Уведомительный и разрешительный порядок проведения митингов

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Уведомительный и разрешительный порядок проведения митингов" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Право граждан России на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования

В. И. Русинов
ст. преподаватель Уральской Государственной юридической академии

ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЯ

Преобразования в политической системе российского общества в последнее десятилетие различными способами позволили наполнить общественные отношения новым реальным содержанием в виде различных, на мой взгляд, в большинстве своем качественно положительных, институтов современной демократии. Это, прежде всего, касается передачи всей полноты власти его единственному носителю — многонациональному российскому народу. Кроме того, получили развитие и другие институты демократии, сопутствующие властеобразующим, одному из которых — праву граждан России на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (далее по тексту обобщенно «право на публичные мероприятия») посвящено настоящее исследование. При этом основное внимание хотелось бы уделить раскрытию правового содержания данного права, поскольку сегодня, именно, от понимания правовой сути этого политико-правового явления гражданами России и их представителями — депутатами, представительными и другими должностными лицами, возможно: во- первых, наполнить его цивилизованным в рамках мировых стандартов правовым содержанием; во-вторых, обеспечить реальный механизм его реализации перечисленными выше субъектами.

Анализ указанных актов позволяет сделать вывод о том, что, по сути, правовое регулирование права на публичные мероприятия осуществляется лишь Указом от 28 июля 1988 г., поскольку нормы Указа N 524 носят отсылочный характер. Так, как определено в Указе N 524, для обеспечения права граждан на проведение публичных мероприятий надо исходить из положения Декларации прав и свобод человека и гражданина о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. В соответствии с Декларацией осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны. При этом, было установлено, что «до принятия соответствующего закона» необходимо руководствоваться Указом от 28 июля 1988 г.

Применяемые нормы союзного законодательства кратко сводятся к следующему:

Из содержания Указа видно, что регулированию подлежит, так скажем, процессуальная сторона права на публичные мероприятия и в основном определяется механизм проведения данных мероприятий, кроме того, четко прослеживается разрешительный порядок их проведения. Материальная, определяющая понятийный аппарат структурных элементов права на публичные мероприятия, не раскрыта. Поэтому закономерно встают вопросы: «Что понимается под терминами: «проведение собраний», «митинг», «уличное шествие», «демонстрация», «пикетирование»? В чем отличительные признаки этих явлений?» Эти и другие вопросы остаются без ответа. Единственно, что можно сделать в данной ситуации — самим попробовать найти значение этих терминов и как бы руководствоваться ими на уровне публичного не государственного общения, то есть использовать в качестве правила поведения.

В качестве варианта можно предложить следующие дефиниции тех или иных форм проведения публичных мероприятий:

  • собрание — совместное присутствие граждан Российской Федерации в установленном для этого месте и в заранее определенное время с целью коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов, не связанных с производственной деятельностью;
  • митинг — форма организованного выражения как коллективного, так общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан Российской Федерации, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ;
  • демонстрация — форма организованного выражения коллективного и индивидуального мнения граждан Российской Федерации по вопросам общественной и государственной жизни;
  • шествие — форма демонстрации, проводимая путем передвижения граждан Российской Федерации колонной либо в ином порядке по заранее определенному маршруту и в заранее определенное время;
  • пикетирование — форма публичного выражения коллективного или индивидуального мнения граждан Российской Федерации, осуществляемой ими не только в движении, но и стоящими без движения, держащими в руках и демонстрирующими лозунги, плакаты, иные предметы, иллюстрирующие их идеи и взгляды.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Та или иная форма проведения публичных мероприятий позволяет выявить обобщающие черты, а также обозначить специфические особенности каждой из них.

К обобщающим чертам следует отнести следующие:

А) в каждом случае при проведении публичных мероприятий проявляется коллективная воля определенного количества граждан, объединенных единой целью, при этом возможно проявление каких-то индивидуальных интересов, но в любом случае они принципиально не смогут отличаться от коллективных, поскольку просто не найдут поддержки масс и по сути будут без результатными;

В тоже время, для субъектов права на публичные мероприятия установлены некоторые особенности регулирования:

Так, особые условия участия в публичных мероприятиях предусмотрены в отношении военнослужащих, что соответствует их назначению и роли, которую они выполняют в государстве. Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» (ст. 7) содержит норму, в соответствии с которой военнослужащие вправе во внеслужебное время участвовать в митингах, собраниях, уличных шествиях, демонстрациях, пикетировании, не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. В служебное время военнослужащие принимают участие в собраниях и общественных мероприятиях в порядке, предусмотренном общевоинскими уставами Вооруженных сил.

Интересен подход законодателя, определенный в Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г., где в качестве одной из форм гарантий прав и законных интересов ребенка, установлено, что обучающиеся, воспитанники ( п. 3. ст. 9. Закона — вводится в действие с 01.06.99 г.) образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений, могут проводить во вне учебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав, при этом администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения.

Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам. Под обучающимся, воспитанником согласно смысла этого закона следует понимать как «ребенок в возрасте до 18 лет, то есть до достижения возраста совершеннолетия».

Читайте так же:  Платить ли алименты с продажи квартиры: правила и обязательства

Таким образом, законодатель снизил возрастную планку правосубъектности для перечисленных в указанном законе лиц, против установленного в ст. 60 Конституции РФ 5 , чем внес коллизию норм между Конституцией РФ и Федеральным законом. Что покажет практика, увидим.

Несколько слов хотелось бы сказать и определить другие нормативные акты, которые, так или иначе регулируют право граждан на проведение публичных мероприятий:

В части ограничения этого права: в законе Российской Федерации «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г. (ст. 22) допускается запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий на период чрезвычайного положения;

Установления ответственности за нарушение законодательства о проведении публичных мероприятий:

Ответственность за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий наступает в зависимости от характера допущенного нарушения в административном или уголовном порядке (ст. 166-1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и ст. 149 УК РФ). При этом, под субъектом правонарушения, исходя из логики этих довольно-таки «замысловатых», статей должны пониматься:

1)должностные лица, которые должны обеспечить проведение публичных мероприятий ( сюда относятся: а) должностное лицо, которое должно согласовать или разрешить проведение данного мероприятия; б) должностные лица, которые должны обеспечить проведение того или иного публичного мероприятия);

2)другие лица (организаторы проведения, лидеры, подстрекатели к совершению каких-либо противоправных деяний), ответственные за проведение публичных мероприятий. Кроме того, наверняка возникнет вопрос о гражданской ответственности за материальный ущерб, причиненный во время публичного мероприятия. Представим ситуацию, когда при проведении шествия определенное количество граждан- участников шествия повредили витрину киоска, разбили стекло автомобиля и т.п. Кем должен возмещаться имущественный ущерб? Коллективной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ не предусмотрено, а, исходя, из смысла соответствующих норм уголовного и административного права, гражданскую ответственность должны нести организаторы публичного мероприятия.

Подведя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что право на проведение публичных мероприятий является одним из основных прав граждан, определяющим их индивидуальную и коллективную свободу, а также является одной из форм непосредственной и первичной демократии. В тоже время, изложенное говорит о том, что в его правовом регулировании сегодня имеется больше вопросов, нежели ответов. Выход видится в принятии соответствующего закона, в основе которого необходимо учесть такие основные моменты: определение понятия каждой из форм публичных мероприятий, указать процессуальный уведомительный порядок проведения той или иной формы публичных мероприятий, разграничить ответственность за нарушения правил

Статья 31 Конституции России

Текст Ст. 31 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Комментарий к Ст. 31 Конституции Российской Федерации

Конституция РФ закрепляет право граждан РФ на проведение публичных мероприятий.

Содержание статьи 31 Конституции соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». В статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах записано следующее: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Согласно ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний».

Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем. Митинги и пикетирование активно используются профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, в особенности касающихся улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.

Положения Конституции РФ конкретизируются в текущем законодательстве. До принятия федерального закона порядок реализации права собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование определялся Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ*(125). В Указе Президента РФ было предусмотрено, что до урегулирования законом РФ порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Указом Президента РФ было также предписано, что до принятия соответствующего закона нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» на территории России применяются в части, не противоречащей упомянутой Декларации.

В соответствии с Декларацией осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Правила организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, действовавшие на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г., устанавливали разрешительный порядок проведения публичных мероприятий. Разрешение выдавали исполнительные органы местной власти. Постепенно разрешительный порядок был заменен уведомительным. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. было утверждено Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. Данным Положением был установлен уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, означающий, что для их проведения теперь не требуется специального разрешения властей.

Правительством Москвы 26 января 1999 г. во исполнение Указа Президента РФ было принято постановление «О порядке организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, уличных шествий, и пикетирования»*(126). В этом постановлении устанавливалось, в частности, что о массовой акции с числом участников свыше 5 тыс. чел. письменно уведомляется Мэр Москвы, до 5 тыс. — префект административного округа, до тысячи человек — глава районной управы. Постановления и распоряжения по уведомлениям принимаются соответственно Правительством Москвы, префектами административных округов и главами районных управ.

Единый уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации был установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»*(127).

Читайте так же:  Официальный сайт вестник государственной регистрации юридических лиц

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

С изменениями и дополнениями от:

8 декабря 2010 г., 7 февраля, 8 декабря 2011 г., 8 июня 2012 г., 21 июля, 4 октября 2014 г., 2 мая 2015 г., 9 марта, 3 июля 2016 г., 7 июня 2017 г., 11 октября 2018 г.

Принят Государственной Думой 4 июня 2004 года

Одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 28

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

19 июня 2004 года

Закон направлен на урегулирование отношений, возникающих при организации и проведении гражданами РФ, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, осуществляемых в порядке реализации своих прав, закрепленных в законодательстве РФ. Определяется правовой механизм взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц с организаторами и участниками публичных мероприятий, а также порядок обеспечения общественной безопасности при проведении публичных мероприятий и основания для их приостановления или прекращения.

Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

Перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 22 июня 2004 г. N 111, в «Российской газете» от 23 июня 2004 г. N 131, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 октября 2018 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 22 октября 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 61-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

[3]

Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

В РФ порядок организации собраний и митингов — разрешительный или уведомительный?

В РФ порядок организаций, собраний и министров-разрешительный или уведомительный?

Ответы юристов ( 1 )

  • 9,8 рейтинг
  • 7129 отзывов эксперт

Здравствуйте. В РФ порядок организаций, собраний и министров-разрешительный или уведомительный? Спасибо
Татьяна

Татьяна, добрый вечер! По -закону уведомительный но есть несколько «но»

согласно ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

1.Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган
местного самоуправленияпосле получения уведомления о проведении
публичного мероприятия обязан:

1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного
мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех
дней со дня получения уведомления
о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) обоснованноепредложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

Разрешительный и уведомительный порядок использования ВП

Разрешительный порядок использования ВП.

Разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается:

— для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полётов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) во всём воздушном пространстве Российской Федерации;

— для пользователей воздушного пространства, выполняющих полёты в воздушном пространстве классов А и С, а также в воздушном пространстве класса G – для полётов беспилотных летательных аппаратов.

В разрешении на использование воздушного пространства указывается:

А) для полётов воздушных судов:

— номер рейса (радиотелефонный позывной командира воздушного судна, государственный и регистрационный опознавательный знаки);

— аэродром вылета и расчётное время вылета;

— маршрут и профиль полёта;

— другие необходимые данные (органы обслуживания воздушного движения (управления полётами) пользователей воздушного пространства, привлекаемые к управлению воздушным движением, рубежи передачи, приёма управления, основные и запасные частоты управления);

Б) для осуществления деятельности, не связанной с выполнением полётов воздушных судов:

— время начала и окончания деятельности;

— границы района и диапазон используемых высот.

Читайте так же:  Академический отпуск в университете: что это такое, как оформить, основания, сроки, образец заявления

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9842 — | 7415 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Верховный суд разъяснил правила согласования митингов

  • Проведение митингов и шествий считается согласованным, если власти в течение трех дней после уведомления не предложили изменить место или формат мероприятия, передает ТАСС со ссылкой на проект пленума Верховного суда.

    Закон о шествиях и митингах предусматривает строгие сроки согласования публичных акций. Если в течение трех дней после получения уведомления орган власти не предложил организатору изменить место, время, формат или другие условия проведения публичного мероприятия, то оно расценивается как согласованное. Исключением из этого правила могут быть случаи, когда организатор уклоняется от получения предложения по изменению условий проведения мероприятия.

    Организаторы публичного мероприятия должны подавать уведомления о его проведении не раньше дня, после которого остается 15 дней до мероприятия, и не позже дня, после которого остается 10 дней до него. Если организатор нарушил эти правила, то орган власти не рассматривает уведомление, но должен обязательно сообщить о своем решении.

    Читайте также

    Здоровая форма недовольства. Как профсоюзы и политики собираются бороться против принятия пенсионной реформы

    Незаконный отказ в проведении публичного мероприятия является административным правонарушением, как и попытки кого-либо воспрепятствовать проведению согласованного мероприятия.

    Административный арест за нарушения во время публичных акций допустим лишь в исключительных случаях. Назначаемые гражданам штрафы могут быть ниже предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях.

    Читайте также

    Нагайки против подростков. Итоги акции «Он нам не царь» в числах

    В различных городах России 5 мая прошла акция сторонников политика Алексея Навального «Он нам не царь», приуроченная к инаугурации президента Владимира Путина. По разным оценкам, акция на Тверской площади в Москве собрала от 1,5 до 15 тысяч человек. Участники акций отмечали многочисленные злоупотребления полицейскими: 14 человек заявили о том, что их избили сотрудники Росгвардии. В результате акций были задержаны в общей сложности около 1600 человек.

    Организатора акции оппозиционера Алексея Навального арестовали на 30 суток. Его признали виновным в повторном нарушении правил проведения массового мероприятия (ч.8 ст. 20.2 КоАП) и в неповиновении требованию полицейского (ч.1 ст. 19.3 КоАП).

    Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия (ст.ст. 4 — 17)

    Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия

    >
    Организация публичного мероприятия
    Содержание
    Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Пикеты, митинги и иные публичные выступления в целях защиты экологических прав

    18 Апреля 2016

    Когда все правовые механизмы использованы, а тяжелая государственная машина так и не соизволила
    повернуться к вам лицом, и нарушители безнаказанно продолжают творить свои тёмные дела, в вашем арсенале остаётся, возможно, последнее средство – публичные акции. У данной формы самозащиты прав есть ряд преимуществ: она привлекает к себе внимание СМИ, во время акций находятся многие единомышленники, кроме того, её можно использовать для сбора подписей или раздачи листовок. Единственная проблема, с которой сталкиваются люди, впервые организующие публичное мероприятие – отсутствие понимания, с кем и как его надо согласовывать.

    Строго говоря, никакие мероприятия не требуют согласования. Порядок их проведения регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о собраниях), который предусматривает уведомительный (а не разрешительный) порядок их проведения. Иначе говоря, вам не нужно ни перед кем доказывать, что митинг должен быть именно здесь и именно в это время, требуется лишь принять решение для себя и написать об этом в уполномоченный орган.

    Уведомление в письменной форме должно быть подано по общему правилу в орган местного самоуправления, на территории которого планируется его проведение, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения (сведения, которые должны быть указаны в таком уведомления, перечислены в пункте 3 статьи 7 Закона о собраниях). Формально самого факта подачи уже достаточно для того, чтобы ваше мероприятие считалось законным. Орган, в который было подано уведомление, обязан лишь поставить на нём печать о принятии с указанием даты и времени.

    Однако практика всегда вносит свои коррективы. Так, орган власти имеет право в течение трех дней со дня получения уведомления направить заявителю «обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения». Эта норма в настоящее время используется чиновниками очень широко, в результате чего, подав уведомление со всеми необходимыми реквизитами и точно в срок, буквально накануне самого мероприятия вам могут предложить перенести его проведение на другой конец города, что по сути сделает место, указанное вами в заявке, незаконным и вынудит отменить акцию. Средств борьбы с таким поведением чиновников немного, фактически здесь можно говорить только об одном – уведомление должно быть подано максимально заранее (за 15 дней до проведения), чтобы всегда иметь небольшой временной запас на случай противодействия со стороны чиновников.

    В том случае, если вы понимаете, что не можете сломить сопротивление местной администрации, или что у вас слишком мало желающих участвовать в акции, вы всегда можете в одиночку выйти с плакатом на любую площадь или иное место без подачи каких-либо уведомлений. Вот что говорит об этом пункт 1.1 статьи 7 Закона о собраниях: «Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда … одним публичным мероприятием». Как видим, и здесь законодатель предусмотрел для себя пути к отступлению, однако одиночное пикетирование продолжает оставаться наиболее простым видом публичного мероприятия, которое также может вызвать общественный резонанс и послужить хорошим подспорьем в борьбе за свои права.

    Следует помнить и о том, что Федеральный закон устанавливает лишь наиболее общие правила согласования и проведения мероприятий, более подробно эти вопросы должны быть рассмотрены на местном уровне, поэтому во избежание дополнительных проблем необходимо всегда обращаться к тексту нормативных правовых актов субъектов РФ, детализирующих нормы Закона «О собраниях» (см. например, закон города Москвы от 4 апреля 2007 г. № 10 «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований»).

    Более подробно вопросы выбора формы публичного мероприятия и его организации рассмотрены в пособии «Как защитить свои экоправа: практическое пособие для начинающих активистов» .

    Материал подготовлен Кириллом Зенчевым, юристом движения ЭКА

    Читайте так же:  Профстандарт заместитель директора по учебно воспитательной работе

    На фото — митинг местных жителей против добычи никеля в Воронежской области, июнь 2012г., г.Борисоглебск, Воронежская область (автор — Сергей Бирюков)

    Как организовать митинг в Москве

    Право граждан на проведение митингов закреплено в Конституции РФ (статья 31): «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

    [2]

    При этом митинги регулируются федеральным законом от 19 июня 2004 года номер 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В документе митингом называют «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера».

    В отличие от одиночных и массовых пикетов проведение митингов требует согласования с городской администрацией. Кроме того, на митинге обычно предусмотрены выступления активистов на сцене и с дополнительным оборудованием.

    Организовать митинг может:

    • любое физическое лицо старше 16 лет, имеющее российское гражданство;
    • юридическое лицо — политическая партия, общественная или религиозная организация.

    [1]

    Организовать митинг не могут:

    • лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными,
    • лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда,
    • лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства,
    • организации и партии, деятельность которых приостановлена или запрещена.

    Штраф за участие в мирной, но несогласованной акции составляет до 20 тысяч рублей (или 0,75 средней зарплаты) или до 40 часов обязательных работ. Если вы являетесь организатором несогласованного митинга, штраф вырастет до 30 тысяч рублей или до 50 часов обязательных работ.

    Если во время митинга вы наденете маску, возьмете с собой предметы, которые могут быть использованы как оружие, или откажетесь прекратить акцию по требованию полиции, вам грозит штраф до 300 тысяч рублей (11,5 средней зар­платы) для рядовых участников и до 600 тысяч рублей (23 средние зарплаты) — для должностных лиц, а также до 200 часов обязательных работ или заключение до 15 суток.

    В первую очередь необходимо составить уведомление о проведении публичного мероприятия и указать в нем всю информацию о проводимом вами митинге:

    • цель;
    • форма;
    • место (места) проведения;
    • дата, время начала и окончания мероприятия (важно: митинг не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов);
    • предполагаемое количество участников;
    • формы и методы обеспечения организатором общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические устройства;
    • фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер контактного телефона, факса, адрес электронной почты;
    • фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором выполнять распорядительные функции по проведению публичного мероприятия, в том числе лиц, ответственных за каждый его этап;
    • дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

    Уведомление подписывается организатором митинга или его уполномоченным лицом.

    Для запуска процедуры согласования необходимо подать уведомление о проведении публичного мероприятия в службу «одного окна» префектуры административного округа Москвы, на территории которого планируется митинг. Документы должен передать организатор не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения митинга.

    • паспорт;
    • доверенность, если документы подает представитель заявителя;
    • уведомление о проведении публичного мероприятия.

    Если с документами все в порядке, представитель префектуры зарегистрирует уведомление в электронной базе документооборота и поставит штамп на оригинале и копии с указанием времени и даты приема документов. Организатору выдадут заверенную подписью выписку из электронного журнала регистрации электронной базы документооборота префектуры.

    В префектуре могут отказать в приеме документов, если:

    • организатор предоставил неполный комплект документов,
    • документы оформлены неверно или утратили силу,
    • у представителя организатора отсутствует документ, подтверждающий его полномочия,
    • нарушены сроки подачи уведомления,
    • митинг планируется провести на территории ЦАО или более чем одного административного округа города Москвы.

    По требованию организатора отказ в приеме документов может быть оформлен в письменном виде с указанием причин отказа.

    Префектура обязана дать ответ в течение трех рабочих дней. Он может представлять собой:

    • письмо-предложение префектуры об изменении места и/или времени проведения митинга, а также об устранении организаторами несоответствий в указанных в уведомлении целей, форм или других условий. Готовится в течение одного рабочего дня. Досогласование обычно происходит по телефону с представителем префектуры;
    • письмо-предупреждение о том, что цели и формы проведения митинга не соответствуют положениям конституции РФ и/или нарушают законодательство РФ. Готовится незамедлительно. Фактически означает отказ;
    • распоряжение о назначении уполномоченного представителя префектуры, который будет содействовать в организации мероприятия. Важно: уполномоченный будет присутствовать на митинге и помогать в его организации и обеспечении порядка, однако если что-то пойдет не так, он имеет право принять решение о его прекращении. Фактически означает, что мероприятие согласовано;
    • информация об установленной норме предельной заполняемости территории (может быть получена в виде письма, устно по телефону, по факсу или по электронной почте).

    Выдача итогового документа организатору производится при наличии паспорта или другого документа, удостоверяющего его личность. Если организатор не забрал итоговый документ, он будет храниться в службе «одного окна» в течение года, а затем передан в архив.

    • оповещать и приглашать возможных участников митинга по любым возможным каналам (СМИ, соцсети, устно, «сарафанное радио», реклама);
    • проводить предварительную агитацию (средства массовой информации, устные призывы, распространение листовок, плакатов и объявлений);
    • придумать соответствующие лозунги;
    • подготовить транспаранты.

    Митинги проводятся за счет организаторов и взносов их участников.

    Конституционное право России

    Реализация права граждан на публичные мероприятия

    Границы права на публичные мероприятия лежат там, где разумное, целесообразное пользование субъективными правами перерастает в злоупотребление правом. Установление границ и запретов при реализации конституционного права на публичные мероприятия несет в себе определенную правовую нагрузку: во-первых, препятствует нарушению права на публичные мероприятия; во-вторых, предотвращает факты злоупотребления правами самими их обладателями (гражданами, должностными лицами); в-третьих, окончательно закрепляет содержание этого права.

    Установление таких границ является объективной необходимостью в любом обществе, потому что общество всегда пытается отыскать некоторый баланс между свободой и правами человека и интересами общества. Как только последние начинают превалировать, возникает реальная угроза и демократии, и правам, свободам человека. Отсутствие ограничений приводит к хаосу и напряженности.

    Необходимо обратить внимание на то, что границы права на публичные мероприятия и полномочия органов власти по отношению к ним раньше всего выясняются в применении к таким, которые представляются особенно угрожающими государственной безопасности. Законодатель устремляет свое внимание не на возможные способы нормального пользования правом на публичные мероприятия, а на случаи злоупотребления ими. Все нормативные правовые акты, регулирующие в настоящее время право на публичные мероприятия, направлены именно на это.

    Читайте так же:  Регистрация иностранного гражданина в своей квартире последствия

    Главным направлением совершенствования механизма реализации права на публичные мероприятия является поиск альтернативы существующему порядку их проведения. При этом в полной мере должны быть учтены объективные факторы, определяющие неизбежность государственного присутствия в решении этих вопросов, как-то: необходимость предоставления общественных зданий, улиц и площадей, обеспечение общественного порядка, безопасности движения и т.д.

    Публичные мероприятия могут проводиться: а) в порядке предварительного их разрешения; б) в уведомительном порядке; в) свободно (например, устройство собраний). Большое влияние на систему проведения публичных мероприятий в том или ином государстве оказывает место их проведения.

    При предварительном разрешении законность публичного мероприятия ставится в зависимость от согласия на его проведение органов власти, основанного на усмотрении. При уведомительной системе для пользования правом на устройство публичных мероприятий достаточно соблюдения установленных в законе формальностей — подача предварительного заявления. Система свободного устройства публичных мероприятий признает всякие формальности излишними.

    Уведомительная система по сути представляет собой переходную ступень от системы разрешительной к системе свободного устройства публичных мероприятий. Чем сложнее формальности, соблюдение которых требуется при подаче предварительного заявления, чем длиннее срок, отделяющий подачу заявления от начала публичного мероприятия, тем больше уведомительная система будет тяготеть к разрешительному порядку проведения публичных мероприятий.

    Цель, ради которой законодатель вводит требования предварительного заявления (уведомления), — осведомление органов, заинтересованных в принятии заранее мер по охране общественного порядка, противопожарной безопасности, оказанию медицинской помощи и т.д. Система свободного устройства публичных мероприятий используется редко. Законодатели разных стран стремятся сохранить требование предварительного разрешения или, по крайней мере, уведомления об их проведении.

    Стремление установить определенные ограничения права на публичные мероприятия во многом обусловлено опасениями, что скопление большого количества людей способно при определенных условиях представлять опасность для людей, общественного порядка.

    Российское законодательство исходит из уведомительного порядка проведения публичных мероприятий, однако не содержит его детального регулирования. Практика применения данного законодательства дает основания говорить о разрешительном уклоне в проведении публичных мероприятий.

    Большинство юристов отрицательно относятся к разрешительному порядку проведения публичных мероприятий, так как он, по их мнению, не соответствует конституционной природе этого права. Разрешительный порядок в вопросе реализации права на публичные мероприятия без учета его специфики, особенностей порождает произвол, противозаконные ограничения права со стороны органов власти.

    Теоретически ясно, что право на публичные мероприятия вытекает из общих положений о признании свободы граждан на сообщение своих мыслей и взглядов, объединение с себе подобными. Но, как свидетельствует практика, безграничный простор в осуществлении права на публичные мероприятия нетерпим. Оптимален здесь уведомительный порядок проведения гражданами публичных мероприятий, хотя он сложнее с точки зрения регулирования.

    Ю.И. Скуратов предлагает дифференциацию порядка проведения публичных мероприятий в зависимости от правового режима территории. Уведомительный (заявительный) порядок должен быть установлен для проведения собраний, митингов в специально отведенных для этой цели помещениях и на постоянно закрепленных территориях города.

    Что же касается уличных шествий и демонстраций, а также митингов и собраний, проведение которых планируется за пределами отведенных мест, то в этом случае заявительный порядок должен быть механизмом согласования времени и места проведения мероприятия с оставлением за органом местной власти права окончательного решения этого вопроса. Принимаемое органом местной власти решение должно быть ограничено только вопросами предоставления общественных зданий, улиц и площадей. И в первом, и во втором случаях орган местной власти имеет возможность принять решение о запрещении собрания, митинга, демонстрации, если цель их проведения противоречит Конституции РФ.

    Представляется, что вся территория, на которую распространяется юрисдикция муниципальной власти, должна быть разделена на три части: первая — места, специально предназначенные для проведения публичных мероприятий статического характера; вторая — места, в которых проведение публичных мероприятий запрещено; третья — свободная от проведения публичных мероприятий территория, где с разрешения муниципальных органов могут проводиться какие-либо публичные мероприятия, но в ограниченном промежутке времени.

    В местах, специально для этого предназначенных, публичные мероприятия статического характера должны проводится с уведомлением муниципальных властей. Уведомление является сигналом к действиям органов местного самоуправления. В их числе меры по обеспечению общественного порядка, противопожарной безопасности, медицинской помощи, чистоты и порядка, бесперебойной работы транспорта.

    Место (территория) для проведения публичного мероприятия под открытым небом подбирается органами местного самоуправления с учетом количества жителей, а также возможного количественного состава сил и средств правоохранительных органов, необходимых для Устранения беспорядков в случае их возникновения.

    Органы местного самоуправления при выдаче разрешения на проведение публичного мероприятия должны выяснить:

    • не находится ли место (территория), выбранное для публичного мероприятия, в районе, потенциально опасном с точки зрения возникновения массовых беспорядков;
    • есть ли трудности для осуществления контроля за общественным порядком при проведении публичного мероприятия;
    • не нарушит ли мероприятие нормальное течение жизни поселения;
    • вместит ли место, определенное для проведения публичного мероприятия, предполагаемое количество участников.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    С учетом выбранного места должен решаться вопрос о времени проведения публичного мероприятия. В связи с необходимостью соблюдения общественного порядка и тишины в ночное время, правил общежития публичное мероприятие должно быть ограничено периодом с 7 до 23 часов местного времени. На проведение публичного мероприятия за рамками этого интервала должно быть получено предварительное разрешение органов местного самоуправления.

    Источники


    1. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

    2. Додонов Большой юридический словарь / Додонов, В.Н. и. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 790 c.

    3. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
    4. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.
    Уведомительный и разрешительный порядок проведения митингов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here