Содержание
- 1 Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или специального разрешения
- 2 Осуществление образовательной деятельности без лицензии ответственность
- 3 Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность
- 4 5. Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий
- 5 Юридическая ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования
- 6 Осуществление образовательной деятельности без лицензии ответственность
- 7 Виды лицензий на образовательную деятельность
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или специального разрешения
В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя предусмотрен ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Основные требования о лицензировании содержатся в Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Так, согласно ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 рублей.
Осуществление же предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб., на должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей, на юридических лиц — от 40000 до 50000 рублей. В каждом из указанных случаев возможна конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
Кроме того, ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. Согласно названной норме, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до 6 месяцев.
Осуществление образовательной деятельности без лицензии ответственность
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Российская организация, занимающаяся распространением программного обеспечения, не имеющая лицензии на образовательную деятельность, осуществляет обучение сотрудников российских организаций — покупателей программного обеспечения основам пользования этим программным обеспечением.
Предусмотрена ли законодательством ответственность за осуществление такой деятельности без лицензии?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность
Законодательство, регулирующее в России сферу образовательных услуг, в последние годы весьма существенно изменилось. С одной стороны, теперь обучение могут осуществлять не только государственные учреждения, но и коммерческие организации, с другой же, было введено обязательное лицензирование любой подобной деятельности. Именно поэтому особую актуальность приобрел вопрос, нужна ли образовательная лицензия в том или ином случае.
Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.
Законодательные акты, определяющие необходимость образовательной лицензии
Перед тем, как рассмотреть виды услуг, когда нужна лицензия на образовательную деятельность, необходимо перечислить основные законодательные акты, регулирующие сферу образования в настоящее время. К их числу относится:
- Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, изданный 29.12.2012 года
- Закон «О лицензировании…» №99-ФЗ, подписанный 04.05.2011 года
- Постановление Правительства РФ №966, датированное 28.10.2013 года
В первых двух указанных Федеральных Законах содержатся основные положения, регулирующие сферу оказания образовательных услуг. Особенно много нововведений содержит принятый недавно Закон об образовании. Именно в нем содержится утвердительный ответ на актуальный и злободневный вопрос, нужна ли образовательная лицензия.
Разработанное и подписанное несколько позднее Постановление №966 содержит конкретный перечень услуг, когда нужна образовательная лицензия, а также описание случаев, когда ее получение не требуется.
Виды образовательных услуг, при оказании которых нужна лицензия
Указанными выше законодательными актами предусматривается обязательное получение лицензии на образовательную деятельность, если организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному, общему, профессиональному, дополнительному профессиональному образованию или профессиональному обучению. Для более точного представления о конкретных видах образовательной деятельности, которая подлежит лицензированию, следует рассмотреть каждый из них в отдельности.
Дошкольное и среднее общее образование
Вид образовательной деятельности, с которым сталкивается абсолютно каждый человек. После внесения изменений в федеральное законодательство, подобные услуги могут оказывать как некоммерческие, так и коммерческие организации. При этом им требуется обязательное получение лицензии.
Профессиональное образование
Один из самых распространенных видов образовательной услуги. Он включает в себя четыре уровня:
- среднее профессиональное;
- высшее с присвоением степени бакалавра;
- высшее с присвоением степени магистра или специалиста;
- высшее с подготовкой специалистов высшей категории (аспирантура, стажировка, ординатура).
Профессиональным образованием имеют право заниматься только образовательные организации.
Дополнительное профессиональное образование
Данный вид образовательных услуг могут оказывать только некоммерческие организации. Различают два основных типа образовательных программ, целью которых является:
- повышение квалификации;
- профессиональная переподготовка.
Профессиональное обучение
- подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям;
- переподготовка рабочих и служащих;
- повышение квалификации рабочих и служащих.
Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность.
Случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется
В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.
До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.
Оформление образовательной лицензии под ключ от 48 000 рублей в любом регионе России
5. Ответственность за осуществление деятельности без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий
Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 2 .
Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию (пункт 1 статьи 122, пункт 1 статьи 126, подпункт 2 пункта 2 статьи 149, пункт 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации 3 ). Такая точка зрения подтверждается судебной практикой: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5879/2005а, от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5875/2005а.
Часть 3 статьи 14.1 КоАп рф установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии.
Следует отметить, что суд вправе при малозначительном нарушении не применять мер ответственности. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 6 марта 2006 г. по делу N А31-9389/2005-15 указал: «Предприятие ранее к ответственности не привлекалось; вину в совершении правонарушения полностью признало; приняло меры к устранению выявленных нарушений; допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства». В связи с этим производство по делу было прекращено.
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Указанная норма права говорит о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого нарушения должно устанавливаться Правительством Российской Федерации применительно к конкретному виду деятельности. Данное требование введено Федеральным законом № 80-ФЗ, большинство же положений о лицензировании утверждены до вступления указанного Закона в силу и поэтому не содержат понятия «грубое нарушение». Вследствие этого данная норма практически не применяется.
Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.
Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Примером лицензирования деятельности, не связанной с предпринимательством, является приобретение оружия и патронов к нему (статья 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»), образовательная деятельность (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании») и т.д.
Помимо ст. 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:
статья 6.2 «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)»;
статья 7.3 «Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)»;
статья 7.11 «Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)»;
статья 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии»;
статья 8.40 «Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы»;
статья 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
статья 13.3 «Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»;
статья 13.12 «Нарушение правил защиты информации»;
статья 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации»;
статья 14.17 «Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта»;
статья 14.20 «Нарушение законодательства об экспортном контроле»;
статья 18.13 «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей»;
статья 20.11 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»;
статья 20.16 «Незаконная частная детективная или охранная деятельность»;
статья 20.23 «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».
Субъектами административной ответственности выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а также физические лица.
Необходимо отметить один факт. Большое количество дел о привлечении к административной ответственности прекращается на основании пропуска срока привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение условий лицензирования составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Примером может служить следующая арбитражная практика: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2006 г. по делу N А29-6191/2005а, от 6 февраля 2006 г. по делу N А11-8067/2005-К2-27/429, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2006 г. по делу N А69-2238/05-10-9-Ф02-524/06-С1, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2006 г. по делу N Ф08-484/2006-223А и другие.
Кроме административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена и уголовная ответственность.
Согласно статье 171 УК РФ 1 осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Юридическая ответственность за осуществление деятельности без лицензии и нарушение порядка лицензирования
Вопрос юридической ответственности, применяемой к субъектам предпринимательской деятельности, действующим без лицензии или с нарушением порядка лицензирования, является весьма актуальным в теории и практике соответствующих правоотношений. Поэтому необходимо рассмотреть возможные последствия такой деятельности с точки зрения гражданского, административного и уголовного законодательства.
1. Административная ответственность
Новый Кодекс об административных правонарушениях в ст. 14.1 теперь предусматривает ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий лицензии или без лицензии.
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере — от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
- на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
- на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Гражданская ответственность
В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, у которого нет лицензии на занятие соответствующим видом деятельности, может быть признана судом недействительной. Исковое заявление о признании сделки таковой подается юридическим лицом, его учредителем (участником) или государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за его деятельностью, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о ее незаконности.
Вопрос о недействительности сделки, совершенной при отсутствии лицензии, может возникать и в отношении предпринимателей-граждан. В этом случае необходимо руководствоваться ст. 173 Гражданского кодекса РФ в порядке аналогии закона.
Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна
3. Уголовная ответственность.
Уголовный кодекс РФ, действующий с 1 января 1997 г., качественно изменил составы преступлений в сфере экономической деятельности. Однако применение статей УК подчас вызывает некоторые трудности в связи с несовершенством системы российского законодательства. Это касается, в частности, вопроса привлечения к ответственности по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии.
Под незаконным предпринимательством уголовное законодательство понимает «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без лицензии в случаях, когда лицензия обязательна, или с нарушением условий лицензирования». Условием привлечения к уголовной ответственности является причинение в результате такой деятельности крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода от данной деятельности в крупном размере.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда лицензия обязательна, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере* наказывается:
- штрафом до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, .
- обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;
- арестом на срок от 4 до 6 месяцев
Незаконное предпринимательство, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере наказывается (Ч.2 ст.171 УК РФ):
- штрафом от 100 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
- лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового
(*) Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тысяч рублей, особо крупным — 1 миллион рублей (примечание к ст.169 УК РФ).
Столичный центр образования
Лицензирование и аккредитация образовательной деятельности
г. Москва
ул. Казакова, д. 6, корп. 1, офис 307
Осуществление образовательной деятельности без лицензии ответственность
Автострахование
Жилищные споры
Земельные споры
Административное право
Участие в долевом строительстве
Семейные споры
Гражданское право, ГК РФ
Защита прав потребителей
Трудовые споры, пенсии
- Главная
- Статья 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
Кодекс РФ об административных правонарушениях:
Статья 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ.
1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.
Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции
Комментарии к статье 14.1 КоАП РФ, судебная практика применения
Что такое «предпринимательская деятельность»?
Решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ.
В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Доказательства занятия предпринимательской деятельностью
Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.
Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.
Кто может быть привлечен к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности?
Субъектами административной ответственности являются руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели. Подробнее см. п. 14 Постановления.
Если деятельность без регистрации ИП или юрлица осуществляется с нарушением норм и правил, ответственность наступает по двум статьям: 14.1 КоАП РФ и по статье за нарушение данных норм и правил
В случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, в том числе главы 14, или законом субъекта Российской Федерации, действия лица надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и той норме КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например:
если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и части 2 статьи 15.12 КоАП РФ;
если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.2 КоАП РФ;
если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.4 КоАП РФ;
если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ и статье 14.15 КоАП РФ.
Ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за деятельность без лицензии
При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
При квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Ответственность за деятельность без лицензии или с нарушением ее условий по специальной номе КоАП РФ
В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
В Обзоре судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017 года содержатся следующие разъяснения:
Реализация лекарств без лицензии и с грубым нарушением требований квалифицируется по ч. 2 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ
Осуществление обществом деятельности по реализации лекарственных препаратов (в том числе ветеринарного применения) в отсутствие лицензии и с грубым нарушением лицензионных требований подлежит квалификации по частям 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( см. подробнее п. 1 Обзора судебной практики).
Ответственность по статьям 14.1 КоАП РФ и 14.16 КоАП РФ за деятельность без лицензии и оборот алкогольной продукции
Осуществление лицом запрещенной для него лицензируемой деятельности с нарушением установленных правил ее ведения не препятствует квалификации данного деяния как по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), так и по статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил ее осуществления ( см. подробнее п. 2 Обзора судебной практики).
Ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий
Осуществление юридическим лицом деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии свидетельствует о нарушении требований промышленной безопасности и может быть квалифицировано по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ ( см. подробнее п. 3 Обзора судебной практики).
Присмотр и уход за детьми в детском саду без лицензии не влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
Осуществление лицом деятельности по присмотру и уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. ..Учитывая, что в мини-саду образовательная деятельность не осуществлялась, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ ( см. подробнее п. 4 Обзора судебной практики).
Осуществление мероприятий по дезинфектологии в рамках медицинской деятельности не влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
Осуществление мероприятий по дезинфектологии в рамках медицинской деятельности не влечет применение административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ ( см. подробнее п. 5 Обзора судебной практики).
Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензии квалифицируется по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ
Осуществление обществом фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований может быть квалифицировано по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. ..Действия общества, связанные с нарушением условий хранения лекарственных препаратов и требований к минимальному ассортименту лекарственных препаратов, установленных Положением о лицензировании N 1081, являются грубыми нарушениями лицензионных требований и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ ( см. подробнее п. 6 Обзора судебной практики).
Виды лицензий на образовательную деятельность
Закон РФ “Об образовании” (п. 6 ст. 33) говорит нам, что осуществлять образовательную деятельность в нашей стране и пользоваться различными связанными с этим льготами могут только организации, имеющие соответствующую лицензию. Насколько актуальна сегодня тема лицензирования в сфере образования?
Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.
Еще в недавнем прошлом человек, желающий получить образование или дать его своему ребенку, не имел особого выбора кроме как из государственных учреждений. Сегодня предложений на рынке образования гораздо больше. Частные школы и университеты, центры раннего развития, профессиональные курсы, семинары и тренинги на самые разные темы — люди готовы тратить свои деньги на образование, поэтому этот рынок процветает.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Кому и зачем нужно оформлять лицензию на образовательную деятельность? Каковы требования и порядок получения лицензии и какие нужны документы? Что из себя представляет процедура получения лицензии? Давайте разберемся.
Кому нужна лицензия на осуществление образовательной деятельности
Если с крупными учреждениями, предоставляющими услуги в сфере образования, все понятно, то как быть тем, кто просто занимается репетиторством или организует какие-то платные курсы повышения квалификации? Нужно ли им получать лицензию на образовательную деятельность?
Сразу оговоримся: в законе прописана одна единственная ситуация, когда лицензия точно не нужна. Речь идет о случае, если индивидуальный предприниматель самостоятельно занимается образовательной деятельностью. То есть, если вы даете частные уроки английского языка или игры на пианино, или чего угодно еще, и при этом зарегистрированы как ИП, то лицензию вам получать не нужно. Но стоит вам нанять других преподавателей, как закон будет требовать от вас оформления лицензии на образовательную деятельность (Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г №966).
Другая ситуация: ваша фирма организует бизнес-тренинги и арендует под это дело помещение. Курс длится несколько дней, а в конце участникам выдается сертификат о том, что они успешно его прошли. Нужна ли лицензия здесь? Дело в том, что до вышеупомянутого постановления в законе об образовании существовала норма, согласно которой лицензия была не нужна, если не проводилась итоговая аттестация, и не выдавался документ об образовании. В новой редакции эта норма исчезла, что вызвало беспокойства.
Ключевые понятия лицензирования образовательной деятельности
Согласно закону лицензированию подлежит именно образовательная деятельность. Чтобы снять все вопросы, нужно просто прояснить, что же является такой деятельностью. Для этого, в свою очередь, нужно знать, что такое образовательная программа. Эти два понятия решают все.
Образовательная программа — это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочных и методических материалов.
Образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ.
Конечно, для проведения краткосрочных курсов никто не разрабатывает то, что называется образовательными программами, поэтому юридически такая деятельность не является образовательной, а, значит, не требует лицензии.
Эти понятия относятся, скорее, к организациям, которые на постоянной основе предоставляют дошкольное, среднее, профессиональное или высшее образование, и сами разрабатывают программы для обучения своих студентов. Какие требования к ним предъявляются?
Требования для соискателей лицензии на образовательную деятельность
- Наличие места. У соискателя должно быть в собственности или арендовано здание, помещение, территория, необходимые для осуществления образовательной деятельности.
- Материально-техническая база. У организации должно быть все, что необходимо для учебного процесса: оборудование, материалы и так далее.
- Программы. Необходимо иметь разработанные и утвержденные образовательные программы.
- Штат преподавателей. У лицензиата должно быть достаточное количество квалифицированных и опытных педагогов.
- Обучающие материалы. Электронные или печатные образовательные ресурсы.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение для зданий и помещений, где планируется проводить занятия.
- Наличие безопасных условий для обучения, воспитания, присмотра и ухода за учениками.
- Специальные условия для обучения людей с ограниченными возможностями.
- Наличие научных работников для программ высшего и профессионального образования.
За осуществление образовательной деятельности без лицензии предусмотрена административная и даже уголовная ответственность: штрафы до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 5-и лет в самых пиковых случаях. Логично, что дипломы, выданные организацией, работающей без лицензии, не будут котироваться нигде, поэтому такая организация будет просто неконкурентоспособной.
Как получить лицензию на образовательную деятельность
Лицензии на образовательную деятельность выдает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, а также региональные органы. Для того чтобы запустить процесс оформления лицензии, достаточно записаться онлайн на официальном сайте Рособрнадзора.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Затем нужно собрать все необходимые документы, наличие которых подтверждает, что соискатель уже предпринял меры, чтобы соответствовать всем требованиям. Вот перечень этих документов:
- Заявление о предоставлении лицензии.
- Документ, подтверждающий право пользования помещением.
- Копия устава юрлица или свидетельства о регистрации ИП.
- Копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
- Копия свидетельства о налоговом учете
- Копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещений требованиям.
- Справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
- Справка о печатных и электронных ресурсах.
- Справка о педагогических работниках.
- Справка об утверждении образовательных программ.
- Справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ.
- Справка о материально-техническом обеспечении.
- Подтверждение оплаты госпошлины в размере 7500 рублей.
- Опись документов.
Источники
История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.