Права и обязанности автономной некоммерческой организации

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Права и обязанности автономной некоммерческой организации" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Статья 3. Права и обязанности некоммерческих организаций

Статья 3. Права и обязанности некоммерческих организаций

3.1. Некоммерческая организация имеет право:

— открывать счета в банках и других кредитных организациях;

— создавать свои отделения (филиалы) и представительства;

— выступать учредителем других юридических лиц;

— осуществлять производственно-хозяйственную деятельность в целях выполнения уставных задач;

— существовать без ограничения по времени;

— совершать любые сделки, заключать договоры, принимать на себя обязательства, действовать по доверенности других лиц и выдавать доверенности другим лицам;

— выступать истцом в судах и арбитражных судах, оспаривать в судах и арбитражных судах действия других лиц;

— осуществлять свою деятельность совместно с другими лицами;

— осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

— распоряжаться своими средствами и имуществом;

— обладать иными правами, установленными действующим законодательством для юридических лиц.

3.2. Некоммерческая организация обязана:

— вести учет и отчетность;

— уведомлять регистрирующий орган об изменении юридического адреса организации, изменении устава, изменении состава учредителей, прекращении деятельности некоммерческой организации;

— отвечать по своим обязательствам;

— ежегодно представлять в Департамент общественных и политических связей правительства Москвы отчет об использовании имущества, находящегося в собственности некоммерческой организации;

— нести другие обязанности, установленные ее уставом и действующим законодательством для юридических лиц.

>
Имущество и средства некоммерческих организаций
Содержание
Распоряжение мэра Москвы от 30 апреля 1993 г. N 298-РМ «Об утверждении Временного положения о негосударственных некоммерческих.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Права и обязанности автономной некоммерческой организации

2.3. Предметом деятельности Организации является: распространение новых социальных технологий и повышение активности населения посред-ством вовлечения их социально-значимую и общественно-полезную деятель-ность, в том числе в участие в различных конкурсах социально-значимых проектов.

3. УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

4. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

5. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

5.1. По решению Совета учредителей, принятому единогласно или квалифицированным большинством голосов, в Устав Организации могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
5.2. Изменения и дополнения, внесенные в настоящий Устав, подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

6. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

6.1. Организация ведет бухгалтерский учет, предоставляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Организация представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
6.2. Размер и структура доходов Организации, а также сведения о размерах и составе имущества Организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда участников в деятельности Организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
7. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Автономные НКО — Устав АНО

Основным учредительным документом Автономной Некоммерческой Организации является устав. Устав АНО должен соответствовать требованиям статьи 14 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.

Устав Автономной Некоммерческой Организации должен содержать:

Устав Автономной Некоммерческой Организации подлежит государственной регистрации.

Образец устава АНО:

Необходимо тщательно разработать цели создания, предмет и виды деятельности. Наименование автономной некоммерческой организации должно быть наиболее оригинальным, не дублировать наименования других некоммерческих организаций и отражать основную цель создания АНО. Иными словами, наименование из полного наименования ано должно быть максимально понятно, для чего создана данная автономная некоммерческая организация. Имя (фамилию) гражданина в наименовании можно использовать только с согласия данного гражданина. Слова «Москва», «Россия» и их производные используются только при наличии официального разрешения от уполномоченных органов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Права и обязанности участников некоммерческих организаций

Автор: Колосков Дмитрий · 10.09.2019 2019-09-10

Действие статьи 15 настоящего Федерального закона не распространяется на:

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ в пункт 1 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения и казенные учреждения

1. Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие пункта 1.1 статьи 15 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения и казенные учреждения

1.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие пункта 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения и казенные учреждения

1.2. Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

Читайте так же:  Сооружения вспомогательного использования градостроительный кодекс

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ в подпункт 3 пункта 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 170-ФЗ пункт 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 5, вступающим в силу с 1 августа 2009 г.

5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.2-1

1.2-1. Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.3, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

Действие пункта 1.3 статьи 15 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения и казенные учреждения

1.3. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. Учредителем бюджетного или казенного учреждения является:

1) Российская Федерация – в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;

2) субъект Российской Федерации – в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации;

3) муниципальное образование – в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3

3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.

Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4. Если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Опубликовано вс 01.09.2019 – 13:13 пользователем advokat1

В 2008г. рядом граждан было создано Некоммерческое партнерство, куда они вошли в качестве учредителей. Учредительного договора не было, только Устав. В процессе деятельности организации часть лиц, которые были учредителями, либо вышла добровольно из состава партнерства либо были исключены на основании решения общего собрания членов, что подтверждено протоколами общих собраний. Вопрос: нужно ли было регистрировать в ЕГРЮЛ выход таких учредителей из некоммерческого партнерства (в выписке присутствуют все первоначальные учредители), и должно ли партнерство представлять такому исключенному из состава учредителю сведения о его финансово-хозяйственной деятельности после исключения

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

СТ 123.24 ГК РФ

1. Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

Читайте так же:  Территориальная аттестационная комиссия уральского управления ростехнадзора

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

7. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

Комментарий к Ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ

1. Автономные некоммерческие организации, как и некоммерческие партнерства, являются сравнительно новым для нашего правопорядка видом юридических лиц. Они не относятся к числу корпораций, т.е. не имеют членства, и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера (в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, спорта и т.п.). От финансируемых собственниками учреждений такие организации отличаются наличием права собственности на переданное им учредителями имущество .
———————————
См.: Гражданское право: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2004. Т. 1: Общая часть. URL: eknigi.org/biznes/43686-grazhdanskoe-pravo-tom-i-easuxanova-m-volters.html.

Пункт 1 комментируемой статьи закрепляет официальное понятие автономной некоммерческой организации и ее основные отличительные особенности. Среди особенностей автономной некоммерческой организации следует выделить:

Видео (кликните для воспроизведения).

— учреждение гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов;

— цель деятельности — предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.

При этом согласно п. 4 комментируемой статьи учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает общие требования к уставу автономной некоммерческой организации, при этом иные положения и требования к уставу данной унитарной некоммерческой организации могут содержаться в иных законах.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет правовые основы имущественных отношений между учредителями и автономной некоммерческой организацией. Так, имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью данной организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Данные нормы основаны на положениях п. 2 ст. 56 ГК РФ.

4. Пункт 5 комментируемой статьи закрепляет возможность осуществления предпринимательской деятельности автономной некоммерческой организацией, которая должна отвечать общим для некоммерческих организаций признакам соответствия целям, для достижения которых создана указанная организация. При этом осуществление предпринимательской деятельности возможно путем учреждения хозяйственных обществ или участия в них.

5. Пункт 6 комментируемой статьи представляет собой дополнительное нормативное закрепление положений ст. 30 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не может быть ограничен в выходе из объединения. Особенностью вступления в члены автономной некоммерческой организации является то обстоятельство, что решение о новом члене своей организации учредители должны принять единогласно.

6. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает единственную организационно-правовую форму преобразования автономной некоммерческой организации — фонд. Данное положение связано с тем, что обе организационно-правовые формы унитарных некоммерческих организаций являются прежде всего объединением имущества учредителей для достижения нематериальных и духовных потребностей.

7. Пункт 8 комментируемой статьи закрепляет приоритет положений ГК РФ над другими законодательными актами в части закрепления правового положения автономных некоммерческих организаций, прав и обязанностей ее учредителей.

[2]

8. Применимое законодательство:

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (см. ст. 10 и др.);

[3]

— ФЗ от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. ст. 4 и др.);

— ФЗ от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см. ст. 4 и др.);

— Постановление Правительства РФ от 27.01.2012 N 33 «Об участии представителей Российской Федерации в органах управления автономной некоммерческой организации»;

— Постановление Правительства РФ от 27.02.2014 N 155 «Об определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти, устанавливающего порядок формирования и направления автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет «Россия-2018″ в уполномоченные органы и организации перечня мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, перечня контрагентов FIFA, перечня дочерних организаций FIFA, а также перечня лиц, включенных в списки FIFA»;

— Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1171 «О представителях Российской Федерации в наблюдательном совете автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга»;

— распоряжение Правительства РФ от 01.06.2016 N 1072-р «Об определении цели деятельности автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга».

9. Судебная практика:

— Постановление КС РФ от 18.11.2014 N 30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», пункта 2 части 3 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в связи с жалобой открытого акционерного общества «Сбербанк России»;

— Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) (утв. Президиумом ВС РФ 25.11.2015) (см. п. 2);

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2015 N 17АП-7609/2015-ГК по делу N А60-13692/2015 (о требовании произвести государственную регистрацию прекращения права).

Читайте так же:  Раздел совместно нажитого имущества супругов судебная практика

Глава II. Формы некоммерческих организаций (ст.ст. 6 — 12)

Глава II. Формы некоммерческих организаций

>
Общественные и религиозные организации (объединения)
Содержание
Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Основные положения об автономной некоммерческой организации

Это унитарная, не предоставляющая членства организация, учрежденная при помощи имущественных вкладов.

Основополагающие особенности указываются в статье 123.24. ГК РФ. Помимо этого, юридические аспекты регламентируются 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”. Рассмотрим возникающие вопросы и некоторые особенности юридического статуса этой разновидности объединений.

Понятие автономной некоммерческой организации

Статья 50 ГК РФ регламентирует возможность регистрации объединений, ведущих некоммерческую деятельность, в организационной форме автономных.

Автономная некоммерческая организация – это:

  • унитарная;
  • не предоставляющая членства или участия в ней;
  • учрежденная при помощи имущественных вкладов добровольного характера от физических или юридических лиц;
  • основанная для оказания услуг образовательной, социальной, культурной, научной специфики и прочих разновидностей услуг некоммерческого характера.

Признаки автономной некоммерческой организации

Существует несколько главных нюансов, признаков и характерных особенностей, отличающих рассматриваемый вид учреждений от иных:

  • унитарное;
  • отсутствие возможности членства;
  • основание производится посредством вкладов в материальном эквиваленте от физических или юридических лиц;
  • цели осуществляемой деятельности обязательно должны носить исключительно некоммерческую специфику;
  • создание может быть произведено одним лицом;
  • имущество, передача которого была осуществлена учредителями, отходит в собственность самого учреждения;
  • учредители не располагают правами на имущество, отданное в распоряжение организации;
  • учредители не несут рисков по материальным обязательствам предприятия;
  • организация, в свою очередь, не несет рисков по задолженности учредителей перед третьими лицами.

Статья 65.1. ГК РФ разделяет понятия корпоративных и унитарных объединений. По положениям Кодекса, унитарными считаются предприятия, в которых учредителям не предоставляется членство.

Ранее мы отметили, что автономная некоммерческая организация является унитарной, соответственно выделим ее основные отличия от корпоративной:

  • учредители не становятся членами;
  • учредители не располагают заинтересованностью в осуществлении управления деятельностью компании, так как унитарное учреждение заблаговременно наделяется требуемым имуществом, в отличие от корпоративных, где учредителям требуется осуществлять взносы и быть заинтересованными в извлечении прибыли;
  • считаются организациями, не приносящими прибыль.

Требования к содержанию устава автономной некоммерческой организации

Главные требования к уставу указываются в части 2 статьи 123.24. ГК РФ.

Положения статьи регламентируют наличие в типовом уставе следующих сведений:

  • название учреждения, обязательно с включением словосочетания “автономная некоммерческая организация”;
  • местоположение;
  • предмет, цели осуществляемой деятельности;
  • состав, порядок формирования и особенности компетенции органов управления;
  • другая информация, установленная законом.

Права учредителей автономной некоммерческой организации на использование оказываемых ею услуг

И ГК РФ, и 7-ФЗ содержат идентичные нормативные нюансы касательно имеющихся у учредителей прав на пользование услугами, которые предоставляются автономной организацией.

Положения законов гласят:

  • учредители имеют право на использование услуг, производимых автономной организацией;
  • право возникает, если использование осуществляется на принципах равноправия с третьими лицами.

Специальные правила по поводу возможности осуществления автономной некоммерческой организацией предпринимательской деятельности

В части 2 статьи 10 ФЗ № 7 указано, что рассматриваемые учреждения имеют право ведения такой деятельности, если она не противоречит задачам и целям, для реализации которых было основано предприятие.

В части 5 статьи 123.24. ГК РФ также регламентируется правовая возможность автономных объединений принимать участие в деятельности, имеющей предпринимательскую основу.

При этом указываются следующие особенности:

  • право на ведение данного вида деятельности возникает в случаях, если таковая необходима для реализации целей, определенных в момент создания учреждения;
  • предпринимательская деятельность должна иметь соответствие целям и задачам и не противоречить им;
  • автономная организация имеет возможность учреждать хозяйственные общества для ведения деятельности предпринимательского характера;
  • автономное учреждение располагает правом принимать непосредственное участие в ведении деятельности созданных хозяйственных обществ.

Таким образом, положения Кодекса расширяют особые правила и вводят возможность по созданию автономными объединениями хозяйственных обществ.

Однако часть 4 статьи 50 ГК РФ гласит, что любое некоммерческое учреждение может вести деятельность, которая приносит доход, если:

  • данная возможность предусматривается уставом;
  • деятельность будет способствовать реализации целей, определенных при создании учреждения;
  • деятельность соответствует целям, определенным в уставе, и не противоречит им.

Поскольку статья 50 ГК РФ не определяет для некоммерческих компаний права на ведение деятельности, имеющей предпринимательскую основу (а лишь той, которая приносит доход), статья 123.24. выделяет специализированные правила для автономных объединений по осуществлению именно данного вида деятельности.

Ограничения по преобразованию автономной некоммерческой организации

Часть 7 статьи 123.24. ГК РФ определяет некоторые запреты, накладываемые на возможность преобразования автономной организации в иные формы.

Вследствие того, что автономная организация является унитарной и, одновременно, некоммерческой, преобразование не может быть осуществлено в правовую форму корпорации или коммерческой организации.

Нормативными положениями данной статьи устанавливается лишь одна разновидность правовой формы, в которую может быть произведено преобразование автономного учреждения – это фонд.

Решение о преобразовании принимают учредители объединения.

Правовое положение автономных некоммерческих организаций

Основополагающие аспекты юридического статуса регламентируются ГК РФ. Регулирующие нормы, не установленные Кодексом, определяются 7-ФЗ.

Основные нормативные положения такого закона не могут находиться в противоречиях с Кодексом по отношению к автономным организациям.

Вопрос-ответ

Автономная не коммерческая организация.

То есть, если в Частном учреждении НКО учредитель несёт субсидиарную ответственность по долгам/обязательствам, то в Автономной некоммерческой организации учредители такой ответственности не несут, — верно? Тогда как решается вопрос в случае возвращения долгов?

2) Исходить следует из первого пункта, ибо АНО отвечает по своим долгам только своим имуществом.

автономная некоммерческая организация, ведущая платную образовательную деятельность

Добрый день. Мне предложили заключить договор на прохождение сертификационного курса по специальности в АНО, договор с которой я заключаю через 3е лицо, являющееся представителем по доверенности. Насколько велик риск мошенничества в таком случае и как защититься при неисполнении договора такой АНО?

Добрый день! Риски велики. Договор может заключаться с лицом, который наделен соответствующими полномочиями на представление интересов юридического лица. Это может быть доверенность, от юридического лица, подписанная директором или нотариально оформленная доверенность. Если вы не проверите эти моменты, то данный договор может быть признан недействительным. Вообще, очень много мошенников этим пользуются. Совет — покажите документы толковым юристам, в вашем городе, они укажут на все риски от данной сделки.

Читайте так же:  Органы опеки и попечительства дзержинск нижегородской области

Отпуск а автономной некоммерческой организации

Директор АНО в 2018 году сократила всем работникам отпуск до 14 дней. Законно ли это и на каких основаниях возможно?каким образом вернуть обратно эти 14 дней?И всем ли работникам любой автономной некоммерческой организации будет увеличиваться отпуск за стаж?

Права и обязанности учредителей некоммерческой организации

Деятельность учредителей НКО регулируется ФЗ «Об НКО» №7 от 12 января 1996 года в редакции от 2018 года.

Права и обязанности учредителей

Учредители некоммерческих организаций наделены следующими правами:

  • Установление целей и условий работы НКО.
  • Утверждение Устава организации и его редакций.
  • Назначение руководителя и его отстранение от должности.
  • Контроль над деятельностью НКО.
  • Приостановка работы субъекта.
  • Создание, реорганизация и ликвидация НКО.
  • Самостоятельная творческая, управленческая и хозяйственная деятельность в рамках закона.
  • Формирование филиалов и представительств.
  • Вхождение в различные союзы и ассоциации.
  • Законное ведение международной деятельности.

У учредителей есть обязанности:

  • Внесение имущества и денежных средств.
  • Забота о юридической и правовой защите.
  • Информационная поддержка.
  • Составление методических указаний.
  • Обеспечение условий для обучения сотрудников.
  • Ведение деятельности, прописанной в учредительной документации.
  • Действия по обеспечению первоначального состояния имущества.
  • Обеспечение эффективной эксплуатации имеющейся собственности.
  • Предоставление сотрудникам социального и медицинского страхования.
  • Предоставление работником МРОТ, а также социальных гарантий.
  • Гарантирование безопасности сотрудников.
  • Выплата компенсаций в том случае, если работнику был причинен ущерб.
  • Ведение отчетности, бухучета и статистического учета.

В ФЗ «Об НКО» указано, что некоммерческий субъект может быть создан как ЮЛ, так и ФЛ. Права и обязанности учредителей остаются актуальными до государственной регистрации НКО. Практически все полномочия касаются момента создания организации. После регистрации учредители наделяются правами в качестве уже членов объединения. Именно на правах участников они ведут деятельность НКО. Информация об учредителях фиксируется в ЕГРЮЛ.

Рассмотрим основные права и обязанности учредителей, оговоренные статьей 8 ФЗ «Об НКО». В статье 1239 ГК РФ также указано, что полномочия и обязанности могут устанавливаться уставом организации. Рассмотрим их:

  • Реализация прав и обязанностей, оговоренных в уставе НКО.
  • Безвозмездное использование услуг организации.
  • Выход из НКО в любое время по своему усмотрению.
  • Своевременное внесение членских взносов.
  • Если на то есть решение суда, внесение в организацию дополнительного имущества.
  • Получение при выходе из НКО части имущества, если иное не оговорено законом.

ВАЖНО! Фактически права и обязанности учредителя прекращаются после создания НКО. Однако в этот же момент полномочия возникают у тех же лиц, но уже на правах членов организации.

Кто может стать учредителем НКО

Учредителем может стать только дееспособное и совершеннолетнее лицо. Им может являться и резидент, и нерезидент, и ФЛ, и ЮЛ. Иностранное лицо и лицо без гражданства имеет право на создание НКО, однако существуют некоторые ограничения. В частности, учредителями не могут являться эти лица:

  • Иностранное лицо или человек без гражданства, пребывание которых на территории страны нежелательно на основании правовых актов.
  • Перечень лиц, оговоренных в пункте 2 статьи 6 ФЗ №115 «О противодействии легализации средств, добытых незаконным путем».
  • Объединение или сообщество религиозного характера в том случае, если их работа остановлена на основании статьи 10 ФЗ №114 «Об ограничении экстремизма».
  • Лицо, действия которого признаны экстремистскими.

[1]

Во всех других случаях ФЛ или ЮЛ могут стать учредителями.

Вступление в состав учредителей НКО

Для того чтобы вступить в состав учредителей и участников, нужно действовать по этой схеме:

  1. Составляется протокол, подтверждающий согласие участников на появление нового учредителя.
  2. Исполнительным органом НКО заполняется заявление в соответствии с формой Р14001.
  3. Заявление и протокол направляется в Управлении Минюста.

Вступление в НКО не предполагает уплаты пошлины. Рассмотрим основные особенности этой процедуры:

  • Если в НКО входят только учредители, протокол о согласии может быть заменен на решение высшего органа управления организацией.
  • Вступление в НКО регламентируется частью 4 статьи 15 ФЗ №7 от 12 января 1996 года. Однако в этом законе не дано точного указания на то, что для вступления нужно согласие всех участников. Пояснение дано только в абзаце 2 пункте 6 статьи 123.24 ГК РФ. Если это автономная НКО, нужно единогласное одобрение всех учредителей. Касательно других организаций порядок составления протокола о согласии следует оговорить в уставе.
  • Все бумаги, сопровождающие вступление в НКО, нужно направить в территориальное управление Минюста. Соответствующее указание дано в Приказе Минюста №455 от 30 декабря 2011 года.

Если в организации состоит один учредитель, он должен передать свои полномочия другому участнику.

Смена учредителей НКО

Менять состав учредителей было позволено НКО совсем недавно. Рассмотрим порядок смены на примере АНО:

  1. Лицо подает заявление в НКО о вхождении в состав учредителей.
  2. В Министерство юстиции подается заявление по форме Р13001, устав АНО, решение учредителя, бумага об уплате пошлины.

Если в каком-либо документе содержится более одной страницы, нужно прошить его.

Выход из состава учредителей организации

Выход из НКО выполняется в соответствии с этой схемой:

  1. Заполнение заявления по форме Р14001.
  2. Подача заполненной заявки в Управление ФНС.
  3. В день подачи заявления в Управление нужно отправить уведомление о выходе в саму НКО. Документ этот оформляется в свободной форме.

То есть для выхода из организации нужно составить два документа: заявление и уведомление. Рассмотрим основные особенности выхода из НКО:

  • Заявление нужно подавать не в Управление Минюста, а именно в налоговую структуру. Соответствующее правило оговорено в части 2.2 статьи 17 ФЗ №129 «О госрегистрации ЮЛ». Разъяснения по вопросу есть в Письме Минюста №11/32870 от 24 марта 2016 года.
  • Выход производится на добровольной основе. Получать согласие от прочих учредителей не нужно.
  • Права и обязанности лица упраздняются с момента внесения сведений о выходе в ЕГРЮЛ.
Читайте так же:  Как митинг может повлечь за собой лишение родительских прав

Процедура выхода учредителя из организации достаточно проста. Она не предполагает составления множества документов.

Ответственность учредителя НКО

В статье 123 ГК РФ указано, что учредители не несут ответственности по обязательствам ЮЛ. Действие этой статьи распространяется на некоммерческие организации. Отсутствие ответственности учредителей НКО часто критикуется. Отсутствие обязательств у создателей ЮЛ связано с тем, что коммерческие фирмы стимулируют экономику страны. Однако НКО создается с благотворительными и социальными целями, а потому безответственность участников обоснованной не является.

Нужно сказать, что рассматриваемые положения имеют ограничения. В частности, ответственность несут учредители двух видов НКО. Это учреждения и союзы. К примеру, создатели потребительского кооператива на основании статьи 123.3 ГК РФ несут субсидиарную ответственность по долгам организации в пределах размера своего взноса.

Также ответственность будут нести создатели казенных и частных учреждений. Однако они должны отвечать по долгам только в том случае, если наличие ответственности доказано в исковом порядке. Соответствующую позицию заняла Судебная коллегия по экономическим спорам от 22 апреля 2015 года.

К СВЕДЕНИЮ! На основании судебных решений можно сказать, что учредители достаточно часто привлекаются к ответственности.

Ответственность учредителей при ликвидации организации

При этих типах НКО учредители не будут нести никакой ответственности при ликвидации:

  • Общественные и религиозные.
  • Фонды.
  • Партнерства.
  • Автономные НКО.
  • Товарищество собственников недвижимости.

Ответственность будут нести учредители частных учреждений, ассоциаций, потребительских кооперативов.

Автономные НКО — Структура управления АНО

Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций.

Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган управления, основной функцией которого является обеспечение соблюдения Автономной некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. Именно обеспечением реализации этой функции и обусловлена компетенция коллегиального высшего органа управления.

Компетенция коллегиального высшего органа управления по составу входящих в нее полномочий может быть подразделена на исключительную и общую. Исключительная компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов не могут быть переданы никакому другому органу управления общества — ни постоянно действующему коллегиальному органу управления, ни исполнительному органу; общая компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов могут быть переданы другому органу управления.

К исключительной компетенции коллегиального высшего органа управления относится решение следующих вопросов:

1. изменение устава Автономной некоммерческой организации;

2. определение приоритетных направлений деятельности Автономной некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

3. образование исполнительных органов Автономной некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

4. реорганизация и ликвидация автономной некоммерческой организации и д.р.

Все вопросы, отнесенные к исключительной компетенции определены в ст. 29 ФЗ № 7 «О некоммерческих организация».

В Автономной некоммерческой организации помимо высшего коллегиального органа управления при создании организации может быть сформирован исполнительный коллегиальный орган, к общей компетенции которого, например, можно отнести решение следующих вопросов:

  • утверждение планов проведения мероприятий Организации;
  • разработка структуры штатного аппарата Организации, смету расходов на его содержание и передает на рассмотрение и утверждение высшему органу управления Организации;
  • подготавливает и организует проведение заседаний органов управления Организации;
  • представляет отчет о своей работе на высшему органу управления Организации и др.;

Обязательным органом в любом юридическом лице, в том числе и в автономной некоммерческой организации является – руководитель.

Наименование должности в соответствии с действующим законодательством Вы определяете самостоятельно это может быть как Президент, Директор, Исполнительный директор, Генеральный директор, Председатель, Председатель совета, Комиссар, и т.д.

Ниже приведем примерный список полномочий, которые можно определить для руководителя.

Руководитель, как правило:

  • действует без доверенности от имени Организации, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, выдает доверенности, представляет Организацию в суде, арбитражном и третейском суде;
  • открывает и закрывает в банках счета Организации;
  • заключает договоры, осуществляет юридические действия от имени Организации, приобретает имущество и управляет им;
  • возглавляет и организует исполнительскую работу;
  • утверждает должностные обязанности сотрудников Организации в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым Советом, осуществляет общий контроль над их деятельностью;
  • организует бухгалтерский учет и отчетность;
  • принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам внутренней деятельности Организации и прочее;

Определение порядка управления деятельностью Автономной некоммерческой организации предполагает формулирование и отражение в уставе ряда положений, без которых управление автономной некоммерческой организацией будет невозможно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Учредительными документами устанавливаются следующие положения:

  • структура органов управления;
  • компетенция органов управления;
  • порядок формирования и срок полномочий органов управления;
  • порядок принятия решения органами управления;
  • порядок выступления от имени некоммерческой организации.

Источники


  1. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.

  2. Сокиркин В. А., Шитарев В. С. Международное морское право. Часть 6. Международное морское экологическое право; Издательство Российского Университета дружбы народов — Москва, 2009. — 224 c.

  3. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  4. Розен, Александр Последние две недели. Прения сторон / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Москва, 2016. — 528 c.
  5. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.
Права и обязанности автономной некоммерческой организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here