Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Содержание

Полномочия представительного органа местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Следует отметить, что в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

Депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть меньше двух лет, а установленный срок полномочий не может быть изменен в период текущего срока полномочий. Согласно ст. 8 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации срок полномочий депутата не может превышать пяти лет.

Полномочие депутата представительного органа местного самоуправления начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы представительного органа местного самоуправления нового состава.

Депутаты представительных органов местного самоуправления могут в соответствии с уставом муниципального образования осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата представительного органа местного самоуправления. Депутаты представительных органов местного самоуправления не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Федерации.

Представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты, советы и т. п. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

  1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  4. установление местных налогов и сборов;
  5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  6. надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Закон наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации (ст. 45).

Статья 45. Полномочия представительных органов местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Положением

Статья 45. Полномочия представительных органов местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Положением

Представительные органы местного самоуправления, избранные в соответствии с настоящим Положением, обладают полномочиями в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представительный орган местного самоуправления считается правомочным при избрании не менее чем двух третей от установленного числа депутатов.

Первое заседание представительного органа местного самоуправления открывает председатель избирательной комиссии муниципального образования.

Если устав муниципального образования не принят или в нем не определен порядок начала работы представительного органа местного самоуправления, то на первом заседании из состава депутатов избирается председательствующий, принимается временный регламент.

Заседания представительного органа местного самоуправления правомочны при участии не менее чем двух третей от установленного числа депутатов.

Решения представительного органа местного самоуправления принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.

Временный регламент действует до принятия устава муниципального образования.

См. комментарии к статье 45 настоящего Временного положения

Статья 46. Досрочное прекращение полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Положением

Статья 46. Досрочное прекращение полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Положением

Если на день досрочного прекращения полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избранных в соответствии с настоящим Положением, в муниципальном образовании не вступил в силу устав муниципального образования:

в случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по одномандатному избирательному округу, либо выборного должностного лица местного самоуправления избирательная комиссия муниципального образования в течение семи последующих дней назначает в соответствующем избирательном округе внеочередные выборы, а если досрочное выбытие депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, произошло менее чем за год до дня очередных выборов в данном избирательном округе, досрочные выборы не проводятся;

если в результате выбытия депутата представительного органа местного самоуправления становится невозможным реализовать полномочия представительного органа местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования в течение семи последующих дней назначает досрочные выборы в представительный орган местного самоуправления;

в случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по многомандатному избирательному округу, избирательная комиссия муниципального образования в течение семи последующих дней принимает решение о регистрации депутатом кандидата, следующего по числу полученных голосов. В таком порядке могут быть признаны полномочия не более чем одной шестой части от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления. В противном случае назначаются досрочные выборы в представительный орган местного самоуправления.

В перечисленных в части первой настоящей статьи случаях:

избирательная комиссия муниципального образования назначает досрочные или внеочередные выборы на день не позже чем через три месяца со дня наступления обстоятельств, вызвавших необходимость проведения выборов;

Читайте так же:  Сколько времени действительна справка об отсутствии судимости

выборы проводятся в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

См. комментарии к статье 46 настоящего Временного положения

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Компетенция представительного органа муниципального образования

Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены базовым законом о местном самоуправлении.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены в случае:

  1. принятия указанным органом решения о самороспуске;
  2. вступления в силу решения суда;
  3. преобразования муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9. контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципального образования определяются ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципального образования.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются

Вопрос: Какими правами обладает депутат представительного ор­гана муниципального образования?

Ответ: Права депутата представительного органа муниципального обра­зования устанавливаются муниципальными правовыми актами в соот­ветствии с требованиями федерального законодательства. Такими му­ниципальными правовыми актами, согласно требованиям Федерального закона, должны быть устав муниципального образования и специальное решение представительного органа муниципального образования. В уставе муниципального образования должны содержаться следующие положения: срок полномочий депутата (должен составлять не менее 2 и не более 5 лет), ограничения, распространяемые на депутата, и основа­ния для досрочного прекращения его полномочий.

Муниципальный правовой акт, который определяет статус депу­тата, наделяет его следующими правами:

— права депутата при работе в представительном органе муници­пального образования (право на своевременное получение документов и материалов, рассматриваемых на заседаниях представительного органа, право занимать должности в представительном органе муниципального образования, право на образование депутатских объединений, право работы на постоянной основе, право на выступления на сессии, право входить в состав комитетов (комиссий), право обращаться с депутат­ским запросом, право вносить поправки в текст рассматриваемых реше­ний);

— право на представительство интересов населения (делать обра­щения в органы государственной власти и органы муниципального об­разования, иметь оборудованное помещение, необходимое для работы с избирателями, иметь помощников депутата, работающих на оплачивае­мой основе);

— право защищать свои права в судебных и административных инстанциях.

Для надлежащей реализации прав депутата законом субъекта Российской Федерации обычно предусматривается административная ответственность за нарушение зафиксированных в муниципальном пра­вовом акте прав депутата.

Кроме прав депутата в муниципальном правовом акте должны содержаться и обязанности депутата. К ним относятся следующие обя­занности:

— участвовать в работе сессии представительного органа муници­пального образования и комитетов (комиссий) этого органа;

— вести прием избирателей;

— выполнять решения представительного органа муниципального образования;

— исполнять наказы избирателей (исполнение наказов избирате­лей должно регулироваться специальным правовым актом. Наказы мо­гут выполняться либо за счет средств местного бюджета, либо посред­ством проведения общественных работ).

Помимо описанных выше прав и обязанностей депутатов. Феде­ральный закон устанавливает некоторые другие гарантии прав депута­тов. К ним относится, в частности, порядок привлечения к уголовной ответственности. Уголовно — процессуальный кодекс Российской Феде­рации устанавливает, что в отношении депутата уголовное дело может быть возбуждено только прокурором субъекта Российской Федерации (пункт 1.1 части 1 статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Рос­сийской Федерации). Порядок привлечения депутатов к администра­тивной ответственности ничем не отличается от порядка привлечения к такому виду ответственности других лиц.

Однако, согласно Федеральному закону, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за вы­сказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока полномочий. Исключение из этого правила составляют клевета, оскорбления, другие нарушения, за которые Федеральным законом пре­дусмотрена ответственность.

Федеральный закон устанавливает основания, по которым пол­номочия депутата могут быть прекращены досрочно. К таким основани­ям относятся смерть депутата, его отставка по собственному желанию, признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным, при­знание судом безвестно отсутствующим или признание его умершим. Также досрочно прекращаются полномочия, когда в отношении депута­та вступает в законную силу обвинительный приговор суда, он выезжа­ет за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства или выходит из гражданства Российской Федерации. Помимо вышеиз­ложенного, депутат может быть отозван избирателями, его могут при­звать на военную или альтернативную гражданскую службу.

Читайте так же:  Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация педагогов

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются

Описание проблемы:

Действующий глава сельского поселения в соответствии с Уставом муниципального образования избран на срок полномочий представительного органа из числа депутатов, исполняет полномочия председателя представительного органа и возглавляет местную администрацию. Представительный орган муниципального образования планирует досрочно прекратить свои полномочия путем принятия решения о самороспуске, что согласно части 17 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий Совета народных депутатов сельского поселения путем самороспуска действующий глава поселения должен продолжать исполнение своих полномочий до дня вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования (абзац 2 части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Возникает вопрос — когда представительный орган сельского поселения нового созыва должен избрать нового главу поселения? Сразу после формирования Совета народных депутатов сельского поселения нового созыва или по истечении срока, на который, в соответствии с уставом муниципального образования, избирались депутаты представительного органа прежнего созыва? Влечет ли досрочное прекращение полномочий депутатов досрочное прекращение полномочий главы поселения в качестве председателя представительного органа? В каком порядке подлежат реализации положения Устава сельского поселения (глава поселения избирается представительным органом из своего состава, возглавляет местную администрацию и исполняет полномочия председателя Совета), если глава поселения продолжит исполнение своих полномочий после формирования Совета нового созыва, но не будет при этом являться депутатом Совета нового созыва?

[3]

Ответ.

Действующим законодательством напрямую не урегулирован порядок досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения, сочетающего в одном лице сразу три правовых статуса – главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, председателя представительного органа и депутата. Учитывая общие принципы организации местного самоуправления, заложенные в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе № 131-ФЗ, а также исходя из способа аналогии права и закона, применяемого для преодоления пробелов в законодательстве, могут быть сделаны следующие выводы.

1. Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено несколько вариантов формирования органов местного самоуправления и замещения муниципальных должностей, однако, существует лишь один единственный способ получения полномочий непосредственно от жителей муниципального образования – это участие и победа в прямых муниципальных выборах. Именно в момент избрания жителями избранный кандидат приобретает властные полномочия, соответствующие правовому статусу депутата или главы муниципального образования (назовем его первичным правовым статусом). Приобретение этим лицом иных правовых статусов (назовем их вторичными) становиться возможным и является следствием наличия у него властных полномочий, полученных по результатам выборов непосредственно от жителей. Другими словами, гражданин, первоначально не став депутатом, не смог бы претендовать ни на пост главы муниципального образования, ни на полномочия председателя представительного органа.

2. Исходя из пункта 9 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата представительного органа досрочно прекращаются в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления. Согласно пункту 1 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ самороспуск является случаем досрочного прекращения полномочий представительного органа.

3. Вопрос о том, является ли досрочное прекращение полномочий депутата основанием для досрочного прекращения полномочий главы сельского поселения, одновременно исполняющего полномочия председателя представительного органа и возглавляющего исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, в законодательстве прямо не урегулирован и является спорным.

С точки зрения Комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в результате избрания главой муниципального образования депутат приобретает новый правовой статус выборного должностного лица местного самоуправления, имеющего собственные полномочия, не совпадающие со статусом и полномочиями ни главы местной администрации, ни депутата представительного органа [1] . Исходя из этой позиции, досрочное прекращение полномочий депутата, в связи с самороспуском представительного органа, не может рассматриваться в качестве основания для прекращения полномочий главы сельского поселения. Также глава сельского поселения должен будет начать исполнять полномочия председателя вновь избранного представительного органа сельского поселения.


Однако, в рассматриваемом случае применение предложенного Комитетом Государственной Думы подхода к решению проблемы взаимосвязи между первичным и вторичными правовыми статусами представляется невозможным. Выше было показано, что между первичным правовым статусом избранного населением депутата представительного органа и вторичным правовым статусом главы муниципального образования, избранного представительным органом из своего состава, имеет место прямая связь. В силу исключения, предусмотренного частью 3 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, эта связь между статусом депутата и статусом главы сельского поселения является не только прямой, но и непрерывной. Следовательно, в случае прекращения первичного правового статуса должны быть прекращены и вторичные правовые статусы. Соответственно, в данном случае досрочное прекращение депутатских полномочий должно трактоваться, как основание для досрочного прекращения полномочий главы сельского послания, а также прекращения исполнения им полномочий председателя представительного органа.

Указанная выше логика связи первичного и вторичного правовых статусов отражена в части 10.2 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающей досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения (внутригородского района) или депутата представительного органа поселения (внутригородского района). Как представляется, в рассматриваемой ситуации эта норма может быть использована по аналогии для преодоления имеющегося пробела в законодательстве.

4. Вместе с тем, полного отсутствия органов местного самоуправления в муниципальном образовании не должно быть. Поэтому действующее законодательство и предусматривает разные механизмы временного, исключительного и т.п. осуществления властных полномочий. Именно для исключения перерыва во власти в части 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривается, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. Это означает, что после самороспуска представительного органа и прекращения полномочий его депутатов, глава поселения продолжает исполнять свои полномочия. После избрания нового состава представительного органа избирается новый глава муниципального образования, что автоматически означает и избрание председателя представительного органа и главы местной администрации. Полномочия действовавшего ранее главы муниципального образования прекращаются с вступлением в должность вновь избранного главы.

Читайте так же:  Расторжение государственного контракта в судебном порядке

«Органы и должностные лица местного самоуправления»

91. Органы и должностные лица местного самоуправления не несут ответственность перед .
Федеральным Собранием Российской Федерации

92. Органы местного самоуправления муниципального образования всегда должны взаимодействовать:
между собой
с предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, расположенными на его территории

93. Основанием ответственности органов местного самоуправления перед населением муниципального образования является .
утрата доверия

94. Основная задача муниципальной службы:
обеспечение прав и свобод человека и гражданина

95. По способу принятия решений органы местного самоуправления можно подразделить на .
коллегиальные, единоначальные и с совещательными полномочиями

Видео (кликните для воспроизведения).

96. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются .
со дня его вступления в должность

97. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются .
в день вступления в должность вновь избранного должностного лица

98. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются .
с момента начала работы нового состава депутатов представительного органа местного самоуправления

99. Полномочия представительного органа муниципального образования по изданию правовых актов определяются:
уставом муниципального образования
федеральными законами

100. Право предъявления гражданами исков о признании недействительными актов органов местного самоуправления характеризует принцип .
ответственности органов местного самоуправления перед населением

101. Предупреждение представительному органу местного самоуправления не отменившему нормативный правовой акт в соответствии с решением суда, вступившим в силу, вправе вынести .
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации

102. Принцип разделения властей на уровне местного самоуправления .
реализуется не в полном объеме

103. Прокурорский надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в форме .
изучения их действий и издаваемых нормативных правовых актов на предмет соответствия действующему законодательству

104. Работа представительного органа муниципального образования организуется .
председателем представительного органа муниципального образования

105. Самостоятельность органов местного самоуправления ограничена .
пределами собственной компетенции органов местного самоуправления

Позиция Комитета

К вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных федеральным законодательством (предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах).

Действительно, несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» является основанием для досрочного прекращения полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования в соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 131-ФЗ). Таким образом, для такого прекращения полномочий важен не факт того или иного нарушения, а получение сведений о нем представительным органом.

В то же время представительный орган муниципального образования при наличии соответствующих оснований и решений обязан досрочно прекратить полномочия своего депутата в срок, установленный частью 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов. В то же время для депутатов представительных органов всех уровней данной оговорки в федеральном законодательстве не установлено. Коррупционные правонарушения (дисциплинарные коррупционные проступки) являются по своему составу формальными, ответственность депутатов за них наступает независимо от того, чем руководствовался при их совершении гражданин, и наступивших последствий.

При этом представительный орган муниципального образования лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за установлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий виновного. Аналогична по сути ситуация и с остальными основаниями досрочного прекращения полномочий (смерти, признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным и другое). Наличие объективного юридического факта, по сути, связывает представительный орган в решениях, исключая какую-либо дискрецию.

Следует отметить, что решение представительного органа важно главным образом с точки зрения избирательного законодательства, поскольку с принятием подобного решения образуется вакантный депутатский мандат и возникает право на назначение дополнительных выборов. Именно поэтому часть 11 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ определяет срок принятия решения представительным органом муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата этого органа (30 дней). Пропуск указанного срока не может означать, что депутат представительного органа муниципального образования, нарушивший антикоррупционное законодательство, не должен быть лишен полномочий. В свою очередь нарушение представительным органом муниципального образования установленного федеральным законом срока принятия решения также является нарушением.

Читайте так же:  Суд выносит решение на основании представленных доказательств

Срок полномочий депутата представительного органа муниципального образования

Срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и нс может быть менее двух и более пяти лет. В большинстве уставов муниципальных образований он равен четырем годам. Изменить срок полномочий можно только после истечения срока полномочий действующего органа местного самоуправления.

В Постановлении от 30 ноября 2000 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области Конституционный Суд РФ подтвердил, что установление органами государственной власти субъектов РФ сроков полномочий представительных органов местного самоуправления недопустимо с точки зрения соответствия Конституции РФ. То есть это – прерогатива самого муниципального образования.

[1]

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. С момента избрания депутат вправе приступить к исполнению своих обязанностей: знакомиться с документами, осуществлять прием населения и т.д.

Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Прекращение полномочий представительного органа

Читайте также:

  1. I. Соотношение прав человека и полномочий полиций
  2. II. Прекращение трудового договора по инициативе работника
  3. IV. Прекращение трудового договора по инициативе третьих лиц
  4. O Они принимаются только теми органами правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена налоговым кодексом
  5. Q]3:1: Какое из названных полномочий не входит в компетенцию местного представительного органа г. Алматы?
  6. Q]3:1:. Какое из полномочий не относится к компетенции районного акимата?
  7. V. Иные обстоятельства, влекущие прекращение трудового договора
  8. Административная и уголовная ответственность за недопущение, ограничение, устранение конкуренции органами публичной администрации и их должностными лицами.
  9. АРЕНДА РЫБОЛОВНЫХ УГОДИЙ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ВЕДЕНИЯ РЫБОЛОВНОГО ХОЗЯЙСТВА
  10. В органах ЗАГСа расторжение брака производится
  11. В. Прекращение договора аренды
  12. ВОЗБУЖДЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ, ОКОНЧАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОКУМЕНТА ВЗЫСКАТЕЛЮ

Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;

7) отзыва избирателями;

8) досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления;

9) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом. На этот пункт следует обратить внимание, поскольку основания досрочного прекращения депутатом своих полномочий могут устанавливаться только федеральными законами, но не законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч.16 ст.35 Закона полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочнов случае его роспуска. Основания и порядок роспуска представительного органа предусмотрены ст.73 Закона (в этой статье идет речь о роспуске представительного органа как форме его ответственности перед государством – и этот вопрос вы еще будете подробно рассматривать на лекции, посвященной ответственности органов местного самоуправления). Поэтому в данный момент мы не будем останавливаться на основаниях и порядке роспуска представительного органа, предусмотренных ст.73 Закона.

Существуют и другие случаи досрочного прекращения полномочий представительного органа. Они также указаны в ч.16 ст.35 Закона:

1) в случае принятия представительным органом решения о самороспуске. Решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования.

Касаясь в целом института самороспуска, необходимо отметить, что значительной практики в этом плане пока не наработано. Возникает немало вопросов по поводу осуществления данной процедуры и, в частности, каким количеством голосов принимается данное решение. Половиной, двумя третями или тремя четвертями? Может ли часть депутатов, пусть и большая часть, лишить остальных депутатских полномочий против их воли, правомерно ли данное решение?

Как уже было сказано, решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования. Как показывает анализ уставов некоторых муниципальных образований, не во всех из них такой порядок предусмотрен. Тем не менее, есть уставы, где такие положения встречаются.

Например, в уставах муниципальных образований г. Сестрорецк и г. Петергоф установлено, что решение о самороспуске представительного органа принимается депутатами единогласно. А вот согласно уставам муниципальных образований г. Уссурийск, г. Велиж, г. Липецк, решение о самороспуске представительного органа считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

Что касается оснований самороспуска представительного органа, то уставы, в основном, лишь предусматривают самороспуск, не называя его оснований. Хотя их закрепление, несомненно, было бы целесообразно.

2) в случае вступления в силу решения суда (верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа) о неправомочности данного состава депутатов представительного органа, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Законом 2003 г. закреплено: «Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов (п. 1 ст. 35), и по смыслу такое же количество депутатов должно сохраняться на весь период осуществления своих полномочий представительным органом данного созыва.

Однако, в течение срока полномочий депутат может сложить свои полномочия по различным основаниям, как то: отставка по собственному желанию; прекращение гражданства РФ; вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; отзыв избирателями и т.п. Прекращение полномочий более одной трети депутатов может привести к тому, что состав представительного органа муниципального образования станет неправомочным.

Читайте так же:  Производственная характеристика на работника пример написания

В этом случае возникнет необходимость признания судом состава депутатов представительного органа муниципального образования неправомочным.

Нужно отметить, что возможность признания неправомочным состава депутатов представительного органа удобна для оппозиции. Депутаты, представители оппозиции, по договоренности могут досрочно сложить свои полномочия, что может привести к неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования и к новым основным выборам всего состава депутатов.

3) в случае преобразования муниципального образования.

Напомню, что преобразование муниципального образования – это объединение двух и более муниципальных образований в одно, разделение муниципального образования на два и более и, наконец, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа (либо лишением такого статуса).

Завершая рассмотрение случаев досрочного прекращения полномочий представительного органа, следует также упомянуть о том, что в Законе о местном самоуправлении нет решения на тот случай, когда полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. И найти решение в данном случае сложно, так как сход граждан ни теоретически, ни практически распустить невозможно.

Далее. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа проводятся досрочные выборы. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение 1 месяца избрать в состав представительного органа других депутатов. Таким образом получается, что в данном случае главы поселений не несут никакой ответственности.

Глава муниципального образования.

Глава муниципального образования — это высшее должностное лицо муниципального образования. Он наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Правовой статус главы муниципального образования регулируется Законом о местном самоуправлении, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. В некоторых муниципальных образованиях приняты специальные нормативно-правовые акты, регулирующие статус главы муниципального образования. Например, «Положение о статусе главы города» Междуреченска Кемеровской области.

Кстати, следует отметить, что статус главы муниципального образования, как выборного должностного лица, имеет много общего со статусом депутата представительного органа. Недаром статьи Законов о местном самоуправлении, посвященные регулированию этого вопроса, так и называются: «Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления». Другое дело, что конкретизируется этот статус, выявляются особенности правового положения тех или других должностных лиц в законах субъектов Федерации.

Деятельность главы муниципального образования осуществляется на постоянной основе. Он не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной или иной творческой деятельности.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Правила осуществления контроля населением и представительным органом за деятельностью главы муниципального образования регулируются уставами муниципальных образований.

Например, согласно уставу г. Вологды, глава города представляет в городскую Думу и обнародует в СМИ отчет о своей деятельности за год. Население, как вы помните, вправе отозвать выборное должностное лицо, каковым является глава муниципального образования в случае совершения им конкретных противоправных действий или решений, подтвержденных в судебном порядке.

Глава муниципального образования:

1) может избираться на муниципальных выборах.

В этом случае он либо возглавляет местную администрацию, либо входит в состав представительного органа и является его председателем.

2) может избираться представительным органом муниципального образования из своего состава. В этом случае он является председателем представительного органа.

Способ избрания главы муниципального образования должен быть закреплен в уставе.

Если глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, он считается избранным, если за его кандидатуру проголосуют более половины от установленной численности депутатов.

Согласно Закону 2003 г., глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации.

Это положение Закона не распространяется на поселения с численностью населения менее 1000 человек, в которых допускается совмещение полномочий председателя представительного органа и главы местной администрации, если это предусмотрено уставом муниципального образования.

[2]

Срок полномочий главы муниципального образования не может быть менее 2-х и более 5-ти лет. Как правило, глава муниципального образования избирается сроком на 5 лет. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются со дня вступления в должность избранного главы муниципального образования.

Как правило, уставы муниципальных образований устанавливают, что глава МО вступает в должность со дня принесения присяги. Это происходит на 10 – 15 день с момента официального опубликования результатов выборов.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 2472 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.

  2. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  3. Гамзатов, М. Латинско-русский словарь юридических терминов и выражений для специалистов и переводчиков английского языка / М. Гамзатов. — М.: СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2013. — 508 c.
  4. Очерки конституционной экономики. 10 декабря 2010 года. Госкорпорации — юридические лица публичного права. — М.: Юстицинформ, 2010. — 456 c.
Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here