Опосредованное присоединение к электрическим сетям судебная практика

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Опосредованное присоединение к электрическим сетям судебная практика" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Опосредованное техприсоединение

ТСО обратилась в арбитражный суд с иском к МУП о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии. В свою очередь МУП подал встречный иск о признании договора об оказании услуг по передаче электрической энергии недействительной (ничтожной) сделкой, взыскании неосновательного обогащения. В обоснование заявленных требований ТСО сослалась на условия заключенного сторонами договора, подписанные по окончании спорного расчетного периода документы, а также на положения нормативного акта регулирующего органа, определяющего порядок расчетов между сетевыми организациями и тариф. В подтверждение обоснованности заявленных требований МУП указал на то, что с появлением 3-его лица, получившего в аренду от иного собственника электросетевое оборудование, прекратилось опосредованное присоединение (через сети иного собственника) сетей ТСО к сетям МУП, и стороны утратили статус смежных сетевых организаций.

Судами установлено, что сети ТСО и МУП имеют опосредованную технологическую связь через объекты иного собственника и сети 3-его лица, переданные ему в аренду. Указывая на появление 3-его лица в качестве сетевой организации, которой для расчетов с ТСО был установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии, и на то, что технологическое присоединение непосредственно между истцом и ответчиком отсутствует, суд первой инстанции удовлетворил встречный иск МУП и отказали ТСО в удовлетворении первоначального иска. Постановлениями арбитражного суда апелляционной и кассационной инстанций решение оставлено без изменения.

При рассмотрении дела арбитражные суды исходили из содержания норм статей 10, 167, 168, 416, 426 ГК РФ, положений Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Верховный Суд РФ, изучив доводы, изложенные в жалобе сетевой компании, обстоятельства дела, указал следующее. Услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию. При этом законодательством гарантируются равные условия предоставления указанных услуг потребителям и равенство единых 4 (котловых) тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе. Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому «котловому» тарифу, который обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку (далее – НВВ) всех сетевых организаций региона, входящих в «котел». Поскольку фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, а также различны модели построения договорных отношений, в том числе с потребителями (гарантирующим поставщиком), для перераспределения недостатка/избытка денежных средств в целях получения сетевыми организациями экономически обоснованной НВВ каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф.

Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства. Вопреки выводам судебных инстанций из приведенных норм не следует, что для установления индивидуального тарифа наличие общей границы электрических сетей является обязательным.

В настоящем случае индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями были утверждены нормативным правовым актом регулирующего органа; в частности, установлен тариф для расчетов в паре «МУП – ТСО», при этом плательщиком в этой паре смежных сетевых организаций является МУП, а также утвержден тариф для расчетов пары «ТСО — третье лицо», плательщиком в этой паре смежных сетевых организаций является ТСО. Индивидуальный тариф для взаиморасчетов между предприятием и обществом на спорный период регулирующим органом не установлен.

Нормативный правовой акт об установлении тарифа в установленном порядке не оспорен, не отменен, не изменен, основания для его неприменения судами не приведены. Кроме того, судами не учтено, что договор, оспариваемый МУП, заключен после утверждения индивидуальных тарифов и исполнялся сторонами. МУП, как и третье лицо, участвовало в процессе формировании тарифов сетевых организаций и представляло необходимые для этого документы; третьему лицу в предыдущие периоды регулирования уже утверждался тариф для расчетов с ТСО. Пояснения регулирующего органа относительно порядка формирования индивидуальных тарифов, указывающих на правомерность требований МУП, в материалах дела не имеется. В данном случае суду первой инстанции следовало предложить предприятию помимо доказательств совпадения границы раздела балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности представить доказательства, опровергающие его обязанность производить расчеты с компанией в соответствии с нормативным актом регулирующего органа.

При необходимости суд вправе поставить перед участвующими в деле лицами вопрос об истребовании у регулирующего органа соответствующей информации о порядке формирования «котла» и индивидуальных тарифов либо привлечь его к участию в деле. При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ сделал вывод, что обжалуемые судебные акты приняты без надлежащего установления и исследования существенных обстоятельств настоящего дела, в связи с чем судебные акты по делу отменил, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение Верховного Суда РФ № 306-ЭС16-4224 от 23.05.2016 Суды определили точки поставки, и объем оказанных услуг при опосредованном присоединении через сети лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии (определение Верховного Суда РФ № 306-ЭС16-4224 от 23.05.2016, судебные акты судов по делу № № А06-11602/2014).

В случае, когда энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, заключивших договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, присоединены к электрическим сетям ТСО опосредованно, через объекты электросетевого хозяйства администрации муниципального образования – лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии точками поставки являются место присоединения энергопринимающих устройств потребителей к сетям администрации муниципального образования. В этом случае, объем оказанных услуг по передаче электрической энергии должен определяться в месте присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии гарантирующего поставщика к сетям администрации.

Читайте так же:  Поворот налево с одностороннего движения на двустороннее

Удовлетворяя требования в части взыскания стоимости оказанных услуг суды исходили из сведений, представленных гарантирующим поставщиком об объемах потребления электрической энергии его потребителями, заключившими с ним договоры энергоснабжения., судебные акты судов по делу № № А06-11602/2014). В случае, когда энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, заключивших договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, присоединены к электрическим сетям ТСО опосредованно, через объекты электросетевого хозяйства администрации муниципального образования – лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии точками поставки являются место присоединения энергопринимающих устройств потребителей к сетям администрации муниципального образования. В этом случае, объем оказанных услуг по передаче электрической энергии должен определяться в месте присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии гарантирующего поставщика к сетям администрации. Удовлетворяя требования в части взыскания стоимости оказанных услуг суды исходили из сведений, представленных гарантирующим поставщиком об объемах потребления электрической энергии его потребителями, заключившими с ним договоры энергоснабжения.
Постановление апелляционной инстанции
Решение
Постановление кассационной инстанции

Порядок опосредованного технологического присоединения к электросетям. Кто должен обращаться в сетевую организацию, кто выдает технические условия?

Опосредованное технологическое присоединение – когда вновь подключаемый объект присоединяется к инфраструктуре сетевой организации через сети другого потребителя нередко вызывает серьезные затруднения. Кто должен обращаться в электросетевую компанию с заявкой на заключение договора о технологическом присоединении? Или это должен быть договор перераспределения мощности? Кто должен выдавать технические условия – сетевая организация или уже присоединенная к электросетям организация-абонент?

ЭнергоВОПРОС.ру публикует очень подробный ответ на этот вопрос, данный специалистом Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области

Опосредованное технологическое присоединение к электросетям. Вопрос

Добрый день! Разъясните, пожалуйста, порядок действий сетевой организации в следующих случаях.

1. В случае обращения в сетевую организацию лица, желающего присоединиться к эл. сетям потребителя сетевой организации, который ( существующий потребитель) впоследствии не собирается приобретать статус сетевой организации, обязана ли сетевая организация заключать с таким потенциальным Субабонентом договор техприсоединения?

( особенно, принимая во внимание п. 1 Правил техприсоединения ( ПП от 27.12.2004 № 861), которым определено, что Правила « регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации».).

2. Согласно п. 40 Правил техприсоединения ( ПП от 27.12.2004 № 861) допускается « опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лиц, заключивших с заявителем соглашение о перераспределении части максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств в пользу заявителя ( далее — третьи лица) при условии заключения заявителем и третьим лицом соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя.».

При этом п. 37 Правил гласит: « К отношениям, возникающим после получения сетевой организацией уведомления ( см. п. 34 Правил), применяются положения, установленные настоящими Правилами для технологического присоединения энергопринимающих устройств, если иное не предусмотрено настоящим разделом.».

— следует ли в этом случае сетевой организации заключать договор техприсоединения с новым потребителем?

— меняется ли процедура, если мощность перераспределяется в полном объеме ( потребитель, к которому присоединяется Субабонент, передает Субабоненту всю свою мощность)?

— кто в этом случае должен обратиться в сетевую организацию с заявкой на заключение договора ( отдающий мощность или принимающий мощность), кто выдает ТУ?

— потребуется ли в этом случае установление индивидуальной платы за техприсоединение и для кого?

Благодарю за внимание.

Опосредованное технологическое присоединение к электросетям. Ответ специалиста Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области

На основании п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 ( далее – Правила), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

При условии обращения в сетевую организацию лиц, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, сетевая организация обязана заключить договор и осуществить соответствующие мероприятия по присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности техприсоединения.

Таким образом, Правила не ставят возможность ( невозможность) технологического присоединения обратившегося потребителя в зависимость от намерения данного потребителя приобретения или не приобретения им впоследствии статуса сетевой организации.

Согласно п. 40 Правил допускается опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лиц, заключивших с заявителем соглашение о перераспределении части максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств в пользу заявителя при условии заключения заявителем и третьим лицом соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя.

В таком случае технологическое присоединение заявителя ( т.е. лица, в чью пользу впоследствии будет перераспределена мощность) осуществляется с особенностями, предусмотренными разделом IV Правил.

Соответственно, обратиться в сетевую компанию надлежит заявителю, в том числе, за получением технических условий, договор технологического присоединения заключается с данным заявителем, а не уже подключенным потребителем.

Правилами также предусмотрено право компании — заявителя обратиться в сетевую организацию за расчетом стоимости технологического присоединения посредством перераспределения присоединенной мощности по индивидуальному проекту только при согласии организации, с которой заключено соглашение о перераспределении мощности.

[2]

Кроме того, факт потенциального перераспределения мощности в полном объеме в пользу заявителя не влияет на процедуру технологического присоединения.

Порядок опосредованного технологического присоединения. Уточняющий вопрос 1

Из Вашего ответа следует, что даже если заявитель собирается присоединиться к сетям иных хоз. субъектов, не оказывающих услуги по передаче, но осуществляющих фактически транспортировку ЭЭ, он должен напрямую обратиться в сетевую компанию? Вне зависимости от того, новое это присоединение или перераспределение? И как быть, если таких « иных хоз. субъектов» в цепочке 2 и более?

Читайте так же:  Проверить удостоверение тракториста машиниста на подлинность онлайн

Порядок опосредованного технологического присоединения. Уточнения ответа от специалиста Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области

Согласно п. 38 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 ( далее – Правила) организация, которая заключила соглашение о перераспределении мощности и максимальная мощность энергопринимающих устройств которой будет перераспределяться в пользу третьего лица, обязана осуществить необходимые действия по уменьшению максимальной мощности своих энергопринимающих устройств, а также выполнить регламентированные Правилами требования сетевой организации, в рамках центра питания которой осуществляется перераспределение мощности по соглашению о перераспределении мощности, например, подписать новые документы, фиксирующие объем максимальной мощности после ее перераспределения, в соответствии с соглашением о перераспределении мощности ( технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения).

Сетевая организация обязана направить лицу, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого перераспределяется по соглашению о перераспределении мощности, указанные требования в течение 10 рабочих дней с даты выдачи технических условий лицу, в пользу которого перераспределяется максимальная мощность по соглашению о перераспределении мощности.

Таким образом, заявитель, действительно, должен обратиться в сетевую организацию даже при наличии намерения перераспределить мощность в свою пользу от организации, не обладающей статусом территориальной сетевой компании, но при соблюдении условия о реализации права со стороны данной организации на заключение соглашения с заявителем о перераспределении мощности.

Порядок опосредованного технологического присоединения. Уточняющий вопрос 2

Вне зависимости от того, новое это присоединение или перераспределение? И как быть, если таких « иных хоз. субъектов» в цепочке 2 и более?

Порядок опосредованного технологического присоединения. Уточнения ответа от специалиста Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области

В случае наличия в цепочке технологического присоединения к электрическим сетям 2 и более хозяйствующих субъектов при перераспределении мощности также действует порядок, определенный положениями п. 38 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

При новом подключении заявителю необходимо обратиться за услугой по подключению к электрическим сетям в соответствующую сетевую организацию, в порядке, установленном названными Правилами.

Опосредованное подключение к электросетям: каков порядок процедуры, требования к договору и какие документы необходимы от каждой из сторон? Официальное разъяснение

Организация располагает избыточным объемом электрической мощности и хочет ее перераспределить в пользу другого потребителя. Как это оформить? Такой вопрос достаточно часто задают посетители ЭнергоВОПРОС.ру Почитайте официальный ответ на него, данный Региональной службой по тарифам Ивановской области. Этот ответ, уверены, будет полезен и потребителям электроэнергии из других регионов.

Как заключить договор опосредованного технологического присоединения к электросетям?

Вопрос: Наша организация имеет определенный запас мощности ээ. Мы хотим заключить договор опосредованного присоединения сторонней организации к своим сетям. Подскажите порядок присоединения, какие документы нам надо оформить с потенциальным абонентом и нам самим ( разрешения, лицензии, т.д.), чтобы присоединить его к своим сетям и сколько стоит технологическое присоединение ( какой размер платы мы можем установить), а также дальнейшее оформление договорных отношений потребует от нас установление тарифов на передачу ээ в РСТ? Спасибо.

Ответ региональной службы по тарифам Ивановской области: Порядок технологического присоединения к электрическим сетям ( процедуры, сроки, перечень документов, представляемых сторонами в рамках технологического присоединения) определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на территории Ивановской области устанавливается Региональной службой по тарифам на основании заявления сетевой организации и представленных ею расчетов платы.

Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1 и включает стоимость мероприятий, связанных с технологическим присоединением, указанных в п. 16 методических указаний.

Что касается урегулирования отношений по передаче электрической энергии, то согласно п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

Что такое опосредованное технологическое присоединение к электросетям?

Опосредованное технологическое присоединение — это технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лиц, заключивших с заявителем соглашение о опосредованном присоединении или перераспределении части присоединенной мощности собственных энергопринимающих устройств в пользу заявителя ( далее — третьи лица) при условии заключения заявителем и третьим лицом соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя.

В п.40 Правил технологического присоединения ( « Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям») порядок опосредованного технологического присоединения к электросетям описывается следующим образом:

Допускается опосредованное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям через объекты электросетевого хозяйства лиц, заключивших с заявителем соглашение о перераспределении части максимальной мощности собственных энергопринимающих устройств в пользу заявителя ( далее — третьи лица) при условии заключения заявителем и третьим лицом соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя.

Читайте так же:  Приказ о привлечении работника к дисциплинарной ответственности

Порядок компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях и точка присоединения к электрическим сетям третьих лиц устанавливаются соглашением об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя. В случае отсутствия в таком соглашении условий компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях размер потерь в электрических сетях третьего лица оплачивается заявителем.

При технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя через объекты электросетевого хозяйства третьих лиц заверенная копия соглашения об опосредованном присоединении энергопринимающих устройств заявителя представляется заявителем в сетевую организацию одновременно со сведениями, предусмотренными пунктом 34 настоящих Правил.

Подключение абонентов к электрическим сетям через электроустановки других потребителей

В соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации, опосредованным соединением принято называть технологическое присоединение к электрическим сетям, которое осуществляется через электроустановки других абонентов централизованной системы электроснабжения. Речь идет об абонентах, представляющих объекты, которые не оказывают услуги, связанные с передачей электрической энергии, а также об объектах, не стоящих на балансе электросетевых хозяйств, но присоединенных к их распределительному электрооборудованию.

В соответствии с законодательством, регулирующим взаимоотношения в сфере энергоснабжения, абонент, который ранее выполнил технологическое присоединение к электросетям, вправе присоединить к своей электроустановке энергопринимающее оборудование другого субъекта (потребителя). Но сделать это можно при условии, что ранее выданные технические условия на присоединение к электрическим сетям не будут нарушены.

Абонентом в данной цепочке взаимоотношений выступает владелец электроустановки, имеющей прямое подключение к электрическим сетям, принадлежащим сетевой организации. При этом субабонентом является физическое или юридическое лицо, заключившее договор об опосредованном присоединении (о присоединении через электроустановку, принадлежащую абоненту).

Условия и порядок технологического присоединения к электрическим сетям методом опосредованного подключения

В зависимости от технических возможностей абонента, а также от его юридического статуса, опосредованное присоединение субабонента может быть выполнено двумя перечисленными ниже способами.

[1]

  1. Подключение к электрической установке объекта, не оказывающего услуги, связанные с передачей электроэнергии другим лицам, но подключенного к распределительному оборудованию электросетевого хозяйства. Абонент в этом случае не имеет права создавать препятствия для перетока электроэнергии через принадлежащую ему электроустановку. Тем более он не имеет права взимать за это плату при отсутствии соответствующего разрешения.
  2. Подключение электричества к частному дому или другому объекту через электроустановку объекта, имеющего прямое подключение к распределительному оборудованию электросетевого хозяйства и располагающего избыточной выделенной мощностью. Подобный способ присоединения попадает под определение – «перераспределение выделенной электрической мощности».

Если присоединение осуществляется первым способом, то субабонент заключает договор на поставку электроэнергии с электросетевым хозяйством, к которому подключен абонент электрических сетей. Если же перераспределение мощности между абонентом и субабонентом производится по второй схеме, то правила технологического присоединения к электрическим сетям предписывают оформлять договорные обязательства непосредственно между двумя этими субъектами.

Действующие ограничения

В соответствии с действующим законодательством выступать в роли абонента, который может присоединить к своей электроустановке энергопринимающее оборудование другого субъекта (на условиях договора о перераспределении мощности) имеют право следующие лица:

  • физические лица, являющиеся собственниками электроустановок с выделенной мощностью, превышающей 15 кВт, которые успели выполнить присоединение до конца 2008 года;
  • юридические лица и ИП, успевшие выполнить подключение к электросетям до конца 2008 года (выделенная мощность электроустановки при этом должна быть более 150 кВт).
Видео (кликните для воспроизведения).

Абонентами не могут являться:

  • собственники электроустановок, выделенная мощность которых ниже параметров, указанных в предыдущем пункте;
  • субъекты, ранее заключившие договор о временном присоединении;
  • собственники объектов, не успевшие внести оплату за присоединение к централизованным сетям в полном объеме.

Люди, у которых нет времени вникать в юридические тонкости проблем, связанных с опосредованным присоединением, всегда могут воспользоваться услугами профессиональных организаций. Сегодня совсем не трудно найти компанию, которая окажет комплексное содействие в решении подобных вопросов, практически не требуя участия заявителя в осуществлении всех необходимых процедур.

Опосредованное присоединение к электрическим сетям судебная практика

28 апреля 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года .
В полном объеме постановление изготовлено 28 апреля 2016 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Кутузовой И.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.
при участии от истца Залесских С.В. по доверенности от 01.09.2015 № 02/01-СЗ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ирдоматского сельского поселения на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 декабря 2015 года по делу № А13-11650/2015 (судья Зрелякова Л.В.),

у с т а н о в и л:

п о с т а н о в и л :


решение Арбитражного суда Вологодской области от 08 декабря 2015 года по делу № А13-11650/2015 отменить.
В иске к муниципальному образованию Ирдоматское сельское поселение в лице администрации Ирдоматского сельского поселения (ОГРН 1053500559837, ИНН 3523014268) открытому акционерному обществу «Оборонэнергосбыт» (ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218) отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Опосредованное присоединение к электрическим сетям судебная практика

25 октября 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:

председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Шестаковой М.А.

при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истцов: 1. Рогоцкая И.О., доверенность от 10.05.2016;
2. Латкеев П.В., доверенность от 26.09.2016; Рогоцкая И.О., доверенность от 08.06.2016;
от ответчика: Богомолова Е.А.. доверенность от 04.07.2016;
от третьих лиц: не явились, извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24657/2016) общества с ограниченной ответственностью «Астра» и общества с ограниченной ответственностью «УНИСТО Петросталь Проект» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2016 по делу № А56-28350/2016 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску 1. Общества с ограниченной ответственностью «Астра» (ОГРН: 1037851065185)
2. Общества с ограниченной ответственностью «УНИСТО Петросталь Проект» (ОГРН: 1127847322932)
к обществу с ограниченной ответственностью «САМПО» (ОГРН: 1034700554811)
3-и лица: 1. Публичное акционерное общество «Ленэнерго»
2. акционерное общество «Петербургская сбытовая компания»
об обязании совершить определенные действия,

Читайте так же:  Предварительная апелляционная жалоба по уголовному делу образец

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.08.2016 по делу № А56-28350/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Аналитика

Публикации

Cогласование уровня напряжения – изменение практики Верховным Судом РФ

Александр Киселев, Старший юрист Практики по проектам в энергетике

(Определение Верховного суда РФ от 01.02.2016 по делу № А19-15605/2013)

Одним из наиболее ожидаемых итогов упразднения Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС РФ) является пересмотр Верховным судом Российской Федерации (ВС РФ) правовых позиций, ранее высказанных в процессе рассмотрения конкретных дел.

В сфере электроэнергетики часто критикуемым является подход ВАС РФ, примененный в деле № А40-85382/06-68-664[1], согласно которому уровень напряжения является техническим параметром и может быть согласован сторонами без учета фактических условий присоединения. Также неоднозначно следует оценивать применимость этого подхода в случае опосредованного присоединения энергопринимающих устройств потребителя через объекты по производству электрической энергии.

Относительно недавно Верховый суд Российской Федерации выступил за пересмотр указанной практики при рассмотрении дела № A19-15605/2013. Остановимся подробнее на фактических обстоятельствах дела и правовых подходах ВС РФ.

Общество с ограниченной ответственностью «Технопарк» (далее – Общество, Потребитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Иркутская энергосбытовая компания» (далее – Ответчик) 2 718 712 руб. 28 коп. неосновательного обогащения за период с 01.01.2011 по 30.06.2013 и 501 304 руб. 78 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.03.2011 по 27.05.2014.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Иркутская электросетевая компания» (далее – сетевая компания).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20.06.2014 оставленным без изменения Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 и Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.06.2015 Обществу отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Определением Верховного суда Российской Федерации от 07.12.2015 (судья Кирейкова Г.Г.) кассационная жалоба Общества на указанные судебные акты вместе с делом № А19-15605/2013 передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации.

Общество указывало на опосредованное присоединение своих энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой компании через энергетические установки производителя электрической энергии, на неверное использование в расчетах в период с 01.01.2011 по 30.06.2013 уровня среднего первого напряжения (СН1) вместо высокого напряжения (ВН), а следовательно, и на использование не соответствующего уровню напряжения тарифа на услуги по передаче электрической энергии, который является составляющей цены на электрическую энергию.

Таким образом, на стороне Ответчика имеется неосновательное обогащение, которое подлежит взысканию в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно существовавшей до июля 2013 года схеме энергоснабжения питание электрической энергией объектов Общества осуществлялось от производителя электроэнергии (ТЭЦ-9 сетевой компании) без участия объектов электросетевого хозяйства сетевой компании[2].

Указав, что электроустановки Общества присоединены к ТЭЦ-9 сетевой компании на уровне напряжения 35 кВ, на котором и осуществляется фактическое получение электроэнергии, что соответствует уровню напряжения СН1, согласованному сторонами в договоре энергоснабжения № 772, суды пришли к выводу об отсутствии на стороне Ответчика неосновательного обогащения.

При этом суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, к правоотношениям сторон не применяются.

Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

ВС РФ в определении от 07.12.2015, передавая дело на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам, нашел обоснованным довод Потребителя о том, что Ответчик, осуществляя регулируемую деятельность, обязан руководствоваться императивными требованиями нормативных актов в сфере энергоснабжения – в первую очередь Методическими указаниями № 20-э/2.

ВС РФ рассматривая указанное дело, пришел к следующим выводам:

1. Основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу[3].

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов[4]. Таким образом, вывод судов о том, что Методические указания № 20-э/2 не применяются к правоотношениям сторон, является ошибочным.

В силу пункта 2.2 договора энергоснабжения № 772 гарантирующий поставщик принял на себя обязательства заключить с сетевой компанией в интересах Потребителя договор на оказание услуг по передаче электрической энергии до энергопринимающих устройств Потребителя, а в пункте 3.1 договора предусмотрена обязанность Общества возмещать гарантирующему поставщику расходы на оплату услуг по передаче электрической энергии. Цены на услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию[5].

Существует дифференциация ставки для исчисления размера тарифа на услуги по передаче электрической энергии на четыре уровня напряжения, в том числе ВН и СН1[6]. Установлены особенности оплаты электрической энергии потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии[7].

Читайте так же:  Увеличение площади земельного участка на минимальный размер

Предусмотрено, что в случае, если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня[8].

Указанные особенности независимо от условий заключенных договоров являются обязательными для лиц, производящих расчеты за услуги по передаче электрической энергии.

Между тем суды нижестоящих инстанций, установив, что снабжение электроэнергией электроустановки № 1 Общества осуществляется от производителя, который присоединен к сетям сетевой компании на напряжении ВН, обосновали отказ в удовлетворении иска тем, что уровень напряжения согласован сторонами при заключении договора энергоснабжения № 772 (СН1).

Особо следует обратить внимание на следующий вывод ВС РФ – уровень напряжения для целей расчетов в соответствии с указанным пунктом не может определяться соглашением сторон и зависит от условий технологического присоединения сетей производителя к электрическим сетям сетевой организации.

2. Довод ответчика в отзыве о том, что оснований для применения пункта 55 Методических указаний № 20-э/2 не имеется, поскольку Общество получает электрическую энергию не от производителя, а от гарантирующего поставщика, отклоняется. При заключении публичного договора тариф на электрическую энергию (услуги по передаче) определяется условиями технологического присоединения и требованиями законодательства. Применяемый с 2013 года «зеркальный» принцип выбора тарифа в отношениях «потребитель – гарантирующий поставщик» и «гарантирующий поставщик – сетевая организация» также свидетельствует о том, что установленное пунктом 55 Методических указаний № 20-э/2 правило в отношении уровня напряжения распространяется на перечисленных субъектов розничного рынка электрической энергии, в расчеты между которыми включены услуги по передаче электрической энергии.

3. Обязанность по представлению документов для формирования цен (тарифов) возложена на регулируемые организации, которые по роду своей профессиональной деятельности обладают информацией, влияющей на порядок расчетов за приобретенный ресурс и оказанные услуги; негативные последствия представления не соответствующей нормативным актам информации в отношении потребителя, не участвующего в формировании тарифов, не должны возлагаться на такого потребителя[9].

Следовательно, ВС РФ обосновал неприменимость правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 № 16260/06 по делу № А40-85382/06-68-664 наличием противоречий между нормативным регулированием и судебной оценкой возможности согласования уровня напряжения при заключении договора энергоснабжения.

По итогам рассмотрения дела судебные акты нижестоящих судов отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

Таким образом, рассматриваемое определение ВС РФ изменяет ранее действовавший подход судебных инстанций, согласно которому уровень напряжения может быть согласован сторонами даже в случае опосредованного присоединения через объект по производству электрической энергии.

Стоит отметить, что, по сути, Верховным судом верно разрешен конфликт между нормативным регулированием и правовой позицией ВАС РФ. Такой итог, безусловно, свидетельствует о том, что в настоящий момент ошибочные позиции Высшего арбитражного суда не являются обязательными для арбитражных судов.

[3]

Акцентируем внимание на то, что правовая позиция, изложенная в определении Верховного суда РФ от 01.02.2016 по делу № А19-15605/2013, при ее использовании потребителями в практике рассмотрения аналогичных дел окажет положительное влияние на исход дела и может быть использована также в порядке досудебного урегулирования споров с сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками.

[1] Постановление Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 № 16260/06 по делу № А40-85382/06-68-664.

[2] Таким образом, в деле имеется непосредственное присоединение энергопринимающих устройств Потребителя к объекту генерации.

[3] Статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».

[4] Пункт 6 абзаца 3 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

[5] Статья 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

[6] Приказ ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» п. 44.

[7] Приказ ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

[8] Пункт 55 абзаца 2 Приказа ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

Видео (кликните для воспроизведения).

[9] Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике»).

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.

  2. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.

  3. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
Опосредованное присоединение к электрическим сетям судебная практика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here