оно обычно указано. И цель есть — для улучшения качества обслуживания. Поди докажи, что туда не входит реклама.
Видео (кликните для воспроизведения). |
— если вы не подписали согласие на обработку ПД или наоборот написали несогласие, но передали свои ПД организации, вы развязываете им руки, они могут делать с ними что угодно (в рамках 152-ФЗ), но при этом не уведомлять вас. С другой стороны, если эту организацию будут проверять на предмет 152-ФЗ и увидят у них хоть где-то, на бумажке, в комп. файле или ещё где-то ваши ПД и ваш отказ — их просто накажут за несоблюдение 152-ФЗ. Нет согласия на обработку — ПД не должно быть ни в каком виде.
Их соглашенгие не подписывайте. Можно написать своё или явно в договоре, заявлении указать что они могут делать с ПД и когда уничтожить.
Меня никто никогда не уведомлял о начале и окончании обработки моих ПД. Надо будет прочесть 152-ФЗ когда нибудь на досуге..
НЕТ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ, СНИЛС и УЭК.
-> 1. Подаем заявление, фиксируем на своем экземпляре входящий номер. -> 2. Через месяц присылают ответ. -> 3. Ответ направляем Н.Н. Мишустину на [email protected] для оценки правомерности действий (бездействия).
2. Образец отказа от согласия на обработку персональных данных (в общем виде): http://vk.com/doc-63909415_276671177
3. Список уполномоченных организаций РФ УЭК: http://vk.com/doc-63909415_347061619
4.а Инструкция для родителей об отказе на сбор персональных данных в школах или почему везде требуют СНИЛС (дата:13-02-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
4.б В помощь родителям при запросе документов школой или почему везде требуют СНИЛС (дата:20-03-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
5. Образец отказа на обработку персональных данных при зачислении в 1-ый класс (дата:13-02-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
6. В ПФ РФ и в ЗАГС о запрете передачи данных о рождении ребенка из отдела ЗАГС (против чипизации младенцев) (дата:15-02-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
7.а Образец заявления в школу против обработки персональных данных в отношении ребенка (дата:15-02-2017) Скачать в формате doc;
7.б Образец заявления в школу против обработки персональных данных в отношении ребенка (дата:24-02-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
7.в Образец заявления в ПОЛИКЛИНИКУ (больницу) против обработки персональных данных в отношении ребенка (дата:24-02-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
7.г Образец заявления в детский САД об отказе использовать КАРТУ для прохода (дата:01-03-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
7.д Образец заявления в Комитет Образования ПРОТИВ ОБРАБОТКИ персональных данных (дата:03-03-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
7.е Образец заявления в школу ПРОТИВ ОБРАБОТКИ персональных данных, в т.ч. в АИС Контингент (дата:24-03-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
8. Заявление в школу против НАРКО-/СЕКСПРОСВЕТА (дата:15-02-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
9. Образец заявления в школу против медицинских вмешательств в отношении ребенка (дата:15-02-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
10. Образец заявления в школу против пропаганды ПРАВ ДЕТЕЙ / ДТД (дата:15-02-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
11. Образец заявления о турникете на работе и обычном пропуске (дата:08-03-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
12. Образец отказа от автоматизированной обработки перс. данных в люб. организ. (дата:08-03-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
13. Образец заявления на конкретн мед. вмешат. и отказ от всех видов вмеш. в школу(дата:08-03-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
14. Образец отзыва согласия на обработку перс.данных в школу + положительные ответы в приложении (дата:08-03-2017) pdf.
ЗАЯВЛЕНИЕ глав. врачу о соблюдении законодательства РФ для получения бесплатной медицинской помощи: недопустимость оцифровки мед. карт (дата:27-10-2017) Скачать в формате doc; pdf.
ЗАЯВЛЕНИЕ глав. врачу о соблюдении законодательства РФ для получения бесплатной медицинской помощи: против записи только через Интернет-портал (дата:27-10-2017) Скачать в формате doc; pdf.
-> Президенту РФ Путину В.В. против ДТД (дата:15-02-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
-> Президенту РФ Путину В.В. против ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ (дата:15-02-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
-> Президенту РФ Путину В.В. о пресечении внедрения в РФ ювенальной юстиции (дата:15-02-2017) Скачать в формате doc; txt; pdf.
Неправомерность недопуска непривитых: Скачать в формате doc
Отказ от карты МИР в пользу наличных: Скачать в формате doc
Отказ предъявлять мед. карту в школу: Скачать в формате doc2. Подписной лист за отмену ФЗ№210 и за бумажный паспорт (краткая версия): Скачать в формате doc; txt; pdf.
3. Подписной лист за отмену ФЗ№210 и за бумажный паспорт (полная версия от 15-02-2017): Скачать в формате doc; txt; pdf.
4. ПОДПИСНОЙ ЛИСТ ЗА ОТМЕНУ АНТИКОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОПРОЕКТОВ №157752-7 о принудительной биометрической идентификации банками, №1072874-6 о персонифицированном коде, № 1048557-6 о принудительном контингенте. (версия от 29-10-2017): Скачать в формате doc;
ЗАМАЛЧИВАЕМАЯ ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ О ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ОЦИФРОВКЕ
Здесь мудрость: «никто не сможет ни купить, ни продать» без соучастия в системе
1. Образец отказа от УЭК (УЭК отменили в связи с невостребованностью населением): Скачать в формате doc
НАШИ ПОБЕДЫ ПРИ СОХРАНЕНИИ ГРАЖДАН ОТ ОЦИФРОВКИ
Положительный ответ Сбербанка о карте Мир 1: Скачать в формате jpg
Положительный ответ Сбербанка о карте Мир 2: Скачать в формате jpg
Положительный ответ Сбербанка о карте Мир: Скачать в формате jpg
Положительный ответ Сбербанка о карте Мир: Скачать в формате jpg
Положительный ответ Цетробанка 1: Скачать в формате jpg
Положительный ответ Военной Прокуратуры 1: Скачать в формате jpg
Положительный ответ Военной Прокуратуры 2: Скачать в формате jpg
ОТКАЗ ОТ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В ЕГИССО. КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
В связи с внедрением системы ЕГИССО, которая вызывает множество нареканий
, граждане закономерно задаются вопросом о возможности запретить оператору ЕГИССО (ПФР РФ) обработку персональных данных.
Полагаем, такой запрет возможен и не должен влечь негативных последствий с точки зрения оказания госуслуг. Ниже приведена аналитика по вопросу, логику которой можно применять в отношении любых государственных услуг (не только в сфере социальной защиты).
Итак, Единая государственная информационная система социального обеспечения (далее – ЕГИССО) введена на основании ФЗ РФ от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», которым изменен ФЗ РФ от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178-ФЗ).
Граждане могут реализовывать свои права, в т.ч. на социальную защиту, традиционным образом в рамках бумажного документооборота и без передачи своих персональных данных в ЕГИССО в связи со следующим.
(1) Отсутствие согласия на передачу персональных данных в ЕГИССО – не основание для отказа в предоставлении госуслуг.
Согласно ч. 7 ст. 6_11 ФЗ № 178-ФЗ «Функционирование информационной системы (ЕГИССО) осуществляется с учетом требований законодательства РФ о персональных данных».
Согласно п. 4 Положения о ЕГИССО, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 г. N 181 «О единой государственной информационной системе социального обеспечения» (далее – Постановление Правительства № 181) «Создание и обеспечение функционирования информационной системы осуществляется оператором информационной системы совместно с оператором инфраструктуры в соответствии с полномочиями, определенными ФЗ «О государственной социальной помощи», а также в соответствии с положениями ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О персональных данных» и настоящего Положения».
Согласно п. 26 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями ФЗ «О персональных данных»».
В п. 27 Положения о ЕГИССО указано, что «Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки)».
При этом следует учитывать положения ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ № 152-ФЗ), а именно ч. 1 ст. 9, согласно которой «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным».
Согласно п. 28 Положения о ЕГИССО «Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку)…». Это означает, что решение о передаче персональных данных в ЕГИССО зависит исключительно от желания гражданина пользоваться системой ЕГИССО для получения социальных услуг.
Иной подход был бы грубым нарушением ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, согласно которой «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», а также статьи 7 Конституции, согласно которой «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
В случае отсутствия подписанного согласия на обработку персональных данных орган государственной власти (подведомственная организация) обязан оказать государственную услугу, руководствуясь положениями п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ, которые разрешают совершать обработку персональных данных в целях исполнения полномочий органов власти, для оказания государственных услуг.
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ «Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг …». Правомерность – соответствие закону.
Подп. 1 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 210-ФЗ гласит: «Органы, предоставляющие государственные услуги … НЕ вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных … услуг».
Федеральными законами НЕ предусмотрено обязательное подписание согласия на обработку персональных данных для получения госуслуг. Напротив, согласно упомянутой норме п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 152-ФЗ оказание госуслуг возможно без получения согласия на обработку.
Примечательно, что согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ № 210-ФЗ: «В случае, если для предоставления гос. или муниципальной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением гос. или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица … на обработку персональных данных указанного лица…».
Подобных правил не установлено для случаев, когда гражданин просит оказать госуслуги ему лично, если не требуется обработка данных третьих лиц.
Иными словами, для предоставления госуслуги гражданину закон не требует получения госорганом письменно оформленного согласия на обработку данных от гражданина. Достаточно самого заявления об оказании госуслуги, чтобы госорган осуществлял такую работу с персональными данными заявителя, которая необходима и достаточна для оказания услуги, но не более того.
Уклонение от оказания государственных услуг со ссылкой на отсутствие согласия на обработку персональных данных является противозаконным, что доказывает судебная практика. Например, Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 23 апреля 2014 г. № 8-АПГ14-4 был признан противоречащим закону и недействующим региональный нормативный акт в части нормы о возможности не рассматривать заявление гражданина, если отсутствует согласие на обработку персональных данных.
В случае нарушения чиновниками закона возможно обжалование их действий со ссылкой на статью 5.63 КоАП «Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Так, принуждение гражданина госорганом представить письменное согласие на обработку персональных данных следует расценивать как нарушение ч. 2 ст. 5.63 КоАП: «Требование … для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа…».
(2) В отношении бумажного документооборота.
Предоставление госуслуг регулируется ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
В соответствии с п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на «получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».
Из п. 3 ст. 2 ФЗ № 210-ФЗ, а также ст. 4 ФЗ РФ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (ФЗ № 59-ФЗ) следует, что любые обращения граждан в органы власти, в т.ч. о предоставлении государственных услуг, могут подаваться и в письменной, и в электронной форме. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 59-ФЗ любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Как сказано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных». Иными словами, просьба оказать государственную услугу в традиционной форме должна быть своевременно удовлетворена в рамках бумажного документооборота, без принуждения к электронному взаимодействию.
Это подтверждает судебная практика. Так, согласно Определению Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 20 сентября 2012 г. N АПЛ12-503 «Лица, не желающие получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, вправе получать их в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе посредством личного обращения в орган, предоставляющий услугу, с предоставлением документов на бумажном носителе)».
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что идентификация граждан в ЕГИССО проводится на основании СНИЛС. Согласно Постановлению Правительства № 181 СНИЛС не только идет первым в списке данных о гражданине (п. 1.1.), но и в качестве идентификатора вымещает фамилию, имя, отчество, поскольку последние вносятся в систему ЕГИССО исключительно «для первичной выверки сведений о гражданине» (см. п. 1.2). Однако согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество.
Система ЕГИССО вместо традиционного способа идентификации человека по имени вводит номерную идентификацию, которая категорически неприемлема по морально – этическим соображениям, поскольку присвоение людям номеров было осуждено еще Нюрнбергским процессом как фашистская практика. Также подмена имени номером не принимается большинством православных христиан по религиозным убеждениям, в связи с чем следует говорить о нарушении ст. 28 Конституции РФ.
Как указано в ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ «Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных». Использование СНИЛС как идентификатора гражданина и его персональных данных в силу вышеизложенных причин следует расценить как унижение человеческого достоинства, т.е. нарушение ст. 21 Конституции РФ, ч. 3 ст. 13 ФЗ № 152-ФЗ.
Следует учесть также, что согласно правовой позиции Администрации Президента РФ «любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой;
Отказ от автоматизированной обработки персональных данных
При оказании госуслуг персональные данные могут обрабатываться и без согласия субъекта ПД.
Согласно Ч.1 ст.6 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ: «Обработка персональных данных допускается в следующих случаях (всего 11 пунктов). Первый пункт: «обработка осуществляется с согласия субъекта персональных данных». Остальные 10 пунктов (2-11) допускают обработку персональных данных в определенных случаях и не требуют согласия субъекта ПД, а именно:
П.4: Обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций (это МФЦ), участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг».
Необходимо написать письменное заявление на отказ от обработки ПД в двух экземплярах (один себе с отметкой о принятии: подпись, расшифровка, дата). А на бланке заявления на госуслугу согласие на обработку ПД необходимо зачеркнуть и указать, что не согласны на обработку по основаниям, указанным в Вашем дополнительном заявлении.
Письмо от Министерства связи и массовых коммуникаций о разъяснения норм федерального законодательства, а именно ФЗ-152 «О персональных данных», в котором указано, что во всех случаях взаимодействия человека с государством не требуется получать
его согласие на обработку персональных данных
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас надлежащим образом соблюдать права граждан , гарантированные Конституцией РФ, статьями 2, 3, 15, 18, 23, 24, статьей 19 ГК РФ.
В частности, прошу учесть мое право на отказ от подписания «Согласия на обработку персональных данных».
Я отказываюсь от подписания согласия на обработку данных по религиозным и иным мотивам, опираясь на следующие законодательные акты и мнение уважаемых организаций и их представителей:
Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину свободу совести, вероисповедания, право иметь религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 29 Конституции РФ запрещает принуждение в целях отказа от религиозных и иных убеждений.
Место человека в системе ценностей государства устанавливает статья 2, признающая права и свободы каждого высшей ценностью.
Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Отказ от использования автоматизированного способа учета персональных данных не должен лишать прав, гарантированных Конституцией РФ. 4 февраля 2013 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят Документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных». Он отвечает требованиям сегодняшнего дня и является действенным методом защиты конституционного права граждан жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями. В Документе обозначена опасность использования идентификатора личности и сбора персональных данных, в том числе детей, создающих угрозу безопасности человека.
В п. 3 говорится: «Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия – отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и бессрочный посмертный атрибут. ». В п. 4 Документа говорится, что тысячи граждан на основе своих конституционных прав и по религиозной мотивации отказываются от использования новой идентификационной системы. В п. 5, выступая в защиту прав своих чад, Церковь заявляет, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу – использование традиционных методов идентификации личности.
Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями.
Церковь считает особенно важным принцип добровольности принятия любых идентификаторов и указывает, что необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации. Церковь считает недопустимым ограничение прав граждан в случае отказа дать согласие на обработку персональных данных. В п. 5 говорится: «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».
2. В соответствии со статьей 9 ФЗ-№152 «О персональных данных» субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. Участившиеся случаи принуждения к подписанию согласие на обработку персональных данных, (персональных данных детей) противоречит интересам многих семей в силу произвольности их распространения через межведомственное взаимодействие, нарастания киберпреступности. В соответствии с ФЗ-№152 персональные данные – это любая информация, относящаяся к физическому лицу. Понятие «обработка» включает в себя любые действия оператора с персональными данными: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ, в том числе и трансграничную передачу), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
3. Получение согласия «на обработку персональных данных – любой информации о человеке» нарушает положения статей 23, 24 Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
4. Предложенный бланк «Согласия» нарушает требования статьи 5 «Принципы обработки персональных данных» ФЗ-№152 о недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой; об обработке только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки; о соответствии содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки; о недопустимости избыточности обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.
На основании вышеизложенного, прошу Вас защитить право гражданина на отказ от дачи согласия на обработку персональных данных (и персональных данных детей) и прошу обеспечить право на получение услуг в прежнем объеме.
В случае отказа в предоставлении услуг прошу истребовать из соответствующих инстанций аргументированный письменный ответ в сокращенные сроки (ранее 30 дней), который необходим для обжалования неправомерных действий должностных лиц.
Источники
Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Юридический институт, 2001. — 352 c.
Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.