Понятие и правовое регулирование добросовестной конкуренции

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Понятие и правовое регулирование добросовестной конкуренции" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Понятие и формы недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.

Анализ законодательного определения позволяет выявить следующие признаки недобросовестной конкуренции.

  • 1. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями; возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена.
  • 2. Действия рассматриваются как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости.
  • 3. Субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, т. е. российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели.
  • 4. Целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.
  • 5. В результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. При этом законодатель допускает, что достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции. В основу критериев разграничения добросовестной и недобросовестной конкуренции может быть положен такой критерий, как отличие правомерного осуществления своих прав от злоупотребления правом.

По этому признаку недобросовестная конкуренция предпринимательской деятельности может быть определена как злоупотребление правом свободной конкуренции для извлечения прибыли.

Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

  • · все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
  • · ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
  • · использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону о товарном знаке, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

Действия, подпадающие под определение недобросовестной конкуренции, весьма разнообразны. Закон о конкуренции называет наиболее характерные проявления правонарушения данного вида ФЗ от 26 июля 2006г. №135 — ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» статья 14:

  • — распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • — введение потребителя в заблуждение относительно изготовителей товара, его характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара;
  • — некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • — продажа, обмен или иное введение в оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг;
  • — получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в ст. 10 Закона о конкуренции от 26 июля 2006г. № 135, не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае антимонопольный орган, оценивая действия субъекта, должен исходить из общего определения понятия «недобросовестная конкуренция».

Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. Принятое в целях пресечения такого правонарушения, решение антимонопольного органа (в части индивидуализации продукции, работ, услуг) направляется в федеральный орган исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (в настоящее время — Роспатент) для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении действия регистрации объекта исключительных прав или о признании регистрации этого объекта недействительной в установленном законодательством порядке.

Понятие и правовые основы конкуренции

Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран. В России антимонопольное регулирование — это составная часть государственного регулирования экономики и, соответственно, составная часть предпринимательского (хозяйственного) права. Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию — это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — «Закон о защите конкуренции»), иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 «Закона о защите конкуренции».

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности осуществляется также с помощью подзаконных нормативных правовых актов.

«Закон о защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные органы или организации, осуществляющие функции указанных органов, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 «Закона о защите конкуренции»).

«Закон о защите конкуренции» направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержку конкуренции, свободы экономической деятельности в РФ, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Конкуренция является экономической категорией и означает состязательность, соперничество, борьбу между участниками рынка в достижении одной цели. В процессе осуществления хозяйственной деятельности хозяйствующие субъекты соперничают по поводу лучших условий производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Главная цель соперничества конкурентов в процессе осуществления предпринимательской деятельности — получение максимально возможной прибыли. Достигать такой цели конкуренты могут как законными, так и незаконными средствами, например, злоупотребляя доминирующим положением. Законные средства можно квалифицировать как добросовестную конкуренцию, а незаконные — как недобросовестную конкуренцию.

К функциям конкуренции относят:

· функцию регулирования (основные производственные факторы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность);

Читайте так же:  Ударник коммунистического труда приравнивается к ветерану труда

· функцию мотивации (стимулирование предпринимателей снижать издержки производства, предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию);

· функцию распределения (перераспределение дохода в пользу наиболее продуктивных предпринимателей);

· функцию контроля (ограничение односторонних действий предпринимателей и предоставление потребителю возможности выбора).

В целом конкуренция представляет собой многозначное явление. Ее называют основным механизмом осуществления товарно-денежной формы взаимосвязи между производителями, основным механизмом рыночной экономики, важнейшим элементом хозяйственного механизма, свойством, чертой, атрибутом рынка, главным двигателем современного прогресса. Каждая из приведенных характеристик отражает те или иные стороны этого сложного явления.

Правовая сущность конкуренции отражена в законах и других нормативных правовых актах.

Согласно ст. 4 «Закона о защите конкуренции», конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

«Закон о защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления (ст. 1). Поддержка свободы конкуренции — одна из основных целей антимонопольного регулирования. Термин «добросовестная конкуренция» (в отличие от недобросовестной) в Законе о защите конкуренции не употребляется. Тем не менее, именно добросовестная конкуренция подразумевается в приведенном понятии. И поддержка именно добросовестной конкуренции гарантируется ст. 8 Конституции РФ.

Термины, употребляемые при определении понятия «конкуренция», раскрываются также в ст. 4 «Закона о защите конкуренции». Под товаром в «Законе о защите конкуренции» понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Понятие «товарный рынок», являясь экономической категорией, определяется в законе как сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Товарный рынок может быть федеральным и региональным.

Взаимозаменяемые товары — это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления.

В юридической литературе под конкурентными действиями понимаются совершаемые субъектами предпринимательства для приобретения ими правомерных преимуществ в своей деятельности состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей. Различаются так называемые ценовые и неценовые конкурентные действия.

Прибыль извлекается главным образом посредством реализации соответствующего товара (работы, услуги) потребителю. А в результате такой реализации возможно и удовлетворение потребностей потребителей.

Рынок финансовых услуг охватывается понятием «товарный рынок», поскольку законодатель приравнял финансовую услугу к товару.

Финансовая услуга — это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (п. 2 ст. 4 «Закона о защите конкуренции»).

Федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие и признаки недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые

  1. направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности,
  2. противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и
  3. причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» ).

Она представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав и (или) наносит ущерб потребителям.

В определении недобросовестной конкуренции отсутствует фигура потребителя. Если же ущерб причинён именно им — их права защищаются потребительским законодательством.

Добросовестность хозяйствующего субъекта проявляется в первую очередь в его правомерном поведении, однако действующее законодательство не содержит четкого разграничения между недобросовестностью и противоправностью .

Недобросовестная конкуренция – это один из видов нарушений антимонопольного законодательства, один из возможных вариантов неправомерных действий. В отличие от соглашений, сговоров, зло­употреблений доминирующим положением она обладает существен­ной особенностью: принимается во внимание не только нарушение законодательства, но и прежде всего нравственных норм – норм доб­ропорядочности, разумности, справедливости, а также обычаев дело­вого оборота.

Вместе с тем в отечественной литературе недобросовестная конку­ренция достаточно часто рассматривается как правонарушение.

Не­добросовестная конкуренция – это такое правонарушение, которое со­вершается хозяйствующим субъектом и посягает на отношения в сфе­ре реализации свободы экономической деятельности и осуществления добросовестной конкуренции.

Объективная сторона недобросовестной конкуренции:

  • противоправное поведение хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно установленные запреты, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

Соци­ально-экономический вред – очевидный признак такого правонару­шения, так как недобросовестная конкуренция подрывает добрую, справедливую хозяйственную практику и прямо препятствует откры­тости (прозрачности) товарных и финансовых рынков.

Субъективная сторона недобросовестной конкуренции:

  • умысел, поскольку она специально направлена на приобрете­ние необоснованных преимуществ в предпринимательской деятель­ности.

Таким образом, недобросовестная конкуренция – правонару­шение.

[3]

Однако вопрос о том, можно ли недобросовестную конкуренцию рассматривать как правонарушение, и если да, то в каких случаях, и соответственно, уместно ли рассмотрение ее признаков через призму состава правонарушения, до настоящего момента не ставился.

Защита от недобросовестной конкуренции признана составной частью охраны промышленной собственности в самом начале прошлого века. В 1990 г. в Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности были включены положения, касающиеся защиты от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах (п. 2 ст. 10-bis Парижской конвенции).

Читайте так же:  Образец объявления о собрании жильцов многоквартирного дома

В середине прошлого века Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собст-венности, включила защиту от недобросовестной конкуренции в перечень прав, составляющих интеллектуальную собственность. И хотя правомерность отнесения защиты от недобросовестной конкуренции к объектам промышленной собственности и интеллектуальной собст-венности соответственно нередко подвергается сомнению, упомянутые факты свидетельствуют о давнем признании мировым сообществом необходимости установления правил ведения конкурентной борьбы.

Признаки недобросовестной конкуренции:

  1. в отличие от монополистической деятельности может осуществляться только действиями, возможность пассивного поведения (бездействия) не предусмотрена;
  2. данные действия будут рассматриваться как правонаруше­ния, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям до­бропорядочности, разумности, справедливости;
  3. целью активных действий субъектов недобросовестной конку­ренции является приобретение преимуществ в предприниматель­ский деятельности;
  4. в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен вред их деловой репутации (причем, достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения вреда деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции).

Гл. 2.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» выделяет следующие формы недобросовестной конкуренции путем:

Правовое понятие конкуренции.

Конкуренция является сложной экономической и правой категорией. Как уже отмечалось, главная ее составляющая – это состязательность, соревнование между хозяйствующими субъектами на рынке с целью максимального получения прибыли. Достижение такой цели возможно как законными, так и незаконными методами. В этой связи законодательство оперирует понятием «недобросовестная конкуренция»; противоположностью ей является «добросовестная конкуренция».

Легальное определение конкуренции содержится в п.7 ст. 4 Закона о защите конкуренции. В соответствии с ним, конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той же статье определяется и недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Понятие «добросовестная конкуренция» не получило законодательного закрепления, хотя именно на достижение состояния рынка добросовестной конкуренции и направлено правовое регулирование, именно она является одной из основ экономического строя Российской Федерации, закрепленной в Конституции РФ. Поскольку понятие недобросовестная конкуренция охватывает неправомерные действия хозяйствующих субъектов, очевидно, что добросовестная конкуренция – явление правомерное. Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.

В юридической литературе под конкурентными действиями понимаются совершаемые субъектами предпринимательства для приобретения ими правомерных преимуществ в своей деятельности состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей. Различаются так называемые ценовые и неценовые конкурентные действия[24].

Самой главной мерой защиты конкуренции является законодательно установленный запрет на недобросовестную конкуренцию и определение конкретных действий, подпадающих под понятие недобросовестной конкуренцию. За нарушение данного запрета предусматривается административная ответственность.

Субъекты конкуренции.

Субъектами конкуренции являются участники рыночных отношений. Это хозяйствующие субъекты – то есть предприниматели. Развитие рынка справедливо связывают с предпринимательской свободой.

Предпринимательская деятельность осуществляется с целью получения прибыли, для чего необходимо реализовать товары (работы, услуги) потребителю. Именно в процессе реализации и возникает конкуренция. В целью регулирования отношений в данной сфере, закон о защите конкуренции закрепляет понятия «товар», «товарный рынок» и другие.

Товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот

Видео (кликните для воспроизведения).

Специфическим товаром является финансовая услуга. В соответствии с Законом о защите конкуренции, финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц

Для определения более четких границ товарных рынков используется понятие «взаимозаменяемые товары» — товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях).

Товарный рынок — это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Среди хозяйствующих субъектов выделяют финансовые организации.

Финансовая организация — хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, — кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг. Финансовые организации выделяют в отдельную группу хозяйствующих субъектов в связи со спецификой их деятельности. Такая деятельность может характеризоваться повышенными рисками, оказывающими влияние на состояние рынка в целом, в связи с чем эта деятельность является сферой интенсивного регулирования.

Особенностью антимонопольного законодательства является то, что в регулируемым субъектам относятся и органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Органы государственной власти являются регулируемыми субъектами в силу того, что своими действиями либо бездействием могут существенно влиять на состояние конкуренции. Так, органы власти могут необоснованно препятствовать осуществлению деятельности определенных хозяйствующих субъектов, либо, наоборот, необоснованно предоставлять льготные условия деятельности, устанавливать запреты на деятельность, ограничения на продажу товаров, влиять на заключение договоров о поставке товаров, услуг.

Органы государственной власти субъектов Федерации как субъекты конкурентных правоотношений определены новой редакцией Закона о конкуренции. Ранее в качестве субъектов фигурировали лишь органы исполнительной власти субъектов Федерации. Следует отметить небезосновательность мнения о спорности такой конструкции, так как ст. 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В связи с этим вызывает сомнение право антимонопольных органов, действующих на основании Закона о конкуренции и являющихся федеральными органами исполнительной власти, контролировать самостоятельные органы законодательной и судебной власти. Вместе с тем Закон о конкуренции предусматривает право антимонопольных органов на выдачу предписаний только органам исполнительной власти субъектов Федерации. Представляется, что при нарушении антимонопольного законодательства представительными (законодательными) органами антимонопольный орган вправе обращаться с заявлением в суд о признании недействительными актов указанных органов[25].

Читайте так же:  Предоставление отпуска без сохранения заработной платы пенсионерам

49 Понятие и признаки конкуренции. Добросовестная и недобросовестная конкуренция.

Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это

распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

При добросовестной конкуренции , компании используют повышение качества и характеристик реализуемого продукта, маркетинговые стратегии и рекламу, и создание более совершенной группы товаров и услуг. Но самым популярным методом добросовестной конкуренции остается «война цен» – манипулирование уровнями цен для привлечения потребителей, удержания доли рынка и нейтрализации влияния конкурентов. Для этого используют снижение цен, распродажи, акции, увеличение срока потребительского кредитования и т.д. «Война цен» идеально подходит для подавления более слабых конкурентов или чтобы отвоевать долю уже освоенного рынка.

Не менее эффективным является метод конкурентной борьбы, который предполагает улучшение качества реализуемого товара. Качественная продукция способствует не только привлечению покупателей, а и имеет долгосрочный эффект в борьбе с конкурентами. Это объясняется тем, что для принятия ответных мер компаниям-конкурентам необходимо достаточно много времени и материальных затрат на разработку и изготовление продукции, которая по качественным показателям будет лучше или хотя бы не хуже продукта – лидера продаж.

Не лишними для борьбы с конкуренцией будут различные маркетинговые исследования, которые на основании запросов потребителей к качеству и характеристикам продукта помогут при разработке товара. С их помощью возможно и прогнозирование ситуации на рынке, рисков и ответных стратегий компаний-конкурентов на введение на рынок нового товара.

ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

студент, кафедра гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В.Плеханова,

Добросовестная конкуренция является одним из основных атрибутов развития рыночной экономики, и роста национального благополучия, в связи с чем изучение ключевых вопросов и проблем правового регулирования конкуренции является неотъемлемой частью отечественной юридической науки на протяжении многих лет. Несмотря на активное внимание со стороны научного сообщества тема правового регулирования добросовестной конкуренции неизменно остается актуальной. Обусловлено это, в первую очередь, процессом глобализации, в ходе которого Российская Федерация постепенно интегрируется в международное экономическое пространство. Процесс интеграции государства в общемировую экономику неизбежно требует переосмысления подходов к правовому регулированию конкуренции в сторону сближения национального законодательства о защите конкуренции с международными стандартами [1, с. 128]. Кроме того, особое значение приобретает сфера цифровой экономики, в рамках которой некоторые из устоявшихся правовых норм антимонопольного регулирования не могут быть применены столь же эффективно. В совокупности все это приводит к необходимости новых теоретических изысканий в сфере правового регулирования конкуренции.

Понятие «добросовестная конкуренция» широко используется не только в рамках правового поля, но и среди экономистов, а значит добросовестная конкуренция является многоаспектной междисциплинарной категорией. В экономической среде добросовестная конкуренция выступает в качестве условия, способствующего достижению экономической эффективности, а также представляет собой одну из важнейших предпосылок разнообразных экономических теорий, чей прогностический эффект напрямую зависит от того насколько в реальной рыночной среде реализуются условия, заложенные в основу теории. Таким образом экономическое прогнозирование ситуации на рынке в ряде случаев обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется правовая защита добросовестной конкуренции, а сама деятельность рынков зависит от правовой системы государства [2, с. 15]. С точки зрения права добросовестность конкуренции выступает не в роли абстрактного идеала, а в качестве конкретного объекта защиты. Для полноценного осуществления правовой защиты добросовестной конкуренции необходимо провести четкое разграничение между конкуренцией добросовестной и недобросовестной.

Список литературы:

  1. Татаринова С. С. Сравнительная характеристика правового регулирования конкуренции в Российской Федерации и зарубежных странах // Основы ЭУП. – 2012. – №2. – С. 126–129.
  2. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. – 224 с.
  3. Татаринова С.С. Правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности в Российской Федерации: дисс. . канд. юрид. наук. – Самара, 2016. – 182 с.
  4. 4. Фомина Л. А. Добросовестность при преодолении пробелов в гражданско-правовом регулировании // Пробелы в российском законодательстве. – 2008. – №2. – С. 136-138.
  5. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом / А.А. Малиновский. – М.: Юрлитинформ, 2007. – 352 с.

Глава 1. Теоретические основы правового регулирования конкуренции в рф

1.1. Понятие и сущность правового регулирования конкуренции

Конкуренция — это экономическая категория, характеризующая особого рода экономические отношения (состязательность, борьбу) между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция является необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства. 1

Вместе с тем необходимо учитывать, что конкуренции, как экономической категории, присущи некоторые отрицательные проявления и свойства, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. По справедливому мнению ряда авторов, конкуренция, создающая определенное равновесие на рынке, в то же время неизбежно разрушает и делает невозможным существование этого равновесия. Это может выражаться в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, что является результатом неустойчивого положения участников имущественного оборота. В частности, с понижением цены определенное количество производителей и продавцов выталкивается с рынка, и для некоторых предпринимателей это означает разорение, а для рабочих — безработицу. Конкуренция создает также предпосылки для образования монополий и монополизации рынка. 2

Читайте так же:  Ответственность за отсутствие программы производственного контроля

Целью законодательства о конкуренции и монополии является обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями.

Основная задача данной области законодательства сформулирована в норме ч.1 ст.8 Конституции РФ и состоит в государственной поддержке конкуренции. Такая поддержка осуществляется посредством различных мер (правовых способов), предусмотренных в различных нормах законодательства о конкуренции и монополии (которые, в свою очередь, образуют отдельные области данного законодательства). 3

Принятый 26 июля 2006 года Федеральный закон «О защите конкуренции» 4 объединил в себе два ранее действовавших закона — Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и, таким образом, устанавливает единые нормы по защите конкуренции на товарных рынках и на рынках финансовых услуг.

Статья 1 названного Федерального закона определяет предмет и цели данного законодательного акта. Предметом являются организационные и правовые основы защиты конкуренции, одним из составляющих которых является предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

[2]

Помимо Федерального закона «О защите конкуренции» к источникам антимонопольного законодательства относятся:

Гражданский кодекс РФ, согласно которому не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10);

Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность за нарушения антимонопольного законодательства;

Уголовный кодекс РФ (ст. 178);

постановления и распоряжения Правительства РФ;

нормативные правовые акты, принимаемые Федеральной антимонопольной службой в рамках ее компетенции. 5

В настоящее время вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» 6 , который призван обеспечивать единство экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности на товарных рынках; развивать торговую деятельность в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции; обеспечивать доступность товаров для населения, что должно благоприятно сказаться на формировании конкурентной среды; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участвующих в торговых отношениях, и поддержку российских производителей товаров. Однако, несмотря на то, что в законе легализирован обновленный механизм антимонопольного регулирования, некоторые его элементы уже сейчас нуждаются в совершенствовании.

Недобросовестная конкуренции в России: история правового регулирования

Дата публикации: 15.05.2018 2018-05-15

Статья просмотрена: 552 раза

Библиографическое описание:

Остапенко А. В. Недобросовестная конкуренции в России: история правового регулирования // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 322-324. — URL https://moluch.ru/archive/206/50376/ (дата обращения: 16.09.2019).

Рассмотрение и анализ исторического аспекта развития любой сферы современного законодательства имеет ценность по ряду причин. Он может наглядно продемонстрировать логически выстроенную последовательность событий, объясняющую современное положение дел, вместе с тем успешное осмысление ошибок и успехов прошлого представляется необходимым для дальнейшего движения к совершенствованию норм права в проблемной отрасли.

В царской России действовали некоторые нормы, касавшиеся регулирования конкурентных отношений. Однако они носили поверхностный, несистематизированный характер и зачастую не могли обеспечить должной защиты в сфере конкуренции. Ученый В. Шретер отмечал, что законодательство о недобросовестной конкуренции того времени «. не в состоянии удовлетворять даже самые скромные запросы: защита только зарегистрированного товарного знака, несколько более расширенная защита фирмы, если ею пользуются в качестве товарного знака, и общее признание практикой исключительного права на фирму — этим почти исчерпан перечень специальных норм, затрудняющих некоторые проделки недобросовестных конкурентов» [6].

В 1965 г. Советский Союз присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности, которая ввела в массовое употребление термин «недобросовестная конкуренция» в международно-правовой сфере, и ратифицировал ее Брюссельскую редакцию 1900 г. Сделать это планировалось еще во времена царской России, однако политические изменения внесли свои коррективы. Сложно представить, чтобы в СССР существовала конкуренция в каком бы то ни было виде, что и выразилось в несоблюдении положений Парижской конвенции. Подписание подобных документов в СССР часто носило исключительно декларативный характер. В стране господствовала командно-административная экономика, так что, о развитии законодательства в направлении свободы предпринимательства говорить не приходится.

Лишь к концу 1980-х гг. международные нормы из парижской конвенции нашли свое отражение во внутренних нормах государства. Так, экспорт или импорт товаров могли быть приостановлены Государственной внешнеэкономической комиссией Совета Министров СССР в случае обнаружения фактов недобросовестной конкуренции (п. 2 постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1989 г. № 1405 «О дальнейшем развитии государственных, кооперативных и других общественных организаций»).

[1]

Сам термин «недобросовестная конкуренция» появился в российском законодательстве в Законе РСФСР от 24 декабря 1990 года «О собственности в РСФСР», в соответствии с которым ущерб, причиненный собственником вследствие злоупотребления своим монопольным или иным доминирующим положением, использования недобросовестных методов предпринимательства (недобросовестной конкуренции) и совершения иных действий, ущемляющих права и охраняемые законом интересы других лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Нормы о защите конкуренции частично были отражены в Основах гражданского законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 г., в соответствии с которыми не допускались действия, ущемляющие права конкурирующих субъектов [5].

Далее в 1991 г. принимается Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон расширил понимание вопроса недобросовестной конкуренции, дав, помимо общей нормы, запрещающей недобросовестную конкуренцию, список определенных действий, которые будут расцениваться как акт недобросовестной конкуренции. Вышеуказанный закон определил основы государственной антимонопольной политики, направленной на создание единого экономического пространства, свободу перемещения товаров, поддержку конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Органом власти, наделенным полномочиями по применению мер по предупреждению, пресечению и наказанию за монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, стали учрежденные в государстве антимонопольные органы. То есть с этого момента конкурентные отношения становятся объектом государственного контроля. Однако некоторые авторы критиковали формулировки в данном законе, на их взгляд, недостаточно четко определяя основные понятия антимонопольного и конкурентного права. Так, например, В. И. Еременко, писал, что в последующих редакциях закона также не удалось устранить все недочеты.

Читайте так же:  Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности приказ

В Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» раскрывались признаки недобросовестной, недостоверной, неэтичной рекламы, заведомо ложной рекламы, прописывались особенности отдельных видов рекламы. Также были обозначены права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, полномочия по контролю и права федерального антимонопольного органа, уточнены вопросы ответственности за нарушение законодательства в области рекламы. На сегодняшний день область рекламы регулирует новый усовершенствованный Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ, более систематизированный в сравнении со своим предшественником и наиболее полный.

В сфере регулирования конкурентного права следует также отметить принятие Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Он раскрывал формы недобросовестной конкуренции на рынке финансовых услуг между финансовыми организациями. Действовал данный закон до опубликования в 2006 г. Федерального закона «О защите конкуренции».

Свою роль в становлении современного законодательства сыграло и законодательство об интеллектуальной собственности, представленное, в частности, Патентным законом РФ, законами РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О селекционных достижениях», законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526–1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем».

Помимо законов в 1993 г., как известно, была принята современная Конституция Российской Федерации. Разумеется, в ней также нашли свое отражение основы конкурентного законодательства. Положения Конституции провозглашают единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Таким образом, уже в новом государстве, федеративной демократической России, заложены фундаментальные основы для формирования свободного рынка.

Новый этап в развитии конкурентного законодательства начался в 1994 году в связи с принятием нового Гражданского Кодекса РФ. Так, часть 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке [8].

Затем были приняты такие нормативные правовые акты, как Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147 — ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41 — ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию». Постепенно свое развитие также получает законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).

Действующий сегодня Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является продолжением законотворческого процесса по улучшению институтов конкуренции и антимонопольного регулирования. Стоит отметить, что процесс развития законодательства в данной сфере протекает довольно динамично, стремясь своевременно реагировать на меняющиеся реалии экономических отношений и рынка. Так, например, совокупность поправок к вышеназванному Закону была внесена в 2015 г. Эта задача была выполнена так называемым «Четвертым антимонопольным пакетом», содержащимся в Федеральном законе от 5 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, был детализирован перечень отдельных форм недобросовестной конкуренции, а также усовершенствован механизм противодействия данному явлению [7].

Видео (кликните для воспроизведения).

Современное российское законодательство нельзя назвать статичным: относительно молодое, оно часто подвергается различного рода трансформациям. Законодатель все еще находится в поиске оптимального варианта регулирования, в том числе, это касается и сферы антимонопольного и конкурентного права. На взгляд ученых, поправки, внесенные «Четвертым антимонопольным пакетом», не станут последними, так как устранены еще не все недостатки в правовой регламентации этой специфической сферы. Именно для успешности конечного результата, оформленного в нормативный правовой акт, необходим, помимо прочего, анализ исторического опыта законодателей.

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О рекламе» // «Российская газета», N 51, 15.03.2006
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  3. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434
  4. Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «О рекламе» // «Российская газета», N 142, 25.07.1995.
  5. Бадмаев Б. Г. Исторические аспекты недобросовестной конкуренции // Финансовое право. 2005. No 8.
  6. Шретер В. Недобросовестная конкуренция // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти Габриэля Феликсовича Шершеневича. М., 2005.
  7. Кротов К. С. История правового регулирования недобросовестной конкуренции в России и за рубежом. Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1 (114), 2017.
  8. Исайчева Е. А. Недобросовестная конкуренция как социально-правовое явление: историко-правовой аспект (автореферат диссертации). Саратов, 2011.

Источники


  1. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  2. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.

  3. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
  4. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.
  5. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.
Понятие и правовое регулирование добросовестной конкуренции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here