Реконструкция объекта культурного наследия регионального значения

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Реконструкция объекта культурного наследия регионального значения" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Проект зон охраны объектов культурного наследия регионального значения г. Архангельска (стр. 4 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Градоформирующие факторы – «основные условия и движущие силы развития и преобразования городов, определяющие направленность и характер их формирования. Одним из них является историческая среда города» — пункт 1.1. Главы 1 Методических указаний об использовании памятников истории и культуры как градоформирующих факторов при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки городов, утвержденных Госгражданстроем и Министерством культуры СССР от 01.01.2001 г.

Градостроительная ситуация – «совокупность особенностей города и характер размещения в нём ценного историко-культурного наследия» — пункт 1.4. Главы 1 Методических указаний об использовании памятников истории и культуры как градоформирующих факторов при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки городов, утвержденных Госгражданстроем и Министерством культуры СССР от 01.01.2001 г.

Устойчивое развитие территорий – «обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений» — подпункт 3 статьи 1 Главы I Градостроительного кодекса РФ от 01.01.2001г. .

Устойчивые элементы планировочной структуры – фрагменты планировки и застройки, ценные по своим градостроительным и архитектурно-художественным параметрам, сохраняющие градоформирующее значение на протяжении не менее 50 лет и на перспективу ( не менее 20 лет), которые должны рассматриваться как опорные при градостроительном проектировании.

Целостная историческая среда – «городская среда, способствующая наилучшему проявлению ценных качеств памятников, сохранившаяся в историческом виде или соответствующая по своим характеристикам исторической» — абзац 1 пункта 1 Примечания Приложения 2 Методических указаний об использовании памятников истории и культуры как градоформирующих факторов при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки городов, утвержденных Госгражданстроем и Министерством культуры СССР от 01.01.2001 г.

Исторические здания и сооружения – здания и сооружения (сохранившиеся и утраченные), построенные не менее 40-50 лет назад, постройка которых датируется, соответственно не позднее середины XX века (до 1965 года) – дата на январь 2005 года.

Исторические красные линии – линии исторической застройки, в основном сложившиеся к концу XIX — началу XX века (1917 г.) и существовавшие без особых изменений до середины XX века.

Архитектурные (градостроительные) доминанты – архитектурные ансамбли или отдельные сооружения, организующие пространство вокруг себя, формирующие композиционную систему и играющие активную градоформирующую роль.

Дисгармоничные объекты – «объекты, которые нарушают целостность исторических ансамблей, мешают визуальному восприятию памятников, нарушают природный ландшафт» — пункт 3.2.главы 3 Методических рекомендаций по разработке историко-архитектурных опорных планов и проектов зон охраны памятников истории и культуры исторических населенных мест. Москва., Объединение “Росреставрация”, 1990 г.

Архитектурные акценты (локальные архитектурные акценты) – отдельные сооружения или части сооружений, выделяющиеся композиционно или стилистически в окружающей застройке.

Ценные объекты историко-градостроительной среды сохранившиеся исторические здания и сооружения, обладающие выраженными архитектурно-художественными, типологическими, историко-архитектурными, особенностями и стилистикой, имеющие мемориальное значение, градоформирующее значение, являющиеся частью архитектурных (градостроительных) ансамблей или комплексов. Качество этих объектов (по любому из указанных выше параметров или же совокупности параметров) дает основания для проведения историко-культурной экспертизы с целью возможного включения их в государственный реестр объектов культурного наследия регионального или муниципального значения.

Рядовые объекты историко-градостроительной среды сохранившиеся исторические здания и сооружения, не обладающие выраженными архитектурно-художественными особенностями и стилистикой (или полностью потерявшие эти качества в результате ремонтов и реконструкций), не имеющие мемориального или градоформирующего значения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Строительство – «создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)» — подпункт 13 статьи 1 Главы I Градостроительного кодекса РФ от 01.01.2001г. .

Реконструкция – «изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объёма) и качества инженерно-технического обеспечения» — подпункт 14 статьи 1 Главы I Градостроительного кодекса РФ от 01.01.2001г. .

Реконструкция зданий и сооружений – «существенное изменение внешнего облика здания, уменьшение его отрицательного влияния на памятники, историко-архитектурную среду или ландшафт» — пункт 4.4. главы 4 Методических рекомендаций по разработке историко-архитектурных опорных планов и проектов зон охраны памятников истории и культуры исторических населенных мест. (М.:Объединение “Росреставрация”, 1990).

Нейтрализация зданий и сооружений – «наименее дорогой способ ликвидации или смягчения отрицательного влияния объекта (покраска объекта скрывающими цветами, расчленяющими фасад, посадка около объекта экранирующих зелёных насаждений, постройка скрывающих объект или уменьшающих отрицательный эффект зданий, постройка скрывающих объект или уменьшающих отрицательный эффект зданий, постройка специальных искусственных экранов типа забора, скрывающих объект)» — пункт 4.4. главы 4 Методических рекомендаций по разработке историко-архитектурных опорных планов и проектов зон охраны памятников истории и культуры исторических населенных мест. (М.: Объединение “Росреставрация”, 1990).

Регенерация – сохранение и восстановление градостроительных качеств памятников и среды (планировки, пространственной организации, застройки, памятников, визуальных связей между ними и окружающей средой). Включает реставрацию памятников, санацию застройки, реставрацию или модернизацию сохраняемых зданий, функциональное насыщение застройки, компенсационное новое строительство взамен утраченных зданий, полностью подчинённое сложившемуся и основанное на учёте исторических традиций; благоустройство и озеленение, характерное для объекта регенерации» — абзац 2 пункта 1 Примечания Приложения 2 Методических указаний об использовании памятников истории и культуры как градоформирующих факторов при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки городов, утвержденных Госгражданстроем и Министерством культуры СССР от 01.01.2001 г.

— сохранение и восстановление градостроительных качеств объектов культурного наследия и историко-градостроительной среды (планировки, пространственной организации, застройки, памятников, визуальных связей между ними и окружающей средой и т. д.). Включает реставрацию объектов культурного наследия, санацию застройки, реставрацию или модернизацию сохраняемых зданий, функциональное насыщение застройки (в соответствии с местом объектов в городе), компенсационное новое строительство, благоустройство и озеленение, характерное для объекта регенерации. В понятие регенерация нами включается также строительство в целях завершения архитектурных ансамблей или целостных, но имеющих отдельные лакуны, градостроительных комплексов, а также строительство на территориях, градостроительная структура которых деградировала – в целях приведения ее в соответствие со значимостью каждого конкретного участка в системе города.

Читайте так же:  Противопожарное расстояние между домами на соседних участках

Регенерация исторической застройки – «восстановление методами строительства и реконструкции на основе историко-культурных исследований утраченных элементов и параметров исторической среды, основных габаритов и стилевых характеристик зданий и сооружений и иных объектов, или природной среды объекта культурного наследия или исторически ценным градоформирующим объектам» — подпункт б) пункта 19 проекта Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, 2004г.

Градостроительные регламенты особого вида для исторических территорий и территорий зон охраны объектов культурного наследия – «устанавливают требования к осуществлению градостроительной деятельности на этих территориях, обеспечивающие сохранение их исторического своеобразия и культурной ценности» — пункт 1 статьи 6 Закона города Москвы “Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве” от 01.01.2001г. № 40.

Градостроительные регламенты по условиям охраны объектов культурного наследия предложенные настоящим проектом предельные параметры разрешенного использования, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах каждой из зон охраны.

Ограниченное преобразование — сохранение градостроительных качеств памятников и среды и их развитие на основе использования исторических традиций. Включает реставрацию памятников, модернизацию зданий (градостроительно ценных и опорных по физическим качествам), снос ветхого и малоценного фонда, разуплотнение, сохранение системы пространственной композиции, визуальных связей; функциональную переориентацию застройки в соответствии с потребностями города; новое строительство, сомасштабное сложившейся застройке, с соблюдением основных приёмов, характерных для исторической застройки, регламентацией высоты, габаритов, материала стен и отделки фасадов новых зданий, их членений, пластики, цветового решения, характера кровель и т. д.; благоустройство, озеленение без радикальных изменений характера среды» — абзац 3 пункта 1 Примечания Приложения 2 Методических указаний об использовании памятников истории и культуры как градоформирующих факторов при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки городов, утвержденных Госгражданстроем и Министерством культуры СССР от 01.01.2001 г.

Реконструкция объекта культурного наследия регионального значения

Ситуация: арендатор помещения в одном из объектов культурного наследия реконструировал его (организовал отдельный вход в здание). После проведенной прокуратурой и Госстройнадзором проверки, администрация района обратилась в арбитражный суд с требованием о приведении самовольной постройки в первоначальное состояние. Поводом для иска стало отсутствие разрешения Министерства культуры МО.

Вопрос: требуется ли разрешение Министерства культуры или иного органа на реконструкцию недвижимости, расположенной в охранной зоне объекта культурного наследия.

Ответ: постройка, созданная без получения необходимых разрешений, признается самовольной.

Обоснование ответа: О строительстве без разрешения VERDICTO уже писало. В самом узком смысле имеется ввиду разрешение на строительство/реконструкцию объекта капительного строительства (статья 51 Градостроительного кодекса РФ). Однако, формулировка 222 статьи Гражданского кодекса РФ в контексте судебной практики дает более широкое представление о том, какие «необходимые разрешения» могут потребоваться застройщику для начала строительства.

Например, согласно п. 1 ст. 45 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ремонтно-реставрационные работы, проводимые в отношении объекта культурного наследия, проводятся только на основании письменного разрешения уполномоченного органа. В результате проведения таких работ на объекте культурного наследия может произойти изменение его высоты, количества этажей, площади или объема. Такие изменения в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса признаются реконструкцией объекта.

По общему правилу, если в результате реконструкция привела к возникновению нового объекта, на него распространяются положения ст. 222 ГК РФ. Таким образом, объект культурного наследия, реконструированный без разрешения уполномоченного органа государственной власти, может быть признан самовольным (со всеми вытекающими последствиями).

Такая правовая позиция находит свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 10.04.2015 г. № 309-ЭС15-3816 по делу № А34-4281/2013. Судья Верховного Суда Борисова Е.Е., вынося указанное определение указала: «установлено, что предприниматель на части территории объекта культурного наследия самовольно провел работы по демонтажу двухэтажного деревянного пристроя с восточной стороны здания и устройству крытого эвакуационного выхода из помещений второго этажа. Поскольку возведение пристроев к объекту культурного наследия произведено предпринимателем без получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, суды признали их самовольной постройкой, которая в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит сносу».

Таким образом, проблема получения дополнительных разрешений актуальна для собственников недвижимости, расположенных в границах объектов культурного наследия. Перестройка таких объектов требует получения разрешения от органа охраны объекта культурного наследия.

В городе Москве такое разрешение выдает Департамент культурного наследия г. Москвы, а в Московской области – Министерство культуры Московской области. Исчерпывающий перечень документов, предоставление которых требуется для получения разрешения, перечислен утвержденными Административными регламентами. Какой пакет документов необходимо собрать — зависит от объекта культурного наследия, в границах которого запланировано проведение работ и цель проведения работ.

Для правильного разрешения дела о сносе самовольной постройки будет иметь значение:

  1. Осуществлял ли застройщик строительство новой недвижимости в границах объекта культурного наследия или реконструкцию существующего здания;
  2. Если застройщик осуществлял реконструкцию объекта культурного наследия, привели ли работы к возникновению нового объекта;
  3. Предпринимал ли застройщик меры, направленные на получение такого разрешения и какое решение вынес уполномоченный орган;
  4. Иные обстоятельства.

Во всяком случае выяснение этих обстоятельств и их правовая оценка должна осуществляться квалифицированными юристами, имевшими судебный опыт защиты самовольных построек. Если в отношении Вашего объекта подан иск о признании его самовольным, настоятельно рекомендуем Вам прилечь таких специалистов для трезвой оценки ситуации и разработки алгоритма действий, направленных на защиту объекта.

Читайте так же:  Увольнение при сокращении штата по инициативе работодателя

Нужна консультация? Оставьте заявку

Реставрация объектов культурного наследия

ГК «Строй-Эксперт» выполняет полный перечень работ по реставрации объектов культурного наследия, включая консервацию и приспособление объектов культурного наследия для современного использования.

Реставрация объектов культурного наследия – в широком смысле слова – это работы, в результате которых обеспечивается сохранность объектов культурного наследия.

Основная задача ремонтно-реставрационных работ — воссоздание прежнего и максимально точного вида объекта с сохранением всех архитектурных особенностей.

Сложность заключается в том, что нужно точно определить материалы, использованные при строительстве и уделить особое внимание технологии производства работ.

Направления ремонтно-реставрационных работ

Научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы выделяют в направления ремонтно-реставрационных работ:

  • Консервация объекта культурного наследия – работы для предотвращения ухудшения состояния объекта, противоаварийные работы
  • Ремонт памятника – работы для поддержания памятника в эксплуатационном состоянии без изменения предмета охраны объекта культурного наследия (ОКН)
  • Реставрация памятника (ансамбля) – работы для выявления и сохранности историко-культурной ценности ОКН
  • Разработка проектов приспособления памятников культурного наследия для современного использования – работы, в результате которых создаются условия для современного использования ОКН
  • Реставрация и реконструкция объектов архитектурного наследия (архитектурного объекта)
  • Реставрация памятников истории
  • Научно-исследовательские и изыскательские работы
  • Проектные работы (проект реставрации памятника) и авторский надзор
  • Производственные работы и технический надзор
  • Научно-методическое руководство

При этом предмет охраны ОКН не подлежит изменению, но может проводиться реставрация элементов объекта, представляющих собой историко-культурную ценность.

Виды реставрационных работ

В процессе осуществления реставрации объекта культурного наследия необходимо осуществлять комплекс работ по различным направлениям, в зависимости от специфики, материалов и объектов. По сути своей различают следующие основные виды реставрационных работ:

  • Реставрация и воссоздание фасадов
  • Реставрация и воссоздание интерьеров
  • Реставрация фундаментов
  • Реставрация кровли
  • Реставрация лестниц
  • Реставрация полов
  • Реставрация камня (реставрация памятников каменного зодчества)
  • Реставрация металла (реставрация металлических изделий и конструкций)
  • Реставрация инженерных систем (отопление, водоснабжение, канализация, вентиляция, кондиционирование, системы электроснабжения)
  • Укрепление грунтов оснований и фундаментов

Формулировки видов работ в лицензии на реставрацию могут отличаться, в зависимости от периода выдачи лицензии.

Ответственность собственника за сохранность объекта культурного наследия

Собственник несет ответственность за содержание объекта, также сохранение объекта культурного наследия, в том числе своевременное проведение ремонтных и реставрационных работ ОКН — в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выполнять собственными силами такие работы можно только при наличии реставрационной лицензии. Так как у собственников объекта культурного наследия обычно такой лицензии нет, привлекаются специализированные организации.

Нарушение собственником требований по сохранению объектов культурного наследия может привести следующим последствиям:

  • Уплатить штраф — до 50 000 руб. (для юр.лиц) и 2 500 руб. (для физ.лиц) в соответствии с КоАП; до 500 000 руб. по УК РФ
  • Принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет (УК РФ)
  • Оплатить стоимость восстановительных работ (даже при применении иных санкций)
  • Изъятие у собственника объекта культурного наследия – при этом собственнику возмещается стоимость объекта (порядок возмещения стоимости установлен в Гражданском кодексе РФ) – ст.54 Федерального закона №73-ФЗ
  • Конфискация имущества (при уничтожении ОКН по вине собственника)

Собственнику объекта культурного наследия важно знать все риски, дабы избежать нежелательных последствий. Потому что, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности.

Особенности и согласования при проведении реставрационных работ

Осуществление работ по реставрации объектов культурного наследия можно проводить только при согласовании с государственными органами исполнительной власти, которые отвечают за охрану объекта культурного наследия.

Какой именно орган отвечает за охрану конкретного объекта – зависит от того, является ли ОКН федерального, регионального или местного значения, а также от региона, в котором находится объект.

В Санкт-Петербурге необходимо согласовывать все работы на территории объекта культурного наследия регионального и муниципального значения с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

В проекте производства работ должны быть разделы об обеспечении сохранности объекта культурного наследия. (ст.36 ФЗ 73)

Порядок взаимодействия с органами охраны объектов культурного наследия

1. Согласовать проект реставрации памятника (проектная документация на производство работ)

2. Получить задание на проведение работ (мнение собственника или пользователя объекта культурного наследия учитывается, но не является единственным)

3. Сдать отчетную документацию о проведенных работах, включая научный отчет

4. Получить письменное разрешение на ведение работ работ

5. Получить разрешение на строительство и реконструкцию от органа охраны ОКН – в случае, если будут проводиться работы по строительству или реконструкции

6. Сдать выполненные работы

Последовательность выполнения реставрационных работ

1. До начала реставрационных работ необходимо выявить особенности объекта:

  • собрать всю информацию о прежнем облике объекта, его архитектурных особенностях. Здесь, скорее, важны исторические сведения;
  • определить степень износа здания, его пригодность для дальнейшей эксплуатации — то есть понадобится строительная техническая экспертиза.

2. Определяется объем работ.

3. Разрабатывается детальный план реставрационного проекта, с учетом инженерных, архитектурных и художественных особенностей объекта.

4. Осуществляется подбор строительных и отделочных материалов, аналогичных использованным при возведении здания.

5. Проводятся подготовительные мероприятия непосредственно на самом объекте по обеспечению сохранности здания в период проведения строительно-монтажных работ.

6. Осуществляются реставрационные работы, в том числе отдельных конструктивных элементов — в случае необходимости.

7. Объект сдается заказчику.

Кто имеет право выполнять реставрационные работы?

Работы по реставрации, консервации и восстановлению объектов культурного наследия могут выполнять только организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

ГК «Строй-Эксперт» обладает такой лицензией и осуществляет работы по восстановлению и реставрации объектов культурного наследия с 2003 года. Осуществление деятельности по реставрации без соответствующей лицензии противозаконно, если объект является памятником истории и/или культуры.

Читайте так же:  Гражданам простили долги по налогам и страховым взносам: узнайте о программе помощи

Ответственность подрядчика за качество реставрационных работ

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответственность подрядчика за качество реставрационных работ во многом совпадает с ответственностью собственника.

При производстве реставрационных работ специалисты Группы компаний «Строй-Эксперт» и организация в целом несет ответственность за соблюдение требований по сохранению объектов культурного наследия. При нарушении также могут применяться санкции:

  • Штраф в размере до 500 000 руб. или в размере зарплаты/иного дохода за период до 3 лет
  • Лишение свободы или принудительные работы на срок до 5 лет
  • Возмещение стоимости восстановительных работ

Помимо этого, подрядчик несет ответственность за исполнение обязательств по договору подряда.

Законодательство в области реставрации

Осуществление всех указанных мероприятий проводится Группой компаний «Строй-Эксперт» по согласованному с заказчиком графику производства работ и в соответствии с законами, регламентирующими реставрационную деятельность:

  • Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
  • Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры (утверждена Приказом Министерства культуры СССР N 203 от 13 мая 1986 г. )
  • Свод реставрационных правил СРП-2007 (рекомендован к применению Письмом Министерства культуры РФ N 78-01-35/04-ДА от 10.12.2007г.), в том числе СРП-2007.1; СРП-2007.1.1; СРП-2007.2; СРП-2007.3; СРП-2007.4.1; СРП-2007.5; СРП-2007.6
  • Строительные нормы и правила (применяются только в случаях, не противоречащих интересам сохранения объекта культурного наследия).

Реставрация зданий в Санкт-Петербурге

Лицензия на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия ООО «Строй-Эксперт»:

Чем еще мы можем быть Вам полезны

Помимо работ по реставрации объектов культурного наследия, Вы можете обратиться к нам по следующим услугам:

Реставрация объектов культурного наследия и памятников истории

Объекты исторического и культурного наследия нуждаются в бережном отношении и особых условиях ухода, обеспечивающих их сохранность на протяжении многих лет. Этим обусловлено то, что реставрацией памятников истории в России занимаются только те строительные компании, которые имеют соответствующую квалификацию. Такая работа по силам профильным организациям, обладающим профессиональными навыками, необходимой технической базой и имеющим допуск на проведение реставрации объектов культурного наследия.

Проведение реставрации – принципы работы

Реконструкция исторических объектов в Москве – одно из основных направлений деятельности АО ПО «Ремжилстрой». Специалисты нашей компании имеют высокую квалификацию и практический опыт, позволяющий мастерски осуществлять реставрацию архитектурных объектов любой сложности. Грамотный, профессиональный подход способствует сохранению и восстановлению их культурной и исторической ценности в масштабах отечественного и мирового наследия.

Реставрация памятников истории и искусства в Москве осуществляется нами на основании всей имеющейся документации и сохранившихся сведений об объекте. Знание его специфики, архитектурных особенностей и стремление к сохранению аутентичности исторического памятника дает основание к глубокой, качественной и максимально точной проработке всех его конструктивных деталей.

Применение современных материалов и новейших технологий способствует повышению прочностных характеристик объекта, сохранению его целостности, восстановлению внешних параметров и повышению эстетических качеств. Стоимость реконструкции исторических объектов зависит от уровня сложности и объема проводимых работ и отображается в смете на реставрацию памятника.

Комплекс реставрационных услуг от АО ПО «Ремжилстрой»

Реставрация объектов культурного наследия – процесс, включающий в себя целый комплекс профильных задач:

  • расчистку архитектурного строения, определение необходимых мер и строгую последовательность их применения;
  • восстановление несущих конструкций и воссоздание разрушенных элементов;
  • укрепление фундамента;
  • реконструкцию фасада здания и его декоративную отделку;
  • кровельные работы.

Общие затраты на проведение восстановительного ремонта отображаются в смете на реставрацию памятника с указанием типа, количества и стоимости используемых материалов. Мастера АО ПО «Ремжилстрой» произведут реставрацию архитектурного объекта на качественно высоком уровне, в установленные сроки и в полном соответствии с действующими нормами и требованиями.

Согласование готового проекта на объект культурного наследия

При разработке проектной документации на капитальный ремонт, реставрацию, консервацию, реконструкцию или приспособление объекта культурного наследия для современного использования владелец объекта культурного наследия должен пройти множество согласований в контролирующих инстанциях. Проведение работ на объекте культурного наследия без согласованного органом охраны объектов культурного наследия проекта и без разрешения на проведение работ ведет к административной ответственности и остановке работ.

Наша компания возьмет на себя получение всех разрешений и согласований, необходимых для производства строительных работ на объекте культурного наследия.

Наши услуги по согласованию проектов культурного наследия:

  • получение в органе по охране объектов культурного наследия задания на разработку проектной документации с указанием объема и названий разделов проектной документации, которые необходимо разработать
  • получение разрешения на разработку проектной документации на капитальный ремонт, реставрацию, консервацию или приспособление объекта культурного наследия для современного использования
  • прохождение историко-культурной экспертизы проектной документации
  • получение письма о согласования разработанной документации в органе по охране объектов культурного наследия
  • получение разрешения на реконструкцию объекта культурного наследия
  • оформление необходимых документов и получение в органе охраны разрешения на производство строительных работ
  • оформление научного отчета о выполненных работах на объекте культурного наследия
  • прохождение приемочной комиссии и получение акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия
  • получение разрешения на ввод в эксплуатацию после реконструкции объекта культурного наследия
  • государственная регистрация изменения площади, этажности, планировки объекта культурного наследия в Росреестре.
  • согласование проекта зоны охраны объекта культурного наследия и получение решения об утверждении зоны охраны
  • согласование вывески на объекте культурного наследия

Согласование проектной документации осуществляется:

  • Министерством культуры Российской Федерации (в случае разработки документации в отношении объектов федерального значения)
  • Региональными органами по охране объектов культурного наследия (в случае разработки документации в отношении объектов регионального значения)
  • Муниципальными органами по охране объектов культурного наследия (в случае разработки документации в отношении объектов муниципального значения)

Правовое регулирование реконструкции объектов культурного наследия по законодательству Санкт-Петербурга (стр. 4 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Читайте так же:  Ходатайство о малозначительности административного правонарушения образец

Разграничение терминов «реконструкция» и «переустройство и перепланировка» осложняется тем, что в ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса РФ данные термины перечисляются через запятую применительно к помещениям.

Среди объектов культурного наследия помещения не упоминаются, исключением является мемориальная квартира. Мы полагаем, что планировка – главный признак мемориальной квартиры, которая создана порядком прошлого в том виде, в котором она сохранилась. Как было точно отмечено К. Скловским, если из петербургской квартиры И. Бродского сделать не полторы комнаты, как ее называли великий жилец и его друзья, а одну или две, то как памятник культуры она исчезнет37.

По нашему мнению, употребление термина «реконструкция» применительно к помещениям некорректно, поскольку реконструированию могут быть подвергнуты только объекты капитального строительства, к которым помещения не относятся.

Под капитальным ремонтом объектов капитального строительства ГСК РФ в п. 14.2 ст. 1 понимает замену и (или) восстановление строительных конструкций или элементов конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов, отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы или восстановление указанных элементов.

Таким образом, капитальный ремонт объектов капитального строительства, в отличие от реконструкции, не связан с изменением параметров объекта для целей улучшения его технико-экономических показателей. Следует также обратить внимание на то, что в соответствии с 73-ФЗ ремонт памятника является самостоятельным видом работ по сохранению объекта культурного наследия, целью проведения ремонта является поддержание в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

По данным Администрации Санкт-Петербурга, в городе насчитывается более девяти тысяч объектов культурного наследия – по состоянию на 4 мая 2016 г. 9 421 объект включен в Перечень объектов культурного наследия, размещенный на официальном Интернет-сайте КГИОП38. Стоимость активов исторического центра Санкт-Петербурга без учета не поддающихся оценке особо ценных объектов культурного наследия по данным 2005 г. составляла 420 млрд. рублей39.

Абсолютное большинство объектов архитектурного наследия находится в собственности государства. При наличии множества хозяйствующих субъектов, различных видов собственности в сфере недвижимости исключение исторической недвижимости из делового оборота лишено здравого смысла40. При достаточно понятных различиях между вообще объектом недвижимости и памятником культуры нельзя забывать и о том, что на них распространяются общие нормы гражданского права, поскольку не обнаруживается изъятий, проистекающих из права публичного. Как и всякие публичные нормы, и тем более как нормы ограничивающие субъективное право, такие изъятия должны быть прямо закреплены в законе, а не конструироваться путем аналогий41.

Для такого города с богатым историческим прошлым как Санкт-Петербург, является особенно актуальным вопрос пределов осуществления своих прав собственниками и правообладателями объектов культурного наследия. Традиционно, правомочия собственника описываются триадой «владение», «пользование», «распоряжение», в том числе, и в ст. 209 Гражданского кодекса РФ42, однако не исчерпывается этими тремя правомочиям. К правам собственника недвижимого объекта (в том числе, объекта культурного наследия) следует отнести и право осуществлять реконструкцию объекта капитального строительства, которое может рассматриваться как одно из составляющих правомочия владения объектом. Объекты культурного наследия представляют большой интерес для инвестиций. Территории исторических поселений не должны быть «мертвыми зонами»43, особенно в ситуации, когда они обладают устойчивым инвестиционным потенциалом. Далеко не все объекты культурного наследия должны быть музеефицированы, хотя это и является перспективным направлением работ по сохранению объектов культурного наследия44. Большинство же объектов культурного наследия могут быть успешно приспособлены для использования в современных нуждах – в качестве гостиницы, многофункциональных центров (торговых, бизнес-центров), жилых домов.

Допустима ли реконструкция объектов культурного наследия? Если да, то каковы пределы реконструкции памятников? Не утрачивается ли в результате реконструкции объекта культурного наследия та историко-культурная ценность, которая сделала здание предметом государственной охраны? Предпримем попытку ответить на данные вопросы.

Вопросы правомерности и юридической возможности осуществления реконструкции объекта до сих пор остается дискуссионным. Отсутствие четкого законодательного регулирования негативно сказывается на состоянии объектов культурного наследия46, сохранение которых без должного бюджетного финансирования становится невозможным.

Для начала следует обратить внимание на то, что 73-ФЗ до сих пор не содержит упоминания о реконструкции объектов культурного наследия. Вместо этого 73-ФЗ оперирует самостоятельной терминологией перечня работ по сохранению объектов культурного наследия. Сохранение объектов культурного наследия, как упоминалось выше, в силу ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, является конституционной обязанностью каждого. Пункт 1 ст. 40 73-ФЗ предусматривает, что под сохранением объектов культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия – это недопустимость изменения и уничтожения того, что составляет предмет охраны памятника. Детальное описание предмета охраны при включении памятника в единый государственный реестр объектов культурного наследия – задача уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего включение объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

В связи с отсутствием утвержденного Министерством культуры РФ единого нормативного документа о принципах и критериях предмета охраны как системы историко-культурной оценки объектов недвижимости, определение предмета охраны осуществляется государственными органами охраны объектов культурного наследия на региональном уровне.

В открытых источниках информация о методике определения предмета охраны объекта культурного наследия, которая используется при определении предметов охраны памятников в Санкт-Петербурге, отсутствует. Анализ охранных обязательств47, показал, что предметом охраны признаются, в частности, объемно-пространственное и планировочное решение (исторические габариты, конфигурация здания, крыши, материалы кровли, исторический колер окраски и др.); конструктивная система (капитальные стены, междуэтажные перекрытия, своды, местоположение, габариты, конфигурация, оформление лестниц и др.); архитектурно-художественное решение фасадов (этажность, симметричность, воротные, дверные и оконные проемы, балконы и др.); декоративно-художественное оформление интерьеров, предметы декоративно-прикладного искусства (лепнина, детали интерьера и др.).

Следовательно, в случае если предметом охраны признается объемно-пространственное и планировочное решение (исторические габариты и конфигурация здания), архитектурно-художественное решение фасадов (этажность), то о реконструкции такого объекта культурного наследия, в результате которой изменяются его параметры – высота, количество этажей, площадь, объем, – не может быть и речи. Однако далеко не для каждого объекта культурного наследия подобные параметры признаются предметом охраны. Необходимо также отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 47.3 73-ФЗ (в ред. ФЗ -ФЗ) не допускает проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия, либо облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, если предмет охраны объекта не определен.

Читайте так же:  Как поддержать исполнительскую дисциплину в организации: 10 эффективных способов

В части требования физической сохранности объекта культурного наследия при производстве работ по сохранению объекта культурного наследия, как представляется, возможны следующие подходы. Если под физической сохранностью объекта культурного наследия понимается физическая сохранность его как недвижимой вещи – предмета гражданского оборота, требует анализа вопрос о возникновении нового объекта как юридического последствия реконструкции.

Реставрация объектов культурного наследия

Наши услуги

Проектирование под современное использование объектов культурного наследия

Реставрация и приспособление под современное использование

Реставрация, консервация, и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций

Согласование и сопровождение проектов

Функции технического заказчика и авторского надзора

лицензия на реставрацию объектов культурного наследия

У всех народов мира есть своя история, свои духовные, материальные ценности. Идут годы, пролетают столетия. Со временем появляются предметы окружающего мира, составляющие историческую память: пирамиды, некрополи, парки, пантеоны, мавзолеи. Появляются архитектурные комплексы, музеи, дворцы в различных городах мира. Каждое государство, его народ гордятся своими достопримечательностями, прилагают силы к их сохранению.

К материальной памяти можно отнести:

  • предметы народного творчества;
  • исторические строения, дворцы;
  • монументы, пантеоны, мавзолеи;
  • парки, ландшафтные сады.
  • ансамбли зданий, возведенные прошлыми поколениями.

Все они являются материальной основой для гордости народа.

Памятники культуры

Законодательством России объекты культурного наследия подразделяются следующим образом:

[1]

  1. Памятники культуры — одиночные сооружения, имеющие историческую ценность, мавзолеи, квартиры-мемориалы, монументы.
  2. Ансамбли — территории, четко локализующиеся по сложившимся границам, без выделения имеющихся внутри границ единичных достопримечательностей.
  3. Достопримечательные места- историко-этнографические поселки, места религиозных поклонений, некрополи.

Все объекты культуры учтены единым реестром, они охраняются нашим государством.

[3]

Содержание ОКН

Обязанность содержания возлагается на собственников, что закреплено специально выдаваемой охранной грамотой. Владельцы обязаны нести бремя всех расходов, содержать комплексы. Сдавая в аренду принадлежащие ему ОКН, владельцы могут делегировать часть своих обязанностей арендатору, что не снимает с них основной ответственности.

Планируемые строительно-ремонтные работы охраняемых территорий должны служить исключительно сохранению. Внешний вид охраняемой недвижимости не должен быть изменен. До начала осуществления работы по реставрации объектов культурного наследия необходимо выполнить:

[2]

  • комплексное обследование конструкций;
  • разработку проекта, точно воссоздающего внешний вид строения, указав разрешенные материалы, технологии строительного производства.

При любых действиях ОКН не должен меняться, его внешний облик и архитектурные особенности должны оставаться неизменными.

Лицензия на реставрацию объектов культурного наследия

Ремонт сохраняемых территорий может проводиться исключительно организацией, у которой имеется действующая лицензия минкультуры на реставрацию объектов культурного наследия. Собственнику своими силами без лицензии запрещено осуществлять ремонтные работы. Ему необходимо провести тендер, подобрать подрядную организацию, имеющую право заниматься этой деятельностью. Лицензия на реставрацию объектов культурного наследия стоимость которой формируется исходя из работ, входящих в перечень требующих лицензирования, выдается специализированным фирмам. В этих фирмах работают аттестованные специалисты.

За нарушение требований закона собственник может понести суровое наказание.

Проведение реставрации объекта культурного наследия

Все виды восстановительных работ можно подразделить следующим образом:

  1. Воссоздание исторического вида фасадов.
  2. Воссоздание оригинальных интерьеров.
  3. Укрепление, ремонт фундаментов.
  4. Ремонт, восстановление кровли.
  5. Реставрация лестниц, пола, половых покрытий.
  6. Восстановление каменных памятников.
  7. Восстановление металлических конструкций.
  8. Прокладка систем инженерного обеспечения.

Необходимая реставрация объекта культурного наследия регионального значения определяется обязательным согласованием с региональными органами власти. Если здание принадлежит органам федерального значения, то согласовывают власти федерального уровня. Если памятник московский, то реставрация объекта культурного наследия москва согласовывается властями Москвы.

Стоимость реставрации объектов культурного наследия складывается индивидуально, она зависит от объема, от степени сложности. Большую роль в ценообразовании играют строительные материалы, предусмотренные проектом.

Работа по приспособлению

Памятники не просто стоят законсервированными, охраняемыми, их можно активно использовать. Одни — постоянные места паломничества населения, в других располагаются музеи, театры или концертные залы. Есть охраняемые здания с функционирующими офисами или действующими организациями. Некоторые постройки исторически предназначены для жилья. Естественно, охраняемые сооружения требуют соблюдения определенных законом ограничений. Приспособление сооружений под нужды населения не должно мешать сохранности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Реставрация и приспособление объектов культурного наследия для современного использования — важная составляющая подготовки проекта, проведению строительных действий. В результате приспособленные сооружения могут полноценно эксплуатироваться. Особенности, составляющие предмет охраны, остаются неизменными.

Источники


  1. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
  4. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 142 c.
Реконструкция объекта культурного наследия регионального значения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here