Социальный стандарт транспортного обслуживания населения

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Социальный стандарт транспортного обслуживания населения" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Социальный стандарт транспортного обслуживания населения

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

МОСКВА, 19 июн — РИА Новости. Минтранс РФ изменил социальный стандарт транспортного обслуживания населения в части оборудования общественного транспорта отопителями и кондиционерами, а также регламентировал соблюдение норм вместимости в салоне транспортных средств, следует из распоряжения министерства.

Как отметил представитель Минтранса РИА Новости, соцстандарт транспортного обслуживания населения при перевозках автомобильным и городским наземным общественным транспортом разработан в целях реализации транспортной стратегии РФ на 2014-2018 годы и устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания по муниципальным, межрегиональным, международным маршрутам регулярных перевозок, и их нормативные значения.

«Все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, оборудованы системами отопления и кондиционирования воздуха, настроенными на поддержание комфортной температуры в салоне транспортного средства в любое время года», — говорится в обновленной редакции стандарта.

При этом нормы температурного режима остались прежними — не менее 12 градусов при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов и не более 25 градусов при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20 градусов.

Также Минтранс регламентировал нормы вместимости в салонах транспортных средств на уровне не более трех человек на 1 квадратный метр (ранее — до пяти человек) свободной площади пола салона транспортного средства, предусмотренной для размещения стоящих пассажиров. Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок осуществляются только с использованием сидячих мест, отмечается в документе.

«Распоряжения Минтранса России вступают в силу с момента их подписания, если иное не оговорено самим распоряжением, но при этом еще раз отмечаем, что социальный стандарт разработан для оценки качества транспортного обслуживания населения и носит рекомендательный характер», — подчеркнул представитель ведомства.

Файлы для скачивания

© 2010 – 2019 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт президента РФ

Официальный интернет-портал правительства РФ

© 2010 – 2019 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

МВД наделяется полномочиями по надзору за техосмотром транспортных средств и участию в техосмотре автобусов

Согласно требованиям закона от 6 июня, МВД наделяется полномочиями по надзору за техосмотром транспортных средств и участию в техосмотре автобусов.

Рассказ о работавшем на 36 маршрутах перевозчике, который не имел ни одного автобуса

В частности, она напомнила слушателям о проверке ФАС, в ходе которой выяснилось, что АО «Автокомбинат-2», которое получило право перевозить пассажиров на 36 маршрутах, в действительности не и

Медленный разгон. Что мешает автобусным перевозчикам работать по европейским стандартам

Популярность общественного пассажирского транспорта в России растет. При этом автобусные перевозчики явно проигрывают

Массовые проверки пассажироперевозчиков

В Хакасии, как и по всей России, начались массовые проверки пассажироперевозчиков – в связи с участившимися ДТП, в которые попадают пассажирские автобусы.

В России запретят пополнять половину транспортных карт наличными

В Ассоциации участников рынка электронных денег считают, что запрет на пополнение неидентифицированных карт без открытия счета не соответствует социальным и экономическим интересам населения

Аксенов продолжает увольнять служащих за плохую работу

По словам главы республики, 50 % пассажирских перевозок на автобусах в Крыму нелегальное. Были даны сроки на легализацию, проведены проверки, которые не принесли положительных результатов.

Министерство транспорта внесло поправки в стандарт обслуживания населения.

Также в стандарте сказано, что остановки должны быть защищены от осадков и доступны для маломобильных граждан. Отмечается, что стандарт носит рекомендательный характер, однако его исполнение будет критерием оценки работы перевозчиков.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Как рассказали «Известиям» в пресс-службе министерства, стандарт разработан для реализации транспортной стратегии России. Он был введен с 2018 года, но после тестового периода потребовал доработки.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России ужесточается стандарт транспортного обслуживания: для всех автобусов, троллейбусов и маршруток документ предписывает наличие кондиционера и печки. Кроме того, снижается количество людей, которых можно перевозить стоя. Изменения утверждены распоряжением Минтранса (есть у «Известий»). Также в стандарте сказано, что все остановки должны быть защищены от осадков и ветра и доступны для маломобильных граждан. И хотя стандарт носит рекомендательный характер, его исполнение будет для властей критерием оценки работы перевозчиков.

Как сообщили «Известиям» в Минтрансе, стандарт разработан для реализации транспортной стратегии России. Он введен с прошлого года, но после тестового периода потребовались поправки.

— По итогам проведения апробации были выявлены некоторые недостатки применения социального стандарта. Распоряжением Минтранса России в него были внесены соответствующие изменения в части уточнения отдельных показателей качества транспортного обслуживания населения, — рассказали в пресс-службе министерства.

В частности, поправки коснулись остановок автобусов в пригородном и междугороднем сообщении: они должны защищать от осадков вне зависимости от количества пассажиров, отправляющихся с остановочных пунктов. В регионах с особыми природно-климатическими условиями остановки должны обеспечивать защиту от ветра.

Кроме того, в стандарте указано, что весь пассажирский транспорт (маршрутки, автобусы, троллейбусы и трамваи) должен быть оборудован системами отопления и кондиционирования воздуха, настроенными на поддержание комфортной температуры в любое время года. В предыдущей версии стандарта кондиционеры и печки не упоминались, хотя ссылка на комфортную темперу была. Параметры температурного режима в транспорте остались прежними: не менее 12°C при среднесуточной температуре воздуха ниже 5°C, и не более 25°C при среднесуточной температуре наружного воздуха выше 20°C.

Читайте так же:  Поощрение работников виды поощрений порядок их применения

Поправки в стандарт определили и количество пассажиров, которые могут ехать стоя. Теперь это не более трех человек на 1 кв. м свободной площади салона, против пяти человек ранее. Упомянули чиновники и маломобильных граждан: «Перевозчиком должна обеспечиваться посадка и высадка, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно».

В Минтрансе подчеркнули, что хотя стандарт носит рекомендательный характер, субъекты федерации уже сейчас могут его брать за эталон.

— Все показатели качества могут применяться органами госвласти и местного самоуправления при разработке нормативной базы в сфере транспортного и градостроительного планирования, в том числе при подготовке документов планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа, заключении и исполнении контрактов между государственными и муниципальными заказчиками и юрлицами и ИП, выполняющими работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок как по регулируемым, так и нерегулируемым тарифам, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минтранса.

Социальный стандарт транспортного обслуживания населения

Комитет Самарской Губернской Думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи

Заседание «круглого стола» на тему «О реализации социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. » 14 марта 2019 года

14 марта 2019 года в Самарской Губернской Думе под председательством Андрея Мурзова состоялось заседание «круглого стола», организованного комитетом по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи, на тему «О реализации социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Самарской области». От депутатского корпуса областного парламента в мероприятии также приняли участие заместители председателя профильного комитета Самарской Губернской Думы Сергей Блохин, Андрей Першин, депутаты Александр Колычев и Геннадий Говорков.

Открывая заседание, председатель комитета Самарской Губернской Думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи Андрей Мурзов отметил особую значимость поднятой проблематики: «В Самарскую Губернскую Думу поступают многочисленные обращения по вопросу качества обслуживания общественным транспортом.

Вместе с тем до настоящего времени не определены объективные критерии оценки транспортной доступности в Самарской области, которые бы позволили определить зоны ответственности между заказчиком услуг и перевозчиком, сформировать устойчивую транспортную модель с возможностями роста. Одним из катализаторов развития транспортного сообщения на территории Самарской области может стать реализация региональных социальных стандартов транспортного обслуживания. На федеральном уровне уже разработан такой социальный стандарт. На основании этих рекомендаций мы планируем разработать региональный стандарт по перевозке пассажиров, чтобы таким образом помочь и перевозчикам, и пассажирам. Сегодня мы впервые обращаемся к этой теме. Работа предстоит очень серьезная».

О применении в Самарской области социальных стандартов транспортного обслуживания и обеспеченности поселений транспортными услугами доложил заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области — руководитель департамента развития транспортного комплекса Сергей Калинин.

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения предполагает закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне и использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки.

По итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 22 сентября 2017 года, были поставлены задачи, направленные на решение вопросов обеспеченности транспортными услугами населения, в том числе предусматривающие внесение в законодательство Российской Федерации изменений по вопросам:

  • обязательности принятия и соблюдения региональных стандартов транспортного обслуживания населения различными видами транспорта, разработанных на основе базового федерального стандарта;
  • разработки на федеральном уровне методики формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения;
  • закрепления обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать региональные комплексные планы транспортного обслуживания населения с учетом обязательных стандартов транспортного обслуживания населения;
  • обязательности исполнения и финансового обеспечения комплексных планов транспортного обслуживания населения.

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации в январе 2017 года утвержден федеральный социальный стандарт транспортного обслуживания (далее ССТО).

ССТО устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.

В частности, в нем устанавливаются критерии доступности, надежности, комфортности, экологичности оказываемых услуг.

Представители администраций двух крупных муниципалитетов Самарской области – г.о. Самара и г.о. Тольятти, отчитались о том, что в мегаполисах ведется работа по достижению показателей, установленных ССТО: оптимизируются транспортные схемы и маршруты, отслеживается ситуация по временным промежуткам между рейсами, обновляется подвижной состав автотранспортных предприятий, устанавливаются остановочные павильоны, регулируются светофоры и пр.

Между тем, федеральный соцстандарт носит рекомендательный характер. Для того чтобы в субъектах РФ транспортные услуги оказывались на должном уровне необходимо разработать региональные стандарты, учитывающие специфику каждой территории.

Как отметили представители научного сообщества, недостаточные темпы развития транспортной инфраструктуры Самарской области не позволяют сделать выбор в пользу общественного транспорта. Здесь необходим системный, комплексный подход.

На заседании вскрылся целый пласт проблем, тормозящих выполнения задачи по созданию приоритета общественного транспорта. Это вопросы:

  • подготовки и переподготовки водителей общественного транспорта,
  • проведения их предрейсовых и после рейсовых медосмотров;
  • технического состояния подвижного состава;
  • моделирования транспортных потоков, в том числе выделения отдельных полос для общественного транспорта;
  • строительства, реконструкции и ремонта автодорог;
  • нанесения дорожной разметки с учетом дорожной загрузки, установки дорожных датчиков – детекторов транспорта;
  • благоустройства остановочных павильонов;
  • строительства новых автостанций, автовокзалов, транспортных пересадочных узлов и пр.

Поднимался вопрос о целесообразности финансовой поддержки автотранспортных предприятий.

Читайте так же:  Прошу разъяснить сложившуюся ситуацию и проинформировать

Ведущие вузы губернии выразили готовность оказать помощь для разработки региональных стандартов.

Обсудив вопросы реализации социальных стандартов транспортного обслуживания и обеспеченности поселений транспортными услугами, пути повышения безопасности маршрутно-пассажирского транспортного потока, реализации внедрения стандартов транспортного обслуживания населения в Самарской области, участники заседания «круглого стола» вынесли ряд рекомендаций.

В частности, решено создать рабочую группу, на которой будут детально проработаны «болевые точки», выявленные на «круглом столе», и определены векторы развития транспортной инфраструктуры Самарской области, приняты решения по совершенствованию законодательства в этой сфере. После чего профильным комитетом Самарской Губернской Думы совместно с министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Самарской области будет разработан и утвержден региональный социальный стандарт транспортного обслуживания, учитывающий положения ССТО. Планируется, что данный нормативно-правовой акт появится уже в конце текущего года.

Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов рекомендовано:

  • подготовить и направить в комитет Самарской Губернской Думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи информацию об уровне обеспеченности транспортными услугами в соответствии с ССТО;
  • определить мероприятия по достижению минимального уровня качества транспортного обслуживания населения межмуниципальным, городским, внутрирайонным (сельским) транспортом общего пользования;
  • определить механизм транспортного обслуживания населения по экономически неэффективным маршрутам.

При этом министерство экономического развития и инвестиций Самарской области должно определить минимальный уровень качества транспортного обслуживания населения, обеспечивающего экономическое развитие территории.

Социальный стандарт транспортного обслуживания населения

14 марта 2019 года

г. Самара

В Самарскую Губернскую Думу поступают многочисленные обращения по вопросу качества обслуживания общественным транспортом. Вместе с тем до настоящего времени не определены объективные критерии оценки транспортной доступности в Самарской области, которые позволили бы определить зоны ответственности между заказчиком услуги перевозчиком, сформировать устойчивую транспортную модель с возможностями роста.

Одним из катализаторов развития транспортного сообщения на территории Самарской области может стать реализация региональных социальных стандартов транспортного обслуживания, призванная решать вопросы предоставления минимальных транспортных услуг, в том числе на территории поселений, внутри муниципальных районов, в межмуниципальном транспортном сообщении.

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р, государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения предполагает закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне и использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки.

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 31 января 2017 года № на-19-р утвержден социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее — ССТО).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 перечня поручений Президента по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 22 сентября 2017 года, были поставлены задачи, направленные на решение вопросов обеспеченности транспортными услугами населения, в том числе предусматривающие внесение в законодательство Российской Федерации изменений по вопросам:

  • обязательности принятия и соблюдения региональных стандартов транспортного обслуживания населения различными видами транспорта, разработанных на основе базового федерального стандарта;
  • разработки на федеральном уровне методики формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения;
  • закрепления обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать региональные комплексные планы транспортного обслуживания населения с учетом обязательных стандартов транспортного обслуживания населения;
  • обязательности исполнения и финансового обеспечения комплексных планов транспортного обслуживания населения.

ССТО устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения.

Под транспортным обслуживанием населения понимается выполнение работ по осуществлению перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, качество транспортного обслуживания населения, оценка уровня транспортного обслуживания по маршрутам регулярных перевозок, их надежность, доступность и комфортность оказываемых услуг.

Минтрансу России (М.Ю.Соколову), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину), Минфину России (А.Г.Силуанову) и Минюсту России (А.В.Коновалову) внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на регулирование вопросов комплексного транспортного обслуживания населения, предусмотрев, в том числе обязательность принятия и соблюдения региональных стандартов транспортного обслуживания населения различными видами транспорта, разработанных на основе базового федерального стандарта.

Обсудив вопросы реализации социальных стандартов транспортного обслуживания и обеспеченности поселений транспортными услугами, пути повышения безопасности маршрутно-пассажирского транспортного потока, реализации внедрения стандартов транспортного обслуживания населения в Самарской области, участники заседания «круглого стола»

рекомендуют:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Комитету Самарской Губернской Думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи совместно с министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области, органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Самарской области, перевозчиками:

1.1. разработать проект регионального социального стандарта транспортного обслуживания, учитывающего положения ССТО;

1.2. разработать проект закона Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Самарской области, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Самарской области», а также в Закон Самарской области от 24 декабря 2018 года № 105-ГД «Об организации дорожного движения на территории Самарской области» в части законодательного обеспечения реализации регионального социального стандарта транспортного обслуживания;

1.3. подготовить предложения по организации мероприятий, направленных на обеспечение ССТО.

2. Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов:

2.1. подготовить и направить в комитет Самарской Губернской Думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи информацию об уровне обеспеченности транспортными услугами в соответствии с ССТО;

Читайте так же:  Решения касающиеся общих дел товарищей принимаются товарищами

2.2. определить мероприятия по достижению минимального уровня качества транспортного обслуживания населения межмуниципальным, городским, внутрирайонным (сельским) транспортом общего пользования;

2.3. определить механизм транспортного обслуживания населения по экономически неэффективным маршрутам.

2.4. определить мероприятия по обеспечению приоритета движения транспорта общего пользования.

3. Министерству экономического развития и инвестиций Самарской области:

3.1. рассмотреть возможность определения минимального уровня качества транспортного обслуживания населения, обеспечивающего экономическое развитие территории.

4. Комитету Самарской Губернской Думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи:

4.1. рассмотреть в III квартале 2019 года вопросы реализации на территории Самарской области Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р, в том числе по разработке и утверждению регионального социального стандарта транспортного обслуживания, учитывающего положения ССТО;

4.2. обеспечить обсуждение вопросов, указанных в пункте 1 настоящих рекомендаций, на заседаниях общественной комиссии по транспорту при комитете Самарской Губернской Думы по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи.

Выбор целевых показателей (индикаторов) для повышения качества транспортного обслуживания населения

Рубрика: Экономика и управление

[3]

Дата публикации: 04.12.2017 2017-12-04

Статья просмотрена: 490 раз

Библиографическое описание:

Баранова И. С. Выбор целевых показателей (индикаторов) для повышения качества транспортного обслуживания населения // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 60-63. — URL https://moluch.ru/archive/182/46779/ (дата обращения: 16.09.2019).

К вопросу о выборе показателей в рамках системы управления качеством пассажирских перевозок в статье рассмотрены основные показатели, рассматриваемые в нормативной документации федерального и регионального уровней, характеризующие качество обслуживания населения.

Ключевые слова: качество, транспорт, пассажиры, услуги, показатели

На федеральном уровне Правительство РФ в области транспорта реализует долгосрочные стратегии и целевые программы развития. Также осуществляет нормативное правовое регулирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом, техническое нормирование, надзор и контроль автомобильного транспорта, решает вопросы комплексного транспортного обслуживания населения.

К долгосрочным стратегиям Правительства РФ в области автомобильного транспорта можно отнести «Транспортную стратегию России на период до 2030 года». Одним из элементов механизма реализации стратегии является использование статистической информации, а также результатов обследований в отдельных сферах функционирования транспортного комплекса, в том числе расчета значений целевых индикаторов, обеспечивающих основные характеристики качества транспортных услуг. Целевые показатели рассматриваются по следующим направлениям [5]:

‒ обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;

‒ тарифная обоснованность, удовлетворенность населения, ритмичность, предсказуемость и надежность транспортных связей.

Для обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения рассматриваются индикаторы (показатели) первого и второго уровня, представленные в таблице 1.

Индикаторы (показатели) обеспечения доступности икачества транспортных услуг для населения всоответствии ссоциальными стандартами

Индикаторы первого уровня

Транспортная мобильность (подвижность) населения, число поездок на 1 человека в год

Доля транспорта общего пользования в общем пассажирообороте транспорта, %

Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, %

Индикаторы второго уровня

Сокращение среднего времени транспортной доступности в крупных городских агломерациях (время поездок маятниковой миграции населения) на транспорте общего пользования, мин

Средний возраст пассажирских транспортных средств общего пользования, лет

Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оснащенного современными инфокоммуникационными системами и глобальной навигационной системой ГЛОНАСС, %

Как следует из таблицы 1, среди показателей, характеризующих достижение цели «повышение доступности транспортных услуг», предпочтение отдается таким показателям как, транспортная мобильность и сокращение времени транспортной доступности.

С учетом приоритетов развития транспортной системы была разработана государственная программа «Развитие транспортной системы России (2010–2021 годы), в которой целевым показателем доступности транспортных услуг для населения являлась «транспортная подвижность населения (по отношению к 2011 году). С 1 января 2018 года данная программа прекратит свое действие. Вместо нее будет действовать программа «Развитие транспортной системы». Среди задач новой программы является обеспечение потребности в перевозках пассажиров на социально значимых маршрутах, обеспечение безопасности на транспорте, развитие сферы гражданского использования системы ГЛОНАСС, перевод автомобильного транспорта на использование газомоторного топлива. Новая программа продолжает рассматривать показатель качества доступности транспортных услуг — транспортную подвижность населения. Такой показатель для оценки качества оказываемых транспортных услуг является необходимым, но недостаточным. В программе частично затронут показатель надежности, но нет описания таких показателей качества, как, например, удобство пользования, транспортная усталость и др. [1].

Государственное регулирование не ограничивается лишь принятием программ и стратегии, затрагивающих оценку качества автомобильного транспорта. Также существуют конкретные стандарты и нормативы, соблюдение которых является необходимым условием осуществления деятельности предприятий пассажирского транспорта.

Кроме Правительства РФ федеральные органы исполнительной власти также оказывают влияние на качество оказываемых пассажирским транспортом услуг. Министерство транспорта РФ согласует межрегиональные перевозки и ведет реестр этих маршрутов, а также утверждает маршруты в международном сообщении, влияя при этом на показатель качества — плотности маршрутной сети. Согласно «Примерной программе регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в РФ», утвержденной распоряжением Минтранса России от 28.12.2016 № НА-197-р, приведена форма характеристики маршрутной сети, которая учитывает показатели территориальной доступности для населения. Отдельно в данной программе представлена форма, характеризующая качество обслуживания населения наземным городским транспортом. Выделены следующие показатели, которые необходимы для оценки качества обслуживания населения [6]:

‒ среднее наполнение салона в часы «пик», чел./кв.м.;

‒ средний интервал в часы «пик» и средний интервал в межпиковый период, мин;

‒ средние затраты времени на трудовое передвижение жителей на наземном транспорте, мин;

‒ внедрение низкопольного подвижного состава;

‒ внедрение современных средств информирования пассажиров;

‒ число машин, оборудованных электрическими средствами информирования;

‒ на остановочных пунктах (число остановочных пунктов, оборудованных электронными средствами информации пассажиров в реальном масштабе времени);

‒ развитие новой сети автобуса (количество новых вводимых маршрутов);

Читайте так же:  Цена товара на кассе не совпадает с ценником – кто решит эту проблему?

‒ введение автобусов, использующих альтернативные источники энергии.

Приведенные выше показатели позволяют оценить уровень комфортности, результативности (затраты времени на поездку), доступности (уровень информационного обслуживания, плотность маршрутной сети), экологичности пассажирских перевозок. Однако, не затронутыми остаются показатели, характеризующие транспортную усталость, надежность работы подвижного состава, экономическую доступность перевозок. Данная программа позволяет осуществлять мониторинг и прогноз показателей качества, но не позволяется сделать оценку исследуемых показателей, в ней нет нормативных значений, с которыми можно было бы сравнить исследуемые показатели.

Ространснадзор является структурным подразделением Министерства транспорта РФ, обеспечивающим надзор и контроль транспортной безопасности с помощью следующих инструментов:

‒ создания, внедрения и обеспечения функционирования информационных систем с использованием спутниковых навигационных технологий;

‒ разработки отраслевых нормативных актов, определяющих порядок внедрения и использования спутниковых навигационных технологий;

‒ взаимодействия с международными организациями по вопросам использования спутниковых навигационных технологий.

Также Ространснадзор обеспечивает государственную функцию лицензирования пассажирских автомобильных перевозок. Посредством лицензирования должны обеспечиваться функции государственного регулирования, направленные на защиту интересов, жизни и здоровья граждан. Фильтрация недобросовестных предпринимателей происходит при выдаче лицензии, на соответствие таким документам, например, «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [7], а также Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом [2, 4].

Другим органом исполнительной власти, обеспечивающим транспортную безопасность, является МВД России, реализующее следующие функции в пределах установленной сферы деятельности:

[2]

‒ осуществление обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности (сигнализации, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи);

‒ проведение контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [8] в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории РФ.

Субъекты РФ для организации транспортного обслуживания населения используют свой орган исполнительной власти. Например, для Санкт-Петербурга, таким органом является Комитет по развитию транспортной инфраструктуры, который проводит государственную политику в области развития транспортного комплекса, организацию дорожного движения и хранения транспортных средств, обеспечивает контроль и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере развития и функционирования транспортного комплекса Санкт-Петербурга. В рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» на 2015–2020 годы целью для наземного городского пассажирского транспорта обозначено обеспечение качества, доступности (в том числе для маломобильных групп населения) и безопасности услуг [3]. Индикаторами (показателями) программы в области качества являются: объем транспортной работы, суммарная вместимость выпуска подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта, доля низкопольного подвижного состава, доля маршрутов с интервалом движения менее 10 минут в часы «пик», доля поездок, оплаченных электронными билетами.

Каждый из рассматриваемых документов — стратегия или программы — отражают определенный аспект качества транспортного обслуживания населения, устанавливая целевой индикатор (показатель), прогнозируя его значение на определенный период времени. Но единство в выборе показателей между представленными документами проследить сложно. Каждый документ включает определенный перечень показателей оценки качества транспортных услуг. Одной из причин сложившейся ситуации является разный уровень разработки и принятия документов (транспортная стратегия — федеральный уровень, программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга — региональный), а также отсутствие базового федерального стандарта, в котором бы описывались показатели качества транспортного обслуживания населения, их расчет и оценка и на его основе могли бы быть созданы соответствующие региональные стандарты.

Несмотря на отсутствие базового стандарта на практике в регионах России уже предприняты попытки внедрения стандартов (таблица 2).

Нормативная документация по стандартизации транспортного обслуживания населения врегионах России

Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Дата публикации: 17.06.2018

Статья просмотрена: 446 раз

Библиографическое описание:

Сибирко И. В., Степушина Е. А. Мобильность населения как социальный приоритет государственной транспортной политики и фактор повышения качества жизни населения России [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 5-10. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/296/14378/ (дата обращения: 16.09.2019).

В статье проанализированы социальные приоритеты государственной транспортной политики в России. Сделан вывод о необходимости разработки и внедрения социальных транспортных стандартов как основы повышения качества жизни населения России.

Ключевые слова: мобильность населения, доступность транспортных услуг, транспортная политика государства, качество жизни населения России.

Главным социальным приоритетом инвестиционного развития транспортного комплекса, как это определено в Транспортной стратегии Российской Федерации [1] является: мобильность населения и доступность транспортных услуг; снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта; снижение доли транспорта в загрязнении окружающей среды.

Доступность и качество транспортных услуг в соответствии с социальными стандартами повышает мобильность, качество и уровень жизни населения России. Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, а также специальных требований, в частности создание доступной транспортной среды для граждан с ограниченными возможностями, обеспечение устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций, а также обеспечение ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость. Прежде всего, в рамках данной цели предполагается обеспечить перевозки пассажиров на социально значимых маршрутах, включая обеспечение их ценовой доступности, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Дальнего Востока, Забайкалья и в Калининградской области.

Реализация инновационного сценария развития страны, как отмечают специалисты [4; 6], требует от транспортной отрасли создания комплекса инфраструктурных условий для устойчивого повышения мобильности населения. Это направление транспортной политики предусматривает: создание и развитие систем скоростного и высокоскоростного движения в стране; развитие сети автомобильных дорог; государственную поддержку развития региональных авиаперевозок, а также развития аэропортов, перспективных с точки зрения реализации хабовых технологий; приоритетное развитие транспорта общего пользования в городских агломерациях (преимущественно рельсового).

Повышение мобильности населения будет обеспечено за счет приоритетного комплексного развития всех систем общественного транспорта. Это касается развития инфраструктуры и систем общественного транспорта в городах и городских агломерациях, а также на транспортных направлениях, связывающих между собой. За счет развития инфраструктуры и систем управления движением общественного транспорта в городских агломерациях будет снижено время ежедневных регулярных поездок маятниковой миграции населения. За счет развития скоростного транспорта, а также совершенствования структуры маршрутов других видов общественного транспорта, подвозящих доставить пассажиров к скоростным осям транспортных коммуникаций, будет увеличен радиус агломерационной транспортной доступности, то есть, расширена область эффективной социально-экономической активности вокруг городов.

Читайте так же:  Отличие обособленного подразделения от филиала и представительства

Создание систем скоростного и высокоскоростного движения обеспечит повышение уровня взаимной транспортной доступности крупных социально-экономических центров страны. Приоритетное развитие систем транспорта общего пользования предусматривает повышение конкурентоспособности, доступности и качества перевозок пассажиров до уровня развитых стран. С этой целью должен быть сформирован эффективный рынок конкурентоспособных доступных и качественных транспортных услуг, обеспечивающий устойчивую работу и сбалансированное развитие предприятий всех видов пассажирского транспорта, стабильное повышение доступности и качества осуществляемых ими пассажирских перевозок.

Важнейшим направлением транспортной политики в области пассажирских перевозок является формирование и реализация социальных транспортных стандартов доступности и качества транспортных услуг для населения. Транспортная политика предусматривает выполнение транспортных стандартов сначала на минимальном уровне, а затем по прогрессивной шкале с постепенным устойчивым повышением доступности и качества транспортных услуг для населения. Особое внимание будет уделено созданию доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. При этом предусматривается целевое субсидирование перевозчиков, осуществляющих социально значимые перевозки, или пользователей транспортных услуг.

Решение задачи разработки и реализации социальных транспортных стандартов предусматривает: разработка финансово-экономической и расчетной модели социальных транспортных стандартов; разработка и выполнение программы реализации социальных транспортных стандартов сначала на минимальном уровне, а затем в соответствии с программой их развития по прогрессивной шкале; создание доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; модернизация парков подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования для перевозки маломобильных граждан; создание связей между городскими агломерациями с использованием автомобильного и железнодорожного скоростного и высокоскоростного транспорта; повышение доступности авиаперевозок для населения (развитие авиационной подвижности, в том числе в сфере авиации общего назначения).

Государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения предполагает закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне и использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки. Должны быть обеспечены разработка и выполнение программы реализации минимальных социальных транспортных стандартов на всей территории страны. При этом указанные минимальные стандарты должны предусматривать прогрессивную шкалу с учетом постепенного улучшения условий транспортного обслуживания населения.

Важное место в транспортной политике займет также системное регулирование процесса автомобилизации страны. Это предполагает, прежде всего, разработку и приоритетное развитие систем пассажирских перевозок транспортом общего пользования с гарантированным временем и качеством перевозки. Такие системы должны обеспечить предоставление населению транспортных услуг-заменителей, более предпочтительных по сравнению с использованием личного автомобиля. Наряду с этим предполагается также разработка и применение экономических методов ограничения роста числа личных автомобилей в городах.

[1]

Предполагается развитие систем городского и пригородного пассажирского транспорта, в том числе местного значения (сельского). Важным направлением, как отмечают специалисты [5; 6], является развитие парков пассажирского подвижного состава, сопоставимого по технико-экономическим параметрам с мировым уровнем, повышение регулярности движения общественного транспорта, а также развитие систем, обеспечивающих скоростные и высокоскоростные перевозки пассажиров, расширение зон доступности для населения скоростных и высокоскоростных междугородних пассажирских перевозок.

Для решения задачи развития систем городского, пригородного пассажирского и транспорта местного значения (сельского) необходимы: проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение скорости движения транспорта общего пользования и снижение среднего времени транспортной доступности в городских агломерациях (время поездок маятниковой миграции населения) на транспорте; повышение эргономической привлекательности (комфортности) подвижного состава транспорта общего пользования для населения; развитие технологий и организационных мер, направленных на повышение регулярности движения транспорта общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского); развитие в сельской местности автодорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования; повышение доступности, качества и объема услуг, предоставляемых пассажирскими вокзалами; государственная поддержка разработки программ развития городского водного транспорта в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.

Видео (кликните для воспроизведения).

Решение данной задачи позволит улучшить транспортную ситуацию в городах, особенно в крупных городских агломерациях, снизить продолжительность поездок, увеличить их предсказуемость по времени, повысить привлекательность пассажирского транспорта общего пользования для населения, улучшить транспортное обслуживание населения в межмуниципальном и внутрирайонном сообщении.

Источники


  1. ред. Кононенко, І.П. Законодавство про адміністративну відповідальність; Київ: Видавництво політичної літератури України, 2012. — 340 c.

  2. Фаградянц, И. Немецко — русский словарь — справочник. Переписка с официальными лицами и учреждениями: структура письма, образцы обращений, примеры писем; М.: ЭТС & Polyglossum, 2011. — 208 c.

  3. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.
  4. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
Социальный стандарт транспортного обслуживания населения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here