Специальная оценка условий труда проводится в отношении

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Специальная оценка условий труда проводится в отношении" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Статья 16. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах

Статья 16. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах

1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

2. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.

3. В отношении аналогичных рабочих мест разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

4. Специальная оценка условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных и (или) опасных производственных факторов, и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ или операций. Время выполнения каждой технологической операции определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем хронометрирования.

5. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 настоящего Федерального закона, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, специальная оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда (ст.ст. 8 — 18)

Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда

Об особенностях применения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 299-ФЗ

>
Организация проведения специальной оценки условий труда
Содержание
Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Специальная оценка условий труда (СОУТ): зачем она нужна и кто ее проводит

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Кому нужна специальная оценка условий труда: положения 426-ФЗ, бизнес и безопасность

Организация специальной оценки условий труда входит в обязанности любого работодателя, в том числе индивидуальных предпринимателей, нанимающих сотрудников. Это предписывается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Не подлежат специальной оценке условий труда рабочие места сотрудников, указанные в подпунктах 3 и 4 статьи 3 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка условий труда — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты. В случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай (кроме несчастного случая по вине третьих лиц), выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание инспектора Государственной инспекции труда или на проведении СОУТ настаивает профсоюз, работодатель также обязан провести СОУТ (в этих случаях она называется внеплановой). На это отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Работы по СОУТ должны проводиться специализированной компанией, имеющей в составе аккредитованную лабораторию, по договору гражданско-правового характера, заключенному с работодателем, следующим образом:

На заметку

У эксперта нет обязанности лично присутствовать на рабочих местах при проведении идентификации — если ему достаточно сведений, предоставляемых работодателем, то этап идентификации может быть проведен им без посещения рабочих мест.

Результаты СОУТ, или Зачем нужна специальная оценка условий труда

По результатам оценки оформляется отчет о СОУТ. Он содержит:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае проведения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключения экспертов по СОУТ.

Отчет о проведении СОУТ подписывается членами комиссии и утверждается ее председателем. Работники, на чьих рабочих местах проводилась СОУТ должны быть ознакомлены с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Сведения о проведении СОУТ и ее результаты в те же 30 календарных дней должны быть размещены на сайте организации. В экспертную организацию в течение не более 3 рабочих дней со дня утверждения направляется подписанный комиссией отчет (копия) о проведении СОУТ.

Условия труда могут быть по результатам специальной оценки признаны:

  • оптимальными (класс условий труда 1);
  • допустимыми (класс условий труда 2);
  • вредными (классы условий труда 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, в сторону увеличения вредности);
  • опасными (класс условий труда 4).

Если условия труда признаны вредными или опасными, работники имеют право на получение соответствующих гарантий и компенсаций (конкретная номенклатура определяется в зависимости от установленного класса условий труда), предусмотренных ТК РФ. Это:

  • не более 36 рабочих часов в неделю (статья 92 ТК РФ);
  • дополнительный оплачиваемый отпуск, не менее 7 календарных дней ежегодно (статья 117 ТК РФ);
  • не менее 4% дополнительно к тарифной ставке или окладу, установленным для различных видов работ с нормальными условиями труда (статья 147 ТК РФ).

[3]

К сведению!

Работодателю СОУТ дает возможность сократить пенсионные отчисления в отношении работников, чьи профессии или должности включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда.

Читайте так же:  Чем отличается совместная собственность от долевой собственности

Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Однако если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

СОУТ и решение спорных вопросов с работниками организации

Данные СОУТ могут использоваться в разрешении споров по поводу профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и др. Например, в расследовании несчастных случаев важно прежде всего разобраться, что послужило их причиной. Если СОУТ была проведена в определенные законом сроки и с соблюдением всех правил, претензий к работодателю со стороны органов государственного контроля и надзора в сфере охраны труда будет меньше.

Ответственность юридического лица за непроведение специальной оценки условий труда

Если работодатель своевременно не провел СОУТ либо провел ее с нарушениями установленного порядка проведения, ему грозит административное взыскание или даже уголовная ответственность. Статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает в случае:

  • Предупреждение или денежный штраф. Сумма 5 000–10 000 рублей для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей. Для юридических лиц — 60 000–80 000 рублей. Если на предприятии уже были зафиксированы нарушения правил охраны труда и накладывались административные взыскания, виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет, а для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма штрафа вырастает до 30 000–40 000 рублей, для юридических лиц — до 100 000–200 000 рублей. Также возможна административная приостановка деятельности предприятия на срок до 90 суток.

В случае, если в результате непроведения специальной оценки условий труда был нанесен тяжкий вред здоровью человека, работодатель, согласно статье 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, может понести следующие наказания:

  • Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы либо иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев.
  • 180–240 часов обязательных работ, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 1 года.
  • Лишение свободы на срок до 1 года, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 1 года после окончания срока лишения свободы.
  • Если непроведение СОУТ повлекло за собой смерть одного человека — принудительные работы или лишение свободы на срок уже до 4 лет, возможно — с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение еще 3 лет после окончания срока наказания. Если последствиями непроведения СОУТ стала смерть двух и более человек, срок принудительных работ или лишения свободы может составить до 5 лет.

Помимо прямой угрозы наказания за непроведение СОУТ, работодатель рискует косвенно, если выбирает сомнительную организацию для подготовки отчета об условиях труда на его предприятии.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда

К проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию. Если организация, работающая в сфере охраны труда, была допущена к деятельности в сфере аттестации рабочих мест до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то она работает по переходным положениям и может оказывать услуги по СОУТ до 31 декабря 2018 года.

Предприятию с большим количеством рабочих мест необходима организация с соответствующим штатом сотрудников, чтобы на объект могло выехать достаточное количество специалистов. Это позволит сократить сроки проведения СОУТ. Если вам предлагают оформить отчет о СОУТ без выезда специалистов, удаленно, обратитесь в другую организацию. Ваши сотрудники должны видеть, что все работы действительно проводились, и расписаться об этом в отчете. Иначе при возникновении спорных ситуаций закон будет не на вашей стороне.

Где заказать работы по СОУТ?

Комментарий для наших читателей дал Михаил Серов, руководитель департамента охраны труда EcoStandard group:

P. S. Вся разрешительная документация EcoStandard group опубликована на сайте.

*Цены актуальны на январь 2019, не являются публичной офертой.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это комплекс мероприятий, которые проводятся для выявления вредных и/или опасных факторов на производстве с последующим определением степени их воздействия на здоровье работников.

Процедуру необходимо провести на всех рабочих местах организации, за исключением работников, выполняющих профессиональные обязанности на дому, дистанционно либо заключивших трудовой договор с физическим лицом без статуса индивидуального предпринимателя.

Сроки и подготовка к СОУТ

Методика проведение СОУТ регламентирована Федеральным законом № 426. Обязанность за организацию комплекса мероприятий возлагается на работодателя. Проверка должна проводиться минимум раз в 5 лет или с меньшим интервалом в следующих случаях:

  • повторное появление рабочих мест на предприятии;
  • изменение технологии производства, модернизация оборудования, которое может привести к негативному воздействию на здоровье сотрудников;
  • изменение состава или применение новых материалов (в т.ч. сырьевых), потенциально опасных для здоровья работников;
  • несчастные случаи на предприятии (за исключением инцидентов, произошедших по вине третьих лиц);
  • выявление у сотрудников профессиональных заболеваний, возникших вследствие воздействия вредных и/или опасных производственных факторов.

Внеплановая оценка условий труда проводится в течение 6 месяцев с момента появления хотя бы одного из вышеприведенных факторов. Порядок выполнения комплекса процедур регламентирован Трудовым кодексом РФ, ст.2 Закона № 426- Ф3 и прочими нормативно-правовыми актами.

Порядок проведения СОУТ

Комплекс мероприятий проводится совместно работодателем и специализированной организацией, имеющей аттестат аккредитации испытательной лаборатории. Перед выполнением СОУТ между хозяйствующими субъектами заключается договор.

Далее специальная оценка условий труда проводится в следующей последовательности:

Работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами проведения СОУТ и на их основании течение 30 календарных дней должен утвердить комплекс мер для снижения класса вредности и/или опасности рабочего места.

Вас остались вопросы?

Получить консультацию наших экспертов и обсудить условия оказания услуг АЦ СОУТ

Читайте так же:  Статистический талон для регистрации по месту жительства

можно через форму на сайте, по телефону или электронной почте

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда?

Опубликовано: 13.02.2014 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

Все рабочие места, вне зависимости от того офисные это рабочие места или же производственные, обязаны проходить специальную оценку условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.). По крайней мере, под первоначальную проверку попадают все категории рабочих мест, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников, а также работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. В их отношении проведение спецоценки считается нецелесообразным, так как объективную оценку дать им просто невозможно.

А в отношении рабочих мест работников, чьи профессии и должности отнесены к Спискам №1 и №2, спецоценка будет проводиться всегда, вне зависимости от результата. К этой категории мест особо пристальное внимание, потому как они явились одним из оснований замены аттестации рабочих мест на СОУТ. Нововведения касаются объективности в предоставлении гарантий и компенсаций работникам. Если рабочее место «списочника» признается безопасным, выплата компенсаций работнику прекращается на срок действия результатов СОУТ. Но если последующая проверка покажет, что условия труда значительно ухудшились, выплаты льгот возобновляются.

Существует также такая категория рабочих мест, которая осуществляет отдельные виды деятельности. Сюда относятся верхолазы, летчики, водолазы, сотрудники ядерной промышленности и др. Оценка для них не может проводиться с учетом особенностей, которые определены Минтрудом РФ. К примеру, измерения в кабине летчика во время полетов проводить категорически запрещено. Эксперт по спецоценке не может забраться и на вершину ЛЭП к верхолазу, так как это представляет опасность его здоровью и жизни.

[1]

При спецоценке также выделяется категория таких рабочих мест, как нестационарные и аналогичные. Многим работодателям кажется, что если работник не имеет строго определенного рабочего места, значить оценивать его нет необходимости. Это о нестационарных рабочих местах или местах с территориально меняющимися зонами. Примерами являются рабочие места сантехников, слесарей, строителей, механиков, кладовщиков, работников с разъездным характером и др. По закону, данные рабочие места обязаны проходить СОУТ, но по особому порядку: эксперт определяет состояние рабочего места на основе локальных нормативных актов, на основе опроса работников и руководителей подразделений. Ошибкой ряда работодателей является определение нестационарных мест в качестве дистанционного на том основании, что в офисе они появляются один раз в день или один раз в неделю или только ведут переписку по электронной почте т.п. При этом трудовой договор для них составлен на тех же основаниях, что и для обычного работника. Рабочее место можно считать дистанционным, если с работником будет заключен соответствующий договор.

Относительно аналогичных рабочих мест – то эти места, прежде всего, отличный шанс для работодателя в области экономии затрат на СОУТ. За счет сокращения общего количества рабочих мест, подлежащих спецоценке. Аналогичными признаются рабочие места, расположенные в однотипном помещении, где работники с одинаковыми профессиями и должностями работают за одинаковым производственным оборудованием, используют идентичные инструменты, материалы и сырье. При наличии данных характеристик, спецоценка будет проводиться только в отношении двадцати процентов рабочих мест от общего числа, но не менее 2-х рабочих мест.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кто проводит специальную оценку условий труда

Кто имеет право проводить специальную оценку условий труда

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует установленным в ст. 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» требованиям и имеет официальный допуск к деятельности по проведению специальной оценки условий труда.

Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь в наличии не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, врач по гигиене труда.

Также, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь и в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), которая аккредитована национальным органом по аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Сведения об организациях и экспертах, проводящих специальную оценку условий труда, заносятся в реестры и доступны для ознаком­ления всем заинтересованным лицам без взимания платы на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной Политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Требования к экспертам, проводящим специальную оценку условий труда

К трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Порядок и правила аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование установлен постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 614.

Независимость организаций и экспертов

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда, независимы и руководствуются в своей деятельности исклю­чительно нормативными требованиями, регулирующими специальную оценку условий труда.

Порядок и размер оплаты выполнения работ, оказания услуг ор­ганизациями, проводящими специальную оценку условий труда, оп­ределяются гражданско-правовыми договорами и не могут зависеть от выполнения каких-либо требований работодателей и (или) их представителей в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, не предусмотренных Федеральным законом «О специальной оценке условий труда».

Кто не имеет права проводить специальную оценку условий труда

Специальная оценка условий труда не может проводиться:

  • Должностными лицами органов исполнительной власти, упол­номоченных на осуществление государственного надзора (контроля) в установленной сфере деятельности, а также на проведение государственной экспертизы условий труда.
  • Организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей) и на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
  • Организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, должностными лицами таких организации несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
  • Организациями в отношении юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда и для которых такие организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных юридических лиц (работодателей), а также в отношении юридических лиц (работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников).
  • Экспертами, являющимися учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.
  • Экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и их эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возник­новения такого конфликта. Под конфликтом интересов предполагаются такие ситуации, при которых заинтересованность организации, проводящей специальную оценку условий труда, или ее эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда.

[2]

Нарушение организацией, проводящей специальную оценку условий труда, или экспертом порядка проведения специальной оценки условий труда влечет за собой административную ответствен­ность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Читайте так же:  Расторжение дополнительного соглашения в одностороннем порядке

Какие компании должны проходить специальную оценку условий труда?

Что случилось?

Видео (кликните для воспроизведения).

С 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Основные вопрос по СОУТ мы разобрали с партнером выпуска — компанией ЭкоСтар

Обязаны ли все организации и индивидуальные предприниматели проводить специальную оценку? Касается ли данная процедура офисных работников?

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места вне зависимости от организационно-правовой формы организации. Исключение составляют надомники, дистанционные работники, а также работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП.

В отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих проведение специальной оценки регулируется законами и иными НПА о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Таким образом, в отношении условий труда всех остальных рабочих мест, в том числе офисных работников, должна проводиться специальная оценка.

Какие санкции могут быть за не проведение специальной оценки?

В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ не проведение работодателем специальной оценки влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей.

Если сравнить стоимость проведения специальной оценки с размером возможного штрафа, то, например, для юридического лица, в котором имеется 10 рабочих мест, общая стоимость проведения специальной оценки в большинстве случаев составит не более 20 000 рублей, что в три раза меньше предусмотренного законодательством административного штрафа.

А что делать, если в 2013 году была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда? Нужна ли в таком случае специальная оценка?

Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена в 2013 году, то в этом случае специальная оценка на таких рабочих местах может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, т.е. до 2018 года. Моментом завершения аттестации рабочих мест согласно п. 44 Порядка проведения аттестации считается дата издания работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

При этом работодатель вправе провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Специальная оценка и аттестация в организации не проводились. Законом предусмотрено, что специальная оценка может проводиться поэтапно до 31 декабря 2018 года. Какие санкции могут быть в случае проверки трудовой инспекцией?

Действительно, в соответствии с частью 6 статьи 27 Закона N 426-ФЗ специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. Исключением являются рабочие места так называемых «списочных» профессий, рабочие места, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за вредные (опасные) условия труда, а также рабочие места, на которых по ранее проведенной аттестации или специальной оценке были установлены вредные (опасные) условия труда (часть 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ).

Однако статьей 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в трудовом договоре помимо прочего указываются условия труда на рабочем месте. Условия труда на рабочих местах определяются по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест. В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ ненадлежащее оформление трудового договора влечет наложение административного штрафа.

Провели специальную оценку, по результатам вредных условий труда нет. Какие дальнейшие действия? Как и куда подать декларацию?

Если по результатам проведения специальной оценки на рабочих местах условия труда признаны оптимальными или допустимыми (класс 1 или 2), то в этом случае работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Исключение составляют рабочие места, указанные в части 6 статьи 10 Закона N 426-ФЗ.

Срок подачи – не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки.

Форма декларации – согласно приложению N 1 к Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н).

Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Допускается отправление декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭЦП работодателя, путем заполнения соответствующей формы на официальном сайте Роструда (доступно не для всех субъектов РФ).

Срок действия декларации составляет 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки. По истечении срока и при отсутствии обстоятельств из части 5 статьи 11 Закона N 426-ФЗ срок действия декларации продлевается на следующие 5 лет. Таким образом, проводить повторную специальную оценку на задекларированных рабочих местах не требуется.

Читайте так же:  Представитель по делу об административном правонарушении

Также стоит отметить, что декларация может быть подана только в отношении рабочих мест, на которых была проведена именно специальная оценка, а не аттестация рабочих мест по условиям труда, срок действия результатов которой не истек.

С классификацией по условиям труда вроде понятно, а что такое классы рабочих мест?

Это классификация, которая объединяет рабочие места по группам и одним из важных критериев такого разделения является уровень механизации рабочего процесса. У каждой группы есть свои рекомендации по организации труда, которых работодателю стоит придерживаться. Такие групп сейчас существует пять: рабочие места для ручной работы, места для машинно-ручной работы, механизированные рабочие места, автоматизированные рабочие места, аппаратурные рабочие места. Подробнее про их отличия написано тут.

Как провести специальную оценку у ИП, если его офис находится в квартире?

В отношении условий труда надомников специальная оценка не проводится.

При введении в штатное расписание новой должности, в какой срок нужно провести специальную оценку? В случае переезда организации в другое помещение нужно ли проводить специальную оценку повторно?

Если введение в штатное расписание новой должности, а также переезд организации в другое помещение можно приравнять к вводу в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, тогда внеплановая специальная оценка условий труда проводится на таких рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления указанных случаев (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 426-ФЗ).

По результатам специальной оценки электрогазосварщику положена доплата к окладу в размере 4%, но этот сотрудник не все дни работает на сварке. Каким образом в данном случае платится доплата? Исходя из времени, проведенного во вредных условиях?

Целесообразно увеличить оклад сотрудника минимум на 4 процента тарифной ставки (оклада) и установить доплату не только за время, проведенное непосредственно во вредных условиях труда, а за все время работы.

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом ТК РФ не предусмотрена оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в повышенном размере только за время, фактически отработанное во вредных условиях труда. Такая возможность установлена Трудовым кодексом РФ (статья 121) только в отношении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда.

В июне получаем результат специальной оценки. Имеются работники по доп. тарифу. С какого периода надо начислять доп. тариф: с июня или можно раньше?

Начислять доп. тариф необходимо со дня вступления в силу результатов специальной оценки, т.е. со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

А как произвести оценку: можно сделать это самостоятельно или необходимо обращаться в специализированные компании?

Законом установлено, что оценку могут провести специализированные организации, обладающие для этого всем необходимым и в обязательном порядке сертифицированным оборудованием. Ведь возможно, придется замерять такие показатели как влажность, освещенность, вибрации и тп. и тут без специализированной аппаратуры никак не обойтись. Чтобы удостовериться в том, что компания уполномочена делать такую оценку, стоит проверить ее наличие в реестре на сайте Минтруда. Компания ЭкоСтар, партнер данного выпуска Картотеки, зарегистрирована в этом списке под порядковым номером 429

Внеплановая специальная оценка условий труда, в каких случаях проводится?

Добрый день, коллеги! Вопрос поступил от Павла «В каких случаях проводится внеплановая специальная оценка условий труда

Ответ:

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится до истечения 5 — летнего периода в следующих случаях: (Федеральный закон «О специальной оценке условия труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ ст. 17 ч. 1):

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

Специальная оценка условий труда – это…

Специальная оценка условий труда – это обязанность всех работодателей, предусмотренная Трудовым Кодексом. Рассмотрим основные аспекты, связанные с ее организацией и проведением.

Понятие и правовые основы спецоценки условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой систему мероприятий по оценке вредных и опасных производственных факторов, влияющих на работника.

Обязанность ее проведения установлена ТК РФ (ст. 212). Основным нормативным документом, регламентирующим СОУТ, является закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Кроме того, отдельные вопросы, связанные с проведением СОУТ, более подробно раскрываются в постановлениях Правительства и документах профильных ведомств (Минтруда, Минздравсоцразвития).

Кто и в какие сроки обязан проводить СОУТ

Спецоценка в обязательном порядке проводится всеми экономическими субъектами (юридическими лицами и ИП), пользующимися услугами наемных работников. Оценивать нужно все рабочие места, как постоянные, так и временные, даже если речь идет о сотрудниках с разъездным характером работы.

СОУТ не проводится только в отношении следующих категорий работников (п. 3 ст. 3 закона № 426-ФЗ):

  1. Работающих на дому или дистанционно.
  2. Работников, нанятых физическими лицами, не являющимися ИП (помощники по хозяйству, репетиторы и т.п.).

СОУТ в общем случае нужно проводить не реже один раз в пять лет (ст. 8 закона № 426-ФЗ).

Для конкретного работодателя сроки проведения СОУТ устанавливаются с учетом переходных положений, предусмотренных в ст. 27 закона № 426-ФЗ. Дело в том, что спецоценка является «преемницей» действовавшей до 2014г. аттестации рабочих мест. Поэтому если на предприятии до 31.12.2013г. была проведена аттестация, то СОУТ можно не проводить в течение 5 лет после нее. Переходный период заканчивается 31.12.2018г., к этому времени все работодатели должны провести СОУТ по новым правилам.

Однако для отдельных категорий рабочих мест следует провести спецоценку в кратчайшие сроки, не дожидаясь завершения переходного периода. Речь идет о рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Их категории перечислены в п. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ.

Кроме того, в случаях, перечисленных в п. 1 ст.17 Закона № 426-ФЗ, оценку условий труда на рабочем месте следует проводить вне плана. В первую очередь это касается появления новых рабочих мест или существенных изменений условий работы на существующих местах. Кроме того, внеплановая СОУТ проводится после несчастного случая, на основании предписания контролирующих органов или по заявке профсоюза. Сроки проведения внеплановой СОУТ – от 6 до 12 месяцев, в зависимости от основания.

Читайте так же:  Уведомление о рассмотрении представления прокурора образец

Порядок проведения СОУТ

Закон устанавливает, что обязанность по организации СОУТ лежит на работодателе. С этой целью должна быть создана специальная комиссия (ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Непосредственное проведение СОУТ осуществляют специализированные организации. Они должны отвечать требованиям закона – иметь аккредитованную лабораторию и не менее пяти аттестованных экспертов в штате (ст. 19 закона № 426-ФЗ).

Все специализированные организации заносятся в реестр, за ведение которого отвечает Минтруд. “Реестр специализированных организаций по СОУТ“.

Работодатель выбирает организацию из реестра и заключает с ней договор на проведение СОУТ. Заказчик обязан предоставить исполнителю все документы и другую информацию, необходимую для работы.

В первую очередь нужно выбрать рабочие места для проведения оценки и составить график, учитывая все особенности установления сроков проведения СОУТ, перечисленные в предыдущем разделе.

Кроме сроков, при составлении графика следует учитывать наличие аналогичных рабочих мест. Если такие места есть, то из каждой их группы можно оценивать только 20% (но не менее двух). Также см. “Аналогичные рабочие места при СОУТ – что это?“.

Сама спецоценка условий труда заключается в выявлении и измерении вредных и опасных производственных факторов. По ее итогам каждому проверенному рабочему месту присваивается один из четырех классов опасности. Выбор класса зависит от наличия и интенсивности влияния на работника указанных отрицательных факторов.

Результаты проведенной СОУТ оформляются в виде отчета, который должен быть подписан всеми членами комиссии.

Информация о результатах СОУТ:

  1. Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).
  2. Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.
  3. Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).
  4. Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).

Правовые последствия СОУТ

Итоги проведенной СОУТ влияют на трудовые отношения с работниками и на ставки взносов во внебюджетные фонды.

Работникам, чьи рабочие места признаны вредными или опасными (3-4 класс) полагаются различные гарантии и компенсации в соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами:

  1. Сокращенное рабочее время (ст. 92 ТК РФ).
  2. Повышенные тарифные ставки (ст. 146, 147 ТК РФ).
  3. Дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ).
  4. Досрочный выход на пенсию (ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
  5. Ограничения для работы на таких местах женщин и несовершеннолетних (ст. 253, 265 ТК РФ).
  6. Регулярные медосмотры (ст. 213 ТК РФ).
  7. Предоставление средств индивидуальной защиты.
  8. Выдача молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

Кроме того, по итогам СОУТ разрабатываются и внедряются мероприятия по охране труда и улучшению его условий.

ФСС РФ может предоставить компании скидки (или напротив – надбавки) к действующему тарифу на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правила предоставления скидок (надбавок) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Решение ФСС по поводу тарифов зависит от состояния охраны труда на предприятии, одной из важнейших характеристик которого и является результат СОУТ.

Также оценка условий труда влияет и на начисление дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 428 НК РФ). Определение конкретных классов и подклассов условий труда по рабочим местам позволяет начислять эти взносы более дифференцированно и в большинстве случаев – снизить суммы платежей.

Санкции за нарушения порядка проведения СОУТ

Административный кодекс предусматривает санкции за эти нарушения как для работодателей, так и для специализированных организаций, проводящих оценку.

Работодатели при первом нарушении законодательства о СОУТ получают предупреждение либо подвергаются следующим штрафным санкциям (п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):


  1. Должностные лица и ИП – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  2. Юридические лица – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей.

Повторное нарушение влечет за собой гораздо более серьезные последствия:

  1. Для должностных лиц – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет
  2. Для ИП – штраф от тридцати до сорока тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.
  3. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Для специализированных организаций при первом нарушении предусмотрены штрафы (п. 1 ст. 14.54 КоАП РФ):

  1. Для должностных лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.
  2. Для юридических лиц – от семидесяти до ста тысяч рублей

При повторном нарушении санкции также усиливаются (п. 2 ст. 14.54 КоАП РФ):

  1. Для должностных лиц – штраф от сорока до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного до трех лет.
  2. Для юридических лиц – штраф от ста до двухсот тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до девяноста суток.

Должностным лицом специализированной организации в данном случае считается эксперт, проводивший СОУТ.

Вывод

Спецоценка является важнейшей составляющей системы охраны труда. Ее основная задача – оценить и свести к минимуму влияние вредных и опасных производственных факторов на работников. По итогам проведения СОУТ определяется порядок предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ. Кроме того, результаты спецоценки влияют на ставки взносов, перечисляемых во внебюджетные фонды.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.

  2. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.

  3. Соколова Э. Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований; Юриспруденция — Москва, 2009. — 264 c.
  4. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
Специальная оценка условий труда проводится в отношении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here