Срок исполнения поручения судебного пристава исполнителя

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Срок исполнения поручения судебного пристава исполнителя" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Глава 5. Исполнительное производство (ст.ст. 30 — 47)

Глава 5. Исполнительное производство

См. примерные формы процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства, утвержденные приказом ФССП России от 11 июля 2012 г. N 318

>
Возбуждение исполнительного производства
Содержание
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Исполнительное производство судебными приставами: сроки

Решения суда обязательно для исполнения, но в некоторых случаях ответчик уклоняется от выполнения вынесенных судом требований. В подобном случае к нему применяются меры принудительного исполнения решения суда, и назначается исполнительное производство.

Исполнительное производство – регулируемый на государственном уровне процесс выполнения вынесенного судом решения в случаях, когда действие или бездействие одного гражданина нарушаю законные права другого.

Исполнение данного вида производства является главным предназначением государственной службы судебных приставов и начинается после вынесения судом соответствующего постановления о начале процедуры.

Исполнительный лист как неотъемлемая часть исполнительного производства

Для осуществления процедуры исполнительного производства судьей выдается документ определенной формы, именуемый исполнительным листом. Этот лист требуется для полного выполнения принятого в суде решения. Именно с момента выдачи данного документа начинается отсчет стадии исполнения решения, принятого в ходе судебного заседания.

Документ выдается истцу, который после его получения может действовать двумя способами – самостоятельно обратиться к ответчику с требования выполнить указанные в исполнительном листе требования по отношению к истцу, либо направить этот документ в службу судебных приставов, наделяемых достаточно широким спектром полномочии для исполнения законного решения суда.

Среди методов, которые могут применять приставы выделяют наложение ареста на имущество, принудительное изъятие средств с личных счетов и банковских депозитов. Единственное условие, что все действия приставов должны осуществляться в рамках действующего закона.

Существует четко определенное нормами закона требование к оформлению исполнительного листа. В нем имеются следующие данные:

  1. Полные данные на лицо, выдвигающее требования и лицо, к которому эти требования выдвигаются. То есть в документе фигурирует ФИО обоих участников инцидента;
  2. Объемы выдвигаемых требований со стороны истца, при этом требуется расписывать все как можно более подробно во избежание нарушении закона;
  3. Сроки, установленные судом для исполнения решения
  1. Прочие данные, являющиеся существенными для выполнения процедуры.

Этапы работы приставов-исполнителей

При выписывании судом исполнительного документа истец имеет право самостоятельно направить его в ФССП или лист отправляется секретарем суда в территориальный орган службы.

Если истец самостоятельно обращает к приставам, то требуется написать соответствующее заявление с просьбой принять в работу производство по исполнительному листу, копию которого необходимо прикладывать к составленному заявлению.

Законодательно определены сроки, в рамках которых судебные приставы обязаны отреагировать на поступившее заявление.

[2]

Сам процесс осуществления процедуры со стороны судебных приставов можно поделить на три основные стадии:

  1. Первым делом судебные приставы должны принять решение о возможности приема поступившего заявления в работу. Также на первоначально этапе ФССП решает вопрос о необходимости розыска должника, принудительном взыскании требуемой суммы, если речь идет о взыскании долга или алиментов. На этом этапе также решается вопрос о добровольном исполнении предъявленных требований ответчиком;
  2. Вторая стадия заключается в исполнении принятых по итогам предварительного анализа решений. Если не существует возможности добровольного исполнения решения суда по исполнительному листу или ответчик скрывается, то приставы инициируют процедуру принудительного исполнения, заключающуюся в аресте счетов, принудительном аресте движимого и недвижимого имущества и организации розыска ответчика;
  3. Третьей стадией считается завершение исполнительного производства. Оно осуществляется путем вынесения приставами постановления о приостановлении производства по данному делу, а исполнительный лист возвращается взыскателю.

[3]

Сроки исполнительного производства

Закон устанавливает вполне конкретные временные рамки для осуществления исполнительного производства. Это норма содержится в статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно ей максимальный срок для исполнения требований исполнительного листа составляет два месяца .

Исключение составляют отдельно оговоренные случаи, в частности, когда требования, содержащиеся в исполнительном листе, имеют сроки, регламентированные законами или иными нормативно-правовыми актами. В таком случае выполнение этих сроков обязательно.

В ситуациях, когда действия по принудительному исполнению требуется совершить на участке, подведомственном иному территориальному представительству ФССП, то в подобном случае срок составит 15 дней , без включения в него времени на исполнение поручения. Поручение от одного пристава другому направляется почтой или же посредством сети Интернет.

Если же имеется определение суда, с признанием иска обеспеченным, тогда исполнительные требования выполняются в день вручения постановления. При невозможности реализации данной нормы в силу непреодолимых обстоятельств требования исполняются на следующий день .

Тонкости исполнительного производства

Несмотря на четко прописанные в законе требования по отношению к процедуре исполнительного производства, реальность может вносить свои корректировки. В частности, речь идет об отсрочке по исполнительному производству. Такая процедура возможна только по решению суда или пристава, являющегося исполнителем по данному производству.

Эти нормы прописаны в статье 39 и 40 Федерального Закона №229 ФЗ. Основными причинами, которые указывает законодатель в качестве основания для предоставления отсрочки по исполнительному производству, являются процедуры оспаривания решения суда или предъявленных требований.

Как ускорить работу по взысканию долга

Общий срок исковой давности по исполнительному листу — 3 года. То есть, взыскатель может предъявить лист в службу приставов в течение этого срока, позже уже только по решению суда.
Читайте так же:  Увольнение за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей

Данный срок прерывается, как только лист был подан в ССП. Если лист вернули взыскателю, он может снова подать его. Таким образом, по факту срок действия листа может быть намного больше 3 лет.

Как говорилось выше, требования по листу должны быть исполнены приставом в течение всего 2 месяцев. Однако на практике этот срок также может длиться годами. Есть масса законных причин, по которым данный небольшой срок может быть приостановлен или продлен.

Опытные взыскатели рекомендуют:

  1. Воспринимать приставов как инструмент и осознавать, что получить деньги с должника нужно все-таки взыскателю, пусть и при помощи приставов.
  2. Поэтому стоит постоянно напоминать приставам о себе и стимулировать их повторять запросы о должнике в Реестр, банки, и т. д. Достаточно написать заявление приставу с просьбой провести тут или иную проверку (например, отправить запрос в ГИБДД МВД о том, есть ли у должника транспортные средства).
  3. Направлять подобные заявление приставам следует 1-2 раза в месяц.
  4. Иногда рекомендуют жаловаться на бездействие приставов в Прокуратуру, однако отзывов о том, что это действительно помогло, очень мало.

Консультация на видео

О правилах работы судебных приставов, в том числе о том, сколько длится срок действия исполнительного листа, об основаниях приостановления, исковой давности, рассказывает судья Свердловского областного суда Мария Анатольевна Куликова.

Сроки в исполнительном производстве

Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав-исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.

В законодательстве об исполнительном производстве установлены следующие сроки:

[1]

  • Сроки совершения исполнительных действий. Содержащиеся в исполнительном документе требования по общему правилу должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 1 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  • Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению. По общему правилу исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.

Судебные приказы, являясь самостоятельными исполнительными документами, могут быть предъявлены к исполнению также в течение трех лет со дня их выдачи.

Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.

Сроки предъявления к исполнению других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Пропуск установленного законом срока предъявления исполнительного документа к исполнению является основанием для отказа в принятии исполнительного документа к исполнению (п. 3 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт. Право на обращение в суд с заявлением о восстановлении этого срока предоставлено только взыскателю (п. 1 ст. 23 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, т.е. исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам, перечисленным в ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Судебный пристав-исполнитель может устанавливать следующие сроки:

Сроки, устанавливаемые судебным приставом-исполнителем

  1. Срок для добровольного исполнения, который определяется судебным приставом-исполнителем, однако по общему правилу не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  2. Срок отложения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
  3. Срок приостановления исполнительного производства. Исполнительное производство приостанавливается, в том числе судебным приставом-исполнителем, до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства (ч. 1 ст. 42 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

К вопросу о кооперации взыскателя и судебного пристава-исполнителя: возможности и перспективы (Кудрявцева А.В., Подгорный А.А.)

Дата размещения статьи: 25.01.2018

По этой причине особенно актуальными представляются вопросы повышения эффективности исполнения судебных актов при помощи механизмов кооперации пристава и взыскателя — лиц, непосредственно заинтересованных в исполнении требований исполнительного документа. В частности, эти вопросы приобретают особую значимость в связи со сформулированной в начале этого года Верховным Судом РФ доктриной «сверхдобросовестности» взыскателя, согласно которой необходимым условием для взыскания убытков, причиненных в результате действия (бездействия) государственных органов, является такое поведение взыскателя, которое свидетельствует о приложении им максимальных профессиональных усилий для своей защиты на основе гарантированных законом материально-правовых и процессуальных механизмов .
———————————
Определение ВС РФ от 15.02.2017 N 305-ЭС16-14064 по делу N А40-119490/2015, принятое в продолжение правовой позиции, выраженной в Постановлении ЕСПЧ от 20.09.2011 по делу «ОАО «Нефтяная компания, ЮКОС» против Российской Федерации» (жалоба N 14902/04).

Читайте так же:  Форма карты специальной оценки условий труда работников

Взаимодействие пристава и взыскателя в рамках выполнения поручений пристава

Анализ Закона об исполнительном производстве позволяет выделить всего три случая, когда пристав вправе давать поручения физическим и юридическим лицам по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Такими случаями, как указывает К.А. Малюшин, являются:
1) поручение любому лицу (с его согласия) доставки лицам, участвующим в исполнительном производстве, повестки о вызове к судебному приставу-исполнителю или о возможных исполнительных действиях (ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве);
2) поручение банку продать принадлежащую должнику иностранную валюту в размере задолженности и перечислить полученные от продажи денежные средства в рублях на депозитный счет подразделения судебных приставов (ч. 3 ст. 71 Закона об исполнительном производстве);
3) поручение лицу, осуществляющему учет прав на бездокументарные ценные бумаги, о списании конфискованных ценных бумаг со счета должника и о зачислении их на счет государственного органа или организации в соответствии с их компетенцией (ч. 8 ст. 104 Закона об исполнительном производстве) .
———————————
См.: Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. М., 2014 (см. комментарий к ст. 64 Закона об исполнительном производстве).

На наш взгляд, сюда также следует отнести (4) поручение должнику — бюджетному или автономному учреждению направить в Федеральное казначейство платежное поручение о перечислении взыскателю поступивших на лицевой счет такого учреждения денежных средств . Изучение приведенных случаев показывает, что непосредственно на исполнение требований исполнительного документа (с некоторыми оговорками) направлены только последние три. Что же касается поручения пристава о доставке повестки, то оно не укладывается в рамки поручений, направленных на исполнение требований исполнительного документа, а только опосредованно обеспечивает выполнение декларируемой законом цели.
———————————
См.: п. 8 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений (утв. Приказом от 30.09.2013 ФССП России N 308, Казначейства России N 218).

Изложенное открывает широкие перспективы для сотрудничества пристава и взыскателя в рамках исполнительного производства посредством использования института поручений, в частности для передачи документов, предоставления технических средств и проч.

Передача документов

Закон об исполнительном производстве ориентирует приставов на постепенный переход к электронному документообороту. Так, в начале 2014 г. приставы получили право выносить постановления в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью (ч. 2.1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве) . С 15 июля 2016 г. Служба получила доступ к государственным информационным системам (ч. 4 ст. 5 Закона об исполнительном производстве) .
———————————
См.: Федеральный закон от 12.03.2014 N 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
См.: Федеральный закон от 03.07.2016 N 274-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Однако нужно признать, что внедрение систем электронного документооборота и перевод государственных реестров в электронную форму до настоящего времени носят фрагментарный характер. Отдельные кластеры единой системы межведомственного электронного взаимодействия успешно функционируют только в критически важных областях экономики — на базе Федеральной налоговой службы, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Росреестра и Банка России.
Чтение текста Закона об исполнительном производстве вовсе приводит к неутешительному выводу: в электронной форме пристав вправе направить только лишь постановление о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество должника (ч. 8 ст. 80 Закона). Во всех иных случаях постановления пристава направляются по почте или передаются нарочно.

Создание электронных баз данных

С середины 2012 г. в ФССП создан электронный банк данных исполнительных производств на базе собственной АИС ФССП . Электронная система позволяет вести учет арестованного имущества, поступивших от должников денежных средств, входящей и исходящей корреспонденции, а также статистической отчетности. Все сопровождающие исполнение судебных актов документы категоризируются по номеру исполнительного производства. Вместе с тем принцип категоризации системы не учитывает особенностей исполнения судебных актов, взыскателями по которым являются кредитные и страховые организации — «серийные взыскатели».
———————————
См.: Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве ФССП в электронном виде (утв. Приказом ФССП России от 12.05.2012 N 248).

По этой причине указанные лица, как правило, представляют в ФССП подготовленные своими силами базы данных, содержащие систематизированные сведения о должниках, принадлежащем им имуществе и о результатах, которые принесли собственные мероприятия, направленные на взыскание. Профессиональное сообщество отмечает высокую эффективность такого метода взаимодействия, добавляя, что базы данных желательно передавать в общераспространенных электронных форматах .
———————————
См.: Шарон А.А. Банки и приставы. Вопросы эффективного взаимодействия // Юридическая работа в кредитной организации. 2013. N 4.

Предоставление технических средств для сопровождения исполнительного производства

Видео (кликните для воспроизведения).

Зачастую необходимость совершения тех или иных исполнительных действий за пределами места нахождения отдела ФССП существенно затягивает процесс взыскания, так как требует от пристава значительных временных затрат на выезд. Также остро стоит вопрос о хранении арестованного движимого имущества: после принятия постановления об аресте большая часть такого имущества передается на хранение должнику, что, естественно, самым негативным образом сказывается на его сохранности и, как следствие, на возможности последующей реализации на торгах.

В целях минимизации приведенных рисков взыскатель не ограничен в праве оказать техническую помощь приставу. Такая помощь может выражаться в предоставлении транспортного средства для выезда на исполнительные действия и помещений для хранения арестованного имущества, содействии в осмотре помещения должника и описи его имущества.

Взаимодействие пристава и взыскателя в рамках объяснений стороны исполнительного производства

Результативность исполнительного производства во многом зависит от правильного выбора приставом мер принудительного исполнения судебных актов. Каждое исполнительное производство имеет свои особенности, определяемые личностью должника, составом его имущества и предпринимаемых им действий, направленных на уклонение от исполнения. Поэтому даже в крупных подразделениях Службы приставы не имеют четко выраженной специализации.
В связи с этим взыскатель вынужден принять на себя обязанность по максимальному информированию пристава о наиболее перспективных мерах, направленных на исполнение требований исполнительного документа. Правовой основой для такого взаимодействия в рассматриваемом случае выступает ч. 1 ст. 50 Закона об исполнительном производстве, согласно которой стороны исполнительного производства вправе давать свои объяснения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства.

Читайте так же:  Смена руководителя некоммерческой организации пошаговая инструкция

Розыск имущества должника

Приставы хорошо знакомы с общераспространенными инструментами поиска имущества должника — денежных средств на счетах в банках, долей участия в обществах с ограниченной ответственностью, недвижимого имущества и транспортных средств. Вместе с тем розыск иного имущества порой представляет определенные трудности.
В подобных случаях взыскатель вправе предпринять собственные меры по розыску принадлежащего должнику имущества, в частности предоставить приставу данные отраслевых реестров (к примеру, реестров лекарственных средств или воздушных и речных судов) или обозначить приоритетные направления поиска (дебиторская задолженность, участие должника в акционерных обществах, паевых инвестиционных фондах и пр.).

Содействие в обращении взыскания на отдельные виды имущества должника

Закон об исполнительном производстве допускает обращение взыскания на любое имущество должника, имеющее денежный эквивалент. Инструментом взыскания являются торги, в результате которых имущество либо продается на открытом рынке, либо передается в собственность взыскателя.

ФССП имеет наработанный инструментарий оценки и реализации ординарного имущества должника, однако испытывает значительные трудности при обращении взыскания на нетипичные объекты, в первую очередь объекты интеллектуальной собственности и специальные машины, станки, оборудование. Специфика этих объектов заключается в сравнительно небольшом круге потенциальных покупателей и сложностях в определении стоимости.

В рамках кооперации с приставом взыскатель вправе оказать содействие в оценке реализуемого с торгов имущества и поиске потенциальных покупателей. В последнем случае особую актуальность приобретает информационное сопровождение торгов по продаже исключительных активов — предметов роскоши, специальной техники или имущества, ограниченного в обороте.

Выводы

Вышеизложенное дает основания полагать, что взыскатель и пристав имеют некоторый, хотя и очень ограниченный, набор форм кооперации. Так, взаимодействие судебного пристава-исполнителя и взыскателя может быть легализовано институтом поручений (передача документов, принятие на хранение и пр.), объяснений стороны исполнительного производства (поиск имущества, формирование правовых позиций, систематизация данных), а также в рамках информационного сопровождения отдельных процедур исполнительного производства.
Отказ от взаимовыгодного сотрудничества и заведомое противопоставление участников исполнительного производства в формате «чиновник — проситель» не только вредят вопросам своевременного и эффективного исполнения судебного акта по конкретному спору, но и снижают общий уровень доверия к ФССП. Это, в свою очередь, приводит к появлению альтернативных институтов принудительного исполнения судебных актов: от действующих в рамках правового поля коллекторских агентств до организованных преступных группировок.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения

Взыскатель подает исполнительный документ и заявление по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Так, если должником является гражданин (физическое лицо), то исполнительный документ и заявление подаются по месту его жительства, месту пребывания, месту нахождения его имущества; если должником является организация (юридическое лицо), то исполнительный документ и заявление подаются по юридическому адресу такой организации, месту нахождения ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала, структурного подразделения.

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В данном случае место совершения исполнительных действий определено в зависимости от категории исполнительного производства — обязывание должника совершить определенные действия.

Взыскатель может не располагать информацией о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка. В этом случае Закон об исполнительном производстве предусматривает совершение исполнительных действий и мер принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества (ч. 4 ст. 33). Кроме того, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП России (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии с общими правилами. изложенными в ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день его получения.

После установления местонахождения должника или его имущества судебный пристав-исполнитель принимает одно из двух решений:

  1. либо продолжает исполнительное производство, если должник или его имущество находятся на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, путем применения института поручения;
  2. либо передает исполнительное производство на исполнение в другое структурное подразделение судебных приставов.

Если должник или его имущество находятся на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, и при этом появилась необходимость «совершении отдельных исполнительных действий и (или) применении отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель выносит постановление о даче поручения по совершению отельных исполнительных действий и (или) применению отельных мер принудительного исполнения.

Поручение выносится в форме постановления и должно соответствовать реквизитам, установленным в ст. 14 Закона об исполнительном производстве. Не позднее дня, следующего за днем его вынесения, поручение направляется «соответствующее подразделение судебных приставов на бумажном носителе и в форме электронного документа (по возможности) с электронной подписью соответствующею должностного лица либо посредством факсимильной связи.

Читайте так же:  Перечень документов для лицензирования медицинской деятельности

Структурное подразделение, получившее постановление, исполняет поручение без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства. Поручение подлежит исполнению в течение 15 дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если в поручении не установлен иной срок его исполнения. Исключение составляют поручения судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, которые подлежат немедленному исполнению.

Взысканные в ходе исполнения поручения денежные средства следует перечислять на счет по учету денежных средств, находящихся во временном распоряжении подразделения судебных приставов, вынесшего постановление, для дальнейшего их распределения. Документы, подтверждающие понесенные в ходе исполнения поручения расходы, необходимо направлять в подразделение судебных приставов, вынесшее постановление, для их взыскания.

Материалы по исполнению поручения также следует направлять в подразделение судебных приставов, вынесшее поручение. Одновременно о результатах исполнения поручения рекомендуется уведомлять судебного пристава-исполнителя, вынесшего поручение посредством электронной или факсимильной связи.

Копии материалов должны оставаться в подразделении судебных приставов, исполнившем поручение.

Исполнительное производство подлежит передаче в другое подразделение судебных приставов при наличии одновременно двух условий:

  1. изменения местожительства должника или места его пребывания;
  2. установления факта отсутствия имущества должника на территории, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя.

В этом случае судебному приставу-исполнителю необходимо также вынести постановление в порядке ст. 14 Закона об исполнительном производстве. Это постановление подлежит утверждению старшим судебным приставом или его заместителем — при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов в пределах территории субъекта Российской Федерации либо главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или его заместителем, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель, — при передаче исполнительного производства в подразделение судебных приставов другого территориального органа ФССП России.

Материалы исполнительного производства, в том числе подлинники исполнительного документа, постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение, не позднее дня, следующего заднем его вынесения, следует предать (направить) в другое подразделение судебных приставов, оставив копии указанных документов в подразделении судебных приставов, в котором ранее исполнялся исполнительный документ.

В целях соблюдения прав сторон исполнительного производства судебному приставу-исполнителю, принявшему к исполнению переданное исполнительное производство, следует вынести соответствующее постановление, проинформировав об этом должника и взыскателя. О принятии исполнительного производства к исполнению следует также уведомить суд, орган или должностное лицо, выдавшее исполнительный документ, и подразделение судебных приставов, вынесшее постановление о передаче исполнительного производства в другое подразделение судебных приставов. судебному приставу, осуществляющему розыск (если ранее был объявлен розыск должника, его имущества или розыск ребенка), иные органы и организации.

Помимо условий, предусматривающих возможность передачи исполнительного производства в другое подразделение, приведенные в ч. 7 ст. 33, Закон об исполнительном производстве предоставляет право главному судебному приставу РФ и главному судебному приставу субъекта РФ в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства передавать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое. Такое решение главного судебного пристава РФ и главного судебного пристава субъекта РФ оформляется в виде постановления о передаче исполнительного производства из одного подразделения судебных приставов в другое и не позднее дня, следующего заднем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов РФ и старшим судебным приставам.

При передаче исполнительного производства розыскное дело не передается. При этом розыскное дело, а также установленные ранее ограничения в отношении должника и его имущества могут быть отменены или изменены только судебным приставом-исполнителем, которому передано исполнительное производство.

Сроки исполнительного производства у приставов

  1. Приставы незаконно списали деньги? Наши юристы проконсультируют по этой проблеме на странице бесплатной юридической консультации
  2. Бесплатная горячая линия8 800 511 38 27 (Москва и регионы РФ)

Срок исполнения исполнительного листа судебными приставами строго конкретизирован. За указанный промежуток времени приставы-исполнители обязаны осуществить взыскание или закрыть дело ввиду его разрешения.

Судебная практика знает немало случаев, когда сроки исполнения сильно затягивались, тем самым нарушая действующий ФЗ. При необеспечении исполнения решений суда, потерпевшая сторона вправе написать жалобу на бездействие судебных приставов, тем самым повлияв на ход производства.

Сроки исполнения судебных решений

Процедура начинается с момента издания исполнительного листа – основополагающего документа на ведение деятельности приставов по тому или иному делу. Сроки исполнения закреплены в ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

  1. Решение о начале исполнительного производства укладывается в 2 месячный срок. По закону столько дается приставам на завершение взыскательных мероприятий по отношению к должникам.
  2. Срок исполнения судебных решений может быть прописан в исполнительном листе. Например, это отсылка к федеральному закону или указание конкретного периода, который может быть менее 2 месяцев. Чаще всего к сокращению сроков прибегают в экстренных случаях, описанных в статьях ФЗ «Об исполнительном производстве».
  3. Порядок поступления исполнительных постановлений старших судебных приставов закреплен в ч. 6 ст. 33 ФЗ «Об исполнительном производстве». Текущие рамки исполнения составляют 15 суток с момента его получения судебными приставами.

Таким образом, по закону до проведения взыскания приставы должны получить исполнительный лист суда или постановление от старшего пристава. Следуя всем предписаниям указанных полномочий приставы осуществляют взыскательный комплекс мер к должникам.

В каких случаях сроки требуют пересмотра?

Несмотря на то, что 2-месячные (по судебному листу) и 15-дневные (постановления пристава-исполнителя) сроки обязательны к исполнению, части 1-6 действующего раздела ФЗ «Об исполнительном производстве» прекращают сроки в следующих случаях:

  1. отложение производства по исполнительному процессу;
  2. приостановление ведения дела;
  3. выдача рассрочки на погашение долга по исполнительному документу;
  4. в течение проведения оперативных розыскных мероприятий должника и его имущества;
  5. рассмотрение заявлений участников исполнительного дела, принятие решения и уведомление о нем судебных приставов-исполнителей;
  6. период назначения специалиста, который составляет отчет о проделанной работе и направляет этот отчет в Федеральную службу судебных приставов (ФССП);
  7. реализация собственности должника с дальнейшим поступлением денег на депозитный счет приставов-исполнителей.
Читайте так же:  Утверждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Истекший срок по ФЗ «Об исполнительном производстве» является основанием для написания жалобы на действия/бездействия судебных приставов, но не несет за собой прекращение исполнительного производства. Иными словами, если взыскание произошло частично или не произошло совсем, приставы обязаны продолжить свою работу до полного разрешения дела.

Важно: Истечение срока давности исполнения решениясуда прекращает дело о взыскании с должника. Однако сюда не входит срок, в течение которого заемщик скрывал свое имущество или уклонялся от уплаты задолженностей.

Можно ли обжаловать сроки исполнительного производства?

По аналогии с другими сроками период исполнительного производства может обжаловаться в судебном порядке. Нарушение сроков – это вина приставов-исполнителей, так что потерпевшая сторона вправе написать жалобу на бездействие сотрудников ФССП.

Законом отведен 10-дневный срок на подачу заявления. Обжалование может быть направлено как по действию, так и по бездействию приставов. Основанием служит неисполнение своих служебных обязанностей в установленный законом срок. Обжалованию подлежит постановление судебного пристава или отклонение заявления потерпевшей стороны.

Жалоба на действие/бездействие судебного пристава направляется в адрес старшего судебного пристава. Исключением являются жалобы на действия старшего пристава-исполнителя. В данном случае действует принцип вертикальной подачи заявлений, когда дела нижестоящих сотрудников рассматриваются их непосредственным начальством.

Заполненные заявления по действию/бездействию старших судебных приставов подаются на имя главного судебного пристава, обеспечивающего исполнение решений в конкретном субъекте РФ. Подача жалобы также может быть связана с ранее изданным постановлением старшего пристава, нарушающим законные права и интересы потерпевшей стороны.

Наконец, еще одним вариантом обжалования действий либо бездействий судебных приставов является судебный иск. Заявление оформляется истцом по стандартному образцу, который можно взять на официальном сайте судебного органа или получить в местном отделении суда.

Как составить жалобу на бездействие судебного пристава?

Оформление и подача жалобы регулируются ст. 119 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно законодательству, разрешено проведение обжалования действий или бездействий приставов-исполнителей вне зависимости от их служебного положения.

В случае, если жалоба на пристава не была удовлетворена старшим судебным приставом или главным приставом субъекта РФ, гражданин подает заявление в местный органы прокуратуры или в суд.

Жалоба оформляется исключительно в письменной форме. Желательно чтобы документ был составлен с соблюдением всех правил, а лучше всего с помощью юриста или нотариуса.

В заявлении указывается следующее:

  1. ФИО или юридический адрес подающего жалобу лица, сведения о месте жительства и контактные данные;
  2. ФИО, должность судебного пристава, действия/бездействия которого подлежат обжалованию, а также адрес его работы в ФССП;
  3. суть претензии с указанием оснований подачи жалобы (например, бездействие пристава при рассмотрении ходатайства и отсутствие взыскательных мер в срок ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  4. способы разрешения спора, требования истца;
  5. обязательным условием является подпись в конце жалобы.

От того, какой в итоге был выбран вариант подачи заявления, документ будет рассмотрен в установленный законом срок или отклонен с указанием причины отказа.

Порядок исполнительного производства судебными приставами

Процедура рассмотрения исполнительного листа начинается с его поступления в службу судебных приставов. Проводимые приставами операции четко регламентированы в ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»:

  1. Старший пристав издает постановление о начале исполнительного дела.
  2. Определение срока исполнения листа по добровольному погашению долга со стороны заемщика (5 дней с момента уведомления об открытии производства).
  3. Направление копии исполнительного листа в адрес должника. Сообщение о начале срока добровольного исполнения, по истечению которого наступит принудительное взыскание с соответствующими затратами.
  4. Отправка копий постановления о возбуждении дела в адрес заявителя и судебного органа.

Отметим, что на возбуждение исполнительного дела отводится 3 дня с момента поступления в адрес приставов соответствующего судебного листа и заявления от гражданина.

Возможно вам будет интересно

Видео (кликните для воспроизведения).

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Источники


  1. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие. В 2 томах (комплект). — М.: Юрайт, 2014. — 184 c.

  2. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.

  3. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.
  4. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.
Срок исполнения поручения судебного пристава исполнителя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here