Содержание
Профстандарт юриста
Юриспруденция – достаточно распространенная сфера деятельности с большим количеством специалистов различных направленностей. Какой будет характеристика уровня квалификации этих сотрудников в соответствии с нормативными документами? Положения, оформленные единым сводом условий, обязанностей и требований, под именем профессиональных стандартов стали обязательными к применению с середины лета 2016 года.
Какими же нормами регламентируются профессиональные обязанности юриста, как данный профстандарт должен вводиться в практику организации, какие функции могут быть вменены такому сотруднику – обсуждаем в этой статье.
Важность и необходимость юридического профстандарта
Все профстандарты вносят определенный порядок в регламентацию должностных требований. С ними гораздо удобнее формулировать служебные инструкции для различных должностей, решать вопросы, касающиеся штатного расписания, планировать аттестацию и обучение сотрудников. Чем же, наряду с общими позитивными моментами, могут быть полезны профстандарты, созданные специально для юристов?
- Обязательные требования к отбору персонала позволят достичь более высокой «концентрации» сотрудников лучшей квалификации.
- Можно будет однозначно ответить на вопросы, возникшие в связи с Болонской системой образования в рамках подготовки юридических кадров:
- какую юридическую должность можно занимать, имея уровень бакалавра. А какую – специалиста или магистра;
- на какую должность может претендовать магистр, закончивший бакалавриат по другой специальности, кроме юридической.
Так, например, одна из проблем трудоустройства юристов с дипломом бакалавра долгое время состояла в том, что работодатели предпочитали принимать на работу магистров, даже если такая подготовка была вовсе не обязательной для той должности, на которую претендовал соискатель. Мотивировка «бакалавр – еще не настоящий юрист» вызвана общими стереотипами, а отнюдь не реальным положением вещей. Принятие конкретных профстандартов помогло бы окончательно устранить подобные недоразумения, раз и навсегда официально определив необходимое образование для каждой конкретной должности.
Многоликие юристы
Юриспруденция охватывает труд множества специалистов различных профилей. Юристом полноправно назовут и консультанта в штате какой-либо организации, и судью, и следователя. Любой служитель Закона по праву может быть назван юристом, вот только обязанности у них сильно отличаются, а значит, должны быть регламентированы профстандартами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Министерством труда РФ были зарегистрированы профессиональные стандарты для более чем 3 десятков направлений работы по 814 конкретным профессиям. Из юридической сферы принят пока только профстандарт для следователя криминалиста.
Своей очереди для обсуждения и принятия с последующей регистрацией в Минюсте России ожидают следующие юридические профстандарты:
- нотариуса;
- юридического консультанта;
- адвоката;
- судьи;
- прокурора;
- корпоративного юриста;
- пенитенциарного работника.
Профстандарт юриста – каким он будет?
Предсказать точное содержание профессионального стандарта для юристов нельзя до его опубликования на сайте Минтруда РФ. Однако, схема построения будет той самой, что принята приказом Министерства труда № 147н от 12 апреля 2013 года. Она обязательно будет включать в себя общепринятые разделы:
- введение: содержит общие сведения о профессии, ее официальная дефиниция, классификация по справочникам ОКЗ и ОКВЭД;
- карта трудовых функций: будут описаны все функциональные обязанности юриста;
- характеристика функций: подробное рассмотрение каждой из обобщенных функций, перечень необходимых профзнаний и юридических умений;
- источник: сведения о той организации, которая разработала и апробировала данный профстандарт.
Профстандарт юриста-следователя
Единственный принятый Министерством труда России юридический стандарт зарегистрирован приказом № 183н от 23.03.2015 г. Содержание профстандарта «Следователь-криминалист» разбито по типовым структурным блокам.
- Официальное именование направления деятельности следователя: криминалистическое сопровождение расследования имевших место преступных действий. Код профессии по ОКЗ – 249, по ОКВЭД – 75.23.5 (деятельность СК Российской Федерации).
- Главной функцией следователя является организация всех процессуальных действий, в первую очередь, криминалистических процедур, в процессе расследования преступных деяний.
- Необходимый уровень квалификации – 7, для него нужно овладеть рядом профессиональных знаний и определенных умений:
- квалифицировать действия преступников с точки зрения закона;
- проводить профессиональный осмотр места преступления и тела потерпевшего;
- вести соответствующую документацию и т.д.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
В этом же пункте приведен подробный список действий, которые необходимо осуществлять следователю в процессе работы: от возбуждения дела до передачи его в прокуратуру.
ВАЖНО! Профессиональный стандарт следователя, как и любой другой, не может заменить должностной инструкции. Работодатель сам составляет ее, учитывая особенности своей организации и лишь опираясь на текст профессионального стандарта. В должностной инструкции можно даже совмещать требования из нескольких профстандартов.
Проект профстандарта для юрисконсульта
Разработать единый профстандарт для юридических работников довольно сложно, поскольку не выделены минимальные «планки» для самых простых вариантов юридических должностей. По состоянию на лето 2016 года ни один дополнительный юридический профстандарт не подан на утверждение в Минтруда России, а соответствующие законопроекты будут представлены на голосование в Госдуме не раньше 2017 года.
Любая профессиональная организация может стать автором профстандарта, для этого нужно, чтобы документ полностью соответствовал принятой Министерством вышеприведенной четырехчастной схеме.
Одной из попыток была организованная юрфактом МГУ имени М.Ломоносова проба составления макета стандарта «Корпоративный юрист». Обобщенные функции, выделенные разработчиком, включают в себя следующие виды юридической деятельности.
- Корпоративная практика:
- организация процедуры регистрации юрлиц;
- корректировка регистрационных документов предприятий;
- ведение перечней акционеров для других учреждений.
- Юридическое сопровождение хозяйственной деятельности
- подбор и/или составление нужных нормативных актов;
- согласование проектов различной документации;
- правовое сопровождение работы фирмы;
- вопросы разрешительной документации.
- Деятельность по договору с руководством организации – все общеправовые моменты, которые работодатель посчитает нужным включить в должностную инструкцию.
Уровень квалификации, который предполагается присвоить должности корпоративного юриста – 7. Планируемые требования к образованию – должно быть оконченное высшее по программам специалитета или магистратуры. Потребуют также 3-4летнего опыта на должности юрисконсульта.
До тех пор, пока соответствующие профстандарты не приняты, руководители, берущие на работу юристов, вправе руководствоваться Единым квалификационным справочником. В дальнейшем, обязательным применение стандартов для юристов, как и для других специальностей, станет в случаях, предусмотренных ТК РФ и другими подзаконными актами (наличие прав на льготы, ограничений и особых требований к должности, отметки в нормативных документах). Так что юристам лучше постоянно мониторить ситуацию в современном трудовом законодательстве, все может измениться в любой момент.
Prom-Nadzor.ru
Должностная инструкция начальника юридического отдела
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
[число, месяц, год]
Должностная инструкция
начальника юридического отдела [наименование организации, предприятия и т. п.]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
I. Общие положения
1.1. На должность начальника юридического отдела назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
1.2. Начальник юридического отдела должен знать:
1.2.1. Конституцию Российской Федерации, Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ по вопросам деятельности — Общества;
1.2.2. Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся правовой деятельности Общества;
1.2.3. Действующее законодательство Российской Федерации: гражданское, трудовое, финансовое, административное право;
1.2.4. Технические средства механизации и автоматизации (компьютерную технику) справочно-информационной работы по законодательству и нормативным актам, оргтехнику, уметь работать на них;
1.2.5. Основы экономики, организации труда и управления;
1.2.6. Правила внутреннего трудового распорядка и Коллективный договор Общества;
1.2.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
II. Должностные обязанности
Начальник юридического отдела:
2.1. Руководит деятельностью юридического отдела Общества, контролирует результаты работы, состояние трудовой дисциплины.
2.2. Осуществляет методическое руководство правовой работой в Обществе и оказывает правовую помощь его структурным подразделениям, дочерним Обществам и филиалам.
2.3. Разрабатывает лично или участвует в разработке внутренних правовых документов Общества, их визирование, проводит правовую экспертизу проектов приказов, издаваемых Обществом и визирует их.
2.4. Принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров (контрактов, соглашений), подготовке заключений об их юридической обоснованности, производит их визирование.
2.5. Готовит с участием заинтересованных отделов, служб, подразделений Общества материалы о хищениях, растратах, недостачах и иных правонарушениях для передачи их в следственные органы, суды общей и специальной юрисдикции.
2.6. Осуществляет контроль за состоянием учета и хранения находящихся в производстве и законченных исполнением судебных дел общей и специальной юрисдикции.
2.7. Анализирует и обобщает результаты рассмотрения претензий, судебных дел общей и специальной юрисдикции, а также изучает практику заключения и исполнения договоров с целью разработки соответствующих предложений об устранении выявленных недостатков и улучшения хозяйственно-финансовой деятельности Общества.
2.8. Лично или с участием заинтересованных служб и подразделений готовит предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов, нормативных актов, изданных в Обществе.
2.9. В соответствии с установленным порядком оформляет документы о привлечении виновных работников Общества к дисциплинарной и материальной ответственности.
2.10. Готовит проекты приказов о денежных выплатах по возмещению Обществом вреда, причиненного работникам увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, ведет учет и хранение указанных дел и переписку по ним.
2.12. Организует ведение справочно-информационной работы по законодательству и нормативным актам РФ с применением компьютерной техники, а также учет действующего законодательства и других нормативных актов.
2.13. Организует и проводит работу по правовой пропаганде, ознакомлению должностных лиц Общества с нормативными актами, относящимися к их деятельности, и об изменениях в действующем законодательстве.
Начальник юридического отдела имеет право:
3.1. На основании выданной доверенности, от имени Общества, вести дела в судах общей и специальной юрисдикции, представлять интересы Общества во всех государственных и негосударственных предприятиях, учреждениях, организациях, коммерческих и некоммерческих организациях, независимо от их организационно-правовых форм.
3.2. Осуществлять проверку деятельности всех служб и подразделений Общества в области соблюдения законодательства РФ, давать им обязательные к исполнению указания, направленные на устранение выявленных недостатков, повышению эффективности их деятельности.
3.4. Проверять соблюдение действующего законодательства и локальных нормативных актов в структурных подразделениях Общества.
3.5. Представлять Главному исполнительному директору Общества предложения и готовить проекты приказов о поощрении работников Общества за высокие показатели работы в вопросах правовой работы, также о привлечении их к ответственности, установленной действующим законодательством РФ, за нарушение установленных требований в вопросах вышеуказанной работы, недобросовестного выполнения своих должностных обязанностей.
3.6. Утверждает должностные инструкции подчиненных ему работников.
3.7. Заверяет копии документов, издаваемых Обществом.
IV. Ответственность
Начальник юридического отдела несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение возложенных на него настоящей Инструкцией обязанностей, а также за материальный ущерб, причиненный Обществу по его вине.
Западно-Сибирская
Правовая Палата
Опыт Репутация Синергия
625002, г. Тюмень, ул. Свердлова, д.5, корп.2, офис 306
Задать Вопрос
Задать Вопрос
Ваше сообщение было успешно отправлено
Западно-Сибирская
Правовая Палата
Опыт Репутация Синергия
625002, г. Тюмень, ул. Свердлова, д.5, корп.2, офис 306
Задать Вопрос
Задать Вопрос
Ваше сообщение было успешно отправлено
625002, г. Тюмень, ул. Свердлова, д.5, корп.2, офис 306
Западно-Сибирская
Правовая Палата
Видео (кликните для воспроизведения). |
Опыт Репутация Синергия
- Главная /
- Мероприятия /
- Профессиональный стандарт «Юрисконсульт»
Профессиональный стандарт «Юрисконсульт»
Уважаемые участники рынка профессиональных юридических услуг!
Некоммерческое партнерство «Западно-Сибирская Правовая Палата» заканчивает работу по подготовке профессионального стандарта для юристов в сфере юридического консалтинга.
Будем приветствовать Ваши замечания и предложения. Если у Вас есть что сказать или по прочтении проекта появятся вопросы, предложения или замечания, просим направлять их на эл. почту руководителя рабочей группы — директора ООО Юридическая фирма «Центр правовых услуг» Паламарчук Татьяне Викторовне [email protected]
Ниже Вы можете ознакомится с обоснованием необходимости разработки профессионального стандарта, а также скачать проект этого документа.
Обоснование необходимости разработки проекта профессионального стандарта «Юрисконсульт»
Закон является стержнем любого государства. Правильное применение закона обеспечивает возможность беспрепятственной реализации прав и интересов членов общества. За последние 25 лет становления и развития рыночных отношений сформировался рынок юридических услуг, представленный различными субъектами, призванными решать определенные задачи.
Одними из таких субъектов являются юридические компании, ставящие своей целью обеспечение потребности в правовой защите бизнеса, в консультировании по отдельным отраслям законодательства, а также специализирующиеся на представлении интересов участников гражданского оборота в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Деятельность таких компаний складывается как правило из двух составляющих:
- Аутсорсинг юридического обеспечения деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при которой юридические компании выполняют функции юридического отдела коммерческой организации;
- Выполнение отдельных поручений клиентов в любой сфере отечественного законодательства (кроме уголовного).
Учитывая значительную распространенность подобного рода деятельности и значительное количество специалистов-юристов, работающих в данной сфере, существует необходимость в оценке уровня их квалификации для контроля и постоянного совершенствования качества оказания юридических услуг.
Данная задача не может быть решена без соответствующей базы в виде профессионального стандарта для «Юрисконсульт», а также без оценки их квалификации в рамках независимой экспертизы.
Соответственно, разрабатываемый НП «Западно-Сибирская Правовая Палата» профессиональный стандарт и служит необходимым основанием для последующий оценки профессиональной квалификации указанных специалистов.
- Главная /
- Мероприятия /
- Профессиональный стандарт «Юрисконсульт»
Профессиональный стандарт «Юрисконсульт»
Уважаемые участники рынка профессиональных юридических услуг!
Некоммерческое партнерство «Западно-Сибирская Правовая Палата» заканчивает работу по подготовке профессионального стандарта для юристов в сфере юридического консалтинга.
Будем приветствовать Ваши замечания и предложения. Если у Вас есть что сказать или по прочтении проекта появятся вопросы, предложения или замечания, просим направлять их на эл. почту руководителя рабочей группы — директора ООО Юридическая фирма «Центр правовых услуг» Паламарчук Татьяне Викторовне [email protected]
Ниже Вы можете ознакомится с обоснованием необходимости разработки профессионального стандарта, а также скачать проект этого документа.
Обоснование необходимости разработки проекта профессионального стандарта «Юрисконсульт»
Закон является стержнем любого государства. Правильное применение закона обеспечивает возможность беспрепятственной реализации прав и интересов членов общества. За последние 25 лет становления и развития рыночных отношений сформировался рынок юридических услуг, представленный различными субъектами, призванными решать определенные задачи.
Одними из таких субъектов являются юридические компании, ставящие своей целью обеспечение потребности в правовой защите бизнеса, в консультировании по отдельным отраслям законодательства, а также специализирующиеся на представлении интересов участников гражданского оборота в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
- Аутсорсинг юридического обеспечения деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при которой юридические компании выполняют функции юридического отдела коммерческой организации;
- Выполнение отдельных поручений клиентов в любой сфере отечественного законодательства (кроме уголовного).
Учитывая значительную распространенность подобного рода деятельности и значительное количество специалистов-юристов, работающих в данной сфере, существует необходимость в оценке уровня их квалификации для контроля и постоянного совершенствования качества оказания юридических услуг.
Данная задача не может быть решена без соответствующей базы в виде профессионального стандарта для «Юрисконсульт», а также без оценки их квалификации в рамках независимой экспертизы.
Соответственно, разрабатываемый НП «Западно-Сибирская Правовая Палата» профессиональный стандарт и служит необходимым основанием для последующий оценки профессиональной квалификации указанных специалистов.
Профстандарт начальника отдела кадров с 2016 года
Профстандарт начальника отдела кадров с 2016 года устанавливает новые требования для кадровых специалистов. Подробнее о содержании документа и последствиях его внедрения для работников читайте в нашей статье.
Профессиональный стандарт для работников отдела кадров
В соответствии с нормами трудового законодательства применение профессиональных стандартов при приеме сотрудников на работу обязательно в том случае, если:
- выполнение профессиональных обязанностей связано с предоставлением каких-либо компенсаций или льгот либо если имеются определенные ограничения для выполнения работ (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);
- Трудовым кодексом или иными нормативно-правовыми актами РФ установлены требования по соответствию квалификации выполняемой сотрудником трудовой функции (ст. 195.3 ТК РФ).
В других ситуациях применение профстандартов работодателями не обязательно, а носит всего лишь рекомендательный характер. Так, при приеме на работу может быть отдано предпочтение тому соискателю, чьи знания, умения и полученное образование соответствуют установленным в профстандарте требованиям.
Профстандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Минтруда от 06.10.2015 № 691н, распространяется на специалистов по кадрам. Основной целью деятельности профессионалов, занятых в этой сфере, на которых распространяется вышеуказанный стандарт, является создание условий для результативной деятельности системы управления персоналом с целью достижения целей компании.
Профстандарт рассчитан на руководителей служб по управлению персоналом, специалистов учреждений занятости и кадровых агентств, менеджмента, специализирующегося на кадрах и их профессиональной ориентации.
Особенности требований к квалификации для начальника отдела кадров
В соответствии с ЕКС (Единым квалификационным справочником), утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 21.08.1998 № 37, который продолжает действовать до его отмены наряду с профстандартом, специалисты на должности начальника отдела кадров должны соответствовать таким квалификационным требованиям:
- высшее профильное образование;
- стаж работы в качестве ИТР (инженерно-технического работника) или руководителя, управляющего кадрами, не меньше 5 лет.
О профессиональных стандартах для кадровых работников читайте в нашей статье «Профстандарты для кадровиков с 2016 года (нюансы)».
Содержание профстандарта начальника отдела кадров
В профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом» в разделе II среди обобщенных трудовых функций под кодом G числится обязанность по операционному управлению персоналом и отделом кадров компании. При этом к наименованиям профессий из базовой группы (из перечня «Дополнительные характеристики» п. 3.7 раздела III профстандарта, утвержденного приказом № 691н) как раз и относится должность начальника отдела кадров.
Обобщенная трудовая функция объединяет три специфики работы начальника отдела кадров. Рассмотрим их подробнее.
Создание системы оперуправления кадрами и ее практическая реализация (G/01.7)
- анализ реализованных успешных кадровых практик, постановка целей работы отдела, разработка программ и планов по управлению кадрами;
- составление проекта работы отдела кадров и определение потребности в персонале;
- подача предложений руководству по обеспечению кадрами, оплате труда, а также создание оценочной системы для персонала;
- подготовка рекомендаций по расходам на кадры;
- прочее.
- организовать работу персонала, поставить ему задачи в соответствии с целью функционирования компании;
- разрабатывать организационную структуру, определять задачи и функциональные цели отдела кадров;
- применять техники координации межличностных взаимоотношений в коллективе, создания команд, выявления и поддержки лидеров, поощрять исполнительность;
- выстраивать внутрикадровые коммуникации;
- рассчитывать потребности и контролировать выделенные отделу средства;
- представлять интересы компании при переговорах с представительными органами работников, координировать взаимодействие с госорганизациями;
- работать с информационными программами и базами данных по кадрам;
- проводить корпоративные мероприятия с кадровым составом;
- соблюдать этику профессионального общения с персоналом;
- прочее.
- основы трудового, налогового, миграционного, административного, архивного законодательства РФ;
- структуру компании и ее производственной деятельности;
- локальные нормативные акты компании по кадровым вопросам;
- порядок заключения договоров;
- нормы этики делового общения;
- базовые основы информатики;
- прочее.
Осуществление непосредственного управления персоналом и налаживание работы отдела кадров (G/02.7)
- планирование деятельности отдела кадров;
- осуществление управления отделом кадров;
- определение размера расходов по отделу для включения в общий бюджетный план предприятия;
- унификация процессов деятельности отдела;
- инструктаж по охране труда;
- постановка задач перед кадрами, поиск ресурсов для их реализации и контроль за надлежащим выполнением;
- проверка планов и отчетов работников отдела кадров, подготовка предложений для улучшения показателей отдела;
- подготовка отчетов по работе отдела кадров;
- прочее.
- обозначать степень ответственности и эффективности работы сотрудников, ставить и распределять задачи, находить ресурсы для их осуществления;
- использовать техники оперативного управления кадрами;
- контролировать исполнение задач и поручений и корректировать их по мере необходимости;
- планировать работу отдела кадров и определять показатели эффективности его деятельности;
- мотивировать персонал, вовлекать его в деятельность компании и дисциплинировать;
- производить расчет расходов для функционирования отдела кадров в процессе составления бюджета компании;
- анализировать текущую работу отдела кадров, внедрять оптимизационные процедуры;
- представлять компанию в переговорах с госорганами по вопросам кадров, профсоюзами;
- осуществлять аудиторскую проверку работы с кадрами;
- пользоваться инфосистемами и банком данных по вопросам управления кадрами;
- прочее.
- теорию управления и мотивирования кадров;
- экономику труда;
- штатно-организационную структуру компании;
- основы стимулирования труда персонала;
- способы оценки труда персонала;
- соцполитику компании;
- структуру и содержание бизнес-плана компании;
- порядок разрешения трудовых споров;
- правила аудита работы с кадрами;
- формы соцпартнерства с профсоюзами;
- кадровое делопроизводство;
- основы заключения гражданско-правовых договоров;
- основы трудового, налогового, миграционного, административного, архивного законодательства РФ;
- локальные нормативные акты компании по кадровым вопросам;
- нормы этики делового общения;
- базовые основы информатики;
- прочее.
Администрирование операционных процессов и обеспечение документооборота по управлению кадрами (G/03.7)
- анализ этапов прохождения документации, связанной с оперуправлением персоналом и работой отдела кадров;
- документирование результатов работы по администрированию, а также вверенного отдела кадров;
- генерация предложений по совершенствованию систем по администрированию;
- проработка системы оценки и контроля работы персонала;
- составление и обработка запросов о работниках в госорганы, профсоюзы и общественные организации;
- подготовка предложений по выделению средств из бюджета компании для персонала;
- реализация мероприятий, связанных с хранением сведений о результатах работы систем операционного управления персоналом и функционирования отдела кадров;
- прочее.
- осуществлять контроль за процессами управления кадрами, выявлять их результативность и факторы отклонения от плана;
- готовить программы по достижению поставленных целей по работе персонала;
- проводить анализ, готовить документы, связанные с оперативными процессами и их результативностью;
- осуществлять аудиторскую проверку кадровых процессов, правильности оформления документов по кадрам и управлению персоналом;
- осуществлять контроль за расходованием выделенных для персонала средств из бюджета компании;
- составлять документацию по оперуправлению персоналом и работе отдела кадров;
- осуществлять хранение документации в соответствии с архивным и трудовым законодательством;
- вести переговоры и выполнять представительские функции компании в госорганах, перед профсоюзами по кадровым вопросам;
- осуществлять деловое корреспондирование, учет и регистрацию документации в инфосистемах и на внешних носителях;
- пользоваться инфосистемами и базами данных по персоналу, системами по операционному управлению персоналом и работе отдела кадров;
- прочее.
- основы эффективности работы компании в отношении управления персоналом;
- основы оценивания результатов труда работников и отдела кадров;
- форматы стимулирования работы персонала;
- основы документооборота, архивного дела;
- порядок создания банка данных, подготовки отчетов по работе систем операционного управления персоналом и отдела кадров;
- нормативно-правовые акты, регулирующие права/обязанности госорганов и статистических организаций;
- социальную политику компании;
- штатно-организационную структуру компании;
- бизнес-план компании и производственные процессы;
- порядок заключения договоров;
- основы трудового, налогового, миграционного, административного, архивного законодательства РФ;
- локальные нормативные акты компании по кадровым вопросам;
- нормы этики делового общения;
- базовые основы информатики;
- прочее.
Вся информация о кадровом делопроизводстве — в нашей статье «Кадровое делопроизводство с нуля — пошаговые инструкции 2015–2016».
Последствия для работника в связи с принятием профстандарта
Настоящий профстандарт может служить основой для предъявления квалификационных требований к соискателю при выборе кандидатуры на руководящую должность по управлению персоналом. При этом сотрудник, уже работающий на должности начальника отдела кадров на дату введения данного профстандарта в действие, не может быть уволен за несоответствие новым требованиям.
Также нельзя в одностороннем порядке внести изменения в трудовой договор с ним с целью добавления функциональных обязанностей и установления новых требований к работе. Для того чтобы оформить новые требования, потребуется подписать двухстороннее дополнительное соглашение к трудовому договору. При этом работодатель может инициировать проведение аттестации, а также обязать сотрудника пройти обучение по повышению квалификации в соответствии со ст. 196 ТК РФ.
С момента принятия Министерством труда РФ профессионального стандарта для такого специалиста по управлению персоналом, как начальник отдела кадров, данный документ становится обязательным для применения работодателем в части реализации ч. 2 ст. 57 ТК РФ и ст. 195.3 ТК. При этом работодатель не может уволить сотрудника, уже работающего на данной должности, за несоответствие установленным в стандарте квалификационным требованиям. Также он не может в одностороннем порядке пересмотреть условия трудового договора. Профессиональный стандарт для начальника отдела кадров в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 57 ТК РФ и ст. 195.3 ТК, является рекомендательным нормативным актом.
Профстандарт юриста
В настоящий момент в РФ значение юриспруденции в целом и профессии юриста в частности возрастает. Законодательство предусматривает ряд регламентирующих эту сферу деятельности документов. Впрочем, несмотря на то, что сегодня разработаны, внедрены и активно используются профессиональные стандарты для отдельных специалистов, для юристов их до сих пор не существует.
Назначение профстандарта юриста
Внедрение в производственную деятельность таких законодательных нормативов, как профстандарты конкретных специалистов, обеспечивает регламентацию должностных требований, предъявляемых к трудоустраиваемым сотрудникам.
Опираясь на них, можно:
- формировать более эффективные и полные должностные инструкции;
- оперативно разрешать спорные или конфликтные ситуации, касающиеся перечня трудовых обязанностей субъектов и границ их компетентности;
- легче и быстрее организовывать курсы повышения квалификации и последующую аттестацию персонала.
Использование профстандартов для юристов позволяло бы обеспечить:
- Наличие четкой регламентации конкретных обязанностей сотрудников юридического направления, что позволит брать на работу квалифицированные кадры и обеспечивать им соответствующие рабочие условия.
- Формирование у студентов соответствующего профиля понимания нюансов и тонкостей работы. В частности, профстандарт позволяет разобраться в том, какие должности правомерно занимать лицам с наличием степени бакалавра, а какие – со степенью магистра и выше. Также наличие рассматриваемого законодательного норматива даст возможность разъяснить, какие преференции в части получения места трудоустройства будут у магистров юриспруденции, имеющих второе высшее, но по иной специальности.
Так, практика демонстрирует, что распространенной проблемой является скептическое отношение потенциальных работодателей к образованию уровня бакалавра и предпочтение магистров даже на тех должностях, для которых наличие указанной степени объективно не требуется.
Соответственно, бакалавры нередко не получают рабочие места из-за предвзятости нанимателей. Однако перекладывать всю ответственность на управленцев за подобные обстоятельства не вполне уместно. Основной проблемой является отсутствие четких предписаний законодательства. Таким образом, внедрение профстандарта юриста обеспечит понимание того, как должно происходить трудоустройство. Профстандарт ликвидирует ряд недоразумений и неправомерных отказов специалистам определенных квалификаций.
В то же время формирование профстандарта юриста сопровождается рядом трудностей, основной из которых является масштабность сферы. Так, юристами именуют буквально всех специалистов права: консультанта, нотариуса, следователя, пристава, судейский аппарат и т.д. Однако, их трудовые функции кардинально разнятся, что обуславливает необходимость четкой регламентации ряда профессий (в соответствии с их названием) в одном профстандарте.
Важный факт – в 2018 году в части юриспруденции существуют только два официально опубликованных профстандарта: следователя-криминалиста и специалиста по конкурентному праву.
В правительстве РФ рассматривается вероятность публикации нормативов для таких профессий, как нотариус, консультант, адвокат, судья, служащие прокуратуры, корпоративный юрист, а также пенитенциарный сотрудник.
Законодательные особенности утверждения профстандарта юриста
Профессиональные стандарты для различных специальностей публикуются, начиная с середины лета 2016 года. Однако утвержденного профстандарта юриста в 2018 году не существует. В свою очередь, Правительство РФ и Рособрнадзор видят реальную перспективу его публикации уже к концу 2019 года.
На данный момент актуальностью пользуются только два стандарта в части юриспруденции. Активно подготавливаются также нормативы еще для семи сфер правовой деятельности.
Разработкой нового проекта профстандарта юриста занимаются представители юрфака МГУ им. Ломоносова.
Оба вида нормативов (уже утвержденные и еще разрабатываемый) имеют одно главное сходство –7-ой уровень квалификации. Значение соответствующих уровней раскрывается в Приказе Минтруда РФ № 148-н от 12.04.2013г. Так, 7-й уровень подразумевает наличие высшего образования (в частности, степени специалиста или магистра), а также практического опыта и прохождения курсов повышения квалификации.
Однако, до тех пор, пока профстандарт юриста не будет официально опубликован, наниматели должны следовать предписаниям ЕКС, которые, в свою очередь, являются ретроспективой современных стандартов.
В частности, ЕКС предполагает следующие требования для принятия на должность юридических консультантов:
- сотрудник без категории из указанного перечня должен иметь высшее образование юридического профиля, при этом требования относительно опыта работы не отражены. Если гражданин имеет среднее профессиональное образование, то ему потребуется, как минимум, 5 лет стажа;
- юрист 2-й категории должен иметь высшее образование соответствующего направления, а также трехлетний стаж;
- для профессионала 1-й категории необходимо наличие высшего образования, а также стаж минимум 3 года на должности сотрудника со второй категорией.
Структура проекта профстандарта юриста
Профстандарты не должны противоречить общим требованиям Приказа Минфина РФ № 147-н от 12.04.2013г. и, как следствие, имеют единый образец и структуру. Таким образом, информация, представленная в профстандарте юриста, должна выстраиваться следующим образом:
- Общие сведения. Предполагается, что в данном разделе будет отражен характер деятельности, ее вид и цель, также код по ОКВЭД и ОКЗ (группа занятий). Также указывается, к какой сфере экономической деятельности относится рассматриваемая профессия.
- Раскрытие общих трудовых функций вкратце. Как можно понять из профстандарта следователя, к его функциям относят проведение криминалистической деятельности с целью дальнейшего раскрытия правонарушений.
- Детальное описание трудовых функций профессии. Так, в настоящем разделе детализируются все функции, обозначенные во втором пункте. Помимо этого, также приводится полный перечень навыков и необходимых знаний для исполнения заданий. В стандарте следователя прописывается, что специалист должен иметь 7-ю категорию квалификации, что подразумевает окончание магистратуры или специалитета. Особенностью рассматриваемого стандарта является отсутствие требований относительно практической деятельности субъекта. Однако, он содержит одно условие допуска к работе − соответствие характеристик сотрудника приведенным положениям.
- Сведения о разработчиках стандарта, а также о тех структурах, которые являются ответственными за реализацию норматива.
Трудовые функции юриста-консультанта в соответствии с ЕКС
Ввиду того, что профстандарт юриста еще не утвержден, в процессе трудоустройства наниматели используют сведения из ЕКС. К трудовым обязанностям представителя рассматриваемой профессии относится:
Также важно отметить, что юрист, трудоустроенный в компании, также должен обладать и знаниями о:
- нормативах, которые прямо и/или косвенно относятся к сфере деятельности бизнес-субъекта;
- методических рекомендациях, обеспечивающих правомерную производственную деятельность;
- законодательных нормах трудового, гражданского, административного, финансового, налогового, экологического и земельного права;
- порядке формирования отчетности, а также ведения бухучета;
- правилах оформления индивидуальных и коллективных соглашений;
- правилах использования компьютерной техники;
- экономике, менеджменте, а также организации трудового процесса в компании;
- правилах техники безопасности трудовой деятельности.
Особенности практического применения профстандарта юриста в 2019 году
Исходя из ст. 57 ТК РФ, практическое применение любого профстандарта обязательно только при наличии следующих условий:
- законодательство обеспечивает сотруднику конкретной должности ряд преференций и льгот, которые возможно реализовать, только состоя на работе в конкретном положении;
- у сотрудника нет ограничений, препятствующих выполнению рабочих обязанностей в соответствии со стандартом (например, судимость);
- законодательство фиксирует перечень профессий, которые обязательно должны исполнять нормы рассматриваемых документов.
Так, на данный момент нет оснований полагать, что юристам будут предъявлены какие-либо ограничения, ввиду этого использование стандарта может не быть обязательным. Исключением из указанного положения будут являться госслужащие, исходя из ст. ПП РФ № 584 от 27.06.2016г.
Однако, как демонстрирует практика с профстандартами иных специальностей, даже наниматели в коммерческих компаниях опираются на нормы рассматриваемых документов с целью выявления в потенциальном работнике уместных деловых качеств и образования. Ввиду этого можно предположить, что после ввода профстандарта юриста в практическую деятельность, коммерческие компании также будут применять его как свод основных рекомендаций при трудоустройстве и ведении производственной деятельности в части труда юристов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, профстандарт юриста на данный момент находится в стадии разработки. Ввиду этого практики используют рекомендации ЕКС. Впрочем, из-за стремительного развития правового законодательства РФ публикации норматива следует ожидать в ближайшие несколько лет.
Источники
Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.
Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.
-
Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.
-
Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.