Профессиональный стандарт преподавателя профессионального образования

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Профессиональный стандарт преподавателя профессионального образования" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Профессиональный стандарт преподавателя профессионального образования

8(495)912-63-37
[email protected]

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.

Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Зарегистрировано в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Профстандарт педагога определяет вид профессиональной деятельности как дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.

Основной целью вида профессиональной деятельности является оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).

Профстандарт педагога применяется работодателями с 1 января 2015 года:

при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;

при организации обучения и аттестации работников;

при заключении трудовых договоров;

при разработке должностных инструкций;

при установлении систем оплаты труда.

Введение профессионального стандарта педагога отложено в связи с необходимостью проведения в течение 2014 года его апробации (на чем настаивали разработчики и общероссийский отраслевой профсоюз).

Ответственной организацией-разработчиком профстандарта педагога выступило ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» (далее – МГППУ), а организацией-разработчиком – ГБОУ г. Москвы Центр образования № 109 (директор – Ямбург Евгений Александрович – руководитель рабочей группы по разработке профстандарта педагога, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки России).

Профстандарт для преподавателя вуза

793

Пресс-служба Профсоюза. 12.04.2019 Печать

0

11 апреля 2019 года заместитель председателя областной организации Профсоюза Ирина Белоконь посетила Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, с целью ознакомления внедрения профессиональных стандартов в вузе. Данный вопрос является актуальным, поскольку затрагивает интересы работников. В классическом университете введение профстандартов проводится на высоком организационном уровне, что позволило успешно пройти аккредитацию.

Аккредитация образовательных организаций высшего образования проводится в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Постановление Правительства РФ от 17.06.2004
№ 300), а также Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 № 184). Процедура аккредитации проходит, как правило, один раз в пять лет. Она призвана подтвердить надлежащее качество образования в образовательном учреждении и право выдачи дипломов государственного образца.

В ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского» разработаны План внедрения профессиональных стандартов и План мероприятий (дорожная карта) внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденного приказом Министерства труда России от 08.09.2015г. № 608н. Определено применение отдельных требований профессионального стандарта наряду с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздравразвития) от 11.01.11 г. № 1н при формировании учебной нагрузки, планировании работы по формированию кадров, приеме на работу (проведении конкурсов), аттестации работников в соответствии с приказами ректора (второй этап непосредственного применения профессионального стандарта). Преподаватели имеют возможность заранее ознакомиться с требованиями к образованию, к стажу работы, дополнительными требованиями, указанными в профессиональном стандарте.

В 2018 году процедуру аккредитации прошел Омский государственный технический университет. В этом году предстоит пройти аккредитацию Омскому государственному педагогическому университету. В настоящее время в вузе началась подготовка документов к аккредитации.

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Профессиональные стандарты для педагогов СПО

Профессиональные стандарты для педагогов СПО

Профессиональный стандарт

Вопросы-ответы

«Вопросы – ответы» по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

В данной подборке мы даем развернутые ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

Каким образом используется профессиональный стандарт при определении требований к квалификации педагогических работников при приеме на работу и(или) назначении (избрании) на должность?

Как используется ПС при планировании потребности в кадрах и их расстановке, формировании штатного расписания и должностных обязанностей?

Как влияют требования ПС на процедуры аттестации педагогических работников?

Внедрение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» как инновационная управленческая практика

В последние десять лет в России ведется активно работа по разработке профессиональных стандартов. Особенно этот процесс был ускорен после майских Указов Президента РФ (2012г). В настоящее время постепенно начинается процесс освоения и внедрения профессиональных стандартов в различных сферах и видах экономической деятельности, не обошёл этот процесс и сферу профессионального образования.

Первый профессиональный стандарт в сфере профессионального образования «Преподавание дисциплин (междисциплинарных курсов) при подготовке по профессиям рабочих (должностям служащих) просуществовал недолго, но, тем не менее, на его основе некоторые профессиональные образовательные организации России, в том числе Томский экономико-промышленный колледж и ещё ряд профессиональных организаций Томской области, прошли процедуру независимой оценки (сертификации квалификаций) на соответствие требованиям профессионального стандарта. Общественное обсуждение и практика применения профессионального стандарта показала необходимость внесения поправок и изменений.

В сентябре 2015г. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н был утвержден новый профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования», который претерпел серьёзные изменения по отношению к предыдущему документу, начиная с названия и заканчивая содержательными элементами. С 1 января 2017г. данный стандарт вступает в силу. Как заявлено в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ, профессиональный стандарт должен стать основным инструментом кадровой политики и управления персоналом образовательной организации, а именно, требования профессиональных стандартов должны учитываться работодателем при приёме на работу и оформлении трудовых договоров, при организации обучения и аттестации персонала, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда [1]. Профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики в любой организации.

Руководствуясь новыми подходами, заложенными в профессиональном стандарте, руководство Томского экономико-промышленного коллежа попыталось выстроить комплексную и систематическую работу с педагогическим коллективом по изучению и осмыслению требований профессионального стандарта по следующим направлениям:

[2]

  • обучение и рефлексия требований стандарта преподавателями и мастерами производственного обучения;
  • проведение независимой оценки (сертификации квалификаций) контрольной группы преподавателей колледжа на соответствие требованиям профессионального стандарта;
  • исследование управленческой практики колледжа на соответствие требованиям профессионального стандарта.
Читайте так же:  Расторжение договора оказания услуг по инициативе заказчика

Проведённый нами сравнительный анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» и квалификационных характеристик по должностям «преподаватель» и «мастер производственного обучения», размещённых в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ныне действующих, показывает следующее:

Профессиональный стандарт преподавателя профессионального образования

Министерство труда
и социальной защиты

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от 08.09.2015 № 608н

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования

[1]

Регистрационный номер
Общие сведения

I. Общие сведения

Педагогическая деятельность в профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании
Видео (кликните для воспроизведения).

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности: Организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ

Профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования

Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций

Специалисты по методике обучения

Отнесение к видам экономической деятельности:

Образование профессиональное среднее

Образование высшее — бакалавриат

Образование высшее — специалитет

Образование высшее — магистратура

Подготовка кадров высшей квалификации

Образование профессиональное дополнительное

Профстандарты: какого уровня образования достаточно для продолжения работы?

Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда. В 2017 году в силу вступит несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности. Чтобы у руководителей образовательных учреждений не было проблем с контролирующими структурами при вводе профстандартов, им необходимо быть в курсе всех изменений.

25 января эту актуальную тему обсуждали на вебинаре «Профстандарты в 2017: что же нужно делать?». Важность обсуждаемых на мероприятии вопросов ярче всего проиллюстрировало количество участников. По ходу рассказа эксперта, в вебинарную комнату вошли 117 человек из разных уголков страны. Это солидное количество участников для вебинара.

Мероприятие провёл Владимир Игоревич Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования, эксперт Экспертного совета экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ФИРО), эксперт учебных изданий НФПК.

Сам термин «профессиональные стандарты» появился 50-60 лет назад. Именно тогда были первые опыты по внедрению подобной схемы работы в развитых странах.

— Успешную практику введения профстандартов мы можем наблюдать в Ирландии, — рассказал Владимир Блинов. — Аналоги программы реализуются в Германии и Австрии. Во многих странах это дало положительный результат с точки зрения роста производительности труда. В России работа находится в самом начале. Говорить, что мы полностью готовы к переходу на профстандарты, нельзя. В нашей стране пока нет данных статистики по этому направлению. Я думаю, что мы получим положительный результат с введением профстандартов в сфере информатизации, строительства.

Профстандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Функции профстандартов:

  • Определить трудовой функционал работника.
  • Разработать ФГОСы для профессионального образования.
  • Создать программы профессионального обучения.
  • Провести независимую оценку квалификации.

— Это важный пункт, призванный создать доверительные отношения сферы труда и профессионального образования, — прокомментировал Блинов. — Сейчас такого взаимодействия нет. Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников.

Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.

Образование и квалификация

Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?». Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.

— Многие руководители спрашивают меня: «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?», — рассказал эксперт. — Нет, конечно. Во многих случаях из ситуации недостатка образования можно выйти, пройдя курсы. Нередко случается, что человек окончил технический вуз, а хотел бы работать в образовании. Для этого ему нужно пройти курсы повышения квалификации по педагогике.

По трудовому законодательству уволить сотрудника просто так нельзя. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить другую должность в этой же организации или отправить на профессиональную переподготовку (повышение квалификации). В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Читайте так же:  Соотношение классных чинов дипломатических рангов устанавливается

Вопросы от участников

1) Разенкова Надежда Ефимовна: Может ли работать в высшей школе преподаватель, имеющий высшее образование по укрупненной группе специальностей и переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины?

— Может. Простой пример: преподаватель английского языка работает в вузе. Есть институты, где преподают бакалавры, прошедшие переподготовку. По профстандартам такого уровня образования достаточно. Но это не значит, что каждый университет возьмёт на работу бакалавра. Многое зависит от амбиций вуза. Кадровая политика определяется ректоратом.

2) Салдина Зинаида Петровна: Как быть воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые имеют большой стаж работы, но не имеют педагогического образования?

Достаточно профессиональной подготовки, это записано в профессиональных стандартах. Необходимо найти небольшие курсы и пройти их. Это формальное требование.

Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?

Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 года переходный период для всех профстандартов.

Уже утверждены профстандарты для:

  • педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
  • педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
  • педагогов-психологов.

Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится. И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2019 года. Профстандарт «Педагог» относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения. Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

— Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо – резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков. Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется. Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.

Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.

— Этот стандарт – необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. – Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.

О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.

Вопросы от участников

  • Пономарева Юлия Сергеевна, Лобода Юлия Геннадиевна: Когда будет принят профстандарт педагога дошкольной образовательной организации?

— Нет отдельного стандарта для педагогов ДОУ. Есть стандарт для педагогов общего образования. Этот стандарт уже готов, но было принято решение перенести его введение до 2019 года.

  • Мороко Наталья Юрьевна: Каков путь карьерного роста воспитателя ДОУ при введении профстандартов? Возможно ли доработать перечень должностей в определенной организации, например, перечень должностей в дошкольной организации?

— Честно скажу, мне тоже он непонятен. В общей схеме профстандартов есть тупики. Если бы были прописаны профстандарты для методистов, можно было бы уходить на более высокую должность в этом направлении. Сейчас карьерный путь педагога ДОУ – либо уходить в руководство, либо менять род деятельности. Отвечаю на вторую часть вопроса: новые должности ввести можно, но необходимо помнить, что льготы прописаны государством для определённых должностей, вводя новое название, Вы можете лишить их работника.

  • Салдина Зинаида Петровна: Если внедрение профстандарта пролонгировано до 2019 года, какая подготовительная работа должна проводиться в образовательной организации на данный момент?

— Определённого регламента подготовки для такого долгого срока нет. За 2 месяца учредитель обязан дать руководству предписание о введении профстандартов. Тогда и начнётся подготовительная работа.

После окончания мероприятия, участники не торопились покидать вебинарную комнату. У них появлялись все новые вопросы. Владимир Игоревич Блинов задержался, чтобы ответить на максимально возможное количество вопросов. Некоторые вопросы и предложения он пообещал передать лично разработчикам профстандартов.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Профессиональные стандарты в профессиональном образовании

Одной из острых проблем, которую приходится решать работодателям, по-прежнему остаётся низкое качество подготовки специалистов в средних и высших профессиональных образовательных организациях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дисбаланс, возникший между спросом и предложением на рынке труда, негативно сказывается на всех сферах социально-экономической жизни страны.

Несмотря на то, что в последнее время прилагаются усилия со стороны государства, сферы профессионального образования и работодателей, по-прежнему качество предлагаемых образовательных услуг и запрос рынка труда, требующего подготовки компетентных специалистов, не соответствуют друг другу.

Что могут сделать образовательные организации, чтобы нивелировать этот разрыв и обеспечить рынок труда профессионалами?

Детальное обсуждение этого вопроса пройдёт в рамках Всероссийского практического семинара «Профессиональные стандарты».

Наш менеджер свяжется с Вами, чтобы обсудить условия участия в мероприятии.

Зачёсова Елена Васильевна

Эксперт в области образовательного права, эксперт ПНПО, член авторских коллективов по разработке ФГОС и профессиональных стандартов.

Программа семинара

Первый день

9:00 Регистрация участников, утренний кофе
10:00 Тема 1. Профессиональные стандарты. Российский и международный опыт создания и функционирования системы квалификаций. Нормативно-правовые основания разработки профессиональных стандартов (ПС). Тезаурус
13:00 Обед
14:00 Тема 2. Основные характеристики трудовой деятельности, ее функциональный анализ. Возможности использования ПС как основания для разработки образовательных программ
15:30 Перерыв
16:00 Тема 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность. Отражение образовательной деятельности в уставах организаций. Типы и виды программ. Право на реализацию программ различного вида. Лицензирование по отдельным видам программ. Сфера применения закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС профессионального образования, приказов и писем Министерства образования и науки РФ и региональных органов управления образованием при разработке и реализации различных образовательных программ на основании профессиональных стандартов. Роль ведомственных нормативных актов в сфере транспорта, здравоохранения, охраны труда и др.
18:00 Ужин
20:00 Экскурсионная программа «Вечерняя Москва»

Читайте так же:  Правила проживания в коммунальной квартире жилищный кодекс

Второй день

09:00 Приветственный кофе
10:00 Тема 4. «Особенности основных и дополнительных образовательных программ. Требования к результатам их освоения. Роль практики в модульно-компетентностных программах»
13:00 Обед
14:00 Тема 5. Дидактические единицы образовательных стандартов и программ их связь с элементами профессиональных стандартов. Оценка результатов освоения образовательных программ, разработанных на основе и(или) с учетом требований профессиональных стандартов.
16:00 Перерыв
16:30 Тема 6. Присвоение квалификаций по результатам освоения образовательных программ. Сходство и различие с сертификацией квалификаций. Виды документов, выдаваемых по результатам освоения программ. Ответы на вопросы.
18:00 Ужин

Третий и четвёртый дни

09:00 Приветственный кофе
10:00 WORKSHOP «ЭКСПЕРТНАЯ СЕССИЯ — ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ПС». Решение кейсов по теме семинара. Анализ методических рекомендаций Минобрнауки России по разработке образовательных программ на основе профессиональных стандартов.
14:00 Разбор образовательной практики (на примерах участников). Адаптация универсального алгоритма разработки модульно-компетентностных программ для использования в конкретной образовательной организации с учетом действующей системы локального нормирования деятельности.
17:00 Ужин

Профстандарт педагога 2019, утвержденный правительством РФ

Статьи по теме

Профессиональный стандарт педагога — основа трудовой деятельности учителей и воспитателей, но как применять стандарты в практике, пока еще не всем понятно. Всю нужную информацию читайте в нашей статье, скачайте необходимые документы.

Читайте в нашей статье:

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога

Профессиональные стандарты (ПС) призваны перевести образовательный процесс в России на новый, более высокий уровень. Многие учителя сейчас работают «по старинке», не имея большого набора инструментов и мотивации для улучшения результатов своей деятельности. Что необходимо знать кадровику образовательной организации о том, как должны работать педагоги, читайте здесь.

Скачать документы из статьи:

Внедрение профстандартов должно последовательно изменить ситуацию: сформировать кейсы критериев по различным специальностям для работодателей и учебных учреждений, создать работающие методики для повышения качества образования в целом. При этом должны учитываться региональные и другие особенности этой сферы.

Для администраций школ, садов, иных образовательных организаций ПС должны стать ориентиром для работы с коллективом, а для самих педагогов – возможностью повысить собственную ответственность.

Ваш идеальный документ

Скачайте пакет важнейших документов для работы отдела кадров

Профстандарты в образовании с 1 января 2018 года: перечень

В сфере образования утверждены и действуют 5 профессиональных стандартов:

  • педагога-психолога,
  • специалиста в области воспитания,
  • педагога начальных классов (учителя, воспитателя),
  • педагога дополнительного образования.
  • педагога высшего образования ( профессионального обучения)

Были изданы приказы о переносе сроков действия некоторых из них, но в Минюсте эти документы регистрацию не прошли, а значит, все утвержденные профстандарты уже в силе. Весь процесс перехода должен завершиться к 1 января 2020 года (Постановление Правительства №584).

Проект профстандарта учителя-логопеда пока находится в разработке. Это важный шаг для работников этой специальности, находящейся на стыке педагогики и здравоохранения. Профессиональный стандарт стал основой и для приема на работу, и для аттестации логопедов, нашел свое отражение в содержательной части должностных инструкций.

Также разрабатываются проекты стандартов для педагогов-библиотекарей и руководителей образовательных организаций.

Структура и характеристики профстандарта

Профстандарты разрабатываются и публикуются с необходимым количеством приложений, направленных на дифференциацию по специальностям и различным уровням квалификации.

Коротко структуру профессионального стандарта можно описать следующим списком:

  • Информация о профессии педагога: точное название и классификация, сведения о трудовой деятельности.
  • Регламентирование выполняемых функций и соответствующих им квалификационных уровней или подуровней.
  • Подробное описание выполняемых функций и требований к квалификации, образованию и опыту.
  • Данные об организации-разработчике.

В приложениях дается еще более конкретная информация. Так, например, стандарт педагога имеет 4 приложения: требования к «электронной» компетенции, психологические требования, требования для учителей-«предметников» (русский язык и математика как вошедшие в систему ЕГЭ), рекомендации по внедрению ПС.

Компетенции учителей согласно профессиональному стандарту

Компетенции педагогов естественным образом проистекают из требований, прописанных в профстандартах. Очень коротко их можно описать как функции, непосредственно связанные с возрастом обучаемых, преподаваемым предметом и местом предмета в общей воспитательной системе не как чего-то отдельного, а «кирпичика» в «стене» образования.

Педагог профессионального образования

Так, для педагога профобразования необходимо знать и уметь использовать базовые приемы, применяющиеся в психодиагностике, понимать возрастные принципы и особенности развития и мировоззрения, быть готовым помогать при необходимости «вливаться» в сложившийся коллектив.

Учитель начальных классов

В первую очередь учитель начальных классов берет на себя ответственность за «плавный переход» детей от дошкольного детства к «взрослой жизни» — то есть уметь организовать учебный процесс после игровой деятельности, быть готовым к контактам с родителями, создавать доверительный образ педагога, уметь внятно доносить учебные материалы.

Воспитатель ДОУ

Педагог в «садике» работает на будущее: его компетенции связаны с возрастом детей и, следовательно, преимущественно обучением через игру.

Также важно, чтобы педагог мог организовывать самостоятельную познавательную деятельность, вовремя замечать необходимость и эффективно осуществлять контакты с профильными специалистами и родителями.

Педагог-организатор (допобразование)

Компетенция педагога образования в основном заключается в активизации познавательной деятельности обучаемых, умении направлять и поощрять самостоятельную работу и самоуправление в коллективе. Очень важно не пренебрегать индивидуальным подходом и работать в тесной «связке» с другими педагогами образовательного учреждения.

Соответствие педагога профстандарту

Профстандарт можно рассматривать в том числе и как систему квалификационных навыков, обязательно присутствующих как у претендующего на работу по специальности, так и уже опытных педагогов.

Если при найме на работу достаточно отказать тому, кто не соответствует требованиям ПС, то с уже работающими сотрудниками сложнее.

Читайте так же:  Федеральные законы регулирующие предпринимательскую деятельность

Одна из целей внедрения ПС – регулярные аттестации, контроль и, при необходимости, направление педагога на дообучение. Конечно, будет возможен вариант и повышения квалификации по собственному желанию.

Также читайте о том, когда суд не позволит уволить за прогул, как задержать работника, который хочет уволиться и как вернуть деньги, которые потратили на квартиру.

Внедрение профстандарта педагога

Какого-либо разработанного плана, направленного на регламентизацию внедрения ПС, не существует, все происходит индивидуально. Выше мы написали о сроках, данных на то, чтобы осуществить начало работы с профстандартами, а здесь расскажем о последовательности шагов внедрения.

Перечень действий администрации учебного заведения, вводящего профессиональный стандарт, будет таким:

Шаг 1. Определить состав комиссии по внедрению, рабочей группы

Шаг 2. Составить список стандартов, необходимых для использования в конкретной организации. Это производится путем сверки штатного расписания (указанных в нем должностей) и ПС. Мероприятие фиксируется в итоговом протоколе комиссии.

Шаг 3. Исследование документооборота учебного заведения в части содержания трудовых договоров и разнообразных локальных нормативных актов, внесение необходимых корректив в соглашения с педагогами.

Шаг 4. Проверка работников, их квалификации на соответствие требованиям ПС и оформление последующего отчета для руководства образовательного заведения.

Пока не существует законодательного механизма для случаев, если педагог не отвечает условиям профстандарта, администрация может только сообщить ему об этом, но никак не уволить!

Все действия по внедрению должны быть открыты, прозрачны для всех участников процесса и тех, кого это напрямую касается, – от родителей и детей до представителей педагогического профсоюза и администрации.

Идеальным вариантом представляется создание общественных организаций для того, чтобы они взяли на себя контролирующую функцию. А также поощрение учреждений, активно занявшихся вопросами внедрения профстандартов на своей территории.

[3]

Надеемся, дело недалекого будущего и появление «третейских судей» — органов, имеющих право вмешиваться в спорные ситуации, защищать права учителей и воспитателей.

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев .

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»). Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Читайте так же:  Признан самовольной постройкой взыскать социальную выплату

Основные последствия введения профстандартов

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г. работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источники


  1. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.

  2. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  3. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
  4. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.
  5. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
Профессиональный стандарт преподавателя профессионального образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here