Содержание
Инкотермс переход права собственности
В международной торговле существуют особые правила осуществления сделок ИНКОТЕРМС. Актуальная редакция — от 2010 года. Эти правила регулируют соблюдение сторонами договора собственных обязательств. В рамках этих правил существуют несколько категорий (E, F, C, D), которые характерны для каждого вида перевозок груза. Поговорим о категории F. Одно из главных её условий — продавец не оплачивает основную перевозку. Это же условие поставки характерно и для FCA INCOTERMS 2010. Подробнее о данном термине пойдёт речь ниже.
Условия и значение термина FCA по ИНКОТЕРМС 2010
Трактуется понятие FCA в рамках ИНКОТЕРМС 2010 по-разному. Существуют следующие его переводы:
- Дословный перевод понятия. Free Carrier — «свободный перевозчик».
- Чаще употребляемый в документации перевод — франко перевозчик. Франко представляет собой непосредственно место, в которое доставляется товар. После доставки товара и его передачи перевозчику вся ответственность за его сохранность и дальнейшую транспортировку с продавца перекладывается на покупателя.
Иными словами, этот термин обозначает, что все обязанности перекладываются с продавца на покупателя после того момента, как продавец передаст товар перевозчикам, выбранным покупателем. Он может выбрать в качестве перевозчика любую логистическую организацию.
Существует и устаревшее название этого термина — FRC. Его и до сих пор можно встретить в обиходе. Но согласно новой редакции правил ИНКОТЕРМС 2010, этот термин неприемлем для использования в официальной переписке или ведения документации.
После указания условий поставки груза обязательно необходимо указать и адрес пункта его передачи.
Перевозчиком является то лицо, которое по договору берёт на себя всю ответственность за поставку и перевозку товара. По FCA могут использоваться, как одно любое транспортное средство, так и их различные комбинации.
Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
Базис поставки FCA INCOTERMS 2010
Базис поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010 предоставляют лицу, которое приобретает товар, возможность самостоятельного выбора:
- Транспорта для перевозок.
- Логистической компании.
- Цепочки транспортировки товара.
Перевозчиком по договору может стать не только логистическая компания, но и любое доверенное лицо.
Для выбора доступны следующие виды транспорта:
- железнодорожный вид транспорта;
- воздушное судно;
- морское судно;
- автоперевозки и т. д.
Распределение расходов полностью зависит от места поставки продукта. Если в качестве места передачи товара был выбран склад поставщика, то он должен погасить все расходы, связанные с погрузкой товара и прочими операциями.
В случае выбора продавцом другого места передачи груза вся ответственность, риски и расходы перекладываются непосредственно на него.
Обязанности продавца по FCA
При выборе FCA все участники сделки обязуются соблюдать некоторые условия.
CIP Инкотермс 2010 – самый сложный базис поставки
Рассмотрим обязанности продавца.
Общие обязанности
Участник сделки, отвечающий за реализацию товара, должен предоставить своему партнёру:
- товар;
- счёт-инвойс.
- бумаги, которые подтверждают соблюдение им всех пунктов договора купли-продажи.
Распределение расходов зависит от места поставки продукта.
Лицензии и разрешения на продажу товара, проверка безопасности
Для предоставления своему партнёру гарантий законности сделки и должного качества продукта продавец должен оформить ряд бумаг. К ним относятся:
- экспортная лицензия,
- разрешение на продажу товара,
- документы, подтверждающие успешное прохождение товаром проверки безопасности и т. д.
Погашение всех расходов, связанных с оформлением бумаг, лежит на плечах самого продавца.
Договор перевозки
По всем правилам этот участник сделки не обязан самостоятельно заключать договор перевозки. Но есть и некоторые исключения. К ним относятся договоренность между партнёрами. За счёт своего партнёра поставщик может заняться оформлением этого документа. Документ будет стандартного образца.
Но, тем не менее, продавец может отказать партнёру в осуществлении этой операции без указания причин отказа.
Договор страхования
Обязательств по оформлению страхования у этого участника сделки нет. Но по договоренности он может предоставить покупателю всю необходимую информацию для оформления договора страхования.
Этот участник сделки должен поставить товар, соблюдая следующие условия, прописанные в договоре:
- время поставки,
- место поставки,
- период поставки,
- тип и количество товара.
Выполнение этого ряда обязанностей заключается в осуществлении поставки на должных условиях.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Поставка считается выполненной, если:
- груз доставлен продавцу;
- товар погружен в транспортное средство перевозчика.
Переход права собственности и рисков
Переход права собственности по FCA происходит в момент перехода рисков, то есть после передачи товара перевозчику, если другое не оговорено в контракте. До этого момента все расходы, связанные с грузом, погашает он.
Распределение доходов
Этот участник сделки несёт расходы за:
- процедуры, связанные с хранением, транспортировкой и загрузкой товара до его передачи партнёру.
- погашение таможенных сборов при экспорте товара.
Лицо должно оповестить своего партнёра о прибытии товара в назначенные время и место или о его непринятии.
Документ поставки
Поставщик обязан подтвердить факт поставки товара согласно всем условиям договора купли-продажи. Доказательства поставки предоставляются за его счёт.
Упаковка и маркировка товара
Упаковка и маркировка товара — прямая обязанность поставщика. Он же должен проследить и за качеством товара, его соответствием всем условиям договора.
Содействие в получении информации
По договоренности поставщик может оказать содействие другому участнику сделки в получении всей необходимой информации.
Обязанности покупателя
Перейдём к обязанностям покупателя.
Общие обязанности
К общим обязанностям можно отнести оплату продукта в полном размере согласно той стоимости, которая указана в договоре купли-продажи.
Лицензии и разрешения на продажу, проверка безопасности
Покупатель несёт ответственность за:
- получение импортной лицензии,
- таможенное оформление груза при его транзитной перевозке через границы третьих стран.
Договор перевозки
Заключение договора перевозки — прямая обязанность этого участника сделки. Все расходы и риски за осуществление этой процедуры лежат на его плечах. Исключением является личная договорённость всех участников сделки.
Договор страхования
Лицо не имеет никаких обязательств, связанных с договором страхования, его оформлением.
Принятие поставки продукта
Принятие поставки продукта должно быть осуществлено в срок с соблюдением всех условий договора купли-продажи.
В какой момент происходит по ИНКОТЕРМС 2010 FOB переход права собственности и рисков? Подробнее об этом в отдельной статье.
Как происходит поставка на условиях EXW ИНКОТЕРМС 2010 узнайте здесь. Условия более выгодны для продавца.
Переход рисков
Как уже было сказано выше, переход рисков к покупателю осуществляется после принятия им поставки груза.
Распределение расходов
К расходам этого лица относятся следующие пункты:
- оплата всех процедур, связанных с грузом, после принятия его поставки;
- оплата таможенных сборов и иных выплат при переходе через границу государства;
- погашение всех расходов при утере груза или его повреждении, если поставщиком была обеспечена должная упаковка.
Доказательство поставки
Покупатель должен подтвердить факт поставки груза и его принятия.
Инспектирование товара
К обязанностям этого участника сделки относят инспектирование груза. Иными словами, перед отправкой груза лицо должно проверить на наличие недочетов и ошибок все технические документы, договора и другие бумаги.
Дополнительная информация об условиях поставки в термине FCA по ИНКОТЕРМС 2010 в этом видео:
Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.
Бесплатная консультация по телефону:
+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.
Обязанности продавца по DAT
Обязанности покупателя по DAT
Продавец обязан в соответствии с договором купли-продажи предоставить покупателю товар, коммерческий счет-фактуру или эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие доказательства соответствия, которые могут потребоваться по условиям договора купли-продажи.
Покупатель обязан уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену товара.
Продавец обязан за свой счет и на свой риск получить любую экспортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для экспорта товара и для его транзитной перевозки через третьи страны.
Fca переход права собственности на товар
ЛИЦЕНЗИИ, СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФОРМАЛЬНОСТИ
Покупатель обязан за свой счет и на свой риск получить любую импортную лицензию или другое официальное свидетельство, а также выполнить, если это потребуется, все таможенные формальности для импорта товара.
Поставка на условиях FCA (Free Carrier)
Благодаря тому, что современный мир не стоит на месте, рынок потребительских услуг тоже расширяется. Любые торговые операции, осуществляемые на международном уровне, регламентируются правилами Инкотермс. Они значительно упрощают взаимоотношения между обеими сторонами сделки, поскольку содержат не только правильную трактовку различных терминов, но и определяют конкретные условия, на основании которых должен быть выполнен контракт. Четкое регулирование снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций, а также упрощает их разрешение мирным путем. При этом важно понимать, что каждая сделка имеет определенные условия поставки FCA. Что это значит? Давайте более подробно разберемся в этом.
Общая информация
Термин FCA расшифровывается как Free Carrier, что на русском языке означает «свободная перевозка». Она предполагает, что производитель или дистрибьютор отвечает за сохранность груза на протяжении всех этапов доставки. Обязательства считаются выполненными после получения товара покупателем. Каким именно способом будет осуществляться грузоперевозка решает заказчик. Он просчитывает стоимость и составляет наиболее оптимальный маршрут.
Основные отличия FCA от других видов поставки
Давайте на этом остановимся более подробно. Наличие буквы F в аббревиатуре указывает на место отгрузки, а именно на склад продавца. Таким образом осуществляется прямая поставка без оплаты поставщиком транспортных расходов. Ответственность на всех этапах лежит на дистрибьюторе, а к продавцу она переходит в момент приемки груза и подписания документов. Именно в этом и заключаются основные отличия условий FCA от других видов грузоперевозок. При этом тип транспортного средства принципиального значения не имеет. Доставка может осуществляться как по земле, так и по морю.
Принципы регулирования
Этому аспекту стоит уделить особое внимание. Многих начинающих предпринимателей, которые только начинают заниматься международными грузоперевозками, интересует вопрос о том, как работает Инкотермс 2010. Условия поставки будут подробно рассмотрены далее, а пока давайте разберемся в базовых понятиях. Среди общих принципов регулирования можно выделить следующие:
- Распределение финансовых расходов между заказчиком и исполнителем.
- Учет сопутствующих рисков, связанных с повреждением или утерей груза.
- Определение момента и способа передачи товара, а также ответственных лиц.
- Установка сроков, в течение которых покупатель должен получить груз.
Согласно условиям поставки FCA, переход права собственности остается за рамками этих правил. Проще говоря, продавец полностью освобождается от ответственности и перестает быть владельцем товара после подписания акта приемки груза.
Основные принципы Free Carrier
Этому аспекту стоит уделить особое внимание. Условия поставки по Инкотермс 2010 оговариваются заранее и прописываются в договоре. Главными положениями являются:
- обеспечение документации, необходимой для провоза груза через границу;
- сроки поставки;
- условия и виды страхования;
- упаковка груза;
- стоимость услуг и способ оплаты.
Помимо этого, Инкотермс FCA определяет права и обязанности обеих сторон, а также ответственность за нарушение и финансовые расходы, с которыми сопряжена перевозка. Все термины указываются в виде аббревиатуры, состоящей из трех букв. Первая определяет место передачи груза покупателю, вторая оговаривает правила поставки, а третья устанавливает, какая из сторон оплачивает услуги страхования.
Второстепенные термины
Очень важно заранее определить, на каких условиях FCA будет осуществляться перевозка. Все дело в том, что Инкотермс помимо основных имеет ряд дополнительных терминов. Например, кто будет заниматься погрузочно-разгрузочными работами, в каком месте они станут производиться и т. д. Регламентирование позволит четко распределить обязанности и предотвратить возникновение споров между покупателем и продавцом. Для установления вида транспорта и объема используются следующие термины:
- ФИБ — морская перевозка при помощи баржи;
- ФОТ — транспортные грузоперевозки.
По желанию покупатель также может установить предпочтительное место доставки. Сделать это позволяют следующие параметры Инкотермс FCA:
- ФФБ — причальное устройство для парома.
- ФТ — терминал.
- ФОР — станция отправки.
Важно понимать, что для каждого вида транспортного средства существуют определенные базисные условия поставки FCA. Они позволяют в современных рыночных реалиях не только повысить эффективность и упростить процесс работы, но и сократить финансовые расходы, поскольку отпадает необходимость обращаться к посредникам.
Обязанности продавца
Итак, что об этом необходимо знать? В качестве поставщика продукции может выступать как сам производитель, так и оптовый склад или официальный дистрибьютор.
При сотрудничестве на условиях FCA продавец обязуется:
- доставить товар в целости и сохранности в указанное покупателем место и время;
- подготовить товарно-транспортную накладную, счет-фактуру, а также сертификаты качества и лицензии, если этого требует законодательство;
- при договоренности застраховать груз;
- произвести погрузку и разгрузку товара.
Все сопутствующие расходы, а именно, уплата налоговых сборов, таможенная очистка, пошлинные сборы и прочие ложатся на продавца. При этом он обязан уведомлять покупателя о ходе выполнения грузоперевозки на всех ее этапах. Обязанности считаются выполненными после того, как покупатель убедился в целостности товара и расписался на сопроводительной документации о его приемке. Если выполнить доставку в установленный срок не получается из-за возникновения непредвиденных обстоятельств, например, аварии на дороге, стихийных бедствий или изменения политической ситуации в стране или отдельном регионе, то нужно подать электронное уведомление в течение 2 дней.
Обязанности покупателя
Согласно условиям доставки по FCA, заказчик должен своевременно оплатить товар с соблюдением прописанных в договоре правилам. Помимо этого он отвечает за следующие статьи расходов:
- Доставка груза от места выгрузки на свой склад и погрузочно-разгрузочные работы.
- Транзитные пошлины при перевозке товара через другие страны.
- Сопутствующие расходы, связанные с заключением контракта при помощи продавца.
Важно понимать, что покупатель не имеет принять груз в меньшем объеме, который указан в контракте. Также он обязан за 10 дней до отгрузки предоставить продавцу следующую информацию:
- наименование и нужное количество товара;
- данные о перевозчике;
- точную дату и время погрузки;
- все кодировки, необходимые для перевозки.
Без этой информации отгрузка на условиях FCA не может быть выполнена. Поэтому чтобы избежать срывов сроков поставки, необходимо заранее обговаривать все детали.
Заключение контракта
С этим аспектом стоит ознакомиться в самую первую очередь. Сегодня одной из важнейших операций в логистике является подписание договора. От него зависит выполнение всей операции.
Документ в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:
- Условия поставки. Должны быть указаны четкие сроки выполнения контракта. Если груз доставляется отдельными партиями, то для каждой из них определяется тип транспортного средства и общий график грузоперевозок, который составляется продавцом и согласовывается с покупателем.
- Наименование и объем товара, а также адрес и код места получения. Если доставка осуществляется на железнодорожный пункт, то должны быть указаны все подъездные пути и прочая информация.
- Условия отгрузки. Они определяются стандартной ТТН по форме ТОРГ-12. Документ подписывается обеими сторонами, представители которых присутствуют в момент передачи груза и перехода права собственности.
Это базовые условия контракта FCA, которые необходимы для успешной поставки груза. Если они не были соблюдены или какая-либо из сторон не предоставила нужную информацию, то доставка может быть приостановлена на неопределенное время.
Возникновение конфликтных ситуаций и основания для расторжения договора
Давайте на этом аспекте остановимся более детально. Независимо от того, кто именно отвечает за поставку товара — покупатель или продавец, обе стороны должны контролировать весь процесс от начала и до самого конца. Особенно это касается осмотра груза при получении. Это позволит избежать множества проблем и возникновения конфликтных ситуаций.
Если требуется поставка большого объема продукции, которая займет длительный период времени, то проводить сверку необходимо каждый месяц. При этом в течение 5 дней по факту выполненных работ должен быть составлен акт. При выявлении любых несоответствий в условиях FCA можно приостановить поставку. Если их устранить нет возможности, то подобное является весомым основанием для одностороннего расторжения договора.
Продавец имеет право отказаться от своих обязательств, если оплата поступила с опозданием или не в полном объеме. В этом случае он подает электронное извещение покупателю. После его получения контракт автоматически считается аннулированным. Это касается и тех случаев, когда товар используется не по назначению. Если одна из сторон не согласна с обоснованностью причин расторжения, то любые споры решаются через Арбитражный Суд.
Сопроводительная документация
Грузоперевозки на условиях FCA предполагают, что товар будет ввозиться из одной страны в другую. Чтобы таможенная очистка прошла быстро и без лишних проблем необходимо наличие определенных документов.
Стандартный пакет включает:
- лицензию на импорт;
- документы, удостоверяющие законность поставки;
- квитанция об уплате государственных пошлин.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Заниматься оформлением может как одна из сторон, так и таможенный брокер. Но в этом случае увеличиваются расходы на логистику, поэтому при заключении договора данный нюанс оговаривается сразу.
Работает ли Инкотермс в России?
В нашей стране данный свод правил носит исключительно рекомендательный характер. К ним обращаются лишь в случае заказа груза у иностранного продавца, а при грузоперевозках внутри России руководствуются обычным договором доставки, условия которого обговариваются в индивидуальном порядке. Тем не менее сотрудничество по Инкотермс имеет ряд преимуществ, поэтому не исключено, что в будущем компании будут работать по нему.
Несколько слов о стоимости
Заключение договора на грузоперевозку и последующее его выполнение сопряжено с определенными материальными затратами. Общий перечень расходов включает следующие компоненты:
- полная стоимость товара, заявленная производителем или продавцом;
- уплата экспортных пошлин;
- затраты на доставку груза до пункта выгрузки;
- страхование продукции при необходимости;
- погрузочно-разгрузочные работы.
Помимо основных могут быть необходимы и дополнительные расходы. На какую из сторон они ложатся, оговаривается заранее и указывается в договоре.
Заключение
Поставка груза в соответствии с Правилами Инкотермс открывает новые возможности и существенно упрощает работу в области международных грузоперевозок. Главное при работе по ним заключается в том, чтобы правильно составить договор и заранее согласовать все условия. В этом случае можно избежать конфликтных ситуаций в процессе реализации доставки и добиться максимальной продуктивности. А при возникновении каких-либо проблем одна из сторон должна сразу направлять другой электронное уведомление. Оно не только снимает ответственность, но и является основанием для расторжения договора без выплаты неустойки. Работая с соблюдением законодательства, все у вас будет хорошо.
Переход права собственности и Инкотермс
При получении импортного товара при различных базисных условиях поставки (по Инкотермс) как определять курс иностранной валюты (на какой день): на момент перехода права собственности или на день «растаможки»?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При принятии импортных товаров к учету их стоимость, выраженная в иностранной валюте, должна быть пересчитана в рубли по курсу ЦБР на дату возникновения у организации права собственности на ввезенные товары. Стоимость импортных товаров, оплаченная организацией в предварительном порядке, принимается к учету в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату перечисления денежных средств в качестве предварительной оплаты.
Обоснование вывода:
Порядок принятия к учету импортных товаров регламентируется:
— ПБУ 5/01 «Учет материально- производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01);
— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее — Методические указания);
— ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (далее — ПБУ 3/2006).
В соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость МПЗ представляет собой сумму фактических затрат организации на их приобретение, к которым, в частности относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) (п. 6 ПБУ 5/01).
Стоимость импортных товаров, выраженная в иностранной валюте, на основании п. 6 ПБУ 3/2006 должна быть пересчитана в рубли по курсу ЦБР, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте. При этом в отношении принимаемых к учету МПЗ датой совершения операции в иностранной валюте является дата признания расходов по приобретению МПЗ.
Согласно п. 3 ПБУ 3/2006 датой совершения операции в иностранной валюте является день возникновения у организации права в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции.
Согласно п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы признаются в бухгалтерском учете при условии, что:
— они производятся в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
При этом расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Поскольку объектом бухгалтерского учета согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является имущество организации (в том числе МПЗ), а товар (как часть МПЗ) становится имуществом организации в результате возникновения соответствующего права на него, считаем, что именно при переходе права собственности на товар выполняются условия признания расхода по его приобретению в бухгалтерском учете, предусмотренные ПБУ 10/99.
Таким образом, стоимость импортных товаров, выраженная в иностранной валюте, должна быть пересчитана в рубли по курсу ЦБР на дату возникновения у организации права собственности на ввезенные товары.
При этом импортные товары, оплаченные организацией в предварительном порядке, принимаются к учету в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату перечисления денежных средств в качестве предварительной оплаты (п. 9 ПБУ 3/2006).
Пересчет стоимости средств выданных авансов, предварительной оплаты после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса не производится (п. 10 ПБУ 3/2006).
В целях налогового учета в соответствии с п. 10 ст. 272 НК РФ стоимость импортных товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по официальному курсу, установленному ЦБР на дату перехода права собственности вне зависимости от способа оплаты (аванс, предварительная оплата или оплата после фактической поставки товара).
В силу п. 1 «Цель и сфера применения Инкотермс» Инкотермс не регулирует порядок перехода права собственности, а только определяет базисные условия поставок товаров по внешнеторговым контрактам, в частности, момент перехода рисков случайной гибели или повреждения товаров.
Следовательно, в контракте помимо условий Инкотермс необходимо оговорить и момент перехода права собственности, который может отличаться от момента перехода риска случайной гибели товара, например, отгрузка товаров перевозчику, оплата импортных товаров, оформление ГТД.
Если контрактом этот момент не урегулирован, то вопрос должен решаться по нормам применимого к договору права.
В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (ст. 224 ГК РФ).
Отметим, что и в соответствии со ст. 68 Конвенции ООН от 11.04.1980 «О договорах международной купли — продажи товаров» (далее — Конвенция) покупатель принимает на себя риск в отношении товара, проданного во время его нахождения в пути, с момента сдачи товара перевозчику, который выдал документы, подтверждающие договор перевозки.
Таким образом, согласно сложившейся международной практике моментом исполнения обязанностей поставщика перед покупателем считается момент перехода права собственности на товар. И, как правило, этот момент связывают с переходом рисков от продавца к покупателю. По нашему мнению, предусматривать в контракте момент перехода права собственности на товар иной, чем момент перехода рисков случайной гибели товара, весьма рискованно. Так, например, если контрактом предусмотрен переход права собственности на товар в момент оформления ГТД, а условия поставки в соответствии с Инкотермс — в момент сдачи перевозчику (например, срт «фрахт/перевозка оплачены до») и товар будет поврежден в пути, то покупатель обязан будет возместить поставщику стоимость товара на основании ст. 66 Конвенции, в соответствии с которой утрата или повреждение товара после того, как риск перешел на покупателя, не освобождают его от обязанности уплатить цену, если только утрата или повреждение не были вызваны действиями или упущениями продавца.
В связи с вышеизложенным полагаем, что если контрактом не определен момент перехода права собственности на товар и иное имущество, то таковым можно считать момент перехода рисков случайной гибели на покупателя, то есть момент передачи его непосредственно покупателю или перевозчику в соответствии с условиями Инкотермс.
Отметим, что и арбитражные суды придерживаются данной точки зрения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.06.2003 N А56-37941/02).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав
13 ноября 2009 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
CFR условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010
Расшифровка и классификация
виды перевозок — внутренние водные и международные морские
CFR (Cost And Freight) — дословный перевод «Стоимость и фрахт»
Базис поставки CFR относится к категории «C» что подразумевает оплату основной перевозки продавцом. Данный термин используется только в случае применения водных видов транспорта.
Термин CFR используется только при водной транспортировке груза.
Переход рисков
Особенностью термина CFR является то что момент перехода рисков за груз не совпадает с моментом выполнения поставщиком поставки товара. Так, риски и ответственность за груз переходят от продавца к покупателю в момент полной погрузки на борт судна (фрахт оплачивает поставщик). Однако, сама поставка считается выполненной после того как товар погружен на борт судна и выгружен в порту назначения.
Использование термина CFR
Чтобы правильно использовать термин, его следует прописывать в контракте указывая порт назначения, до которого до которого должна быть оплачена перевозка, прим. CFR Владивосток . Дополнительно может быть указана точная дата поставки.
Не смотря на то что выгрузку в порту назначения оплачивает продавец, он не оплачивает размещение груза на СВХ, или таможенном складе. Все затраты по перемещению груза по порту, выставлению на таможенные процедуры и отгрузку из порта для дальнейшей транспортировки до склада заказчика оплачивает покупатель.
Обязанности продавца при экспорте
Использование базиса CFR при экспорте налагает на продавца следующие обязанности:
- Предоставление товара согласно спецификации
- Предоставление коммерческих документов и прочих товаросопроводительных документов необходимых для транспортировки, идентификации и таможенного оформления груза
- Упаковка товара для обеспечения его сохранности при транспортировке
- Получение экспортных лицензий и разрешительных документов необходимых для экспорта товара, уплата экспортных пошлин и сборов
- Доставка товара до порта отправления собственными силами, или при помощи транспортной компании
- Погрузка товара на борт зафрахтованного судна
CFR при экспорте обязывает продавца оплатить:
- Доставку товара в порт отгрузки
- Экспортные пошлины
- Погрузку товара на борт судна
- Фрахт до порта выгрузки
- Выгрузку товара с судна в порту назначения
Обязанности покупателя при импорте
Использование базиса CFR при импорте налагает на покупателя следующие обязанности:
- Оплатить продавцу сумму согласно инвойсу к договору купли-продажи
- Принять товар в порту разгрузки
- Получить необходимые разрешительные документы для импорта товара, провести таможенное оформление и уплатить таможенные пошлины и сборы
- Организовать доставку груза от порта выгрузки до собственного склада
CFR при импорте обязывает покупателя оплатить:
- Стоимость товара согласно контракту
- Оплатить расходы связанные с перемещением товара в порту назначения и размещением его на СВХ
- Оплатить импортные таможенные процедуры, при необходимости оплатить досмотры, взвешивание, перемещение между терминалами в порту прибытия
- Оплатить доставку товара до собственного склада
INCOTERMS 2010 – FCA: условия поставки и распределение обязанностей между продавцом и покупателем
При поступлении коммерческого предложения, в котором указаны условия поставки FCA ИНКОТЕРМС либо EXW, многие предприниматели напрягаются. Конечно, доставка на склад покупателя — менее хлопотное дело.
Но большинство иностранных фирм вкладывает в стоимость продукции с условием поставки DDP такие суммы, что проще обратиться к другим категориям ИНКОТЕРМС 2010. Тем более, что некоторые заводы-производители не хотят возиться с доставкой на склад покупателя. А отказываться от их выгодных предложений — не самое лучшее решение.
Что представляет собой базис поставки FCA по ИНКОТЕРМС 2010
Это один из базисов ИНКОТЕРМС, который однозначно трактуется в сфере торговых отношений. Сам ИНКОТЕРМС представляет собой не торговую организацию, а международный свод финансовых правил перевозки грузов, которые касаются условий поставки, в частности.
Изредка можно встретить устаревшее название для FCA — это FRC. Использование этой аббревиатуры для современного ИНКОТЕРМС 2010 неприемлемо и может применяться только для внутренней переписки. Но не для официальной документации.
Термин FCA относится к категории «F», когда основные затраты на перевозку можно считать неоплаченными. При этом условии поставки продавец оплачивает пошлины на экспорт и обеспечивает доставку груза до места передачи основному перевозчику. А уже его услуги должен оплатить покупатель.
FCA иногда называют франко-перевозчиком или Free Carrier. К диктатору Франко этот термин не имеет отношения. В ИНКОТЕРМС «франко» — это место, в котором ответственность за груз переходит под эгиду покупателя. Место смены ответственности играет решающую роль при поставке по условиям термина CPT.
То есть, при DDP франко — это склад покупателя. А при FCA — место передачи перевозчику на внутреннем пункте отгрузки — у терминала основной отправки груза, что соответствует категории «F».
При поставках FCA возможна мультимодальная перевозка грузов — по смешанному типу с применением нескольких разновидностей транспортных средств.
Мера ответственности продавца и покупателя
При передаче перевозчику груза на складах, принадлежащих продавцу, ответственность за погрузку лежит на продающей стороне. Если же франко-местом выступает иной объект, то погрузка входит в сферу обязанностей покупателя.
Продавец, до передачи перевозчику, обязан оплатить экспортные пошлины. А ввоз и импортная составляющая растаможки лежит полностью на покупателе.
После прохождения таможенного режима экспорта груз может передаваться принимающей стороне в месте, которое было оговорено в договоре. Это место должно быть самым подробным образом описано и задокументировано, чтобы франко-место было четко определено и не было дополнительных разбирательств и препирательств по поводу FCA.
До передачи перевозчику все риски в полной мере лежат на поставщике. После документированной передачи любое повреждение груза или его утери касается только принимающей стороны и её договорных обязательств с транспортной компанией.
Подробнее об обязательствах, распределении зоны ответственности и расходов по условиям термина FCA вы можете прочесть в другой статье нашего сайта.
Когда поставка FCA считается выполненной?
Поставку можно считать выполненной, когда груз очищен от экспортных госпошлин и передан перевозчику или доверенному лицу покупателя в месте, которое было обозначено в договоре. После этого риски полностью ложатся на принимающую сторону.
Для правильного и своевременного оформления груза покупатель должен предоставить информацию о транспортном средстве и о перевозчике, чтобы экспортные таможенные документы были заполнены правильно.
Перевозчиком может считаться:
- транспортная компания;
- экспедиторская служба;
- терминал (порт, грузовой двор ж/д станции, причал и т.д);
- доверенное лицо на выбор покупателя.
Условия FCA — конкретизация погрузки/разгрузки
Для того, чтобы должным образом конкретизировать условие поставки, используют ряд терминов.
Если груз имеет объем, который кратен нескольким или одной товарной единице, то используют такие термины:
- FIB — для баржи, то есть free into barge;
- FIW — для железнодорожного вагона — free in wagon;
- FOT — для автомобильного транспорта — free on truck и другие.
Если необходима консолидация груза, когда его недостаточно для заполнения одной или нескольких транспортных единиц, то используются следующие термины:
- FT — для терминала — free terminal;
- FOR — для железнодорожной станции — free on rail;
- FFB — для причала парома — free ferry berth и другие.
Отдельные нюансы поставки FCA
Для того, чтобы поставка была выполнена по всем правилам и с соблюдением всех норм, необходимо учесть несколько нюансов.
- Правильное, подробнейшее прописывание в договорных обязательствах места передачи груза.
- Предоставление подробной информации перевозчику по поводу условий перевозки товара. Если груз считается опасным, то транспортная компания должна иметь разрешение на доставку таких материалов.
- Для случаев выполнения долгосрочных обязательств продавец и покупатель должны тщательно согласовывать объемы отгрузки, типы необходимых транспортных средств и готовность к погрузке каждой из частей товара.
- Подача транспортного средства должна быть согласована вплоть до часа или даже желательно минуты погрузки.
Плюсом условий поставки FCA является то, что покупатель может абсолютно самостоятельно выбрать транспортную компанию. Это позволяет сэкономить и проконтролировать подробно расходы на доставку.
Среди минусов — необходимость оплаты пошлин импорта и оформление ввоза груза, но эту часть работы можно поручить таможенному брокеру. Требуется заключение подробного договора с перевозчиком для того, чтобы свести к минимуму возможные риски.
Если транспортная доставка была рассчитана неправильно, то можно понести убытки. Поэтому нужно применение не только знаний внешнеэкономической деятельности, но и логистики.
Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».
Бесплатная консультация по телефону:
Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)
Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24
Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!
Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.
Источники
Радько, Т. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / Т.Н. Радько. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 608 c.
Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.
-
Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.