Содержание
- 1 Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
- 2 Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
- 3 Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
- 4 Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия)
- 5 4. Планирование и организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
- 6 Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
Утверждены
приказом исполняющего
обязанности Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 27 марта 2015 года № 268
Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
1. Общие положения
1. Настоящие Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 2-1) пункта 1 статьи 14 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года и определяют порядок рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
3. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения включает:
1) поддержание и повышение плодородия земель (определенный уровень содержания общего гумуса, легкогидролизуемого азота, подвижного фосфора и обменного калия в пахотном горизонте);
2) поддержание и повышение определенного уровня урожайности основных сельскохозяйственных культур;
3) соблюдение севооборотов;
4) обеспечение оптимальной нагрузки на пастбища при производстве продукции животноводства;
5) сохранение и улучшения плодородия и мелиоративного состояния почв;
6) предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота, недопущение зарастания земель сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а также захламления бытовыми и производственными отходами;
7) недопущение сжигания пожнивных остатков и побочных продуктов сельскохозяйственных культур на обрабатываемых участках земель сельскохозяйственного назначения.
Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
ООО «Судебно-экспертная служба «ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ»
пр. Михаила Нагибина, 14 а, оф. 631 А
+7(863) 310-71-54
8 (909) 43-45-739
- Главное меню
- Библиотека
- Законодательство Ростовской области ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РОСТО
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РОСТО
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 20 сентября 2012 г. N 905
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии со статьей 4 Областного закона от 14.01.2008 N 858-ЗС «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области» Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
постановление Администрации Ростовской области от 16.04.2009 N 182 «Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области»;
постановление Администрации Ростовской области от 08.08.2011 N 493 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 16.04.2009 N 182».
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области — министра сельского хозяйства и продовольствия Василенко В.Н.
хозяйства и продовольствия
от 20.09.2012 N 905
РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве», Методики определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утвержденной Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 11 июля 1994 года и согласованной с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 5 июля 1994 года, Методических рекомендаций по выявлению деградированных и загрязненных земель, утвержденных Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 28 декабря 1994 года и согласованных с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 26 января 1995 года, Областного закона от 22.07.2003 N 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», Областного закона от 14.01.2008 N 858-ЗС «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ростовской области».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
1.2. Настоящие Правила устанавливают обязательные требования к собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения.
1.3. Настоящие Правила регламентируют деятельность собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, направленную на сохранение и восстановление плодородия почв, получение определенного уровня урожайности сельскохозяйственных культур, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции и развитие животноводства.
1.4. Требования настоящих Правил обязательны для собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков на территории Ростовской области.
2. Обязанности собственников земельных участков,
землевладельцев, землепользователей и арендаторов
земельных участков по рациональному использованию земель
2.1. В целях обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны:
2.1.1. Проводить обязательные мероприятия по улучшению земель:
внесение минеральных удобрений под высеваемые культуры в объеме не менее 30 кг/га в действующем веществе на посевную площадь;
внесение различных видов органических удобрений и полную заделку измельченных пожнивных остатков, побочной продукции сельскохозяйственных культур с применением азотных удобрений;
использование в структуре посевных площадей одного из следующих компонентов: многолетних трав, зернобобовых культур, занятых и сидеральных паров;
выращивание подсолнечника на площади, не превышающей 15 процентов общей площади пашни;
размещение зерновых колосовых культур на одном поле не более 3 лет подряд;
соблюдение установленных регламентов применения средств защиты растений, стимуляторов роста и удобрений, разрешенных к использованию на территории Российской Федерации.
2.1.2. Не допускать существенного снижения плодородия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по следующим показателям:
на пашне снижение в пахотном горизонте (0-20 см) содержания органического вещества на 20 процентов, средневзвешенного содержания подвижного фосфора и обменного калия — на 20 процентов;
увеличение площадей пашни с очень низкой и низкой обеспеченностью этими элементами на 10 процентов;
загрязнение земель сельскохозяйственного назначения пестицидами и агрохимикатами выше предельно допустимых концентраций.
2.1.3. Содействовать проведению агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения.
2.1.4. Выполнять обязательные мероприятия по охране почв от эрозии и других деградационных процессов в соответствии с проектами внутрихозяйственного землеустройства или адаптивно-ландшафтной системой земледелия.
2.1.5. Не допускать использование земель сельскохозяйственного назначения, приводящее к зарастанию сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а равно захламление земель бытовыми и производственными отходами.
2.1.6. Не допускать сжигание пожнивных остатков и побочной продукции сельскохозяйственных культур на землях сельскохозяйственного назначения.
2.1.7. Обеспечить проведение мероприятий по семеноводству и выполнение фитосанитарных требований по выращиванию сельскохозяйственных культур:
применение высокорепродукционных семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, адаптированных к условиям региона;
соблюдение научно обоснованных сроков сортосмены и сортообновления семян сельскохозяйственных культур;
использование для посева семян зерновых колосовых и зернобобовых культур не ниже третьей репродукции;
проведение фитосанитарных мероприятий по обеззараживанию семян, борьбе с сорной и карантинной растительностью, болезнями и вредителями.
3. Критерий рационального использования
земель сельскохозяйственного назначения
3.1. Критерием рационального использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения является определенный уровень урожайности основных сельскохозяйственных культур (озимая пшеница, яровой ячмень, подсолнечник, кукуруза на зерно, горох) (далее — уровень урожайности основных сельскохозяйственных культур).
3.2. Снижение уровня урожайности основных сельскохозяйственных культур на 15 процентов в сравнении со среднерайонными показателями уровня урожайности основных сельскохозяйственных культур является показателем нерационального использования земель.
3.3. Среднерайонный уровень урожайности основных сельскохозяйственных культур рассчитывается с учетом плодородия почв и наличия территорий с орошением.
4. Ответственность за нарушение настоящих Правил
Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут административную ответственность в соответствии с областным законодательством.
Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.
Дата обновления БД:
Всего документов в БД:
Документ утратил силу с 10 января 2016 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2015 года №1034
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 4 ноября 2011 года №1297
Об утверждении Правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
(В редакции Постановления Правительства Республики Казахстан от 20.12.2012 г. №1637)
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2011 года № 1297
Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
1. Общие положения
1. Настоящие Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения (далее — Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 7-1) статьи 13 Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года и определяют порядок рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения — обеспечение собственниками земельных участков и землепользователями в процессе производства сельскохозяйственной продукции максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами способами, не приводящими к существенному снижению плодородия почв и мелиоративного состояния земель;
2) существенное снижение плодородия почв — снижение показателей плодородия почв, установленных при сравнении результатов двух последних агрохимических обследований;
3) деградация земель сельскохозяйственного назначения — ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействия, приводящая к снижению природно-хозяйственной значимости;
4) проект внутрихозяйственного землеустройства — документ, определяющий и обосновывающий организацию и устройство территории сельскохозяйственных земель на ближайшую перспективу, содержащий комплекс мероприятий, обеспечивающих наиболее оптимальное использование каждого земельного участка с учетом его индивидуальных характеристик (плодородия, технологических свойств, местоположения, природно-исторических, экологических и других особенностей);
5) технологическая карта выращивания сельскохозяйственных культур — документ, отражающий порядок проведения технологических операций выращивания сельскохозяйственных культур;
Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия)
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 26.01.2019 2019-01-26
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Статья просмотрена: 243 раза
Библиографическое описание:
Сотрудникова А. Н. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия) // Молодой ученый. 2019. №4. С. 252-254. URL https://moluch.ru/archive/242/55978/ (дата обращения: 16.09.2019).
Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения имеет огромную социально-экономическую роль в развитии Республики Саха (Якутия). Аграрный сектор является составляющей экономики Якутии. Грамотное и правильное использование земель сельскохозяйственного назначения приводит к увеличению производства продовольственных потребительских товаров, что способствует обеспечению продовольственной безопасности республики. В статье выявлены проблемы рационального использования земель — отсутствие мероприятий со стороны собственников и арендаторов, направленных на улучшение состояния земель сельскохозяйственного назначения, отсутствие надлежащего контроля со стороны государства и общественности по рациональному использованию земель собственниками или арендаторами данных земель. Представлены пути решения проблем: кооперация и создание крестьянско-фермерских хозяйств ужесточение контроля со стороны государства по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения с применением плановых заданий, разработка программ, побуждающих население проводить необходимые для земель мероприятия по повышению плодородия земель, информирование граждан по соответствующим программам.
Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, экономика, продовольственная безопасность, плодородие земель, деградация земель.
Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения является неотъемлемой частью экономики Республики Саха (Якутия). Если использовать земли сельскохозяйственного назначения по требованиям Земельного кодекса, можно добиться существенных результатов: сохранения почв и их плодородия, соответственно и улучшение экономических и сельскохозяйственных показателей республики. Вместе с переходом к рыночным отношениям, мы пришли к тому, что люди относятся к землям расточительно потребительски, с целью получения как можно больше прибыли. Такое отношение вызвало деградацию земель, потерю почвенного плодородия, исчерпанию природно-ресурсного потенциала.
Земли сельскохозяйственного назначения обеспечивают нас жизненно важными продуктами питания, причем экологически чистыми. Мы должны быть стимулированы обеспечить себя продовольственными продуктами, тем более в нынешних условиях кризиса и антироссийских санкций. Таким образом, для развития сельского хозяйства, а также для обеспечения продовольственной безопасностью в республике, необходимо уделить существенное внимание на правильное пользование землями сельскохозяйственного назначения собственниками или арендаторами земель. Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения подразумевает собой использование земель по назначению и проведение следующих мероприятий: мелиоративных, агротехнических, агрохимических, фитосанитарных, противоэрозионных. Определение данных мероприятий указаны в Федеральном Законе от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [2]. В целях государственного регулирования, в первой главе статьи 4 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) указываются обязанности собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков по охране земель, где они обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель [1].
Рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения связано с развитием экономики, повышением уровня дохода населения, благосостоянием и качеством жизни населения. В результате улучшения качества сельскохозяйственных земель могут быть достигнуты следующие целевые индикаторы и показатели:
– увеличение поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров;
– увеличение поголовья лошадей;
– увеличение валового надоя молока;
– увеличение производства мяса;
– увеличение заготовки грубых кормов;
– увеличение объема заготовки мяса;
– увеличение объема заготовки молока;
– увеличение доли рентабельных предприятий в отраслях АПК;
– повышения уровня обеспеченности населения улуса потребительскими продовольственными товарами местного производства.
Таким образом, государству необходимо уделить большое внимание развитию сельского хозяйства, обеспечить должным финансированием мероприятия по повышению плодородия земель, улучшению качественного состояния земель. Республика Саха (Якутия) богата неосвоенными и слабоосвоенными сельскохозяйственными землями, при правильном использовании и финансировании которых мы могли бы достичь тех показателей, которые были во время Советского союза. Для этого потребуются многие годы, но государство уже должно начать идти по пути развития сельского хозяйства.
- Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 г. № 888-З N 673-IV // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
- Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
- Постановление Правительства РФ от 02 января 2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
Похожие статьи
Правовые проблемы земель сельскохозяйственного.
В настоящее время в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ [1] (далее ЗК РФ) все земли в пределах границ Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов.
Обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения
В настоящей статье рассмотрены вопросы правового регулирования охраны земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрены рациональное использование земель как фактор правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения.
Особенности правового обеспечения охраны земель.
Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного
– воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения
Рассмотрены рациональное использование земель как фактор правового обеспечения охраны земель.
Управление земельными ресурсами в Российской Федерации.
Нерациональное использование земли приведет к ошибкам в ведении государственного земельного кадастра, в регистрации прав на землю, в информационном обеспечении и подготовки кадров. Рациональное использование земель сельскохозяйственного.
Правовая охрана земель: цели и задачи. Рекультивация земель
В целях предотвращения деградации земель производится консервация земель. Также к способам осуществления охраны и улучшения
Что касается охраны земель, мы не можем указать на пробелы в законодательстве. В Земельном кодексе РФ охране земель посвящена.
Плодородие почв и системы организации воспроизводства.
Ключевые слова: плодородие почв, земельные ресурсы, рациональное землепользование, сельскохозяйственное производство. Применительно к землям сельскохозяйственного назначения важнейшей характеристикой их качества является почвенное плодородие.
Проблемы земельных отношений в современных условиях
В данный момент земельно-ресурсный потенциал нашего государства – это мощный экономический и социальный ресурс
Что касается охраны и рационального использования земель, то во многих случаях наблюдается отсутствие контроля со стороны государства.
сельскохозяйственное назначение, Орловская область, земля.
если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или.
Некоторые особенности правового режима земель.
В данной статье исследуются основные аспекты правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения, рассматриваются некоторые особенности сохранения земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, причины ухудшение.
4. Планирование и организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
Важнейшей отраслью прямого природопользования в большинстве регионов России является сельскохозяйственное производство, сопровождаемое значительными привлекаемыми земельными ресурсами, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями, рыночным сервисом. Перспективная задача аграрной политики заключается в консолидации всех составляющих регионального агропромышленного комплекса, органичном сопряжении имеющимися земельными ресурсами сельскохозяйственной отрасли, потребностями для ее развития, а также наиболее обоснованного использования данных ресурсов с экономической, социальной и экологической точки зрения.
Качественное состояние земель характеризует рассмотренное выше природно-сельскохозяйственное районирование. Оно в свою очередь служит и научно-информационной основой перспективного развития землепользования, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
Характеристика агроэкологически однотипных ареалов по пригодности под сельскохозяйственные угодья и культуры, а также по производственно-технологическим признакам территории даёт возможность разработать рекомендации по основным направлениям в использовании земель, адаптивному размещению культивируемых растений в зависимости от природных характеристик земель.
По землям различного качества в зависимости от агроэкологических факторов размещения сельскохозяйственных культур (достаток или недостаток тепла, влаги и т.д.), рекомендованы севообороты с определенным набором культур, а также культуртехнические, противоэрозионные, агро- гидромелиоративные и другие мероприятия.
Посредством характеристики выделенных единиц районирования определяются хозяйственные и правовые режимы использования земель и функциональное назначение территории. Выделяются общий, строгий и особый режимы использования земель; сельскохозяйственное, сельско-лесохозяйственное, лесохозяйственное, природоохранное, урбанизированное назначение земель.
Мероприятия по планированию и организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения реализуются на основе проанализированных данных природно-сельскохозяйственного районирования через установление оптимальной структуры посевных площадей основных сельскохозяйственных культур. При этом учитываются потребности населения в продовольствии, а отрасли животноводства в различных видах кормовых ресурсов.
Одной из задач планирования и организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения является обоснование развития и размещения агропромышленного комплекса АТО.
В рамках данной задачи проводится детальный анализ растениеводства и животноводства по основным показателям: качество земли, структура угодий, посевные площади, урожайность и себестоимость продукции, поголовье животных и их продуктивность, потребительский спрос и доходность.
Обоснование перспективных направлений развития и размещения АПК включает:
1) Определение площади и структуры земельно-ресурсной базы сельского хозяйства;
2) Определение масштабов внутриотраслевой трансформации земель: низкого агроэкологического качества – в экстенсивные угодья, высокого – в интенсивные;
3) Дифференциацию сельскохозяйственных угодий по качеству (особо ценные, ценные, малоценные) и ограничениям использования с выделением водоохранных и других зон;
4) Организацию взаимодействия с землями сельских поселений и использования земель районного фонда перераспределения;
5) Установление рационального соотношения между уровнем интенсификации использования земель, обеспеченностью трудовыми и материально-техническими ресурсами;
6) Размещение специализации сельскохозяйственного производства на территории АТО.
К сфере АПК, наряду с сельским хозяйством, относятся предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, по производственному обслуживанию сельского хозяйства и рыночному сервису. При этом рассматривается охват обслуживанием, качество и стоимость услуг, сокращение потерь продукции.
В административных районах высокой урбанизации, добычи и переработки минерального сырья и топлива, первостепенное внимание уделяется при разработке схемы землеустройства совершенствования земельно-ресурсной базы ведущих наиболее землеемких отраслей.
Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
Рациональное использование земель – неотъемлемая часть законодательства на сегодняшний день, включающий в себя требования как по охране природы, так и по максимальной нагрузке производства в сельском хозяйстве. При этом такие требования законодательства не имеют краткосрочного характера и направлены на получение эффекта в течение десятков лет. Потому текущим распорядителям земельных участков они могут показаться слишком иррациональными, но, тем не менее, их неукоснительное соблюдение очень важно для общего состояния земель и природы.
Рациональное использование земли: понятие и цели
Многие авторы, определяя рациональность в землепользовании, отмечают, что данное понятие включает в себя как экономическую рентабельность, так и охрану эксплуатируемой земли и прилегающих природных объектов в целом. Таким образом, можно выделить две составляющие данного понятия:
К сожалению, правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве, направленные на регулирование указанных составляющих, представляют их как нечто взаимно не связанное. Это вызывает сложности в применении права в указанной сфере. Между тем обеспечение обеих составляющих на практике также не представляется возможным полностью.
Использование земли, как и любого другого природного ресурса, сопряжено с нагрузками на природу и с причинением ей вреда. Полностью безвредное производство на сегодняшний день считается невозможным.
Из-за этого определены цели, которые устанавливают рациональность землепользования. К таким целям относятся:
- Учёт природных условий и экономических показателей на соответствующей территории.
- Обеспечение интересов общества в целом.
- Эффективность производственного процесса.
- Охрана качественных характеристик земель и их воспроизводство.
Указанные цели всегда неизменны и их обеспечение зависит от технологической развитости производства, экономического уровня, потребностей общества.
Мероприятия по обеспечению рациональности в землепользовании
Для обеспечения рационального землепользования владельцы земельных наделов либо предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством, осуществляют определенные мероприятия. Такие мероприятия условно принято подразделять на следующие виды:
- Мероприятия по землеустройству. Они направлены на специализацию земельных наделов в зависимости от их экономических возможностей.
- Агротехнические приёмы ведения хозяйства. К ним относятся применение удобрений и прогрессивных технологий в культивировании растений.
- Инженерно-технические приёмы. Примером таких мер могут послужить осушение или разведение лесополос.
Такие мероприятия подлежат оценке согласно нормам местного и федерального законодательства, а также плана землеустройства, который разрабатывается местными администрациями на определённый период времени.
Однако улучшение качества сельскохозяйственного производства не является достаточной мерой для обеспечения рационального использование земель сельскохозяйственного назначения.
Для разгрузки имеющихся в использовании земельных наделов регулярно осуществляется восстановление запущенных и ставших непригодными к сельскому хозяйству угодий, а также осваивание нетронутых земельных участков.
Вместе с тем расширение ресурсной базы для сельского хозяйства не является основанием для предельных нагрузок уже имеющихся земель. Причиной, по которой могут быть расширены земли под сельхозпроизводство, является лишь потребность населения.
Освоение новых земельных угодий
- Расширение вызвано необходимостью восполнения фонда сельхозугодий вследствие отбора их части для иных нужд (расширение границ городов, создание могильников и т. д.).
- Развитие промышленного производства, требующего большего количества сельскохозяйственной продукции.
- При консервации земель сельхозугодий вследствие истощения почвы, создание лесных угодий в пределах населённых пунктов.
Освоение новых земель под нужды сельского хозяйства не может являться спланированным или разовым мероприятием. Это происходит постепенно и неравномерно по территории России. Основным критерием являются нужды отдельных хозяйствующих субъектов.
Чем быстрее происходит технологическое обновление производства, тем больше природных ресурсов оно начинает потреблять. Именно в этой ситуации необходимо применение норм экологического контроля, которые направлены на недопущение ухудшения экологического состояния, что в дальнейшем ведёт к снижению экономической рентабельности земли.
Мониторинг и охрана земель
Для предварительной, текущей или же итоговой оценки состояния земельных угодий сельского хозяйства проводиться мониторинг. Помимо самого наблюдения и оценки, сущность мониторинга заключается в прогнозировании состояния земли в будущем при текущей нагрузке.
Целью мониторинга является выявление данных для снижения нагрузки на земельный ресурс или наоборот, смещения действующего стандарта в пользу большей эксплуатации. Обычно такой мониторинг проводится специальными государственными службами в составе местных администраций.
Основными признаками, по которым определяется нерациональное землепользование, являются:
- различные виды эрозии;
- засоление;
- засорение промышленным мусором;
- иссушение;
- затопление;
- засорение горной почвой.
В зависимости от наличия тех или иных признаков усталости земельных угодий и применяются меры по охране земель. Оценка эффективности таких мер производится исходя из непосредственного улучшения состояния почвы, повышения урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.
Методы охраны земель
По своему характеру методы охраны земель подразделяются на следующие виды:
- Методы правовой охраны, которые заключаются в разработке и внедрении законодательства, в том числе экологических стандартов, обязательных для всех владельцев земельных угодий.
- Методы экономического воздействия на распорядителей земель, которые заключаются в компенсировании нанесённого земле ущерба в денежном выражении.
- Методы по устройству землепользования направлены на определение режима эксплуатации ресурсов, разработку программ и стандартов предельно допустимых норм нагрузки на те или иные земельные участки.
- Разработка инженерных решений в качестве метода охраны земель заключается в создании гидротехнических сооружений, методов экономии воды и улучшения состояния почвы.
- Биологические методы стали интегрироваться и применяться сравнительно недавно. Они направлены на улучшение качества почвы путём внедрения в её состав различных биоэлементов, восстанавливающий естественное плодородие земли.
Однако наличие подобных мер не считается достаточным. Главным условием обеспечения охраны земель является непрерывный контроль над деятельностью как отдельных граждан, так и производственных предприятий.
Контроль над рациональным землепользованием
На данный момент в Российской Федерации функцию по осуществлению учёта и мониторинга за состоянием земельных угодий осуществляет служба кадастра. Именно на это учреждение возложены полномочия по осуществлению контроля над соблюдением субъектами использования земельных ресурсов законодательства.
Однако их полномочия ограничены лишь административными методами, когда как в законодательстве имеются положения об имущественной и уголовной ответственности виновных лиц. В подобных случаях в качестве контролирующих органов выступают учреждения юстиции и прокуратура.
В основном деятельность таких органов направлена на пресечение и предупреждение нарушений в сфере рационального использования земель путём проведения периодических проверок, привлечения виновных лиц к ответственности.
Помимо контрольных полномочий, кадастровая служба ответственна за периодические проверки качества почвы. Главным образом проводятся геоботанические обследования, целью которых является оценка экономической выгодности использования того или иного земельного участка. Таким образом определяется, обеспечивается ли должное рациональное землепользование в том или ином конкретном случае.
Значение рационального землепользования
Меры по охране земель дают возможность обеспечить наиболее экономически выгодную эксплуатацию при минимальных нагрузках на природу. Вместе с тем они позволяют повысить продуктивность земель, тем самым обеспечить удовлетворение большего количества потребностей населения. Такие меры способствуют повышению эффективности не только землепользования в сельском хозяйстве, но и в сфере добычи полезных ископаемых.
- эффективное экономическое производство;
- оптимальный расход природных ресурсов;
- охрану земель от негативного воздействия производственного процесса;
- постепенное освоение новых ресурсных баз;
- интенсивное землепользование.
Указанные цели достигаются путем мероприятий охраны земель и обеспечения рационального землепользования. Однако применение таких методов и осуществление мероприятий должно быть исключительно правовым, то есть соответствовать требованиям законодательства.
Требования законодательства в сфере рационального землепользования
Основным законодательным актом в сфере обеспечения рациональности эксплуатации земельных ресурсов является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Данный закон устанавливает обязательный характер рационального пользования природными ресурсами, в том числе и земельными участками. Так, согласно статье 3 указанного закона все субъекты производственного процесса обязаны соблюдать принцип рационального использования природных ресурсов и охраны природы.
Таким образом, законодатель выделяет данный процесс в категорию самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов. Кроме того, установленная уголовная ответственность, административные санкции и имущественные обязательства хозяйствующих субъектов, определённые в законодательстве, также подчеркивают важность и значимость обеспечения рациональности расхода ресурсов для хозяйствующих субъектов.
В законодательстве не содержится конкретного определения понятия рационального пользования. Имеются лишь цели, методы обеспечения, которые и воспринимаются на практике как обязанность хозяйствующих субъектов. Указанные цели и методы представляют собой лишь практическое выражение обязанностей лиц. То есть конкретно установить, обеспечивает ли тот или иной комплекс мер необходимый результат.
По этой причине оценку можно дать лишь по следующим характеристикам:
- экономическая прибыльность;
- сохранение земельного фонда.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
К сожалению иных характеристик оценки деятельности хозяйствующих субъектов на данный момент не разработано.
Источники
Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.-
Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
-
Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.