Плановые проверки в образовательном учреждении проводятся

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Плановые проверки в образовательном учреждении проводятся" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944
«Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

С изменениями и дополнениями от:

20 января 2011 г.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 января 2011 г. N 13 в настоящий перечень внесены изменения

Перечень
видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью
(утв. постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944)

С изменениями и дополнениями от:

20 января 2011 г.

Наименование вида деятельности

Органы, осуществляющие плановые проверки

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Оказание скорой медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях

органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности

Оптовая торговля лекарственными средствами

[3]

органы, осуществляющие лицензирование

Дошкольное и начальное общее образование

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности

Основное общее и среднее (полное) общее образование

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности

Деятельность детских лагерей на время каникул

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор

1 раз перед началом каникул

органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор

1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

органы, осуществляющие государственный надзор

в сфере здравоохранения и социального развития

Во исполнение Закона о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля Правительством РФ утвержден перечень видов деятельности, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

Так, органы госпожнадзора и санэпидемнадзора могут проверять лиц, оказывающих услуги в сфере образования и предоставляющих соцуслуги с обеспечением проживания, не чаще 1 раза в год. А в отношении лиц, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и санаторно-курортную медпомощь, такие проверки проводятся 1 раз в 2 года. Также установлено, что деятельность детских лагерей проверяется указанными органами 1 раз перед началом каникул.

Определено, что органы, лицензирующие медицинскую деятельность, проводят проверки лиц, оказывающих санаторно-курортную и скорую медпомощь, не чаще 1 раза в 2 года. Лица, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медпомощь, проверяются не чаще 1 раза в год.

Лица, торгующие лекарствами в розницу, могут проверяться органами, лицензирующими фармацевтическую деятельность, не чаще 1 раза в год (торгующие лекарствами оптом — не чаще 1 раза в 2 года).

Проверки лиц, оказывающих образовательные услуги, проводятся соответствующими лицензирующими органами не чаще 1 раза в 2 года.

С такой же периодичностью органы госнадзора в сфере здравоохранения и соцразвития проводят проверки лиц, предоставляющих соцуслуги с обеспечением проживания.

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 27 ноября 2009 г. N 226, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. N 48 ст. 5824

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 20 января 2011 г. N 13

Добро пожаловать в МКУ «Лужский ИМЦ»!

директор МОУ «Ворошиловская ООШ»

[2]

Полтавского района Омской области

Должность руководителя предполагает огромную ответственность за все образо­вательное учреждение: педагогический коллектив, учеников, а самое главное — за исполнение требований законодательств Российской Федерации в области образования. Довольно часто в образовательных учреждениях проводятся различные проверки с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства. Контролю подвергается:

■ основная деятельность образовательного учреждения (учебная, воспитательная, научная);

■ его хозяйственная (материально-техническая) деятельность;

■ финансовая деятельность (включая платные образовательные услуги);

■ соблюдение трудового законодательства;

■ соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и др.

Контроль и надзор за исполнением законодательства РФ и контроль качества образования и подготовки выпускников осуществляет Рособрнадзор. О том, как проходила проверка Рособрнадзора в наглей школе, хочется рассказать коллегам.

О проверке отдела контроля качества образования департамента контроля и надзора в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений Омской области Министерства образования Омской области, которая пройдет сентябре 2010 года, я узнала еще в феврале, на совещании директоров в Комитете образования.

За 10 дней до проверки в школу позвонил главный специалист отдела и сообщил о том, что с 6 по 10 сентября будет проведена плановая тематическая документарная проверка деятельности школы.

Читайте так же:  Оформление налоговой декларации для получения налогового вычета

Распоряжение о проведении проверки и запрос о предоставлении документов были получены по почте. В Распоряжении были указаны:

■ его номер, дата издания и наименование органа государственного контроля;

■ фамилия, имя, отчество и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;

■ даты начала и окончания проверки и перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Также в Распоряжении были отражены цели, задачи и предмет проводимого контроля, а также правовые основания их проведения, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Так, нам предстояло пройти плановую тематическую документарную проверку соответствия деятельности школы требованиям законодательства Российской Федерации в области образования о проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы начального общего и основного общего образования. В запросе о предоставлении документов для проведения плановой тематической документарной проверки просили предоставить следующие документы:

1) копию лицензии на образовательную деятельность;

2) копию свидетельства о государственной регистрации образовательного учреждения;

3) копию приказа о назначении директора учреждения;

4) устав учреждения (с изменениями и дополнениями);

5) учебные планы на 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

6) локальные акты учреждения, регламентирующие организацию и проведение промежуточной и государственной (итоговой) аттестации выпускников;

7) классные журналы 4-х, 8-х, 9-х классов за 2008/2009 учебный год, 1-х, 5-х, 9-х классов за 2009/2010 учебный год;

8) календарно-тематические планы по предметам федерального компонента учебного плана учреждения;

9) экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов;

10) аналитические материалы по результатам контроля промежуточной и итоговой аттестации и выполнению программ за 2008/2009 и 2009/2010 учебные годы;

11) приказы (книги приказов) по обучающимся и основной деятельности за 2009 и 2010 годы;

12) протоколы педагогических и методических советов с сентября 2008 года;

13) план работы учреждения за 2009/2010 учебный год;

14) календарный учебный график (режим работы образовательного учреждения) за 2009/2010 учебный год.

Также было указано, что в срок до 7 сентября необходимо предоставить вышеперечисленные документы в Департамент.

Шестого сентября я отвезла документы в отдел контроля качества образования и сдала их специалисту, уполномоченному произвести проверку. Уже 10 сентября он пригласил меня для подписания Акта о результатах плановой тематической документарной проверки деятельности школы, который был составлен в 2 экземплярах. В акте указывались сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, их характере.

Через 10 дней по почте было прислано Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, в нем был указан срок (до 25 ноября), к которому необходимо представить отчет об исполнении предписания и устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, с приложением заверенных копий подтверждающих документов. После того как я к указанному сроку отправила отчет об исполнении предписания, по почте было прислано Уведомление о рассмотрении отчета, в котором сообщалось, что предписание считается исполненным.

Анализируя ход проверки, я установила, что она проходила в строгом соблюдении Методических рекомендаций по выездным и камеральным проверкам, которые приведены в письмах Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01 и от 04.07.2008 № 01-298/09-01.

Управление надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность

Осуществляет контроль и надзор за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, законодательства Российской Федерации в сфере образования;

Осуществляет контроль за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность лицензионных требований;

Осуществляет федеральный государственный контроль качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

Осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими образовательную деятельность требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к используемой в образовательном процессе информационной продукции.

Работа Управления регламентируется соответствующим Положением

Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Виды контроля (надзора)

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885; Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июля 2016 г. № 822; Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2016 г. № 1230; Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью от 17 ноября 2017 № 1134 Рособрнадзор осуществляет:

  • Федеральный государственный надзор в сфере образования;
  • Федеральный государственный контроль качества образования;
  • Лицензионный контроль за образовательной деятельностью;
  • Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от используемой в образовательном процессе информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Плановые и внеплановые проверки организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным Планом проведения плановых проверок юридических лиц, который утверждается руководителем Рособрнадзора.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

Мероприятие по надзору может проводиться в форме выездной или документарной проверки.

О проведении плановой проверки организации, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии приказа руководителя Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Читайте так же:  Проект организации и застройки территории снт требования

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » (ст. 93), Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля » (ст. 10) и Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности » (ст.19).

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки организации, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляются Рособрнадзором не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Обращения граждан и юридических лиц

С вопросами или жалобами о нарушении законодательства могут обратиться как физические, так и юридические лица. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в Рособрнадзоре.

В случае, если вопросы, указанные в обращении, не входят в компетенцию Рособрнадзора, обращение направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением автора обращения о переадресации обращения.

Аттестация экспертов, привлекаемых Рособрнадзором к проведению мероприятий по контролю (надзору)

Нормативно-правовые акты для подготовки к квалификационному экзамену:

Проверка школы Рособрнадзором

Статьи по теме

Общеобразовательные учреждения периодически проходят проверки, организованные Рособрнадзором. Список заведений, согласно которому Рособрнадзор проведет проверку школ в 2019 г. представлен в виде план-графиков. В обзоре представлена информация, которая разъяснит требования и поможет подготовиться к официальной инспекции.

Рособрнадзор – федеральная служба, уполномоченная законодательно выполнять контролирующую и надзорную функцию в образовательной сфере. Усиление государственного контроля деятельности общеобразовательных заведений сопряжено со вступлением в действие Закона об образовании. Проверка школ Рособрнадзором в 2019 г. уже распланирована по регионам. Актуальные графики, разъяснения по проведению подготовки учреждения к проверке, предложенные в статье, помогут пройти государственный контроль безболезненно и с минимальным количеством ошибок.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

Объекты и виды государственных проверок школы Рособрнадзором

Основными объектами при надзорных проверках школ являются следующие направления:

соблюдение законодательных требований при осуществлении обучающей функции заведения;

проверка качества предоставляемых услуг по обучению;

лицензирование деятельности в сфере образования и аккредитация учреждений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Контролирующий орган проводит несколько видов проверок: плановые и внеплановые, камеральные (документарные) и выездные.

Плановый контроль осуществляют с учетом сведений о дате предыдущей инспекции, выявленных отклонениях или нарушениях в работе учреждения, или по заданию государственных органов, уполномоченных в принятии таких решений. Ознакомиться с актуальным графиком плановых инспекций можно по предложенным ссылкам.

Найти график для конкретного учреждения также можно на официальных сайтах следующих государственных организаций:

сайт генпрокуратуры РФ;

веб-ресурс региона или города, в котором функционирует организация.

Полную информацию о критериях включения школ в план проведения проверок содержит федеральный закон №294 (ст.9, п.2). Промежуток времени между запланированными госинспекциями должен составлять не менее трех лет.

Проверка Рособрнадзора: памятка

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

По утвержденным положениям, перед проверкой школ в 2019 г. Рособрнадзор должен оповестить каждую организацию не меньше, чем за неделю (пять рабочих дней) до начала мероприятия письменно, по почте или по факсу. К сообщению прикладывают план-задание предстоящего контроля. Время, отведенное на проверку учреждения, обычно составляет от 15 рабочих часов до 20 дней с учетом объема запланированных работ.

Решение о выполнении внепланового надзора принимают, основываясь на поступившие аргументированные претензии к основной работе школы или для проверки предписаний, выданных на предыдущем инспекционном надзоре. О внеплановых мероприятиях школу предупреждают не менее, чем за сутки до их начала.

Электронная таблица с нарушениями, которые Рособрнадзор выявил у ваших коллег

При осуществлении внеплановой инспекции члены комиссии во главе с председателем действуют по установленной программе. При этом используют разные методы сбора информации:

беседа с сотрудниками учреждения, с учащимися, их родителями или представителями;

изучение предоставленных документов;

сбор устных или письменных обоснований по запланированным вопросам.

Камеральный надзор подразумевает осуществление экспертизы документированной информации без выезда сотрудников проверяющего органа в школу. Этот вид контроля могут осуществлять комиссия из нескольких уполномоченных или один сотрудник, назначенный распоряжением Рособрнадзора о проверке в школе.

Распоряжение или приказ о документарном надзоре включают:

номер распорядительного документа и дату его утверждения;

информацию о составе комиссии (должности и ФИО);

название проверяемого учреждения;

цели, задачи, объекты контроля;

основания для проведения документарного контроля с указанием законодательных актов;

даты начала и окончания мероприятия;

список документации и прочих свидетельств, необходимых для реализации плана безвыездного надзора, и сроки их подачи.

Основанием для планирования выездных инспекций является приказ уполномоченной организации по месту расположения заведения с назначением госкомиссии в том же приказе.

Полномочия инспекторов и права директора школы

В ожидании предстоящей проверки не лишней будет информация о том, какими полномочиями обладают проверяющие и какими правами обладает руководитель школы, проходящей инспекцию.

посещать учреждение при соблюдении следующих правил: инспектор должен иметь и предоставить по запросу документ, подтверждающий его полномочия, и действовать строго по законодательству;

осуществлять надзорные мероприятия в школе по утвержденному план-графику или на основании данных о предполагаемых нарушениях, поступивших от граждан, юридических лиц или других источников;

использовать личные тех. средства для выполнения работы (ноутбуки, телефоны, калькуляторы и проч.);

проводить наблюдения за всеми видами деятельности проверяемого заведения;

делать запрос документации и прочих материалов для выполнения проверки в школе Рособрнадзором;

осуществлять экспертизу предоставленной документированной информации;

организовывать анкетирование или опрос детей, родителей и сотрудников заведения;

проводить экспертизу и контролировать качества предоставляемого образования, тестировать учеников;

осуществлять любые другие действия в рамках приказа о проведении надзора.

Читайте так же:  Реорганизация медицинских учреждений в форме присоединения

Директор школы в момент осуществлении надзорных мероприятий имеет право на:

ознакомление с правами, равно как и с обязанностями, в рамках проводимой инспекции;

ознакомление с актом по результатам выполненной проверки;

приложение к отдельным частям или ко всему акту обоснований или возражений, а также любых документов, подтверждающих приложенные данные;

[1]

обжалование действий инспекторов их руководителям;

напоминать проверяющим сотрудникам о том, что их деятельность должна проводиться в рамках, установленных в режиме работы заведения.

Первый этап контроля и действия руководителя заведения

Ответственным за проведение проверки от Рособрнадзора назначают председателя комиссии, который в начале мероприятия:

проводит вводное собрание с представителями руководства школы, представляет членов комиссии и сообщает о порядке ведения работ;

уточняет все детали относительно объекта надзора, озвучивает цель и предмет контроля;

озвучивает список необходимых ресурсов и документации для проведения быстрого и качественного контроля деятельности.

Директор школы или ответственный сотрудник во время проверки Рособрнадзором школы должен:

обеспечить взаимодействие проверяющих с ответственными руководителями или сотрудниками контролируемых отделов;

организовать место работы для проверяющих с обязательными для ведения запланированных процедур средствами и материалами и гарантировать сохранность материалов контроля;

представить любую документацию, необходимую для сбора конкретной информации о процессах и работе заведения и, в конечном итоге, для достижения цели инспекции;

ответить на все вопросы, касающиеся осуществляемой инспекции;

предоставить доступ к автоматизированным информационным ресурсам, применяемым в школе, в режиме «только для чтения».

Оформление и представление результатов проверок Рособрнадзора в школе

Каждая школа должна иметь журнал учета мероприятий по контролю (надзору), в который глава комиссии вносит запись после окончания мероприятия. Неимение данного журнала уже является нарушением, и это будет внесено в акт о результатах проверки.

Необходимость составления комиссией акта проверок определено в Письме Минэкономразвития № Д05-315 от 09 февраля 2010 года. Форма акта установлена в Приказе №141 от 30 апреля 2004 года.

В акте представляют развернутые выводы по итогам проведенных мероприятий, включающие данные о выявленных несоответствиях законодательным нормам, а также выполненные или невыполненные предыдущие предписания.

Акт подписывают председатель комиссии и сотрудники, включенные в состав комиссии. Основываясь на информации из акта проверки школы, Рособрнадзор может выдать предписания, обязательные для исполнения:

об исключении несоответствий в определенный срок;

о привлечении сотрудников учреждения к ответственности, установленной законом;

об освобождении от должности отдельных сотрудников заведения.

Подготовленное предписание подписывает руководитель или уполномоченный сотрудник Рособрнадзора, после чего документ отправляют по почте в общеобразовательное заведение с уведомлением о получении. Школа должна выполнить предписанные требования своевременно, после чего представить письменный отчет в уполномоченный орган с необходимыми копиями документированной информации.

Если по каким-либо причинам требования не были выполнены, Рособрнадзор имеет право привлечь к административной ответственности должностных лиц организации. Меры воздействия на нарушителя могут быть следующими:

приостановление действия лицензии или свидетельства о гос. аккредитации по отдельным учебным программам или полностью;

лишение лицензии на деятельность или свидетельства об аккредитации;

штрафы или увольнение должностных лиц (согласно Кодексу об административных правонарушениях).

Сотрудники, проводившие инспекцию и контролирующие соблюдение законодательных норм, уполномочены составлять протоколы о нарушениях и передавать их на рассмотрение и решение суда. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных нарушениях в сфере образования, утвержден приказом №2355 от 18 декабря 2009 года.

Полученное итоговое заключение инспекции следует доводить до сведения персонала школы, отметив как положительные, так и отрицательные стороны, обнаруженные в работе заведения. Иногда заключительные совещания могут быть назначены в присутствии председателя и членов комиссии, осуществивших надзор.

Рекомендации по подготовке школы к проверке

Отвечая на вопрос о том, что проверяют инспектора при проверке Рособрнадзора в школе, необходимо обратиться к официальной информации. Согласно письму № 05-375 от 04 августа 2017 года, проверяющие в обязательном порядке изучат следующие направления деятельности в школе:

наличие локальных актов и их соответствие требованиям закона;

отсутствие нарушений прав участников образовательной системы при осуществлении основного вида деятельности организации;

следование закону при приеме, отчислении или переводе учащихся;

следование закону при работе с детьми с ограниченными возможностями;

следование законодательству при осуществлении итоговой гос. аттестации, заполнении и выдаче аттестатов по окончании заведения или их дубликатов;

следование закону при предоставлении платных услуг в сфере образования;

выполнение установленных правил при создании официального сайта учреждения в сети Интернет.

Таким образом, контролирующий орган проверяет соответствие проводимой образовательной деятельности требованиям законодательных норм и качество предоставляемых услуг. Для этого, согласно утвержденным графикам проверки школ Рособрнадзором на 2019 год, в учреждениях проверят не только нормативные документы, но и осуществление процесса обучения, и его качественные показатели.

Надзор, проводимый федеральной структурой Рособрнадзором, планируется один раз в несколько лет в общеобразовательных учреждениях страны с целью определения соответствия деятельности организации установленным нормам в области образования. Надзорные инспекции являются еще одним важным элементом, позволяющим находить недочеты и совершенствовать существующую систему образования. Важнейшим требованием для успешного продолжения образовательной деятельности учреждения является своевременное устранение предписаний, полученных от контролирующего органа.

Плановые проверки образовательных учреждений

Статьи по теме

Основные принципы проверок образовательных учреждений

Проверки образовательных учреждений государственными органами надзора и контроля могут иметь видовые различия. Это плановые проверки , документарные, и выездные. Вот перечень основных вопросов, связанных с проверками, ответы на которые дает 294-фз.

Для руководителя организации очень важно знать все основные процедуры. Чтобы отслеживать и понимать, что и как будет проходить во время проверки, и чтобы быть готовым для участия в ней и для дачи необходимых разъяснений. Форма, определенная законом — это прежде всего проверка образовательных учреждений, плановая или внеплановая, — они выездные и документарные, никакой другой формы не может быть в проведении контроля. Хотя стоит не упускать из внимания проект нового закона, который предполагает достаточно широкий спектр форм проведения контроля — их там будет насчитываться достаточно большое количество. Это тоже очень важно, мы должны понимать, что нам ожидать — только в форме проверки, в форме мониторинга, в форме аудита в организацию могут прийти. В любом случае они могут проводиться в соответствии с основаниями, которые установлены законодательно, и основные основания для нее те, которые зафиксированы прежде всего в 294 федеральном законе.

Читайте так же:  Сколько часов переподготовки необходимо для воспитателя

Формирования плана проверок образовательных учреждений

Плановая проверка образовательных учреждений может проводиться только в соответствии с ежегодным планом проведения проверки юридических лиц. При этом само формирование ежегодного плана — это тоже хорошо отрегулированная процедура. Постановлением правительства установлен порядок формирования ежегодного плана, и в свою очередь установлена форма, по какой формируется план, и каким образом происходит согласование и утверждение данного плана. Сама процедура подготовки начинается задолго до нового года, с которого будет осуществляться этот план — уже к первому сентября готовятся проекты на следующий год, участие и включения тех или иных юридических лиц, в отношении которых будет проведена проверка.

Планы сначала формируются на уровне уполномоченных органов, затем они направляются в прокуратуру, где на соответствующем уровне проходит согласование между всеми предложенными юридическими лицами в отношении возможностей включения в план проведения проверки образовательного учреждения. Это значит, что в этот момент, согласно установленным требованиям, от всех уполномоченных органов в прокуратуру поступает информация, и на уровне прокуратуры проходит согласование и уточнение, чтобы не было повтора и одновременности планирования процедур в отношении одной организации.

Именно на уровне прокуратуры отслеживается, чтобы по одному и тому же предмету не пришли в одну организацию два или три органа, уполномоченных на проведение проверки образовательных учреждений. Только после того, когда прокуратура посмотрит и согласует все планы, если появляются какие-то замечания и необходимые предложения, они их передают должностным лицам в уполномоченный орган, и уже там, если необходимо, проводится коррекция.

После этого план утверждается, вновь отправляется в прокуратуру, в вышестоящие органы, и вся эта информация обязательно предоставляется на официальных сайтах, как контролирующего органа, так и на сайте прокуратуры. То есть руководитель юридического лица и индивидуальный предприниматель, в конце года зайдя на официальный сайт органа контроля надзора или прокуратуры, обязательно может увидеть включено ли они в план проверок на следующий год.

Стоит так же обратить внимание, что постановление правительства так же четко зафиксировало основания для внесения изменений в план. Их всего два — это ликвидация организации или форс-мажорные обстоятельства, имеющие непреодолимую силу. Во всех остальных случаях проверка образовательных учреждений должна быть проведена. Иными словами, важно понимать, что ни какие-либо письма, жалобы, просьбы не могут внести изменения в план – или ликвидируется организация, или действуют форс-мажорные обстоятельства. При этом обстоятельства непреодолимой силы — это достаточно серьезный и весомый аргумент, они должны быть действительно непреодолимыми, чтобы они позволили отменить или перенести процедуру. При варианте ликвидации изменение вносится в реестр юридических лиц, то есть исключение юридического лица. Только после этого будет внесено изменение в план.

Оснований для включения в план тоже несколько, и они так же установлены 294 федеральным законом. Что касается непосредственно образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность — это истечение трех лет с последнего дня проведения проверки образовательного учреждения, или по истечении трех лет со дня регистрации юридического лица. Отметим, что три года отсчитывается с момента последнего дня последней процедуры, которая проводится, и не может проводиться плановый контроль чаще, чем один раз в три года.

Однако в отношении образовательных организаций может быть применена и проверка новым постановлением правительства Российской Федерации 544 о лицензировании, где ее можно провести в отношении организаций, ведущих программы дошкольного и общего образования не чаще, чем один раз в два года. Это четко зафиксированная постановлением норма в рамках лицензионного контроля.

Тем не менее, обобщая все случаи и варианты, всю информацию о плановых проверках образовательного учреждения можно посмотреть, узнать и быть готовым к этому мероприятию.

Учебное заведение проверяет Ростехнадзор

В настоящее время Ростехнадзор (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) действует на основании Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401. Помимо этого Положения проверяющие используют в работе и другие нормативные документы, в числе которых особое место занимает Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Итак, если исходить из этих документов, то образовательное учреждение может быть проверено на предмет того, как оно соблюдает требования по эксплуатации и обслуживанию:
– электроустановок и электрических сетей (за исключением бытовых);
– тепловых установок и сетей (например, школьных котельных);
– отдельных видов оборудования, в том числе учебного, представляющего повышенную опасность (это касается в первую очередь учреждений среднего и высшего профессионального образования).

Кроме того, в ведении проверяющих находится и строительный надзор (постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54). Так что если учебное заведение ведет строительство или реконструкцию, например, учебных корпусов, то появление контролеров из Ростехнадзора вполне возможно.

Проверяющим также позволено оценивать техническое состояние различного рода подъемных устройств (в первую очередь лифтового оборудования). Кроме того, Ростехнадзор осуществляет ряд специальных функций, в частности, по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Особенности проверок Ростехнадзора в зависимости от вида надзора определяются различными правовыми актами. Так, например, строительный надзор помимо Градостроительного кодекса РФ осуществляется на основании специального Положения, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54.

Ростехнадзор, как и все прочие контролирующие ведомства, при проверках обязан руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Сами проверки могут быть плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Предстоящую проверку Ростехнадзор должен согласовать с прокуратурой. При этом особо оговорен случай, когда предметом проверки является соблюдение учреждением требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В этом случае плановая проверка может проводиться чаще, чем раз в три года (ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Читайте так же:  Ответственность за подделку протокола общего собрания собственников

Основания для внеплановой проверки перечислены в статье 10 Закона № 294-ФЗ. Так, поводом для нее может послужить информация об угрозе или причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде и т. д. Также Ростехнадзор внепланово может проверить то, как учреждение исправило нарушения, выявленные в ходе плановой проверки.

Проводить внеплановую проверку можно только с разрешения прокуратуры. Правда, в отдельных случаях (например, если причинен вред жизни или здоровью граждан) контролеры могут самостоятельно приступить к проверке, лишь известив об этом прокуратуру.

Назначать проверку может руководитель территориального органа Ростехнадзора либо его заместитель. В распоряжении о проверке оговариваются основания, сроки, цели предстоящей проверки, виды и объем контрольных мероприятий, список привлекаемых экспертов. Перед началом проверки контролеры обязаны ознакомить руководителя или иное должностное лицо учреждения с этим распоряжением. Также проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения. Если у контролеров отсутствует хотя бы один из этих документов, то их можно не пускать не территорию учреждения.

Также стоит учесть, что сотрудники Ростехнадзора не имеют права проводить проверку, если при этом отсутствуют руководитель учебного заведения или иные должностные лица.

В свою очередь руководство учебного заведения обязано представить контролерам все необходимые документы, связанные с целями проверки, обеспечить доступ на свою территорию и к используемому оборудованию.

Выездная проверка проводится по местонахождению учебного заведения и (или) по месту фактического осуществления деятельности. К примеру, многие вузы имеют несколько учебных корпусов, зачастую расположенных по различным адресам. В подобном случае проверка проводится как по местонахождению самого вуза, указанному в его уставе, так и по местонахождению его обособленных кафедр.

В первую очередь контролеры займутся проверкой затребованных документов. Так, к примеру, если речь идет об энергоустановках, то контролеры могут проверить, как ведется техническая документация (например, специальные журналы, в которых фиксируются параметры работы конкретной установки), а также наличие у обслуживающего персонала соответствующих допусков и т. п. Далее оценивается состояние зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования транспортных средств и т. д.

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях он может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней. Продлить проверку контролеры вправе, если, например, требуется сложное длительное исследование или экспертиза.

Отметим, что органы Ростехнадзора вправе привлекать к проведению выездной проверки экспертов, которые не состоят с учебным заведением в гражданско-правовых и трудовых отношениях. Также к проверке могут привлекаться различные экспертные организации.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть немало статей, производство по которым находится в компетенции Ростехнадзора. Так, к примеру, статья 9.11 предусматривает ответственность за нарушение правил пользования топливом и энергией и неправильное использование соответствующего оборудования и установок.

Поэтому если будет выявлено нарушение, подпадающее под административную ответственность, то контролеры вправе составить об этом протокол, который в дальнейшем может стать основанием для привлечения учебного заведения и его руководства к ответственности. Также Ростехнадзор вправе приостановить деятельность учебного заведения, если, например, выявлена реальная угроза здоровью и жизни граждан.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись (ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении. Сведения о проведенной проверке должны быть внесены должностными лицами Ростехнадзора в специальный журнал учета проверок, вести который – обязанность учебного заведения. Учебное заведение, привлеченное к административной ответственности, вправе обжаловать соответствующее постановление в арбитражном суде.

Итак, контролеры должны вручить руководителю учебного заведения или иному должностному лицу распоряжение о проверке и предъявить свои удостоверения. Без этого их можно не пускать на территорию. Срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен еще на 20 рабочих дней. Плановую проверку Ростехнадзор обязан согласовать с прокуратурой и не имеет права проводить ее чаще, чем раз в три года. Внеплановая проверка также должна проходить с разрешения прокуратуры, но в исключительных случаях этого не требуется. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений передается руководителю учебного заведения или иному должностному лицу под роспись. Если по каким-то причинам должностное лицо не подписывает акт, то он высылается по почте с уведомлением о вручении.

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №7, июль 2010 г.

Источники


  1. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  2. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.

  3. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.
Плановые проверки в образовательном учреждении проводятся
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here