Предрейсовый медосмотр водителей кто имеет право проводить

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Предрейсовый медосмотр водителей кто имеет право проводить" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Кто вправе проводить предрейсовые медицинские осмотры? (Валова С.)

Дата размещения статьи: 30.10.2015

В силу норм ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей вне зависимости от того, находятся транспортные средства в собственности организации или во временном пользовании на основании договора аренды. Статья 23 данного нормативного акта предусматривает медицинское обеспечение безопасности дорожного движения, которое заключается, в частности, в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Вправе ли частное лицо, имеющее медицинское образование, проводить предрейсовые медицинские осмотры? Будут ли в данном случае расходы на проведение предрейсовых медицинских осмотров являться правомерными как в целях бухгалтерского учета, так и при исчислении налога на прибыль? Ответы на эти вопросы даны в статье.

Для справки. На основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного ценрта «Сколково») (далее — Положение о лицензировании) медицинская деятельность является лицензируемой.

Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр?

Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр: лицензию или сертификат (здравпункт организации лицензии на медицинские услуги не имеет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работник, состоящий в штате организации и проводящий предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, должен иметь медицинское образование (высшее и (или) среднее профессиональное), действующий сертификат специалиста, а также документ о прохождении им специального обучения по программе проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее — Порядок).

Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», должен иметь сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002). Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (приложение N 8).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Таким образом, медицинский работник, состоящий в штате Вашей организации и проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен иметь высшее и (или) среднее образование профессиональное образование, действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения.

В то же время остается спорным вопрос о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников. Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.

В настоящее же время суды более склонны считать, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях является обязательным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10653/15 от 18.09.2015 г., апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18 июня 2015 г. по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 6 мая 2015 г. по делу N А02-621/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2015 г. по делу N А62-6347/2015, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2015 г. по делу N 5-299/2015).

Читайте так же:  Прием на работу государственных и муниципальных служащих

Полагаем, что в указанных обстоятельствах осуществление организацией соответствующей деятельности без получения лицензии влечет определенные риски: возможны претензии со стороны контролирующих органов (причем суды сейчас склонны поддерживать такие претензии) и как результат — привлечение к административной ответственности.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Медосмотр водителей по новым правилам (Авдеева И.)

Дата размещения статьи: 18.06.2016

Регулирование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих, является одной из серьезных задач законодателя. Пожалуй, самой широко контролируемой можно назвать деятельность по управлению транспортными средствами. Здесь важно не только обеспечить своевременное выявление нарушений, но и механизм пресечения. Одной из существенных мер в этой сфере является обязательность прохождения водителями медицинских осмотров. О них и пойдет речь.

Ранее вопросы организации медицинских осмотров уже освещались в наших публикациях. Но вступивший в силу 1 мая 2015 г. новый Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, далее — Порядок) внес некоторые изменения в процедуру прохождения медосмотров водителей. Одни поправки являются техническими и просто приводят формулировки подзаконного акта в соответствие с определениями ТК РФ. Другие, напротив, серьезно корректируют ранее действовавший порядок. Рассмотрим основные изменения, тем более что требования к организации медицинских осмотров являются обязательными для любых компаний, эксплуатирующих транспортные средства (как для собственных нужд, так и в целях оказания услуг).

Примечание. См. статью «Как не допустить ошибок, проводя медосмотры» на с. 38 журнала N 3, 2015.

Для кого обязателен осмотр

Кто проводит осмотр

Проведение осмотра

Последствия выявления нарушений

Ответственность

Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей

Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан за свой счет проводить для них предрейсовые медосмотры. Штрафы за нарушение предусмотрены серьезные: до 130 000 рублей за одного водителя.

Мы предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно организовать предрейсовые медосмотры в зависимости от численности водителей.

Способ 1. Если у вас транспортная организация

Организовать предрейсовые медицинские осмотры работодатель может собственными силами. Такой вариант подойдет для крупных компаний с многочисленным штатом сотрудников и сменными графиками работы. Работодатель должен быть готов к значительным вложениям сил, времени и денег на выполнение требований законодательства.

Чтобы проводить предрейсовые медосмотры внутри организации, работодатель имеет право включить в штат должность медицинского работника и создать подразделение, которое будет оказывать медицинскую помощь работникам организации (ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Учтите, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В том числе, если предрейсовые осмотры проводит медицинский работник, который состоит в штате работодателя (п. 8 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности)

[2]

Как оснастить помещение для медицинских осмотров

Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна — для проведения осмотров, вторая — для отбора биологических сред.

Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

— письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

— прибор для определения артериального давления — 2 штуки, термометр — 3 штуки, стетофонендоскоп — 2 штуки;

— прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 штуки;

— алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры — 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики — 10 штук;

— столик для медицинского оборудования — 1 штука;

— шпатели медицинские — 10 штук;

— сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи — 1 штука;

— оборудованная комната для отбора биологических сред;
— средства связи.

Способ 2. Если в организации работает несколько водителей

Если в организации водителей мало — например, три, то создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. В этом случае экономически выгодно проводить осмотры в медицинской организации. Преимущества: не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

Для проведения осмотров заключите договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В договоре на оказание медицинских услуг зафиксируйте режим работы медсотрудника и обязанности медорганизации:

[3]

  • обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;
  • повышать квалификацию медработника;
  • предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;
  • заполнять журнал медосмотров.
  • При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Учтите, что время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).

    Читайте так же:  Специалист в области сестринского дела медицинская сестра

    Способ 3. Если в организации несколько удаленных подразделений и в каждом есть водители

    Еще один вариант организации предрейсового медицинского осмотра — проводить его на территории работодателя, но с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения. В этом случае работодатель не тратит время, силы и деньги на доставку работников до медицинской организации и обратно. Кроме того, не нужно получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.

    Если работодатель решает привлечь работников сторонней медицинской организации, следует заключить договор. Проверьте, чтобы медицинская организация внесла ваш адрес в свою лицензию.

    Осуществлять медицинскую деятельность можно только по адресам, которые прописаны в лицензии (ст. 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»). Если медицинская организация планирует проводить предсменные медосмотры по новому адресу, который не указан в лицензии, ее нужно переоформить (ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 8 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).

    Если медицинская организация не включит в лицензию адрес места, где будет проводить медицинский осмотр ваших сотрудников, надзорные органы могут признать результаты осмотров недействительными.

    Для медицинских организаций, которые допускают нарушения требований лицензирования, предусмотрены административные взыскания. В частности, штраф до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

    Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра

    За нарушение порядка проведения предрейсового медицинского осмотра установлены штрафы в размере (ст. 11.32 КоАП РФ):

  • для водителя — от 1000 до 1500 рублей;
  • для медработника, проводящего осмотр, — от 2000 до 3000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей (примечание к ст. 11.32 КоАП РФ) и юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Ответственность за допуск сотрудника к управлению транспортным средством (ТС) без предрейсового медосмотра.

    Категория нарушителей Допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
    (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
    Повторный допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
    (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
    Допуск сотрудника к управлению ТС в состоянии опьянения
    (ст. 12.32 КоАП РФ)
    Должностные лица Штраф от 15 000 до 25 000 рублей Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет Штраф для ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС 20 000 рублей Предприниматели Штраф от 15 000 до 25 000 рублей Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей Организации Штраф от 110 000 до 130 000 рублей Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей

    Как работодателей привлекают к ответственности: судебная практика

    Если инспектор ГИБДД установит состояние алкогольного опьянения у водителя во время исполнения должностных обязанностей, то накажут и водителя, и работодателя. Инспектор выдаст протокол водителю по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. После изучения путевого листа и договора аренды транспортного средства работодателя привлекут к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. Штраф — 100 000 рублей (пример — постановление Архангельского областного суда от 19 сентября 2014 г. по делу № 4а-325).

    Учтите, что если после выплаты административного штрафа по статье 12.32 КоАП РФ работодатель захочет взыскать его с работника, суд может отклонить такое требование. Штраф на работодателя не признают ущербом, который работник причинил во время исполнения своих трудовых обязанностей (пример — апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-9744-2014).
    Андрей КРЕТОВ, эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва).

    Услуги Правовой защиты

    С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

    Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.

    Аутсорсинг
    охраны труда
    от 16500 рублей

    Вопрос недели: требования к медработнику, проводящему предрейсовые медосмотры

    Вопрос о лицензировании медработника, проводившего предрейсовый осмотр водителей, какие требования предъявляются к такому медику? У нас медик в штате, и он имеет только сертификат о проведении осмотров и диплом медработника, этого теперь не достаточно?

    В целях организации проведения предрейсового и послерейсового медосмотров работодатель принимает на работу медицинского работника, предварительно включив в штатное расписание должность такого специалиста. В этом случае работник, который будет проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, должен, в частности, иметь высшее и (или) среднее профессиональное образование (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров); работодатель обязан получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам.

    Если перевозчик не захочет получать медицинскую лицензию, для него по-прежнему будет альтернатива. Он может заключить договор оказания услуг с организацией или ИП, у которых есть эта лицензия.

    Таким образом, если осмотр водителей проводит состоящий в штате организации медицинский работник, имеющий медицинское образование, прошедший специальную подготовку, осмотр проводится в сертифицированном медицинском кабинете, но организация при этом не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, то в ходе проверки организации на предмет соблюдения действующего законодательства в области безопасности дорожного движения проверяющие могут установить, что организация не обеспечила проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей медицинским работником или медицинской организацией, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности — Постановлении от 14.12.2017 по делу N А43-11297/2017.

    Читайте так же:  Подрядчик отказывается подписывать акт выполненных работ
    Видео (кликните для воспроизведения).

    При этом, работодатель вправе воспользоваться вторым способом и заключить с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, договор на оказание соответствующих медицинских услуг. Также, следует отметить, что данное положение не является нововведением Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» действует с 01.05.2015.

    Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

    Документ 1.

    1. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя ) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

    Документ 2.

    1. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

    в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), или наличие договора об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

    Документ 3.

    Как работодателю организовать проведение предрейсового и послерейсового медосмотров

    Проведение таких медосмотров можно организовать одним из следующих способов.

    1. Работодатель принимает на работу медицинского работника, предварительно включив в штатное расписание должность такого специалиста. Данный вывод основан на ч. 4 ст. 24 Закона N 323-ФЗ, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

    В этом случае необходимо учитывать следующее:

    — работник, который будет проводить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, должен, в частности, иметь высшее и (или) среднее профессиональное образование (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров);

    Связанные вопросы

    — работодатель обязан получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам. Отметим, что организации, входящей в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково», такая лицензия не потребуется. Данные выводы следуют из п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», п. п. 1, 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 99-ФЗ (далее — Положение о лицензировании), Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

    1. Работодатель заключает с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, договор на оказание соответствующих медицинских услуг. Это следует из п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Необходимо учесть, что у такой организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности, предусматривающая выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). Данный вывод следует из п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, п. 3 Положения о лицензировании, Перечня, приведенного в Приложении к Положению о лицензировании, п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

    Документ 4.

    Чтобы получить лицензию на перевозку, владельцам автобусов необходима медицинская лицензия

    Правительство указало, что компании и предприниматели, которые осуществляют автоперевозки более 8 пассажиров, обязаны получить лицензию на занятие медицинской деятельностью. Такая лицензия должна предусматривать выполнение работ по предрейсовым и послерейсовым медосмотрам.

    Если перевозчик не захочет получать медицинскую лицензию, для него по-прежнему будет альтернатива. Он может заключить договор оказания услуг с организацией или ИП, у которых есть эта лицензия.

    Лицу, которое намерено получить лицензию на пассажирскую перевозку, откажут в ее выдаче, если оно не выполнит требование о наличии медицинской лицензии или названного договора. Для лиц, уже имеющих лицензию на перевозку, нарушение этого требования грозит предупреждением или штрафом. Например, транспортные компании заплатят от 30 до 40 тыс. руб. Кроме того, работодатели могут быть оштрафованы за то, что не организовали предрейсовые или послерейсовые осмотры водителей.

    До того как появились нововведения, одним из требований к перевозчикам было наличие в штате специалиста с медицинским образованием, который проводит предрейсовые медосмотры водителей. Условие о том, что работодатели должны получать медицинскую лицензию, не было названо, но подразумевалось. На практике вопрос о необходимости получать такую лицензию в течение продолжительного времени разрешался неоднозначно.

    Документ: Постановление Правительства РФ от 28.06.2016 N 591 (вступил в силу 8 июля 2016 года)

    Что следует знать работодателю по организации предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей? (Путеводитель по кадровым вопросам)

    Как получить лицензию на перевозку пассажиров автотранспортом вместимостью более 8 человек? (Путеводитель по госуслугам для юрлиц)

    Что необходимо для получения лицензии на медицинскую деятельность? (Путеводитель по госуслугам для юрлиц)

    Документ 5.

    Читайте так же:  Сроки проведения капитального ремонта зданий и сооружений

    Обратите внимание! Если осмотр водителей проводит состоящий в штате организации медицинский работник, имеющий медицинское образование, прошедший специальную подготовку, а осмотр проводится в сертифицированном медицинском кабинете, но организация при этом не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности, то в ходе проверки организации на предмет соблюдения действующего законодательства в области безопасности дорожного движения проверяющие могут установить, что организация не обеспечила проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей медицинским работником или медицинской организацией, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности.

    Аналогичная ситуация рассматривалась Арбитражным судом Волго-Вятского округа, где в Постановлении от 14.12.2017 по делу N А43-11297/2017 суд отклонил довод заявителя о том, что при наличии у него в штате медицинского работника, который имеет медицинское образование и прошел специальную подготовку по проведению медицинских осмотров, лицензия не требуется, как основанный на неправильном толковании норм права.

    Документ 6.

    Как получить лицензию для перевозки пассажиров (иных лиц) автобусом с 01.03.2019

    Для перевозки пассажиров и иных лиц автобусами требуется лицензия.

    Чтобы получить ее, уплатите госпошлину, подайте документы и пройдите необходимые проверки. Лицензия действует бессрочно. Она может быть в бумажном или электронном виде.

    Если у вас есть лицензия на перевозку пассажиров автотранспортом вместимостью более восьми человек и вы намерены заниматься автобусными перевозками, вам нужно до 29.06.2019 получить лицензию на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами.

    Оглавление:

    1. Когда нужно получать лицензию

    Получать лицензию нужно для осуществления перевозок пассажиров и иных лиц автобусами. Исключение — перевозки, которые выполняют специальные службы (например, скорая помощь, полиция), и перевозки без использования автодорог общего пользования (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ).

    [1]

    Сведения о транспортных средствах нужно включить в реестр лицензий, иначе их запрещено использовать при перевозках (пп. «а» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.10.2018 N 386-ФЗ).

    Обратите внимание, что лицензионные требования указываются в специальном нормативном акте — положении о лицензировании (п. 1 ст. 8 Закона о лицензировании). Рекомендуем обращаться за лицензией после того, как Правительство РФ утвердит положение о лицензировании перевозок пассажиров и иных лиц автобусами или после выхода официальных разъяснений порядка лицензирования.

    1. Как уплатить госпошлину

    Госпошлина за выдачу лицензии составляет 7 500 руб. Уплатите ее до подачи документов (пп. 6 п. 1 ст. 333.18, пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

    Обычно документы об уплате госпошлины не нужно подавать вместе с остальными документами на получение лицензии. Однако платежное поручение или квитанцию потребуют представить, если информация об уплате отсутствует в ГИС ГМП (п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

    1. Какие документы подготовить для получения лицензии и как их подать

    Для получения лицензии вам потребуются, например, следующие документы (ч. 1, 3, 4 ст. 13 Закона о лицензировании):

    1) заявление о предоставлении лицензии. Чтобы заполнить его, понадобятся регистрационные документы юрлица (ИП), свидетельство ИНН и другие документы.

    Укажите в заявлении, в частности, лицензируемый вид деятельности, реквизиты документов, подтверждающих соответствие лицензионным требованиям, реквизиты документа об уплате госпошлины (иные сведения, которые подтверждают ее уплату).

    Если вам нужна лицензия в форме электронного документа, укажите на это в заявлении (ч. 9 ст. 14 Закона о лицензировании).

    Если вы хотите получать информацию по вопросам лицензирования в электронной форме, просьбу об этом нужно также включить в заявление (ч. 2 ст. 13 Закона о лицензировании);

    2) копии документов, которые подтверждают соответствие вашей организации (ИП) лицензионным требованиям.

    Перечень этих документов определит положение о лицензировании. Полагаем, что к ним будут относиться в том числе:

    • документы, которые подтверждают, что вы собственник (законный владелец) транспортных средств (например, договор купли-продажи, аренды, лизинга);
    • регистрационные документы транспортных средств (например, свидетельства о регистрации), ПТС, диагностические карты;
    • документы, подтверждающие, что вы собственник (законный владелец) помещений и оборудования для проведения техобслуживания и ремонта транспорта (в частности, выписка из ЕГРН, договор аренды, договор купли-продажи оборудования), или копия договора со специализированной организацией на оказание таких услуг;
    • диплом о высшем (среднем профессиональном) медицинском образовании специалиста, который проводит предрейсовые медосмотры, и удостоверение о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе «Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств» или договор на проведение таких осмотров с медицинской организацией (ИП), которая имеет соответствующую лицензию;
    • документы, которые подтверждают квалификацию и стаж работы водителей (в частности, водительское удостоверение, трудовая книжка), а также прохождение ими медицинского освидетельствования (например, медицинское заключение).

    Подборка материала по вопросу:

    Предрейсовый медосмотр водителей кто имеет право проводить

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В транспортной организации предрейсовый медицинский осмотр проводит физическое лицо, имеющее соответствующее удостоверение. Данное физическое лицо не состоит ни в штате данной организации, ни в штате какой-либо иной организации. Вознаграждение за услугу проведения медицинского осмотра физическое лицо не получает. Правомерно ли проведение указанным лицом предрейсового медицинского осмотра? Предусмотрена ли в данном случае административная ответственность организации?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Проведение указанным в вопросе лицом предрейсового медицинского осмотра является нарушением действующего законодательства и может явиться основанием для привлечения организации и ее должностных лиц к административной ответственности.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Голубев Александр

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Александров Алексей

    Предрейсовый медосмотр водителей кто имеет право проводить

    Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр: лицензию или сертификат (здравпункт организации лицензии на медицинские услуги не имеет)?

    Читайте так же:  Немедленное исполнение решения арбитражного суда: как упрощенное производство обеспечивает быстрые результаты

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Работник, состоящий в штате организации и проводящий предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, должен иметь медицинское образование (высшее и (или) среднее профессиональное), действующий сертификат специалиста, а также документ о прохождении им специального обучения по программе проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

    В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее — Порядок).

    Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

    В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», должен иметь сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002). Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (приложение N 8).

    Таким образом, медицинский работник, состоящий в штате Вашей организации и проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен иметь высшее и (или) среднее образование профессиональное образование, действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения.

    В то же время остается спорным вопрос о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников. Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.

    В настоящее же время суды более склонны считать, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях является обязательным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10653/15 от 18.09.2015 г., апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18 июня 2015 г. по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 6 мая 2015 г. по делу N А02-621/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2015 г. по делу N А62-6347/2015, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2015 г. по делу N 5-299/2015).

    Полагаем, что в указанных обстоятельствах осуществление организацией соответствующей деятельности без получения лицензии влечет определенные риски: возможны претензии со стороны контролирующих органов (причем суды сейчас склонны поддерживать такие претензии) и как результат — привлечение к административной ответственности.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Источники


    1. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.

    2. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

    3. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
    4. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
    5. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.
    Предрейсовый медосмотр водителей кто имеет право проводить
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here