Содержание
- 1 Комментарий к статье 56
- 2 7.1.1. Обучающиеся и их категории
- 3 Какое основание для увольнения учителя по инициативе администрации является незаконным?
- 4 Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы
- 5 Работодателем для учителя средней общеобразовательной школы является
Комментарий к статье 56
Комментируемая статья регулирует трудовые отношения в сфере образования. Следует отметить, что она должна применяться в комплексе с гл. 52 ТК РФ «Особенности регулирования труда педагогических работников». Появление в новом Трудовом кодексе данной главы является новацией, ранее труд педагогических работников не рассматривался в качестве специального предмета правового регулирование. Специфика и социальная значимость педагогического труда определяют необходимость установления специальных правовых норм, регулирующих его.
Трудовые отношения имеют специфический субъектный состав. Так, согласно п. 1 комментируемой статьи по общему правилу для педагогических работников работодателем является соответствующее образовательное учреждение.
Действующее законодательства предъявляет специальные требования к работникам образовательных учреждений. Так, к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. К педагогической деятельности не могут допускаться лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и преступлений, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, устанавливаются федеральными законами. Данная норма, закрепленная в ч. 2 ст. 332 ТК РФ, получила развитее в п. 2 комментируемой статьи, согласно которому лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству о труде.
Понятие трудового договора раскрывается в ст. 56 ТК РФ. В соответствии с ней трудовом договором признается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
В трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор.
Существенными условиями трудового договора являются:
место работы (с указанием структурного подразделения);
дата начала работы;
наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;
права и обязанности работника;
права и обязанности работодателя;
характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Согласно ст. 332 ТК РФ замещение всех должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Положение о порядке замещения указанных должностей утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Должности декана факультета и заведующего кафедрой высшего учебного заведения являются выборными. Порядок выборов на указанные должности определяется уставами высших учебных заведений.
В федеральных государственных высших учебных заведениях должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие данного возраста, переводятся с их согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Проректоры принимаются на работу по срочному трудовому договору. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого проректором с высшим учебным заведением, совпадает со сроком окончания полномочий ректора. По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до достижения им возраста семидесяти лет. По представлению ученого совета высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, декана факультета, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.
В иных образовательных учреждениях трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.
В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации. Педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности.
Педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ (см. постановление Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724).
Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В целях реализации указанного права педагогических работников образовательных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, приказом Минобразования РФ от 07 декабря 2000 г. № 3570 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года.
В связи с закреплением в трудовом законодательстве данной нормы представляет интерес, связанная с этим судебная практики. Так, Рубцовский городской суд Алтайского края 28 марта 1996 г. вынес решение, которым обязал администрацию муниципального учреждения культуры и детскую музыкальную школу № 2 г. Рубцовска предоставить преподавателю этой школы в соответствии со ст. 55 Закона об образовании длительный отпуск без сохранения заработной платы сроком с 15 мая 1996 г. по 15 мая 1997 г. Истица работала преподавателем музыкальной школы свыше 13 лет и подала заявление о предоставлении ей длительного отпуска. Администрация в предоставлении отпуска отказала, считая, что стаж для получения отпуска начинает идти с 1992 г. Затем администрация детской музыкальной школы N 2 г. Рубцовска подала жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда. Судебная коллегия рассмотрела жалобу в открытом судебном заседании 19 июня 1996 г. и определила: кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В данном случае, как видим, и городской, и краевой суды посчитали, что с принятием Закона об образовании все педагоги, имеющие 10-летний и более стаж, получили право на использование длительного отпуска.
Согласно ст. 336 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником образовательного учреждения являются:
повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
достижение ректором, проректором, деканом факультета, руководителем филиала (института), федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования возраста шестидесяти пяти лет.
Пунктом 4 комментируемой статьи предусматривается, что помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора являются:
повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Увольнение по данным основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.
7.1.1. Обучающиеся и их категории
Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся
– от учащихся общеобразовательных школ до слушателей и студентов высших учебных заведений, аспирантов и докторантов..
Однако, как на это ранее уже обращалось внимание, в официальном законодательном определении понятия системы образования (ст. 8 Закона РФ «Об образовании») обучающиеся, равно как и педагогические работники, законодателем, к сожалению, не включены в состав элементов системы образования Российской Федерации. Такой подход представляется ошибочным уже по одной лишь той причине, что трактовка системы права без главных участников образования – обучающихся и педагогических работников – дает основания для определенного противопоставления их органам управления, образовательным стандартам, образовательным программам, образовательным учреждениям, которые и образуют, согласно законодательству, собственно образовательную систему.
В различных педагогических словарях и учебниках по педагогике термин одноименное ему понятие «обучающийся» почти не встречаются, а там, где они есть, содержание их подробно не раскрываются. Между тем, научная и практическая необходимость в этом более чем очевидна, поскольку считать обучающимся просто любого индивида, ставящего перед собой цель (или стоящего перед поставленной перед ним целью) получения образования как способа и средства его социализации, явно недостаточно. Не вдаваясь во все особенности этой проблематики, подобучающимсяв дальнейшем будем считатьиндивида (физическое лицо), который: а) является обладателем и носителем конституционного права на образование и соответствующих законных интересов, б) обладающий универсальной и/или специальной образовательной правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), в) выступающий субъектом образовательной деятельности, цели, содержание, форм и, процесс которой опосредованы управленческими, организационными, правовыми, педагогическими и иными нормами, принципами, средствами и способами.
Как можно видеть, данным понятием охватывается практически весь круг лиц, которые обучаются в установленной законодательством организационной форме и порядке. Исходя их такой трактовки понятия «обучающиеся», можно выделить различные их категории, в основании которых могут быть положены различные критерии.
Так, в зависимости от соответствии оттипаивидаобразовательных учреждений, уровнями образования, можно выделить следующие категории обучающихся с разным правовым статусом:
обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений;
школьники, лицеисты, гимназисты (обучающиеся общеобразовательных учреждений);
обучающиеся вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений;
воспитанники общеобразовательных школ – интернатов;
кадеты (обучающиеся, воспитанники кадетских школ и кадетских школ – интернатов);
воспитанники образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
воспитанники специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;
обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений дополнительного образования детей;
обучающиеся, лицеисты образовательных учреждений начального профессионального образования;
студенты, курсанты, слушатели образовательных учреждений среднего профессионального образования;
слушатели образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов);
студенты образовательных учреждений высшего профессионального образования;
обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования (магистранты, аспиранты, докторанты, соискатели).
В соответствиис формами обученияможно выделить такие категории обучающихся как:
обучающиеся по очной форме обучения;
обучающиеся по заочной форме обучения;
обучающиеся по вечерней форме образования;
Есть еще одна категория обучающихся, которая не может быть отнесена к названным категориям — обучающиеся в семье, поскольку их обучение осуществляется вне стен образовательного учреждения, хотя остальные основные требования (соответствие содержания обучения образовательным программам и государственным образовательным стандартам) сохраняются.
В зависимостиот способа финансирования образовательных услугобучающихся можно разделить на следующие категории:
1) обучающиеся, обучение которых финансируется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов;
2) обучающиеся, обучение которых финансируется за счёт средств физических и юридических лиц. К этой же категории могут быть отнесены обучающиеся, заключившие договоры с юридическими лицами, которые оплачивают их обучение в образовательных учреждениях (предприятия, учреждения, различного рода общественные объединения и организации). Образование данной категории обучающихся регламентируется, кроме нормативно-правовых актов Российской Федерации, договорами, заключёнными между обучающимся и образовательным учреждением.
Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»
Какое основание для увольнения учителя по инициативе администрации является незаконным?
1) Повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
2) Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) Появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
4) Некорректное поведение и (или) неоднократное создание конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе и в отношениях с обучающимися.
«Закон об образовании» Статья 56. п.4. Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются:
1) повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.
Какая система оценок должна быть использована при аттестации обучающихся по итогам года?
1) Десятибалльная, рекомендованная Минобразованием РФ;
2) Двухбалльная (зачет-незачет), рекомендованная органом управления образованием субъекта РФ;
3) Традиционная (четырёхбалльная), записанная в утвержденном органами местного самоуправления уставе образовательного учреждения;
4) Любая по усмотрению учителя.
«Закон об образовании» Статья 56. п.1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:
д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;
24. Прав ли учитель, протестующий против проведения в 6-ом классе контрольной работы по его предмету, которая предусмотрена фронтальной проверкой, проводимой местным органом управления образованием?
1) Да, прав, безусловно;
2) Прав, если узнал об этом только накануне ее проведения;
3) Прав, если сложность контрольной не соответствует глубине изученного обучающимися на данный момент материала;
Имеет ли право на длительный оплачиваемый отпуск сроком до одного года учитель, проработавший в данной школе всего один учебный год, но имеющий 10-летний стаж непрерывный педагогический стаж?
1) Да, безусловно;
2) Да, если установлено учредителем и (или) уставом образовательного учреждения, что этот отпуск является оплачиваемым;
3) Да, если учитель сам найдет себе замену на этот период;
«Закон об образовании» Статья 55. п.5. Педагогические работники образовательного учреждения не не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
26. Кто является работодателем для учителя общеобразовательной школы?
1) Образовательное учреждение;
2) Учредитель образовательного учреждения;
3) Руководитель образовательного учреждения;
4) Заместитель руководителя образовательного учреждения.
«Закон об образовании» Статья 56. п.1. Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
27. Обязывает ли Закон РФ «Об образовании» всех педагогических работни ков перейти на контрактную форму заключения трудового договора с обусловленным в нем сроком работы?
Видео (кликните для воспроизведения). |
2) Нет, в соответствии с законом этот вопрос должна решать администрация образовательного учреждения;
3) Нет, закон предлагает этот вопрос решать каждому региону самостоятельно;
4) Нет, Закон РФ «Об образовании» этот вопрос не регулирует, а предлагает действовать в соответствии с трудовым законодательством.
«Закон об образовании» Статья 56. п.3. Трудовые отношения работника образовательного учреждения и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы
Обучать — значит вдвойне учиться.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (безработица, преступность, неполные семьи, наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делают процесс воспитания еще более трудным. Поэтому особенно востребованными становятся профессионализм учителей, воспитателей, классных руководителей.
В “Толковом словаре русского языка” Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. профессионализм определяется как хорошее владение своей профессией, а профессионал – это человек, который (в отличие от любителя) занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией.
В научной литературе для интерпретации педагогического профессионализма используется достаточно широкий ряд понятий:
— “профессионально важные качества педагога”,
— “педагогические способности”,
— “педагогические умения”,
— “квалификация”,
— “мастерство”,
— “творчество”,
— “умелость”,
— “стиль педагогической деятельности”,
— “педагогические позиции”,
— “педагогическая культура” и др.
Приоритетов между отдельными компонентами профессионализма можно выявить великое множество. При этом исходными позициями в оценке профессионализма могут стать разные подходы. Опыт показывает, что на практике основой профессионализма учителя на современном этапе является его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категорических оценок этим особенностям.
Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя мы условно объединим в два крупных блока: надпредметная (психолого-педагогическая) компетентность и компетентность предметная.
Компетентность
Надпредметная (внепредметная)
Предметная
(“Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен”, “Толковый словарь русского языка”, С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).
Профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающим на практике социально-востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения.
Изучив результаты исследований как отечественных так и зарубежных педагогов-психологов (американские педагоги Дрейфус, Барбара Дэли, Хазард; отечественные педагоги Т.Л.Чепель и др.), я пришла к выводу что учителя в большинстве своем проходят 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно).
Стадия
Стаж работы
Характеристика
1-2 года
Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.
2-5 лет
Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.
5-10 лет
Стадия “учительской компетентности”. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.
10-20 лет
Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.
Свыше 20 лет
Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.
Данная таблица показывает процесс движения от начинающего учителя к учителю-эксперту, а именно отражает изменения в трех аспектах профессионального поведения:
- Поведенческая парадигма меняется от следования абстрактным принципам к применению своего уникального профессионального опыта.
- Происходит сдвиг от восприятия педагогической ситуации как структуры дискретной, не связанной с целым, к восприятию системному, где каждый элемент рассматривается как часть целого, функционально и структурно с ним связанная.
- Меняется сама педагогическая позиция учителя: от стороннего наблюдателя – к активному участнику образовательного процесса, способному влиять на ход и развитие педагогической ситуации.
Профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Другими словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации.
Проведя исследование среди педагогов нашей школы МОУ СОШ№5 мы получили следующий результат:
Педагоги
Предпочитаемые способы обучения и самообучения
Начинающие педагоги, молодые специалисты
— Готовы безоценочно воспринимать любую психолого-педагогическую информацию.
— Стремятся переработать полученную информацию и сформировать свою целостную систему схем-моделей, которые могли бы быть применимы в любых педагогических ситуациях.
Опытные учителя
— Демонстрируют опору на свой опыт и свои собственные профессиональные и личностные ресурсы.
— Предпочитают индивидуальные консультации.
Профессионалы
Предпочитают принимать участие в проведении “круглых столов”, дискуссий, диалогов, бесед.
Эксперты
Предпочитают опираться на свой собственный опыт.
Хочу отметить еще раз, что выделенные уровни профессионального мастерства достаточно условны, а границы между ними достаточно “прозрачны”.
Возникает необходимость оценки профессиональной деятельности учителя. Объективная оценка, не зависящая ни от настроения проверяющего и личного отношения к нему, ни от бывших заслуг самого педагога, — дело, что тут скрывать, сложное.
Профессиональный уровень преподавателя невозможно измерить точным баллом, точной величиной. Любая его оценка является относительной и содержит в себе элементы субъективизма, которые можно свести к минимуму рейтинговой системой оценок. В основном (и это справедливо) профессионализм преподавателя определяется оценкой его умений и навыков. Степень их выраженности отображает “Квалификационная карта” учителя.
В настоящее время в литературе встречается множество разнообразных методик оценки работы учителя (МОРУ). Приведу пример методики позволяющей не только фиксировать и оценивать реальный для каждого конкретного учителя уровень владения педагогическими компетентностями или его динамику во времени, но и сопоставлять их с уровнем, минимально необходимым для учителя.
Педагогические компетентности (способности), оцениваемые методикой МОРУ (автор Митина Л.М.):
- Получение учителем информации о запросах ученика и его продвижении в обучении.
- Демонстрация учителем знания учебного предмета и письменного и устного объяснения учебного материала (вербального и письменного).
- Организация учителем времени урока, пространства класса, учебных пособий и технических средств в целях обучения.
- Общение, взаимодействие учителя с учениками на уроке.
- Демонстрация учителем соответствующих методов обучения.
- Поддержание учителем на уроке творческой (креативной) атмосферы.
- Поддержание учителем на уроке приемлемого поведения учеников.
Для повышения объективности оценки работы учителей МОУ СОШ №5 мы с коллегами одновременно провели наблюдения по данной методике, сопоставили данные и получили следующий результат:
На экране представлены графики, кривые которых отражают уровни владения педагогическими компетентностями учителей МОУ СОШ №5 (данные за сентябрь 2004 г. — ноябрь 2005 г).
На графике красным цветом отображен минимально необходимый для учителя уровень владения педагогическими компетентностями. По оси Х (абсцисс) отложены порядковые номера компетентностей, а по оси Y (ординат) – показатели процентной выраженности педагогических компетентностей в деятельности учителя.
Здесь же представлены графики, отражающие уровни профессиональной компетентности учителей с разным стажем работы.
Проанализировав полученные нами в результате проведенного исследования графики (30 человек), мы сделали следующие выводы:
- начинающие педагоги и молодые специалисты (зеленая линия) имеют:
наиболее низкие показатели — педагогические способности, связанные с общением учителя с учащимися и созданием рабочей атмосферы на уроке (I, IV, VI);
самый высокий показатель – знание предмета (II). - педагоги с 10-летним-15-летним стажем работы (фиолетовая линия) показывают самые высокие показатели в использовании педагогических технологий (III, V).
- педагоги со стажем более 20 лет (синяя линия): самые высокие результаты показывают в методике преподавания (V, VII), но значительно теряют во взаимоотношениях с учениками (IV).
- профессиональное становление наиболее выражено у педагогов с 10-15 летним стажем работы.
Из семи выделенных способностей (компетентностей) у всех обследованных групп учителей наименее развита способность вести диалог с учениками (IV) и особенно создавать на уроке творческую атмосферу (VI).
Если отражать профессионализм по какой-либо шкале, то не так давно (лет 20 назад) была возрастная шкала, сейчас – это шкала разрядов.
— возрастной состав учителей Новый Уренгой:
Работодателем для учителя средней общеобразовательной школы является
Какова ваша заслуга в высоких баллах ваших учеников?
Это полностью моя заслуга
Это заслуга самих детей и их родителей
Мой вклад есть, но он не решающий
Мои ученики не получают высоких баллов
Всего проголосовало: 107
Текущий номер
Обществознание и история должны быть связаны с жизнью, убежден Евгений Фоменко
номер 37, от 10 сентября 2019
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
Еще неделя, и в Грозном начнется финал Всероссийского конкурса «Учитель года России» — 2019. Масштаб мероприятий ожидается грандиозный, ведь конкурс отмечает в этом году свое тридцатилетие. О том, как рождалась и воплощалась в жизнь идея главного педагогического состязания страны, — в статье первого заместителя главного редактора «Учительской газеты» Ирины Димовой.
Конкурс — это площадка качественного профессионального общения, новый творческий старт, шанс вновь поверить в свои силы, возможность найти друзей на всю жизнь. У «Учителя года России» множество смыслов. Именно о них размышляют учителя года разных лет в специальной рубрике «Конкурс в моей судьбе».
Наши приложения
«УГ Москва», №34 от 19 августа 2008 года |
Как распределить учебную нагрузку, чтобы не ущемить права педагога?
Установление объема учебной нагрузки
В соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении объем учебной нагрузки учителям устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами и других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
Объем учебной нагрузки оговаривается в письменной форме трудового договора, приказе руководителя образовательного учреждения при приеме на работу (если трудовой договор в письменной форме по каким-либо причинам отсутствует или в нем не указан объем учебной нагрузки).
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение — место основной работы, как правило, сохраняются ее объем и преемственность предметов в классах.
Сохранение объема учебной нагрузки и ее преемственность у учителей выпускных классов могут быть обеспечены путем предоставления им учебной нагрузки в классах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями предметов.
По сложившейся практике определение объема учебной нагрузки учителей общеобразовательных учреждений, кроме учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, производится один раз в год раздельно по полугодиям.
Учебная нагрузка учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, определяется дважды в год к началу первого и началу второго учебных полугодий.
Изменение нагрузки: условия и порядок
Объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году на следующий учебный год, может быть уменьшен по инициативе администрации (работодателя) лишь по основаниям, связанным с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, а также сокращения количества классов.
В других случаях любое временное или постоянное изменение нагрузки, как в течение учебного года, так и при планировании на следующий год, возможно только по взаимному согласию сторон. Такое же взаимное согласие необходимо и для изменения характера работы.
Такие причины, как прием на работу других учителей (в том числе по совместительству), перераспределение учебной нагрузки между учителями, предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в образовательном учреждении (включая руководителей и их заместителей) не могут быть основанием для изменения учебной нагрузки педагога (в том числе получающего трудовую пенсию) без его согласия.
В соответствии со статьей 74 ТК РФ в трудовой договор работника без его согласия могут вноситься изменения только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. В образовательных учреждениях для учителей такими организационными или технологическими причинами может быть только уменьшение учебной нагрузки, вызванное уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, или сокращение количества классов.
О предстоящих изменениях, определенных сторонами условий трудового договора, которые допускаются без согласия работника, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (ст. 74 ТК РФ).
Для обеспечения соблюдения установленных сроков предупреждения работников о возможном уменьшении объема учебной нагрузки наиболее приемлемо распределение нагрузки учителей до ухода их в отпуск с тем, чтобы они знали, с какой учебной нагрузкой будут работать в новом учебного году.
Если на новый учебный год работодатель устанавливает учителям учебную нагрузку не по окончании учебного года, а только после выхода учителей из отпуска, то при невозможности обеспечения учителям в новом учебном году прежнего объема учебной нагрузки работодатель должен сохранять им ранее получаемый размер оплаты труда в течение не менее двух месяцев (то есть в течение срока, за который он обязан предупредить работника об изменении учебной нагрузки).
Верхний предел педагогической нагрузки
В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса РФ учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, утверждаемым Правительством РФ.
Следует отметить, что Типовое положение об общеобразовательном учреждении не предусматривает случаев, связанных с какими-либо ограничениями при установлении учителям учебной нагрузки. В то же время в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. №160, определено, что учебная нагрузка преподавателей на учебный год, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 часов, что соответствует двум ставкам заработной платы.
Это означает, что какие-либо решения органов управления образованием, иных органов исполнительной власти, предусматривающие для учителей ограничения при установлении учебной нагрузки, неправомерны.
В соответствии с подпунктом «3» пункта 2 постановления Минтруда России №41 от 30.06.2003 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» педагогическая работа в образовательном учреждении сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы не является совместительством. При этом каких-либо ограничений такой работы не установлено, поскольку, как было отмечено выше, случаи, когда учебная нагрузка ограничивается верхним пределом, могут быть определены только типовым положением, утверждаемым Правительством РФ.
Объем учебной нагрузки — основа для определения размера оплаты труда учителя и включается как необходимый элемент в систему оплаты труда педагогических работников.
В соответствии со статьей 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, к которому относится первичная профсоюзная организация.
Установление учебной нагрузки на новый учебный год (то есть определение ее конкретного объема по сравнению с установленной нормой часов педагогической работы за ставку заработной платы) осуществляется локальным нормативным актом образовательного учреждения (приказом, распоряжением), который принимается с учетом мнения (по согласованию) выборного органа первичной профсоюзной организации.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта определен статей 372 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями (при принятии, например, локального нормативного акта об установлении учителям объема учебной нагрузки, от которого зависит размер их заработной платы), перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ирина КОПАЕВА, главный правовой инспектор МГО профсоюза
Источники
Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.
Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.
Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
-
Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
-
Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2018. — 352 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.