Содержание
- 1 Что-то пошло не так
- 2 50. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
- 3 Права, обязанности и ответственность налоговых органов.
- 4 Статья 91 НК РФ. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
- 5 Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
- 6 Статья 34. Доступ сотрудников налогового органа на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
- 7 Порядок доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки
Что-то пошло не так
Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал
Сделано в Санкт-Петербурге
© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна
Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.
Ошибка на сайте
Удаление аватара
Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?
50. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора,
налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).
Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом (п. 2 ст. 91 НК РФ).
При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись (п. 3 ст. 91 НК РФ). Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается (п. 4 ст. 91 НК РФ).
Осмотр. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ).
Осмотр документов и предметов вне рамоквыезд-ной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).
Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты (п. 3 ст. 92 НК РФ).
В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).
О производстве осмотра составляется протокол (п. 5 ст. 92 НК РФ).
51. Порядок истребования документов. Выемка документов и предметов
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ).
Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время (п. 2 ст. 94 НК РФ).
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности (п. 3 ст. 94 НК РФ).
Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов (п. 4 ст. 94 НК РФ).
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ).
Права, обязанности и ответственность налоговых органов.
Проводить налоговые проверки;
Получать от налогоплательщиков необходимую документацию и информацию;
Изымать при проведении мероприятий налогового контроля документы налогоплательщика, свидетельствующие о налоговом правонарушении (выемка документов – ст. 94 НК);
Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банке;
Взыскивать неуплаченные в срок суммы налогов и санкций в бесспорном порядке;
Заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия лицензии;
Предъявлять в суде иски;
Определять сумму налоговых обязательств налогоплательщика по аналогам, в случаи не предоставления документов (если в ходе выездной проверки документы не были представлены, то по аналогам (аналог тот, у кого совпадает 4 условия: вид деятельности, количество персонала, стоимость основных средств, выручка);
Осматривать любые помещения и территории налогоплательщика (ст. 92 НК);
Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (ст. 95-97 НК) – привлечение идет на платных началах. Эксперт – дает заключение, а специалист – может лезть в сложные технологические схемы, чтобы найти какие-либо нарушения;
Проводить допросы свидетелей (ст. 90 НК).
Обязанности налоговых органов:
Действовать в строгом соответствии с НК РФ;
Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
Вести учет налогоплательщиков и объектов налогообложения;
Проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства;
Руководствоваться письменными разъяснениями Минфина;
Осуществлять по заявлению сверку сумм уплаченных налогов;
Соблюдать налоговую тайну (ст. 102 НК);
Ответственность налоговых органов и должностных лиц:
Налоговые органы несут ответственность за убытки, понесенные налогоплательщиком, за свои действия либо бездействия. Понесенные убытки должны быть возмещены из федерального бюджета
Получать от налоговых органов информацию о законодательстве о налогах и сборах;
Получать от Минфина разъяснения;
Использовать налоговые льготы;
Представлять налоговым органам пояснения;
Присутствовать при проведении выездных налоговых проверок;
Получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;
Право обжаловать действие, акты и решения налоговых органов;
Право на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
Право на возмещение убытков, понесенных из-за налоговых органов;
Право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
Уплачивать законно установленные налоги;
Встать на учет налоговых органов, в случаях установленных законодательством;
Представлять в налоговые органы налоговые декларации, в случаях установленных законодательством;
Представлять в налоговые органы документ, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях установленных законодательством;
Ответственность налогоплательщиков (ст. 119-129 НК).
Для налоговых агентов права и обязанности те же самые, что и для налогоплательщиков, но дополняются тремя вещами:
Обязан правильно исчислить сумму налога;
Камеральная налоговая проверка – проверка налоговых деклараций в момент принятия налоговой отчетности. Она носит сплошной, массовый характер.
Основные нормы проведения камеральной налоговой проверки закреплены в ст. 88 НК:
Проводится должностным лицом по месту нахождения налогового органа
На основе налоговых деклараций (в случаи льгот и вычетов прилагаются иные документы);
Проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;
Камеральная проверка длится в течение трех месяцев с даты предоставления налоговой декларации.
Если после дачи объяснений налоговый инспектор был ими удовлетворен, то камеральная проверка заканчивается подписью с датой.
Если после дачи объяснений плательщиком налоговый инспектор был ими удовлетворен, но он доказал факт налогового правонарушения, то в течение 10 дней с даты камеральной проверки составляется акт проверки, который вручается налогоплательщику.
Если объяснения не удовлетворили налогового инспектора, но он не смог доказать факт правонарушения, то данный налогоплательщик включается в заключение на включение в план выездных налоговых проверок.
Выездная (документальная) проверка – проверка соответствия данных налоговой отчетности с данными первичного учета (что продекларировал и то, что есть в учете).
Основные положения ВНП (ст. 89)
Проводится, как правило, с выходом на место налогоплательщика.
Проводится специалистами налоговых инспекций по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года. Данная норма обеспечивает реализацию принципов непрерывности налогового контроля.
Не допускается повторных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период, кроме 3-х случаев:
Проверка вышестоящим налоговым органом нижестоящих налоговых органов;
В случаи подачи уточненной декларации на уменьшение налоговых обязательств;
Реорганизация или ликвидация налогоплательщика.
Проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Дата утверждения решения – дата начала выездной проверки (законодательно утверждены все обязательные реквизиты, в случаи каких-либо ошибок он не действителен);
Не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган (ФНС) может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до 4-х, 6 месяцев. Выездная проверка может приостанавливаться в отдельные периоды, суммарно не более чем на 6 месяцев (Основания для приостановке – истребование документов (в т.ч. у иностранных гос. органов – можно приостановить до 9 мес.); проведение экспертиз; перевод на русский язык документов). При наличии у организации филиалов, обособленных подразделений продолжительность ВНП увеличивается на 1 месяц на каждый филиал. По окончанию проверки составляется справка. День, предшествующий дате справки – дата окончания выездной налоговой проверки. В течение двух месяцев с окончания ВНП составляется акт налоговой проверки.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году вынесения решения о проведении проверки;
При ВНП может проверяться один или несколько налогов;
При необходимости налоговые органы, в ходе ВНП, могут проводить инвентаризацию имущества, осмотр территории, выемка документов и предметов (в первую очередь компьютеры), истребования документов у налогоплательщика и истребование документов о налогоплательщике у других лиц, проведение экспертизы, опрос свидетелей, привлечение специалистов (дверь открыть, достать жесткий диск и т.д.), переводчиков.
Результаты налоговой проверки:
Оформляются актом. Один экземпляр акта вручается под роспись налогоплательщику, это должно произойти в течение 5 дней после написания акта. Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то он отправляется почтой (дата получения – 6 день от штампа).
С даты вручения есть 15 рабочих дней на разногласия по данному акту. После истечения 15 дневного срока, в 10-дневный срок составляется комиссия по рассмотрению результатов проверки, о дате проведения работы комиссии сообщается плательщику (если он не уведомлен должным образом, то вся проверка может быть аннулирована).
Данная комиссия по результатам проверки выносится одно из следующих Решений:
Привлечь к ответственности;
Отказать в привлечении (отказать инспектору в привлечении к ответственности);
Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (в случаи, если комиссия не смогла принять решения) – 1. Опрос свидетелей; 2. Истребование документов у контрагентов; 3. Экспертиза.
Статья 91 НК РФ. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
СТ 91 НК РФ.
1. Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и «решения» руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица либо при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 настоящего Кодекса. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
2. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку,
могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности
территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для
определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным,
представленным проверяемым лицом.
3. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих
налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых
помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им
и проверяемым лицом.
На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице
или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.
В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая
запись.
4. Утратил силу с 1 июля 2002 г.
5. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые
помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях,
установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.
Комментарий к Ст. 91 Налогового кодекса
Комментируемая статья устанавливает правила доступа должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, на территории или в нежилые помещения лиц для проведения налоговой проверки. Названные правила сводятся к следующему.
Во-первых, должностные лица налоговых органов наделены правом доступа на территории или в помещения лиц — налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков для осуществления мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках выездной налоговой проверки (подробнее о выездной налоговой проверке и порядке ее проведения смотри комментарий к ст. 89 НК РФ). К таким мероприятиям относятся инвентаризация, осмотр территорий, помещений, а также объектов налогообложения, истребование документов, выемка документов и предметов.
Во-вторых, правом доступа на территории, в помещения лиц, в отношении которых проводится выездная налоговая проверка, обладают должностные лица налоговых органов, которым непосредственно поручено проведение такой налоговой проверки.
Факт поручения проведения выездной налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа конкретным должностным лицам формально закрепляется в решении о проведении выездной налоговой проверки , в котором указываются основные сведения об этих должностных лицах (фамилии, имена, отчества, занимаемые должности, классные чины, специальные звания).
———————————
Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
Согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки. Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.
В-третьих, в комментируемой статье речь идет о праве доступа должностных лиц налоговых органов на территории или в нежилые помещения (производственные, складские и иные), используемые для осуществления предпринимательской деятельности либо связанные с содержанием объектов налогообложения. Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения строго регламентирован: это возможно только с согласия проживающих в них физических лиц, а помимо или против их воли — только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (п. 5 комментируемой статьи).
Налоговый кодекс прямого ответа на данный вопрос не содержит, вместе с тем есть судебное решение, вынесенное в пользу налогового органа. ФАС Уральского округа в Постановлении от 24.09.2013 N Ф09-8732/13 обосновал принятое решение следующими аргументами. Во-первых, использование налогоплательщиком помещения в качестве офиса без соблюдения процедуры перевода данного помещения в категорию «нежилое» не может являться основанием для предоставления ему гарантий, предусмотренных п. 5 ст. 91 НК РФ в отношении жилых помещений. Во-вторых, поскольку данное помещение используется в качестве офиса, то физические лица в нем не проживали.
И, наконец, в-четвертых, законным является требование должностных лиц налоговых органов обеспечить им доступ на территории, в помещения при условии предъявления ими определенных документов. До 01.01.2015 — при предъявлении решения о проведении выездной налоговой проверки и служебных удостоверений. С 01.01.2015 — при предъявлении служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки либо служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8.1 статьи 88 НК РФ. Указанное Постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа .
———————————
П. 6.4, 6.4.1 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками».
Налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) знакомится с решением о проведении в отношении его выездной налоговой проверки, в том числе сопоставляет данные о лицах, непосредственно уполномоченных на проведение такой проверки, содержащиеся в решении и предъявленных ему служебных удостоверениях должностных лиц налоговых органов. Предъявление должностными лицами налоговых органов решения о проведении налоговой проверки и своих служебных удостоверений является действием, определяющим начало проведения мероприятий налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
Праву названных выше должностных лиц налоговых органов беспрепятственного доступа на территории, в помещения для проведения налоговой проверки корреспондирует обязанность лица, в отношении которого проводится проверка, обеспечить такой доступ. Неисполнение указанной обязанности влечет административную ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ («Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля»). Размер административного штрафа, предусмотренного названной статьей, для граждан в размере от 500 до 1000 рублей; для должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей; для юридических лиц — от 5000 до 10 000 рублей.
Помимо привлечения к административной ответственности воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территории и в помещения может иметь и иные неблагоприятные последствия для лица. Так, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи в рассматриваемом случае руководитель проверяющей группы (бригады) составляет акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. Если налогоплательщик отказывается подписать названный акт, в нем делается соответствующая запись. Таким образом, возможна ситуация, когда имеющиеся у налогового органа данные будут расходиться с реальным положением налогоплательщика, и сумма налогов, начисленная ему, может существенно отличаться не в его пользу.
Строгое неукоснительное соблюдение процессуальных положений НК РФ, регламентирующих порядок проведения налоговых проверок, в том числе порядок доступа должностных лиц налоговых органов на территории, в помещения проверяемых лиц, крайне важен как для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, так и для должностных лиц указанных органов, поскольку является важной гарантией соблюдения прав первых и законности действий вторых.
Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
1. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.
2. Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.
3. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом.
На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.
В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
5. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.
Осмотр
1. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
2. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
3. Осмотр производится в присутствии понятых.
При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
4. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.
О производстве осмотра составляется протокол.
. Истребование документов при проведении налоговой проверки
1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
2. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9842 — | 7415 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Статья 34. Доступ сотрудников налогового органа на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
1. Налогоплательщик обязан допустить сотрудников налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещения (кроме жилых помещений), используемые для извлечения доходов, либо на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, для обследования.
2. При воспрепятствовании доступа сотрудников налогового органа, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или на объекты налогообложения, или объекты, связанные с налогообложением, или в другие помещения (кроме жилых помещений), составляется протокол.
3. Протокол подписывается сотрудниками налогового органа, проводящими налоговую проверку, и налогоплательщиком (налоговым агентом). При отказе налогоплательщика (налогового агента) от подписания указанного протокола проверяющий или налогоплательщик в протоколе отражает факт отказа налогоплательщика от подписи.
4. Сотрудники налогового органа должны иметь при себе специальные допуски, если в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан они необходимы для допуска на территорию и (или) в помещение налогоплательщика.
5. Налогоплательщик имеет право не допускать на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки сотрудников налогового органа в случаях, если:
— не соблюдены требования статей 31 и 33 настоящего Кодекса;
— сроки проверки, указанные в предписании, не наступили или истекли;
— сотрудники налоговых органов не имеют при себе соответствующие специальные допуски секретности, необходимые для допуска на территорию или в помещение налогоплательщика в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10176 —
Порядок доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки
При выездной налоговой проверке должностные лица налоговых органов имеют достаточно широкие полномочия. В данной статье речь пойдет о порядке доступа должностных лиц налоговых органов на территорию налогоплательщика для проведения выездной налоговой проверки, о том какая ответственность грозит налогоплательщику за воспрепятствование должностному лицу в доступе на свою территорию, а также порядок осмотра должностными лицами помещений налогоплательщика, порядок оформления и обжалование акта осмотра налогоплательщиком. Статья 92 Налогового кодекса РФ раскрывает права должностных лиц при проведении выездной налоговой проверки.
Особое внимание хочется уделить проведению выездной налоговой проверки в отношении юридических лиц, поскольку при проведении подобного рода мероприятий в отношении физических лиц, права налогоплательщиков данной категории носят более обширный характер, ведь проверяющие представители налоговых органов при отсутствии согласия физического лица — собственника жилого помещения, не смогут провести осмотр его помещения, как и другого его имущества, находящегося в нем. А это означает, что налоговый орган может получить право на такой доступ только на основании судебного решения, об этом сказано в пункте 5 статьи 91 Налогового кодекса РФ.
В случаях же с проверяемым налогоплательщиком – юридическим лицом, за необоснованный отказ в доступе на территорию налогоплательщика для осмотра мест осуществления деятельности, должностное лицо такого юридического лица может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.6 КоАП РФ.
Следует знать, что осмотр территорий и помещений налогоплательщику гарантирован, если у налоговых органов имеются следующие данные о вашей организации:
- фирма приняла ТМЦ не отразив их в своем учете;
- фирма осуществляет деятельность, не соответствующую заявленной в учредительных документах;
- фирма занизила размер выручки от реализации продукции, либо вовсе не отразила ее в отчетности.
(см. Письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837).
По своей сути выездная налоговая проверка включает в себя довольно глубокий анализ хозяйственной деятельности проверяемого плательщика налогов и сборов, и на это счет интересно отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем определении N 441-О-О вынесенном 08 апреля 2010 года, в котором сказано, что осмотр территории проверяемого лица является одним из «специальных мероприятий контроля», благодаря которому налоговый орган вполне вероятно обнаружит те нарушения закона, которые могли бы остаться незамеченными в рамках принятия других предусмотренных законом мероприятий налогового контроля.
Так что же влечет к основанию возникновения права доступа у должностного лица налогового органа на территорию налогоплательщика? Ответ на этот вопрос очевиден, конечно же принятие налоговым органом соответствующего решения «О проведении выездной налоговой проверки», которая согласно подп. 1 п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ должна проводиться на непосредственной территории налогоплательщика (по месту его нахождения). Важно! Вне рамок выездной налоговой проверки проведение осмотра быть не может. Подпункт 2 этой же статьи предусматривает проведение выездной налоговой проверки и по месту нахождения налогового органа, но только в том случае, если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для такой проверки. И не было б печали, однако, должностное лицо налогового органа вправе убедиться в отсутствии у налогоплательщика таких помещений для проведения выездной проверки, и проверить достоверность этих сведений путем осмотра этих помещений (будь то производственные склады, торговые площади, магазины и т.п.). Данное право налоговому органу предоставлено п. 2 ст. 91 и ст. 92 НК РФ.
А вот налогоплательщику необходимо знать, что пунктом 2 статьи 89 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что решение о проведении выездной налоговой проверке принимает налоговый орган по месту нахождения организации, поэтому если к вам неожиданно нагрянули налоговые сотрудники, не забудьте проверить основания такого визита, прежде чем впустить их на свою территорию либо в занимаемое вами помещение. Налоговики с целью получения доступа на вашу территорию или в помещения фирмы обязаны предъявить свои служебные удостоверения (см. п. 1 ст. 91 Налогового кодекса РФ).
Также необходимо знать и помнить, что осмотр занимаемого проверяемым лицом помещения может осуществляться исключительно при наличии у проверяющих «мотивированного» постановления должностного лица налоговой инспекции, которое должно быть подписано, а равно утверждено вышестоящим руководителем (или его заместителем).
Давайте рассмотрим требования, которые законодатель предъявляет к процедуре осмотра должностными лицами налогового органа помещений и территорий проверяемого налогоплательщика:
- осмотр проводится в присутствии понятых (лиц, не заинтересованных в исходе дела согласно п. 3 ст. 98 Налогового кодекса РФ и не менее двух человек);
- лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, вправе присутствовать при проведении осмотра;
- могут быть привлечены специалисты (при необходимости измерить торговую площадь, площадь склада и т.п.);
- составление протокола должностным лицом налогового органа о проведении осмотра.
При необходимости в момент осмотра допускается снятие копий с документов, а также фото- и видео фиксация этих документов, и иные действия в соответствии со ст.92 НК РФ. В соответствии с п.5 ст.92 Налогового кодекса РФ при осуществлении осмотра помещений налогоплательщика, должностное лицо налоговой инспекции обязан составить протокол установленного образца. Зафиксированные материалы в рамках такой проверки должны быть приобщены к протоколу осмотра (см. п.5 ст.99 Налогового кодекса РФ).
Что касается обжалования протокола, составленного по результатам осмотра помещений налогоплательщика, то обжаловать их, безусловно, можно, если налоговым органом допущены нарушения норм налогового законодательства при его составлении (см. ст.ст. 92,98,99 НК РФ). Тем более что в соответствии со статьей 137 Налогового кодекса РФ право обжалования актов налоговых органов, в том числе действий или бездействий их должностных лиц предоставлено каждому налогоплательщику.
Сегодня можно увидеть судебную практику по обжалованию налогоплательщиками протоколов осмотра помещений, согласно которой налоговики при осуществлении осмотра помещений налогоплательщика зачастую допускают нарушения налогового законодательства и в подтверждение вины налогоплательщика приводят и применяют недопустимые доказательства.
Именно такие нарушения дают возможность налогоплательщикам оспорить результаты таких осмотров и суды не принимают в качестве доказательств вины. По мнению судов, существенными нарушениями налоговиков являются:
- налоговый орган не известил проверяемого налогоплательщика о необходимости присутствовать при осмотре помещений, в результате при проведении осмотра не извещенный налогоплательщик не присутствовал. Так в Постановлении ФАС Московского округа от 22.07.2009 № КА-А40/6390-09 по делу № А40-75598/08-127-381 суд не принял в качестве надлежащего доказательства акт налогового органа об осмотре помещения. Суд акцентировал внимание на том, что представленный в материалы дела акт осмотра не содержит достаточных данных, подтверждающих отсутствие налогоплательщика по указанному адресу (в осматриваемом помещении). Кроме того, протокол осмотра составлен без соблюдения требований п.5 ст.92 Налогового кодекса РФ.
- не соблюдение налоговым органов п.3 ст.92 Налогового кодекса РФ (осмотр в присутствии понятых), данное нарушение также находит свое подтверждение на практике ФАС Московского округа в Постановлении от 20.04.2009 № КА-А41/2243-09, ФАС Центрального округа в Постановлении от 25.05.2009 № А48-3866/08-17).
- в протоколе осмотра отсутствует подпись инспектора, проводящего или участвующего в осмотре помещений, и (или) понятых (см. Постановление ФАС Московского округа от 03.09.2010 № КА-А40/10087-10).
Существует мнение налогоплательщиков, что в силу ст. 92 Налогового кодекса РФ осмотр территорий и помещений допускается только в рамках проведения выездной налоговой проверки и только в отношении проверяемого налогоплательщика, а не третьих лиц — его контрагентов. Нарушение любого из указанных нормативных предписаний влечет признание полученных материалов осмотра недопустимыми доказательствами, полученными с нарушением требований действующего законодательства. При этом Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 28 февраля 2011 г. № ВАС-16960/10 разъясняет, что формы налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками выездных и камеральных налоговых проверок. Осмотр помещений может являться одним из способов налогового контроля. Сам по себе факт осмотра не принадлежащих обществу территорий и помещений не нарушает его права и законные интересы, в связи с чем основания для признания незаконными действий инспекции по осмотру помещений и составлению по их результатам протоколов отсутствуют.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В других случаях, напротив, суд принимает точку зрения налогового органа и считает осмотр помещений вне рамок выездной налоговой проверки правомерным (см. пример, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.09.2010 по делу № А33-658/2010, Определением ВАС РФ от 28.02.2011 № ВАС-16960/10 отказано в передаче дела № А33-658/2010 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.12.2006 № Ф08-6211/2006-2733А по делу № А32-5489/2006-11/142).
Источники
Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.
Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
-
Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.