Постоянно действующий руководящий орган общественной организации

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Постоянно действующий руководящий орган общественной организации" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Общественная организация

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественные организации — Структура общественной организации

При работе общественных организаций взаимодействие между членами данной организации, с другими общественными институтами и, в частности, с государством — происходит не сама по себе.

Взаимодействие и сотрудничество предполагает наличие некоего субъективного фактора, который направляет общественную организацию в сторону тех целей, ради которых она создавалась. Чем более многообразие общественной жизни принимает связанный и нацеленный на удовлетворение общественных проблем характер, тем более, эти процессы основываются на субъективной силе людей, их сознательном отношении к происходящему в обществе.

В силу специфики общественных организаций, их небольшого штата и организационной структуры, встает самый широкий набор задач, распределенных между органами общественной организации в соответствии с действующим законодательством.

Общественные организации приобретают свои права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы, осуществляющие свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и утвержденным уставом организации.

Согласно законодательству Российской Федерации структура общественной организации состоит из следующих органов:

  • Высший орган управления — общее собрание членов.
  • К полномочиям общего собрания членов относится, например такие вопросы как:
  • внесение изменений в устав организации;
  • определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  • выборы органов управления организации;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • принятие решений о реорганизации или ликвидации Организации;

Сразу отметим, что это одни из основных вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания членов, и они не являются исчерпывающими.

Более того, поскольку, общее собрание членов– это высший орган управления общественной организации, то к его компетенции Вы можете отнести те вопросы, которые посчитаете нужными.

Далее структуру общественной организации составляет постоянно действующий исполнительный орган – Правление (Совет, Президиум), который осуществляет свою деятельность в период между заседаниями общего собрания членов и проводит заседания в период того времени, которое Вы определите в уставе Вашей общественной организации. К компетенции данного органа можно отнести решение таких вопросов как:

  • выработка системы мер по реализации уставных целей Организации в рамках конкретных мероприятий и программ, осуществляемых Организацией или с ее участием;
  • созыв Общего собрания Организации, подготовка документов и материалов к Общему собранию Организации, утверждение повестки дня Общего собрания Организации;
  • организация выполнения решений, принятых Общим собранием Организации;
  • утверждение функциональных обязанностей каждого члена Президиума Организации.

Также законом об общественных объединениях определено, что в общественной организации должен быть такой орган как ревизор – это орган который, осуществляет контроль над финансово — хозяйственной деятельностью организации.

Руководитель на наш взгляд, это самая важная фигура в общественной организации поскольку на руководителе лежит сфера взаимодействия между организацией и общественностью.
Руководитель (Председатель, Президент, Директор) его специфика и содержание деятельности, место, которое он занимает в организации, определяют его ролевые позиции, реализация которых определяет успех деятельности и в конечном счете ведет к достижению запланированных результатов работы всей организации.

Место и роль руководителя в организации сводится к тому, что он:

  • организатор, пользующийся уважением в организации;
  • генератор идей, стремящийся заглянуть в суть проблемы;
  • администратор, способный воплощать цели организации в жизнь.

Руководитель общественной организации, как правило, осуществляет следующие полномочия:

  • представляет интересы организации в различных российских, зарубежных организациях, органах государственной власти и местного самоуправления;
  • действует без доверенности от имени организации, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, выдает доверенности, представляет Организацию в суде, арбитражном и третейском суде;
  • представляет общему собранию членов организации отчет о деятельности организации;
  • принимает на работу и увольняет работников организации, осуществляет общий контроль над их деятельностью;
  • дает указания и издает распоряжения, обязательные для исполнения всеми штатными работниками Организации;
  • открывает и закрывает в банке счета Организации.

Как отмечалось выше все полномочия руководящих органов общественной организации определяются на общем собрании членов и закрепляются в ее уставе.
Законом предусмотрено то, что руководителем (единоличным исполнительным органом) может быть несколько лиц.

Структура общественной организации выделяется не только спецификой своей деятельности, но имеет также некоторые особенности в организации этой деятельности.
Как правило, общественные организации практически не имеют штатную структуру, а привлекают добровольцев, то есть людей, по собственной инициативе работающих на безвозмездной основе или за символическую плату.

Постоянно действующий руководящий орган общественной организации

Приветствую, коллеги!

В настоящей теме предлагаю раз и навсегда разобраться с тем, чем является постоянно действующий руководящий орган в общественной организации.

При этом предлагается обсудить не чем он является по мнению МинЮста, а по мнению законодателя.

Изучил множество тем, но единого бесспорного мнения по этому вопросу со ссылками на нормы права, к сожалению, не нашел. Но их изучение дало понять, что этот вопрос является актуальным по настоящее время.

При этом, полагаю, необходимо исходить из позиции, что законодатель подразумевал для обсуждаемого органа определенное назначение, то есть его относимость к одному из органов, предусмотренных законодательством (например, к высшему органу управления, к исполнительному органу, к контрольно-ревизионному органу и т.п.). А потому его содержание нельзя изменить, например, уставом.

Читайте так же:  Установка кондиционера на фасаде многоквартирного дома правила

В связи с этим, позвольте изложить свое видение.

В силу статьи 65.3 ГК РФ у общественной организации должны (могут) быть следующие органы:
> высший орган;
> исполнительный орган;
> коллегиальный орган управления.

В силу статьи 8 ФЗ «Об общественных объединениях» у общественной организации должны (могут) быть следующие органы:
> высший руководящий орган;
> исполнительный орган;
> постоянно действующий руководящий орган.

При этом формулировки данных норм не вызывают сомнения, что высший, исполнительный и постоянно действующий руководящий органы — должны быть, а коллегиальный орган управления — может быть.

Те же обстоятельства позволяют сделать вывод, что исполнительный орган может быть как единоличным, так и коллегиальным, а постоянно действующий руководящий орган и коллегиальный орган управления — только коллегиальным.

Встречаются мнения, что постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» может являться:

1. Коллегиальным органом управления — по ГК РФ;
2. Ни коллегиальным органом управления, ни коллегиальным исполнительным органом (является каким-то иным органом, который есть у общественных организаций);
3. Коллегиальным исполнительным органом — как по ФЗ «Об ОО», так и по ГК.

Допустим, что верным является первое мнение. Постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является коллегиальным органом управления — по ГК РФ.

Это влечет следующие последствия.

Согласно пункту 2 статьи 123.5 ГК РФ, в уставе общественной организации надо указать, помимо прочего, ее место нахождение.

В силу пункта 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 20 ФЗ «Об ОО» устав общественного объединения должен предусматривать, помимо прочего, место нахождения постоянно действующего руководящего органа.

С учетом приведенных норм, выходит, что в уставе общественной организации надо указывать два адреса: 1-й — исполнительного органа; 2-й — постоянно действующего руководящего органа!

Приказом МинЮста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.

Согласно абзацу 7 подпункта 1 пункта 29 данного регламента для государственной регистрации общественного объединения представляются, помимо прочего, сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением (указываются в соответствующей графе заявления).

Заявление Р1101, о котором идет речь выше, содержит листы Е, Ж, З. Соответственно лист Е — для физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица; лист Ж — для управляющей организации; лист З — для управляющего.

Очевидно, что коллегиальный орган управления не является управляющим и управляющей организацией, а под физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от его имени, традиционно понимается единоличный исполнительный орган и только если его нет — другие уполномоченные органы (пункт 2 статьи 54 ГК РФ).

В нашей ситуации исполнительный орган есть, а значит, за неимением других вариантов, в заявлении по форме Р11001 просто нет граф в которые можно было бы вписать адрес постоянно действующего руководящего органа.

Кроме этого, как «коллегиальный орган управления», учитывая содержание пункта 4 статьи 63.5 ГК РФ, может осуществлять права юридического лица от имени общественной организации и исполнять ее обязанности в соответствии с уставом (часть 4 статьи 8 ФЗ «Об ОО»)?

Итог разбора последствий:

Указанные выше казусы говорят в пользу того, что первое мнение верным не является.

Допустим, что верным является второе мнение. Постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является ни коллегиальным органом управления, ни коллегиальным исполнительным органом (является каким-то иным органом, который есть у общественных организаций).

Наблюдаются те же последствия (1-е и 2-е), что и при первом варианте, что позволяет сделать вывод, что второе мнение также не является верным.

Кроме этого, думаю, можно легко подвергнуть сомнению ситуацию, при которой орган, назначение которого не указано в ГК РФ, имеет право на существование.

Допустим, что верным является третье мнение. Постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является коллегиальным исполнительным органом — как по ФЗ «Об ОО», так и по ГК.

Сразу стоит отметить, что слово «руководящий» вполне может являться синонимом слова «исполнительный». При этом назначение коллегиального исполнительного органа вполне ясно и из общего и из специального законов.

Казусов норм права, обозначенных при первом и втором мнении, не наблюдается.

Единственное, что я могу сказать в пользу не верности третьего мнения, являются следующие обстоятельства.

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ в ФЗ «Об ОО» в статью 8 была добавлена часть 5, которая вкупе с частью 3, начала сбивать с толку.

А именно: если у общественной организации, в силу части 3 статьи 8 названного закона, а-приори должен быть коллегиальный исполнительный орган, то зачем в части 5 этой же статьи писать о том, что данный орган может (а не должен!) образовываться.

Кроме этого, из раздела «Органы некоммерческой организации» модульного устава некоммерческой организации, размещенного по адресу: http://minjust.ru/ru/node/262463 можно сделать вывод, что МинЮст не считает третье мнение верным.

Цитирую:
«Перечень органов некоммерческой организации зависит от ее организационно-правовой формы, видов осуществляемой деятельности или статуса. Так, для общественных организаций наряду с высшим и исполнительным органами, обязательными органами являются постоянно действующий руководящий орган (например, Правление) и контрольно-ревизионный орган (Ревизор или Ревизионная комиссия) . «

Только не понятно, почему в качестве примера наименования обсуждаемого органа указано «Правление», когда в пункте 4 статьи 65.3 ГК РФ указано «Наблюдательный или иной совет».

Учитывая вышеизложенное, полагаю логичнее считать, что из трех представленных мнений, верным является третье, а потому постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является коллегиальным исполнительным органом — как по ФЗ «Об ОО», так и по ГК.

Читайте так же:  Штраф по номеру акта об административном правонарушении

Постоянно действующий руководящий орган общественной организации

Приветствую, коллеги!

В настоящей теме предлагаю раз и навсегда разобраться с тем, чем является постоянно действующий руководящий орган в общественной организации.

При этом предлагается обсудить не чем он является по мнению МинЮста, а по мнению законодателя.

Изучил множество тем, но единого бесспорного мнения по этому вопросу со ссылками на нормы права, к сожалению, не нашел. Но их изучение дало понять, что этот вопрос является актуальным по настоящее время.

При этом, полагаю, необходимо исходить из позиции, что законодатель подразумевал для обсуждаемого органа определенное назначение, то есть его относимость к одному из органов, предусмотренных законодательством (например, к высшему органу управления, к исполнительному органу, к контрольно-ревизионному органу и т.п.). А потому его содержание нельзя изменить, например, уставом.

В связи с этим, позвольте изложить свое видение.

В силу статьи 65.3 ГК РФ у общественной организации должны (могут) быть следующие органы:
> высший орган;
> исполнительный орган;
> коллегиальный орган управления.

В силу статьи 8 ФЗ «Об общественных объединениях» у общественной организации должны (могут) быть следующие органы:
> высший руководящий орган;
> исполнительный орган;
> постоянно действующий руководящий орган.

При этом формулировки данных норм не вызывают сомнения, что высший, исполнительный и постоянно действующий руководящий органы — должны быть, а коллегиальный орган управления — может быть.

Те же обстоятельства позволяют сделать вывод, что исполнительный орган может быть как единоличным, так и коллегиальным, а постоянно действующий руководящий орган и коллегиальный орган управления — только коллегиальным.

Встречаются мнения, что постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» может являться:

1. Коллегиальным органом управления — по ГК РФ;
2. Ни коллегиальным органом управления, ни коллегиальным исполнительным органом (является каким-то иным органом, который есть у общественных организаций);
3. Коллегиальным исполнительным органом — как по ФЗ «Об ОО», так и по ГК.

Допустим, что верным является первое мнение. Постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является коллегиальным органом управления — по ГК РФ.

Это влечет следующие последствия.

Согласно пункту 2 статьи 123.5 ГК РФ, в уставе общественной организации надо указать, помимо прочего, ее место нахождение.

В силу пункта 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 20 ФЗ «Об ОО» устав общественного объединения должен предусматривать, помимо прочего, место нахождения постоянно действующего руководящего органа.

С учетом приведенных норм, выходит, что в уставе общественной организации надо указывать два адреса: 1-й — исполнительного органа; 2-й — постоянно действующего руководящего органа!

Приказом МинЮста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.

Согласно абзацу 7 подпункта 1 пункта 29 данного регламента для государственной регистрации общественного объединения представляются, помимо прочего, сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением (указываются в соответствующей графе заявления).

Заявление Р1101, о котором идет речь выше, содержит листы Е, Ж, З. Соответственно лист Е — для физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица; лист Ж — для управляющей организации; лист З — для управляющего.

Очевидно, что коллегиальный орган управления не является управляющим и управляющей организацией, а под физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от его имени, традиционно понимается единоличный исполнительный орган и только если его нет — другие уполномоченные органы (пункт 2 статьи 54 ГК РФ).

В нашей ситуации исполнительный орган есть, а значит, за неимением других вариантов, в заявлении по форме Р11001 просто нет граф в которые можно было бы вписать адрес постоянно действующего руководящего органа.

Кроме этого, как «коллегиальный орган управления», учитывая содержание пункта 4 статьи 63.5 ГК РФ, может осуществлять права юридического лица от имени общественной организации и исполнять ее обязанности в соответствии с уставом (часть 4 статьи 8 ФЗ «Об ОО»)?

Итог разбора последствий:

Указанные выше казусы говорят в пользу того, что первое мнение верным не является.

Допустим, что верным является второе мнение. Постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является ни коллегиальным органом управления, ни коллегиальным исполнительным органом (является каким-то иным органом, который есть у общественных организаций).

Наблюдаются те же последствия (1-е и 2-е), что и при первом варианте, что позволяет сделать вывод, что второе мнение также не является верным.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме этого, думаю, можно легко подвергнуть сомнению ситуацию, при которой орган, назначение которого не указано в ГК РФ, имеет право на существование.

Допустим, что верным является третье мнение. Постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является коллегиальным исполнительным органом — как по ФЗ «Об ОО», так и по ГК.

Сразу стоит отметить, что слово «руководящий» вполне может являться синонимом слова «исполнительный». При этом назначение коллегиального исполнительного органа вполне ясно и из общего и из специального законов.

Казусов норм права, обозначенных при первом и втором мнении, не наблюдается.

Единственное, что я могу сказать в пользу не верности третьего мнения, являются следующие обстоятельства.

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ в ФЗ «Об ОО» в статью 8 была добавлена часть 5, которая вкупе с частью 3, начала сбивать с толку.

А именно: если у общественной организации, в силу части 3 статьи 8 названного закона, а-приори должен быть коллегиальный исполнительный орган, то зачем в части 5 этой же статьи писать о том, что данный орган может (а не должен!) образовываться.

Читайте так же:  Ходатайство о переносе предварительного судебного заседания образец

Кроме этого, из раздела «Органы некоммерческой организации» модульного устава некоммерческой организации, размещенного по адресу: http://minjust.ru/ru/node/262463 можно сделать вывод, что МинЮст не считает третье мнение верным.

Цитирую:
«Перечень органов некоммерческой организации зависит от ее организационно-правовой формы, видов осуществляемой деятельности или статуса. Так, для общественных организаций наряду с высшим и исполнительным органами, обязательными органами являются постоянно действующий руководящий орган (например, Правление) и контрольно-ревизионный орган (Ревизор или Ревизионная комиссия) . «

Только не понятно, почему в качестве примера наименования обсуждаемого органа указано «Правление», когда в пункте 4 статьи 65.3 ГК РФ указано «Наблюдательный или иной совет».

[3]

Учитывая вышеизложенное, полагаю логичнее считать, что из трех представленных мнений, верным является третье, а потому постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является коллегиальным исполнительным органом — как по ФЗ «Об ОО», так и по ГК.

Минимальное число членов президиума общественной организации.

Количество членов президиума определяется Уставом организации. Законом предельное количество не установлено. Ревизор не может быть членом коллегиального исполнительного органа (Президиума).

Статья 123.5. Учредители и устав общественной организации

Статья 123.7. Особенности управления в общественной организации

1. К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

2. В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению общего собрания членов общественной организации полномочия ее органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Постоянно действующий руководящий орган общественной организации

Приветствую, коллеги!

В настоящей теме предлагаю раз и навсегда разобраться с тем, чем является постоянно действующий руководящий орган в общественной организации.

При этом предлагается обсудить не чем он является по мнению МинЮста, а по мнению законодателя.

Изучил множество тем, но единого бесспорного мнения по этому вопросу со ссылками на нормы права, к сожалению, не нашел. Но их изучение дало понять, что этот вопрос является актуальным по настоящее время.

При этом, полагаю, необходимо исходить из позиции, что законодатель подразумевал для обсуждаемого органа определенное назначение, то есть его относимость к одному из органов, предусмотренных законодательством (например, к высшему органу управления, к исполнительному органу, к контрольно-ревизионному органу и т.п.). А потому его содержание нельзя изменить, например, уставом.

В связи с этим, позвольте изложить свое видение.

В силу статьи 65.3 ГК РФ у общественной организации должны (могут) быть следующие органы:
> высший орган;
> исполнительный орган;
> коллегиальный орган управления.

В силу статьи 8 ФЗ «Об общественных объединениях» у общественной организации должны (могут) быть следующие органы:
> высший руководящий орган;
> исполнительный орган;
> постоянно действующий руководящий орган.

При этом формулировки данных норм не вызывают сомнения, что высший, исполнительный и постоянно действующий руководящий органы — должны быть, а коллегиальный орган управления — может быть.

Те же обстоятельства позволяют сделать вывод, что исполнительный орган может быть как единоличным, так и коллегиальным, а постоянно действующий руководящий орган и коллегиальный орган управления — только коллегиальным.

Встречаются мнения, что постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» может являться:

1. Коллегиальным органом управления — по ГК РФ;
2. Ни коллегиальным органом управления, ни коллегиальным исполнительным органом (является каким-то иным органом, который есть у общественных организаций);
3. Коллегиальным исполнительным органом — как по ФЗ «Об ОО», так и по ГК.

Допустим, что верным является первое мнение. Постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является коллегиальным органом управления — по ГК РФ.

Это влечет следующие последствия.

Согласно пункту 2 статьи 123.5 ГК РФ, в уставе общественной организации надо указать, помимо прочего, ее место нахождение.

В силу пункта 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 20 ФЗ «Об ОО» устав общественного объединения должен предусматривать, помимо прочего, место нахождения постоянно действующего руководящего органа.

С учетом приведенных норм, выходит, что в уставе общественной организации надо указывать два адреса: 1-й — исполнительного органа; 2-й — постоянно действующего руководящего органа!

Приказом МинЮста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.

Согласно абзацу 7 подпункта 1 пункта 29 данного регламента для государственной регистрации общественного объединения представляются, помимо прочего, сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением (указываются в соответствующей графе заявления).

Заявление Р1101, о котором идет речь выше, содержит листы Е, Ж, З. Соответственно лист Е — для физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица; лист Ж — для управляющей организации; лист З — для управляющего.

Очевидно, что коллегиальный орган управления не является управляющим и управляющей организацией, а под физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от его имени, традиционно понимается единоличный исполнительный орган и только если его нет — другие уполномоченные органы (пункт 2 статьи 54 ГК РФ).

В нашей ситуации исполнительный орган есть, а значит, за неимением других вариантов, в заявлении по форме Р11001 просто нет граф в которые можно было бы вписать адрес постоянно действующего руководящего органа.

Кроме этого, как «коллегиальный орган управления», учитывая содержание пункта 4 статьи 63.5 ГК РФ, может осуществлять права юридического лица от имени общественной организации и исполнять ее обязанности в соответствии с уставом (часть 4 статьи 8 ФЗ «Об ОО»)?

Читайте так же:  Утверждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Итог разбора последствий:

Указанные выше казусы говорят в пользу того, что первое мнение верным не является.

[1]

Допустим, что верным является второе мнение. Постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является ни коллегиальным органом управления, ни коллегиальным исполнительным органом (является каким-то иным органом, который есть у общественных организаций).

Наблюдаются те же последствия (1-е и 2-е), что и при первом варианте, что позволяет сделать вывод, что второе мнение также не является верным.

Кроме этого, думаю, можно легко подвергнуть сомнению ситуацию, при которой орган, назначение которого не указано в ГК РФ, имеет право на существование.

Допустим, что верным является третье мнение. Постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является коллегиальным исполнительным органом — как по ФЗ «Об ОО», так и по ГК.

Сразу стоит отметить, что слово «руководящий» вполне может являться синонимом слова «исполнительный». При этом назначение коллегиального исполнительного органа вполне ясно и из общего и из специального законов.

Казусов норм права, обозначенных при первом и втором мнении, не наблюдается.

Единственное, что я могу сказать в пользу не верности третьего мнения, являются следующие обстоятельства.

Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ в ФЗ «Об ОО» в статью 8 была добавлена часть 5, которая вкупе с частью 3, начала сбивать с толку.

А именно: если у общественной организации, в силу части 3 статьи 8 названного закона, а-приори должен быть коллегиальный исполнительный орган, то зачем в части 5 этой же статьи писать о том, что данный орган может (а не должен!) образовываться.

Кроме этого, из раздела «Органы некоммерческой организации» модульного устава некоммерческой организации, размещенного по адресу: http://minjust.ru/ru/node/262463 можно сделать вывод, что МинЮст не считает третье мнение верным.

Цитирую:
«Перечень органов некоммерческой организации зависит от ее организационно-правовой формы, видов осуществляемой деятельности или статуса. Так, для общественных организаций наряду с высшим и исполнительным органами, обязательными органами являются постоянно действующий руководящий орган (например, Правление) и контрольно-ревизионный орган (Ревизор или Ревизионная комиссия) . «

Только не понятно, почему в качестве примера наименования обсуждаемого органа указано «Правление», когда в пункте 4 статьи 65.3 ГК РФ указано «Наблюдательный или иной совет».

Учитывая вышеизложенное, полагаю логичнее считать, что из трех представленных мнений, верным является третье, а потому постоянно действующий руководящий орган — по ФЗ «Об ОО» является коллегиальным исполнительным органом — как по ФЗ «Об ОО», так и по ГК.

Постоянно действующий руководящий орган общественной организации

Общественная организация – один из видов общественного объединения, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

[2]

Вообще, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Основной внутренний документ – Устав, подлежащей регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальных подразделениях в случае государственной регистрации общественной организации.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица, являющиеся общественными организациями.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественная организация может действовать без государственной регистрации, в этом случае ее статус примерно равен статусу инициативной группы и такая общественная организация не приобретает права и обязанности, присущие юридическим лицам.

В случае государственной регистрации общественной организации она приобретает статус юридического лица, а ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган. При этом, если такое положение включено в Устав, в организации может быть образован и коллегиальный исполнительный орган.

Общественные организации, как один из видов общественного объединения, обязательно действует на территории, указанной в Уставе. В зависимости от этого различают: общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные организации.

Под общероссийской общественной организацией понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональной общественной организацией понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональной общественной организацией понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местной общественной организацией понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общественные организации могут иметь филиалы и представительства, указанные в ее Уставе.

При этом общественная организация вправе иметь территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами, выполняющие ее функции на соответствующей территории и не являющиеся ее филиалами или представительствами. Территориальные подразделения не являются участниками общественных организаций.

Территориальные подразделения общественных организаций создаются в организационно-правовой форме общественных организаций; их деятельность регулируется уставами указанных территориальных подразделений в соответствии с положениями о территориальных подразделениях, принятыми общественной организацией.

Уведомление ПФР в отношении общественной организации, члены которой не получают заработной платы. Правовая справка

Общественная организация «Матери Прикумья» была зарегистрирована 28.02.2003 года в г. Буденновске в Ставропольском крае. Председателем является Богатенкова Л.В. По информации от Л.В. Богатенковой организация не имеет счетов и не осуществляет выплат ни одному члену, в том числе, председателю, заместителю председателя и т.д.

23.08.2016 г. управление ПФР по Буденовскому району в адрес «Матерей Прикумья» направило уведомление о необходимости исполнить обязанность по предоставлению расчета по страховым взносам (форма РСВ -1) в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 28 ФЗ от 24.07.2009 № 2012-ФЗ. Данным пунктом ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Читайте так же:  Ходатайство о допуске представителя по административному делу

В отношении коммерческих организаций ясно, что директор или заместитель директора должны получать заработные платы, а значит, в отношении них необходимо предоставлять расчеты по страховым взносам. А в отношении некоммерческих организаций ответ не столь однозначный. Из п. 3 ч. 2 ст. 28 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что только плательщики страховых взносов должны такие расчеты предоставлять. По этой же статье данного ФЗ следует, что плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации. Хотя с 1 января 2017 года данный закон прекратил свое действие, пришедший на его смену закон (а именно, ст. 419 НК РФ) указывает, что плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе, организации). Таким образом, если организация не выплачивает вознаграждения физическим лицам, то она не является плательщиком страховых взносов, а значит, она не несет обязанности предоставлять расчеты по начисленным страховым взносам.

У Пенсионного фонда могут возникнуть вопросы относительно реального отсутствия выплат, так как законодательством предусмотрено, что если человек фактически работает, но договора с ним нет, то у организации остается обязанность предоставлять в отношении него расчеты. Видится, что в случае судебного спора или в рамках административного обжалования самым веским доказательством отсутствия выплат будет являться договор о безвозмездном выполнении добровольцем работ и (или) оказание услуг, который можно заключить между председателем (его замом) и организацией.

В этой связи, если общественная организация была зарегистрирована в качестве юридического лица, мы рекомендуем заключить договоры о безвозмездном выполнении работ с ее членами, занимающими руководящие позиции (например, председатель, заместитель председателя, ревизионная комиссия). Это поможет избежать претензии со стороны Пенсионного фонда.

Этот вывод также подтверждается Письмом ПФР от 13 июля 2016 г. N ЛЧ-08-26/9856 «О направлении разъяснений по предоставлению ежемесячной отчетности». В нем указывается, в частности, следующее:

…вопрос о необходимости представления общественными объединениями, являющимися страхователями по обязательному пенсионному страхованию, отчетности по форме СЗВ-М зависит от факта наличия или отсутствия трудовых или гражданско-правовых отношений между общественными объединениями и их участниками, основанных на трудовых или гражданско-правовых договорах на выплаты, по которым начисляются и уплачиваются в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

В случае отсутствия такого оформления отношений представление отчетности по форме СЗВ-М за таких лиц общественными объединениями не осуществляется.

Вместе с тем, исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки возможно в рамках благотворительной деятельности, условия осуществления которой согласно статье 7.1 данного Федерального закона могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, заключаемом между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.

При этом в соответствии в частью 5 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ выплаты, производимые добровольцам в рамках исполнения заключаемых гражданско-правовых договоров, на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных, предусмотренные пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

Более того, в письме директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда РФ М.С. Масловой от 29.12.2016 № 14021В-1341 указано:

«Высшим руководящим органом некоммерческой организации, согласно статье 8 Закона об общественных объединениях, является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. С членами такого коллегиального органа, в соответствии со статьей 275 ТК РФ заключаются трудовые договоры…. Вместе с тем бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки возможно в рамках гражданского законодательства. Условия осуществления указанных работ могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре».

Отсутствие гражданско-правового договора о безвозмездном выполнении работ не может являться доказательством того, что НКО производит выплаты вознаграждения (например, «серые» зарплаты). Но при отсутствии такого договора в случае судебного спора нужно будет предоставлять другие доказательства, которые обосновывают реальное отсутствие выплат.

Марина Агальцова, адвокат

Видео (кликните для воспроизведения).

  1. Письмо из Минтруда РФ 20161229=Из Минтруда (1)
  2. Письмо ПФР Письмо ПФР от 16 июля 2016 г

Источники


  1. Рыжаков А. П. Защитник в уголовном процессе; Экзамен — М., 2013. — 480 c.

  2. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.

  3. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  4. Смирнов; Петренко Политология; М.: Велби, 2011. — 336 c.
  5. Журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля. — М.: ДЕАН, 2010. — 872 c.
Постоянно действующий руководящий орган общественной организации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here