Самовольное занятие земельного участка судебная практика

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Самовольное занятие земельного участка судебная практика" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 7.1 (так же как и в других нормах гл. 7 КоАП), являются отношения собственности, в т.ч. и на земельный участок.

2. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный:

1) самовольно занимает чужой земельный участок. Иначе говоря, он не имеет свидетельства о праве собственности, договора аренды, иных документов, предусмотренных в ст. 9-20 Закона о недвижимости, ст. 26 ЗК, ст. 14 Лесного кодекса и, тем не менее, занимает участок (т.е. огораживает его, ставит на нем свое имущество, монтирует передвижной модуль, металлический гараж, тент, теплицу и т.п.);

2) использует земельный участок без оформления (в порядке, предусмотренном Законом о недвижимости, ст. 30, 32-34 ЗК) правоустанавливающих документов (проект границ земельного участка, технические условия подключения коммуникаций, кадастровые данные земельного участка, свидетельство о праве собственности, договор аренды, акт о передаче в пожизненное наследуемое владение и т.п.);

3) использует земельный участок без оформления документов, разрешающих хозяйственную деятельность (например, извлечение недр, застройка земельного участка).

Данное правонарушение совершается только в форме действия (в форме бездействия оно совершено быть не может). Оконченным оно считается с момента совершения любого из названных выше действий.

3. Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане (см. коммент. к ст. 2.3, 2.8);

2) должностные лица (см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

3) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1, 2.10).

4. Субъективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный действует с прямым умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Данное правонарушение следует отличать от ряда специальных составов, также посвященных нарушению прав на земельные участки и предусмотренных:

1) ст. 7.2 (об уничтожении межевых и иных специальных знаков);

2) ст. 7.3 (о нарушении правил пользования недрами);

3) ст. 7.8 (о самовольном занятии земельного участка прибрежной защитной полосы);

4) ст. 7.9 (о самовольном занятии земельного участка лесного фонда);

5) ст. 7.10 (о самовольной переуступке прав на землю) и др.

См. коммент. к этим нормам КоАП.

6. Статья 7.1 предусматривает лишь один вид административной ответственности — штраф, он назначается государственным инспектором по использованию и охране земель (см. коммент. к ст. 3.5, 23.21).

Назначение административного штрафа не освобождает лицо от необходимости освобождения самовольно захваченного земельного участка (см. коммент. к ст. 4.1).

Статья 7.9. Самовольное занятие лесных участков

СТ 7.9 КоАП РФ

Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 7.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения является право государственной собственности на леса, а также право лиц, получивших лесные участки в аренду, безвозмездное постоянное (бессрочное) пользование. Сфера действия статьи охватывает деятельность не только лесопользователей, но и иных лиц, которые ведут хозяйственные работы.

Предметом правонарушения являются лесные участки, права пользования ими.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о проведении лесоустройства, о проектировании лесных участков, включенный в государственный земельный кадастр в результате их государственного кадастрового учета.

Охрана и использование лесных участков регулируются лесным, земельным и гражданским законодательством РФ в соответствии с Конституцией РФ.

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в:

— самовольном занятии лесных участков, т.е. активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий. В частности, оно может состоять в эксплуатации ресурсов, удалении лиц, имеющих право там находиться, и т.п.;

[3]

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— использовании лесного участка без специальных разрешений, т.е. в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков, например в неразрешенном проведении работ по корчеванию, т.е. удалению пней, кустарника, деревьев с корнями ручным (вручную, с помощью лаг, лебедок после подколки и подрубки корней), огневым (выжиганием), взрывным, механическим (с помощью тракторных корчевателей) способами; по строительству, т.е. возведению, сооружению (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и проч., дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.; устройству открытых и закрытых складов, т.е. размещению на поверхности земли лесоматериалов, техники, оборудования, горюче-смазочных материалов, тары или оборудования стоянок для транспорта.

Обязательным условием для применения данной нормы является отсутствие специального разрешения на проведение этих работ на лесных участках.

Надлежащим разрешением является разрешение на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений (производственных, хозяйственных, бытовых), прокладку лесных дорог и иных элементов лесной инфраструктуры и т.п. в соответствии с условиями специальных разрешительных документов, выданных (согласованных) по установленным процедурам, а также в соответствии с условиями договоров аренды, безвозмездного срочного или бессрочного пользования лесным участком.

Лесопользователи после предварительной передачи им лесосек получают право на проведение ряда подготовительных работ (строительство установок и приспособлений для первичной разделки и переработки древесины, строительство различных сооружений временного назначения, расчистка части участка под лесные склады и их устройство, строительство лесовозных дорог и т.п.). Заготовители отдельных видов лесных ресурсов (пней, коры, бересты; пихтовых, сосновых и еловых лап; новогодних елок и др.), а также пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений имеют право строить временные установки для переработки этих материалов, временные склады для получаемой продукции в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством. Аналогично решается вопрос при ведении охотничьего и сельского хозяйства.

3. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

4. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

5. Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами уполномоченных органов (ч. 1, п. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор; органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор; органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. ст. 23.24, 23.24.1, 23.25 КоАП РФ), в пределах компетенции соответствующих органов.

Читайте так же:  Программа добровольного страхования жизни и здоровья заемщика

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

СТ 7.1 КоАП РФ

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Комментарий к Ст. 7.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Административные правонарушения, предусмотренные гл. 7 КоАП РФ, посягают на порядок в области охраны собственности. Цель данной главы — защита права собственности, обеспечение надлежащего порядка владения, пользования и распоряжения.

2. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предметом правонарушения выступает земельный участок, под которым понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть разделен на части. Каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок.

3. Объективная сторона правонарушения представляет собой активные действия по:

— самовольному занятию земельного участка, которое выражается в фактическом завладении земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.;

— использованию земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Данное правонарушение имеет формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования собственно на земельный участок; на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п.

Правоустанавливающие документы на земельный участок закреплены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».

Право на земельный участок возникает с момента регистрации прав на него, если иное не установлено законом. Государственная регистрация земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Осуществление хозяйственной и иной деятельности основывается на правовом режиме земель, который предусмотрен ЗК РФ.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

5. Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

6. Протоколы о правонарушениях составляют органы внутренних дел (полиция), а также органы, уполномоченные рассматривать дела данной категории (ч. 1, п. 1 ч. 2, п. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

7. Дела о правонарушениях рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21 КоАП РФ).

Комментарии к СТ 7.1 КоАП РФ

Статья 7.1 КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка

Комментарий к статье 7.1 КоАП РФ:

1. Состав самовольного захвата земли в разные периоды времени предусматривался уголовным и административным законодательством. В связи с принятием нового ЗК РФ актуальность ответственности за посягательства на земельную собственность повысилась: ст. 7.1 КоАП РФ отражает изменения земельного законодательства. В ней содержатся два формальных состава, различающихся по объективной стороне и противоправности.

2. Цель статьи — защита права государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею. Сфера ее действия чрезвычайно широка и затрагивает интересы как государства, так и иных землепользователей.

3. Земельное законодательство содержит значительное число правовых предписаний, регулирующих право собственности на землю, возникновение прав на землю, порядок оформления документов и т.п. (см. комментарий к ст. 7.10).

4. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Предмет — земельные участки: часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Они являются неделимыми или делимыми, если земельный участок может быть разделен на части и каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок. Разрешенное использование последнего осуществляется без перевода его в состав земель иной категории.

5. Самовольное занятие земельного участка — простой формальный состав, объективная сторона которого выражается в активных действиях по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем строений, огораживания, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников (владельцев, арендаторов, других пользователей) или контролирующих лиц, в частности охраны; либо путем посева (посадки) сельскохозяйственных и иных растений и т.п.

6. Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, — формальный состав с альтернативными признаками по противоправности деяния, так как ст. 7.1 предусматривает незаконность использования, имеющую место в случае отсутствия двух видов документов, подтверждающих право пользования: а) собственно на земельный участок; б) на хозяйственную деятельность в пределах его границ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 правоустанавливающими документами на земельный участок являются: копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления; кадастровый план земельного участка; иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот Перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы.

Объективная сторона — деяние в виде активных действий по любому использованию земельного участка без правоустанавливающих документов или без разрешения на ведение хозяйственной деятельности, т.е. производства любых работ, которые в целом или на отдельных этапах требуют получения разрешения (см. комментарий к ст. 8.1).

7. Субъективная сторона — умышленная вина.

Читайте так же:  Постановление правительства компенсация за поднаем жилого помещения

8. Субъекты перечислены в санкции комментируемой статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а также органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Решение суда об освобождении самовольно занятого земельного участка № 2-2271/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2017 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г.Ижевска УР

под председательством судьи Суворовой В.Ю.

при секретаре Олюниной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства к Медунице ФИО6 об освобождении самовольно занятого земельного участка,

Истец Администрация г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов обратилась в суд с иском, которым просит обязать ответчика Медуницу Л.Г. освободить территорию земель, государственная собственность на которую не разграничена, кадастрового №, площадью 203 кв.м., прилегающую с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым номером , с адресом . от расположенного на ней ограждения из листов профнастила с координаты (Х: ), координаты ( ), координаты ( ), координаты ( ) до координаты ( ), навеса с односкатной крышей из профнастила и строения из легких конструкций, путем их демонтажа, привести указанную территорию земель в состояние, пригодное для его дальнейшего использования. Требования мотивированы тем, что -Дата- специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления муниципальной милиции Администрации . произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу . принадлежащего на праве собственности Медунице Л.Г. В результате осмотра установлено:

за пределами границ земельного участка с кадастровым № с юго-западной, с юго-восточной и северо-западной стороны расположено ограждение из листов профнастила с самовольным занятием территории «скотопрогонника» — территории земель, государственная собственность на которую не разграничена, кадастрового квартала №;

Видео (кликните для воспроизведения).

на самовольно занятой территории, находящейся в неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала №, расположен навес с односкатной крышей из профнастила и строение из легких конструкций.

-Дата- специалистами МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» произведена контрольная съемка земельного участка с кадастровым №. В результате контрольной съемки установлено, что огороженная территория земельного участка с кадастровым № расположена на землях государственной собственности. Площадь самовольно занятой территории составляет 203 кв.м.

-Дата- специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления муниципальной милиции Администрации г.Ижевска произведен повторный осмотр территории земельного участка с кадастровым номером №. В результате осмотра установлено, что с юго-западной стороны от земельного участка с кадастровым № расположено ограждение из листов профнастила с самовольным занятием территории «скотопрогонника» — территории земель, государственная собственность на которую не разграничена, кадастрового квартала №, площадью 203 кв.м., на самовольно занятой территории, находящейся в неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала №, расположен навес с односкатной крышей из профнастила и строение из легких конструкций. Следовательно, выявленное -Дата- нарушение земельного законодательства ответчиком не устранено. Таким образом, установлено, что ответчик занимает территорию площадью 203 кв.м. из земель, государственная собственность на которую не разграничена, кадастрового квартала № без правоустанавливающих документов. Самовольно занятая территория находится в едином землепользовании с земельным участком с кадастровым №, которая используется для эксплуатации и обслуживания жилого дома с хозяйственными постройками ответчиком.

В судебное заседание ответчик Медуница Л.Г. не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

В соответствии со ст. 233-234 ГПК РФ, учитывая мнение представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в порядке заочного производства, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

В судебном заседании представитель истца Мунтяну П.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав доводы представителя истца, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

В силу п. 2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

На основании ч. 2 и ч. 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Заявленный иск относится к категории вещно-правовых и представляет собой требование об устранении всяких нарушений вещного права.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные ст.ст. 301 — 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Согласно ст.ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика (п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (п. 47 вышеназванного постановления).

Согласно материалам дела, государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Читайте так же:  Работодатель заставляет написать заявление по собственному желанию

Полномочия Администрации города Ижевска и его структурным подразделением Управлении земельных ресурсов и землеустройства по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, подтверждаются ст.ст. 16, 34, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пп. 8 п. 2.1 Положения об Управлении земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска (утв. решением Городской Думы г. Ижевска от 06 июня 2006 года №115).

Указанное свидетельствует о наличии у истца права на обращение в суд с требованием об освобождении земельного участка.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела:

-Дата- специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления муниципальной милиции Администрации . произведен осмотр территории земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу . принадлежащего на праве собственности Медунице Л.Г. В результате осмотра установлено:

за пределами границ земельного участка с кадастровым № с юго-западной, с юго-восточной и северо-западной стороны расположено ограждение из листов профнастила с самовольным занятием территории «скотопрогонника» — территории земель, государственная собственность на которую не разграничена, кадастрового №;

на самовольно занятой территории, находящейся в неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала №, расположен навес с односкатной крышей из профнастила и строение из легких конструкций.

-Дата- специалистами МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» произведена контрольная съемка земельного участка с кадастровым №. В результате контрольной съемки установлено, что огороженная территория земельного участка с кадастровым № расположена на землях государственной собственности. Площадь самовольно занятой территории составляет 203 кв.м.

-Дата- специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления муниципальной милиции Администрации г.Ижевска произведен повторный осмотр территории земельного участка с кадастровым №:37. В результате осмотра установлено, что с юго-западной стороны от земельного участка с кадастровым № расположено ограждение из листов профнастила с самовольным занятием территории «скотопрогонника» — территории земель, государственная собственность на которую не разграничена, кадастрового №, площадью 203 кв.м., на самовольно занятой территории, находящейся в неразграниченной государственной собственности кадастрового квартала №, расположен навес с односкатной крышей из профнастила и строение из легких конструкций. Следовательно, выявленное -Дата- нарушение земельного законодательства ответчиком не устранено.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик занимает территорию площадью 203 кв.м. из земель, государственная собственность на которую не разграничена, кадастрового квартала №, без правоустанавливающих документов, свидетельствующих о наличии у нее права на использование занятого земельного участка, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению, как законные и обоснованные.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, 339.19 НК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования «город Ижевск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Администрации г. Ижевска в лице Управления земельных ресурсов и землеустройства к Медунице ФИО7 об освобождении самовольно занятого земельного участка – удовлетворить.

Обязать Медуницу ФИО8 освободить территорию земель, государственная собственность на которую не разграничена, кадастрового квартала , площадью 203 кв.м., прилегающую с юго-западной стороны к земельному участку с кадастровым №, с адресом . от расположенного на ней ограждения из листов профнастила с координаты ( ), координаты ( ), координаты ( ), координаты ( ) до координаты ( ), навеса с односкатной крышей из профнастила и строения из легких конструкций, путем их демонтажа, привести указанную территорию земель в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.

Взыскать с Медуницы ФИО9 в доход бюджета МО «город Ижевск» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.

Решения судов в категории «Споры, связанные с землепользованием -> Иные споры, связанные с землепользованием»

Кириличева Т.П. обратилась в суд с иском к Хачатрян А.Р., Дудкину О.А., Администрации Кировского района г. Волгограда, МБУ «ЖКХ Кировского района г. Волгограда» о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации за гараж, компенсации.

Администрация Ерзовского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 85106 руб. 37 коп., пени за несвоевременную оплату 10810 р.

Что такое самовольный захват земельного участка

Использование территории без оформления прав собственности является нарушением закона. Если гражданину не удается узаконить самозахват, он привлекается к административной ответственности.

Что является самовольным захватом земли

Законодательные нормы, касающиеся вопросов незаконного захвата земли, регламентируются следующими положениями и нормативными актами:

  • ст.35 Конституции РФ – содержит определение термина самозахват;
  • ст.60 и ст.76 Земельного кодекса – определяют перечень противоправных действий с землей;
  • КоАП и УК РФ – устанавливают меры наказания за нарушение имущественных прав.

[1]

Самозахват земли – это незаконное использование территории. Когда гражданин занимает участок, принадлежащий другому физическому или юридическому лицу.

ВАЖНО! Таким образом классифицируются и ситуации, когда лицо занимает участок, который никому не принадлежит. Так как земли, у которых отсутствует владелец, являются собственностью государства.

Причины возникновения ситуации

Незаконное занятие участка может произойти из-за ошибок, допущенных при межевании надела. Несоответствие установленных границ сведениям, занесенным в ЕГРН, также классифицируется как неправомерный захват.

Самозахват может также произойти в случае, когда гражданин, в целях расширения собственного надела, сдвигает границы, занимая не принадлежащий ему участок.

Что делать, если произошел самозахват земли

При обнаружении самозахвата земельного участка или его части собственнику нужно обратиться в отделение Росреестра для получения выписки из кадастрового паспорта. В этом документе отражаются сведения о границах участка.

Собственник самовольно захваченной земли должен попытаться урегулировать конфликт в досудебном порядке. Если соседи захватили часть территории гражданина, ему нужно составить сообщение о восстановлении границ. В уведомлении следует указать, что при неисполнении требований, владелец недвижимости обратится в суд.

Читайте так же:  Расторжение договора в одностороннем порядке образец письма

Если на предъявленные требования получен отказ, собственник вправе обратиться в суд. Исковое заявление составляется в свободной форме. В его содержании нужно указать следующие сведения:

  • наименование и адрес учреждения судебной власти, в которое подается иск;
  • персональные данные заявителя (Ф. И. О., адрес регистрации и места жительства, контакты, данные паспорта);
  • описание причины подачи заявления;
  • перечень предъявляемых требований со ссылками на законодательные нормы;
  • список прикладываемых документов;
  • дата составления;
  • подпись гражданина.

Вместе с заявлением суду требуется предоставить следующий пакет документов:

  • паспорт истца;
  • документ, подтверждающий наличие прав на землю (договор купли-продажи, справка о вступлении в наследство и т. д.);
  • выписка из ЕГРН, содержащая технические параметры участка и план межевания;
  • сообщение, которое отправлялось ответчику в целях попытки досудебного решения вопроса;
  • квитанция об оплате государственного налогового сбора.

Можно ли узаконить самовольный захват

В ситуациях, когда у земли нет владельца, и она признана бесхозной, самовольный захват может быть узаконен. Согласно Федеральному закону «О дачной амнистии» для этого гражданину требуется обратиться в ЕГРН. Если территория официально не является бесхозной, перед посещением Росреестра ее нужно признать таковой. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в суд.

ВАЖНО! Если у незаконно захваченной территории есть владелец, в соответствии со ст. 60 ЗК РФ его имущественные права должны быть восстановлены.

Последствия захвата земли

С точки зрения гражданского законодательства, факт самовольного занятия территории не предоставляет захватчику имущественных прав на нее. Это означает, что гражданин:

  • не может проводить регистрационные действия с участком земли;
  • не может заключать сделки с наделом и расположенным на нем имуществом;
  • обязан по первому требованию освободить территорию;
  • должен компенсировать убыток, понесенный собственником участка в результате действий захватчика.

ВНИМАНИЕ! В процессе изъятия участка незаконно возведенные на нем объекты недвижимости сносятся. Захватчик не получает возмещение трат, понесенных во время строительства этих объектов.

Ответственность

Лицо, уличенное в самовольном захвате земельных участков, привлекается к административной ответственности. Согласно ст. 7.1 КоАП РФ ему назначается штраф в размере процента от кадастровой стоимости участка:

  • 1–1,5% (от 5 000 р. – для физических лиц);
  • 1,5–2% (от 20 000 р. – для должностных лиц);
  • 2–3% (от 100 000 р. – для ИП и организаций).

Если территория не зарегистрирована в ЕГРН, назначаются взыскания в размере:

  • 5–10 тыс. р. – для граждан;
  • 20–50 тыс. р. – для должностных лиц;
  • 100–200 тыс. р. – для ИП и организаций.

Если факт самозахвата связан с дополнительным преступлением, например, с мошенничеством, ответчик может быть привлечен к уголовной ответственности. Согласно ст. 159 УК РФ к нему применяется лишение свободы на срок до 2 лет или назначаются общественные работы на такой же период.

Сосед захватил часть земли общего пользования

Возможны ситуации, когда владелец соседнего участка захватывает общие земли. Например, дороги, общие территории садовых некоммерческих товариществ и т. д. При обнаружении такого нарушения следует обращаться с жалобой в уполномоченное учреждение исполнительной власти: муниципалитет, председательство СНТ или районный суд.

Судебная практика

Решения суда по делам о незаконном занятии земель отличаются в различных ситуациях. Примеры из судебной практики:

  1. Гражданин подвинул забор на участке, заняв землю соседа. Собственник второго надела обратился в суд. В отношении захватчика было вынесено постановление, согласно которому он должен был освободить территорию, компенсировать судебные издержки соседа и заплатить штраф в размере 5 тыс. рублей.
  2. Предприятие расширило парковку возле офиса на своем участке, заняв территорию, которая никому не принадлежит. На организацию была подана жалоба. В ходе судебных разбирательств участок был признан бесхозным и приобретен компанией. После оформления прав собственности самозахват был узаконен.

Независимо от предъявляемых требований и особенностей дела, вердикт выносится после проведения межевания участков, фигурирующих в судебном разбирательстве.

Привлечение к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка

Рубрика: 1. Общие вопросы

Дата публикации: 30.04.2015

Статья просмотрена: 1384 раза

Библиографическое описание:

Круглова Е. П., Чмыхало Е. Ю. Привлечение к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка [Текст] // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 14-19. — URL https://moluch.ru/conf/earth/archive/161/8002/ (дата обращения: 16.09.2019).

В настоящее время совершение физическими и юридическими лицами правонарушений в области земельного законодательства становится всё более частым явлением и волнует, как законодателя, так и собственников земельных участков. Для реализации принципа равной защиты государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности, закрепленного в п. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, действующим законодательством предусмотрена возможность применения административной ответственности за правонарушения в области охраны права собственности. Данным проблемам посвящена глава 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

[2]

Земельное правонарушение представляет собой виновное противоправное действие, причиняющее вред земельным отношениям. Как и любое другое правонарушение, оно наносит только отрицательные последствия, поскольку посягает на установленный в государстве земельный правопорядок, призванный обеспечить права и законные интересы лиц, использующих земельные участки, а также охрану земельных ресурсов и их рациональное использование. [1].

Одним из самых распространенных нарушений земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка. Данному правонарушению посвящена статья 7.1 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или его использование без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Под самовольным занятием земельных участков понимается определенные действия лиц, подтверждающие фактическое использование конкретного земельного участка без разрешения на то органа исполнительной власти или местной администрации.

Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника, а, поэтому любой незаконный захват земельного участка как физическим, так и юридическим лицом — есть прямое нарушение земельного законодательства, которое приносит исключительно негативные последствия землепользователям, а также урон экономике страны. В том случае, если участок самовольно захвачен из государственных земель или земель запаса, то вред наносится государству. [2].

Содержание статьи 7.1 КоАП, помимо самовольного занятия земельного участка, содержит в себе дополнительно ещё два состава административного правонарушения: использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

К самовольному занятию, в частности, отнесено: использование земельного участка до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о его предоставлении; огораживание участка, принятии мер, препятствующих доступу законных владельцев; противоправная застройка земельного участка; расширение границ земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного гражданину участка.

Следствием данного правонарушения является в соответствии с п. 1 ст. 60 Земельного кодекса обязанность лица, осуществившего самозахват земельного участка, восстановить нарушенные им права. А самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются виновными лицами за свой счет. [3].

Читайте так же:  Распространяется ли авторское право на необнародованные произведения

Ответственность за самовольный захват земли выражается в наложении административного штрафа. При этом стоит отметить, что 20-го марта 2015 г. вступили в законную силу поправки к Кодексу об административных правонарушениях, которые существенно увеличили размер штрафа за самовольное занятие земельного участка, использование его не по целевому назначению. Отныне исчисление штрафа осуществляется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, что позволит при определении размера штрафа учитывать индивидуальные характеристики конкретного участка. В настоящее время за данное правонарушение собственникам придется заплатить сумму в 10 раз больше, чем раньше. Так, самозахват или неоформление, будут стоить нарушителю не менее 5 000 рублей. Отдельные санкции как для физических, так и для юридических лиц, увеличились в 20 и даже 30 раз.

Проблему самовольного захвата земельных участков можно рассмотреть на примере нового субъекта Российской Федерации — Республики Крым, на территории которой самозахват земель приобрел массовый характер с 1941 по 1944 года, после возвращения депортированных национальностей — немцев, крымских татар, греков, болгар и крымчан. [4]. Они, не имея возможности получить участки на законных основаниях, вынуждены были пойти на самовольное занятие земель. Этот вопрос долгие годы оставался неурегулированным и только после принятия Федерального конституционного закона о 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым» на полуострове взялись за решение данной острой проблемы, игнорируемой украинской властью в течение многих лет.

В ходе проведенной инвентаризации земель выяснилось, что в Крыму в состоянии самовольно захваченных земель находится 59 земельных массивов общей площадью около 1,500 тысячи гектаров. Кроме того, на данных территориях расположено 2545 различных строений и сооружений. В частности, это районы Алушты, Ялты, Симферопольского и Судакского района. В этой ситуации глава субъекта Сергей Аксенов внес в парламент законопроект «О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым», который предоставил людям реальную возможность спустя столько лет получить землю и узаконить свои права на нее.

В связи с данным нововведением земельные участки могут получить льготные категории граждан, а именно: ветераны войны, многодетные семьи, чернобыльцы, лица, проживающие в аварийных домах, семьи, в которых обеспеченность жилой площадью составляет не более 10 метров на человека, а также жертвы незаконного переселения с территории Крымской АССР по национальному признаку в 40-ые годы прошлого века.

Итак, за все время нахождения Крыма в составе Украины земельный вопрос разрешен не был, хотя и очень остро стоял для тех граждан, которые имели все законные основания для предоставления занятых земельных участков в собственность, но не могли этого сделать из-за множества бюрократических препятствий. Так стали появляться так называемые «поляны протеста», на которых крымские татары проводят акции с призывом узаконить самозахват земель. Но тем не менее шанс у граждан получить свою законную долю всё же появился, но уже в российском Крыму. Но стоит заметить тот факт, что «захватчик» земельного участка может получить его бесплатно только в случае признании его действительно нуждающимся в его предоставлении. В связи с этим в законопроекте определены случаи бесплатного предоставления земли. Но первоочередным правом на легализацию самовольно захваченных участков обладают субъекты, перечисленные мною в работе ранее.

Таким образом, Российская Федерация сделала несомненно важный шаг к урегулированию земельного вопроса на территории республики Крым. Отныне получить земельные участки в собственность можно будет на законных основаниях. Председателем комитета Госсовета Крыма по имущественным и земельным отношениям было сделано заявление о том, что к концу 2015 года в Крыму будет окончательно решена проблема с самовольно захваченными участками и все жители Крыма, действительно нуждающиеся в предоставлении земельных участков, несомненно их получат. Граждане, не обладающие первоочередным правом на получение земли, получили право выкупить или арендовать земельные участки, на которых они ранее уже построили строения и тем самым также их узаконить, оформив соответствующие документы.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что проблема самовольного захвата земельных участков не перестает быть актуальной и гражданам следует избегать ситуаций самозахвата земель и должным образом оформлять свои права на участки и спокойной вести на нем свою хозяйственную деятельность. Очень показателен в этой связи пример поселка «Речник» в городе Москва, где снос самовольных построек проходил не один месяц и сопровождался громким скандалом. Административная ответственность, являясь одной из форм государственного принуждения, по статье 7.1 КоАП РФ в последнее время значительно ужесточается и, как отмечают эксперты, увеличение штрафов за административные правонарушения в области земельных отношений приведет к уменьшению количества нарушений и повышению эффективного и рационального использования земельных участков.

1. Усманова Л. Ф. Административная ответственность за экологические правонарушения в аграрном секторе экономики // Журнал российского права. — 2001. — N 8. — С. 49–55.

2. Бугров Д. С. О совершенствовании законодательства об ответственности за земельные правонарушения // Юридический мир. — 2003. — N 8. — С. 62–67.

3. П. 3 ст. 76. Земельный кодекс Российской Федерации // Собр. Законодательства РФ. 2001. № 44, ст. 4147; 2014. № 30, ч. I, ст. 4225.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Анисимов А. П. Теоретические вопросы земельно-правовой ответственности // Актуальные проблемы российского права. — 2012. — № 4 (25). — С. 81–91.

Источники


  1. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.

  3. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
  4. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
Самовольное занятие земельного участка судебная практика
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here