Передача федерального имущества в безвозмездное пользование

Сегодня предлагаем вашему вниманию статью на тему: "Передача федерального имущества в безвозмездное пользование" с комментариями знающих людей. В случае возникновения вопросов предлагаем обратиться к нашему дежурному консультанту.

Письмо Минздрава России от 19.12.2012 N 23-1/10/2-5218

«О вопросах передачи федерального недвижимого имущества в аренду или в безвозмездное пользование»

Документ по состоянию на август 2014 г.

Министерство здравоохранения Российской Федерации в рамках осуществления функций и полномочий учредителя федеральных государственных учреждений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» в части передачи недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, отнесенными к ведению Минздрава России, в аренду или безвозмездное пользование, сообщает следующее.

1. В соответствии с положениями статей 120 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник наделяет создаваемое государственное учреждение необходимым для организации его деятельности имуществом.

Из положений действующего законодательства, предусматривающих особенности осуществления деятельности федеральных государственных учреждений, следует, что закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления федеральное недвижимое имущество должно использоваться в соответствии с целями создания таких учреждений,определяемых в их уставах (Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В случае длительного неиспользования федерального недвижимого имущества или использования такого имущества не по назначению федеральное недвижимое имущество подлежит изъятию Росимуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 5.21, 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).

Учитывая содержание обращений руководителей федеральных государственных учреждений о сдаче в аренду объектов федерального недвижимого имущества, временно неиспользуемых по целевому назначению, полагаем нецелесообразным передачу в аренду или безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества для следующих целей:

— оказание медицинских услуг вне зависимости от их вида и организационно-правовой формы арендатора, а также оказание лабораторных услуг;

— ветеринарные услуги (клиники);

— фармацевтическое производство, в том числе производственные аптеки (более 100 кв. м);

— производство продуктов питания (кондитерские изделия, мясная продукция, переработка и консервирование рыбы и морепродуктов и др.);

— мастерские по ремонту и обслуживанию медицинского оборудования, бытовой техники и оргтехники и др.;

— размещение офисов организаций:

— под складские помещения;

— размещение магазинов по реализации промышленных товаров;

— размещение адвокатских контор с целью оказания правовых услуг;

— передача в аренду помещений спортивных и тренажерных залов с целью организации арендаторами занятий фитнесом, йогой.

2. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 решения по вопросам распоряжения недвижимым имуществом федерального государственного учреждения, в том числе в части передачи его в аренду, принимаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом путем направления ему проекта решения.

С учетом сложившейся практики взаимодействия с территориальными органами Росимущества, для направления проекта решения Минздрава России о передаче федерального недвижимого имущества в аренду или безвозмездное пользование на согласование в территориальные органы Росимущества учреждению необходимо представить комплект документов, согласно приложению к настоящему письму.

После рассмотрения Минздравом России указанных документов проект решения Минздрава России о согласовании передачи в аренду или безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества направляется в территориальное управление Росимущества, о чем Минздрав России информирует учреждение.

Получив указанную информацию, учреждению необходимо организовать работу по взаимодействию с территориальным управлением Росимущества, в целях представления по требованию данного государственного органа дополнительных документов, необходимых для согласования соответствующим территориальным управлением Росимущества проекта решения Минздрава России (например: копий уставов федерального государственного учреждения, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на налоговый учет, заверенные печатью учреждения, копии отчета об оценке рыночной стоимости объекта аренды и др.).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

При этом в отношении отчета об оценке рыночной стоимости объекта аренды необходимо отметить, что ставка арендной платы за аренду федерального недвижимого имущества (для торгов — стартовый размер арендной платы) определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на основании отчета независимого оценщика. Величина рыночной ставки арендной платы, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты (на дату заключения договора для договоров, заключаемых без проведения торгов, и на дату публикации извещения о торгах — для договоров, заключаемых по результатам торгов) прошло не более шести месяцев (пункт 26 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).

Для образовательных и научных федеральных государственных учреждений дополнительно обращаем внимание, что Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» установлен порядок создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 N 677 утверждены Правила заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) (далее — Правила).

Указанные Правила определяют порядок и условия заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды в отношении указанного имущества, заключаемых учреждениями с созданными ими хозяйственными обществами, в том числе перечень необходимых документов, которые учреждение направляет учредителю для согласования данного вопроса, с целью последующего их направления на согласование в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Учитывая изложенное, в случае принятия учреждением науки или образовательным учреждением решения о представлении помещений, закрепленных за ними на праве оперативного управления, хозяйственным обществам, созданным ими в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ, заключению договора аренды должно предшествовать направление в Минздрав России комплекта документов, предусмотренных Правилами.

3. После поступления в Минздрав России из территориального управления Росимущества письма с информацией о согласовании, либо об отказе в согласовании проекта решения Минздрава России о передаче в аренду или безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества, указанная информация доводится Минздравом России до учреждения путем направления решения Минздрава России, согласованного с территориальным управлением Росимущества, либо путем направления письма Минздрава России, содержащего мотивированный отказ в согласовании передачи в аренду или безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества (в случае отказа в согласовании проекта решения Минздрава России территориальным управлением Росимущества).

Читайте так же:  Расторжение трудового договора в случае неоднократного неисполнения

В случае согласования решения о передаче в аренду или безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества необходимо учитывать, что заключение договоров аренды или безвозмездного пользования объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в обязательном порядке осуществляется в соответствии со статьей 17.1 и частью 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и правилами проведения конкурсов или аукционов, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67.

При этом частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ предусмотрены случаи, когда договоры аренды или безвозмездного пользования объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, подлежат заключению без проведения конкурсов или аукционов.

Также в соответствии с письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 18.05.2011 N ЮП-03/13989 для учета договоров аренды (дополнительных соглашений к ним, согласований по субаренде и др. документов) и договоров безвозмездного пользования, контроля за использованием федерального имущества и исполнением обязанностей арендаторов и ссудополучателей, администрирования поступлений в федеральный бюджет доходов от сдачи в аренду федерального имущества (уточнение ошибочно перечисленных и возврат излишне уплаченных денежных средств), а также отстаивания интересов Российской Федерации в досудебном и судебном порядке, предлагается предусматривать в соответствующих договорах аренды, безвозмездного пользования пункт, согласно которому копия такого договора, а также все связанные с ним документы должны представляться в территориальные органы Росимущества правообладателем такого имущества.

Кроме того, в договорах аренды необходимо предусматривать обязанность арендатора в пятидневный срок с момента подписания соответствующего договора заключить с арендодателем дополнительный договор на возмещение коммунальных, эксплуатационных и иных расходов по содержанию объекта сделки, а также, при необходимости, соглашение о порядке содержания и эксплуатации мест общего пользования и общей территории.

Следует отметить, что федеральным государственным учреждениям после заключения договоров аренды или безвозмездного пользования в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537, необходимо представлять в Минздрав России надлежащим образом заверенные копии договоров аренды или безвозмездного пользования федерального недвижимого имущества в срок не позднее 10 рабочих дней с даты их вступления в силу.

Приложение
к письму Минздрава России
от __________ N ____

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ НА СОГЛАСОВАНИЕ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН РОСИМУЩЕСТВА ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ МИНЗДРАВА РОССИИ О ПЕРЕДАЧЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В АРЕНДУ ИЛИ БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ

1. Обращение учреждения на имя Министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой с предложением о распоряжении недвижимым имуществом, подписанное руководителем учреждения, а также обоснование необходимости передачи в аренду или безвозмездное пользование временно неиспользуемых помещений с указанием конкретного срока аренды с его обоснованием.

2. Перечень недвижимого имущества, предполагаемого к передаче в аренду или безвозмездное пользование, подписанный руководителем учреждения и оформленный в соответствии с прилагаемым приложением.

3. Копию технического паспорта с экспликацией и поэтажным планом с точным указанием в них штриховкой помещений, передаваемых в аренду, прошитую и заверенную печатью учреждения.

4. Копию выписки из реестра федерального имущества на объект недвижимого имущества, в котором предполагается передать в аренду или безвозмездное пользование помещения, оформленную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», заверенную печатью учреждения.

5. Копию свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на объект недвижимого имущества, в котором предполагается передать в аренду или безвозмездное пользования помещения, заверенную печатью учреждения.

6 . Подлинник выписки из технического паспорта на здание (строение), со сроком давности не более пяти лет, по форме, утвержденной Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

7 . Подлинник справки БТИ о состоянии здания со сроком давности не более пяти лет, по форме, утвержденной Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

8 . Копию экспликации (со сроком давности не более пяти лет) на объект недвижимости, являющийся предметом сделки, или помещения (если предметом сделки является часть здания, строения или сооружения) по форме, утвержденной Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», заверенную ТБТИ.

9 . Копию поэтажного плана (со сроком давности не более пяти лет) объекта недвижимости, являющегося предметом сделки, или помещений (если предметом сделки является часть здания, строения или сооружения) по формам, утвержденным Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», заверенную ТБТИ.

10 . Нотариально заверенную копию охранного обязательства, если предметом сделки является объект культурного наследия.

11 . Подлинник выписки из ЕГРП (со сроком давности не более трех месяцев), содержащей сведения о правах на объект недвижимости, являющийся предметом сделки.

12 . Копию отчета об оценке рыночной стоимости объекта аренды, проведенной в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Представляется дополнительно к документам, предусмотренным пунктами 1 — 5 настоящего перечня, федеральными государственными учреждениями, расположенными в городе Москве.

Представляется дополнительно к документам, предусмотренным пунктами 1 — 5 настоящего перечня, федеральными государственными учреждениями, расположенными в городе Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской области.

[1]

Приложение
к письму Минздрава России
от _____________ N ______

Аренда и предоставление в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества: особенности заключения договоров

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 9

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Главная особенность состоит в том, что получить государственное и муниципальное имущество в аренду или безвозмездное пользование можно только по результатам проведенного конкурса или аукциона на право заключения соответствующего договора. Данное требование обусловлено тем, что заключение договора без проведения торгов приведет или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, которые хотят выйти на рынок, путем получения прав на объект недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности. В то же время в некоторых случаях проведение конкурса или аукциона не требуется.

В силу п. п. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции исключительно по результатам проведения конкурсов или аукционов допускается заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, а также иных договоров, предусматривающих переход права владения или пользования имуществом, в отношении:

Читайте так же:  Что такое стандартные налоговые вычеты и как они работают?

Требование о том, что договоры по передаче прав на имущество должны заключаться лишь по результатам торгов в отношении не только публичного, но и иного муниципального и государственного имущества, действует с 23.07.2009, когда ст. 17.1 Закона о защите конкуренции была обновлена Федеральным законом от 17.07.2009 N 173-ФЗ.

В каких случаях торги не проводятся?

Случаи-исключения, когда государственное и муниципальное имущество передается в пользование без проведения торгов, перечислены в п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции. К ним среди прочего относится предоставление имущества:

Нужно ли проводить торги при передаче государственного или муниципального имущества в субаренду?

В соответствии с п. 2 ст. 615 ГК РФ арендатор, если иное не установлено Гражданским кодексом, другим законом или иными правовыми актами, вправе (но только с согласия арендодателя):

[3]

  • сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем);
  • предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование;
  • отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

В указанном пункте закреплено: к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Кроме того, на основании п. 1 ст. 422 ГК РФ (общая норма) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Следовательно, заключение договоров субаренды, перенайма, переуступки права аренды, другого договора по передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества должно осуществляться в порядке, установленном ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (п. 1 Письма ФАС России от 09.09.2010 N АЦ/30241). Другими словами, договор субаренды должен заключаться по результатам торгов, за исключением отдельных ситуаций. Помимо общих случаев-исключений, определенных п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, здесь действует еще одно исключение, предусмотренное п. 4 указанной статьи.

Итак, лицо, которому предоставлено право владения или пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такое право в отношении части (частей) помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. Этой нормой можно воспользоваться только в том случае, если общая площадь передаваемой части (частей) имущества не превышает 10% площади помещения, здания, строения или сооружения и составляет более 20 кв. м. Федеральная антимонопольная служба в Письме от 26.04.2010 N АЦ/12144 подчеркнула: приведенная норма распространяется как на случаи передачи государственного или муниципального имущества по результатам проведения торгов, так и на случаи передачи имущества без проведения торгов в соответствии с исключениями, установленными п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

[2]

К сведению. Если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них (части помещений), к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав в случае его заключения на срок не менее года, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения (части помещения) регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения) (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Что касается порядка проведения торгов на право заключения договора субаренды, по мнению ФАС, лицо, осуществляющее функции по организации и проведению торгов, должно руководствоваться Правилами , утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67. В этом документе указано, что организатором торгов (конкурса, аукциона) в отношении государственного или муниципального имущества, отмеченного в п. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, является собственник имущества или иное лицо, обладающее правом владения или пользования в отношении этого имущества. При передаче имущества по результатам торгов согласование такой передачи осуществляется собственником до начала организации данных торгов. При согласовании собственник уполномочивает лицо, обладающее правом владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества, на организацию и проведение соответствующих торгов. Следовательно, арендатор может выступить в качестве организатора торгов на право заключения договоров субаренды в отношении государственного или муниципального имущества при получении согласия собственника имущества до начала организации такого аукциона или конкурса (п. 2 Письма ФАС России N АЦ/30241).

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

О субъектах малого и среднего предпринимательства

Видео (кликните для воспроизведения).

Пунктом 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции разрешено заключать на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоры аренды, указанные в п. п. 1, 3 ст. 17.1 данного Закона, заключенные до 01.07.2008 с субъектами малого или среднего предпринимательства . При этом на момент заключения договора аренды на новый срок должны отсутствовать основания для его досрочного расторжения, предусмотренные гражданским законодательством. Основания для досрочного расторжения договора по требованию арендодателя установлены ст. 619 ГК РФ, а по требованию арендатора — ст. 620 ГК РФ. Новые договоры аренды без проведения торгов можно заключать на срок не более чем до 01.07.2015.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Обратите внимание: возможность, предоставляемая п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции, не действует в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • указанных в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (например, участников соглашений о разделе продукции);
  • осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

Кроме того, при применении комментируемой нормы необходимо учитывать, что в соответствии с гражданским законодательством договор аренды и договор безвозмездного пользования — это разные договоры. В отношении первого применяются правила, установленные гл. 34 ГК РФ, а в отношении второго — гл. 36 ГК РФ. Не свидетельствует об этом и то, что к договору безвозмездного пользования применяются отдельные правила, предусмотренные для аренды. В связи с этим действие п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции не распространяется на заключение договора безвозмездного пользования на новый срок, а также на его переоформление в договор аренды и последующую пролонгацию. Поэтому передача прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества, ранее предоставленного на основании договора безвозмездного пользования, без проведения торгов на условиях аренды в соответствии с указанным пунктом является нарушением требований, установленных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (п. 2 Письма ФАС России N АЦ/12144).

Читайте так же:  Процедура регистрации иностранного гражданина по месту пребывания: все необходимые шаги

Добавим: договор субаренды имущества, права на которое получены без проведения торгов в соответствии с п. 4 ст. 53 Закона о защите конкуренции, заключается по результатам торгов, кроме ситуаций, когда срабатывает п. 4 ст. 17.1 указанного Закона. При этом, если органы местного самоуправления установят иные требования, их решение в этой части будет признано недействительным (пример — Постановление ФАС УО от 24.08.2010 N Ф09-6442/10-С1, в передаче которого в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 08.12.2010 N 15913/10).

О некоторых особенностях заключения договора по результатам торгов

Согласно п. 28 Правил размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов является публичной офертой. Офертой признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте торгов не менее чем за 30 рабочих дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе или аукционе (п. п. 29, 103 Правил). В свою очередь, лица, желающие участвовать в торгах, должны подать соответствующие заявки в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией (документацией об аукционе). Подача заявки на участие в торгах признается акцептом оферты (п. п. 50, 120 Правил). Акцепт — ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (п. 1 ст. 438 ГК РФ).

Адрес официального сайта РФ в Интернете для размещения информации о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в п. п. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, — www.torgi.gov.ru (Постановление Правительства РФ от 28.09.2010 N 767).

В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В связи с этим, если заявка на участие в торгах (акцепт оферты) поступила от единственного участника, организатор торгов обязан заключить с этим участником договор передачи прав на государственное или муниципальное имущество (п. 3 Письма ФАС России N АЦ/12144).

Учтите, аукционы и конкурсы, а также заключенные по их результатам сделки будут признаны недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа, если торги проведены с нарушением ст. 17 «Антимонопольные требования к торгам» Закона о защите конкуренции. Та же участь постигнет договоры, заключенные без проведения торгов, если таковые в соответствии с требованиями п. п. 1, 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции должны были быть проведены (пример — Постановление ФАС ВСО от 22.02.2011 N А58-4177/10).

Письмо Минобрнауки России от 20.12.2012 N 10-2656

«О порядке согласования передачи в безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества»

Документ по состоянию на август 2014 г.

В целях повышения эффективности взаимодействия Департамент управления сетью подведомственных организаций Министерства образования и науки Российской Федерации сообщает, что для рассмотрения вопросов о согласовании сделок по передаче в безвозмездное пользование федерального недвижимого имущества необходимо направлять в адрес Министерства образования и науки Российской Федерации комплект документов в соответствии с прилагаемым перечнем.

Каждый комплект документов должен быть сформирован пообъектно в подписанной на корешке папке на кольцах с файлами.

Дополнительно сообщаем, что выявление в представленных документах неполных, необоснованных и недостоверных сведений будет являться основанием для отказа в согласовании сделки по передаче федерального недвижимого имущества в безвозмездное пользование.

Директор Департамента
Е.А.ТОЛСТИКОВА

Приложение
к письму Департамента управления
сетью подведомственных организаций
от «__» _________ 2012 г. N ____

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ СДЕЛКИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ

п. 1 Перечня документов

(приложение к письму
Департамента управления сетью
подведомственных организаций
от «__» _______ 2012 г. N ____)

п. 2 Перечня документов

(приложение к письму
Департамента управления сетью
подведомственных организаций
от «__» _______ 2012 г. N ____)

п. 3 Перечня документов

(приложение к письму
Департамента управления сетью
подведомственных организаций
от «__» _______ 2012 г. N ____)

п. 7 Перечня документов

(приложение к письму
Департамента управления сетью
подведомственных организаций
от «__» _______ 2012 г. N ____)

п. 10 Перечня документов

(приложение к письму
Департамента управления сетью
подведомственных организаций
от «__» _______ 2012 г. N ____)

Показатель рассчитывается как сумма итогов граф 2 и 4, умноженная на 100 и разделенное на итог графы 1.

Энциклопедия решений. Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Читайте так же:  Установление времени общения с ребенком судебная практика

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Письмо Росимущества от 11.10.2010 N ЮП-03/29730

«О предоставлении федерального имущества в безвозмездное пользование»

Документ по состоянию на август 2014 г.

В связи с многочисленными обращениями, касающимися вопросов предоставления федерального имущества в безвозмездное пользование государственным или муниципальным учреждениям, обращаю внимание на следующее.

Пунктами 1 и 3 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрена возможность передачи имущества казны Российской Федерации, а также федерального имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения федеральным государственным унитарным предприятиям либо закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями по договору безвозмездного пользования государственным или муниципальным учреждениям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 665, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. N 632, пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. N 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» дополнен подпунктом «в», которым снят запрет для федеральных государственных унитарных предприятий на передачу в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, закрепленного за данными федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и расположенного на земельных участках, указанных в пункте 1 данного Постановления.

С учетом вышеизложенного, обращаем внимание территориальных управлений Росимущества, что в случае заключения договора безвозмездного пользования в отношении указанного в абзаце 2 настоящего письма имущества, у соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования появятся законные основания для направления в Росимущество обращения с предложением о передаче федерального имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципального образования, что негативно отразится на имущественных интересах Российской Федерации (с учетом норм части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В этой связи сообщаем, что решение вопроса о передаче имущества казны Российской Федерации, а также федерального имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения федеральным государственным унитарным предприятиям либо закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями путем заключения (согласования) соответствующего договора безвозмездного пользования государственному или муниципальному учреждению, возможно лишь в исключительных случаях.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 г. N 374 (далее — Типовое положение), у территориальных управлений Росимущества отсутствуют полномочия на самостоятельное заключение сделок с имуществом казны Российской Федерации, а также согласование сделок с недвижимым имуществом федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, и закрепленным на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, в безвозмездное пользование.

В этой связи все материалы с приложениями и пояснениями целесообразности согласования (заключения) договора безвозмездного пользования в отношении указанного в предыдущем абзаце имущества должны направляться территориальными управлениями Росимущества в соответствующее структурное подразделение Росимущества.

Согласование сделок с недвижимым имуществом федеральных государственных унитарных предприятий, не включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, территориальные управления Росимущества осуществляют самостоятельно (на основании подпункта «а» пункта 4.18 Типового положения), с учетом данного письма.

Читайте так же:  Обязательно регистрироваться на госуслугах для получения прав

Можно ли передать муниципальное имущество в безвозмездное пользование

Энциклопедия решений

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Безвозмездное пользование недвижимым имуществом: оформление документов

В качестве субъекта, предоставляющего объект, может выступать лицо, наделенное правом распоряжения им. Соответственно, получателем может быть тот, кто имеет юридическую возможность эксплуатировать вещь по условиям соглашения. Первому участнику посвящена ст. 690 ГК. В норме присутствует указание на возможность предоставления имущества только собственниками или другими лицами, уполномоченными им либо законом. При этом на владельца объекта могут накладываться определенные ограничения. Например, в ст. 346 ГК установлено, что залогодатель может предоставить объект в безвозмездное пользование только по согласию залогодержателя. Субъектом, уполномоченным собственником, может выступать комиссионер, который действует в пределах поручения. Несколько меньший объем юридических возможностей предусмотрен для доверительного управляющего. Он может совершать различные сделки, осуществлять безвозмездное пользование недвижимым имуществом, но только в интересах выгодоприобретателя.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Требование о расторжении договора правомерно, если вещь не может полноценно использоваться в результате непредоставления соответствующих принадлежностей и документов. В иных случаях у ссудополучателя сохраняется право на истребование у ссудодателя указанных предметов и документов.

БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Торги (конкурс или аукцион) на право заключения договоров безвозмездного пользования проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.

Порядок передачи государственного и муниципального

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса определяются Правительством Российской Федерации.

Можно ли передать муниципальное имущество в безвозмездное пользование

— государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям. Отметим: в силу ст. ст. 295, 296 ГК РФ передача государственными и муниципальными унитарными предприятиями права владения или пользования в отношении недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляться по согласию (заданию) собственника такого имущества. В случае если государственное или муниципальное имущество передается по результатам торгов, собственник уполномочивает обладателя права хозяйственного ведения или оперативного управления на организацию и проведение соответствующих торгов, а также дает согласие (задание) на передачу такого имущества до начала организации этих торгов (Письмо ФАС РФ от 28.09.2010 N АЦ/32580);

Имущество получено в безвозмездное пользование: налоговые последствия

Муниципальные унитарные предприятия. Нередко муниципальные образования в лице комитетов по управлению имуществом передают имущество муниципальным предприятиям по договору безвозмездного пользования. Возникает ли в этой ситуации у МУП доход, подлежащий обложению налогом на прибыль? Подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

Передача имущества в безвозмездное пользование

Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в правовые и организационно-экономические особенности лизинга в части обеспечения роста поголовья специализированного мясного крупного рогатого скота. Законопроект разработан Минсельхозом России с учетом предложений АО «Росагролизинг» в целях усиления государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в приобретении и передаче им в лизинг крупного рогатого скота специализированных мясных пород.

Безвозмездное пользование

  • входящее в состав государственной казны;
  • закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
  • закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в безвозмездное пользование земельных участков, жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлено только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);

Гражданское право России

Видео (кликните для воспроизведения).

Если ссудодатель пользуется вещью не в соответствии с ее назначением или условиями, установленными договором ссуды, ссудодатель может потребовать расторжения договора и возмещения убытков. Те же последствия могут наступить при передаче вещи третьему лицу без разрешения ссудодателя (п. 1 ст. 698 ГК РФ). И в этих ситуациях на ссудополучателя возлагается риск случайной гибели вещи.

Источники


  1. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

  2. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.

  3. Под редакцией Дмитриевой И. К., Куренного А. М. Трудовое право России. Практикум; Юстицинформ — Москва, 2011. — 792 c.
Передача федерального имущества в безвозмездное пользование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here