Содержание
- 1 Банкротство сельхозорганизаций (Ибрагимов Р.)
- 2 Банкротство сельхоз организации
- 3 Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций
- 4 Сельскохозяйственные коммерческие и некоммерческие организации (общая характеристика)
- 5 Банкротство сельскохозяйственной организации
- 6 Статья 177. Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций
Банкротство сельхозорганизаций (Ибрагимов Р.)
Дата размещения статьи: 30.06.2016
Сельскохозяйственные организации всегда играли большую роль в экономике России, а в связи с последними событиями, а именно с введением санкций, направленных против России, значение сельскохозяйственной отрасли увеличилось. Но, к несчастью, с каждым годом количество обанкротившихся сельскохозяйственных организаций растет. Мы полагаем, что одной из причин увеличения количества обанкротившихся сельскохозяйственных организаций является наличие пробелов, недостатков и противоречий в действующем законодательстве в сфере банкротства сельскохозяйственных организаций.
Правовая путаница
С каждым годом количество обанкротившихся сельскохозяйственных организаций растет. Это подтверждается статистикой. Так, в 2005 году число обанкротившихся сельскохозяйственных организаций составило 416, в 2007 году — 1442, в 2010 году — 2480, в 2012 году — 2900, в 2013 году — 3125 .
———————————
Анализ процесса проведения банкротства сельскохозяйственных организаций и разработка рекомендаций по мерам, необходимым при проведении финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций // Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: http://www.mcx.ru. (2013).
Необходимые действия
Банкротство сельхоз организации
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
Наблюдение, финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации и внешнее управление сельскохозяйственной организацией
В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.
Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.
Особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций:
При продаже имущества и имущественных прав должника – сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника.
Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Влияние сезонных факторов на деятельность должника. Подходы к анализу влияния сезонных факторов.
Учет влияния сезонных факторов в процедурах банкротства
О возможности влиянии сезонных факторов на деятельность должника следует прежде всего у предприятий, чья производственная деятельность напрямую зависит от сезонности.
Здесь, как правило, речь идет о сельхозпроизводителях.
В процедур банкротства и при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, предусмотренные Закона о несостоятельности (банкротстве), применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.
При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.
При признании банкротом рыболовецкой артели (колхоза), указанной в пункте 2 настоящей статьи, права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов могут отчуждаться или переходить к другим лицам в той мере, в какой оборот водных биологических ресурсов допускается законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Для возбуждения производства по делу о банкротстве сельскохозяйственной организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.
Заявление о признании сельскохозяйственной организации банкротом принимается арбитражным судом, если требования к сельскохозяйственной организации в совокупности составляют сумму, указанную в пункте 5 настоящей статьи, и такие требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Наблюдение, финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации и внешнее управление сельскохозяйственной организацией
В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Федерального закона.
Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 настоящего Федерального закона, более чем на три месяца.
В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, а также возникли основания для оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, установленные статьей 8 Федерального закона от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», срок внешнего управления может быть продлен на год.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8282 — | 7913 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Сельскохозяйственные коммерческие и некоммерческие организации (общая характеристика)
Ведение сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики связано в основном с предпринимательством. В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Это означает, что инициатива принятия решения по всем вопросам хозяйственной деятельности принадлежит самому предпринимателю (его органам управления, если речь идет об организации), он же несет и риск возникновения возможных убытков; недопустимо вмешательство в предпринимательскую деятельность органов государственной власти и управления, кроме случаев, специально установленных законом.
Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Оно обязано иметь самостоятельный баланс или смету.
Как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели обязаны пройти государственную регистрацию. В сельском хозяйстве предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляют крестьянские (фермерские) хозяйства, глава такого хозяйства признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Не является предпринимательской деятельность, которая не имеет целью получение прибыли или носит разовый, несистематический характер: такова работа граждан в личном подсобном хозяйстве, а также деятельность сельскохозяйственных научных учреждений, потребительских кооперативов, союзов, фондов и т. д.
Как же определить, какие организации относятся собственно к сельскохозяйственным? Определение понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» дано в Федеральном законе от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»: сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
В статье 177 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
Все юридические лица разделяются на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). В отличие от коммерческих некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли (хотя они могут вести предпринимательскую деятельность) и, если какую-то прибыль получают, не распределяют ее между участниками. К ним относятся сельскохозяйственные потребительские кооперативы; финансируемые государством или другим собственником учреждения аграрного профиля (например, научные, учебные); союзы и ассоциации сельскохозяйственных кооперативов, возможны и другие формы некоммерческих организаций в сельском хозяйстве.
Коммерческие организации (с момента вступления в действие части первой ГК РФ) могут создаваться только в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятии.
Процесс реорганизации сельскохозяйственных предприятий проходил в основном в начале 1990-х гг., когда действовал Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, предусматривавший такие формы предпринимательства, как акционерные общества (открытого или закрытого типа), товарищества с ограниченной ответственностью, коллективные предприятия. На них и ориентировались колхозы и совхозы при преобразовании. Однако в Законе о предприятиях не были упомянуты производственные кооперативы, и хотя эта форма была вполне законной (действовал Закон о кооперации в СССР), их практически перестали создавать; лишь в последние годы стали предприниматься активные меры по возрождению сельскохозяйственной кооперации в России.
Большую популярность в то время приобрели также ассоциации крестьянских хозяйств, создание которых было предусмотрено Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Они представляли собой обычное крупное реорганизованное хозяйство, а крестьянскими хозяйствами в них считались внутрихозяйственные подразделения (бригады, звенья и т. п.), которым предоставлялась определенная самостоятельность.
Кроме того постановлением Правительства РФ от 6 марта 1992 г. колхозы и совхозы (по решению их трудовых коллективов) имели право сохранить прежнюю форму хозяйствования. При этом приватизация земли и раздел имущества на паи осуществлялись в этих хозяйствах в общем порядке. Такие колхозы и совхозы до последнего времени составляли весьма значительную часть всех сельскохозяйственных предприятий.
Следует отметить, что с момента принятия ГК РФ все они должны были изменить учредительные документы и перерегистрироваться. Так, любые ассоциации и союзы в настоящее время могут выступать только в качестве некоммерческих организаций; колхозы – только как форма сельскохозяйственной кооперации; такая форма, как совхозы, вообще не предусмотрена законодательством; они могут быть преобразованы в унитарные предприятия. При этом вполне допустимо, когда в названии сельскохозяйственной коммерческой организации после указания зарегистрированной организационно-правовой формы записывается и прежнее фирменное наименование, что дает узнаваемость уже зарекомендовавшим себя сельским товаропроизводителям, например: АО – комбинат «Московский», ООО – совхоз «Заря».
Также не имеет смысла перечисление в учредительных документах конкретных правомочий хозяйственного общества, товарищества, таких, как право заключать договоры, открывать счета в банках, осуществлять рекламную деятельность и т. п. Все ограничения, какие на этот счет существуют, закреплены в законодательстве: это, например, запрет на выпуск акций для всех коммерческих организаций, кроме акционерных обществ. Возможна ситуация, когда участники организации ограничили сферу своей деятельности, о чем сделали соответствующую запись в уставе: все равно заключенная данным юридическим лицом сделка, выходящая за пределы установленного ограничения, будет действительной.
В учредительных же документах сельскохозяйственных некоммерческих организаций и унитарных предприятий (а также в некоторых других предусмотренных законом случаях) обязательно должны быть определены предмет и цели их деятельности.
Что же представляют собой учредительные документы юридического лица? Для разных видов организаций законом установлены: либо только устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. При этом независимо от вида учредительные документы должны содержать ряд обязательных сведений, к которым относятся, в частности, наименование организации, место ее нахождения, порядок управления ее деятельностью.
Каждое юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Коммерческие организации имеют фирменные наименования: это означает, что они обладают исключительным правом использовать такое наименование и всякое другое лицо, по требованию обладателя исключительно права, обязано прекратить его использование (если оно это сделало) и возместить причиненные убытки.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязанности через свои органы. Поэтому большое внимание в законодательстве уделяется порядку формирования и деятельности органов управления коммерческих организаций; целый ряд вопросов, связанных с такой деятельностью, решается самими членами (учредителями) организации и фиксируется в ее учредительных документах.
Если учредительные документы сельскохозяйственной организации не соответствуют закону, ей может быть отказано в государственной регистрации. Однако нельзя отказать в регистрации по мотивам нецелесообразности.
Хозяйственные общества и товарищества, а также производственные кооперативы могут быть преобразованы из одного вида в другой (но не в иные организационно-правовые формы, такие, как унитарные предприятия, некоммерческие организации). Этой возможностью следует пользоваться тем аграрным структурам, участники которых убедились, что выбранная в период реорганизации форма оказалась несоответствующей содержанию их деятельности.
Банкротство сельскохозяйственной организации
Читайте также:
- C. Внешние руководящие и контролирующие организации
- I — Имущество организации или активы.
- II. Подсистемы политической системы – политические структуры (организации, организационные комплексы).
- Амортизационные отчисления. Связь амортизационной политики с финансовыми результатами деятельности организации
- Анализ внешних и внутренних факторов кризисного развития организации (предприятия).
- АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
- Анализ кредитоспособности организации и ликвидности ее баланса
- Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости организации
- Анализ платежеспособности организации
- Анализ сильных и слабых сторон организации
- Анализ состава, структуры и динамики активов имущества организации. Оценка структуры активов
- Анализ финансовой независимости при формировании оборотных активов, в том числе запасов организации
Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки(п.1 ст.177 Закона). Аналогичное определение содержится в ст.2 Федерального закона от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»[1].
Видео (кликните для воспроизведения). |
Важно подчеркнуть, что особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.
Особенностями обладают следующие стадиибанкротства сельхозорганизаций: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.
На каждой из названных стадий в целях финансового анализа необходимо исходить из оценки таких факторов, как сезонностьсельскохозяйственного производства, влияние на производственную деятельность природно-климатических факторов, перспективы получения доходов по окончании текущего периода сельскохозяйственных работ и возможность использования этих доходов для удовлетворения требований кредиторов.
Как финансовое оздоровление, так и внешнее управление – процедуры вводятся на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции(п.2, 3 ст.178 Закона). При этом срок внешнего управления не может превышать двухгодичный срок (в совокупности с финансовым оздоровлением).
В случае, если в ходе финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.
В случае если сельскохозяйственная организация имеет признаки банкротства, но еще не возбуждено дело в арбитражном суде, она может рассчитывать на реструктуризацию долгов — основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долгов осуществляется в соответствии с ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Порядок проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, утвержденный постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 г. №458
Названный ФЗ отнес к кредиторам – субъектов имеющих право на взыскание задолженности с сельскохозяйственных товаропроизводителей Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Таким образом, реструктуризации могут быть подвергнуты любые задолженности.
Чтобы сообщить о своем желании реструктуризировать просроченную задолженность, предприятие должно подать заявление в межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. К заявлению нужно приложить план улучшения финансового состояния и другие документы, предусмотренные перечнем, который утверждает Правительство РФ.
Приняв заявление от претендента, комиссия проверяет, имеет ли он право участвовать в программе и не возбуждено ли против него дело о банкротстве в арбитражном суде, а также комиссия оценивает план улучшения финансового состояния предприятия. На это пунктом 2 статьи 13 Закона ей отведен срок — один месяц со дня подачи заявления.
До тех пор пока комиссия не разрешит претенденту участвовать в программе и не утвердит план организационно-технических мероприятий по финансовому оздоровлению должника, он обязан ограничить операции со своим имуществом.
Другими словами, должнику запрещается без согласия комиссии продавать недвижимость и земельные участки или передавать их в аренду или в залог. Кроме того, он не должен использовать это имущество для участия в уставном капитале других предприятий и учреждать доверительное управление (п.1 ст.13 Закона).
Рассмотрев заявление должника, комиссия может принять одно из трех возможных решений:
— включить его в состав участников программы;
— установить условия, выполнив которые должник сможет стать участником программы;
В соответствии со ст.16 ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» территориальная комиссия производит расчет показателей финансового состояния должника в соответствии с методикой расчета указанных показателей (утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52).
В зависимости от показателей финансового состояния должника и в соответствии с базовыми условиями реструктуризации долгов (утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52) территориальная комиссия определяет вариант реструктуризации долгов.
После того как план оздоровления разработан, территориальная комиссия сообщает о выбранном варианте реструктуризации кредиторам предприятия-должника. Кроме того, она назначает дату своего расширенного заседания, на которое приглашаются представители всех кредиторов. На этом заседании комиссия с согласия кредиторов окончательно утверждает условия реструктуризации долга. Это решение должно быть принято единогласно, иначе подписывать соглашение о реструктуризации нельзя (п.2 ст.18 Закона).
По результатам заседания составляется протокол. В нем должно быть указано, что право на реструктуризацию дается должнику с согласия кредиторов, на долю которых приходится не менее 75 процентов от всего долга. Кроме того, указывается, что кредиторы не могут начать процедуру банкротства предприятия-должника до тех пор, пока действует соглашение о реструктуризации долгов.
Утвердив окончательный план мероприятий, комиссия заключает между кредиторами и должником типовое соглашение о реструктуризации долгов (утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52). В нем фиксируется сумма долга предприятия на определенную дату, а также размер задолженности перед каждым кредитором и его доля в общей сумме долга.
Реструктуризация задолженности проводится двумя основными способами. Во-первых, должнику может быть предоставлена рассрочка задолженности. Это означает, что должник получает право гасить свой долг по частям в течение всего срока действия соглашения. Этот срок должен быть не меньше четырех лет.
Во-вторых, участник программы финансового оздоровления может получить отсрочку долга. В этом случае погашение долга переносится на более позднюю дату. Если должнику дана такая отсрочка, то соглашение должно действовать пять лет и больше.
Независимо от способа реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды с суммы этого долга предприятие должно платить 0,5 процента годовых (с.22 Закона).
В соответствии со ст.19 Закона гасить кредиторскую задолженность нужно со специального счета с особым режимом. Этот счет можно открыть только в уполномоченном Правительством РФ банке-агенте. Порядок открытия и использования счета в ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусматривающего особый режим проведения расчетов с кредиторами сельскохозяйственного товаропроизводителя, утвержден приказом Минфина РФ и ЦБР от 29 декабря 2003 г. №119н/1364-У.
В процессе хозяйственной деятельности соглашение может быть расторгнуто. Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются (ст.27 ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»):
— неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов;
— неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов;
— возбуждение в отношении должника процедуры банкротства.
При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
Определенные особенности законодатель связывает с продажей имущества и имущественных правсельскохозяйственных организаций. Цель — создать условия для сохранения имущественного комплекса как единого объекта. В этой связи законодатель закрепляет, что на первые торги управляющий обязан выставить предприятие должника (п.1 ст.179 Закона). Только если первые торги не состоялись возможна продажа частей имущества должника. При этом преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Интересно, что Закон предусматривает для определенных субъектов преимущественное право приобретения имущества должника. При этом не установлено, подлежит ли оно реализации при продаже предприятия должника. Ответ следует положительный, ибо иное Законом не установлено.
Важно подчеркнуть, что законодателем определена обязанность арбитражного управляющего предложить лицам, обладающим преимущественным правом, приобрести имущество (включая имущественные права) должника по стоимости, указанной независимым оценщиком(проведение независимой оценки тоже обязанность управляющего). Субъектам права преимущественной покупки предоставляется один месяц на то, чтобы заявить о своем желании приобрести имущество.
По истечении месяца (при отсутствии ответа либо при отрицательном ответе) управляющий реализует имущество общим порядком. Из этого следует, что торги по продаже имущества проводятся только при невозможности реализовать преимущественное право.
Между тем, Закон содержит несколько «недомолвок». Во-первых, он не предусматривает порядок действий в ситуациях, когда своим преимущественным правом пожелали воспользоваться несколько соседей должника (извещены они должны быть все). Может ли в таком случае управляющий повысить цену либо включить в предложение дополнительные условия? И хотя из Закона положительный ответ не следует, но Закону он не противоречит. Иные способы реализации преимущественного права сложно предположить (хотя в принципе не исключен раздел имущества, но это не отвечает сути правового регулирования).
Во-вторых, Закон не определяет последствия несоблюдения управляющим права преимущественной покупки. Однако поскольку не установлено иное, приходим к выводу о ничтожности сделки, совершенной с нарушением права преимущественной покупки, даже если эта сделка стала результатом продажи с торгов (целесообразнее было бы в качестве последствия установить, что при нарушении права преимущественной покупки права и обязанности по сделке переходят с покупателя на субъекта — обладателя преимущественного права, а точнее, на одного из обладателей)
| | следующая лекция ==> | |
Особенность для градообразующих должников состоит в возможности введения внешнего управления под поручительство | | | Банкротство стратегических предприятий и организаций |
Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 489 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Статья 177. Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций
1. Для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.
4. При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.
При признании банкротом рыболовецкой артели (колхоза), указанной в пункте 2 настоящей статьи, права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов могут отчуждаться или переходить к другим лицам в той мере, в какой оборот водных биологических ресурсов допускается законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
5. Для возбуждения производства по делу о банкротстве сельскохозяйственной организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.
6. Заявление о признании сельскохозяйственной организации банкротом принимается арбитражным судом, если требования к сельскохозяйственной организации в совокупности составляют сумму, указанную в пункте 5 настоящей статьи, и такие требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Комментарий к Ст. 177 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»
1. Общие положения о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций, содержащиеся в комментируемой статье, по существу ничем не отличаются (за исключением отдельных редакционных уточнений) от аналогичных положений, которые ранее включала в себя ст. 139 Закона о банкротстве 1998 г.
2. В п. 1 комментируемой статьи содержится определение понятия «сельскохозяйственная организация», характеризующего определенную категорию должников, при банкротстве которых подлежат применению специальные правила об особенностях банкротства, включенные в параграф 3 главы IX Закона о банкротстве. Данное определение дано лишь в целях Закона о банкротстве и не может применяться за пределами сферы его действия.
Должник — юридическое лицо может быть отнесен к категории сельскохозяйственных организаций при наличии следующих признаков: 1) основным видом деятельности такой организации должно быть производство либо производство плюс переработка сельскохозяйственной продукции; 2) выручка указанной организации от реализации произведенной (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 50 процентов от общей суммы выручки.
Исходя из определения понятия «сельскохозяйственная организация», в число этой категории должников не включаются организации, которые занимаются исключительно переработкой сельскохозяйственной продукции (без ее производства): мясокомбинаты, молокозаводы, ликероводочные предприятия, сахарные заводы и т.п. Вместе с тем птицефабрики, свинооткормочные комплексы и подобные им организации должны признаваться сельскохозяйственными организациями (в смысле Закона о банкротстве), и в случае их несостоятельности подлежат применению специальные правила о банкротстве сельскохозяйственных организаций.
3. В сферу действия специальных правил об особенностях банкротства сельскохозяйственных организаций попадают также рыболовецкие артели (колхозы) при том условии, что их выручка от реализации произведенной (произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции вместе с выручкой от реализации выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки.
4. Одна из особенностей банкротства должников, относимых к числу сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им и используемых в целях сельскохозяйственного производства объектов недвижимости при проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что иные сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества.
Нельзя не заметить, что данное положение в определенной степени конкурирует с иным правилом, содержащимся в п. 2 ст. 179 Закона о банкротстве, согласно которому аналогичное преимущественное право приобретения всякого продаваемого имущества должника — сельскохозяйственной организации имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
5. Правило, содержащееся в п. 4 комментируемой статьи, также касается лишь такой процедуры банкротства должника — сельскохозяйственной организации, как конкурсное производство, поскольку речь идет об отчуждении земельных участков в случае признания сельскохозяйственной организации банкротом. Данное правило корреспондирует п. 3 ст. 129 ГК РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии со статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые определенными объектами, находящимися в федеральной собственности: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; объектами организаций федеральной службы безопасности; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ, и некоторые другие.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий; в пределах лесного фонда; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; предоставленные для нужд связи; расположенные под объектами гидротехнических сооружений и некоторые другие.
6. Особенности оборота земельных участков, входящих в земли сельскохозяйственного назначения, установлены Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» . В частности, в соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки соответствующее публичное образование имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3048.
Представляется, что при продаже земельного участка, принадлежащего сельскохозяйственной организации — должнику, при проведении процедур банкротства правило, предусмотренное ст. 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не подлежит применению, поскольку Закон о банкротстве, включающий в себя иное правило (о преимущественном праве сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, расположенных в данной местности, на приобретение недвижимости должника), носит специальный характер.
7. Необходимо отметить, что к неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут также применяться определенные досудебные процедуры, направленные на восстановление их платежеспособности. Так, например, Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной и территориальных) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2787.
В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона должник — сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в территориальную комиссию с заявлением о включении его в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы. В период разработки и утверждения территориальной комиссией плана организационно-технических мероприятий должник не вправе самостоятельно, без согласования с территориальной комиссией передавать (продавать) недвижимость и земельные участки в аренду, залог с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, выдавать поручительства и гарантии, совершать уступку прав требований, переводить долги, а также учреждать доверительное управление имуществом.
В случае принятия территориальной комиссией решения о включении должника в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей указанная комиссия направляет его кредиторам соответствующее извещение, в котором сообщает о предлагаемом варианте реструктуризации долгов и дате проведения расширенного заседания комиссии с участием кредиторов должника (ст. ст. 15, 17 указанного Закона).
Соглашение о реструктуризации долгов должно быть заключено в письменной форме и подписано кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75 процентов кредиторской задолженности должника. Данное соглашение должно содержать следующие сведения (указания): о дате, на которую фиксируются долги; о размере долга перед каждым кредитором с указанием доли в общем объеме кредиторской задолженности; об условиях и порядке реструктуризации долгов; о размере платы за отсроченную или рассроченную задолженность; о графике платежей; об обязательстве должника осуществлять платежи одновременно всем кредиторам пропорционально их доле в общем объеме кредиторской задолженности; об обязанности должника заключить договор с банком-агентом об открытии счета с особым режимом для проведения расчетов с кредиторами по указанному соглашению; об условиях выхода кредиторов из указанного соглашения; об ответственности должника за неисполнение указанного соглашения. Реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов (ст. ст. 19, 20 указанного Закона).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Следует подчеркнуть, что заключение соглашения о реструктуризации долгов ни в коем случае не является препятствием для возбуждения производства по делу о банкротстве должника — сельскохозяйственного товаропроизводителя в общем порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Напротив, Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (ст. ст. 27, 28) включает в себя положение о том, что возбуждение в отношении должника дела о банкротстве влечет автоматическое расторжение соглашения о реструктуризации его долгов.
Источники
Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.
Неосновательное обогащение. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 375 c.
Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.
Здравствуйте! Меня зовут Степан Рязанов. Я более 12 лет работаю в фирме по предоставлению юридических услуг. За это время я столкнулся с множеством разных задач в этой области. Поэтому я хочу помочь посетителям данного сайта узнать свои юридические права.
Информацию для сайта администраторы собирали со всех доступных источников. Тщательно обработанные данные были выложены в полном объеме и доступном виде для всех посетителей. Перед применением данных, прочитанных на данном сайте необходима обязательная консультация со специалистом.